Приложение к Адаптированной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью МКОУ "Вновь-Юрмытская СОШ" Адаптированная учебная рабочая программа по письму и развитию речи, русский язык для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) 5-9 класс 1. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения АООП относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) формирование навыков адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные учащимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения (IX класс): Русский язык Минимальный уровень: знание отличительных грамматических признаков основных частей слова; разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; образование слов с новым значением с опорой на образец; представления о грамматических разрядах слов; различение изученных частей речи по вопросу и значению; использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма; составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец; установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя; нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя); нахождение в тексте однородных членов предложения; различение предложений, разных по интонации; нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя); участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли; выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста; оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец; письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. Достаточный уровень: знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам; разбор слова по составу с использованием опорных схем; образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему; дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам; определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя; нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя); пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова; составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.; установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме; нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем; составление предложений с однородными членами с опорой на образец; составление предложений, разных по интонации с опорой на образец; различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания; отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста; отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя); выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; оформление всех видов изученных деловых бумаг; письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов); письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов) 2. Содержание учебного материала Содержание программы по русскому языку составляют два раздела: «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи». Коммуникативная направленность является основной отличительной чертой каждого из двух разделов. Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: ― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; ― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; ― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; ― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научнопознавательного текстов; ― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научнопознавательных текстов; ― развитие положительных качеств и свойств личности. Грамматика, правописание и развитие речи Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Разделительный ь. Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит. Морфология Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ. Части речи Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению. Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами. Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные. Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Глаголы на –ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с –ться, -тся. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами. Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных. Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены и др.). Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ. Развитие речи, работа с текстом Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста. Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов. Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану. Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану. Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг. Деловое письмо Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка и др. Письмо с элементами творческой деятельности. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 класс 1. Вводный урок. Гласные и согласные. Алфавит 1 2. Несовпадение звука и буквы в слове ПАССАЖИР 1 3. Твердые и мягкие согласные перед и, е, ё, ю, я 1 4. Мягкий знак на конце и в середине слова ОБЛАСТЬ 1 5. Правописание слов с разделительным мягким знаком 1 6. Р. р. Текст. Различение текста и не текста 1 7. Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова 1 8. Ударные и безударные гласные в слове 1 9. Проверка безударных гласных в слове 2 11. Р.Р. Текст. Определение темы текста. Заголовок 1 12. 1 13. Звуки и буквы. Закрепление знаний. Проверочная работа №1 Контрольные вопросы и задания 14. Деловое письмо. Адрес 2 1 17. Р.Р.Коллективное составление рассказа по серии картинок Входная контрольная работа 18. Предложение. Текст. Выражение в предложении законченной мысли 1 19. Распространение предложений 1 20. Порядок слов в предложении 1 21. Связь слов в предложении 1 22. Главные члены предложения. Сказуемое 1 10. 1 15. 16. 1 23. Главные члены предложения. Подлежащее. 1 24. Второстепенные члены предложения 1 25. Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения 1 26. Наблюдение за знаками препинания в конце предложений 1 27. Вопросительные предложения ЗДРАВСТВУЙ. СВИДАНИЯ. БЛАГОДАРЮ. 28. Восклицательные предложения 1 29. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения ОБЛАКО 2 1 32. Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. 33. Деловое письмо. Адрес 30. 31. 34. ДО 1 1 2 35. Состав слова. Текст. Корень и однокоренные слова 36. Общее и различия в значении однокоренных слов 37. ГРАНИЦА. ОХРАНА. 2 38. Включение однокоренных слов в предложения 1 39. Окончание – изменяемая часть слова 1 1 40. Установление связи между словами с помощью окончания 1 41. Приставка как часть слова 1 42. Изменение значения слова в зависимости от приставки 1 43. Приставка и предлог 1 44. Суффикс как часть слова 1 45. Изменение значения слова в зависимости от суффикса 1 46. Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне 47. 2 48. Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов 1 49. Слово-корень с ударной гласной 1 50. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов СЕВЕР 1 51. Проверка безударных гласных в корне слова 2 53. Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне 1 54. Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов 1 55. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слов 1 52. Проверяемые гласные и согласные в корне 2 58. Непроверяемые написания в корне БЕСЕДА 1 59. Единообразное написание корня в группе однокоренных слов 2 1 62. Состав слова. Закрепление знаний. вопросы и задания. Проверочная работа №3. 63. Деловое письмо. Поздравление 2 Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану 2 67. Названия предметов, действий и признаков 1 68. Понятие о частях речи. Существительное 1 69. Глагол 1 70. Прилагательное 1 71. Различение частей речи по вопросу и значению 2 Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Контрольные вопросы и задания. Контрольная работа. 1 56. 57. 60. 61. Контрольные 1 64. 65. 66. 72. 73. 74. 1 75. Части речи. Текст. Значение существительных в речи 1 76. Одушевленные и неодушевленные существительные 1 77. Собственные и нарицательные существительные СТОЛИЦА 1 78. Правописание имен собственных КОСМОС 1 79. Р.р. Текст и основная мысль текста 1 80. Понятие о единственном и множественном числе существительных 1 81. Употребление существительных в единственном и множественном числе БОТИНКИ 1 82. Изменение существительных по числам 1 83. Знакомство с понятием рода 1 84. Существительные мужского рода ГЕРОЙ 1 85. Существительные женского рода 1 86. Существительные среднего рода 1 87. Различение существительных по родам Адрес. КОНВЕРТ. 2 Существительное. Закрепление знаний. Проверочная работа №5 Контрольные вопросы и задания 1 88. 89. 90. 1 Деловое письмо. Поздравление 2 Р.Р. Коллективное изложение текста, воспринятого на слух 2 95. Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи 1 96. Различение признаков, обозначаемых прилагательными ОГРОМНЫЙ 1 97. Зависимость рода прилагательных от рода существительных 1 98. Окончания прилагательных мужского рода ТЕЛЕФОН. ТЕЛЕВИЗОР. 1 99. Окончания прилагательных женского рода 1 100. Окончания прилагательных среднего рода 1 101. Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода 1 102. Изменение прилагательных по родам 1 103. 1 104. Прилагательное. Закрепление знаний. Проверочная работа №6 Контрольные вопросы и задания 105. Деловое письмо. Записка 91. 92. 93. 94. 106. 107. 1 2 Глагол. Значение глаголов в речи 1 108. Различение действий, обозначаемых глаголами 1 109. Настоящее время глаголов 1 110. Прошедшее время глаголов 1 111. Будущее время глаголов 1 112. Различение глаголов по временам 1 113. Р.р. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли 1 114. Глагол. Закрепление знаний. Проверочная работа №7 1 115. Контрольные вопросы и задания 1 116. 2 117. Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам 118. Предложение. Текст. Главные члены предложения ЛЕСТНИЦА 1 119. Второстепенные члены предложения 1 120. Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам 1 121. Различение нераспространенных и распространенных предложений 1 122. Распространение предложений ПОБЕДА 1 123. Знакомство с однородными членами предложения 1 124. Дополнение предложения однородными членами ОДНАЖДЫ 1 125. Предложение. Закрепление знаний. Проверочная работа №8 1 Контрольные вопросы и задания 126. 1 127. Деловое письмо. Записка 1 128. Итоговый контрольный диктант 1 129. Повторение и закрепление знаний. Состав слова 1 130. Существительное 1 131. Прилагательное 1 132. Глагол 1 133. Предложение 1 134. Текст 1 135. Деловое письмо. Письмо 2 136. Повторение изученного 6 КЛАСС № урока п/п 1. Тема урока Повторение. Предложение. Текст Количес тво часов 1 2. Главные и второстепенные члены предложения. 1 3. Предложения распространённые и нераспространённые. 1 4. Однородные члены предложения. 1 5. Однородные члены предложения (продолжение) 1 6. Текст. Сжатое изложение «Осень» 1 7. Звуки и буквы 1 Алфавит. Звуки гласные и согласные. 8. Разделительный Ь знак. 1 9. Правописание ударных и безударных гласных. 1 10. Правописание звонких и глухих согласных. Письмо по памяти. 1 11. Обобщающий урок по теме «Звуки и буквы». Диктант 1 Работа над ошибками. 12. Состав слова 1 Корень и однокоренные слова. 13. Приставка. Образование слов при помощи приставки. 1 14. Суффикс. Образование слов при помощи суффикса. 1 15. Окончание. Роль окончаний в слове. 1 16. Упражнения на закрепление. 1 17. Р.Р. Составление рассказа по опорным словам и словосочетаниям, сочинение «Снегурочка». 1 18. Правописание безударных гласных в корне слова. 1 19. Способы проверки безударных гласных. Словарный диктант. 1 20. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. 1 21. Непроизносимые согласные в корне слова. Письмо по памяти. 1 22. Способы проверки согласных в корне слова. 1 23. Упражнения на закрепление. Урок-тренинг. 1 24. Приставка и предлог. 1 25. Умение различать приставку и предлог на письме. Урок-тренинг. 1 26. Разделительный Ъ знак после приставок. 1 27. Разделительные ъ и ь знаки. 1 28. Р.Р. Сочинение – рассказ по началу и концу. 1 «Догадливый хомяк». 29 Правописание приставок. 1 30. Р. Р. Деловое письмо-объявление. 1 31. Контрольный диктант по теме «Состав слова». 1 32. Работа над ошибками. Упражнения на закрепление. 1 33. Р. Р. Составление рассказа, сочинение «К людям за помощью». 1 34. Части речи 1 Имя существительное, имя прилагательное, глагол. 35. Упражнения в определении частей речи. 1 36. Имя существительное Общие признаки имен существительных 1 Грамматические признаки -род и число имен существительных. 37. Грамматические признаки -падеж имен существительных. 1 38. Имена существительные собственные и нарицательные. 1 39. Имена существительные собственные и нарицательные (продолжение) 1 40. Единственное число имен существительных 1 Склонение имен существительных в единственном числе. 41. Правописание имен сущ-х женского и мужского рода с шипящей на конце. 1 42. Окончания существительных 1-го склонения в Р.,Д., П. падежах. 1 43. Окончания существительных 2-го склонения в Т., П. падежах. 1 44. Окончания существительных 3-го склонения в Р.,Д., П. падежах. 1 45. Проверочный диктант по теме «Имя существительное». 1 46. Работа над ошибками. Упражнения на закрепление. 1 47. Р. Р. Письменный пересказ, изложение «Красивая лиственница». 1 48. Множественное число имен существительных 1 Образование существительных множественного числа. 49. Склонение имен существительных во множественном числе. 1 50. Дательный падеж существительных множественного числа. 1 51. Дательный падеж существительных множественного числа. 1 52. Творительный падеж существительных множественного числа. 1 53. Письмо по памяти. Творительный падеж существительных множественного числа. 1 54. Предложный падеж существительных множественного числа. 1 55. Предложный падеж существительных множественного числа (продолжение) 1 56. Родительный падеж существительных множественного числа. 1 57. Правописание существительных с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце в Р.п. множественного числа. 1 58. Контрольный диктант по теме «Склонение имен существительных». 1 59. Работа над ошибками. 1 60. Существительные только единственного и только множественного числа 1 61. Р. Р. Письменный пересказ по плану, изложение «Мороз». 1 62. Р. Р. Деловое письмо в стенгазету. Упражнения на закрепление. 1 63. Проверочный диктант по теме «Склонение существительных во множественном числе». 1 64. Работа над ошибками. Упражнения на закрепление. 1 65. Имя прилагательное 1 Имя прилагательное как часть речи. 66. Род имен прилагательных. 1 67. Окончания имен прилагательных в мужском роде. Словарный диктант. 1 68. Р. Р. Составление рассказа по плану, сочинение «Как изменилась природа зимой». 1 69. Окончания имен прилагательных в женском роде. 1 70. Окончания имен прилагательных в среднем роде. 1 71. Родовые окончания прилагательных. Письмо по памяти. 1 72. Проверочный диктант по теме «Изменение имен прилагательных по родам». 1 73. Работа над ошибками. Упражнения на закрепление. 1 74. Изменение имён прилагательных по числам. 1 75. Склонение имен прилагательных в единственном числе. 1 76. Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. 1 77. Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. 1 78. Р. Р. Письменный пересказ, изложение по плану «Дятел». 1 79. Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. 1 80. Контрольный диктант по теме «Склонение имен прилагательных в единственном числе». 1 81. Работа над ошибками. Упражнения на закрепление. 1 82. Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. 1 83. Деловое письмо другу. 1 84. Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода. 1 85. Письмо по памяти. 1 86. Р. Р. Деловое письмо-заметка. 1 87. Склонение имен прилагательных женского рода. Словарный диктант. 1 88. Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. 1 89. Р. Р. Письменный пересказ, изложение по плану и опорным словам «Чем пахнет весна». 1 90. Винительный падеж имен прилагательных женского рода. 1 91. Письмо по памяти. 1 92. Повторение. Склонение имён прилагательных женского рода. 1 93. Склонение имен прилагательных во множественном числе. 1 94. Глагол 1 Глагол как часть речи. 95. Глагол как часть речи. 1 96. Изменение глаголов по временам. 1 97. Изменение глаголов по временам. 1 98. Изменение глаголов по числам. 1 99. Изменение глаголов по числам. 1 100. Повторение. Изменение глагола по временам и числам. 1 101. Повторение. Изменение глагола по временам и числам. 1 102. Контрольный диктант по теме «Глагол» 1 103. Работа над ошибками. Упражнения на закрепление. 1 104. Предложение 1 Простое предложение. Главные члены предложения. 105. Однородные члены предложения. 1 106. Однородные члены предложения (продолжение) 1 107. Однородные члены предложения (продолжение) 1 108. Знаки препинания при однородных членах предложения. 1 109. Знаки препинания при однородных членах предложения (продолжение) 1 110. Сложное предложение. 1 111. Знаки препинания в сложном предложении. 1 112. Знаки препинания в сложном предложении (продолжение) 1 113. Обращение. 1 114. Предложения с обращением. 1 115. Обобщение по теме «Предложение» 1 116. Упражнения на закрепление. 1 117. Контрольный диктант по теме «Предложение» 1 118. Работа над ошибками 1 119. Повторение 1 Правописание орфограмм в корне. 120. Правописание орфограмм в корне (продолжение) 1 121. Правописание орфограмм в приставке. 1 122. Правописание орфограмм в приставке (продолжение) 1 123. Правописание окончаний существительных и прилагательных 1 124. Правописание окончаний существительных (продолжение) 1 125. Правописание окончаний прилагательных 1 126. Состав слова. 1 127. Состав слова (продолжение) 1 128. Предложение. 1 129. Знаки препинания в простом предложении. 1 130. Итоговый контрольный диктант. 1 131. Работа над ошибками. Упражнения на закрепление. 1 132. Знаки препинания в сложном предложении. 1 133. Р.р. Подготовка к сочинению. 1 134. Р.р. Сочинение по плану. 1 135. Обобщающий урок-викторина «Что мы узнали за год?» 1 136. Повторение пройденного 1 7 КЛАСС № урока п/п 1. Тема урока Предложение Количест во часов 1 Предложение Главные члены предложения. 2. Распространенные и нераспространенные предложения. 1 3. Однородные члены предложения. Союзы и, а, но. 1 4. Сложные предложения с союзами а, и, но. 1 5. Сложные бессоюзные предложения 1 6. Упражнения на закрепление. 1 7. Диагностическая контрольная работа 1 8. Работа над ошибками 1 9. Телеграмма. 1 10. Состав слова 1 Состав слова 11. Корень. Однокоренные или родственные слова. 1 12. Подбор однокоренных слов 1 13. Приставка. 1 14. Приставка (продолжение) 1 15. Суффикс. 1 16. Суффикс (продолжение) 1 17. Окончание. 1 18. Безударные гласные в корне слова. 1 19. Безударные гласные в корне слова (продолжение) 1 20. Звонкие и глухие согласные в корне слова. 1 21. Непроизносимые согласные в корне слова (продолжение) 1 22. Непроизносимые согласные в корне слова 1 23. Гласные в приставках. 1 24. Гласные в приставках (продолжение) 1 25. Согласные в приставках. 1 26. Согласные в приставках (продолжение) 1 27. Разделительный Ъ после приставок. 1 28. Разделительный Ъ после приставок (продолжение) 1 29. Приставка 1 30. Предлог. 1 31. Сложные слова. 1 32. Упражнения на закрепление 1 33. Обобщение по материалу первого триместра 1 34. Контрольная работа по материалам первого триместра 1 35. Работа над ошибками.. 1 36. Сочинение. 1 37. Части речи 1 Имя существительное. Роль имени существительного в речи. Имена существительные собственные и нарицательные 38. Имена существительные мужского и женского рода с шипящей на конце. 1 39. Склонение имен существительных в единственном числе. 1 40. Начальная форма имен существительных. 1-ое, 2-ое, 3-е склонение имен существительных. 1 41. Ударные и безударные окончания имен существительных единственного числа. 1 42. Упражнения на закрепление. 1 43. Склонение имён существительных во множественном числе. 1 44. Склонение имён существительных во множественном числе (продолжение) 1 45. Родительный падеж имён существительных во множественном числе. 1 46. Имена существительные множественного числа родительного падежа с шипящей на конце. 1 47. Упражнения на закрепление. 1 48. Проверочная работа по теме «Имя существительное» 1 49. Работа над ошибками. 1 50. Заявление. 1 51. Имя прилагательное. Связь с существительным, грамматические признаки. 1 52. Склонение имён прилагательных в единственном числе мужского и среднего рода. 1 53. Безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном числе. 1 54. Склонение имён прилагательных Женского рода. 1 55. Безударные падежные окончания имён прилагательных женского рода. 1 56. Упражнения на закрепление. 1 57. Изложение. 1 58. Склонение имён прилагательных во множественном числе. 1 59. Безударные падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. 1 60. Безударные падежные окончания имён прилагательных во множественном числе (продолжение) 1 61. Упражнения на закрепление. 1 62. Проверочная работа по теме: "Имя прилагательное". 1 63. Работа над ошибками. 1 64. Местоимение. 1 65. Личные местоимения. 1 66. Склонение и правописание личных местоимений 1-го лица. 1 67. Склонение и правописание личных местоимений 1-го лица (продолжение) 1 68. Склонение и правописание личных местоимений 1-го лица (продолжение) 1 69. Склонение и правописание личных местоимений 2-го лица. 1 70. Склонение и правописание личных местоимений 2-го лица (продолжение) 1 71. Склонение и правописание личных местоимений 3-го лица. 1 72. Склонение и правописание личных местоимений 3-го лица (продолжение) 1 73. Склонение и правописание личных местоимений 3-го лица 1 .(продолжение) 74. .Правописание предлогов с местоимениями 3-го лица. 1 75. .Письмо. 1 76. Проверочная работа по материалам второго триместра 1 77. Работа над ошибками. 1 78. Глагол. 1 Глагол, как часть речи. 79. Роль глагола в предложении. 1 80. Изменение глаголов по временам. 1 81. Изменение глаголов по временам (продолжение) 1 82. Изменение глаголов по временам (продолжение) 1 83. Изменение глаголов по числам. 1 84. Изменение глаголов по числам. 1 85. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. 1 86. Изменение глаголов (продолжение) прошедшего времени по родам и числам 1 87. Изменение глаголов (продолжение) прошедшего времени по родам и числам 1 88. НЕ с глаголами. 1 89. НЕ с глаголами (продолжение) 1 90. Изменение глаголов по лицам. 1-е лицо глаголов. 91. 2-е лицо глаголов. 1 92. 3-е лицо глаголов. 1 93. Глаголы на –ся и –сь 1 94. Изложение. 1 95. Правописание личных окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа. 1 96. Правописание глаголов в 3-м лице. 1 97. Обобщение по теме: «Глагол». 1 98. Проверочная работа по теме "Глагол". 1 99. Работа над ошибками. 1 100. Предложение 1 1 Простые и сложные предложения. 101. Простое предложение с однородными членами. 1 102. Простое предложение с однородными членами (продолжение) 1 103. Простое предложение с однородными членами (продолжение) 1 104. Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И. 1 105. Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И (продолжение) 1 106. Упражнения на закрепление. 1 107. Самостоятельная работа по карточкам. 1 108. Сложное предложение. 1 109. Значение союзов И,А,НО в сложном предложении. 1 110. Знаки препинания в сложном предложении. 1 111. Изложение. 1 112. Проверочная работа по теме: "Предложение". 1 113. Работа над ошибками. 1 114. Обращение. 1 115. Обращение (продолжение) 1 116. Упражнения на закрепление. 1 117. Объявление. 1 118. Повторение 1 Состав слова. 119. Правописание гласных и согласных в корне. 1 120. Части речи. 1 121. Правописание падежных окончаний имён существительных. 1 122. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. 1 123. Склонение личных местоимений. 1 124. Правописание глаголов. 1 125. Изложение. 1 126. Простое предложение. 1 127. Простое предложение (продолжение) 1 128. Сложное предложение. 1 129. Сложное предложение. 1 130. Обобщение и повторение. 1 131. Итоговая контрольная работа (диктант) 1 132. Работа над ошибками. 1 133. Устное сочинение «Простое и сложное в русском языке» 1 134. Беседа по материалу, пройденному за год 1 135136. Викторина «Язык мой – друг мой» 2 Повторение пройденного 8 КЛАСС № урока п/п 1. Тема урока Повторение Количест во часов 1 Предложение. Текст. Вводный урок. 2. Простые и сложные предложения. 1 3. Составление сложных предложений. 1 4. Однородные члены предложения. Выделение однородных членов из предложения. 1 5. Использование однородных членов в предложении. 1 6. Обращение. Знаки препинания при обращении. 1 7. Использование обращений в предложениях. 1 8. Предложение. Закрепление знаний. 1 9. Состав слова. Текст 1 Состав слова. Текст. Вводный урок. 10. Корень. Однокоренные слова. 1 11. Приставка, суффикс, окончание. 1 12. Разбор слова по составу. 1 13. Правописание гласных и согласных в корне и приставке. Проверка орфограмм в корне. 1 14. Нахождение орфограмм в корне и их проверка. 1 15. Правописание приставок. 1 16. Орфограммы в корне и приставке. 1 17. Текст. Составление плана текста. 1 18. Сложные слова. Сложные слова с соединительными гласными о, е. 1 19. Сложные слова без соединительной гласной. 1 20. Сложные слова с соединительной гласной и без неё. 1 21. Состав слова. Закрепление знаний. 1 22. Состав слова. Закрепление знаний. 1 23. Контрольные вопросы и задания. 1 24. Части речи. Текст 1 Различение частей речи 25. Существительное 1 26. Значение существительных в речи. 1 27. Существительные близкие по значению 1 28. Род, число и падеж существительных. 1 29. Склонение существительных в единственном числе. Определение склонения существительных. 1 30. Ударные и безударные окончания существительных. 1 31. Правописание склонения. падежных окончаний существительных 1-го 1 32. Правописание склонения. падежных окончаний существительных 2-го 1 33. Правописание склонения. падежных окончаний существительных 3-го 1 34. Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе. 1 35. Склонение существительных во множественном числе. Изменение по пад-ежам существительных во мн. числ. 36. Постановка падежных множественном числе 37. Падежные окончания существительных во множественном числе. 38. Ударные и безударные падежные окончания существительных во 1 множественном числе. 39. Правописание падежных множественном числе. окончаний 40. Окончания родительного множественном числе. падежа 41. Склонение сущ-ых. Закрепление знаний. 1 42. Существительное. Закрепление знаний. 1 43. Контрольная работа по теме "Существительное" 1 44. Прилагательное 1 45. Значение прилагательных в речи. 1 46. Прилагательные, близкие по значению. 1 47. Словосочетания с прилагательными. 1 48. Род и число прилагательных. 1 49. Склонение прилагательных в единственном числе. Изменение окончаний прилагательных по вопросам. 1 50. Постановка вопросов к прилагательным. 1 окончаний к существительным существительных существительных 1 во 1 1 во 1 во 1 51. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. 1 52. Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли текста. 1 53. Склонение прилагательных во множественном числе. Выделение 1 словосочетаний с прилагаемыми во множественном числе. 54. Изменение прилагательных во мн. числе по падежам. 1 55. Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе. 1 56. Правописание падежных множественном числе. окончаний прилагательных во 1 57. Правописание падежных множественном числе. окончаний прилагательных во 1 58. Склонение прилагательных. Закрепление знаний. 1 59. Прилагательное. Закрепление знаний. 1 60. Контрольная работа по теме "Прилагательное" 1 61. Местоимение 1 Значение местоимений в речи. 62. Различение местоимений по лицам и числам. 1 63. Склонение личных местоимений. Склонение местоимений 1-го лица (я, мы). Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица ед. числа. 1 64. Склонение местоимения 1-го лица единственного числа. 1 65. Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица множественного 1 .числа. 66. Склонение мест-ия 1-го лица множественного числа. 1 67. Склонение мест-ий 1-го лица единственного и множественного числа. 1 68. Склонение личных местоимений. Склонение мест-ий 2-го лица (ты, вы). Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица единственного числа. 1 69. Склонение мест-ия 2-го лица единственного числа. 1 70. Наблюдение за склонением мест-ия 2-го лица множественного числа. 1 71. Склонение местоимения 2-го лица множественного числа. 1 72. Склонение местоимений 2-го лица единственного и множественного числа. 1 73. Склонение мест-ий 3-го лица (он, она, оно, они). Наблюдение за склонением местоимений 3-го лица единственного числа. 1 74. Склонение местоимений 3-го лица единственного числа. 1 75. Наблюдение за склонением мест-ия 3-го лица множественного 1 числа. 76. Склонение мест-ия 3-го лица множественного числа. 77. Склонение мест-ий 3-го лица единственного и множественного 1 числа. 78. Местоимение. Закрепление знаний. 1 1 79. Местоимение. Закрепление знаний. 1 80. Контрольные вопросы и задания. 1 81. Глагол 1 82. Значение глаголов в речи. 1 83. Глаголы, близкие по значению. 1 84. Частица не с глаголами. 1 85. Неопределённая форма глагола. 1 86. Изменение глаголов по временам и числам. 1 87. Изменение глаголов по лицам. 1-е лицо глагола. Знакомство с глаголами 1-го лица. 1 88. Постановка вопросов к глаголам 1-го лица. 1 89. Употребление глаголов в 1-м лице единственного и множественного числа. 1 90. 2-е лицо глагола. Знакомство с глаголами 2-го лица. 1 91. Постановка вопросов к глаголам 2-го лица. 1 92. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. 1 93. Употребление глаголов во 2-м лице единств-го и множественного числа. 1 94. 3-е лицо глагола. Знакомство с глаголами 3-го лица. 1 95. Постановка вопросов к глаголам 3-го лица. 1 96. Употребление глаголов в 3-м лице един-ого и множественного числа. 1 97. Правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся и –ться. 1 98. Различение глаголов по лицам и числам. 1 99. Глагол. Закрепление знаний. 1 100. Контрольная работа по теме по теме "Глагол" 1 101. Наречие 1 102. Наречие как часть речи. 1 103. Наречие – неизменяемая часть речи. 1 104. Значение наречий в речи. 1 105. Образование наречий от прилагательных. 1 106. Наречия противоположные и близкие по значению. 1 107. Наречия, отвечающие на вопрос как? 1 108. Наречия, отвечающие на вопрос где? 1 109. Наречия, отвечающие на вопрос когда? 1 110. Наречия, отвечающие на вопрос куда? Откуда? 1 111. Постановка вопросов к наречиям 1 112. Подбор наречий с опорой на вопросы. 1 113. Наречие. Закрепление знаний. 1 114. Контрольные вопросы и задания. 1 115. Предложение. Текст 1 Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. 116. Распространение предложений однородными членами. 1 117. Сложное предложение. Сложное предложение без союзов. 1 118. Сложные предложения с союзами и, а, но. 1 119. Составление сложных предложений с союзами и, а, но. 1 120. Сравнение простых и сложных предложений. 1 121. Распространение простых и сложных предложений. 1 122. Предложение. Закрепление знаний. 1 123. Подготовка к годовой контрольной работе 1 124. Контрольная работа по теме «Предложение» 1 125. Работа над ошибками 1 126. Повторение 1 Состав слова. 127. Части речи 1 128. Предложение. 1 129. Обобщение материала, пройденного материала 1 130. Годовая контрольная работа 1 131. Анализ контрольной работы 1 132. Работа над ошибками 1 133. Устное сочинение «Чему я научился». 1 134. Беседа по материалу, пройденному за год 1 135. Викторина «Части речи- путь к знанию языка» 1 136.. Итоги года. Повторение. 1 9 КЛАСС № п/п Тема урока Кол. час. 1. 2. Простые распространенные и нераспространѐнные предложения. Предложения с однородными членами. 1 1 3. 4. 5-6. Обращение. Знаки препинания при обращении. Диалог Сложное предложение с союзами и, а, но. Сложное предложение со словами что, чтобы, потому что, где, когда, который. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Р.Р. Письмо. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие Гласные ударные и безударные. Мягкий знак – показатель мягкости согласных. Разделительные мягкий и твёрдый знаки. 1 1 2 7-8. 9. 10. 11. 12. 13. 2 1 1 1 1 1 14. Р.Р..Деловое письмо: объявление. 1 15. Контрольная работа по теме «Звуки и буквы». Диктант "Два ветра" с грамматическим заданием. Работа над ошибками. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. 1 Упражнения на правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание приставок с гласными о, а, е. Правописание приставок на согласную вне зависимости от произношения. Упражнения на правописание приставок на з, с. Проверочная работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне и приставке». Р.Р. Сочинение- письмо с привлечением сведений из личных наблюдений Работа над ошибками. Сложные слова. Образование сложных слов при помощи соединительных гласных и без них. Сложносокращённые слова. Деловое письмо: расписка. Повторительно-обобщающий урок по теме «Состав слова». Контрольная работа за 1 четверть. Работа над ошибками. Имя существительное. Роль существительного в речи. С.р. Сочинение по личным наблюдениям «Поздняя осень». Работа над ошибками. Основные грамматические категории имени существительного. Имена собственные. Склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. 1 1 2 16. 17. 18. 19. 20-21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34-35. 36-37. 38. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 39. 40-41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51-52. 53-54. 55. 56-57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65-66. 67. 68-69. Упражнения на правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные с шипящей на конце. Р.Р. Подробное изложение по плану и опорным словам Обобщение по теме « Имя существительное». Проверочный диктант по теме «Существительное». Работа над ошибками. Р.Р. Заметка в стенгазету. Диалог. Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным Упражнения на согласование имён прилагательных с именами существительными С.р. Изложение. 1 Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Безударные окончания прилагательных Р.Р. Деловое письмо: объяснительная записка. Прилагательные на –ий,-ья.-ье,- ьи Повторение по теме «Имя прилагательное». Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками. Р.Р. Текст-описание. Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Роль в речи. Лицо и число местоимения. Лицо и число местоимения. Склонение личных местоимений. Текст- рассуждение. Личные местоимения с предлогами. Текст - повествование Правописание личных местоимений 3- го лица Местоимения в качестве связи предложений в тексте 2 2 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 70. Работа над ошибками. Устранение речевых недочѐтов в тексте. Составление рассказа - повествования 1 71. 72. 73. Контрольная работа Работа над ошибками. Деловое письмо. Письмо. Глагол. Роль глагола в речи. 1 1 1 74. 75. 76. 77-78. 79. 80-81. Грамматические признаки глагола. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Р.Р. Сочинение на тему «Пушкин в Михайловском». Работа над ошибками Неопределѐнная форма глагола. Правописание НЕ с глаголом. Изменение глаголов по лицам и числам. Составление текста по опорным словам Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. Правописание глаголов с –тся и –ться Ударные и безударные окончания глаголов. 1 и 2 спряжение глагола. Составление предложений со словарными словами Правописание личных окончаний глаголов I спряжения Упражнения в определении спряжения глаголов. Упражнения на правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения Проверочная работа по теме «Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения». Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа Правописание мягкого знака в глаголах. Р.Р.Деловое письмо: автобиография, анкета Повторение по теме «Глагол». 1 1 1 2 1 2 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 95. 96. 97. 98. 99-100. 101. 102. 103. 104. Контрольная работа по теме «Глагол Работа над ошибками. Устранение речевых недочѐтов в тексте. Автобиография. Устранение речевых недочетов в тексте. Работа над ошибками. Понятие о наречии Упражнения в различении наречий среди других частей речи. Р.Р. Конструирование предложений с наречиями. Наречия, которые обозначают время, место и способ действия. Правописание наречий с а и о на конце Упражнения в определении значений наречий. 1 1 1 1 2 1 1 1 1 105. 106. 107. 108. Р.Р. Изложение. Заглавие. Работа над ошибками Упражнения в правописании наречий. Повторение по теме «Наречие». Контрольная работа по теме « Наречие» Работа над ошибками. Имя числительное как часть речи Числительные количественные и порядковые. 1 1 1 1 Правописание числительных от 5 до 20 и 30. Правописание числительных от 50 до 80. Правописание числительных от 500 до 900. Правописание числительных 90, 200, 300, 400. Упражнения на правописание имён числительных. 1 1 1 Повторение по теме «Имя числительное». Р.Р. Деловое письмо: доверенность. Контрольная работа Анализ контрольной работы. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, наречие, предлог. Различие при употреблении в речи имени прилагательного и порядкового числительного. Различие при употреблении в речи имени прилагательного и наречия. 1 1 1 2 109. 110111. 112. 113. 114. 115. 116117. 118. 119. 120. 121122. 123124. 125. 1 2 2 2 1 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. . Различие при употреблении в речи имени существительного и местоимения Повторительно-обобщающий урок по теме «Части речи». Повторительно-обобщающий урок по теме «Части речи». Упражнения на правописание гласных и согласных в корне и приставке. Контрольный диктант за год. Работа над ошибками. Р.р. Деловое письмо: заявление о приёме в учебное заведение. Правописание мягкого знака в разных частях речи 1 1 1 1 1 1 1