Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «В гостях у сказки»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вновь-Юрмытская Средняя Общеобразовательная Школа»
«РАССМОТРЕНО»
на заседании
МО учителей
технологии
Протокол от №1
от
30.08.2020

Утверждено Приказом по ОУ от
19.08.2020 №145

Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«В гостях у сказки»
Возраст обучающихся: 6-8 лет
Срок реализации: 1 год

с. Вновь-Юрмытское, 2020 год

1

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
1. Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа разработана с учетом Федерального Закона Российской
Федерации от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам»;
Постановления
Главного
государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об
утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 года № 1008 г.
Москва. «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
Направленность программы – социально-педагогическая.
Уровень – стартовый.
Актуальность программы. На рубеже ХХ и ХХI веков в России
произошли перемены социально - экономического и политического
характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных
ценностей и норм поведения в обществе.
Специалисты стали говорить о проблемах в воспитании духовнонравственных качеств подрастающего поколения. В нравственном
воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги
ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь
ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не
всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В
образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали
уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе.
Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на
дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни
времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на
изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и
содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает.
А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую
очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Наблюдения и
анализ детской деятельности выявили, что есть необходимость создания и
2

внедрения в образовательный процесс программы по формированию
психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии.
Новизна программы. Проведенные исследования свидетельствует о
неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей
зарегистрирован низкий уровень самооценки, у 40% детей отмечается
высокий уровень тревожности, 25% детей высокий уровень агрессивности. В
связи с этим возникает потребность в коррекции эмоциональноповеденческих проблем, развитии духовно-нравственных качеств детей. С
этой целью была разработана и внедрена в образовательный процесс
программа по формированию психологического здоровья дошкольников «В
гостях
у
сказки».
В
программе
использован
потенциал
психотерапевтических, психокоррекционных и художественных сказок.
Отличительные особенности программы. Данная программа знакомит
детей 6-8 лет с общечеловеческими нормами поведения. Слушая сказки, дети
глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к
содействию, к помощи, к защите. Ребенок, благодаря сказке, может
переживать такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает в
реальной жизни. Поэтому необходимо научить ребенка относиться к сказке
не только как к художественному произведению, но еще и уметь
анализировать свои собственные переживания. Если наблюдать за
поведением детей, то можно заметить, что в игре они часто копируют своего
любимого сказочного героя – манерой поведения, жестами, разговорной
речью. Из этого следует, что сказка несет в себе скрытое внушение, т.е. на
основе сказки может сформироваться определенная модель поведения,
жизненные ценности, вкусы. Также с помощью удачно подобранной сказки
человек может решить свою проблему, а ребенок – познать окружающий
мир. Занятия способствуют развитию речи, дают возможность выражать свои
мысли и чувства, умению описывать происходящие события, вести
дискуссию - важные условия и показатели общекультурного развития
ребенка.
Адресат программы. Программа адресована детям от 6 до 8 лет.
Возрастные особенности обучающихся. С шести лет начинается
настоящий расцвет идей «маленьких сказочников». По своим
характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к
показателям мозга взрослого человека — расширяются интеллектуальные
возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в
предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные
связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети
3

оперируют достаточным объемом временных представлений, ориентируются
в последовательности и ориентируются в пространстве и на плоскости.
Дети 6-8 лет как губка впитывают всю познавательную информацию, их
привлекает широкий социальный, природный мир, сказочные события,
факты, поэтому важно научить их самостоятельно осмысливать и объяснять
полученную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте
запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в
жизни. Именно в этом возрасте у дошкольников начинают формироваться
первые комплексы и страхи, поэтому задача сказкотерапии — справиться с
ними.
Важной
специфической
особенностью
воспитания
методами
сказкотерапии в этом возрасте является возможность использования
эмоционального воздействия сказки на подсознательные установки и
сознательные идеалы личности ребенка для усиления воспитательного
эффекта, а через них – на поведение, продуктивную и интеллектуальную
деятельность.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
В соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа
для дошкольников составляет 30 минут, перерыв между занятиями – 10
минут.
Объем общеразвивающей программы. Общее количество учебных
часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы–136часов.
Срок освоения программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 34 учебных недель - 9 учебных месяцев.
Количество обучающихся в группе не менее 6-ти и не более 20 человек.
Занятия проводятся в групповой форме.
Форма обучения - очная.
Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формой подведения результатов. Текущий контроль - усвоение
тематического материала (педагогическое наблюдение, тестирование, устный
опрос). Промежуточный контроль - усвоение учебного материала за 1-е
полугодие (самостоятельные творческие работы, викторины, праздники).
Итоговый контроль - освоение программного материала за весь учебный
период (открытые занятия, выставки, диагностика).

4

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - удовлетворение индивидуальных потребностей
обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественноэстетическом развитии, а также социализацию и адаптацию обучающихся к
жизни в обществе; повышение уверенности в собственных силах и коррекция
поведенческих реакций средствами сказкотерапии.
Задачи программы:
Образовательные:
 Обеспечивать овладения дошкольниками определенных социальнопсихологических знаний и приемов межличностного взаимодействия.
 Обучать положительному самоотношению и принятию других людей.
 Формировать интерес к своей личности, раскрывающее свое «Я» и
повышающее самооценку.
Развивающие:
 Развивать способность обучающихся адекватного познания себя и
других людей.
 Развивать восприятие своего «Я» через соотнесение и сопоставление
себя с другими обучающимися.
 Развивать
восприятие себя через восприятие передаваемой
информации окружающими.
 Развивать творческие способности.
Воспитательные
 Формировать мотивацию к самопознанию, духовно-нравственному
совершенствованию и социальной адаптации в обществе.
 Воспитать
желание
помочь,
поддержать,
посочувствовать,
порадоваться за другого человека.
 Воспитать самооценку и их уверенность в себе.
 Воспитать групповую сплоченность детей.

5

1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
Количество часов
Формы
аттестации/
Всег Теори Практик
контроля
о
я
а
1
1
Диагностика
2

№
п/
п

Название раздела, темы

1.

Вводное занятие

2.

10

6

4

3.

Здравствуй сказка!
Сказки о семейных
ценностях

10

6

4

4.

Сказочная шкатулка

10

6

4

12

6

6

12

6

6

6.

Сказки - лекарство для
ума
Сказки - лекарство для
души

7.

Сказки тетушки Совы

12

6

6

8.

Путешествие по
любимым сказкам

2

1

1

9.

Сказки о разных
привычках

12

6

6

Сказки о дружбе

10

5

5

Сказки о знаниях

10

5

5

5.

10
.
11
.
12
.
13
.
14
.
15
.

Тестовые задания

Открытое занятие

Устный опрос

Сказки о труде

12

6

6

Инсценировка сказок

10

6

4

Неоконченные сказки

10

6

4

Праздник

2

1

1

136

73

63

Итого:

Викторина

6

Самостоятельная
творческая работа

Конкурс

Открытое занятие

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Знакомство с правилами поведения на занятиях, знакомство с
ребятами, родителями. Инструктаж по технике пожарной безопасности и
безопасности дорожного движения.
Практика: Ролевая игра «Будем знакомы». Тестирование родителей и
обучающихся.
Тема 2. Здравствуй сказка! (10 часов)
Теория: Знакомство со сказками разных наров мира - повествование пяти
сказок. Обсуждение иллюстраций с изображениями сказочных героев.
Практика: Просмотр отрывка из мультфильма. Игры «Мои
драгоценности», «Три зеркала». Ролевые игры. Подвижная игры. Портрет
семьи. ДПИ по образцу.
Тема 3. Сказки о семейных ценностях (10 часов)
Теория: Повествование пяти сказок. Знакомство детей со своим
внутренним миром, возможностями определения собственных чувств, со
способами установления добрых отношений с близкими людьми.
Практика: Просмотр мультфильма. Обсуждение. Подвижные и
логические игры «Семь Я», «Загадки о семье», «Вопросы и ответы»,
«Придумай», «Подарок любимому человеку», «Собери семейный
портрет», «Волшебный мешок». Декоративно-прикладная деятельность
по образцу.
Тема 4. Сказочная шкатулка (10 часов)
Теория: Повествование и разбор пяти русских народных сказок. Обучение
придумыванию сказочного сюжета с объединением предметов по смыслу.
Практика: Просмотр мультфильма с обсуждением. Творческие
упражнения. Подвижные игры «Волшебные шумелки», «Загадочные
стучалки». ДПИ по образцу.
Тема 5. Сказки - лекарство для ума (12 часов)
Теория: Повествование шести сказок. Знакомство с пространственными
представлениями в сказке. Закрепление понятий - внимание, сила воли,
терпение, великодушие и т.д. Знакомство с исследовательской
деятельностью. Анализ поступков главных сказочных персонажей.
Практика: Просмотр иллюстраций, мультфильмов с последующим
обсуждением. Логические игры «Собери картинку», «Придумай
название сказке», «Умная сказка». Подвижные игры. ДПИ по образцу.
Тема 6. Сказка - лекарство для души (12 часов)

7

Теория: Повествование шести сказок. Знакомство с понятиями – правда,
ложь, труд, лень, жадность, щедрость и т.д. Обсуждение терминов в
группе.
Практика: Просмотр мультфильма с обсуждением. Развивающие игры
«Фея бережливости», «Птица благодарности», «Школа вежливости»,
«Дружба цветов», «Нежное слово», «За что мы отвечаем», «Щедрые
звездочки», «Цветок примирения». Подвижные игры. ДПИ по образцу.
Тема 7. Сказки тетушки Совы (12 часов)
Теория: Повествование восьми сказок. Знакомство с характерами лесных
зверят. Сравнительный анализ характеров главных сказочных
персонажей хитрость, смелость, трусость и т.д.
Практика: Просмотр мультфильма с обсуждением. Развивающие игры
«Дерево доброты», «Любимые питомцы», «Веселые зверята», «Лесные
гости», «Кладовая добрых дел». Подвижные игры. ДПИ по образцу.
Тема 8. Путешествие по любимым сказкам (2 часа)
Теория: Определение любимых детских сказок. Знакомство с новыми
произведениями.
Практика: Выставка книг и иллюстраций. Путешествие в сказку.
Веселая викторина.
Тема 9. Сказки о разных привычках (12 часов)
Теория: Повествование шести сказок. Знакомство с понятием привычка.
Градация привычек вредные и полезные, правильные и неправильные,
хорошие и плохие. Как они влияют на жизнь человека?
Практика: Просмотр отрывка из мультфильма - обсуждение.
Развивающие игры «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Любимые
привычка», «Веселые привычки», «Вредные привычки», «Полезные
правила». Подвижные игры. ДПИ по образцу.
Тема 10. Сказки о дружбе (10 часов)
Теория: Повествование шести сказок. Знакомство с понятием дружба,
верность, преданность и предательство. Знакомство главными
правилами дружбы. Советы о том, как справляться с переживаниями.
Зачем нужна дружба?
Практика: Просмотр мультфильма о дружбе. Обсуждение.
Развивающие игры «Мои верные друзья», «Я люблю, когда мой друг…»,
«Хобби с друзьями», «Дружба и служба», «Полезные друзья».
Подвижные игры. ДПИ по образцу.
Тема 11. Сказки о знаниях (10 часов)
Теория: Повествование шести сказок. Знакомство с понятиями знания,
учение, образование и кругозор. Определение составляющих школьных
8

знаний. Зачем нужны знания? Как они влияют на жизнь человека?
Почему человек учится всю жизнь?
Практика: Просмотр мультфильма. Интерактивные игры. Подвижные
игры. Логические игры. Развивающие игры. ДПИ по образцу.
Тема 12. Сказки о труде (12 часов)
Теория: Повествование шести сказок. Знакомство с пословицами и
поговорками. Польза труда. Обзор профессий.
Достижения
человечества. Обсуждения в группе.
Практика: Просмотр мультфильма.
Тема 13. Инсценировка сказок (10 часов)
Теория: Повествование. Разбор пяти русских народных сказок.
Инструктаж проведения ролевой игры. Обучение самостоятельного
овладения ролью- образом.
Практика: Просмотр презентации. Конкурсная программа на лучшую
сказку. Костюмированные представления. Ролевые игры. Дискуссия.
Тема 14. Неоконченные сказки (10 часов)
Теория: Повествование пяти сказок без окончания. Обучение
придумыванию окончания к сказке с сохранением смысловой нагрузки
произведения.
Практика: Просмотр мультфильма. Интерактивные игры. Подвижные
игры. Логические игры. Развивающие игры. ДПИ по образцу.
Тема 15. Итоговое занятие (2 часа)
Теория: Подведение итогов года.
Практика: Открытое занятие. Представление сказочного сюжета.
Выставка детских работ. Диагностика.

9

1.4. Планируемые результаты
Предметные:
 Знает определенные сказки зарубежных, русских авторов и русские
народные сказки;
 Знает основные понятия и тематические определения программного
материала;
 Знает разные техники составления сказок: придумывание окончания к
сказке с сохранением смысловой нагрузки произведения и сказочного
сюжета с объединением предметов по смыслу.
Личностные:
-имеет положительную динамику личностного развития;
- имеет расширенный круг знаний и умений;
- имеет повышенный уровень интеллектуального и эмоционального
развития;
- имеет коммуникативную и творческую активность;
- имеет самоопределение в выборе дальнейших занятий.
Метапредметные:
 Умеет управлять своим поведением в ситуациях взаимодействия с
другими людьми;
 Умеет
создавать
ситуации
комфортного
межличностного
взаимодействия;
 Умеет фантазировать, рассуждать и правильно выполнять творческие
задания;
 Умеет концентрировать свое внимание и делать самоанализ;
 Умеет слушать другого человека, следить за ходом его мыслей и
встраивать в контекст повествования свои рассуждения;
 Умеет понимать чувства других людей и уметь сопереживание им;
 Умеет сохранять дружеские отношения в коллективе сверстников.

10

2. ОРГАНИЗАЦОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. Календарный учебный график.
Продолжительность
учебного года
составляет 39 недель.
Продолжительность учебных занятий 34 недели.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в
объеме 5 недель.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения.

11

2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Техническое оснащение:
занятия проводятся в кабинете с соблюдением санитарногигиенических норм и правил, с учетом возрастных особенностей детей;
столы и стулья;
декорации и костюмы;
различные игрушки;
тематические карточки;
различный материал для декоративно-прикладного творчества.
компьютер и демонстрационная доска;
аудио- видео- и фотоаппаратура.
Информационное обеспечение
Методический и дидактический материал:
тематические фильмы и мультфильмы;
наглядные пособия, иллюстрации;
методические разработки занятий;
конспекты по программе с разными играми на интеллектуальное
развитие;
художественная литература.
Дидактический материал:
Интернет источники:
 http://detstvo.ru/
 http://konkursolimp.ru/
 http://drevo-konkurs.ru/
 http://dk-talant.ru/
 http://danilova.ru/
 http://talant.spb.ru/
 http://raduga-talantov.com/
 http://rassudariki.ru/
 http://talantoha.ru/
 http://pedprospekt.ru/
 http://pedagogcentr.ru/
Кадровое обеспечение
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного
образования первой категории со средним профессиональным образованием
и стажем работы с детьми дошкольного возраста.
12

2.3 Формы подведения итогов реализации программы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы (см. Приложения)
Формы подведения итогов
Мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной
программы с помощью игровых заданий, а также при помощи:
 скрытого тестирования (устный опрос);
 педагогических наблюдений в ходе занятий;
 промежуточной или итоговой диагностики обучающихся на начальном
и завершающем этапе обучения.
Виды контроля
Входной контроль
Промежуточный
контроль
Итоговый контроль

Проверка уровня подготовки детей и готовности к
обучению (диагностика- анкетирование)
Проверка усвоения блоков программ в течение
учебного года (игровые творческие задания,
устный опрос, обсуждения, викторина, конкурсная
программа)
Открытые занятия для родителей (диагностикатестирование

Способы определения результативности
Одним из этапов занятий детей является диагностика развития
психологических параметров детей, а именно успешно развитые следующие
качества – коммуникативные, усидчивость, память, внимание, логическое
мышление, обобщение и другие психофизические характеристики.
Диагностика проводится на начальном этапе обучения (входной
контроль) и при его завершении (итоговый контроль) и определяет
необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий
по обучению: оптимальное разнообразие видов деятельности, введение
физкультминуток, использование игрового материала, переключения
внимания детей с одного вида деятельности на другой.

13

2.4. Оценочные материалы
Диагностика уровня развития произвольной сферы.
"Домик» Н.И Гуткиной
Методика служит для диагностики уровня развития произвольной
сферы и может использоваться при определении готовности детей к
школьному обучению. Рассчитана на детей 6-10 лет.
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки,
изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов
прописных букв.
Задание позволяет выявить: умение ребенка ориентироваться в своей
работе на образец; умение скопировать его.
Критерии уровневой оценки: «Н» низкий, «С» средний, «В» высокий
Мотивация:
низкий уровень – не проявляет интерес к занятиям;
средний уровень – способен заниматься при постоянной эмоциональной
поддержки педагога;
высокий уровень – испытывает постоянную потребность к занятиям без
педагога.
Наличие базовой подготовки:
низкий уровень - почти или совсем не готов к освоению программы;
средний уровень - соответствует требованиям;
высокий уровень - имеет определенные начальные навыки к освоению
программы.
Социализация:
низкий уровень - плохо адаптируется в коллективе, плохо идет на контакт;
средний уровень - соответствует в общении возрастным данным;
высокий уровень - активен в общении и со сверстниками и педагогом.
Критерии и индикаторы эффективности реализации учебной
программы:
 сформированная мотивационная готовность к учебной деятельности;
 развитая функция произвольного поведения;
 овладение детьми основными компонентами учебной деятельности
(умение принимать учебную проблему, планировать свою
деятельность, контролировать её ход, правильно оценивать её
результаты);
 сформированные индивидуальные учебно-познавательные умения
(умений наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть,
14

воспринимать и понимать речь взрослого, сверстников, умений
следовать инструкции, умений умственной деятельности: обобщать,
сравнивать, анализировать, классифицировать и др.);
 сформированные умения взаимодействия со сверстников в процессе
фронтальных форм организации деятельности (умение относить к себе
поставленную задачу, играть в общем темпе и ритме, способность
слышать и понимать речь сверстников);
 развитые разнообразные практические умения (игровые социальнонравственные и др.).

15

2.5 Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса - очное
обучение.
Методическое обеспечение программы
Общепедагогические приемы и методы организации учебно-воспитательного
процесса.
Форма организации образовательного процесса:
 индивидуальная;
 индивидуально-групповая (работа в парах);
 групповая.
Формы организации учебного занятия:
 беседа,
 учебное занятие,
 игра,
 творческая работа.
Методические принципы:
 Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
 Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие,
а не пассивное созерцание со стороны;
 Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.
Дидактические принципы:
 Принцип психологической комфортности - создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов.
 Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения
каждого ребенка своим темпом.
 Принцип целостного представления о мире - при введении нового
материала раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира.
 Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора.
 Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на
приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Использование данных принципов позволяет рассчитывать на
проявление у детей устойчивого интереса к занятиям, появление умений
выстраивать внутренний план действий, развивать воображение,
16

целеустремленность, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.
Процесс обучения максимально наглядный, доступный, эмоциональнонасыщенный, интересный и желанный. Использование различных
педагогических технологий позволяет увлечь ребенка:
 Развивающее обучение – при развивающем обучении ребёнок
самостоятельно приобретает какую-либо информацию, самостоятельно
приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий.
 Игровое обучение влияет на формирование произвольности поведения
и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных.
Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои
сиюминутные действия.
 Эвристическое обучение позволяет подвести детей с помощью умелой
постановки вопросов педагога и собственным усилиям к
самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
 Здоровьесберегающее
обучение помогает в процессе обучения
расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать; у детей
расширяются представления об эмоциях, чувствах и душевных
состояниях; правильно развивается речь и речевые обороты.
 Проблемное обучение предполагает расширение у детей эмоциональноповеденческих реакций, где на примерах сказочных героев они учатся
разбираться в людских характерах.
 Групповое и коммуникативное обучение влияет на сплочение группы,
развитие чувства взаимопомощи и поддержки; преодолеваются
барьеры общения.
Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично
сочетается с групповыми методами работы.
Методы:
 словесный,
 практический
 наглядный,
 игровой,
 проблемное обучение;
 иллюстративно-объяснительный.
Перечисленные методы применяется:
 при знакомстве со сказочными героями;
 при изучении сказочных сюжетов;
 при обучении правилам ролевой игры;
17

 при реализации творческих усилий.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию,
поставить перед ними учебную проблему, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных
компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами.
При использовании игрового метода за педагогом сохраняется ведущая
роль: он определяет характер и последовательность игровых и
практических действий.
Наглядный метод - один из основных, ведущих методов
дополнительного образования. Ведущая роль этого метода связана с
формированием основного содержания знаний дошкольников –
представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный
метод соответствует основным формам мышления дошкольника.
Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Метод проблемного обучения. Разбор сложных сказочных ситуаций
разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку
выработать свой собственный подход к решению проблемы.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего,
обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых
разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
 творческие задания;
 решение проблемных вопросов;
 теоретические занятия;
 разнообразные виды игровой деятельности.
Алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его
этапов:
Структура занятия состоит из следующих этапов:
 Вход в сказку - создать настрой на совместную работу, «войти в
сказку».
 Повторение - вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы
для себя сделали.
 Расширение - расширить представления ребенка о чем-либо.
 Закрепление - приобретение нового опыта, проявление новых качеств
личности ребенка.
 Интеграция - связать новый опыт с реальной жизнью.
 Резюмирование - обобщить приобретенный опыт, связать его с уже
имеющимся.
18

 Выход из сказки - закрепить новый опыт, подготовить ребенка к
взаимодействию в привычной среде.

19

Список литературы:
1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших
школьников. СПб.: Речь, 2011. – 113 с.
2. Вачков И.В. В гостях у сказки. - М.: Ось, 2013. – 232 с.
3. Ганичева
И.В.
Телесно
–
ориентированные
подходы
к
психокоррекционной и развивающей работе с детьми. - М.: Книголюб,
2014. – 296 с.
4. Зинкевич-Евстигнееева Т.Д. Практикум по песочной терапии. – СПб.:
Речь, 2012. – 332 с.
10. Зинкевич-Евстигнееева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. –СПб.: Речь,
2012. – 318 с.
11. Зинкевич-Евстигнееева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. - СПб.: Речь,
2011. – 232 с.
12. Панфилова М.А. Лесная школа. – СПб.: Речь, 2015. – 70 с.
13. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М., 2012. – 314 с.
14. Потапчук А.А., Овчиникова Т.С. Двигательный игротренинг для
дошкольников, СПб.: Речь, 2013. – 158 с.
15. Сонькин В.Д. Растем сильными и выносливыми. - М.: Знание, 2015. –94 с.
16. Сполдинг Дж. Обучение через движение. - М., 2013. – 402 с.
17. Стишенок И.В. Сказка в тренинге. - СПб.: Речь, 2012. – 306 с.
18. Сушкова Л.А. Эти разные, разные люди. – Калининград.:
Калининградский областной Центр диагностики и реабилитации детей и
подростков, 2003. – 22 с.
19. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.: Генезис, 2012. – 286 с.
20. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Владос, 2010. - 138 с.
Список литературы для родителей:
1.Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. ЗинкевичЕвстигнеева. – Санкт-Петербург : ООО «Речь», 2000. – 310с. ISBN 5-92680022-6 – Текст : непосредственный.
2. Исаева, Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы
старших дошкольников / Н. Исаева // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 7.
– С. 19–24. – Текст : непосредственный.
3. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 6-7 лет.
Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты.
Сказкотерапия. Игротерапия. – Москва : Гостехиздат, 2016. – 396 c. – Текст :
непосредственный.
20

4. Кукушкина, О. И. Использование информационных технологий в области
представлений о мире. / О.И. Кукушкина // Дефектология. – 2006. – № 2. –
Текст : непосредственный.
5. Милис, Дж., Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего
ребенка» / Дж. Милис, Р. Кроули. – Минск : Киасс, 1996. – 320 с. Мб ISBN: 586375-013-8 – Текст : непосредственный.
6. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. –
Москва : «Владос», 1999. – 274 с. – Текст : непосредственный. 9. Румянцева,
Т. Н. Сказкотерапия как один из психологопедагогических подходов по
формированию основ этического поведения младшего школьника / Т. Н.
Румянцева // Детство. Отрочество. Юность. – 2009. – № 3/4. – С. 64–104. –
Текст : непосредственный.
Список литературы для обучающихся
1. Гнездилов, А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина
(сказки доктора Балу) / А. В. Гнездилов. – Санкт-Петербург : Речь, 2002. – С.
36-42 ISBN: 5-9268-0109-5 – Текст : непосредственный.
2. Коняев, Ж. М. Сказкотерапия: театрализованные игры для детей 4- 7 лет /
Ж. М. Коняева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. –
2003. – № 10. – С. 3–4. – Текст : непосредственный.
3. Соколов, Д. Сказки и сказкотерапия / Д. Соколов. – Москва : Эксмо, 2001.
– С. 12-35. ISBN: 5-04-008400-5 – Текст : непосредственный.
4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика
сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург : Златоуст,
1998. – 352 с. ISBN 5-86547-073-6 – Текст : непосредственный.

21

Аннотация к программе
« В гостях у сказки»
Разработчик: Корякина Елена Александровна
Программа «В гостях у сказки» социально-педагогической направленности
стартового уровня.
Цель программы - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; повышение уверенности в
собственных силах и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии.
Содержание программы заключаются в объединении многих методических
педагогических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст и
адаптация их к психике ребенка.
Важной специфической особенностью воспитания методами сказкотерапии является
возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребенка для
усиления воспитательного эффекта, на подсознательные установки и сознательные
идеалы личности, через них – на поведение и деятельность.
Планируемые результаты
1.Обеспечить овладения дошкольниками определенных социально-психологических
знаний и приемов межличностного взаимодействия.
2.Обучить положительному самоотношению и принятию других людей.
3.Формировать интерес к своей личности, раскрывающее свое «Я» и повышающее
самооценку.
4.Развить способность обучающихся адекватного познания себя и других людей.
5.Развить восприятие своего «Я» через соотнесение и сопоставление себя с другими
обучающимися.
6.Развить восприятие себя через восприятие передаваемой информации окружающими.
7.Развить творческие способности.
8.Формировать мотивацию к самопознанию, духовно-нравственному совершенствованию
и социальной адаптации в обществе.
9.Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого
человека.
10.Воспитать самооценку и их уверенность в себе.
11.Воспитать групповую сплоченности детей.
Программа адресована детям 6-8 лет.
Объем и срок освоения программы - 1 год (136 часов).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа, учебный час – 30 минут, перерыв
между занятиями 10 минут.
Форма обучения - очная.
Количество детей в группе не менее 6-ти и не более 20 человек.

22

Сведения о разработчике.
Ф.И.О: Корякина Елена Александровна
Должность: Педагог ДО
Категория: Соответствие занимаемой должности
Образование: Средне-специальное образование
Стаж: 1год

23

Приложение № 1
Используемые в программе виды сказок:






Художественные;
Психокоррекционные;
Психотерапевтические;
Дидактические;
Медитативные

Художественные сказки – это сказки, созданы многовековой мудростью народа, и
авторские истории. В этих сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и
психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.
Психокоррекционные сказки – используются для мягкого влияния на поведение и
мировоззрение ребенка, для преодоления его психологических проблем. Сказки этого
типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребенка, которые
затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность,
капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии…
Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному
отношению к окружающим, бережному отношению к природе. Такие сказки можно
просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть
наедине с самим собой и подумать.
Психотерапевтические сказки – особый вид сказок, которые раскрывают
глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны.
Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом. Это, в свою очередь,
стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие
психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии
событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение
окружающих людей к человеку, увидев скрытые положительные стороны души.
Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При
этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира.
Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного
опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей
взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных
сказок – сообщение бессознательному позитивных моделей взаимоотношений с
окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность
медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.

24

Приложение № 2
Диагностика коммуникативных умений ребёнка

Шкалы: умение договариваться, взаимный контроль, отношение к результату
деятельности, взаимопомощь, рациональное использование средств совместной
деятельности

Тестируем: Межличностные отношения.
Назначение теста: Изучение коммуникативных умений детей.
Процедура тестирования
Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных
предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.
Исследование проводится с детьми 6–8 лет.
I. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить
их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала
договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по
одинаковому набору карандашей.
II. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что
карандашами нужно делиться. Далее проводится эксперимент, в котором участвуют дети
разного возраста. Важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.
Оценка результатов теста
Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим
признакам:
 умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают,
какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;
 как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают
ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
 как относятся к результату деятельности, своему и партнера;
 осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;
 умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами
во второй и четвертой сериях).
Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава пар испытуемых. Делают
выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.

25

Диагностика уровня развития произвольной сферы.
"Домик" Н.И. Гуткиной
Методика служит для диагностики уровня развития произвольной сферы и может
использоваться при определении готовности детей к школьному обучению. Рассчитана на
детей 6-10 лет.
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей
домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.
Задание позволяет выявить: умение ребенка ориентироваться в своей работе на
образец; умение скопировать его.
Эти умения предполагают определенный уровень развития произвольного
внимания; пространственного восприятия; сенсомоторной координации и тонкой
моторики руки.
Перед ребенком кладется лист с "домиком". Педагог обращается к ребенку: "Не
торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы рисунок был точно такой же, как этот
образец. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать ластиком нельзя. Надо поверх
неправильного рисунка или рядом правильно нарисовать. Тебе понятно задание? Тогда
приступай к работе".

Ход выполнения работы
Перед выполнением задания педагог обращается к детям со словами: "Перед вами
лежит лист бумаги и карандаш". На этом листе их просят нарисовать точно такую
картинку, какую они видят на рисунке.
Обработка результатов
Обработка экспериментального материала производится путем подсчета баллов,
начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:
а) отсутствие какой-либо детали рисунка (забор, дым, труба, крыша, окно, основание
домика) — 4 балла;
б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно
правильном сохранении размера всего рисунка (баллы начисляются за каждую деталь) - 3
балла;
26

в) неправильно изображенный элемент (колечки дыма, забор - правая и левая стороны,
штриховка на крыше, окно, труба) - 2 балла. Элемент оценивается в целом. Если часть его
скопирована верно, то начисляется 1 балл. Количество элементов в детали рисунка не
учитывается;
г) неправильное расположение деталей в пространстве (забор не на общей с основанием
домика линии, смещение трубы, окна и т.д.) — 1 балл;
д) отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (перекос
вертикальных и горизонтальных линий, заваливание забора) -1 балл;
е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (за каждый
разрыв) - 1 балл. В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до ее линии, 1
балл ставится за всю штриховку в целом;
ж) если одна линия заходит за другую (за каждое залезание), то ставите - 1 балл.
Штриховка крыши оценивается в целом;
з) безошибочное копирование рисунка — 0 баллов. За хорошее выполнение рисунка
выставляется "0". Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная
испытуемым суммарная оценка. Итак, 0 баллов - хорошо развито произвольное внимание;
1-2 балла — среднее развитие произвольного внимания; больше 4 баллов — слабое
развитие произвольного внимания. Требуется учитывать возраст испытуемого.
Пятилетние дети почти не получают оценку "О", если же испытуемый в 10 лет получает
более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии.

Некоторые замечания к проведению методики
Если ребенок не нарисовал какие-то элементы, то ему предлагается воспроизвести
их по образцу в виде самостоятельных фигур, чтобы проверить его умение нарисовать эти
элементы. Их отсутствие может быть связано не с развитием произвольного внимания, а с
неумением ребенка их нарисовать - тр., круг, квадрат, треугольник и т.д.). По ходу работы
ребенка психолог фиксирует:
- какой рукой он рисует;
- как работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит воздуш-1е линии над
рисунком-образцом, сверяет ли сделанное с образцом или сует по памяти;
- быстро (или медленно) проводит линии;
- отвлекается ли во время работы;
- высказывается или задает вопросы во время рисования.
Диагностика образной памяти ребенка
Данная методика предназначена для изучения образной памяти. Сущность
методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд
запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.
27

Задача испытуемого — после того как убрали таблицу, нарисовать или выразить словесно
те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных
образов. Норма — 6 (и более) правильных ответов. Методику можно использовать как при
индивидуальной работе, так и в группе.
Тест на самооценку ребенка «ЛЕСЕНКА»
Стимульный материал
Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить
фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или
девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.
Инструкция
Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). И ступеньку
выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой
верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших
детей (показывают), еще ниже еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие
ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят
мама? папа? воспитательница?
Проведение теста

28

Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение
ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае
необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов
Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил.
Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку "очень хорошие" и
даже "самые хорошие" дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как
положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не
об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в
собственных силах. Эта очень серьезное нарушение структуры личности, которое может
привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с
холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием,
при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят
только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими
постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых,
выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают
сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в
родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы
видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека
и контроль, приводят к сходным результатам.

29

Тест на память «10 предметов»
Стимульный материал
Карточка, на которой нарисовано 10 разных предметов, достаточно крупных и
находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Размер карточки не должен быть
меньше стандартного альбомного листа.
Инструкция
Посмотри внимательно на картинку, рассмотри нарисованные предметы,
постарайся хорошенько их запомнить. Через некоторое время ты мне расскажешь, что
здесь нарисовано.
Проведение теста
После инструкции детям дают на 2-3 минуты картинку. После того как ребенок
рассмотрел предметы, карточку у него забирают, напоминая о том, что через некоторое
время (20-30 минут) он должен будет вспомнить все нарисованные предметы. При
воспроизведении, когда ребенок вспоминает, какие предметы были нарисованы, можно
добавить: "Помнишь, я тебе говорила о том, что их надо хорошенько и запомним?".
Количество правильно воспроизведенных предметов, а также число ошибок,
допущенных ребенком, фиксируют. Ошибки в процессе воспроизведения не исправляют.
Когда ребенок скажет, что больше он ничего не помнит, можно показать ему карточку,
спросив, какие предметы он забыл назвать. Таким образом можно выявить способность
ребенка к узнаванию. Обычно карточку предъявляют повторно только при плохом
воспроизведении, если он может вспомнить не больше 1-3 предметов.
Анализ результатов
Нормой считается воспроизведение 6-8 предметов. Если ребенок не может вспомнить ни
одного предмета либо вспоминает их неправильно, можно предположить наличие
интеллектуального отклонения, однако только дальнейшее исследование покажет, связано
ли оно с нарушением самой памяти либо с нарушением произвольной регуляции
деятельности (особенно часто встречающейся у импульсивных детей, которые просто не
могут сосредоточиться на задании).

30

Приложение № 3
Входная диагностика
Группа ____ года обучения по программе ______________________________
Уровень
Ф.И.
обучающегося

Мотивация

Наличие
базовой
подготовки

Социализация

Среднее знание

Дата: ______________
Подпись педагога: ______
Критерии уровневой оценки: «Н» низкий, «С» средний, «В» высокий
Мотивация:
низкий уровень – не проявляет интерес к занятиям;
средний уровень – способен заниматься при постоянной эмоциональной поддержки
педагога;
высокий уровень – испытывает постоянную потребность к занятиям без педагога.
Наличие базовой подготовки:
низкий уровень - почти или совсем не готов к освоению программы;
средний уровень - соответствует требованиям;
высокий уровень - имеет определенные начальные навыки к освоению программы.
Социализация:
низкий уровень - плохо адаптируется в коллективе, плохо идет на контакт;
средний уровень - соответствует в общении возрастным данным;
высокий уровень - активен в общении и со сверстниками и педагогом.

31

Календарный (тематический) план
№ Дата Тема занятия
п/п
1
Вводное занятие.
Знакомство с правилами
поведения на занятиях,
знакомство с ребятами,
родителями.
2
«Здравствуй сказка».
Знакомство со сказками
разных народов мираповествование пяти
сказок.
3

Знакомство со сказками
разных народов мираповествование пяти
сказок.

4
Знакомство со сказками
разных народов мира.
5

Форма занятия

Количество
часов
2

Форма
контроля
Диагностика

Обсуждение,
просмотр
иллюстраций.

2

Диагностика

Просмотр
мультфильма.

2

Устный
опрос

Обсуждение
иллюстраций.

2

Устный
опрос

Игра

2

Викторина

Игра

Дидактическая игра «Мои
драгоценности»
6

7

8

Подвижная игра «Три
зеркала»

Игра

«Сказки о семейных
ценностях»
Знакомство детей со
своим внутренним миром

Обсуждение

Способы установления
добрых отношений с
близкими людьми.

Просмотр
мультфильма

Игра
2

Устный
опрос
2

32

2

Устный
опрос

9

Обсуждение

2

Устный
опрос

«Загадки о семье»

10

«Собери семейный
портрет»

Декоративно
прикладная
деятельность по
образцу

2

Конкурс

11

Логическая игра «Семья»

Игра

2

Игра

12

«Сказочная шкатулка»
Русские народные сказки

Обсуждение

2

Устный
опрос

13

Повествование и разбор
пяти русских народных
сказок.

Обсуждение,
просмотр
иллюстраций.

2

Устный
опрос

14

Русская народная сказка
«Три медведя»

Просмотр
мультфильма с
обсуждением

2

Устный
опрос

Обсуждение

2

Устный
опрос

Игра

2

Игра

2

Устный
опрос

15
Обучение придумыванию
сказочного сюжета с
объединением предметов
по смыслу.

16
Подвижная игра
«Волшебные шумелки»

17

«Сказки-лекарство для
ума» Повествование
шести сказок, знакомство
с пространственными
представлениями в
сказке.

Обсуждение,
просмотр
иллюстраций.

33

18

Знакомство с
пространственными
представлениями в сказке.

Обсуждение,
просмотр
иллюстраций

2

Устный
опрос

19

Сказка «Волк и семеро
козлят»

Просмотр
мультфильма с
последующим
обсуждением.

2

Устный
опрос

20

Анализ поступков
главных сказочных
персонажей

Обсуждение

2

Устный
опрос

Игра

2

21
Логическая Игра « Собери
картинку»

22

Игра «Придумай название
сказке»

Игра

Игра
Игра

23

«Сказки-лекарство для
души»
Повествование шести
сказок.

Обсуждение,
просмотр
иллюстраций

24

Знакомство с понятиями –
правда, ложь, труд, лень,
жадность , щедрость и т.д

Обсуждение

34

2

2

2

Устный
опрос

Устный
опрос

Обсуждение с
иллюстрациями.

2

Сказка «Как я всех
обмануть хотел»

Просмотр
мультфильма с
обсуждением.

2

Устный
опрос

27

Развивающая игра «Птица
благодарности»

Игра

2

Игра

28

Игра «Цветок
примирения»

Игра

2

Устный
опрос

29

«Сказки тетушки Совы»
Повествование шести
сказок, знакомство с
характерами лесных
зверят.

Обсуждение с
иллюстрациями.

2

Устный
опрос

30

Повествование шести
сказок, знакомство с
характерами лесных
зверят.

Обсуждение,
просмотр
иллюстраций.

2

Устный
опрос

25
Знакомство с понятиямиложь, труд, лень,
жадность, щедрость и т.д

26

35

Устный
опрос

31
Сравнительный анализ
характеров главных
сказочных персонажей
хитрость, смелость,
трусость и т.д

32
Сказка «Лесные жители »

Обсуждение,
просмотр
иллюстраций

2

Устный
опрос

Просмотр
мультфильма с
обсуждением.

2

Устный
опрос

33

Развивающая игра
«Любимые питомцы»

Игра

2

Игра

34

Дидактическая игра «
Кладовая добрых дел»

Игра

2

Игра

35

«Путешествия по
любимым
сказкам»
Путешествие в сказку.
Викторина

Викторина, игра

2

Викторина

Обсуждение

2

Устный
опрос

36

«Сказки о разных
привычках»
Повествование шести
сказок.

36

37

Знакомство с понятием
привычка.

Обсуждение

2

Устный
опрос

38

Градации привычек:
вредные и полезные,
правильные и
неправильные, хорошие и
плохие. Как они влияют
на жизнь человека.

Обсуждение,
просмотр
иллюстраций

2

Устный
опрос

Просмотр
мультфильма с
обсуждением.

2

Устный
опрос

39
Сказка « Как заяц боролся
с вредными привычками»

Развивающая игра
« Что такое хорошо и что
такое плохо»

Игра

41

Конкурс рисунков
«Скажем нет вредным
привычкам…»

Творческое
задание.

2

Конкурс

42

« Сказки о дружбе»
Повествование шести
сказок.
Знакомство с понятием
дружба, верность,
преданность и
предательство.

Обсуждение

2

Устный
опрос

43

Знакомство с главными
правилами дружбы.

Обсуждение,
просмотр
иллюстраций.

2

Устный
опрос.

44

Советы о том, как
справиться с
переживаниями. Зачем
нужна дружба?

Обсуждение

2

Устный
опрос

45

Сказка о дружбе «Друг
детства»

Просмотр
мультфильма с
обсуждением.

2

Устный
опрос

46

Развивающая игра
« Мои верные друзья»,

Игра

2

Игра

40

Игра
2

37

«Хобби с друзьми».

47

« Сказки о знаниях»
Повествование шести
сказок.
Знакомство с понятием
знание, учение,
образование, кругозор.

48

Определение
составляющих школьных
знаний. Зачем нужны
знания?

Обсуждение, с
иллюстрациями

2

Беседа

2

Устный
опрос

Устный
опрос

49

Как знание влияет на
жизнь человека? Почему
человек учится всю
жизнь?

Обсуждение,
рассуждении
детей.

2

Устный
опрос

50

Сказка «В стране
невыученных уроков»

Просмотр
мультфильма с
обсуждение

2

Устный
опрос

51

Интерактивная игра на
логику «Логиклайк»

Игра

2

Игра

52

«Сказки о труде»
Повествование шести
сказок.

Обсуждение с
иллюстрациями

2

Устный
опрос

53

Знакомство с пословицами Обсуждение с
и поговорками. Польза
иллюстрациями
труда.

2

Устный
опрос

54

Обзор профессий.
Достижения человечества.
Обсуждения в группе.

Беседа

2

Устный
опрос

55

Сказка «Стрекоза и
муравей»

Просмотр
мультфильма с
обсуждением.

2

Устный
опрос

56

Подвижная игра «Кто
быстрее»

Игра

Игра
2

38

Конкурс рисунков «Моя
будущая профессия»

Творческое
занятие

58

«Инсценировка сказок»
Повествование. Разбор
пяти русских народных
сказок.

Обсуждение с
иллюстрациями

2

Устный
опрос

59

Инструктаж проведения
ролевой игры. Обучение
самостоятельного
овладения ролью-образом.

Обсуждение,
дискуссия.

2

Устный
опрос

60

Обучение
самостоятельного
овладения рольюобразом.

Обсуждение,
дискуссия,
просмотр
презентации

2

Устный
опрос

61

Конкурсная программа на
лучшую сказку.
Костюмированные
представления.
Конкурсная программа на
лучшую сказку.
Костюмированные
представления.

Ролевая Игра

2

Игра

Ролевая игра

2

Игра

63

« Неоконченные сказки»
Повествование пяти
сказок без окончания.

Обсуждение с
иллюстрациями

2

Устный
опрос.

64

Обучение придумыванию
окончания к сказке с
сохранением смысловой
нагрузки произведения.

Обсуждение с
иллюстрациями.

2

Устный
опрос

65

Обучение придумыванию
окончания к сказке с
сохранением смысловой
нагрузки произведения.
Сказка « Заколдованный
принц и принцесса»

2

Устный
опрос

2

Устный
опрос

57

62

66

Конкурс
2

Обсуждение с
иллюстрациями.
Просмотр
мультфильма с
обсуждением.

39

67

Интерактивная игра «
Путешествие в страну
сказок»

Игра

Открытое занятие

68
Итоговое занятие
Подведение итогов года .
Выставка детских работ.

40

2

Игра

Диагностика


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».