Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Краеведение»

МКОУ «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа»

«РАССМОТРЕНО»
на заседании
МО учителей
технологии
Протокол от №1
от
30.08.2020

Утверждено Приказом по ОУ от
19.08.2020 №145

Дополнительная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности

«Краеведение»
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Срок реализации: 1 год

с. Вновь-Юрмытское, 2020г.

1.Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительнаязаписка.
Краеведение - это посредничество между прошлой и будущей жизнью
проводник культуры и достижений человечества. Изучение родного края,его быт,
культуру и развитие является прекрасным источником для воспитания духовнонравственных и патриотических чувств у обучающихся. Развитие социальной
активности,творческой инициативы в процессе сбора,исследования,обработке и
оформлении имеет обширную воспитательную и познавательную ценность.
Данная

программа

имеет

туристско-краеведческую

направленность.

Изучение курса «Краеведения» представляется целесообразным,так как музей в
целом позволяет сохранить историческую память,а изучение родного края дает
практические навыки, позволяет расширить кругозор, воспитывает духовнонравственные и патриотические чувства.
Настоящая программа разработана в соответствии с документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
- Приложение к Приказу Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

образовательным

программам»
-

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (письмо Министерства образования Российской
Федерации от 18.11.5015 № 09-3242).
- Федеральным Законом от 26 мая 1996 №54-ФЗ«О музейном фонде Российской
Федерации и музеях в Российской Федерации»
- Федеральным Законом от 25 июля 2002№ 73-ФЗ «Об объектах культурного
наследия(памятниках истории и культуры)народов Российской Федерации»

2

- направленность (профиль) общеразвивающей программы:
 туристско-краеведческая
- актуальность общеразвивающей программы: определяется повышением
интереса к своему краю, окружающей действительности. Необходимость

в

развитии интересов обучающихся к родному краю определена социальным
заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае
способствуют воспитанию к родной земле, уважению к традициям и культуре
своего народа.
- отличительные особенности общеразвивающей программы – являются то, что
она включает в себя изучение особенностей природы, растительного и животного
мира, знакомит школьников не только с историей родного края, Урала но и со
своеобразием наших городов, показывает их самобытность, позволяет учащимся
пережить сопричастность к ходу истории. Частично-деятельностный

подход,

обеспеченный практическими работами и экскурсиями, расширяет границы
исторического пространства.
- адресатобщеразвивающей программы – от 10 до 14 лет, 4-8 классы.
Возрастные характеристики обучающихся:
Программа «Краеведение» составлена для детей

и подростков 10-14 лет и

ориентирована на уровень подготовки и возрастные особенности обучающихся:
мощный подъем жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма,
физическое созревание человека, и интенсивное формирование личности,
стремление ко всему новому, необычному, желание быть «на равной ноге» со
взрослыми, стремление к активной деятельности. Это самый благоприятный
возраст для творческого развития.
В подростковом возрасте происходит в целом

дальнейшее формирование

представлений о природе, обществе, человеке, постижение основ миропонимания,
норм морали, жизненных ценностей, обеспечивающих общекультурное развитие
личности. В этом возрасте обучающимся нравится решать проблемные ситуации,
находить сходство и различие, определять причину и следствие, познавать
окружающий мир. Ребятам будут интересны занятия по дополнительным
3

общеразвивающим программам туристско-краеведческой направленности, в ходе
которых можно высказать свое мнение и суждение, приобрести опыт в научной и
поисково-исследовательской деятельности, самому решать проблемы, отстаивать
и доказывать свою правоту, участвовать в экскурсиях, походах по родному краю.
- режим занятий, периодичность и продолжительность занятий –
общее количество часов в год – 70,
количество занятий в неделю – 1,
количество часов в неделю – 2.
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. Продолжительность
учебного часа – 40 минут. Перерыв между занятиями – 10 минут.
- объем общеразвивающей программы, срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения, 35 учебных недели, 70 часов.
- уровневость общеразвивающей программы – стартовый уровень
- формы обучения – очная,групповая,парная, индивидуальная
- особенности организации образовательного процесса – разновозрастная
группа, являющаяся основным составом объединения, состав группы постоянный,
количество детей в группе от 7 до 20 человек.
- виды занятий – беседа, лекция, конференции, практическое занятие
(фотовыставки, выпуск стенгазеты), экскурсия, работа с архивными данными,
получение

информации

через

архивы,

проектная

и

исследовательская

деятельность.
- формы проведения результатов – беседа, презентация, практическое занятие

4

1.2 Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель дополнительной общеразвивающей программы –
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания
обучающихся;
Задачи дополнительной общеразвивающей программы Обучающие:
1.Познакомить обучающихся с историей родного края,его образованием и
развитием, с материальными и духовными богатствами.
2.Дать первичные знания о родном крае, развивать интерес к истории.
Развивающие:
1. Развивать интеллектуальные способности и интересыобучающихся в области
краеведения и музееведения.
2. Побудить обучающихся к исследовательской и творческой деятельности,
способствовать расширению кругозора и социализации личности.
3. Развивать коммуникативные навыки в процессе самостоятельной работы,
работы в группах, участия в обсуждениях.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к истории, культуре и природе.
2.Самореализация и самоутверждение личности, способной к творческому
самовыражению.

5

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

1.
2.

3.

4.

5.

6.

Название раздела, темы

Количество часов

Организационное занятие.Цели и
задачи краеведческого кружка
Введение в музееведение.
1.Музееведение в системе наук.
История музейного дела. История
создания музея в России. Типы и
виды музеев. Функции музеев.
Основы школьного музееведения.
Музейная терминология.
2. Музеи города Талица, поселка
Троицкий. Экскурсия в
Троицкий историко-краеведческий
музей и музей разведчика
Н.И.Кузнецова в
г.Талица.
3.История создания школьного
музея. Основатели музея.
Актив школьного музея. Совет и
актив школьного музея.
Планирование работы музея.
Экскурсионная работа школьного
музея. 1.Школьный музей в системе
образования. Основные признаки
школьного музея. Его функции.
2.Знакомство с «Положением о
школьном музее».
Краеведческая
деятельностьшкольного музея.
1.Краеведение как наука о родном
крае. 2.Понятие о краеведении
(особенности, предмет,
направления).3.Источники
краеведческих знаний.
История родного края. История села.
1.История возникновения и развитие
села Вновь-Юрмытское и деревень в
18-19 вв
2. Становление Советский власти.
Создание колхозов в 20-30 -е годы
20 века
3. История Вновь-Юрмытской
школы. Ветераны педагогического
6

Форма
аттестации
(контроля)

Всего

Теория

Практика

2

1

1

14

6

8

анкетирование
лекция,
беседа,
экскурсия

4

2

2

деловая
игра

4

2

2

беседа

4

2

2

лекция,
реферат

18

10

8

лекция,
беседа,викт
орина,
проект,
презентация,
экскурсия

7.

8.

9.

10.

труда.
4. «Славен человек трудом» орденоносцы села.
5.Я помню подвиг прадеда.
6. Человек – легенда Н.И.Кузнецов.
7. Детство опаленное войной.
8. Тыл- Урал (Талица, ВновьЮрмытское)
Наука генеалогия. 1.Виды
родословной. Генеалогическое древо
своей семьи. Практическое занятие
«Создание родословной»
2. История одной фотографии. О чем
могут рассказать семейные реликвии.
3. Моя семья – конкурс стихов,
сочинений. Защита проекта.
Экспозиции школьного музея.
Экспонат – главная структурная
единица экспозиции. Они расскажут
свои истории. Экспозиции и
выставки.
Учет и хранение фондов школьного
музея. Понятие о фондах музея.
Учетная документация школьного
музея. Правила хранения музейной
документации.
Итоговое занятие. Викторина
«Знатоки родного края»
Итого:

10

4

6

лекция,
проект,
конкурс,
презентация

5

3

2

лекция,
беседа

7

3

4

лекция,
беседа

2

1

1

викторина

70

34

36

Содержание учебного (тематического) плана
1. Организационное занятие (2ч.)
Теория.
Постановка целей и задач работы кружка «Краеведение». Анкетирование
воспитанников с целью выявления базовых знаний и уточнения их интересов и
пожеланий. Инструктаж по правилам безопасного поведения на занятиях детского
объединения. Краеведение как наука о родном крае. Понятие краеведение. Цели,
задачи. Предмет исследования. Направления краеведения: историческое,
географическое, биологическое, литературное и др.
Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) Родина? Карта своей
местности (области, района, села). Основные населенные пункты района.
Знаменитые места. Границы края: родной дом-школа-село; город-район-область.
Родной край – часть России, частица мира. История своего села. История школы.
Практическое занятие.
7

Ознакомление с музеем своего ОУ. Заполнение учащимися анкеты «Что я знаю о
родном крае?» (Приложение № 1).
Знание правил безопасного поведения на занятиях детского объединения.
2. Введение в музееведение. История музейного дела. (14ч.)
Теория.
Музееведение в системе наук. Понятие «музей». Составные части музея. Музей –
институт социальной памяти. Музей – научная организация или центр досуга.
Музей в современном мире. Классификация музейных предметов. Музейная
терминология. Коллекционирование древностей. Первые музеи в России.
Эрмитаж. Первые общедоступные музеи. Галерея Третьякова. Музеи в ХХ веке.
Музеи советской эпохи. Музей в конце ХХ – начале ХХ1вв. Музей на службе
человека. Новые возможности музея.
Практическое занятие.
Знакомство по литературе, иллюстрациям, фото и киноматериалам с изучаемыми
музеями. Составление, корректирование, дополнение словарика музейных
терминов.
Экскурсия в историко-краеведческий музей п. Троицкий с целью знакомства
комплектования фондов музея. Встреча с музейными работниками.
Мониторинг качества знаний
Знание основных этапов истории музейного дела в России.
3. Актив школьного музея. (4ч.)
Теория
Совет и актив школьного музея. Детское самоуправление. Распределение
обязанностей в совете музея. Планирование работы. Координация работы с
музеями Талицкого района. Творческий союз взрослых и детей – залог успеха.
Практическое занятие. Деловая игра «Проектирование музея»
4. Экскурсионная работа школьного музея. (4ч.)
Теория
Специфические особенности школьного музея. Школьный музей в системе
образования. Основные признаки школьного музея. Его функции. Роль и место
музея в образовательном учреждении. Какой музей нужен школе? Школьный
музей в музейной сети страны. Чем отличается школьный музей от музея
государственного. Нормативная база.
«Положение о школьном музее».
Паспортизация школьных музеев.
Практическое занятие.
Знакомство по презентациям со школьными музеями Талицкого района.
5. Краеведческая деятельность школьного музея. (4ч.)
Теория
8

Краеведение – краеугольный камень деятельности школьного музея.
Музей – хранитель местной истории. Предмет, виды краеведения. Историческое
краеведение, его значение и сущность. Направления по тематикохронологическому признаку факторов местной истории: истории края, его
военное прошлое, современная история, археологическое изучение края.
Источники краеведческих знаний: архивные документы, этнографическая,
историческая литература по родному краю, фольклор, периодическая печать.
Замечательные земляки. Памятники истории и культуры как объекты
краеведческой деятельности (памятные места, мемориалы и др.). Охрана
памятников истории и культуры. Виды памятников, находящихся под охраной
государств.
Практическое задание.
Обзорнаяэкскурсия по достопримечательностям села Вновь-Юрмытское (Парк
Победы, обелиск, павшим в годы ВОВ, памятнику участникамГражданской
войны).Участие в краеведческой работе. Выбор темы исследования. Работа с
источниками. Подготовка рефератов, докладов и др.
Мониторинг качества знаний
Выступление на краеведческой конференции.
6. История родного края. История села. (18ч.)
Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) Родина? Карта своей
местности (области, района, села). Заселение земли Вновь-Юрмытской: коренные
жители
и их основные занятия.
Основные события ХУ111-Х1Х вв.,
происходившие в селе Вновь-Юрмытское. Возникновение сел и деревень и
происхождение названий населенных пунктовволости.Развитие сельского
хозяйства, народного образования и здравоохранения во Вновь-Юрмытской
волости. Знаменитые места. Границы края, их условность и подвижность: родной
дом-школа с ближайшими окрестностями - село; город-район-область. Родной
край – часть России. История села. История школы. Ветераны педагогического
труда, мой первый учитель, мой выпуск, мои родители – выпускники школы.
Выдающиеся люди нашего села.
Практическое занятие:
Экскурсия по главным улицам села (знакомство с историческими зданиями,
домами).
Экспедиции в деревни: Бубенщикова, Кокуй, Серкова, Боровая. Описание
местоположения населенного пункта, состав и характеристика населения.
Викторина «Знаете ли вы свой край?» (Приложение № 2).
Сбор материала (фотографий) об учителях Ветеранах труда, сочинение или
рассказ об учителе/выпускниках.
9

7. Наука генеалогия. (10ч.)Виды родословной. Генеалогическое древо своей
семьи.
Теория
Понятие «Генеалогия», «Родословие». Виды родословной. Генеалогический
паспорт своей семьи. Терминология родства. Генеалогическое древо своей семьи.
Практическое занятие
Составление генеалогического древа своей семьи. Индивидуальная работа с
каждым учащимся по составлению родословной.
8. Экспозиции школьного музея. (5ч.)
Теория
Экспонат – главная структурная единица экспозиции. Концепция и
художественный замысел экспозиции. Экспозиция – коллективный труд. Можно
ли трогать экспонаты? Экспозиция и выставка. Возможности организации
экспозиции и выставки в условиях школы.
Практическое занятие
Знакомство с экспозициями и выставками школьного музея.
Мониторинг качества знаний
Участие в работе по созданию и обновлению экспозиции, выставки.
9. Учет и хранение фондов школьного музея. (7ч.)
Теория
Понятие о фондах музея. Состав (структура) фондов. Основной фонд и научновспомогательный фонд. Учетная документация школьного музея. Книга
поступлений – основной документ учета музейных предметов.
Практическое занятие.
Заполнение музейной документации. Проведение инвентаризацииэкспонатов
школьного музея.
Мониторинг качества знаний
Знание основных правил учета и хранения фондов школьного музея. Умение
заполнять музейную документацию.
10. Заключительное занятие. (2ч.)
Викторина
«Знатоки
родного
края»
(Приложение
№
3).
Подведение итогов учебного года. Посвящение воспитанников 1 года обучения в
«активистов школьного музея».

10

1.4. Планируемые результаты
-метапредметные результаты–
. способен сознательно организовать и регулировать свою деятельность –
учебную, общественную и др.;
.

владеет

умениями

работать

с

учебной

и

внешкольной

информацией

(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план,
тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать
современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;
. способен решать творческие задачи, результаты своей деятельности в различных
формах (эссе,презентации, реферат и др.);
.

сотрудничает

с

соучениками,

коллективной

работе,

освоение

основ

межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
. активно участвует в краеведческих и исторических конкурсах, олимпиадах,
массовых мероприятиях.
- личностные результаты –
. осознает свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
. освоил гуманистические традиции и ценности современного общества;
.осмыслил социально-нравственного опыт предшествующих поколений, способен
к определению своей позиции и ответственному поведению в современном
обществе;
. понимает культурное многообразие мира, проявляет уважение к культуре своего
и других народов, толерантен.
- предметные результаты –
. владеет представлениями об историческом пути народов своей страны как
необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
. способен применять понятийный аппаратисторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений
прошлого и современности;
11

. может изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных

источников,

раскрывая

ее

социальную

принадлежность

и

познавательную ценность;
.имеет

опыт

оценочной

деятельности

на

основе

осмысления

жизни

и

деянийличностей в истории родного края и своей страны;
. готов применять исторические знания для выявления и сохранения исторических
и культурных памятников своего родного края и страны.

12

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график.
Продолжительность
учебного
года
составляет
35
недель.
Продолжительность учебных занятий 35 недель.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме 4
недели.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения.

13

2.2. Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение –
- столы и стулья;
- компьютер – 1 шт.;
- принтер – 1 шт.;
- переносной мультимедиа-проектор – 1 шт.;
- переносной экран – 1 шт.;
- телевизор – 1 шт.
- информационное обеспечение–материалы интернета, сайты по
краеведению
- кадровое обеспечение -педагог дополнительного образования с
образованием не ниже среднего профессионального, любой
квалификационной категории.
- методические материалы –
Практическая работа реализуется в таких формах как:
- экскурсии;
- экспедиции по населенным пунктам Талицкого района;
- встречи с тружениками тыла, участниками -ветеранами локальных войн,
народными умельцами, интересными людьми Талицкого городского округа;
- интеллектуально-познавательные игры, конкурсы, викторины;
- научно-исследовательская и проектная работа;
- работа с архивными документами;
- анкетирование.
Основные формы и методы обучения и воспитания:
- словесные: рассказ, беседа, лекция;
- наглядные: иллюстрации, демонстрации, показ;
- практические: исследования, эксперименты, экскурсии;
- индивидуальные, групповые, поисковые;
- стимулирование, ситуация успеха, контроль и самоконтроль.
Дидактические материалы:
14

- карты «Свердловская область», «Талицкий район», «село Вновь-Юрмытское»;
- фотографии села Вновь-Юрмытское, сельских мероприятий, замечательных
земляков в разные периоды времени;
- документы, материалы периодической печати по истории, краеведению,
культуре родного края.

15

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы –
Способы определения результатов: педагогическое наблюдение,
тестирование, собеседование, викторины, участие в районных конкурсах.
Результаты учебно-воспитательной деятельности отслеживаются путем
проведения входного, промежуточного и итогового этапов аттестации
обучающихся.
В ходе проведения входного этапа аттестации осуществляется:
прогнозирование возможностей (совместно с детьми) успешного обучения на
данном этапе; оценка дидактической и методической подготовленности.
Формы проведения входного этапа аттестации – это тестирование (выявление
уровня знаний теоретического материала путем выбора из предложенного
правильных ответов). Максимальное количество баллов по вопросам – 5 баллов:
-6-5- правильных ответов – 5 баллов;
-4-3- правильных ответа – 4 балла;
-2-1- правильный ответ – 3 балла.
Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года, целью
которой является подведение промежуточных итогов обучения, оценка
успешности продвижения учащихся. Формы проведения: интеллектуальнопознавательные игры породному краю, викторины.
Для контроля и оценки знаний и умений по Программе используются
индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные работы (тестовые
задания), викторины.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют
учащиеся всего объединения. Педагог подготавливает серию вопросов по
конкретной теме, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические
особенности: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
- Рассказ-описание (ребенок дает последовательное, логическое описание
объекта, явления или события. При оценке этого вида рассказа учитываются
полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков
16

объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому
предмету);
- Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно
обобщить полученные знания, правильно установить причинно следственные,
пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в
нестандартной ситуации.
При письменной проверке знаний используются тестовые задания или
викторины. Все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в
соответствии процентам выполнения задания:
-90% и более –5 баллов;
-75-89% - 4 балла;
-51-74% - 3 балла;
-менее 50% - 2 балла.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года (подведение итогов
завершающегося года обучения: анализ результатов обучения; оценка успешности
усвоения учащимися учебной программы; анализ действий педагога).
Формами проведения итоговой аттестации являются:
- интеллектуально-познавательные игры «Знатоки родного края»;
- тестирование;
- творческий отчет (фотоконкурс-выставки, защита проектов,
исследовательских работ и др.).
Ф.И.обучающегося

Уровень достижения ожидаемых

Достижения обучающихсяв

Мотивация

результатов

выбранных видах деятельности

выполнения

Освоение

Самостоятельная

Элементы

Качество

теоретического

работа

творчества

работы

работ

материала
В

П

И

В

П

И

17

В

П

И

В

П

И

В

П

И

Критерии оценки: О – отлично, Х – хорошо, У – удовлетворительно.
Условные обозначения: В – входной контроль, П – промежуточный контроль, И – итоговый.

18

2.4.Аннотация
Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории
своего рода, своей фамилии, свое малой родины.
Через комплекс краеведческих занятий у школьников формируется историческое сознание,
воспитывается любовь к родной земле, ответственность за её судьбу. Всё это составляет
прочную основу нравственного воспитания детей, формирует активную жизненную позицию,
воспитывает уважительное отношение к своей этнической культуре. В качестве исследователей
дети могут активно собирать и изучать краеведческий материал, встречая широкую поддержку
родителей, жителей села, местных органов управления, смогут проявить реальную заботу о
памятниках культуры и о сохранении культуры своего родного края.
Цельудовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также обеспечение духовнонравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Задачи –приобретение учащимися знаний о родном крае –Вновь-Юрмытской земле;
- формирование гражданского самосознания юных краеведов через
воспитание духовно-нравственных ценностей и традиций родного края;
- развитие интеллектуальных способностей и интересов школьников в
области краеведения и музееведения.
Направленность туристско-краеведческая
Программа «Краеведение» составлена для детей и подростков 10-14 лет и ориентирована на
уровень подготовки и возрастные особенности обучающихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 35 учебных недель, 70 часов – стартовый
уровень от 10-14 лет, 4-8 кл.
Режим занятий- периодичность и продолжительность занятий –
общее количество часов в год – 70,
количество занятий в неделю – 1,
количество часов в неделю – 2.
Продолжительность учебного часа – 40 минут.
Форма реализации– очная.
Программа «Краеведение» включает в себя изучение истории родного края. Наряду с
теоретическими занятиями курса большая его часть отводится для практической деятельности
школьников, которая реализуется в таких формах как: экскурсии, встречи, интеллектуальнопознавательные игры, конкурсы, викторины, научно-исследовательская и проектная работа с
архивными документами, опрос, анкетирование.
1. Работать с различными источниками краеведческой информации;
2. Правильно пользоваться музейной терминологией;
3. Применять полученные знания на практике;
4. Работать в группе и индивидуально;
5. Грамотно пользоваться речью как устной так и письменной;
6. Уметь адаптировать текст для предполагаемых слушателей;
7. Ориентироваться в экспозиционно-выставочном материале.

19

2.5. Сведения о разработчике
Палицына Галина Николаевна – педагог дополнительного образования,
образование среднее

профессиональное, педагогическое.

20

3. Список литературы –
1. Список источников, используемых педагогом для организации
образовательного процесса:
1. Балашова Т.В. Фонды школьного музея. Екатеринбург, 1998.
2. Благово Н.В. Юному краеведу-исследователю. С-Петербург, 2005.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.
М.Просвещение, 2010.
4. Дмитриева Л.П. Создание экспозиции школьного музея. Казань, 2000.
5. Казьмина Е.Г. Программа ДО «Школа юного экскурсовода». М., 2000.
6. Константинов Ю.С., Слесарева Л.П. Туристско-краеведческая деятельность в
школе: учебно-методическое пособие. М.:ГОУМосгорСЮТур, 2011.
7. Крейденко В.С. Методика составления родословной. М., 2001.
8. Мазыкина Н.В. Патриотическое воспитание детей. М., 2003.
9. Музееведение. Музеи исторического профиля / Под ред. К.Г.Левыкина,
В.Хербста. М.: Высшая школа, 1988.
10. Огоновская И.С. Азбука исследования. Екатеринбург: Сократ, 2008.
11. Образовательная программа по краеведению. С-Петербург, 1993.
12. Поспелов Е.М. Школьное краеведение. М., 1993.
13. Скоков В.А. Историческое краеведение. Екатеринбург, 1998.
14. Чуманов А. и др. «Малахитовая провинция». Екатеринбург, 2001.
15. Гребенкин В.В. «Талицкий край – провинция Зауралья», Талица, 2019.
16. Добышев В.И. «Наследие,Я на этой земле родился» кн.2, Талица, 2016-2017.
2. Литература для обучающихся и родителей:
1. Бажовская энциклопедия / Под ред. В.В.Блажес, М.А.Литовская. Екатеринбург:
ИД «Сократ», 2007.
2. Власов А.А. На фронтовых путях-дорогах. Арти-Пермь, 2012.
3. Власова Т.П. Вспоминая войну необъявленную. Ставрополь, 2006.
4. Грабарь И. Для чего надо охранять и собиратьсокровища искусства и старины.
М., 1998.
21

5. Калистратова Э.А. Как найти корни своего рода. Екатеринбург. 2013.
6.Калистратова Э.А. Наука о родстве. Екатеринбург, 1998.
7.Калистратова Э.А. Начинающему генеалогу. Екатеринбург, 2001.
8. Каныгина Т.В. О доблестях, о подвигах, о славе. Екатеринбург, 2004.
9. Кулагина Г.А. Веселая энциклопедия уральских следопытов: 100 игр по
истории, культуре, географии Урала / Под ред. И.С.Огоновской. Екатеринбург:ИД
«Сократ», 2006.
10. Кулагина Г. Сундучок уральского краеведа. Екатеринбург, 2002.
11. Гребенкин В.В. «Талицкий край – провинция Зауралья», Талица, 2019.
12. Добышев В.И. «Наследие, Я на этой земле родился» кн.2, Талица, 2016-2017.

22

Календарный (тематический) план
№ Дата
п/п
1

2
3
4
5
6

7

8

9
10
11

12

13

14
15
16

Тема занятия
Организационное
занятие.Цели и задачи
краеведческого кружка
Введение в музееведение.
Музееведение в системе
наук.
История музейного дела.
История создания музея в
России.
Типы и виды музеев.
Функции музеев.
Основы школьного
музееведения. Музейная
терминология.
Музеи города Талица,
поселка Троицкий.
Экскурсия в
Троицкий историкокраеведческий музей и
музей разведчика
Н.И.Кузнецова в
г.Талица.
История создания
школьного музея.
Основатели музея.
Актив школьного музея.
Совет и актив школьного
музея.
Планирование работы
музея.
Экскурсионная работа
школьного музея.
Школьный музей в
системе образования.
Основные признаки
школьного музея. Его
функции.
Знакомство
с
«Положением о школьном
музее».
Краеведческая
деятельностьшкольного
музея.
Краеведение как наука о
родном крае.
Понятие о краеведении
(особенности, предмет,
направления).

Форма
занятия
беседа

Количество
часов
2

Форма контроля
анкетирование

лекция

2

беседа

лекция

2

беседа

лекция

2

беседа

лекция

2

беседа

лекция

2

опрос

экскурсии

2

беседа

беседа

2

опрос
деловая игра

беседа

2

лекция

2

беседа

2

беседа
беседа
беседа

лекция

2
беседа

беседа

2

беседа

2

лекция

2

беседа
реферат
беседа
лекция
23

2

№ Дата
п/п
17

18

19

20

21
22
23
24
25
26
27
28

29

30
31
32

33

34

Тема занятия
Источники краеведческих
знаний.
История родного края.
История села.
История возникновения и
развитие села ВновьЮрмытское и деревень в
18-19 вв
Становление Советский
власти. Создание
колхозов в 20-30 -е годы
20 века
История ВновьЮрмытской школы.
Ветераны
педагогического труда.
«Славен человек трудом»
- орденоносцы села.
Я помню подвиг прадеда.
Человек – легенда
Н.И.Кузнецов.
Детство опаленное
войной.
Тыл- Урал (Талица,
Вновь-Юрмытское)
Наука генеалогия. 1.Виды
родословной.
Генеалогическое древо
своей семьи.
Практическое занятие
«Создание родословной»
История одной
фотографии. О чем могут
рассказать семейные
реликвии.
Моя семья – конкурс
стихов, сочинений.
Защита проекта
Экспозиции школьного
музея.
Экспонат – главная
структурная единица
экспозиции
Они расскажут свои
истории. Экспозиции и
выставки.
Учет и хранение фондов
школьного музея.
Понятие о фондах музея

Форма
занятия
лекция

Количество
часов
2

Форма контроля
беседа
викторина

лекция

2

проект
рассказ

2
опрос

беседа

2

беседа

2

рассказ

2

демонстрация

2

встреча

2

лекция

2

лекция

2

индивидуальная

2

поисковая

2

презентация
проект
беседа
проект
опрос
опрос
составление древа
проект
презентация

поисковая

2

индивидуальная

2

демонстрация

2

показ

2

конкурс
беседа
беседа
беседа
показ

2

лекция

2

беседа

24

№ Дата
п/п

35

Тема занятия
Учетная документация
школьного музея.
Правила хранения
музейной документации.
Итоговое занятие.
Викторина «Знатоки
родного края»
Итого

Форма
занятия

Количество
часов

Форма контроля

викторина
беседа

2
70

Приложение № 1.
25

Анкета «Что я знаю о родном крае?»
Цель: выявить наличие знаний и представлений у учащихся о традициях, культуре и истории
своего народа и отношение учащихся такому качеству как патриотизм.
1. Что Вы понимаете под «патриотизмом»?
2. Считаете ли Вы себя патриотом?
3. Кто на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических качеств? (школа,
родители, окружающие люди, друзья).(Нужное подчеркнуть)
4. Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?
а) да;
б) нет;
в) совсем не знаю;
г) затрудняюсь ответить.
5. Отмечают ли у Вас дома семейные праздники?
а) да;
б) нет.
6. В каких мероприятиях Вы бы больше хотели участвовать? (Нужное подчеркнуть)
- патриотические клубы и центры;
- фестивали и конкурсы патриотической направленности;
- военно-спортивные игры;
- выставки патриотической направленности;
- встречи с ветеранами.
7. Как Вы понимаете выражение «Малая Родина»7
8. Знаете ли Вы когда образовалось село, в котором Вы живете?
а) да;
б) нет.
9. Любите ли Вы свое село?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
10. Как называется улица, на которой Вы живете?
11. В честь кого названа улица, на которой Вы живете?
12. Есть ли у Вас любимое место в нашем селе? Какое?

26

Приложение № 2.
Вопросы викторины «Знаете ли свой край?» - 1
1. Люди какой национальности проживают в селе Вновь-Юрмытское и деревнях Серкова,
Кокуй, Бубенщикова, Боровая?
2. Назовите год основания этих населенных пунктов?
3. Назовите национальные праздники жителей, проживающих в селе Вновь-Юрмытское и
в деревнях Серкова, Кокуй, Бубенщикова, Боровая?
4. Какой деятельностью занимаются жители перечисленных населенных пунктов?
5. Кукую религию исповедуют жители этих населенных пунктов?

Вопросы викторины «Знаете ли свой край?» - 2
1. Сколько национальностей проживают на территории Талицкого городского округа?
2. Назовите численность жителей Талицкого района?
3. Сколько населенных пунктов включает в себя Талицкий городской округ?
4. Назовите фамилию, имя, отчество Главы Талицкого ГО?
5. Назовите численность жителей Вновь-Юрмытской управы?
6. Назовите фамилию, имя, отчество начальника управы?
7. Назовите предприятие сельского хозяйства в селе Вновь-Юрмытское?
8. Назовите фамилию, имя, отчество его руководителя?

Приложение № 3
27

Викторина «Знатоки родного края»
1. Многие цари дома Романовых имели прозвища. Укажите, кому какие принадлежали и
почему (за каждый правильный ответ 1 балл).
Освободитель_________________________________________________________________
Тишайший____________________________________________________________________
Великий______________________________________________________________________
Кровавый_____________________________________________________________________
Миротворец___________________________________________________________________
Великая_______________________________________________________________________
2. Как называется праздник, который россияне отмечают 4 ноября? (за правильный ответ 1
балл).
3. Кто написал слова и музыку современного гимна? (за правильный ответ 1 балл).
4. Прочитайте и соотнесите имена известных полководцев и названия битв.
В ответе укажите номер, под которым записано имя полководца и буквенное
обозначение битвы (за правильный ответ 1 балл).
1

Александр Невский

а

Сражение при Рымнике

2

Александр Суворов

б

Полтавская битва

3

Дмитрий Донской

в

Бородинское сражение

4

Петр 1

г

Ледовое побоище

5

Михаил Кутузов

д

Куликовская битва

Ответ:

1

2

3

4

5

5. Назовите год основания г. Екатеринбург
6. 26 марта 1656 года появился на свет родоначальник династии промышленниковметаллургов и оружейников основавших 55 заводов на Урале и Алтае. Назовите его ФИО.
7. Назовите год образования Свердловской области.
8. За годы существования Свердловской области ею руководили 20 человек.
Один из них руководил почти 18 лет – это самый длительный период руководства Свердловской
областью. Назовите ФИО этого человека.
9. Есть на Урале камни-самоцветы. Почему их так называют? Назовите их.
10. В каком году был основано село Вновь-Юрмытское?
11. Назовите предприятие сельского хозяйства села? Где оно расположено, на какой улице?
12. Как назывались первые улицы села?
28

13. Назовите с какими территориями граничит Талицкий район?
14. Назовите героев Советского Союза и России Талицкого района?
15. В каком году образовался Талицкий район?
16. Что означает слово «Талица»?
17. Как называется праздник у православных, когда на березки повязывают цветные ленты?

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».