Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ШАХМАТЫ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВНОВЬ-ЮРМЫТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
623626, Свердловская область, Талицкий район, с.Вновь-Юрмытское, ул.Победы,14
телефон/факс: (8-24271) 5-41-10; e-mail: shkola_7_07@mail.ru

«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
учителей технологии
Протокол от №1 от
30.08.2020

Утверждено
Приказом по ОУ от 19.08.2020 №145

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ШАХМАТЫ»
Возраст обучающихся: 9-15 лет
Срок реализации: 1 год

с. Вновь-Юрмытское, 2020

1

Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы ………………………..3
1.1 Пояснительная записка ……………………………….………………3
1.2 Цель и задачи программы …………………………………………….5
1.3 Содержание программы ………………………………...…………….6
1.4 Планируемые результаты……………………………………………..10
2. Комплекс организационно-педагогических условий …………………..11
2.1 Календарный учебный график ……………………………………….11
2.2 Условия реализации программы ……………………………………..12
2.3 Формы аттестации ….………………………………………………....13
2.4 Оценочные материалы ………………………………………………..14
2.5 Методические материалы……………………………………………..16
Аннотация …………………………………………………………….……….18
Список литературы ……………………………………………………………20
Приложение…………………………………………………………………….21

1. Комплекс основных характеристик программы
2

1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа
соответствии с нормативной базой документов:

«Шахматы»

разработана

в

-Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ № 273).
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам).
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее - СанПиН).
-Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
-Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых
образовательных
потребностей»).
Направленность программы. Программа «Шахматы» физкультурно-спортивной
направленности, направлена на овладение обучающимися способностью быстро и разумно
разбираться в огромном объеме информации, умением анализировать её и делать
логические выводы, умением концентрировать внимание на решение задач в условиях
ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации. Актуальность программы
продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная
задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию
и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе
дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности,
формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и
воспитанию школьника. Особенностью программы является ее индивидуальный подход к
3

обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных
аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным
шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания
условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход
предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда
природных, физических и психических свойств личности. В данной программе
предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его
самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого
ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования,
полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога
может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает
тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата,
устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации программы – от 9 до 15
лет, 3-9 классы.
Возрастные особенности детей 9–10 лет: нравится исследовать все, что незнакомое,
понимает законы последовательности и последствия, имеет хорошее чувство времени,
пространства, хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет, «золотой возраст
памяти».
Возрастные особенности детей 11–15 лет: происходят изменения в мышлении,
требует фактов и доказательств, больше не принимает с готовностью все, что ему говорят,
и подвергает все критике; начинает мыслить абстрактно, но обычно находит 3 всему
только крайние «контрастные» объяснения, либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете;
возрастает способность к логическому мышлению; способен прогнозировать последствия
своих поступков.
Уровень программы: стартовый (программа составлена для детей, имеющих
первоначальные знания и умения игры в шахматы).
Объем программы, срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год
обучения, 35 учебных недель, 140 часов.
Форма обучения очная.
особенности организации образовательного процесса. Разновозрастная группа,
являющаяся основным составом объединения, состав группы постоянный. Количество
детей – от 10 до 12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее количество
часов в год – 140, количество занятий в неделю – 4, количество часов в неделю – 4.
Продолжительность занятия – 40 мин

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

4

Цель: развитие интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия
шахматами;
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности.
Задачи
Обучающие:
• ознакомить с историей шахмат;
• обучить правилам игры;
• дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомить с правилами
проведения соревнований и правилами турнирного поведения. Развивающие:
• развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие
положительные качества личности;
• сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
• формировать навыки запоминания;
• вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об
окружающем мире.
Воспитывающие:
• бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
• прививать навыки самодисциплины;
• способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
5

№
п/п
1

2

3
4
5
6
7
8
9
10

11

12

13

Название раздела,
Количество часов
Формы
темы
Всего Теория Практика аттестации/контроля
Введение.
Организационное
1
1
Опрос
занятие.
Краткая история
шахмат.
1
1
Опрос
Повторение
пройденного
материала.
Шахматная нотация.
2
2
Опрос
Техника матования
Тренировочные
одинокого короля
10
5
5
партии
Достижение мата без
Тренировочные
жертв и материала.
3
2
1
партии
Шахматная
Тренировочные
комбинация.
13
10
3
партии
Дебютная стадия
20
10
10
Тренировочные
партии
Основы стратегии и
тактики.
20
10
10
Задачи и этюды
Курс шахматных
окончаний.
20
10
10
Задачи и этюды
Сеансы
одновременной
15
15
Тренировочные
игры.
партии.
Соревнования
(турниры).
25
25
Тренировочные
партии
Индивидуальные
Задачи и этюды.
занятия.
9
9
Тренировочные
занятия.
Итоговое занятие
1
1
ВСЕГО

140

52

88

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
6

Раздел 1. Введение. Организационное занятие (1 час).
Теория: Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
Раздел 2. Краткая история шахмат. Повторение пройденного материала (1 час).
Теория: История возникновения шахмат. Различные системы проведения
шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.
Раздел 3. Шахматная нотация. (3 часа).
Теория: Обозначение вертикали, горизонталей, полей. Игровая практика.
Обозначение шахматных фигур и терминов. Шахматная нотация.
Практика: Тренировочные партии.
Раздел 4. Техника матования одинокого короля (10 часов).
Теория: Ограниченный король. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против
короля. Игровая практика. Ферзь и король против короля. Мат в два хода. Штурм
королевского замка. Матовые финалы. Когда не жаль расстаться с ферзем. Пешка –
душа шахмат. Слабые поля – базы для фигур. Достижение материального перевеса.
Способы защиты. Открытые линии – магистрали для вторжения. Как оценить
позицию. Как начинать бой. Ферзь идет вперед. Ладья идет вперед. Игру начинают
пешки и легкие фигуры.
Практика: Тренировочные партии.
Раздел 5. Достижение мата без жертв и материала. (3 часа).
Теория: Учебное положение на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Игровая
практика. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата.
Игровая практика. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.
Практика: Тренировочные партии. Решение шахматных задач: мат в один ход, мат
в два хода.
Раздел 6. Шахматная комбинация (13 часов).
Теория: Матовые комбинации. Темы комбинации. Тема отвлечения. Блокировка.
Разрушение королевского прикрытия. Освобождение пространства и уничтожение
защиты. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Комбинации.
ведущие к материальному перевесу. Уничтожение защиты. Связки. Освобождение
защиты и перекрытие. Превращение пешки. Игровая практика. Сочетание игровых
приемов. Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шаг. Игровая
практика. Типичные комбинации в дебюте. Проверка знаний. Сложные примеры и
комбинации. Игровая практика. Определение шахматной комбинации.
Превосходство по количеству ударов. Уничтожение защиты. Освобождение поля
или линии. Идеи отвлечения. Завлечение. Перекрытие. Блокирование. Слабость
7

крайних горизонталей. Использование далеко продвинутой пешки. Комбинации для
достижения ничьей
Практика: Тренировочные партии. Решение шахматных задач.
Раздел 7. Дебютная стадия. (20 часов).
Теория: Классификация шахматных начал. Классические принципы игры.
Дебютные ошибки. Современная трактовка дебютных принципов. Методика
изучения дебютной стадии. Шотландская партия. Шотландская партия. Итальянская
партия. Итальянская партия. Защита двух коней. Защита двух коней. Русская
партия. Русская партия. Дебют че6тырех коней. Дебют четырех коней. Испанская
партия Испанская партия. Королевский гамбит. Королевский гамбит. Французская
защита. Практика: Тренировочные партии. Решение шахматных задач.
Раздел 8. Основы стратегии и тактики (20 часов).
Теория: Понятие о стратегии и тактике. Методика оценки позиции. Материальное
соотношение сил. Состояние центра и пространственного перевеса. Наличие
имеющихся угроз со стороны соперника. Положение королей. Расположение фигур
на предмет их активности. Слабости пешечной структуры. Структура центра.
Подвижный центр. Неподвижный центр. Открытый центр. Статический центр.
Динамический центр. Остановить пехотинца. Джунгли для слона. Конь в загоне.
Тупик для ладьи. Сети для ферзя. Блокада и цугцванг для всех и каждого.
Практика: Тренировочные партии. Решение шахматных задач: мат в один ход, мат
в два хода, мат в три хода, ничья.
Раздел 9. Курс шахматных окончаний. (20 часов).
Теория: Пешечное окончание. Правила квадрата Когда королю мешает
собственная пешка. Король и пешка против короля. Оппозиция. Как «оттолкнуть»
плечом короля. Золотое правило оппозиции. Запасные ходы для овладения
оппозиции. Король гуляет по «треугольнику». Лишняя пешка – никогда не лишняя.
Активный король – как лишняя фигура. Отдаленная проходная пешка. Как малыми
силами овладеть превосходящие силы противника. Защищенная проходная. Чья
пешка первая проходит в ферзи. Как король гонится за «двумя зайцами» (этюд
Рети). Пешечный прорыв. Цугцванг. Не меняй последнюю фигуру, если пешечное
окончание проиграно. Переход в выигранное пешечное окончание – надежный путь
к победе.
Практика: Тренировочные партии. Решение шахматных задач: мат в один ход, мат
в два хода, мат в три хода, ничья.
Раздел 10. Сеансы одновременной игры (15 часов).
Практика: Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры
(в том числе и тематических) с последующим разбором партий.
Раздел 11. Соревнования, турниры (25 часов).
8

Практика: Шахматные турниры и соревнования.
Раздел 12. Индивидуальные занятия (9 часов).
Теория: Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают
трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на
изучение материала быстрее и глубже остальных. Практика: Тренировочные
партии. Решение шахматных задач.
Раздел 13. Итоговое занятие (1 час).
Теория: Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9

ЛИЧНОСТНЫЕ:
• определяет и высказывает простые и общие для всех людей правила поведения
при сотрудничестве (этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опирается на
общие для всех простые правила поведения, делает выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные УУД:
• определяет и формулирует цель деятельности на занятии с помощью учителя, а
далее самостоятельно.
• проговаривает последовательность действий.
• умеет высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,
умеет работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем самостоятельно
планирует свою деятельность.
• умеет совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную
оценку деятельности на занятии.
Познавательные УУД:
• добывает новые знания: находит ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
• перерабатывает полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей команды.
Коммуникативные УУД:
• умеет донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушает и
понимает речь других.
• договаривается о правилах общения и поведения в игре и следует им.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
• знает правила игры в шахматы;
• знает права и обязанности игрока;
• имеет представление об истории и происхождении шахмат;
• знает основные понятия о тактике и стратегии.
• умеет применять указанные знания на практике;
• умеет концентрировать внимание, ценить время;
• умеет играть в шахматы с удовольствием.

10

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК на 2020-2021 учебный год

2.2 Количество учебных недель: 35.
Количество учебных дней: начало учебного года – 01.09.2020, окончание учебного года – 31.05.2021
Продолжительность каникул
Дата начала кани- Дата окончания каПродолжительность в
кул
никул
днях
Осенние
31.10.2020
08.11.2020
9
Зимние
29.12.2020
10.01.2021
13
Весенние
20.03.2021
28.03.2021
9
Летние
29.05.2021
31.08.2021
95

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
11

Материально-техническое обеспечение:
- Доска шахматная демонстрационная (с комплектом демонстрационных шахматных
фигур) - требуется 1 единица на группу, используется 100% времени реализации
программы;
- Часы шахматные - требуется 2 штуки на группу, используется 100% времени реализации
программы;
- Раздаточный материал (тематические изображения) - требуется 15 комплектов на группу,
используется 100% времени реализации программы;
- Бланк для записи шахматных партий - требуется 10 единиц на группу, используется
100% времени реализации программы;
- Доска шахматная (с комплектом шахматных фигур)
- требуется 20 единиц на группу, используется 100% времени реализации программы.
-столы;
-стулья.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации
и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее специальное образование.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю
программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.

2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Формы

отслеживания

и

фиксации
12

образовательных

результатов.

Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в
зачётном листе учителя.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
шахматные турниры и соревнования.

2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Читайте внимательно задание!
13

Каждая задача имеет всего 1 решение.
Если на ваш ход соперник может сходить по-разному, то одного решения будет
достаточно.
Кроме задач имеется текстовые задания. На них нужно ответить словами.
1) Решить задачи Мат в 1 ход (Указать стрелкой):
Ход Черных
Ход Белых

1.

2) Решить задачи Мат в 2 хода
(Указать стрелкой либо написать внизу):
Ход Белых
Ход Белых
1.
2.
2.

3) Выигрыш фигуры (Указать стрелкой либо написать внизу):
Ход Белых
Ход Белых
1.
1.
2.
2.

4) Решить задачи Мат в 2 хода (Указать стрелкой либо написать внизу):
Ход Белых
Ход Белых
1.
1.
2.
2.

14

5) Перечислите чемпионов Мира (чем больше, тем лучше):
6) Какая страна является родиной шахмат? (напишите страну):
ТАБЛИЦА АНАЛИЗА ПАРТИЙ
1 Название турниров

1

2

3

4

15

5

6

7

8

9

2.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Особенности организации образовательного процесса. Образовательный
процесс, занятия проводятся в очной форме.
Методы обучения.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до
творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от
общепринятых стереотипов.
На втором этапе обучения используется игровой, наглядный и репродуктивный
методы. Они применяется при знакомстве с игровыми приёмами.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы
реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом
шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ
позиции - мотив
- идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при
изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых
позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично
поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том
случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление
позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное
количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к
игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Формы
организации
образовательного
процесса:
индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия. Уроки; групповые занятия;
индивидуальные занятия; игровая деятельность; конкурсы решения; турнирная
практика; разбор партий; работа с компьютером.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед,
анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов;
учащиеся готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы
одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые
занятия, турниры.
16

Педагогические технологии.
Технология индивидуализации обучения позволяет осуществлять индивидуаный подход
к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же, но по-разному.
Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение
объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать
наиболее целесообразный план игры.
Технология группового обучения позволяет не только самосовершенствовать
свои навыки, но и открывает возможности к взаимообучению, как во время игры, так и
при разборе партий и решении задач.
Алгоритм учебного занятия.
-организационный момент.
-объяснение задания.
-практическая часть занятия.
-подведение итогов.
-рефлексия.
Дидактические материалы
1. Габазова А. Я. Учимся играть в шахматы – развиваем интеллект. Учебное пособие. Ульяновск, УлГТУ, 2007. 142 с.
2. Сухин И. Шахматы в начальной школе: задачник – Москва: Издательство АСТ:
Кладезь, 2019. 320с.

17

АННОТАЦИЯ
Программа «Шахматы» физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как
формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через
структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный
целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного
образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя
прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и
воспитанию школьника.
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению
ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных
аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным
шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания
условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход
предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда
природных, физических и психических свойств личности.
Новизна программы заключается в сохранности контингента воспитанников,
основанной на преемственности образовательного процесса между начальной и
основной ступенью общего образования.
Отличительные особенности программы от уже существующих заключается в
систематизации полученных знаний в процессе перехода от одной ступени образования
к другой.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации программы – от
9 до 15 лет, 3-9 классы.
Уровень программы: стартовый (программа составлена для детей, имеющих
первоначальные знания и умения игры в шахматы).
Цель программы: развитие интеллектуально-творческой, одаренной личности
через занятия шахматами.
В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной
компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности;
формирование и развитие творческих способностей обучающихся; выявление,
развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности.
Форма обучения очная.
Режим занятий. Общее количество часов в год – 140, количество занятий в
неделю – 4, количество часов в неделю – 4. Продолжительность занятия – 40 мин.
Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения, 35 учебных
недель, 140 часов.
Планируемые результаты: знает правила игры в шахматы; знает права и
обязанности игрока; имеет представление об истории и происхождении шахмат; знает
основные понятия о тактике и стратегии; умеет применять указанные знания на
практике; умеет концентрировать внимание, ценить время; умеет играть в шахматы с
18

удовольствием.
Программу реализует педагог дополнительного образования с среднеспециальным образованием.
2.7 СВЕДЕНИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ
Изюров Владимир Николаевич, педагог дополнительного образования ,
образование средне-специальное.

19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Габазова А. Я. Учимся играть в шахматы – развиваем интеллект. Учебное
пособие. Ульяновск, УлГТУ, 2007. 142 с.
2. Сухин И. Шахматы в начальной школе: задачник – Москва: Издательство АСТ:
Кладезь, 2019. 320с.
3. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. - М.: Физкультуpа
и споpт, 1976.
4. Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.
5. Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.
6. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986.
Для обучающихся:
1. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное
издание. 1994.
2. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.
3. Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.
4. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.
5. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации.
- Минск: Полымя, 1994.

20

ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарный (тематический) план
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным директором.
№ Дата Тема занятия
п/п
Введение. Организаци1
онное занятие.
Краткая история шах2
мат. Повторение пройденного материала
3

4

5

6

7

8

9

Шахматная нотация.
Ограниченный король.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Игровая
практика.
Ферзь и король против
короля. Мат в два хода.
Штурм королевского
замка. Матовые финалы.
Когда не жаль расстаться с ферзем. Пешка – душа шахмат. Слабые поля – базы для
фигур. Достижение материального перевеса.
Способы защиты. Открытые линии – магистрали для вторжения.
Как оценить позицию.
Как начинать бой.
Ферзь идет вперед. Ладья идет вперед. Игру
начинают пешки и легкие фигуры.
Учебное положение на

Форма занятия

Количество
часов

Форма контроля
Фронтальный
опрос

Сообщение новых знаний

2

Сообщение новых знаний

2

Сообщение новых знаний

2

Сообщение новых знаний,
практическая работа

2

Фронтальный
опрос
Наблюдение,
тренировочные
партии

2

Наблюдение,
тренировочные
партии

Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа

2

2

Фронтальный
опрос

Наблюдение,
тренировочные
партии

Наблюдение,
тренировочные
партии

Сообщение новых знаний,
практическая работа

2

Наблюдение,
тренировочные
партии

Сообщение но-

2

Наблюдение,

21

№ Дата Тема занятия
п/п
мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.
Учебные положения на
мат в два хода в миттельшпиле.
10

11

12

13

14

15

Защита от мата. Учебные положения на мат
в два хода в дебюте.
Матовые комбинации.
Темы комбинации. Тема отвлечения. Блокировка.
Разрушение королевского прикрытия. Освобождение пространства и уничтожение
защиты. Другие темы
комбинаций и сочетание тематических
приемов. Комбинации,
ведущие к материальному перевесу.
Уничтожение защиты.
Связки. Освобождение
защиты и перекрытие.
Превращение пешки.
Сочетание игровых
приемов. Комбинации
для достижения ничьей. Комбинации на
вечный шаг. Типичные
комбинации в дебюте.
Сложные примеры и
комбинации.
Определение шахматной комбинации. Превосходство по количеству ударов. Уничтожение защиты. Освобож-

Форма занятия

Количество
часов

вых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа

Сообщение новых знаний,
практическая работа

Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа

Сообщение новых знаний,
практическая работа
22

2

2

Форма контроля
тренировочные
партии

Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии

2

2

Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии

2

2

Наблюдение,
тренировочные
партии

№ Дата Тема занятия
п/п
дение поля или линии.
16

Идеи отвлечения. Завлечение. Перекрытие.
Блокирование.

17

Слабость крайних горизонталей. Использование далеко продвинутой пешки. Комбинации для достижения
ничьей

18

19

20

Форма занятия
Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа

Сообщение ноКлассификация шахвых знаний,
матных начал. Классипрактическая раческие принципы игры.
бота
Сообщение ноДебютные ошибки. Совых знаний,
временная трактовка
практическая радебютных принципов.
бота
Соревнования. РешеСоревнования
ние задач

Количество
часов

2

2

2

2

2

21

Индивидуальные занятия

Индивидуальные
занятия

2

22

Соревнования. Решение задач

Соревнования

2

23

Сеанс одновременной
игры

Практическая работа

2

24

Шахматный турнир

Соревнования

2

25

Шахматный турнир

Соревнования

2

26

Шахматный турнир

Соревнования

2

27

Шахматный турнир

Соревнования

2

23

Форма контроля
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии

Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные

№ Дата Тема занятия
п/п

28

29

30

Индивидуальные занятия
Методика изучения дебютной стадии.

Шотландская партия.

31

Итальянская партия.

32

Защита двух коней.
Русская партия.

33

34

35

Дебют четырех коней.

Испанская партия.

Королевский гамбит.

36

Французская защита.

37

Понятие о стратегии и
тактике. Методика
оценки позиции.

Форма занятия

Индивидуальные
занятия
Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа
24

Количество
часов

2

Форма контроля
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии

№ Дата Тема занятия
п/п
Материальное соотношение сил. Состояние
38
центра и пространственного перевеса.
Наличие имеющихся
угроз со стороны со39
перника. Положение
королей.
40

41

42

Форма занятия

Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение ноРасположение фигур на вых знаний,
предмет их активности. практическая работа
Слабости
пешечной
Сообщение ноструктуры. Структура
вых знаний,
центра. Подвижный
практическая рацентр. Неподвижный
бота
центр.
Сообщение ноОткрытый центр. Ставых знаний,
тический центр. Динапрактическая рамический центр.
бота
одновременной

Количество
часов
2

2

2

2

2

43

Сеанс
игры

44

Соревнования. Решение задач

Соревнования

45

Индивидуальные занятия

Индивидуальные
занятия

2

46

Соревнования. Решение задач

Соревнования

2

47

Индивидуальные занятия

Индивидуальные
занятия

48

Остановить пехотинца.
Джунгли для слона.

49

Конь в загоне. Тупик
для ладьи.

Практическая работа

2
2

Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
25

2

2

2

Форма контроля
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные

№ Дата Тема занятия
п/п

Форма занятия

52

Пешечное окончание.
Правила квадрата.

53

Когда королю мешает
собственная
пешка.
Король и пешка против
короля.

практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа

54

Сеанс
игры

одновременной

Практическая работа

55

Оппозиция. Как «оттолкнуть» плечом короля. Золотое правило
оппозиции.

Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа

50

51

Сети для ферзя.

Блокада и цугцванг для
всех и каждого.

Количество
часов

2

2

2

2

2

2

56

Запасные ходы для овладения оппозиции.

57

Король гуляет по «треугольнику». Лишняя
пешка – никогда не
лишняя. Активный король – как лишняя фигура

Сообщение новых знаний,
практическая работа

2

58

Индивидуальные занятия

Индивидуальные
занятия

2

59

Соревнования. Решение задач

Соревнования

2

26

2

Форма контроля
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии

Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение

№ Дата Тема занятия
п/п
Соревнования. Реше60
ние задач
Отдаленная проходная
пешка. Как малыми си61
лами овладеть превосходящие силы противника
Чья пешка первая проходит в ферзи. Как ко62
роль гонится за «двумя
зайцами» (этюд Рети)
Пешечный прорыв.
Цугцванг. Не меняй по63
следнюю фигуру, если
пешечное окончание
проиграно
64

65

66

Форма занятия
Соревнования
Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа

Сеанс одновременной
игры

Практическая работа

Переход в выигранное
пешечное окончание –
надежный путь к победе
Переход в выигранное
пешечное окончание –
надежный путь к победе

Сообщение новых знаний,
практическая работа
Сообщение новых знаний,
практическая работа

Количество
часов
2

2

2

2

2

2

2

67

Сеансы одновременной Практическая раигры
бота

2

68

Сеансы одновременной Практическая раигры
бота

2

69

Индивидуальные занятия

2

70

Сеансы одновременной Практическая раигры. Шахматный
бота
турнир.

Индивидуальные
занятия

27

2

Форма контроля
Наблюдение
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии
Наблюдение,
тренировочные
партии

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».