МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Талицкого городского округа МКОУ «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей математики Руководитель МО Койнова О.Н.. Протокол №1 от 30.08.2022г УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ» Мурашкина Н.П. Приказ №262 от "31" 08 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультатива «Занимательная Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Пустозерова Людмила Анатольевна учитель математики с.Вновь- Юрмытское, 2022 Пояснительная записка Данный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Занимательная математика» включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление реализуется на базе изучения некоторых тем, учитывающих перспективы создания новых стандартов школьного математического образования. В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач, исторические сведения. Большое количество времени отводится для изучения пропедевтического курса геометрии, благодаря которому учащиеся будут иметь представление о свойствах разных фигур на плоскости, что позволит им избежать трудностей при изучении геометрии в седьмом классе. Курс «Занимательная математика» - это нетрадиционная форма работы с учащимися, где используются конкурсы, практические задания, математические стенгазеты, дидактические игры. Игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Кроме этого, наряду с изучением математических фактов, проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков. В преподавании данного курса важным является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы. Обязательным элементом будет являться работа со справочным материалом, дополнительной литературой. Формы работы различны: Коллективная работа с теоретическим материалом. Коллективная работа по практическому материалу: измерение на местности, вычисления, выдвижение гипотезы и экспериментальное её доказательство или опровержение и др. Цели курса: Развивать начала математического и логического мышления. Развивать устойчивый интерес учащихся к изучению геометрии и в целом математики. Формировать умения решать нестандартные задачи на движение. Задачи курса: - достижение повышения уровня математической подготовки учащихся; - приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности; - знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных. Планируемый результат и способы его определения: Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету. Для проверки степени усвоения материала по каждой теме планируется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п. Такие проверочные работы будут носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы будет ставиться условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы будут проводить в форме игр, викторин, соревнований. Данный курс направлен на: развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся; последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней; формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления; формирование общеучебных умений и навыков; развитие общих геометрических представлений учащихся и подготовку их к дальнейшему систематическому изучению геометрии; развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях. Структура курса предполагает изучение теоретического материала и проведение практических занятий с целью применения на практике полученных теоретических знаний. В данном курсе дополнительно рассматриваются некоторые темы, которые вызывают наибольшие затруднения при изучении математики в пятом классе: комбинаторные задачи, логические задачи, практические геометрические задания. Предлагаемые задания составляются таким образом, чтобы учащиеся овладели: умением воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы; умением иллюстрировать некоторые вопросы примерами; умением использовать полученные выводы в конкретной ситуации; умением применять теорию в решении задач; умением пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике. Задания подбираются в соответствии с определенными критериями: содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они должны способствовать развитию пространственного воображения, активизации творческих способностей учащихся. Программа курса рассчитана на 34 часа. Режим обучения - 1 час в неделю. На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Формой итогового контроля является тестовое задание с практической работой. Межпредметные связи : Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, являются фундаментом для дальнейшего изучения геометрии, а также учащиеся могут использовать их в дальнейшем при изучении математики, информатики. В результате изучения курса, учащиеся должны: знать/понимать: историю возникновения и развития математики, имена известных ученых; понятия основных геометрических фигур их свойства, построение на плоскости; способ измерения расстояний и высот в нестандартных ситуациях; виды симметрии и ее роль в жизни человека; уметь: использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации; анализировать полученную информацию; планировать свою работу, последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения, фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи; выполнять и составлять некоторые математические ребусы, головоломки, решать зашифрованные примеры; решать комбинаторные задачи; выполнять задания на клетчатой бумаге; различать такие понятия, как точка, прямая, отрезок, луч, треугольник, симметричные фигуры; применять все наиболее известные меры длины для вычислений; измерять высоту окружающих предметов; решать геометрические головоломки; измерять площадь области, используя различные методы. Тематическое планирование курса № 1 Тема Римская система счисления. Кол. часов 1 Форма контроля Лекция, работа со справочной литературой Практическая работа по написанию чисел с помощью римских цифр. Умножение многозначных чисел способом «прямоугольника». Занимательные задачи со спичками, логические задачи. 1 Практическая работа, работа в группах. 2 Практическая работа, самостоятельная работа. 2 Работа в группах. 5 Многоугольники. 1 Лекция, самостоятельная работа, работа в группах. 2 6 Исследование и доказательство при решении геометрических задач. Практическая работа, самостоятельная работа. 7 Поиск закономерностей. 1 8 Метрическая система мер. Занимательные задачи на клетчатой бумаге и с фигурами: домино, тримино, тетрамино, пентамино, гексамино; развертки куба. Магические квадраты. Решето Эратосфена. Занимательные задачи с простыми и составными числами. Памятники письменности разных народов. Открытие обыкновенных дробей и правил действия с ними. Практическое применение дробей в нотной записи музыки. Занимательные задачи из «Арифметики» Магницкого Л.Ф. 1 3 Практическая работа, работа в группах. Лекция, тестирование. 17 Элементы комбинаторики 2 18 Занимательные задачи по комбинаторике. 2 2 3 4 9 10 11 12 13 14 15 16 Практическая работа 3 1 2 Самостоятельная работа. Практическая работа 2 Лекция, работа со справочной литературой Лекция, работа со справочной литературой 1 Работа в группах. 1 Практическая работа 3 Практическая работа, самостоятельная работа. Лекция, работа со справочной литературой Практическая работа, самостоятельная работа. 19 Творческий проект. 2 20 Итого Итоговое занятие. 1 34 Индивидуальное задание, зачёт. Тестирование. Методическое обеспечение: 1. Математика. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений, /[ С. М. Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин]. – 11-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2018. 2. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Виленкин Н.Я, Жохов В.И.,Чесноков А.С.,Шварцбурд С.И.-М:Мнемозина, 2006