РП математика 5 класс (факультатив)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Управление образования Талицкого городского округа

МКОУ «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей математики
Руководитель МО
Койнова О.Н..
Протокол №1 от 30.08.2022г

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ «Вновь-Юрмытская
СОШ»
Мурашкина Н.П.
Приказ №262 от "31" 08 2022 г.

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
Факультатива
«Занимательная Математика»

для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Пустозерова Людмила Анатольевна
учитель математики
с.Вновь- Юрмытское, 2022

Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет
практико-ориентированную направленность. «Занимательная математика»
включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера.
Углубление реализуется на базе изучения некоторых тем, учитывающих
перспективы создания новых стандартов школьного математического
образования.
В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на
составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части,
разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач
на движение и логических задач, исторические сведения. Большое
количество времени отводится для изучения пропедевтического курса
геометрии, благодаря которому учащиеся будут иметь представление о
свойствах разных фигур на плоскости, что позволит им избежать трудностей
при изучении геометрии в седьмом классе.
Курс «Занимательная математика» - это нетрадиционная форма работы
с учащимися, где используются конкурсы, практические задания,
математические стенгазеты, дидактические игры. Игра – форма
познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению
интереса к математике. Кроме этого, наряду с изучением математических
фактов, проводится работа по формированию интеллектуальных умений и
навыков. В преподавании данного курса важным является выбор
рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс
ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов
работы.
Обязательным элементом будет являться работа со справочным
материалом, дополнительной литературой.
Формы работы различны:
 Коллективная работа с теоретическим материалом.
 Коллективная работа по практическому материалу: измерение на
местности, вычисления, выдвижение гипотезы и экспериментальное
её доказательство или опровержение и др.
Цели курса:
 Развивать начала математического и логического мышления.
 Развивать устойчивый интерес учащихся к изучению геометрии и в
целом математики.
 Формировать умения решать нестандартные задачи на движение.
Задачи курса:
- достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;
- приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;

- знакомство с различными типами задач как классических, так и
нестандартных.
Планируемый результат и способы его определения:
Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по
формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать
повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них
интереса к предмету. Для проверки степени усвоения материала по каждой
теме планируется проводить тематический контроль в форме проверочных
самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную
олимпиаду и т.п.
Такие проверочные работы будут носить не столько оценивающий,
сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения.
Оценки за такие работы будет ставиться условно – например, в баллах по
числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся,
проверочные работы будут проводить в форме игр, викторин, соревнований.
Данный курс направлен на:
 развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
 последовательное приобщение к научно-художественной, справочной,
энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной
работы с ней;
 формирование гибкости, самостоятельности, рациональности,
критичности мышления;
 формирование общеучебных умений и навыков;
 развитие общих геометрических представлений учащихся и подготовку
их к дальнейшему систематическому изучению геометрии;
 развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.
Структура курса предполагает изучение теоретического материала и
проведение практических занятий с целью применения на практике
полученных теоретических знаний.
В данном курсе дополнительно рассматриваются некоторые темы,
которые вызывают наибольшие затруднения при изучении математики в
пятом классе: комбинаторные задачи, логические задачи, практические
геометрические задания.
Предлагаемые задания составляются таким образом, чтобы учащиеся
овладели:
 умением воспринимать и усваивать материал дополнительной
литературы;
 умением иллюстрировать некоторые вопросы примерами;
 умением использовать полученные выводы в конкретной ситуации;
 умением применять теорию в решении задач;

 умением пользоваться полученными геометрическими знаниями и
применять их на практике.
Задания подбираются в соответствии с определенными критериями:
содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они
должны способствовать развитию пространственного воображения,
активизации творческих способностей учащихся.
Программа курса рассчитана на 34 часа. Режим обучения - 1 час в неделю.
На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в
ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала
осуществляется по результатам выполнения учащимися практических
заданий. Формой итогового контроля является тестовое задание с
практической работой.
Межпредметные связи :
Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, являются
фундаментом для дальнейшего изучения геометрии, а также учащиеся могут
использовать их в дальнейшем при изучении математики, информатики.
В результате изучения курса, учащиеся должны:
знать/понимать:
 историю возникновения и развития математики, имена известных
ученых;
 понятия основных геометрических фигур их свойства, построение на
плоскости;
 способ измерения расстояний и высот в нестандартных ситуациях;
 виды симметрии и ее роль в жизни человека;
уметь:
 использовать специальную математическую, справочную литературу
для поиска необходимой информации;
 анализировать полученную информацию;
 планировать свою работу, последовательно, лаконично, доказательно
вести рассуждения, фиксировать в тетради информацию, используя
различные способы записи;
 выполнять и составлять некоторые математические ребусы,
головоломки, решать зашифрованные примеры;
 решать комбинаторные задачи;
 выполнять задания на клетчатой бумаге;
 различать такие понятия, как точка, прямая, отрезок, луч, треугольник,
симметричные фигуры;
 применять все наиболее известные меры длины для вычислений;
 измерять высоту окружающих предметов;
 решать геометрические головоломки;

 измерять площадь области, используя различные методы.
Тематическое планирование курса
№
1

Тема
Римская система счисления.

Кол.
часов
1

Форма
контроля
Лекция, работа со
справочной литературой

Практическая работа по
написанию чисел с помощью
римских цифр.
Умножение многозначных чисел
способом «прямоугольника».
Занимательные задачи со
спичками, логические задачи.

1

Практическая работа,
работа в группах.

2

Практическая работа,
самостоятельная работа.

2

Работа в группах.

5

Многоугольники.

1

Лекция, самостоятельная
работа, работа в группах.

2

6

Исследование и доказательство
при решении геометрических
задач.

Практическая работа,
самостоятельная работа.

7

Поиск закономерностей.

1

8

Метрическая система мер.
Занимательные задачи на
клетчатой бумаге и с фигурами:
домино, тримино, тетрамино,
пентамино, гексамино; развертки
куба.
Магические квадраты.
Решето Эратосфена.
Занимательные задачи с
простыми и составными числами.
Памятники письменности разных
народов.
Открытие обыкновенных дробей
и правил действия с ними.
Практическое применение дробей
в нотной записи музыки.
Занимательные задачи из
«Арифметики» Магницкого Л.Ф.

1
3

Практическая работа,
работа в группах.
Лекция, тестирование.

17

Элементы комбинаторики

2

18

Занимательные задачи по
комбинаторике.

2

2
3
4

9

10
11
12
13
14
15
16

Практическая работа

3
1
2

Самостоятельная работа.
Практическая работа

2

Лекция, работа со
справочной литературой
Лекция, работа со
справочной литературой

1

Работа в группах.

1

Практическая работа

3

Практическая работа,
самостоятельная работа.
Лекция, работа со
справочной литературой
Практическая работа,
самостоятельная работа.

19

Творческий проект.

2

20
Итого

Итоговое занятие.

1
34

Индивидуальное задание,
зачёт.
Тестирование.

Методическое обеспечение:
1.
Математика. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений, /[
С. М. Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин]. – 11-е изд.,
дораб. - М.: Просвещение, 2018.
2.
Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/
Виленкин Н.Я, Жохов В.И.,Чесноков А.С.,Шварцбурд С.И.-М:Мнемозина,
2006


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».