РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Методическим объединением учителей директор Мурашкина Н.П. Приказ № 262 от 01.09.2022 г Руководитель ШМО Кузнецова Н.П. Приказ № 1 от «31» 08. 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «МИР ИНФОРМАТИКИ» для 1 – 3 года обучения Составитель: Медведева О.В. с. Вновь – Юрмытское 2022 . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа представляет собой календарное и поурочное планирование по информатике для 2 классов, составленные на основе программно – методического комплекса « Мир Информатики»: Мир информатики: Базовое учебное пособие для первого года обучения / Под ред. А. В. Могилёва. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2003 Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности на уроке реализуют цели и задачи, поставленные для образования, развития и воспитания, учащихся через теоретические, практические и экскурсионные уроки окружающего мира. Для активизации мыслительной деятельности на каждом урока используется деятельность, которая способствует развитию учебно-познавательных умений. Для проверки уровня усвоения знаний и уровня сформированности умений и навыков в рабочую программу включены контрольные, самостоятельные, а также практические работы дифференцированного характера. Программа по информатике рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа. Первый год обучения Дата № урока Ж Тема занятия Федеральный компонент ЦО Ф 1 четверть (9 часов) Наш компьютер – верный друг 1 Здравствуй класс компьютерный. Правила поведения в кабинете Введение понятий: - правила поведения в кабинете информатики - формировать интерес к урокам информатики; - воспитывать бережное отношение к компьютерной Оборудование урока Игровые упражнения Дидактические игры Учебник 3-6 МЛ «Правила поведения в кабинете информатики» технике - расширять словарный запас информатики. Наш компьютер – верный друг Введение понятий: - закрепить знания правил поведения Первое знакомство с ПК Рабочее место у ПК Освоение клавиатуры Учебник 7-8 Тетрадь №4 МЛ «Применение компьютера» Компьютер – электронная машина Введение понятий: - обобщить представления о разных видах машин – механических, электрических, электронных - дать общее определение ПК Введение понятий: - познакомить с основными устройствами ПК - монитор, его назначение и устройство Учить распознавать вид машин по основным признакам Учебник 9-10 Тетрадь №1,2,3 МЛ «Применение компьютера» Учебник 11-15 Тетрадь № 5,6 МЛ «Компьютер и его основные устройства» Системный блок Введение понятий: - системный блок, его назначение и устройство - развивать способность сравнивать предметы по различным признакам Учебник 16 Тетрадь № 8 11 МЛ «Компьютер и его основные устройства» Клавиатура Введение понятий: - сформировать представление о назначении клавиатуры - составные части предмета - пропедевтика понятия «алгоритм» Учить вводить буквы с клавиатуры по определённым правилам Учебник 19,20 Тетрадь № 1214,20 МЛ «Клавиатура, работа на клавиатуре» Учебник 19-20 Тетрадь №7, 15,19 МЛ «Мышь. Пиктограммы» ТР «Мышь» 2 3 4 Основные устройства компьютера Монитор 5 6 Развивать навык печати с помощью клавиатуры 1 четверть (9 часов) Наш компьютер – верный друг 7 Мышь Введение понятий: - назначение и применение устройство ввода информации типа мышь Учить распознавать тип машин по основным признакам - формировать интерес к урокам информатики; - воспитывать бережное отношение к компьютерной 8 Указатели и стрелка. Щелчок, двойной щелчок Введение понятий: - совершенствовать знания об ПК - выявление закономерностей в последовательностях объектов - закреплять умения работать с мышкой - познакомить с приёмом двойного щелчка и перетаскивания мышью 9 Чему мы научились. Обобщающий урок Введение понятий: - закрепить знания об основных устройствах ПК - повторить правила поведения в компьютерном классе - совершенствовать умения работать с клавиатурой и мышкой - II четверть «Поиграем, порисуем» (7 часов) 1 В мире красок (Чем мы можем рисовать) Введение понятий: - обобщить знания о способах создания рисунков - компьютерное рисование Раскрашивание. Контуры. Введение понятий: - контур, замкнутый контур - повторить сведения о приёмах рисования Пиктограммы. Конструкторы. Введение понятий: - пиктограмма Обобщить знания о конструировании и его роли в жизни людей Конструирование . Введение понятий: -расширять представления о компьютерном конструкторе - отличительные особенности геометрических фигур из набора конструктора 2 3 4 - получение дополнительных цветов при рисовании - закреплять навыки работы с мышью - приёмы раскрашивания рисунка на экране ПК - формировать навыки работы с графическими объектами ПК - развивать мелкую моторику рук - совершенствовать навыки пространственной ориентации - совершенствовать координацию движения мелких мышц руки - закреплять навыки работы с мышью технике - расширять словарный запас - формировать коммуникативные умения - совершенствовать пространственную координацию - расширять кругозор - развивать произвольное внимание - развивать логическое мышление Учебник 21-23 Тетрадь № 16,18,21 ТР «Мышь» Учебник 23-24 Тетрадь № 17 ТР «Мышь» ТР «Работа на клавиатуре» Учебник 25-28 Тетрадь № 22 МЛ «Графика» Игра «Головоломка» Учебник 28-32 Тетрадь № 24,29 МЛ «Раскрашивание компьютерных рисунков» Обучающая программа «Раскрашивание компьютерных рисунков» Учебник 32-37 Тетрадь № 24,28 МЛ «Мышь. Пиктограммы» Учебник 37-38 Тетрадь № 30 МЛ «Конструирование» Обучающая программа «Конструирование» Клавиатурный тренажёр Введение понятий: - Учебник 38-39 Тетрадь № 31 МЛ «Клавиатура, работа на клавиатуре» ТР «Работа на клавиатуре» Обучающая программа «Гимнастика для рук» Учебник 40-42 Тетрадь № 25,27 ТР «Работа на клавиатуре» Обучающая программа «Гимнастика для рук» Учебник 41-42 Тетрадь № 23,25-27 Задания из раздела «Информационные технологии» Оборудование урока Игровые упражнения Дидактические игры Учебник 43-45 Тетрадь № 32-35 МЛ «Информация вокруг нас» МЛ «Понятие информации» ТР «Работа на клавиатуре» 5 II четверть «Поиграем, порисуем» (7 часов) 6 Как работать с клавиатурным тренажёром? Введение понятий: - Чему мы научились? Введение понятий: 7 № урока Дата Ж - отработка навыка правильной постановки рук при вводе текста - познакомить с комплексом гимнастических упражнений для рук - совершенствовать навыки работы с клавиатурой - закрепить навыки работы с графическим редактором - совершенствовать навыки ввода текста с помощью клавиатуры Тема занятия Ф III четверть «Мир, в котором мы живём» (10 часов) 1 - формировать понимание важности приёмов, позволяющих сохранить здоровье при работе за ПК - развивать творческое воображение путём компьютерного конструктора Информация в нашей жизни Введение понятий: - информация на основе примеров их жизни -показать роль и место информации в жизни человека - совершенствовать навыки работы с клавиатурой - - развивать речь и пополнять словарный запас - развивать речь, внимание, память путём выполнения заданий Как мы получаем информацию 2 Способы передачи информации 3 В мире информации 4 № урока Дата Ж Введение понятий: - сформировать представление о механизме получения информации из окружающего мира человеком - вспомнить систему органов чувств человека - ввести классификацию видов информации - показать возможные достоинства и недостатки при получении информации разными органами чувств Введение понятий: - формировать представления о способах передачи информации - показать роль букв и цифр в процессе передачи информации - совершенствовать навыки работы с мышью Введение понятий: - формировать представление об информационной картине мира - информация, способы получения и передачи - совершенствовать приёмы управления ПК с помощью мыши Учебник 46-48 Тетрадь № 38,41,42 МЛ «Как мы получаем информацию» МЛ «Органы чувств и виды информации» Задания из раздела «Информационные технологии» работа с мышью - совершенствовать приём перетаскивания объекта на экране с помощью мышки Тема занятия Ф III четверть «Мир, в котором мы живём» (10 часов) - развивать Учебник 50-53 Тетрадь № 44,46,47 МЛ « Способы представления и передачи информации» Обучающая программа «Игры с буквами, словами и цифрами» Учебник 45,49,50 Тетрадь № 37,39,43,45 МЛ «Органы чувств и виды информации» Обучающая программа «Игры с буквами, словами и цифрами» Оборудование урока Игровые упражнения Дидактические игры 5 Суждение: истинное и ложное Введение понятий: - формировать представление о суждениях и их видах, истинности и ложности суждений - показать роль суждений в оценке различных ситуаций Сопоставление. Введение понятий: - сформировать представление об одном из способов обработки информации сопоставлении Введение понятий: - познакомить с причинноследственными связями 6 Причины и следствия 7 - учить определять истинность суждений - совершенствовать навыки распознания и обработки информации разного вида - совершенствовать приёмы управления ПК с помощью мыши - учить приёмам сопоставления объектов и явлений - учить на основе какойлибо причины выстраивать цепочки событий, ведущих к определённому результату - совершенствовать приёмы работы за ПК с обучающими программами III четверть «Мир, в котором мы живём» (10 часов) 8 Как человек усваивает информацию Введение понятий: - закрепить знания о методах усвоения информации логическое мышление - формировать интерес к урокам информатики; - воспитывать бережное отношение к компьютерной технике - расширять словарный запас - отрабатывать навыки сопоставления разных предметов и явлений - учить выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире - совершенствовать навыки быстрой печати с помощью клавиатуры - развивать логическое мышление - развивать внимание, мышление, речь Учебник 56-59 Тетрадь № 48-53 МЛ «Элементы логики» Обучающая программа «Истинность и ложность суждений» Учебник 60-63 Тетрадь № 54-56 МЛ «Элементы логики» Обучающая программа «Сопоставление» Учебник 63-66 Тетрадь № 59-62 Обучающая программа «Истинность и ложность суждений. Сопоставление» Учебник 45,58,62 Тетрадь № 40,57 ТР «Работа на клавиатуре» Множества. Введение понятий: - множество, элементы множества Чему научились Введение понятий: - закрепить знания об информации, способах её получения и передачи, усвоения, множествах и его элементах 9 10 - учить находить множества по определённым признакам его элементов - совершенствовать навыки быстрой печати с помощью мыши - закрепить навыки управления компьютерными программами IV «Исполнители и системы команд» (8 часов) 1 2 Правила в жизни человека Введение понятий: - формировать представление о правилах, их роли в жизни людей Правила в жизни человека Введение понятий: - совершенствовать представления о правилах на основе жизненного опыта План Введение понятий: - сформировать представление о том, что такое план - показать важность последовательности выполнения действий плана Головоломки Введение понятий: 3 4 - учить формулировать разные правила - совершенствовать навыки быстрой печати с помощью клавиатуры - формировать правильную постановку рук при работе с клавиатурой - формировать практические навыки работы с планом - совершенствовать навыки управления компьютерной программы «Головоломка» - закреплять навыки - развивать творческое мышление, сообразительность, самостоятельность Учебник 67-69 Тетрадь № 63-65 МЛ «Множества» Обучающая программа «Множества» Учебник 45,46 Тетрадь № 66 Обучающая программа «Игры с буквами, словами и цифрами» Обучающая программа ««Истинность и ложность суждений. Сопоставление» «Множества» Учебник 70-71 Тетрадь № 67-70 МЛ «План и правила» ТР «Работа на клавиатуре» Учебник 71-73 Тетрадь № 71,73 ТР «Работа на клавиатуре» Учебник 73-75 Тетрадь № 76-77 МЛ «План и правила» Игра «Головоломка» - формировать представления о различных возможностях ПК Исполнитель 5 Введение понятий: - сформировать представления о разных исполнителях и их роли в процессе выполнения заданий - познакомить с понятие «система команд исполнителя» выполнения заданий по плану - совершенствовать навыки организации рабочего места на примере создания из бумаги павлина - изучить приёмы работы - совершенствовать навыки ориентирования на плоскости IV «Исполнители и системы команд» (8 часов) 6 Исполнитель Введение понятий: - совершенствовать знания о принципах работы исполнителя - познакомить с элементами алгоритмизации Чему мы научились Введение понятий: - закрепить навыки - совершенствовать знания и компьютерного представления о правилах в конструирования жизни человека, об исполнителях, системе команд исполнителя - вспомнить основные темы занятий, закрепить полученные знания и представления - закрепить навыки управления ПК 7 Итоговый урок «В мире информатики» 8 - развивать логическое мышление, умение ориентироваться анна плоскости - развивать сообразительность, любознательность, алгоритмическое мышление, внимание память, речь Учебник 75 Тетрадь №7475,78 Обучающая программа «Конструктор» Учебник 76-77 Тетрадь № 79-82 МЛ «Пример исполнителя» Развивающая игра «Исполнитель. Транспортёр» Учебник 78 Тетрадь № 83-86 МЛ «Исполнитель» Развивающая игра «Исполнитель. Транспортёр Тетрадь № 86 Игра «Головоломка» Развивающая игра «Исполнитель. Транспортёр Второй год обучения № ур Тема урока Дата ж ф ГОСт Практическая Диагностика Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности. - повторение правил поведения; - ТБ - уметь использовать правила Тб на практике 3 Системный блок. 4 Принтер. - уметь правильно находить и использовать все устройства ПК, - 5 Информационные технологии. Информация и органы чувств. - введение понятия « персональный компьютер», «винчестер», «дискета», «дисковод», - устройство и назначение системного блока, принтера - повторить понятие «информация»; - способы получения информации, виды информации и способы передачи и сохранения информации 1 2 6 7 Графический редактор. Рисование. - повторение понятия «ГР – Paint», «палитра», Обобщение. - повторение изученного на уроках 8 9 - учить практически м способам получения, передачи информации, - практические упражнения по поиску, передачи и сохранению информации на электронных носителях; - формирование креативной деятельности на ПК; - компьютерные игры: - научить использовать инструменты, команды, правильно применять простейшие приёмы рисования - применение на практике отработанных приёмов работы с ПК - развивать представления об информационной картине окружающего мира; - формировать представления о роли информационных технологий в общественных профессиях; - развитие логического и композиционного мышления; часть - просмотр слайд – фильма - работа с мышью контроль диагностика уровня остаточных знаний по ТБ (15 мин – Ур.2) - просмотр слайд – фильма - клавиатурный тренажёр - просмотр слайд – фильма - графика (головоломки) - развитие интеллектуального мышления; - развитее представлений об информационной картине окружающего мира; - формирование представлений о возможности применения информационных технологий при выборе будущей профессии (художник, чертёжник-конструктор); -развитие внимания, памяти, воображения, мышления - раскрашивание компьютерных рисунков - создание поздравительной открытки, визитки - клавиатурный программный тренажёр тест -конструирование (20 мин – Ур. 9) 10 Графический редактор. Рисование. 11 Цвета. - повторение понятия «ГР – Paint», «палитра», - знакомство с основными приёмами рисования, инструменты рисования - научить использовать инструменты, команды, правильно применять простейшие приёмы рисования - уметь использовать команду «правка» 12 Текстовый 13 редактор. 14 15 - познакомить с понятием «текстовый редактор» WordPad, - виды информации: текстовая - познакомить с составными частями окна текстового редактора - повторение изученного на уроках - научить создавать тексты, выполнять различные действия с документом – копирование, вырезание фрагмента, сохранение, изменение шрифта, форматирование и т. п. - применение на практике отработанных приёмов работы с ПК - ввести понятия «графическая и числовая информация» - научить приводить примеры графической и числовой информации, - выполнять упражнении представленные в различных информационных моделях - научить решать задачи с помощью сопоставления; - отрабатывать умение проводить классификацию и обобщение предметов или явлений 16 Обобщение. 17 Простейшие информационные модели. 18 19 Логика. 20 (решение задач с 21 использование сопоставлений) - повторение понятия «сопоставление - сравнение свойств предметов или явлений между собой»; - работа с графическим редактором (Paint) – конструирование афиши, поздравительной открытки и т. п. - введение текста, сохранение текста на дискетке, перенос с одного ПК ни другой. - развитие алгоритмического - расширять представления об информационной картине мира; - формирование представлений о роли и месте информационных технологий в трудовых процессах; - развитие способностей к быстрой адаптации в - клавиатурный тренажёр - гимнастика для рук - виды информации (слайд – фильм) - упражнения на вычленение нужных типов информации - логика – решение задач программный тест (20 мин – Ур. 16) - диагностика уровня развития логического мышления (спец. тренинг – 10 мин) 22 Представление информации в виде таблиц. - знакомство с понятием «таблица» - научить простейшим приёмам построения таблиц и размещения информации в них изменяющейся информационной среде Множество. Его элементы. Сравнение множеств. Операции над множествами. 27 Обобщение. - повторение понятий по теме «множество», - элемент мн-ва, признак мнва, логические операции с множествами – объединение, пересечение - научить на практике выполнять операции с различными множествами, - - повторение изученного на уроках - применение на практике отработанных приёмов работы с ПК - формировать и дополнять представления об информационной картине окружающего мира; - формировать представления о роли информационных технологий в общественных профессиях; - развитие логического и композиционного мышления; 28 Модель - ввести понятие «модель упрощённое подобие настоящего предмета» - - просмотр слайд – фильма по теме 29 Алгоритм 30 31 - знакомство с понятиями – «алгоритм – задание состоящее из команд, выполнение которых приводит к достижению цели», - способы представления алгоритмов (словесный графический, блок – схема, линейный) - знакомство с понятием «исполнитель – устройство или живое существо, которое выполняет составленный по определённым правилам - научить из множества изображений выбирать модели; - по модели определять предмет - научить описанию команд, составлению простых алгоритмов, -научить отличать различные типы алгоритмов - научить приводить примеры различных исполнителей - учить составлять алгоритмы (систему команд) для - просмотр слайд – фильма - выполнение практических действий в роли исполнителя 23 24 25 26 32 Исполнители и 33 системы их команд - построение таблиц различного вида - заполнение таблиц конкретными данными - множество (практические действия с множествами) - практические упражнения - просмотр слайд – фильма по теме - составление различных алгоритмов программный тест (20 мин – Ур. 27) 34 Обобщение. алгоритм», исполнителя - повторение изученного на уроках - применение на практике отработанных приёмов работы с ПК - выполнение зачетной формы программный тест (30 мин – Ур. 34) Третий год обучения Дата № уро ка 1 Ж Тема урока Оборудован ие урока Ф Компьютер Персональный компьютер. Введение понятий: - системный блок - процессор - память, оперативная память Повторение правил поведения в кабинете информатики. Отработка умения показывать все устройства компьютера. Игровые упражнения Дидактические игры 2 3 4 5 6 Компьютер Устройства хранения информации. Компьютер Как работать с компьютерными программами. Практическое занятие с элементами проверки по теме «Компьютер Информационные технологии Графический редактор Информационные технологии Графический редактор Введение понятий: - жесткий диск - дисковод - дискета - файл и папка Изучение видов памяти ПК. Выявление их достоинств и недостатков. Отработка умений пользоваться дискетой и дисководом. Отработка умения задавать файлу имя, нахождение файла по заданному имени. Введение понятий: Назначение курсора. - курсор Управление курсором. - пиктограмма Умение определять указатели мыши. Использование пиктограмм в обычной жизни. Упражнения в загрузке, запуске и выполнении программ. Выход из программы. - выполнение различных упражнение с целью отработки практических навыков. - текущая проверка теоретических знаний по пройденной теме (тестовый контроль – 10 минут). Введение понятий: - растровый ГР - векторный ГР - пиксель Введение понятий: - инструменты - палитра - основной и фоновый цвет Отработка умений пользоваться инструментами, командами и простейшими приёмами рисования Отработка умений пользоваться инструментами, командами и простейшими приёмами рисования 7 8 9 10 11 12 Информационные технологии Графический редактор Введение понятий: - сетка Упражнения в создании рисунков по сетке. Информационные Введение понятий: - окно редактора технологии Текстовый редактор - Основные приёмы работы с ТР. Стандартные клавиши для ТР Информационные технологии Текстовый редактор Введение понятий: - верхний регистр - пробел - курсор Информационные технологии Графический редактор Введение понятий: - блок текста - фрагмент - буфер обмена - область выделения Основные приёмы перевода с языка на язык. Ввод и видоизменение текста, исправление ошибок. Основные операции при работе с текстом. Практические упражнения для отработки навыка. Информационные технологии Компьютерный калькулятор Введение понятий: - калькулятор ПК - управляющие кнопки - свернуть окно - закрыть окно Практическое освоение программы «Калькулятор». Информационные технологии Компьютерный калькулятор Формирование понятий: - калькулятор ПК - управляющие кнопки - свернуть окно - закрыть окно Вычисления с помощью программы «калькулятор» Дополнительные возможности 13 14 15 16 17 18 Практическое занятие с элементами проверки по теме «Информационные технологии» - выполнение различных упражнение с целью отработки практических навыков. - текущая проверка теоретических знаний по пройденной теме (тестовый контроль – 10 минут). Информационные процессы и информация Органы чувств как каналы получения информации Введение понятий: - зрительная -слуховая -тактильная - осязательная -обонятельная Установление взаимосвязи между каналами получения информации, видами и органами чувств. Информационные процессы и информация Логика. Суждение Введение понятий: - суждение - слова – кванторы - истинное, ложное, неопределенное Основные приёмы записи суждений. Использование слов – кванторов. Информационные процессы и информация Множества Введение понятий: - множество - элемент множества - свойства множества Информационные процессы и информация Модель. Виды моделей Информационные процессы и информация Алгоритм. Введение понятий: - материальная модель - информационная - графическая Введение понятий: - алгоритм - команда - способы представления алгоритма Упражнения на определения элементов множеств. Отработка схематического изображения множеств и их свойств. Упражнение в определении моделей Конструирование моделей Упражнение в составлении простейших алгоритмов 19 20 21 22 Информационные Введение понятий: Упражнение в составлении - линейный алгоритм процессы и линейных алгоритмов - блок - схема информация Линейный алгоритм Упражнение в определении Информационные Введение понятий: - исполнитель исполнителя для процессы и конкретного алгоритма информация Алгоритм. Исполнитель. Практическое занятие с элементами проверки по теме «Информационные процессы и информация» - выполнение различных упражнение с целью отработки практических навыков. - текущая проверка теоретических знаний по пройденной теме (тестовый контроль – 10 минут