Аннотация к адаптированной рабочей программе по предмету «Биология» (уровень основного общего образования) Программа для 7-9 классов составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учебного плана. Программа учебного курса биологии для 7-9 классов ориентирована на использование учебников следующих авторов: Клепинина З.А., Никишова А.И., Соломина Е.Н. и др. Настоящая программа ориентирована на учащихся 7-9 классов с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований Адаптированной основной образовательной программы в предметной области «Естествознание». Программа по биологии продолжает вводный курс «Природоведение», при изучении которого учащиеся в V и VI классах, получат элементарную естественнонаучную подготовку. Преемственные связи между данными предметами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания детей и подростков. Курс «Биология » состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье». Курс биологии, посвящённый изучению живой природы, начинается с раздела «Растения» (VII класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской местности («Аквариумные рыбки», «Кошки» и «Собаки»: породы, уход, санитарно-гигиенические требования к их содержанию и др.). В разделе «Человек» (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы. За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.). Изучение биологии направлено на достижение следующих целей: формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье; показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем; формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни; развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции. Для реализации рабочих программ используются следующие учебнометодические комплекты, включающие: 1. Клепинина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс: учебник для спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIIвида. – М.: Просвещение, 2016. 2. Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные. 8 класс: учебник для общеобразовательных рганизаций, реализующих адапт. основные образовательные программы. – М.: Просвещение, 2021. 3. Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. 9 класс: учебник для общеобразовательных рганизаций, реализующих адапт. основные образовательные программы. – М.: Просвещение, 2021. Место предмета «Биология» в учебном плане. На изучение предмета «Биология» в основной школе выделено 202 часа. Из них: 7 класс – 68 часов (2 часа в неделю), 8 класс – 68 часов (2 часа в неделю), 9 класс — 66 часа (2 часа в неделю). Срок реализации рабочей программы – 3 года. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены обобщающие уроки, на которых систематизируются знания, полученные в курсе «Биологии».