Аннотация к адаптированной рабочей программе по предмету «Природоведение» (уровень основного общего образования) 5-6 классы Программа для 5-6 классов составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учебного плана. Программа учебного курса природоведения для 5-6 классов ориентирована на использование учебников следующих авторов: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2018 г. Настоящая программа ориентирована на учащихся 5-6 классов с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований Адаптированной основной образовательной программы в предметной области «Естествознание». Основными целями по природоведению являются: подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения; формирование элементарного понимания причинноследственных связей и отношений, временных и пространственных представлений; формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета; воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам. Достижение целей обеспечивается решением следующих задач: - сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе; - демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой; - формирование специальных и общеучебных умений и навыков; - воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; - воспитание социально значимых качеств личности. Цели и задачи изучения природоведения на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих шести тематических разделов: «Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек». При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами (узнают названия планет), историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. В разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программыпредусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов. Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Учащиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, крупные города или другие объекты по усмотрению учителя в зависимости от региона). Изучение данного материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте. При проведении уроков используется глобус и физическая карта (принципы ее построения не раскрываются) для демонстрации территории России, крупных форм рельефа, морей и рек. При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в I—IV классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показывается взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании указываются представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени отводится на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями идет опора на личный опыт учащихся, воспитание экологической культуры, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту. Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимыхсанитарно-гигиенических навыков. Место учебного предмета «Природоведение» в учебном плане В соответствии с учебным планом общее количество времени на обучение составляет 136 часов (5 кл. - 68 час., 6 кл. – 68 час.). Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены обобщающие уроки, на которых систематизируются знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».