АНАТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ СБО

АНАТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая
ориентировка» разработанана основе программ Воронкова В.В.
«Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»:
пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар.
изд. центр ВЛАДОС, 2006 год;
Учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка» изучается
с 5 по 9 класс в объеме 169 учебных часов за 5 лет обучения.
Программа предназначена для 5 класса рассчитана на 34 часа, по
1часу внеделю.
Программа предназначена для 6 класса рассчитана на 34 часа, по 1
часу внеделю.
Программа предназначена для 7 класса и рассчитана на 34
часов, по 1часу в неделю.
Программа предназначена для 8 класса и рассчитана на 34
часов, по 1часу в неделю.
Программа предназначена для 9 класса и рассчитана на 33
часов, по 1часу в неделю.
Предм
Учеб
ет ная
н ый
область
предмет
Челов
ек
и
общество
ИТОГО

Количество часов за год

5
клас
с
34
Основ

6
клас
с
34

7
клас
с
34

8
клас
с
34

9
клас
с
33

34

34

34

33

ы
социально
й жизни
34

Данная рабочая программа
адаптирована для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
Особенности психического развития у детей данной категории, с
недостаточной сформированностью мыслительных операций,
обуславливают дополнительные
коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и
речевой деятельности, на повышение познавательной активности
детей, на создание условий осмысления выполняемой учебной работы.
В связи с особенностями поведения и деятельности этих обучающихся

необходим контроль над соблюдением правил техники безопасности
при проведении практических работ.
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на
практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на
формирование у них знаний и умений, способствующих социальной
адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый
классы. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и
последовательности в обучении, при сообщении нового материала
использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний,
совершенствования имеющихся у них умений, навыков и
формирования новых.
Основные содержательные линии выстроены с учётом возрастных и
психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний,
умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и
увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем
обеспечивает возможность систематизировано формировать и
совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые
навыки
самообслуживания,
ведения
домашнего
хозяйства,
ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с
предприятиями, учреждениями, в которые им придётся обращаться по
различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое
значение имеют разделы, направленные на формирование умений
пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи,
транспорта, медицинской помощи, кроме того, данные занятия должны
способствовать усвоению морально-этических норм поведения,
выработки навыков общения с людьми.
Социально-бытовая ориентировка представляет собой специальные
коррекционные занятия и направлена на достижение следующих целей
и задач.
Цель: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной
жизни и труду в современных экономических условиях, к их
включению в незнакомый мир производственных, деловых
человеческих отношений.
Задачи:
формирование и совершенствование навыков ориентировки в
окружающем: самообслуживание, ведение домашнего хозяйства,
умение пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли,
связи, транспорта, медицинской помощи;
формирование знаний, умений и навыков, способствующих
социальной адаптации выпускников;
повышение уровня общего развития учащихся и их
всесторонняя
подготовка
к
будущей
самостоятельной
жизнедеятельности;
воспитание художественного вкуса;

повышение качества жизни обучающихся;
усвоение морально-этических норм поведения, выработка
навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях;
воспитание позитивного ценностного отношения к
собственному здоровью и здоровью других людей;
использование приобретённых знаний и умений в
повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания
первой помощи себе и окружающим.
Общая характеристика предмета
Настоящая адаптированная рабочая программа составлена с учетом
возрастных и психологических особенностей развития обучающихся,
уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по
принципу
усложнения
и
увеличения
объема
сведений.
Последовательное
изучение
тем
обеспечивает
возможность
систематизировано формировать и совершенствовать у детей с
нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания,
ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также
практически знакомятся с предприятиями, организациями и
учреждениями, в которые им придется обращаться по различным
вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют
разделы, направленные на формирование умений пользоваться
услугами предприятий службы, торговли, связи, транспорта,
медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны
способствовать усвоению морально-этических норм поведения,
выработке навыков общения с людьми, развитию художественного
вкуса детей.
Занятия
по
предмету
«Социально-бытовая
ориентировка»
целесообразно проводить группами из 4—5 человек. Это позволит
каждому ученику, независимо от его интеллектуальных и физических
возможностей, овладеть основными способами ухода за одеждой,
обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги,
заполнять разного рода бланки и т.д.
Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики,
географии, труда, естествознания. Занятия по СБО проводятся
кабинете, в котором отведены места для обучающихся и для
оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех
видов практических работ, предусмотренных программой. Учащиеся
ведут тетрадь для кратких записей, основных сведений и зарисовок.
Домашнее задание, как правило, не задается. В отдельных случаях
ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время
экскурсий.
Общая характеристика учебного процесса
В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных
требований к разным категориям детей по их обучаемости знаниям и
умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений,

который доступен большинству школьников.
Приоритетными методами обучения учащихся с интеллектуальной
недостаточностью на уроках СБО: (классификация методов по
характеру познавательной деятельности) являются:
- объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором
учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в
памяти;
- репродуктивный метод (воспроизведение и применение
информации);
- метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее
решения);
- частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы);
- исследовательский метод (учитель направляет, дети
самостоятельно исследуют). Основные виды организации
учебного процесса:

урок,

самостоятельная работа,

практическая работа,

индивидуальная форма работы,

парная форма работы,

групповая форма работы,

коллективная форма работы,

экску
рсии
Основные
технологи
и:

игровые,

здоровьесберегающие,

теория решения изобретательских задач,

личностно – ориентированное обучение,

проблемно-поисковые обучение,

развивающее обучение,

дифференцированное обучение,

информационно – коммуникативные технологии.
Основными видами деятельности учащихся по предмету
являются:

слушание;

речевая деятельность;

устный счет;

понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в
тексте задач;

выполнение упражнений;

решение задач;

деятельность под руководством учителя;
записывание с доски;
чтение геометрических чертежей;
самостоятельная работа по заданиям и вопросам;
построение чертежей геометрических фигур и тел.
При изучении тем курса используются:

наглядные пособия (таблица классов и разрядов,
алгоритм решения простых уравнений и т.д.);

дидактический материал;

коррекционные задания и упражнения;

игры – упражнения с терминами.







Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».