аннотация к программе русский язык 5-9

Аннотация к рабочей программе
учебного предмета «Русский язык»
(основное общее образование)
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Закона об образовании РФ,Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер —
64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Основной образовательной
программы основного общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5-9 классов
общеобразовательной школы составлена на основе федерального государственного
образовательного стандарта ООО примерных программ по учебным предметам
(Русский язык) ФГОС второго поколения-УМК Русский язык. Учеб. для общеобразоват.
учреждений. [Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.]; Рос. акад.наук, Рос. акад.
образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2018-программы для
общеобразовательных учреждений. Русский язык: 5-9 классы \авторы: Рыбченкова
Л.М.,Александрова О.М.,Загоровская О.В.. -М.: «Просвещение», 2012
Рабочая программа направлена на достижение планируемых предметных
результатов освоения обучающимися программы основного общего образования по
русскому языку, а также планируемых результатов междисциплинарных учебных
программ по формированию универсальных учебных действий (личностных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных
учебных действий), по формированию ИКТ- компетентности обучающихся, основ
учебно-исследовательской и проектной деятельности, освоения смыслового чтения и
работы с текстом. Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой
учащихся в начальной школе. Программа включает следующие разделы:
«Пояснительная записка», «Общая характеристика курса», «Планируемые результаты
изучения предмета», «Содержание курса», «Тематическое планирование», «Учебнометодическое обеспечение». В рабочую программу по «Русскому языку» интегрирован
курс «Русский родной язык» в объёме 94 часов, позволяющий раскрыть взаимосвязь
языка с историей и культурой народа, выявить общее и специфическое в языках и
культурах народов России и мира, овладеть нормами русского речевого этикета, а также
познакомить с культурой межнационального общения. Интегрированный предмет

ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к
использованию русского языка во всех сферах жизни, практическое овладение
соответствующими лингвистическими навыками, повышение речевой культуры
подрастающего поколения, также направлен на совершенствование видов речевой
деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых
умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях
общения.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
Учебный план МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ» предусматривает изучение
русского языка на этапе основного общего образования в объёме 770 ч. В том числе: в 5
классе — 170 часов, в 6 классе — 197 часов, в 7 классе — 129 часов, в 8 классе — 95
часов, в 9 классе — 92часа.
Содержание учебного предмета.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение
содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов
изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Главными задачами реализации Программы являются:

формирование у учащихся ценностного отношения к языку как
хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как
языку межнационального общения;

усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их
углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их
использование при анализе и оценке языковых фактов;

овладение
функциональной
грамотностью
и
принципами
нормативного использования языковых средств;

овладение основными видами речевой деятельности, использование
возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия

для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального
совершенствования;

для развития способностей, удовлетворения познавательных
интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших
выдающиеся способности;

для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их
гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

для включения обучающихся в процессы преобразования социальной
среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности,
реализации социальных проектов и программ;


для знакомства обучающихся с методами научного познания;

для формирования у обучающихся опыта самостоятельной
образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной
деятельности;

для
овладения
обучающимися
ключевыми
компетенциями,
составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в
мире профессий.
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы
речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи,
функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового),
языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ,
беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление,
тезисы,доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля
и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк);
официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и
его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная,
второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы
текста (повествование, описание, рассуждение).Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия
общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения,
побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого
этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог:
беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности
в зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста
(подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный,
этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного
языка
(орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические,
пунктуационные).
Вариативность
нормы.
Виды

лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и
нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности
речи.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.
Невербальные средства общения.Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный
язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык
межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как
развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу
других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный
язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные
диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории
народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и
фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом
значения в произведениях устного народного творчества, в художественной
литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью
лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые
особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные
средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет,
сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение
звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его
разноместность,
подвижность
при
формои
словообразовании.
Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв.
Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения
[j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов
(нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных
звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования
предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических
норм.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа
слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание.
Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы.
Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические).
Производящая
и
производная
основы,
Словообразующая
морфема.
Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике
правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова.
Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный).
Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова.
Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности
речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка
(нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением,
различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы
лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная
классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства
каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения
на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части
речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы
образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен
числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая
единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели
высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения.

Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого.
Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений
(двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные,
предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные).
Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения,
обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции.
Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения
синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные
предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая
цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного
языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения,
нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения
сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в
сложноподчиненном
предложении;
построение
сложноподчиненного
предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части
союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения
бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной
речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в
составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и
раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение
основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки
препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном
предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков
препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».