Аннотация к рабочей программе литра 5-9

Аннотация к рабочей программе
учебного предмета «Литература»
(основное общее образование)
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования
подготовлена на основе Закона об образовании РФ,Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС
ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г № 637-р), Основной образовательной программы основного общего
образования.
Рабочая программа по литературе для 5-9 класса составлена в соответствии с
основными положениями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы
основного общего образования по учебному предмету «Литература», на
основе программы по литературе для общеобразовательных школ (5-9 классы), с
учетом авторской программы «Литература», авторов В.Я. Коровина, В.П.
Журавлев, В.И. Коровин и др. и учебного плана образовательного учреждения.
программы по литературе для 5-9 классов В.Я. Коровиной, В.И. Коровина, В.П.
Журавлёва (М.: Просвещение, 2016).
Место учебного предмета в учебном плане:
- в 5 классе – 102 ч. (3 часа в неделю); в 6 классе – 95 ч. (3 часа в неделю); в 7
классе – 61 ч. (2 часа в неделю); в 8 классе – 61 ч. (2 часа в неделю); в 9 классе –
92 ч. (3 часа в неделю)
Целью литературного образования является духовно-нравственное воспитание
школьников; развитие их эмоционально-ценностного отношения к миру,
человеку, процессу познания; формирование основ читательской культуры в
процессе чтения, восприятия и оценки произведений художественной литературы.
Все это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном,
эстетическом и интеллектуальном развитии школьника, в формировании его
миропонимания и национального самосознания.
Структура учебного предмета
Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и
зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость
и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и
значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.). В каждом из курсов (классов)
затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в
6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе —
особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая

проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории
(подготовка к восприятию курса на историко- литературной основе), в 9 классе —
начало курса на историко-литературной основе). В рабочей программе курс
каждого класса представлен разделами: 1. Устное народное творчество. 2.
Древнерусская литература. 3. Русская литература XVIII века. 4. Русская
литература XIX века. 5. Русская литература XX века. 6. Литература народов
России. 7. Зарубежная литература. 8. Обзоры. 9. Сведения по теории и истории
литературы.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
Литература 5 класс под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. Москва «Просвещение» 2018
Литература 6 класс под ред. В.П.Полухиной - Москва «Просвещение» 2017
Литература 7 класс под ред. В.Я.Коровиной - Москва «Просвещение» 2017
Литература 8 класс под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. Москва «Просвещение» 2017
Литература 9 класс под ред. В.Я.Коровиной, И.С.Збарского, В.И.Коровина. Москва «Просвещение» 2013
Содержание учебного предмета.
А

В

С

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Слово о полку Игореве»
(к. XII в.) (8-9 кл.)1

Древнерусская
литература– 1-2
произведения на выбор,
например: «Повесть о
Петре и Февронии
Муромских», «Повесть о
жизни и храбрости
благородного и великого
князя Александра
Невского»

Русский фольклор:
сказки, былины, загадки,
пословицы, поговорки, песня и др.
(10 произведений разных жанров,
5-7 кл.)

(6-8 кл.)

Примерная программа определяет основной корпус произведений, авторов, тем для каждой группы классов (с
возможными пересечениями). Все указания на классы носят рекомендательный характер.
1

М.В.Ломоносов – 1
стихотворение по
выбору, например: «Ода
на день восшествия на
Всероссийский престол
Ея Величества
Государыни
Императрицы
Елисаветы Петровны
1747 года» и др.(8-9 кл.)

Д.И. Фонвизин
«Недоросль» (1778 – 1782)
(8-9 кл.)

Г.Р.Державин – 1-2
стихотворения по
выбору, например:
«Властителям и судиям»,
«Памятник» (1795) и др.
(8-9 кл.)
И.А. Крылов – 3 басни по
выбору, например: «Осел
и Соловей» (1811),
«Листы и корни»,«Свинья
под дубом» (не позднее
1823) и др.
(5-6 кл.)

Н.М. Карамзин «Бедная
Лиза» (1792) (8-9 кл.)
А.С. Грибоедов «Горе от
ума» (1821 – 1824) (9 кл.)

В.А. Жуковский - 1-2
баллады
по
выбору,
«Светлана»
например:
(1812), «Кубок» ; 1-2
элегии
по
выбору,
например:
«Невыразимое»
(1819),
«Море» (1822) и др.
(7-9 кл.)

А.С. Пушкин «Евгений
Онегин» (1823 —1831)(9
кл.), «Дубровский» (1832 —

А.С. Пушкин - 10
стихотворений
различной тематики,

Поэзия
пушкинской
например:

эпохи,

1833) (6-7 кл), «Капитанская
дочка» (1832 —1836)
(7-8 кл.).
Стихотворения:
«К
Чаадаеву»
(«Любви,
надежды, тихой славы…»)
(1818), «Песнь о вещем
Олеге» (1822), «К***» («Я
помню
чудное
мгновенье…»)
(1825),
«Зимний вечер» (1825),
«Пророк»
(1826),
«Во
глубине сибирских руд…»
(1827), «Я вас любил:
любовь еще, быть может…»
(1829),
«Зимнее
утро»
(1829), «Я памятник себе
воздвиг нерукотворный…»
(1836)
(5-9 кл.)

представляющих разные
периоды творчества –
по выбору, входят в
программу каждого
класса, например:

К.Н.Батюшков,Е.А.Баратынский
(2-3 стихотворения по выбору, 59 кл.)

«Узник», «Воспоминания
в Царском Селе» (1814),
«К морю» (1824), «19
октября» («Роняет лес
багряный свой убор…»)
(1825), «Зимняя дорога»
(1826), «И.И. Пущину»
(1826), «Няне» (1826),
«Анчар» (1828),
«Бесы» (1830), «Туча»
(1835), (5-9 кл.)
«Маленькие трагедии»
(1830) 1-2 по выбору,
например: «Моцарт и
Сальери».(8-9 кл.)
«Повести Белкина» (1830)
- 2-3 по выбору,
например:
«Станционный
смотритель», «Метель»,
«Барышня- крестьянка».
(7-8 кл.)
Поэмы –1 по выбору,
например: «Медный
всадник» (1833)
(Вступление)
(7-9 кл.)
Сказки – 1 по выбору,
например: «Сказка о
мертвой царевне и о семи
богатырях»
(5 кл.)

М.Ю.Лермонтов «Герой
нашего времени» (1838 —

М.Ю.Лермонтов - 10
стихотворений по
выбору, входят в

Литературные сказки XIX-ХХ
века, например:

1840). (9 кл.)
Стихотворения: «Парус»
(1832), «Смерть Поэта»
(1837), «Бородино» (1837),
«Узник» (1837), «Тучи»
(1840), «Утес» (1841),
«Выхожу один я на
дорогу...» (1841).
(5-9 кл.)

программу каждого
класса, например:

А.Погорельский (1 сказка на
выбор, 5 кл.)

«Дума» (1838), «Три
пальмы»
(1838),
«И
скучно и грустно» (1840),
«Когда
волнуется
желтеющая
нива…»
(1840),
«Из
Гете
(«Горные
вершины…»)
(1840), «Нет, не тебя так
пылко я люблю…» (1841),
«Родина»
(1841),
«Пророк»
(1841),
«Нищий»,
«Листок»
(1841) (5-9 кл.)
Поэмы
1-2 по выбору,например:
«Песня про царя Ивана
Васильевича,
молодого
опричника и удалого купца
Калашникова»
(1837),
«Мцыри» (1839)
(8-9 кл.)

Н.В.Гоголь
«Ревизор» (1835) (7-8 кл.),
«Мертвые души» (1835 –
1841) (9-10 кл.)

Н.В.Гоголь Повести – 5
из разных циклов, на
выбор, входят в
программу каждого
класса, например:
«Вечера на хуторе близь
Диканьки» («Ночь перед
Рождеством»,
«Заколдованное место»)
(1830 – 1831), «Повесть о
том, как поссорился Иван
Иванович с Иваном
Никифоровичем» (1834),
«Тарас Бульба» (1835),
«Шинель» (1839)
(5-9 кл.)

Ф.И. Тютчев –

Ф.И. Тютчев - 3-4

Поэзия 2-й половины XIX в.,

Стихотворения:
«Весенняя гроза» («Люблю
грозу в начале мая…»)
(1828, нач. 1850-х),
«Silentium!» (Молчи,
скрывайся и таи…) (1829,
нач. 1830-х), «Умом Россию
не понять…» (1866).
(5-8 кл.)

А.А. Фет
Стихотворения: «Шепот,
робкое дыханье…» (1850),
«Как беден наш язык! Хочу
и не могу…» (1887).
(5-8 кл.)

стихотворения по
выбору, например:
«Листья», «Неохотно и
несмело…», «Осенний
вечер», «С поляны коршун
поднялся…»
(5-8 кл.)

А.А. Фет - 3-4
стихотворения по
выбору, например:
«Учись у них – у дуба, у
березы…» «Весенний
дождь», «Задрожали
листья, облетая…»,
«Чудная картина»
(5-8 кл.)

Н.А.Некрасов

- 1–2 стихотворения по
Н.А.Некрасов.
выбору,например:
«Размышления
у
Стихотворения:«Крестьянск парадного
подъезда»
ие
дети»
(1861), (1858),
«Железная
«Вчерашний день, часу в дорога» (5-8 кл.)
шестом…»
(1848),
«Несжатая полоса» (1854).
(5-8 кл.)
И.С.Тургенев
- 1 рассказ по
выбору, например:
«Бирюк» (1852), «Бежин
луг» (1846, 1874) и др.; 1
повесть на выбор,
например: «Муму»
(1852),; 1 стихотворение
в прозе на выбор,
например: «Русский
язык» (1882)
(6-8 кл.)

например:
А.К.Толстой,
Я.П.Полонский и др.
(1-2 стихотворения по выбору, 57 кл.)

Н.С.Лесков
- 1 повесть по выбору,
например: «Левша»
(1881)
(6-8 кл.)
М.Е.Салтыков-Щедрин
- 2 сказки по выбору,
например:

«Повесть

о

том, как один мужик двух
генералов

прокормил»

(1869), «Дикий помещик»
(7-8 кл.)

Л.Н.Толстой
- 1 повесть по выбору,
например: «Детство»
(1852),
1 рассказ на выбор,
например: «Кавказский
пленник» (1872), «После
бала» (1903)
(5-8 кл.)

А.П.Чехов
- 3 рассказа по выбору,
например: «Толстый и
тонкий» (1883),
«Хамелеон» (1884),
«Хирургия» (6-8 кл.)
А.А.Блок
- 2 стихотворения по
выбору, например: «На
поле Куликовом», «О,я
хочу безумно жить…»

Проза конца XIX – начала XX вв.,
например:
М.Горький, А.И.Куприн,
А.С. Грин
(2-3 рассказа или повести по
выбору, 5-8 кл.)

(7-9 кл.)

А.А.Ахматова

Поэзия конца XIX – начала XX
вв., например:
И.А.Бунин,
(2-3 стихотворения по выбору, 58 кл.)

- 1 стихотворение
по выбору, например:
«Мужество»
(7-9 кл.)

Н.С.Гумилев
- 1 стихотворение по
выбору, например:
«Капитаны» (1912)
(7-9 кл.)

М.И.Цветаева
- 1 стихотворение по
выбору, например: «Мне
нравится, что вы больны
не мной…» (1915), (8-9
кл.)

О.Э.Мандельштам
- 1 стихотворение по
выбору, например:
«Равноденствие» («Есть
иволги в лесах, и гласных
долгота…») (1913)

Поэзия 20-50-х годов ХХ в.,
например:
Б.Л.Пастернак, Н.А.Заболоцкий,
Д.Хармс,
Н.М.Олейников и др.
Поэзия 20-50-х годов ХХв.,
например:
Б.Л.Пастернак, Н.Заболоцкий,
К.М. Симонов.
(3-4 стихотворения по выбору, 59 кл.)

(6-9 кл.)

В.В.Маяковский
- 1 стихотворение
по выбору, например:
«Хорошее отношение к
лошадям» (1918) (7-8 кл.)

Проза о Великой Отечественной

С.А.Есенин
- 1 стихотворение по
выбору, например:
«Гой ты, Русь, моя
родная…» (1914), (5-6
кл.)

М.А.Булгаков
1 повесть по выбору,
например: «Собачье
сердце» (1925)
(7-9 кл.)

А.П.Платонов
- 1 рассказ по выбору,
например: «Юшка»
(6-8 кл.)

М.М.Зощенко
2 рассказа по выбору,
например: «История
болезни», «Беда»
(7-8 кл.)
А.Т. Твардовский
1 стихотворение по
выбору, например: «Я
убит подо
Ржевом»,«Василий
Теркин» («Книга про
бойца») (1942-1945) –
главы по выбору.
(7-8 кл.)

войне, например:
В.П.Катаев
(1-2 повести или рассказа – по
выбору, 6-9 кл.)
Художественная проза о человеке
и природе, их взаимоотношениях,
например:
М.М.Пришвин,
К.Г.Паустовский и др.
(1-2 произведения – по выбору, 5-6
кл.)
Проза о детях, например:
В.Г.Распутин, В.П.Астафьев,
Ф.А.Искандер
(3-4 произведения по выбору, 5-8
кл.)
Поэзия 2-й половины ХХ в.,
например:
А.А.Вознесенский, Н.М.Рубцов,
Б.Ш.Окуджава, М.Исаковский
(3-4 стихотворения по выбору, 59 кл.)
Проза русской эмиграции,
например:
М.А.Осоргин
(1 произведение – по выбору, 5-9
кл.)
Проза и поэзия о подростках и
для подростков последних
десятилетий авторов-лауреатов
премий и конкурсов («Книгуру»,
премия им. Владислава
Крапивина, Премия Детгиза,
«Лучшая детская книга
издательства «РОСМЭН» и др.,
например:
А.Жвалевский и Е.Пастернак,
(1-2 произведения по выбору, 5-8
кл.)

А.И. Солженицын
1 рассказ по выбору,
например: «Матренин
двор» (1959)
(7-9 кл.)

В.М.Шукшин
1 рассказ по выбору,
например: «Странные
люди» (1970) (6-9 кл.)
Литература народов России
Р.Гамзатов
(1 произведение по выбору,
5-9 кл.)
Зарубежная литература
Гомер «Одиссея»)
(фрагменты по
выбору)
(6-8 кл.)

Данте.
«Божественная
комедия»
(фрагменты по
выбору)
(9 кл.)

М. де Сервантес
«Дон Кихот»
(главы по выбору)
(6-8 кл.)

Зарубежный фольклор, легенды,
баллады, саги, песни
(2-3 произведения по выбору, 5-7
кл.)

В.Шекспир «Ромео и Джульетта»
1–2 сонета по
выбору, например:
(1594 – 1595).
(8-9 кл.)

№116 «Мешать
соединенью двух
сердец…» (пер. С.
Маршака), №130
«Ее глаза на звезды
не похожи…» (пер.
С. Маршака).
(7-8 кл.)
Д.Дефо «Робинзон
Крузо» (главы по
выбору)

Зарубежная сказочная и
фантастическая проза, например:

(5-7 кл.)

Л.Кэрролл

Дж. Свифт
«Путешествия
Гулливера»
(фрагменты по
выбору)
(6-7 кл.)

Ж-Б. Мольер
Комедии
- 1 по выбору,
например:
«Мещанин во
дворянстве»
(1670).

Э.Т.А. Гофман, бр.Гримм,

(2-3 произведения по выбору, 5-6
кл.)

Зарубежная новеллистика,
например:
П.Мериме, Э. По, О`Генри, (2-3
произведения по выбору, 7-9 кл.)

Зарубежная романистика XIX– ХХ
века, например:
В.Скотт
(1-2 романа по выбору, 7-9 кл)

(8-9 кл.)
Зарубежная проза о детях и
подростках, например:

И.-В. Гете
«Фауст» (1774 –
1832) (фрагменты
по выбору)

М.Твен, Р.Брэдбери (2
произведения по выбору,

( 9-10 кл.)

5-9 кл.)

Г.Х.АндерсенСказ
ки
- 1 по выбору,
например:
«Снежная
королева» (1843).
(5 кл.)

Зарубежная проза о животных и
взаимоотношениях человека и
природы, например:
Р.Киплинг, Дж.Лондон,
(1-2 произведения по выбору, 5-7
кл.)
Современнеая зарубежная проза,
например:
Е.Ельчин

А. де Сент-Экзюпери
«Маленький принц» (1943)
(6-7 кл.)

Дж. Г. Байрон

(1 произведение по выбору,

- 1 стихотворение
по выбору,
например: «Душа
моя мрачна.
Скорей, певец,
скорей!»
(1814)(пер. М.
Лермонтова

5-8 кл.)

- фрагменты
одной из поэм по
выбору, например:
«Паломничество
Чайльд Гарольда»
(1809 – 1811) (пер.
В. Левика).
(7-8 кл)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».