Аннотация к рабочим программам по биологии для 6- 9 классов Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897; зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года, регистрационный №19644, приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644 "О внесении изменений..."; Основной образовательной программы ООО МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ»; СанПиН 2.4.2.282110. Программа учебного курса биологии для 6-9 классов ориентирована на использование учебников следующих авторов: Пономарёвой И. Н., Корниловой О. А., Константинова В.М. и др., входящих в систему «Алгоритм успеха». В основе концепции учебника – системно – структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. Цели и задачи курса: – познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии; – систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе; – начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; – развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям; – начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественно - научные предметы» обеспечивает: – формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира; – овладение научным подходом к решению различных задач; – овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; – овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; – воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития; – формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач. Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются: социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений; овладение ключевыми компетентностями: учебнопознавательной, информационной, ценностносмысловой, коммуникативной; формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоциональноценностного отношения к объектам живой природы. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272, из них 34 (1ч в неделю) в 5 классе, 34 (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах. Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. В курсе биологии выделяют следующие блоки «Живые организмы» (6, 7 классы), «Человек и его здоровье» (8 класс), «Общие биологические закономерности» (9 класс). В каждом классе средней школы учащиеся усваивают определенные знания, относящиеся к тому или иному блоку информации, приобретают новые навыки и умения. Блок «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание представлено на основе эколого–эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты переносятся с особенностей строения отдельных представителей живых организмов на процессы их жизнедеятельности и усложнения, проходившие в ходе эволюции, приспособленность к среде обитания, роль в экосистемах. В блоке «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, его воздействии на окружающую среду. Содержание блока «Общие закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации знаний, освоенных обучающимися при изучении курса биологии; вовторых, знакомству учащихся с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Данный блок включен с содержание других разделов. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены тесты, письменные и устные опросы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.