Приложение №17 к ООП ООО МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ» Рабочая учебная программа предмета «Технология» 5-8 класс Раздел I. Планируемые результаты предмета Личностные результаты 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоо граничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учиты вающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности "другого" как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). Метапредметные результаты Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: - анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; - определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов; - идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов; - выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях - прогнозировать конечный результат; - ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей; - обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: - определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; - обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; - определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; - выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); - выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; - составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования); - определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; - описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач; - планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: - различать результаты и способы действий при достижении результатов; - определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; - систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности; - отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; - оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; - находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации; - работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата; - устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата; - соотносить свои действия с целью обучения. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: - определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; - анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; - свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств; - оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; - обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; - фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет: - анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; - соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации; - принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения; - определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; - демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний. Познавательные УУД 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: - подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; - выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; - выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия; - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - различать/выделять явление из общего ряда других явлений; - выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий; - строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; - строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия; - излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; - самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; - объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности; - выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; - делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: - обозначать символом и знаком предмет и/или явление; - определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; - создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; - строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; - создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; - переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот; - строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; - строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; - анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата. 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: - находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); - ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; - устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; - резюмировать главную идею текста; - преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный - учебный, научно-популярный, информационный); - критически оценивать содержание и форму текста. 9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: - определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания; - анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; - проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций; - прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор; - распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет: - определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы; - осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками; - формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска; - соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности. Коммуникативные УУД 11. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: - определять возможные роли в совместной деятельности; - играть определенную роль в совместной деятельности; - принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы); - определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; - корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; - критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его; - предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; - выделять общую точку зрения в дискуссии; - договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; - организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); - устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. 12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: - определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства; - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; - высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; - принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; - создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств; - использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления; - использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей; - оценивать эффективность коммуникации после ее завершения. 13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет: - целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; - использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации; - оперировать данными при решении задачи; - выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.; - использовать информацию с учетом этических и правовых норм; - создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Предметные результаты В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам предметной области "Технология" планируемые результаты освоения предмета "Технология" отражают: – формирование технологической культуры и культуры труда; – формирование проектного, инженерного, технологического мышления обучающегося, соответствующего актуальному технологическому укладу; – адаптивность к изменению технологического уклада; – осознание обучающимся роли техники и технологий и их влияния на развитие системы "природа - общество - человек"; – овладение методами исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; – овладение средствами графического отображения и формами визуального представления объектов или процессов, правилами выполнения графической документации (рисунок, эскиз, чертеж); – применение предметных знаний и формирование запроса у обучающегося к их получению для решения прикладных задач в своей текущей деятельности/реализации замыслов; – формирование культуры по работе с информацией, необходимой для решения учебных задач, и приобретение необходимых компетенций (например, поиск различными способами, верификация, анализ, синтез); – формирование представлений о развитии мира профессий, связанных с изучаемыми технологиями, для осознанного выбора собственной траектории развития. При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета "Технология" учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, в связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом). Результаты, заявленные образовательной программой Технология, по блокам содержания Современные технологии и перспективы их развития Выпускник научится: – называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии материальной и нематериальной сферы; – производить мониторинг и оценку состояния и выявлять возможные перспективы развития технологий в произвольно выбранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов. Выпускник получит возможность научиться: – осуществлять анализ и давать аргументированный прогноз развития технологий в сферах, рассматриваемых в рамках предметной области; – осуществлять анализ и производить оценку вероятных рисков применения перспективных технологий и последствий развития существующих технологий. Формирование технологической культур и проектно-технологического мышления обучающихся Выпускник научится: – выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения; – определять цели проектирования субъективно нового продукта или технологического решения; – готовить предложения технических или технологических решений с использованием методов и инструментов развития креативного мышления, в том числе с использованием инструментов, таких как дизайн-мышление, ТРИЗ и др.; – планировать этапы выполнения работ и ресурсы для достижения целей проектирования; – применять базовые принципы управления проектами; – следовать технологическому процессу, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта; – оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищенности; – прогнозировать по известной технологии итоговые характеристики продукта в зависимости от изменения параметров и/или ресурсов, проверять прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты; – в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии, проводить анализ возможности использования альтернативных ресурсов, соединять в единый технологический процесс несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта; – проводить оценку и испытание полученного продукта; – проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах; – описывать технологическое решение с помощью текста, схемы, рисунка, графического изображения и их сочетаний; – анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; – применять базовые принципы бережливого производства, включая принципы организации рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; – проводить и анализировать разработку и/или реализацию продуктовых проектов, предполагающих: – определение характеристик и разработку материального продукта, включая планирование, моделирование и разработку документации в информационной среде (конструкторе), в соответствии с задачей собственной деятельности или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов, – изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования, – модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта, – встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку, – изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке; – проводить и анализировать разработку и/или реализацию технологических проектов, предполагающих: – модификацию (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике), – разработку инструкций и иной технологической документации для исполнителей, – разработку способа или процесса получения материального и информационного продукта с заданными свойствами; – проводить анализ конструкции и конструирование механизмов, простейших роботов с помощью материального или виртуального конструктора; – выполнять чертежи и эскизы, а также работать в системах автоматизированного проектирования; – выполнять базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации). Выпускник получит возможность научиться: – модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии; – технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или иной технологической документации; – оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения Выпускник научится: – характеризовать группы профессий, относящихся к актуальному технологическому укладу; – характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называть тенденции ее развития; – разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда; – анализировать и обосновывать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории; – анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности. Выпускник получит возможность научиться: – предлагать альтернативные варианты образовательной траектории для профессионального развития; – характеризовать группы предприятий региона проживания; – получать опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств и тенденциях их развития в регионе проживания и в мире, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального и мирового рынка труда. По годам обучения результаты могут быть структурированы и конкретизированы следующим образом, результаты разбиты на подблоки: культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки), предметные результаты (технологические компетенции), проектные компетенции (включая компетенции проектного управления). 5 – 7 класс. По завершении учебного года обучающийся: знает: – ключевые особенности технологий виртуальной и дополненной реальности; – принципы работы приложений с виртуальной и дополненной реальностью; – перечень современных устройств, используемых для работы с технологиями, и их предназначение; – основной функционал программ для трёхмерного моделирования; – принципы и способы разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью; – основной функционал программных сред для разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью; – особенности разработки графических интерфейсов. умеет: – настраивать и запускать шлем виртуальной реальности; – устанавливать и тестировать приложения виртуальной реальности; – самостоятельно собирать очки виртуальной реальности; – формулировать задачу на проектирование исходя из выявленной проблемы; – уметь пользоваться различными методами генерации идей; – выполнять примитивные операции в программах для трёхмерного моделирования; – выполнять примитивные операции в программных средах для разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью; – компилировать приложение для мобильных устройств или персональных компьютеров и размещать его для скачивания пользователями; – разрабатывать графический интерфейс (UX/UI); – разрабатывать все необходимые графические и видеоматериалы для презентации проекта; – представлять свой проект. владеет: – основной терминологией в области технологий виртуальной и дополненной реальности; – базовыми навыками трёхмерного моделирования; – базовыми навыками разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью; – знаниями по принципам работы и особенностям устройств виртуальной и дополненной реальности. 8 класс. По завершении учебного года обучающийся: знает: – правила безопасной работы с электронно-вычислительными машинами и средствами для сбора пространственных данных; – основные виды пространственных данных; – составные части современных геоинформационных сервисов; – профессиональное программное обеспечение для обработки пространственных данных; – основы и принципы аэросъёмки; – основы и принципы работы глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС); – представление и визуализация пространственных данных для непрофессиональных пользователей; – принципы 3D-моделирования; – устройство современных картографических сервисов; – представление и визуализация пространственных данных для непрофессиональных пользователей; – дешифрирование космических изображений; – основы картографии. умеет: – самостоятельно решать поставленную задачу, анализируя и подбирая материалы и средства для её решения; – создавать и рассчитывать полётный план для беспилотного летательного аппарата; – обрабатывать аэросъёмку и получать точные ортофотопланы и автоматизированные трёхмерные модели местности; – моделировать 3D-объекты; – защищать собственные проекты; – выполнять оцифровку; – выполнять пространственный анализ; – создавать карты; – создавать простейшие географические карты различного содержания; – моделировать географические объекты и явления; владеет: – примерами практического использования географических знаний в различных областях деятельности. Раздел II. Содержание учебного предмета, курса 5 – 7 класс Программа «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности: 3D-моделирование и программирование» предполагает постепенное расширение знаний и их углубление, а также приобретение умений в области проектирования, конструирования и изготовления творческого продукта. Кейс 1. «Проектируем идеальное VR-устройство» В рамках первого кейса, состоящего из набора мини-кейсов, учащиеся исследуют существующие модели устройств виртуальной реальности, выявляют ключевые параметры, а затем выполняют проектную задачу – конструируют собственное VR-устройство. Дети исследуют VR-контроллеры и обобщают возможные принципы управления системами виртуальной реальности. Сравнивают различные типы управления и делают выводы о том, что необходимо для «обмана» мозга и погружения в другой мир. Дети смогут собрать собственную модель VR-гарнитуры: спроектировать, собрать нужные элементы, а затем протестировать самостоятельно разработанное устройство. Далее обучающиеся эскизируют и моделируют VR-устройство, с устраненными недостатками, выявленными в ходе пользовательского тестирования. Кейс 2. «Разрабатываем VR/AR-приложения» После формирования основных понятий виртуальной реальности, получении навыков работы с VR-оборудованием во втором кейсе учащиеся переходят к рассмотрению понятий дополненной и смешанной реальности, разбирают их основные отличия от виртуальной. Создают собственное ARприложение (по желанию команды – VR-приложение), отрабатывая навыки работы с необходимым в дальнейшем программным обеспечением, навыки дизайн-проектирования и дизайн-аналитики. Учащиеся научатся работать с крупнейшими репозиториями бесплатных трехмерных моделей, смогут минимально адаптировать модели, имеющиеся в свободном доступе, под свои нужды. Начинается знакомство со структурой интерфейса программы для 3D-моделирования (по усмотрению педагога 3Ds Max, Blender 3D, Maya), основными командами. Вводятся понятия «полигональность» и «текстура». 8 класс Программа «Геоинформационные технологии» знакомит обучающихся с геоинформационными системами и с различными видами геоданных, позволяет получить базовые компетенции по сбору данных и освоить первичные навыки работы с данными. Программа затрагивает такие темы, как: «Основы работы с пространственными данными», «Ориентирование на местности», «Основы фотографии», «Самостоятельный сбор данных», «3D-моделирование местности и объектов местности», «Геоинформационные системы (ГИС)», «Визуализация и представление результатов». Введение в геоинформационные технологии. Кейс 1. «Современные карты, или как описать Землю?» Кейс знакомит обучающихся с разновидностями данных. Решая задачу кейса, обучающиеся проходят следующие тематики: карты и основы их формирования; изучение условных знаков и принципов их отображения на карте; системы координат и проекций карт, их основные характеристики и возможности применения; масштаб и др. вспомогательные инструменты формирования карты. Кейс 2. Глобальное позиционирование «Найди себя на земном шаре». Несмотря на то, что навигаторы и спортивные трекеры стали неотъемлемой частью нашей жизни, мало кто знает принцип их работы. Пройдя кейс, обучающиеся узнают про ГЛОНАСС/GPS — принципы работы, историю, современные системы, применение. Применение логгеров. Визуализация текстовых данных на карте. Создание карты интенсивности. Фотографии и панорамы Раздел, посвящённый истории и принципам создания фотографии. Обучающиеся познакомятся с техникой создания фотографии, познакомятся с возможностями применения фотографии как средства создания чего-либо. Аэрофотосъёмка. Кейс 3.1. «Для чего на самом деле нужен беспилотный летательный аппарат?» Объёмный кейс, который позволит обучающимся освоить полную технологическую цепочку, используемую коммерческими компаниями. Устройство и принципы функционирования БПЛА, Основы фото- и видеосъёмки и принципов передачи информации с БПЛА, обработка данных с БПЛА. Кейс 3.2. Изменение среды вокруг школы. Продолжение кейса 3.1. Обучающиеся, имея в своём распоряжении электронную 3D-модель школы, продолжают вносить изменения в продукт с целью благоустройства района. Обучающиеся продолжают совершенствовать свой навык 3D-моделирования, завершая проект. Раздел III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 5 – 7 класс № Название раздела, темы урока Кейс «Проектируем идеальное VR-устройство» (34 часа) Блок 1 «Сборка собственной VR-гарнитуры» (18 часов) Знакомство с VR/AR-технологиями. Тестирование устройства, установка приложений, анализ принципов работы, выявление 1-2 ключевых характеристик Изучение и выявление принципов работы VR-контроллеров и шлема виртуальной реальности. Информации о других VR3-4 устройствах. Поиск необходимых схем и способов для сборки устройств. Выбор материала и конструкции для собственной № Название раздела, темы гарнитуры, подготовка к сборке устройства 5-6 Чертеж собственной гарнитуры 7-8 Сборка собственной гарнитуры, вырезание необходимых деталей 9-10 Дизайн устройства 11-12 Тестирование и доработка прототипа Работа с картой пользовательского опыта: выявление проблем, с которыми можно столкнуться при использовании VR13-14 технологий. Фокусировка на одной из них. Анализ и оценка существующих решений проблемы. Генерация идей для решения этих проблем. Описание нескольких идей, экспресс-эскизы. Мини-презентации идей и выбор лучших в проработку Количество часов 2 2 Количество 2 2 2 2 2 Изучение понятия «перспектива», окружности в перспективе, штриховки, светотени, падающей тени 2 Изучение светотени и падающей тени на примере фигур. Построение быстрого эскиза фигуры в перспективе, передача объё17-18 2 ма с помощью карандаша. Техника рисования маркерами Блок 2. «Трехмерное моделирование «идеального» VR-устройства» (16 часов) 19-24 Освоение навыков работы в ПО для трёхмерного проектирования (на выбор – Rhinoceros 3D, Autodesk Fusion 360) 6 25-28 3D-моделирование разрабатываемого устройства 4 29-30 Фотореалистичная визуализация 3D-модели. Рендер (KeyShot, Autodesk Vred) 2 Подготовка графических материалов для презентации проекта (фото, видео, инфографика). Освоение навыков вёрстки пре31-32 2 зентации 33-34 Представление проектов перед другими обучающимися. Публичная презентация и защита проектов 2 Кейс «Разработка VR/AR-приложения» (34 часов) Блок 3 «Получение навыков полигонального моделирования и знаний о программных средах для сборки VR/AR-приложений» (16 часов) Технологии дополненной и смешанной реальности. Тестирование существующих AR-приложений, определение принципов 35-36 2 работы технологии 37-38 Инструменты для создания приложений. Интерфейс 3D-редактора для создания полигональной 3D-модели 2 39-42 Работа в 3D-редакторе: разбор функционала и отработка базовых навыков 4 43-44 Обзор и работа с бесплатными репозиториями полигональных 3D-моделей 2 45-46 Функционал платформ для разработки VR/AR-приложений 2 47-48 Платформы разработки: создание алгоритмов приложения 2 49-50 Выявление ключевых требований к разработке GUI – графических интерфейсов приложений 2 Блок 4 «Разработка собственного приложения с дополненной или виртуальной реальностью» (18 часов) 51-52 Выявление пользовательской проблемы, которую способно решить приложение 2 53-54 Деление на команды, предварительное распределение ролей. Предпроектное исследование 2 55-56 Распределение ролей в команде, определение цели и задач работы каждого Разработка сценария приложения: механика 2 № Название раздела, темы Количество взаимодействия, функционал, примерный вид интерфейса 57-62 Разработка VR/AR-приложения в соответствии со сценарием 6 63-64 Сбор обратной связи от потенциальных пользователей приложения 2 Доработка приложения, учитывая обратную связь пользователя. В зависимости от роли в команде: подготовка графических 65-66 2 материалов для презентации проекта (фото, видео, инфографика). 67-68 Представление проектов перед другими обучающимися. Публичная презентация и защита проектов 2 69-70 Итоговое занятие 2 Всего часов 70 15-16 8 класс № Название раздела, темы урока 1 Вводное занятие «Меняя мир». Техника безопасности Введение в геоинформационные технологии. Кейс «Современные карты, или как описать Землю?» (4 часа) 2 Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт. Векторные данные на картах. Знакомство с Веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайн3 сервисами 4 Свет и цвет. Роль цвета на карте. Как заставить цвет работать на себя? 5 Создание и публикация собственной карты. Кейс «Глобальное позиционирование «Найди себя на земном шаре» (2 часа) 6 Системы глобального позиционирования. 7 Применение спутников для позиционирования. Фотографии и панорамы (5 часов) 8 История фотографии. Фотография как способ изучения окружающего мира. 9 Характеристики фотоаппаратов. Получение качественного фотоснимка. Создание сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам раз10 личной аппаратурой (камеры смартфонов без штативов, цифровые фотоаппараты со штативами и т. д.). 11-12 Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам. Аэрофотосъёмка. Кейс «Для чего на самом деле нужен беспилотный летательный аппарат?» (15 часов) 13 Фотограмметрия и её влияние на современный мир. 14 Сценарии съёмки объектов для последующего построения их в трёхмерном виде. 15-16 Принцип построения трёхмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО – Agisoft PhotoScan или № Название раздела, темы аналогичном. Обработка отснятого материала. 17 Беспилотник в геоинформатике. Устройство и применение дрона. 18 Технические особенности БПЛА. 19-21 Пилотирование БПЛА. 22-24 Использование беспилотника для съёмки местности. 25 Возникающие проблемы при создании 3D-моделей. Способы редактирования трёхмерных моделей. 26 Технологии прототипирования. Устройства для воссоздания трёхмерных моделей. Работа с 3D-принтером. 27 Физические и химические свойства пластика для 3D-принтера. Печать трёхмерной модели школы. Кейс «Изменение среды вокруг школы» (5часов) 28 Работа в ПО для ручного трёхмерного моделирования – SketchUp 29-31 Экспортирование трёхмерных файлов. Проектирование собственной сцены. 32 Печать модели на 3D-принтере. Оформление трёхмерной вещественной модели. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 Количество 1 1 3 3 1 1 1 1 3 1 33 Подготовка защиты проекта. 34 Защита проектов. 35 Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Планы по доработке. Всего часов 1 1 1 35