Приложение 4 родная русская литература

Приложение №4
К основной общеобразовательной программе
Основного общего образования
МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ»

Рабочая учебная программа предмета «Родная литература (русская)»
5-9 класс.

Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного материала.
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература
(русская)» должны отражать:

осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга
перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества;

способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, уважительное отношение к труду;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразиесовременного мира;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;



развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой
деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;

способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной
деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и
поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)»
должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:



умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности.
Познавательные УУД:


умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;

навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД



умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
развитиемотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)»
должны отражать:

понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений
родной русской литературы;

проявление ценностного отношения к родной русской литературе
как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному
наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации и мира;

понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений
русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской
литературы;

осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском
культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего
человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные
художественныепроизведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и

создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной
деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;

накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы,
определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература
(русская)» должны отражать:

понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений
родной русской литературы;



проявление ценностного отношения к родной русской литературекак хранительнице культуры русского народа,
ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;

понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений
русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской
литературы;

осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском
культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего
человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные
художественныепроизведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и
создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной
деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;

накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы,
определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» по годам обучения
Первый год обучения. 5 класс

 формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу
для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России;
осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице
России и о русском лесе;

формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские
национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;

формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в
произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной
речи;

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под
руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего
характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться
отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно- исследовательской
деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.
Второй год обучения. 6 класс


развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для
развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи
между ними науровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов впроизведениях о русском севере и русской зиме;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские
национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;

развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о
защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в
книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по
предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения
словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие
начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными
источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации.
Третий год обучения. 7 класс

развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических
и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале
русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о

сибирском крае и русском поле; развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов
России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;

развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях
о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского
языка и родной речи;

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и
воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на
проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами
её обработки и презентации.
Четвёртый год обучения. 8 класс


развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях
земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского
национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке
Волге;


развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские
национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей; развитие
представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального
сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;

развитие
умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста
самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать
развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода,
ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами
её обработки и презентации.
Пятый год обучения. 9 класс



развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об
Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в
русской литературе;


развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские
национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;


развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах
русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством; развитие умений
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных
читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать
развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах;
самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
развитие умений самостоятельной проектно- исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с
разными источниками информации и овладения различными способами её обработки и презентации.
Раздел II. Содержание учебного предмета.
Первый год обучения (7 ч)
5 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой (1 ч)
Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
Города земли русской (1ч)
Москва в произведениях русских писателей
А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»
Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».
Родные просторы (1 ч)(обзор)
Русский лес И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».
А. В. Кольцов. «Лес».
В. А. Рождественский. «Берёза».
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира (1ч)
Рождество
Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».
А. И. Куприн. «Бедный принц».
И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
Тепло родного дома (1ч)
Семейные ценности И. А. Крылов. «Дерево».
И. А. Бунин. «Снежный бык».
В. И. Белов. «Скворцы».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина (1 ч)
Отечественная война 1812 года
Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
О ваших ровесниках (1 ч)
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Уральский писатель Л.И. Давыдычев. «Лелишна из третьего подъезда»
Второй год обучения (7 ч)
6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой (1 ч)

Русские былины: богатыри и богатырство
Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
«Сказки из старинной шкатулки» Ю.Г. Подкорытова. Легенды о возникновении названий на Южном Урале.
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской . Родные просторы (1 ч)
Русский Север: Архангельск в русской литературе
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы изкниги «Поморские были и сказания»).
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы»,А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»,Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (1 ч)
Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»,А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье»,А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома (1 ч)
Всюду родимую Русь узнаю
В. А. Рождественский. «Русская природа».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина (1 ч)
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе», А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души (1 ч)
Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»,Н. С. Лесков. «Неразменный рубль»,В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках (1 ч) Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с нимпознакомился», «Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).
Третий год обучения (7 ч)
7 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой (1 ч)
Русские народные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветрыбуйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»,А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской (1 ч)
Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»),А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Мифы губернского городка. Тайна легенд о екатеринбургском Доме Расторгуева-Харитонова.
Родные просторы (1 ч)
Русское поле
И. С. Никитин. «Поле»,И. А. Гофф. «Русское поле».

В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира . Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Такого языка на свете не бывало
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»
Пасха
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»,А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху»,А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П.
Боткину), А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома (1 ч)
Русские мастера
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина . Загадки русской души (1 ч)
На Первой мировой войне
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «ГеоргийПобедоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине», Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»,Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…», Ф. А.
Абрамов. «Золотые руки»,В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках (1ч)
Взрослые детские проблемы

А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка»,«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Четвёртый год обучения (7 ч)
8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой (1 ч)
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
С. Н. Марков. «Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Сказ П.П. Бажова «Живинка в деле». История создания, жанровые особенности.
Города земли русской (1 ч)
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»,М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»,
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль», В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы. Лишь слову жизнь дана (1ч)
Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня),Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе
старого Наума»), В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»,В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
Язык поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения»,И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира (1 ч)
Троица
И. А. Бунин. «Троица»,С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»,Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»,И. А.
Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома (1 ч)

Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки»,Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести),А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость
жизни».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина (1 ч)
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души (1 ч)
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс»,Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках (1 ч)
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы),Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Пятый год обучения (7 ч)
9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой (1ч)
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении). А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина»
(фрагмент).М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской (1 ч)
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»

О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А.А.Ахматова. «Стихи о Петербурге»
(«Вновь Исакий воблаченьи…»).
Д.С.Самойлов. «Над Невой» («Весь город в
плавныхразворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).
Родные просторы (1ч)
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь»,И. З. Суриков. «В степи»,А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира. Лишь слову жизнь дана (1 ч)
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ»,С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас»,Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок»,Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»,Е. И.
Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома Загадки русской души (1 ч)
Судьбы русских эмигрантов
Родительский дом А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»,А. Т. Аверченко. «Русское искусство»,
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина (1 ч)
Великая Отечественная война
Ю. М. Нагибин. «Ваганов». Е. И. Носов. «Переправа»

Женщина в грозную пору войны. Роман Н.Г. Никонова «Весталка».
О ваших ровесниках (1ч)
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).

Раздел III. Тематическое планирование
Первый год обучения (5 класс)
Блок

Преданья старины
глубокой
Города земли
русской
Родные просторы
Лишь слову жизнь
дана

Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Русские народные и литературные сказки:
«Лиса и медведь» (русская народнаясказка) К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь»
Москва в произведениях русскихписателей:
А. С. Пушкин. «На тихих берегахМосквы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!..люблю тебя как сын…»
Л. Н. Мартынов. «Красные ворота»А. П. Чехов. «В Москве на Трубнойплощади»
Русский лес:

Количес
тво
часов
1
1

1

И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес»
А. В. Кольцов. «Лес»
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь безперерыва…»
В. А. Рождественский. «Берёза»
Родной язык, родная речь:
И. А. Бунин. «Слово»,В. Г. Гордейчев. «Родная речь»
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Праздники
русского мира

Рождество:
Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда»(фрагмент)
В.Д. Берестов. «Перед Рождеством»А. И. Куприн. «Бедный принц»,И. А. Ильин.
«Рождественское письмо»

1

Тепло родного
дома

Семейные ценности:
И. А. Крылов. «Дерево»,И. А. Бунин. «Снежный бык»В. И. Белов «Скворцы»

1

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена –
была быРодина

Отечественная война 1812 года:

1

Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь» Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок)

Загадки русской
души

Чувства добрые:
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка)

О ваших
ровесниках

Школьные контрольные:
К. И. Чуковский. «Серебряный герб»(фрагменты), А. А. Гиваргизов. «Контрольный
диктант»,Уральский писатель Л.И. Давыдычев. «Лелишна из третьего»

1

Второй год обучения (6 класс)
Блок

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Русские былины - богатыри ибогатырство:
Былина «Илья Муромец и Святогор» Былинные сюжеты и герои в русскойлитературе:
И. А. Бунин. «Святогор и Илья» М. М. Пришвин. «Певец былин»
Преданья старины
глубокой

Количество
часов

Тема

«Сказки из старинной шкатулки» Ю.Г. Подкорытова. Легенды о возникновении названий на
Южном Урале.

2

1

Русский Север - Архангельск в русскойлитературе:
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (изкниги «Ледяна колокольня)
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске»,
«Миша Ласкин» (главы из книги
Города земли русской
«Поморские были и сказания»)
Стихи русских поэтов о зиме:
И. С. Никитин. «Встреча Зимы»
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избузанесло…»
Родные просторы
Н. М. Рубцов. «Первый снег»
По мотивам русских сказок о зиме:
Е. Л. Шварц. «Два брата»
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Масленица:
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесныхтел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье» А. П. Чехов. «Блины»
Праздники русского
Тэффи. «Блины»
мира
Всюду родимую Русь узнаю:
В. А. Рождественский. «Русская природа» К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок» Ю. В.
Тепло родного дома
Бондарев. «Поздним вечером»
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Оборона Севастополя:
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе», А. А. Фет. «Севастопольское
Не до ордена –
братскоекладбище»
была быРодина
Рюрик Ивнев. «Севастополь»
Чудеса нужно делать своими руками:Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Загадки русской души
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль» В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной»
Лишь слову жизнь дана На русском дышим языке:
К. Д. Бальмонт. «Русский язык»
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык нерусский…»
Реальность и мечты:
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился»,
«Кирпичные острова»)
О ваших ровесниках
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент)
Третий год обучения (7 класс)

1

2

1

1
3

1

1

1

Блок

Количество
часов

Тема

Преданья старины
глубокой

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Русские народные песни (исторические илирические):
«На заре то было, братцы, на утренней…»,
«Ах вы, ветры, ветры буйные…» Фольклорные сюжеты и мотивы в русской
литературе:А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1),И. З. Суриков. «Я ли в
поле да не травушкабыла…»,А. К. Толстой. «Моя душа летитприветом…»

Города земли русской

Сибирский край:В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»)
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
1
Мифы губернского городка. Тайна легенд о екатеринбургском Доме Расторгуева-Харитонова.

Русское поле:
И. С. Никитин. «Поле»,И. А. Гофф. «Русское поле»,Д. В. Григорович. «Пахарь» ( главы из
повести)
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Пасха:
Праздники русского
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху»
мира
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину),А. П. Чехов. «Казак»
Такого языка на свете не бывало:
Лишь слову жизнь дана Вс. Рождественский. «В родной поэзиисовсем не старовер…»
Русские мастера:
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент)Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент)
Тепло родного дома
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена –
На Первой мировой войне:
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»
была быРодина
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий
Загадки русской души
Победоносец»,Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война»М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза»
Долюшка женская:
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине»Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутсясилы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки»
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»

3
1

Родные просторы

1
2

1

1
2
1

О ваших ровесниках

Взрослые детские проблемы:
А. С. Игнатова. «Джинн Сева»
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка»(главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).

1

Четвертый год обучения (8 класс)
Блок

Преданья старины
глубокой

Города земли русской

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Легендарный герой земли русскойИван Сусанин:
С. Н. Марков. «Сусанин»
О. А. Ильина. «Во время грозного излого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий»(главы из романа)
Сказ П.П. Бажова «Живинка в деле». История создания, жанровые особенности.
По Золотому кольцу:
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едвазаметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас непонаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль»В. А. Степанов. «Золотое кольцо»

Волга – русская река:
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..»(русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой тойпоры…» (из поэмы «Горе
Родные просторы
старого Наума»)
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент)
Лишь слову жизнь дана Язык поэзии:
Дон Аминадо. «Наука стихосложения» И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет»

Праздники русского
мира

Количество
часов

Тема

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Троица:
И. А. Бунин. «Троица»
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно львысказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка»

3

1

1

1

2
1

Тепло родного дома

Не до ордена –
была быРодина
Загадки русской души

О ваших ровесниках

Родство душ:
Ф. А. Абрамов. «Валенки»
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!»(главы из повести)
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак.
«Радость жизни»
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Дети на войне:
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)
Сеятель твой и хранитель:
И. С. Тургенев. «Сфинкс»
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»
Пора взросления:
Б. Л. Васильев. «Завтра была война»(главы)
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось»(главы)

1

2
1

1

Пятый год обучения (9 класс)
Блок

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

Преданья старины
глубокой

Количество
часов

Тема

Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе:Песня «Как не
две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня)
В. А. Жуковский. «Певец во стане
русских воинов» (в сокращении)
А. С. Пушкин. «Полководец»,
«Бородинская годовщина» (фрагмент)
М. И. Цветаева. «Генераламдвенадцатого года»
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812года» (фрагмент)

3

1

Города земли русской

Родные просторы

Петербург в русской литературе:
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургскиестрофы»
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге»(«Вновь Исакий в облаченьи…»)
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весьгород в плавных разворотах…»)
Л. В. Успенский. «Записки старогопетербуржца» (глава «Фонарики- сударики»)
Степь раздольная:
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народнаяпесня)
П. А. Вяземский. «Степь»И. З. Суриков. «В степи»
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Праздники русского
мира

Лишь слову жизнь
дана

Тепло родного дома

Загадки русской души

Не до ордена –
была быРодина

Августовские Спасы:
К. Д. Бальмонт. «Первый спас»
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданьяяблок»
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко снебес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас»
«Припадаю к великой реке…»:
И. А. Бродский. «Мой народ»
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
Родительский дом:
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы)
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»)
Судьбы русских эмигрантов:
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»
А. Т. Аверченко. «Русское искусство»

1

1
2

1

1

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

2

Великая Отечественная война:
Ю. М. Нагибин. «Ваганов» Е. И. Носов. «Переправа»
Женщина в грозную пору войны. Роман Н.Г. Никонова «Весталка».

1

О ваших ровесниках

Прощание с детством:
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот»(фрагмент)

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».