Приложение 12 РП по физике 7-9 ФГОС

Приложение № 13
к основной общеобразовательной программе
основного общего образования
МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ»

Рабочая учебная программа предмета «Физика»
7-9 класс

I. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы по учебному
предмету.
Выпускник научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина,
единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы
проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых
измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного
оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как
датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
 понимать роль эксперимента в получении научной информации;
 проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура,
1

атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при
этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных
физических величин.
 проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом
конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и
графиков, делать выводы по результатам исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную
установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с
учетом заданной точности измерений;
 анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических
явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в
повседневной жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные
материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее
вклад в улучшение качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых
гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении
прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных
способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений,
обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных
результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой
информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике
2

информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Механические явления
Выпускник научится:
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное
движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами,
атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное
движение, резонанс, волновое движение (звук);
 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение,
скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения),
давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность,
КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний,
длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения
энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы
Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система
отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип
суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Г ука, закон Паскаля, закон Архимеда) и
формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого
механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и
скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические
3

величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного
значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении
с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и
физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий
исследования космического пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов
(закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность
использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся
знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
 распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов,
малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация,
кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные
состояния вещества,поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость
температуры кипения от давления;
 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты,
внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения,
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической
величины;
 анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного
учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
4

 различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
 приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические
величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная
теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на
основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых
и гидроэлектростанций;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных
физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся
знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
 распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или
условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое,
химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с
током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные
волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
 составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая
условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр,
вольтметр).
 использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический
заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа
5

электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн,
длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон
сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного
распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку
закона и его математическое выражение.
 приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон
прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие
физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление
вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость
электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при
последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и
оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов
(закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля-Ленца и др.);
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых
гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся
знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
6

 распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого
спектра излучения атома;
 описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число,
период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон
сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света
атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
 приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и
термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими
устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде;
 соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
 приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия
дозиметра и различать условия его использования;
 понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения
этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
 указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба,
движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
 понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

7

Выпускник получит возможность научиться:
 указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и
больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
 различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее
температурой;
 различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
II . Содержательный раздел образовательной программы по учебному предмету.
Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о
научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и
астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов,
развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.
Освоение учебного предмета «Физика» направлено на развитие у обучающихся представлений о строении,
свойствах, законах существования и движения материи, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей
природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских,
коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных
теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Физика» способствует формированию у обучающихся умений безопасно использовать
лабораторное оборудование, проводить естественно-научные исследования и эксперименты, анализировать полученные
результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Физика» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения
общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения
научных знаний физики в жизни основано на межпредметных связях с предметами: «Математика», «Информатика»,
«Химия», «Биология», «География», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Литература» и
др.
Физика и физические методы изучения природы
8

Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический
эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.
Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.
Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании
естественнонаучной грамотности.
Механические явления
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического
движения. Система отсчета.Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь,
перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение.
Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция.Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы
силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения.
Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр.
Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия.
Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения
полной механической энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы.
Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные
блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного
действия механизма.
Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов
Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление.
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.
Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.
Плавание тел и судов Воздухоплавание.
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных
средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.
Тепловые явления

9

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и
твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния
вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя
энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция.
Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота
сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и
отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при
испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.
Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования
энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой
машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Электромагнитные явления
Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость
электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники,
полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность
электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля
конденсатора.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и
действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение.
Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты.
Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.
Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание
проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы.
Короткое замыкание.
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных
магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов.
Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца.
Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.
10

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор.
Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и
телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света.
Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы.
Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света.
Интерференция и дифракция света.
Квантовые явления
Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами.
Линейчатые спектры.
Опыты Резерфорда.
Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии.
Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение.
Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы
работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Строение и эволюция Вселенной
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.
Гипотеза Большого взрыва.
Примерные темы лабораторных и практических работ
Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности) делятся следующие типы:
1. Проведение прямых измерений физических величин
2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения).
3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на
протекание данных явлений.
4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика
или таблицы.
5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений
между ними).
6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.
11

Любая рабочая программа должна предусматривать выполнение лабораторных работ всех указанных типов. Выбор
тематики и числа работ каждого типа зависит от особенностей рабочей программы и УМК.
Проведение прямых измерений физических величин
1. Измерение размеров тел.
2. Измерение размеров малых тел.
3. Измерение массы тела.
4. Измерение объема тела.
5. Измерение силы.
6. Измерение времени процесса, периода колебаний.
7. Измерение температуры.
8. Измерение давления воздуха в баллоне под поршнем.
9. Измерение силы тока и его регулирование.
10. Измерение напряжения.
11. Измерение углов падения и преломления.
12. Измерение фокусного расстояния линзы.
13. Измерение радиоактивного фона.
Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения)
1. Измерение плотности вещества твердого тела.
2. Определение коэффициента трения скольжения.
3. Определение жесткости пружины.
4. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
5. Определение момента силы.
6. Измерение скорости равномерного движения.
7. Измерение средней скорости движения.
8. Измерение ускорения равноускоренного движения.
9. Определение работы и мощности.
10. Определение частоты колебаний груза на пружине и нити.
11. Определение относительной влажности.
12. Определение количества теплоты.
12

13. Определение удельной теплоемкости.
14. Измерение работы и мощности электрического тока.
15. Измерение сопротивления.
16. Определение оптической силы линзы.
17. Исследование зависимости выталкивающей силы от объема погруженной части от плотности жидкости, ее
независимости от плотности и массы тела.
18. Исследование зависимости силы трения от характера поверхности, ее независимости от площади.
Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих
на протекание данных явлений
1. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на нити от длины и независимости от массы.
2. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы и жесткости.
3. Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры.
4. Наблюдение зависимости температуры остывающей воды от времени.
5. Исследование явления взаимодействия катушки с током и магнита.
6. Исследование явления электромагнитной индукции.
7. Наблюдение явления отражения и преломления света.
8. Наблюдение явления дисперсии.
9. Обнаружение зависимости сопротивления проводника от его параметров и вещества.
10. Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.
11. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде
графика или таблицы.
12. Исследование зависимости массы от объема.
13. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости.
14. Исследование зависимости скорости от времени и пути при равноускоренном движении.
15. Исследование зависимости силы трения от силы давления.
16. Исследование зависимости деформации пружины от силы.
17. Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от длины.
18. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от жесткости и массы.
19. Исследование зависимости силы тока через проводник от напряжения.
20. Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения.
13

21. Исследование зависимости угла преломления от угла падения.
Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных
соотношений между ними). Проверка гипотез
1. Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика жидкости в трубке от температуры.
2. Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при равноускоренном движении пройденному пути.
3. Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и проводника или двух проводников напряжения
складывать нельзя (можно).
4. Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных резисторов.
Знакомство с техническими устройствами и их конструирование
5. Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД.
6. Конструирование ареометра и испытание его работы.
7. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
8. Сборка электромагнита и испытание его действия.
9. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
10. Конструирование электродвигателя.
11. Конструирование модели телескопа.
12. Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью.
13. Оценка своего зрения и подбор очков.
14. Конструирование простейшего генератора.
15. Изучение свойств изображения в линзах.

14

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на каждую тему. по учебному
предмету .
Тематическое планирование по физике 7 класс
№ п/п
1
2

3

4
5
6
7
8

9
10
11

12

Тема урока, содержание урока.
Техника безопасности в кабинете физики. Физика-наука о природе. Физические тела и явления.
Наблюдение и описание физических явлений. Наблюдение и описание физических явлений. Физический
эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.
Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в
формировании естественнонаучной грамотности.
Измерение физических величин. Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.
Международная система единиц.

Количество часов.
1

1

1

Лабораторная работа «Определение цены деления измерительного прибора».
Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул
Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел».
Диффузия. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие
(притяжение и отталкивание) молекул.
Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении
твердых тел, жидкостей и газов.

1
1
1

Обобщение темы «Первоначальные сведения о строении вещества».
Механическое движение. Система отчета и относительность движения. . Материальная точка как модель
физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета
Скорость. Единицы скорости. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь
между ними.

1

Путь. Расчет пути и времени движения.

1
15

1
1

1
1

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

Решение задач «Движение».
Инерция. Взаимодействие тел.
Масса тела. Измерение массы тела на весах.
Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах».
Лабораторная работа «Измерение объема тела».
Плотность вещества
Расчет массы и объема тела по его плотности.
Лабораторная работа «Определение плотности вещества твердого тела».
Повторение. Решение задач «Скорость. Плотность».
Повторение и обобщение темы «Механическое движение. Плотность вещества».
Сила. Динамометр. Единицы силы.. Связь между силой тяжести и массой тела.
Явление тяготения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения
Упругая деформация. Закон Гука. Сила упругости.
Лабораторная работа «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение
жесткости пружины».
Вес тела. Невесомость.
Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Сложение сил. Центр тяжести тела Равнодействующая сила.
Повторение и обобщение темы «Взаимодействие тел».
Резервный урок.
Давление. Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления.
Расчет давления твердого тела.
Давление газа. Обобщение «Давление твердых тел».
Закон Паскаля. Давление жидкостей и газов
Давление в жидкости и газе. Гидравлические машины.
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Сообщающиеся сосуды.
Решение задач «Давление».
Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления. Барометр-анероид. Опыт Торричелли. Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах.
Обобщение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Манометры. Гидравлические механизмы (пресс, насос).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16

1
1
1

1
1
1

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

60
61
62
63
64
65
66
67
68

Поршневой жидкостный насос.
Гидравлический пресс.
Повторение и обобщение темы « Давление жидкостей, газов и твердых тел».
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Лабораторная работа «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость
тело».
Закон Архимеда.
Решение задач «Сила Архимеда»
Условия плавания тел. Плавание судов.
Лабораторная работа «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
Воздухоплавание.
Решение задач «Условия плавания тел».
Повторение и обобщение темы «Сила Архимеда. Плавание тел».
Механическая работа.
Мощность.
Решение задач «Работа и мощность».
Простые механизмы. Правило равновесия рычага. Условия равновесия твердого тела, имеющего
закрепленную ось движения. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту
и природе
Лабораторная работа «Выяснение условия равновесия рычага».
Момент силы. Рычаги в быту и технике.
Блоки. «Золотое правило» механики. Условия равновесия тел. Подвижные и неподвижные блоки.
Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»)
Коэффициент полезного действия механизма.
Лабораторная работа «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
Повторение и обобщение темы «Работа. Мощность. Простые механизмы»
Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия взаимодействия тел.
Закон сохранения механической энергии .
Повторение курса физики за год.

17

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
70

Тематическое планирование 8 класс
№ п/п

Тема урока, содержание урока.

1

Тепловое равновесие. Температура Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью
хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Способы ее изменения. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней
энергии тела.
Виды теплопередачи: Теплопроводность. Конвекция. Излучение.
Сравнение видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества.
Расчёт количества теплоты при нагревании (охлаждении).
Самостоятельная работа №1 «Удельная теплоёмкость».
Лабораторная работа «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
Лабораторная работа «Измерение удельной теплоёмкости твердого тела».
Энергия топлива. Закон сохранения энергии. Закон сохранения и превращения энергии в механических и
тепловых процессах Удельная теплота сгорания топлива.
Решение задач «Энергия топлива».
Повторение и обобщение темы «Теплопередача. Количество теплоты»
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание.. График плавления.
Удельная теплота плавления.
Расчет количества теплоты с учетом уд. теплоты плавления.
Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.Конденсация
Поглощение (выделение) энергии при испарении (конденсации).
Кипение. Удельная теплота парообразования. . Зависимость температуры кипения от давления.
Влажность воздуха и способы её определения. Влажность воздуха. Работа газа при расширении.
Расчет количества теплоты с учетом удельной теплоты парообразования. Удельная теплота
парообразования и конденсации
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Преобразования энергии в тепловых
машинах (пароваятурбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель
Паровая турбина. Обобщение «Тепловые явления»
КПД теплового двигателя. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Повторение и обобщение темы «Изменение агрегатных состояний вещества»
18

Количество
часов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25
26
27
28
29

Электризация тел. Два рода зарядов. Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два
рода электрических зарядов.
Проводники и непроводники. Электрическое поле. Проводники, полупроводники и изоляторы
электричества. Электроскоп.
Делимость электрического заряда. Электрон. Делимость электрического заряда. Элементарный
электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.
Строение атомов.
Объяснение электрических явлений. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность
электрического поля.Действие электрического поля на электрические заряды

1
1
1
1
1

30
31
32
33
34
35
36
37
38

Повторение и обобщение темы «Электризация тел»
Электрический ток. Источники тока.
Электрический ток в металлах. Действия эл. тока. Направление и действия электрического тока.
Электрическая цепь. Электрическая цепь и ее составные части.
Направление тока. Сила тока. Амперметр. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока.
Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»
Напряжение. Вольтметр. Электрическое напряжение.
Лабораторная работа «Измерение напряжения на различных участках эл. цепи».
Электрическое сопротивление проводников. . Единицы сопротивления.

1
1
1
1
1
1
1
1

39
40
41
42
43
44
45
46

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома.
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление
Реостаты. Лабораторная работа «Регулирование силы тока реостатом»
Лабораторная работа «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра».
Последовательное соединение проводников.
Параллельное соединение проводников.
Решение задач «Виды соединений проводников».
Работа и мощность тока. Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность
электрического тока.

1
1
1
1
1
1
1

Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
Закон Джоуля-Ленца. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические
нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.
Повторение и обобщение темы: «Электрический ток»

1

47
48
49

19

1

1

1
1

50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами
Повторение и обобщение темы «Электрический ток».
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитное поле постоянных магнитов.
Магнитное поле тока. Магнитные линии. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле
тока. Опыт Эрстеда.
Электромагниты и их применение. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов.
Электромагнит.
Лабораторная работа «Сборка электромагнита и испытание его действий».
Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на проводник с током и
движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца.
Лабораторная работа «Изучение электрического двигателя постоянного тока». Электродвигатель.
Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.
Повторение и обобщение темы: Магнитные явления.
Источники света. Распространение света.Свет – электромагнитные волна. Скорость света. Источники света.
Закон прямолинейного распространение света..
Отражение света. Законы отражения.
Плоское зеркало.
Преломление света. Закон преломления света.
Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы
Построение изображений линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе.
Лабораторная работа «Получение изображения при помощи линзы».
Оптические приборы. Глаз как оптическая система
Повторение и обобщение темы «Световые явления»
Повторение курса за год.

всего

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

68

20

Поурочное планирование 9 класс.
№ п\п
1

2

тема, содержание урока
Вводный инструктаж по Т.Б. Материальная точка. Система отсчёта.
Траектория. Путь. Перемещение. Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела.
Относительность механического движения
Определение координаты движущегося тела.

Кол-во часов
1

1

3-4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении движение.
Графическое представление прямолинейного равномерного движения.

2

5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Физические величины, необходимые для описания
движения и взаимосвязь между ними Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение.
Скорость равноускоренного прямолинейного движения. График скорости.
Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.
Графический метод решения задач на равноускоренное движение.Решение задач.

1

6
7
8
9

1
1
1

1
1
1
1
1

14
15
16

Лабораторная работа «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
Повторение и обобщение материала по теме «Равномерное и равноускоренное движение»
Повторение и обобщение темы «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»
Относительность механического движения.
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона и инерция
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Решение задач с применением законов Ньютона.

17

Свободное падение. Решение задач на свободное падение тел.

1

18

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Решение задач.

1

10
11
12
13

21

1
1
1

19

Движение тела, брошенного горизонтально.
Решение задач на движение тела, брошенного горизонтально вверх.

1

20
21
22
23

Лабораторная работа «Исследование свободного падения тел».
Закон Всемирного тяготения. Решение задач на закон всемирного тяготения.
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.
Прямолинейное и криволинейное движение.
Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Равномерное движение по окружности
Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса.
Решение задач на закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Решение задач по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»
Повторение и обобщение темы «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»
Механические колебания. Колебательные системы: математический маятник, пружинный маятник.
Величины, характеризующие колебательное движение. Периоды колебаний различных маятников.
Решение задач по теме«Механические колебания».

1
1
1
1

1

37

Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний
математического маятника от его длины».
Решение задач на колебательное движение. Резонанс
Механические волны. Виды волн.Длина волны. Механические волны в однородных средах
Решение задач на определение длины волны.
Звуковые волны. Звуковые явления.Высота и тембр звука. Громкость звука.
Распространение звука. Скорость звука. Звук как механическая волна
Отражение звука. Эхо. Решение задач.Звуковой резонанс.

38
39
40
41

Решение задач по теме «Механические колебания и волны».
Решение задач по теме по теме «Механические колебания и волны»
Повторение и обобщение темы «Механические колебания и волны»
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Графическое изображение магнитного поля.

1
1
1
1

42

Направление тока и направление линий его магнитного поля.Обнаружение магнитного поля по его
действию на электрический ток. Правило левой руки. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда.

1

43

Решение задач «Действие магнитного поля на проводник с током»

1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

22

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

44
45

Индукция магнитного поля.
Магнитный поток Решение задач на «Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.
Правило левой руки. Индукция магнитного поля» Действие магнитного поля на проводник с током и
движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца.

1
1

46

Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции»
Явление электромагнитной индукции.

1

47

Направление индукционного тока. Правило Ленца
Получение переменного электрического тока. Трансформатор.
Решение задач на «Явление электромагнитной индукции»
Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн. Электромагнитные волны и их свойства.
Принципы радиосвязи и телевидения Колебательный контур Электромагнитные колебания. Колебательный
контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Конденсатор.Энергия электрического поля конденсатора.

1

50

Электромагнитная природа света. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.Спектры.

1

51
52
53
54

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы
Решение задач по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»
Повторение и обобщение темы «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.
Модели атомов. Опыт Резерфорда. Строение атомов. Планетарная модель атома.

1
1
1
1

55

Радиоактивные превращения атомных ядер. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами.
Линейчатые спектры.
Открытие протона и нейтрона Экспериментальные методы исследования частиц.

1

57

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.
Решение задач «Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число» Состав атомного ядра. Протон,
нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии Изотопы.

1

58

Альфа- и бета- распад. Правило смещения.
Решение задач «Альфа- и бета- распад. Правило смещения»

1

48
49

56

23

1
1

1

59

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.
Решение задач «Энергию связи, дефект масс»

1

60
61
62

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд.
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.
Лабораторная работа «Изучение деления ядер урана по фотографиям треков».
Атомная энергетика. Термоядерная реакция.
Биологическое действие радиации. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных
электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

1
1
1
1

63
64
65

Решение задач по теме «Строение атома и атомного ядра»
Повторение и обобщение темы «Строение атома и атомного ядра».
Состав и строение Солнечной системы Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая
природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы
Строение и эволюция звезд. . Физическая природа Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной Строение
Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.
итого

1
1
1

66

24

1
66


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».