Приложение №17_Технология_6-8 кл

Приложение №17
к ООП ООО
МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ»
Рабочая учебная программа предмета «Технология» 6-8 класс
Раздел I. Планируемые результаты предмета
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского
языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с
российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоо граничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание
значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учиты вающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного
субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога,
готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами
учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных
преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и
организации, ценности "другого" как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
- идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
- выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях - прогнозировать конечный результат;
- ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
- обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- различать результаты и способы действий при достижении результатов;
- определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и
требований;
- оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик/показателей результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
- соотносить свои действия с целью обучения.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
- принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
- определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
- выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
- выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения
решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный - учебный, научно-популярный, информационный);
- критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
- распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
- формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
- критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся
сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
- использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
- оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;
- использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
- оперировать данными при решении задачи;
- выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления,
написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

- создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам
предметной области "Технология" планируемые результаты освоения предмета "Технология" отражают:
– формирование технологической культуры и культуры труда;
– формирование проектного, инженерного, технологического мышления обучающегося, соответствующего актуальному технологическому укладу;
– адаптивность к изменению технологического уклада;
– осознание обучающимся роли техники и технологий и их влияния на развитие системы "природа - общество - человек";
– овладение методами исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
– овладение средствами графического отображения и формами визуального представления объектов или процессов, правилами выполнения
графической документации (рисунок, эскиз, чертеж);
– применение предметных знаний и формирование запроса у обучающегося к их получению для решения прикладных задач в своей текущей
деятельности/реализации замыслов;
– формирование культуры по работе с информацией, необходимой для решения учебных задач, и приобретение необходимых компетенций (например, поиск различными способами, верификация, анализ, синтез);
– формирование представлений о развитии мира профессий, связанных с изучаемыми технологиями, для осознанного выбора собственной траектории развития.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета "Технология" учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, в
связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).
Результаты, заявленные образовательной программой Технология, по блокам содержания
Современные технологии и перспективы их развития
Выпускник научится:
– называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии материальной и нематериальной сферы;
– производить мониторинг и оценку состояния и выявлять возможные перспективы развития технологий в произвольно выбранной отрасли на
основе работы с информационными источниками различных видов.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять анализ и давать аргументированный прогноз развития технологий в сферах, рассматриваемых в рамках предметной области;

– осуществлять анализ и производить оценку вероятных рисков применения перспективных технологий и последствий развития существующих технологий.
Формирование технологической культур и проектно-технологического мышления обучающихся
Выпускник научится:
– выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
– определять цели проектирования субъективно нового продукта или технологического решения;
– готовить предложения технических или технологических решений с использованием методов и инструментов развития креативного мышления, в том числе с использованием инструментов, таких как дизайн-мышление, ТРИЗ и др.;
– планировать этапы выполнения работ и ресурсы для достижения целей проектирования;
– применять базовые принципы управления проектами;
– следовать технологическому процессу, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
– оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищенности;
– прогнозировать по известной технологии итоговые характеристики продукта в зависимости от изменения параметров и/или ресурсов, проверять прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
– в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии, проводить анализ возможности использования альтернативных ресурсов, соединять в единый технологический процесс несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
– проводить оценку и испытание полученного продукта;
– проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
– описывать технологическое решение с помощью текста, схемы, рисунка, графического изображения и их сочетаний;
– анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
– применять базовые принципы бережливого производства, включая принципы организации рабочего места с учетом требований эргономики и
научной организации труда;
– проводить и анализировать разработку и/или реализацию продуктовых проектов, предполагающих:
– определение характеристик и разработку материального продукта, включая планирование, моделирование и разработку документации в информационной среде (конструкторе), в соответствии с задачей собственной деятельности или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов,
– изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования,
– модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта,
– встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку,
– изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;

– проводить и анализировать разработку и/или реализацию технологических проектов, предполагающих:
– модификацию (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) заданного способа (технологии) получения требующегося
материального продукта (после его применения в собственной практике),
– разработку инструкций и иной технологической документации для исполнителей,
– разработку способа или процесса получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;
– проводить анализ конструкции и конструирование механизмов, простейших роботов с помощью материального или виртуального конструктора;
– выполнять чертежи и эскизы, а также работать в системах автоматизированного проектирования;
– выполнять базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации).
Выпускник получит возможность научиться:
– модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их
характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
– технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции
или иной технологической документации;
– оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения
Выпускник научится:
– характеризовать группы профессий, относящихся к актуальному технологическому укладу;
– характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называть тенденции ее развития;
– разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда;
– анализировать и обосновывать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории;
– анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией
тех или иных видов деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
– предлагать альтернативные варианты образовательной траектории для профессионального развития;
– характеризовать группы предприятий региона проживания;
– получать опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств и тенденциях их развития в регионе проживания и в мире, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального и мирового рынка труда.
По годам обучения результаты могут быть структурированы и конкретизированы следующим образом, результаты разбиты на подблоки: культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки), предметные результаты (технологические компетенции), проектные компетенции
(включая компетенции проектного управления).

5 класс. По завершении учебного года обучающийся:
знает:
– правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием.
умеет:
– применять на практике методики генерирования идей; методы дизайн-анализа и дизайн-исследования;
– анализировать формообразование промышленных изделий;
– строить изображения предметов по правилам линейной перспективы;
– передавать с помощью света характер формы;
– различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
– получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов дизайна;
– применять навыки формообразования, использования объёмов в дизайне (макеты из бумаги, картона);
– работать с программами трёхмерной графики (Fusion 360);
– описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
– анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
– оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищённости;
– выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
– модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности;
– оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии;
– проводить оценку и испытание полученного продукта;
– представлять свой проект.
владеет:
– научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами проектирования, конструирования, моделирования, макетирования,
прототипирования в области промышленного (индустриального) дизайна.
6 – 7 класс. По завершении учебного года обучающийся:
знает:
– ключевые особенности технологий виртуальной и дополненной реальности;
– принципы работы приложений с виртуальной и дополненной реальностью;
– перечень современных устройств, используемых для работы с технологиями, и их предназначение;
– основной функционал программ для трёхмерного моделирования;
– принципы и способы разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью;
– основной функционал программных сред для разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью;
– особенности разработки графических интерфейсов.
умеет:

– настраивать и запускать шлем виртуальной реальности;
– устанавливать и тестировать приложения виртуальной реальности;
– самостоятельно собирать очки виртуальной реальности;
– формулировать задачу на проектирование исходя из выявленной проблемы;
– уметь пользоваться различными методами генерации идей;
– выполнять примитивные операции в программах для трёхмерного моделирования;
– выполнять примитивные операции в программных средах для разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью;
– компилировать приложение для мобильных устройств или персональных компьютеров и размещать его для скачивания пользователями;
– разрабатывать графический интерфейс (UX/UI);
– разрабатывать все необходимые графические и видеоматериалы для презентации проекта;
– представлять свой проект.
владеет:
– основной терминологией в области технологий виртуальной и дополненной реальности;
– базовыми навыками трёхмерного моделирования;
– базовыми навыками разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью;
– знаниями по принципам работы и особенностям устройств виртуальной и дополненной реальности.
8 класс. По завершении учебного года обучающийся:
знает:
– правила безопасной работы с электронно-вычислительными машинами и средствами для сбора пространственных данных;
– основные виды пространственных данных;
– составные части современных геоинформационных сервисов;
– профессиональное программное обеспечение для обработки пространственных данных;
– основы и принципы аэросъёмки;
– основы и принципы работы глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС);
– представление и визуализация пространственных данных для непрофессиональных пользователей;
– принципы 3D-моделирования;
– устройство современных картографических сервисов;
– представление и визуализация пространственных данных для непрофессиональных пользователей;
– дешифрирование космических изображений;
– основы картографии.
умеет:
– самостоятельно решать поставленную задачу, анализируя и подбирая материалы и средства для её решения;
– создавать и рассчитывать полётный план для беспилотного летательного аппарата;

– обрабатывать аэросъёмку и получать точные ортофотопланы и автоматизированные трёхмерные модели местности;
– моделировать 3D-объекты;
– защищать собственные проекты;
– выполнять оцифровку;
– выполнять пространственный анализ;
– создавать карты;
– создавать простейшие географические карты различного содержания;
– моделировать географические объекты и явления;
владеет:
– примерами практического использования географических знаний в различных областях деятельности.
Раздел II. Содержание учебного предмета, курса
5 класс
Программа «Промышленный дизайн. Проектирование материальной среды» предполагает постепенное расширение знаний и их углубление, а
также приобретение умений в области проектирования, конструирования и изготовления прототипа продукта.
Занятия предполагают: развитие интеллектуального потенциала, обучающегося (анализ, синтез, сравнение); развитие практических умений и навыков (эскизирование, 3D-моделирование, конструирование, макетирование, прототипирование, презентация).
Кейс 1. «Объект из будущего»
Знакомство с методикой генерирования идей с помощью карты ассоциаций. Применение методики на практике. Генерирование оригинальной
идеи проекта.
1. Формирование команд. Построение карты ассоциаций на основе социального и технологического прогнозов будущего. Формирование идей
на базе многоуровневых ассоциаций. Проверка идей с помощью сценариев развития и «линз» (экономической, технологической, социальнополитической и экологической). Презентация идеи продукта группой.
2. Изучение основ скетчинга: инструментарий, постановка руки, понятие перспективы, построение простых геометрических тел. Фиксация
идеи проекта в технике скетчинга. Презентация идеи продукта группой.
3. Создание макета из бумаги, картона и ненужных предметов. Упаковка объекта, имитация готового к продаже товара. Презентация проектов
по группам.
4. Изучение основ скетчинга: понятие света и тени; техника передачи объёма. Создание подробного эскиза проектной разработки в технике
скетчинга.
Кейс 2. «Пенал»
Понятие функционального назначения промышленных изделий. Связь функции и формы в промышленном дизайне. Анализ формообразования
(на примере школьного пенала). Развитие критического мышления, выявление неудобств в пользовании промышленными изделиями. Генерирование
идей по улучшению промышленного изделия. Изучение основ макетирования из бумаги и картона. Представление идеи проекта в эскизах и макетах.

1. Формирование команд. Анализ формообразования промышленного изделия на примере школьного пенала. Сравнение разных типов пеналов
(для сравнения используются пеналы обучающихся), выявление связи функции и формы.
2. Выполнение натурных зарисовок пенала в технике скетчинга.
3. Выявление неудобств в пользовании пеналом. Генерирование идей по улучшению объекта. Фиксация идей в эскизах и плоских макетах.
4. Создание действующего прототипа пенала из бумаги и картона, имеющего принципиальные отличия от существующего аналога.
5. Испытание прототипа. Внесение изменений в макет. Презентация проекта перед аудиторией.
Кейс 3. «Космическая станция»
Знакомство с объёмно-пространственной композицией на примере создания трёхмерной модели космической станции.
1. Понятие объёмно-пространственной композиции в промышленном дизайне на примере космической станции. Изучение модульного устройства космической станции, функционального назначения модулей.
2. Основы 3D-моделирования: знакомство с интерфейсом программы Fusion 360, освоение проекций и видов, изучение набора команд и инструментов.
3. Создание трёхмерной модели космической станции в программе Fusion 360.
4. Изучение основ визуализации в программе Fusion 360, настройки параметров сцены. Визуализация трёхмерной модели космической станции.
Кейс 4. «Как это устроено?»
Изучение функции, формы, эргономики, материала, технологии изготовления, принципа функционирования промышленного изделия.
1. Формирование команд. Выбор промышленного изделия для дальнейшего изучения. Анализ формообразования и эргономики промышленного изделия.
2. Изучение принципа функционирования промышленного изделия. Разбор промышленного изделия на отдельные детали и составные элементы. Изучение внутреннего устройства.
3. Подробная фотофиксация деталей и элементов промышленного изделия.
4. Подготовка материалов для презентации проекта (фото- и видеоматериалы).
5. Создание презентации. Презентация результатов исследования перед аудиторией.
Кейс 5. «Механическое устройство»
Изучение на практике и сравнительная аналитика механизмов. Проектирование объекта, решающего насущную проблему, на основе одного или
нескольких изученных механизмов.
1. Введение: демонстрация и диалог на тему устройства различных механизмов и их применения в жизнедеятельности человека.
2. Сборка выбранного на прошлом занятии механизма с использованием инструкции из набора и при минимальной помощи наставника.
3. Демонстрация работы собранных механизмов и комментарии принципа их работы. Сессия вопросов-ответов, комментарии наставника.
4. Введение в метод мозгового штурма. Сессия мозгового штурма с генерацией идей устройств, решающих насущную проблему, в основе которых лежит принцип работы выбранного механизма.
5. Отбираем идеи, фиксируем в ручных эскизах.
6. 3D-моделирование объекта во Fusion 360.

7.
8.
9.
10.

3D-моделирование объекта во Fusion 360, сборка материалов для презентации.
Выбор и присвоение модели материалов. Настройка сцены. Рендеринг.
Сборка презентации в Readymag, подготовка защиты.
Защита командами проектов.

6 – 7 класс
Программа «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности: 3D-моделирование и программирование» предполагает постепенное расширение знаний и их углубление, а также приобретение умений в области проектирования, конструирования и изготовления творческого продукта.
Кейс 1. «Проектируем идеальное VR-устройство»
В рамках первого кейса, состоящего из набора мини-кейсов, учащиеся исследуют существующие модели устройств виртуальной реальности, выявляют ключевые параметры, а затем выполняют проектную задачу – конструируют собственное VR-устройство. Дети исследуют VR-контроллеры и
обобщают возможные принципы управления системами виртуальной реальности. Сравнивают различные типы управления и делают выводы о том, что
необходимо для «обмана» мозга и погружения в другой мир.
Дети смогут собрать собственную модель VR-гарнитуры: спроектировать, собрать нужные элементы, а затем протестировать самостоятельно
разработанное устройство. Далее обучающиеся эскизируют и моделируют VR-устройство, с устраненными недостатками, выявленными в ходе пользовательского тестирования.
Кейс 2. «Разрабатываем VR/AR-приложения»
После формирования основных понятий виртуальной реальности, получении навыков работы с VR-оборудованием во втором кейсе учащиеся
переходят к рассмотрению понятий дополненной и смешанной реальности, разбирают их основные отличия от виртуальной. Создают собственное ARприложение (по желанию команды – VR-приложение), отрабатывая навыки работы с необходимым в дальнейшем программным обеспечением, навыки
дизайн-проектирования и дизайн-аналитики.
Учащиеся научатся работать с крупнейшими репозиториями бесплатных трехмерных моделей, смогут минимально адаптировать модели, имеющиеся в свободном доступе, под свои нужды. Начинается знакомство со структурой интерфейса программы для 3D-моделирования (по усмотрению педагога 3Ds Max, Blender 3D, Maya), основными командами. Вводятся понятия «полигональность» и «текстура».
8 класс
Программа «Геоинформационные технологии» знакомит обучающихся с геоинформационными системами и с различными видами геоданных,
позволяет получить базовые компетенции по сбору данных и освоить первичные навыки работы с данными.
Программа затрагивает такие темы, как: «Основы работы с пространственными данными», «Ориентирование на местности», «Основы фотографии», «Самостоятельный сбор данных», «3D-моделирование местности и объектов местности», «Геоинформационные системы (ГИС)», «Визуализация
и представление результатов».
Введение в геоинформационные технологии. Кейс 1. «Современные карты, или как описать Землю?»
Кейс знакомит обучающихся с разновидностями данных. Решая задачу кейса, обучающиеся проходят следующие тематики: карты и основы их

формирования; изучение условных знаков и принципов их отображения на карте; системы координат и проекций карт, их основные характеристики и
возможности применения; масштаб и др. вспомогательные инструменты формирования карты.
Кейс 2. Глобальное позиционирование «Найди себя на земном шаре».
Несмотря на то, что навигаторы и спортивные трекеры стали неотъемлемой частью нашей жизни, мало кто знает принцип их работы. Пройдя
кейс, обучающиеся узнают про ГЛОНАСС/GPS — принципы работы, историю, современные системы, применение. Применение логгеров. Визуализация текстовых данных на карте. Создание карты интенсивности.
Фотографии и панорамы
Раздел, посвящённый истории и принципам создания фотографии. Обучающиеся познакомятся с техникой создания фотографии, познакомятся с
возможностями применения фотографии как средства создания чего-либо.
Аэрофотосъёмка. Кейс 3.1. «Для чего на самом деле нужен беспилотный летательный аппарат?»
Объёмный кейс, который позволит обучающимся освоить полную технологическую цепочку, используемую коммерческими компаниями. Устройство и принципы функционирования БПЛА, Основы фото- и видеосъёмки и принципов передачи информации с БПЛА, обработка данных с БПЛА.
Кейс 3.2. Изменение среды вокруг школы.
Продолжение кейса 3.1. Обучающиеся, имея в своём распоряжении электронную 3D-модель школы, продолжают вносить изменения в продукт с
целью благоустройства района. Обучающиеся продолжают совершенствовать свой навык 3D-моделирования, завершая проект.
Раздел III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№
Название раздела, темы
урока
Кейс «Объект из будущего» (12часов)
1-4
Введение. Методики формирования идей
5-6
Урок рисования (перспектива, линия, штриховка)
7-10
Создание прототипа объекта промышленного дизайна
11-12 Урок рисования (способы передачи объёма, светотень)
Кейс «Пенал» (12часов)
13-14 Анализ формообразования промышленного изделия
15-16 Натурные зарисовки промышленного изделия
17-18 Генерирование идей по улучшению промышленного изделия
19-22 Создание прототипа промышленного изделия из бумаги и картона
23-24 Испытание прототипа. Презентация проекта перед аудиторией
Кейс «Космическая станция» (12часов)
25-26 Создание эскиза объёмно-пространственной композиции

Количество
часов
4
2
4
2
2
2
2
4
2
2

№
Название раздела, темы
27-30 Урок 3D-моделирования (Fusion 360)
31-34 Создание объёмно-пространственной композиции в программе Fusion 360
35-36 Основы визуализации в программе Fusion 360
Кейс «Как это устроено?» (12часов)
37-38 Изучение функции, формы, эргономики промышленного изделия
39-40 Изучение устройства и принципа функционирования промышленного изделия
41-42 Фотофиксация элементов промышленного изделия
43-44 Подготовка материалов для презентации проекта
45-48 Создание презентации
Кейс «Механическое устройство» (20 часов)
49-50 Введение: демонстрация механизмов, диалог
51-52 Сборка механизмов
53-54 Демонстрация механизмов, сессия вопросов-ответов
55-56 Мозговой штурм
57-58 Выбор идей. Эскизирование
59-60 3D-моделирование
61-62 3D-моделирование, сбор материалов для презентации
63-64 Рендеринг
65-66 Создание презентации, подготовка защиты
67-68 Защита проектов
69-70 Итоговое занятие
Всего часов

Количество
4
4
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
70

6 – 7 класс
№
Название раздела, темы
урока
Кейс «Проектируем идеальное VR-устройство» (34 часа)
Блок 1 «Сборка собственной VR-гарнитуры» (18 часов)
Знакомство с VR/AR-технологиями. Тестирование устройства, установка приложений, анализ принципов работы, выявление
1-2
ключевых характеристик
Изучение и выявление принципов работы VR-контроллеров и шлема виртуальной реальности. Информации о других VR3-4
устройствах. Поиск необходимых схем и способов для сборки устройств. Выбор материала и конструкции для собственной

Количество
часов

2
2

№

Название раздела, темы

Количество

гарнитуры, подготовка к сборке устройства
Чертеж собственной гарнитуры
Сборка собственной гарнитуры, вырезание необходимых деталей
Дизайн устройства
Тестирование и доработка прототипа
Работа с картой пользовательского опыта: выявление проблем, с которыми можно столкнуться при использовании VR13-14 технологий. Фокусировка на одной из них. Анализ и оценка существующих решений проблемы. Генерация идей для решения
этих проблем. Описание нескольких идей, экспресс-эскизы. Мини-презентации идей и выбор лучших в проработку
15-16 Изучение понятия «перспектива», окружности в перспективе, штриховки, светотени, падающей тени
Изучение светотени и падающей тени на примере фигур. Построение быстрого эскиза фигуры в перспективе, передача объё17-18
ма с помощью карандаша. Техника рисования маркерами
Блок 2. «Трехмерное моделирование «идеального» VR-устройства» (16 часов)
19-24 Освоение навыков работы в ПО для трёхмерного проектирования (на выбор – Rhinoceros 3D, Autodesk Fusion 360)
25-28 3D-моделирование разрабатываемого устройства
29-30 Фотореалистичная визуализация 3D-модели. Рендер (KeyShot, Autodesk Vred)
Подготовка графических материалов для презентации проекта (фото, видео, инфографика). Освоение навыков вёрстки пре31-32
зентации
33-34 Представление проектов перед другими обучающимися. Публичная презентация и защита проектов
Кейс «Разработка VR/AR-приложения» (34 часов)
Блок 3 «Получение навыков полигонального моделирования и знаний о программных средах для сборки VR/AR-приложений» (16 часов)
Технологии дополненной и смешанной реальности. Тестирование существующих AR-приложений, определение принципов
35-36
работы технологии
37-38 Инструменты для создания приложений. Интерфейс 3D-редактора для создания полигональной 3D-модели
39-42 Работа в 3D-редакторе: разбор функционала и отработка базовых навыков
43-44 Обзор и работа с бесплатными репозиториями полигональных 3D-моделей
45-46 Функционал платформ для разработки VR/AR-приложений
47-48 Платформы разработки: создание алгоритмов приложения
49-50 Выявление ключевых требований к разработке GUI – графических интерфейсов приложений
Блок 4 «Разработка собственного приложения с дополненной или виртуальной реальностью» (18 часов)
51-52 Выявление пользовательской проблемы, которую способно решить приложение
53-54 Деление на команды, предварительное распределение ролей. Предпроектное исследование
55-56 Распределение ролей в команде, определение цели и задач работы каждого Разработка сценария приложения: механика
5-6
7-8
9-10
11-12

2
2
2
2
2
2
2
6
4
2
2
2

2
2
4
2
2
2
2
2
2
2

№

Название раздела, темы
взаимодействия, функционал, примерный вид интерфейса
57-62 Разработка VR/AR-приложения в соответствии со сценарием
63-64 Сбор обратной связи от потенциальных пользователей приложения
Доработка приложения, учитывая обратную связь пользователя. В зависимости от роли в команде: подготовка графических
65-66
материалов для презентации проекта (фото, видео, инфографика).
67-68 Представление проектов перед другими обучающимися. Публичная презентация и защита проектов
69-70 Итоговое занятие
Всего часов

Количество
6
2
2
2
2
70

8 класс
№
Название раздела, темы
урока
1
Вводное занятие «Меняя мир». Техника безопасности
Введение в геоинформационные технологии. Кейс «Современные карты, или как описать Землю?» (4 часа)
2
Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт.
Векторные данные на картах. Знакомство с Веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайн3
сервисами
4
Свет и цвет. Роль цвета на карте. Как заставить цвет работать на себя?
5
Создание и публикация собственной карты.
Кейс «Глобальное позиционирование «Найди себя на земном шаре» (2 часа)
6
Системы глобального позиционирования.
7
Применение спутников для позиционирования.
Фотографии и панорамы (5 часов)
8
История фотографии. Фотография как способ изучения окружающего мира.
9
Характеристики фотоаппаратов. Получение качественного фотоснимка.
Создание сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам раз10
личной аппаратурой (камеры смартфонов без штативов, цифровые фотоаппараты со штативами и т. д.).
11-12 Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам.
Аэрофотосъёмка. Кейс «Для чего на самом деле нужен беспилотный летательный аппарат?» (15 часов)
13
Фотограмметрия и её влияние на современный мир.
14
Сценарии съёмки объектов для последующего построения их в трёхмерном виде.
15-16 Принцип построения трёхмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО – Agisoft PhotoScan или

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2

№

Название раздела, темы

аналогичном. Обработка отснятого материала.
17
Беспилотник в геоинформатике. Устройство и применение дрона.
18
Технические особенности БПЛА.
19-21 Пилотирование БПЛА.
22-24 Использование беспилотника для съёмки местности.
25
Возникающие проблемы при создании 3D-моделей. Способы редактирования трёхмерных моделей.
26
Технологии прототипирования. Устройства для воссоздания трёхмерных моделей. Работа с 3D-принтером.
27
Физические и химические свойства пластика для 3D-принтера. Печать трёхмерной модели школы.
Кейс «Изменение среды вокруг школы» (5часов)
28
Работа в ПО для ручного трёхмерного моделирования – SketchUp
29-31 Экспортирование трёхмерных файлов. Проектирование собственной сцены.
32
Печать модели на 3D-принтере. Оформление трёхмерной вещественной модели.
33
Подготовка защиты проекта.
34
Защита проектов.
35
Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Планы по доработке.
Всего часов

Количество
1
1
3
3
1
1
1
1
3
1
1
1
1
35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».