Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Вновь-Юрмытская СОШ" СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ "Вновь-Юрмытская СОШ" _____________ Кузнецова Н.А. Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. _______________Мурашкина Н.П. Приказ № 3008-2 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика» для обучающихся 1-3 классов с. Вновь-Юрмытское, 2024 .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изучение предмета «Информатика» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся. На изучение предмета «Информатика» в рабочей программе берётся 34 учебных часа, 1 час в неделю. Цель и задачи учебного предмета «Информатика» Цель начального образования по информатике как фундамента последующего образования — сформировать у учащихся систему понятий об информатике и информационных технологиях, комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, развитие познавательных умений (работа с информацией, с учебными моделями, умение использовать различные схемы решения, умение выполнять сравнения, анализ текста, обобщать, классифицировать, и так далее), развитие регулятивных способностей, то есть способностей управлять своей деятельностью, осуществлять за ней контроль и корректировать её, проявлять инициативу и самостоятельность; развитие коммуникативных способностей, то есть речевой деятельности и навыков сотрудничества. Перед преподаванием курса информатики поставлены следующие задачи: - формировать УУД и элементы информационной культуры (умение работать с информацией); - формировать умения видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода; - формировать умения работать с электронными документами; - формировать начальные навыки использования компьютерной техники для решения учебных задач. Основной задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТкомпетентности); научить детей работать с информацией, в том числе с помощью компьютера. Для этого необходимо уже в начальной школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с информационными объектами необходимые действия с помощью компьютера. Первый год обучения Дата № урока Ж Тема занятия Федеральный компонент ЦО Ф 1 четверть (9 часов) Наш компьютер – верный друг 1 1. 2. 2 3. 3 4. 4 5. 5 6. 6 7 7. Здравствуй класс компьютерный. Правила поведения в кабинете информатики. Наш компьютер – верный друг Введение понятий: - правила поведения в кабинете информатики Введение понятий: - закрепить знания правил поведения Компьютер – Введение понятий: электронная - обобщить представления о машина разных видах машин – механических, электрических, электронных - дать общее определение ПК Основные Введение понятий: устройства - познакомить с основными компьютера устройствами ПК Монитор - монитор, его назначение и устройство Системный блок Введение понятий: - системный блок, его назначение и устройство Клавиатура Введение понятий: - сформировать представление о назначении клавиатуры - составные части предмета - пропедевтика понятия «алгоритм» 1 четверть (9 часов) Наш компьютер – верный друг Первое знакомство с ПК Рабочее место у ПК Освоение клавиатуры Учить распознавать вид машин по основным признакам Мышь Учить распознавать тип машин по основным признакам Введение понятий: - назначение и применение устройство ввода информации типа мышь - формировать интерес к урокам информатики; - воспитывать бережное отношение к компьютерной технике - расширять словарный запас Развивать навык печати с помощью клавиатуры - развивать способность сравнивать предметы по различным признакам Учить вводить буквы с клавиатуры по определённым правилам - формировать интерес к урокам информатики; - воспитывать бережное отношение Оборудование урока Игровые упражнения Дидактические игры Учебник 3-6 МЛ «Правила поведения в кабинете информатики» Учебник 7-8 Тетрадь №4 МЛ «Применение компьютера» Учебник 9-10 Тетрадь №1,2,3 МЛ «Применение компьютера» Учебник 11-15 Тетрадь № 5,6 МЛ «Компьютер и его основные устройства» Учебник 16 Тетрадь № 8 11 Учебник 19,20 Тетрадь № 1214,20 МЛ «Компьютер и его основные устройства» Учебник 19-20 Тетрадь №7, 15,19 МЛ «Мышь. Пиктограммы» ТР «Мышь» МЛ «Клавиатура, работа на клавиатуре» 8. Указатели и стрелка. Щелчок, двойной щелчок 9. Чему мы научились. Обобщающий урок 8 9 1 Введение понятий: - совершенствовать знания об ПК - выявление закономерностей в последовательностях объектов Введение понятий: - закрепить знания об основных устройствах ПК - повторить правила поведения в компьютерном классе II четверть «Поиграем, порисуем» (7 часов) 10. В мире красок (Чем мы можем рисовать) Введение понятий: - обобщить знания о способах создания рисунков - компьютерное рисование 11. Раскрашивание. Контуры. Введение понятий: - контур, замкнутый контур - повторить сведения о приёмах рисования 12. Пиктограммы. Конструкторы. Введение понятий: - пиктограмма Обобщить знания о конструировании и его роли в жизни людей Введение понятий: -расширять представления о компьютерном конструкторе - отличительные особенности геометрических фигур из набора конструктора Введение понятий: - 2 3 13. Конструирование. 4 14. Клавиатурный тренажёр - закреплять умения работать с мышкой - познакомить с приёмом двойного щелчка и перетаскивания мышью - совершенствовать умения работать с клавиатурой и мышкой - - получение дополнительных цветов при рисовании - закреплять навыки работы с мышью - приёмы раскрашивания рисунка на экране ПК - формировать навыки работы с графическими объектами ПК к компьютерной технике - расширять словарный запас - формировать коммуникативные умения - совершенствовать пространственную координацию - расширять кругозор - развивать произвольное внимание - развивать логическое мышление - развивать мелкую моторику рук - совершенствовать навыки пространственной ориентации - совершенствовать координацию движения мелких мышц руки - закреплять навыки работы с мышью Учебник 21-23 Тетрадь № 16,18,21 ТР «Мышь» Учебник 23-24 Тетрадь № 17 ТР «Мышь» ТР «Работа на клавиатуре» Учебник 25-28 Тетрадь № 22 МЛ «Графика» Игра «Головоломка» Учебник 28-32 Тетрадь № 24,29 МЛ «Раскрашивание компьютерных рисунков» Обучающая программа «Раскрашивание компьютерных рисунков» МЛ «Мышь. Пиктограммы» Учебник 32-37 Тетрадь № 24,28 Учебник 37-38 Тетрадь № 30 МЛ «Конструирование» Обучающая программа «Конструирование» Учебник 38-39 Тетрадь № 31 МЛ «Клавиатура, работа на клавиатуре» ТР «Работа на клавиатуре» Обучающая программа «Гимнастика для рук» Учебник 40-42 Тетрадь № 25,27 ТР «Работа на клавиатуре» Обучающая программа 5 6 II четверть «Поиграем, порисуем» (7 часов) 15. Как работать с Введение понятий: клавиатурным тренажёром? - отработка навыка правильной постановки рук при вводе текста - формировать понимание важности приёмов, позволяющих 16. Чему мы научились? Введение понятий: 7 № урока Дата Ж - познакомить с комплексом гимнастических упражнений для рук - совершенствовать навыки работы с клавиатурой - закрепить навыки работы с графическим редактором - совершенствовать навыки ввода текста с помощью клавиатуры Тема занятия Ф III четверть «Мир, в котором мы живём» (10 часов) 1 - развивать речь и пополнять словарный запас - развивать речь, внимание, память путём выполнения заданий «Гимнастика для рук» Учебник 41-42 Тетрадь № 23,25-27 Задания из раздела «Информационные технологии» Оборудование урока Игровые упражнения Дидактические игры Учебник 43-45 Тетрадь № 32-35 МЛ «Информация вокруг нас» МЛ «Понятие информации» ТР «Работа на клавиатуре» МЛ «Как мы получаем информацию» МЛ «Органы чувств и виды информации» Задания из раздела «Информационные технологии» работа с мышью 17. Информация в нашей жизни Введение понятий: - информация на основе примеров их жизни -показать роль и место информации в жизни человека - совершенствовать навыки работы с клавиатурой - 18. Как мы получаем информацию Введение понятий: - сформировать представление о механизме получения информации из окружающего мира человеком - вспомнить систему органов чувств человека - ввести классификацию видов информации - показать возможные достоинства и недостатки при получении информации разными органами чувств Введение понятий: - формировать представления о способах передачи информации - показать роль букв и цифр в процессе передачи информации Введение понятий: - совершенствовать навыки работы с мышью Учебник 46-48 Тетрадь № 38,41,42 - совершенствовать приём перетаскивания объекта на экране с помощью мышки Учебник 50-53 Тетрадь № 44,46,47 2 19. Способы передачи информации 3 4 сохранить здоровье при работе за ПК - развивать творческое воображение путём компьютерного конструктора 20. В мире - совершенствовать приёмы МЛ « Способы представления и передачи информации» Обучающая программа «Игры с буквами, словами и цифрами» информации № урока Дата Ж - формировать представление об информационной картине мира - информация, способы получения и передачи управления ПК с помощью мыши Тема занятия Ф III четверть «Мир, в котором мы живём» (10 часов) 5 21. Суждение: истинное и ложное Введение понятий: - формировать представление о суждениях и их видах, истинности и ложности суждений - показать роль суждений в оценке различных ситуаций 22. Сопоставление. Введение понятий: - сформировать представление об одном из способов обработки информации - сопоставлении Введение понятий: - познакомить с причинноследственными связями 6 23. Причины и следствия 7 - учить определять истинность суждений - совершенствовать навыки распознания и обработки информации разного вида - совершенствовать приёмы управления ПК с помощью мыши - учить приёмам сопоставления объектов и явлений - учить на основе какойлибо причины выстраивать цепочки событий, ведущих к определённому результату - совершенствовать приёмы работы за ПК с обучающими программами III четверть «Мир, в котором мы живём» (10 часов) 8 24. Как человек усваивает информацию Введение понятий: - закрепить знания о методах усвоения информации - развивать логическое мышление - формировать интерес к урокам информатики; - воспитывать бережное отношение к компьютерной технике - расширять словарный запас - отрабатывать навыки сопоставления разных предметов и явлений - учить выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире - совершенствовать навыки быстрой печати с помощью клавиатуры - развивать логическое мышление - развивать внимание, мышление, речь Учебник 45,49,50 Тетрадь № 37,39,43,45 МЛ «Органы чувств и виды информации» Обучающая программа «Игры с буквами, словами и цифрами» Оборудование урока Игровые упражнения Дидактические игры Учебник 56-59 Тетрадь № 48-53 МЛ «Элементы логики» Обучающая программа «Истинность и ложность суждений» Учебник 60-63 Тетрадь № 54-56 МЛ «Элементы логики» Обучающая программа «Сопоставление» Учебник 63-66 Тетрадь № 59-62 Обучающая программа «Истинность и ложность суждений. Сопоставление» Учебник 45,58,62 Тетрадь № 40,57 ТР «Работа на клавиатуре» 25. Множества. Введение понятий: - множество, элементы множества 26. Чему научились Введение понятий: - закрепить знания об информации, способах её получения и передачи, усвоения, множествах и его элементах 9 10 - учить находить множества по определённым признакам его элементов - совершенствовать навыки быстрой печати с помощью мыши - закрепить навыки управления компьютерными программами IV «Исполнители и системы команд» (8 часов) 1 2 27. Правила в жизни человека Введение понятий: - формировать представление о правилах, их роли в жизни людей 28. Правила в жизни человека Введение понятий: - совершенствовать представления о правилах на основе жизненного опыта Введение понятий: - сформировать представление о том, что такое план - показать важность последовательности выполнения действий плана Введение понятий: - формировать представления о различных возможностях ПК 29. План 3 30. Головоломки 4 31. Исполнитель 5 Введение понятий: - сформировать представления о разных исполнителях и их роли в процессе выполнения заданий - познакомить с понятие «система команд исполнителя» - учить формулировать разные правила - совершенствовать навыки быстрой печати с помощью клавиатуры - формировать правильную постановку рук при работе с клавиатурой - формировать практические навыки работы с планом - совершенствовать навыки управления компьютерной программы «Головоломка» - закреплять навыки выполнения заданий по плану - совершенствовать навыки организации рабочего места на примере создания из бумаги павлина - изучить приёмы работы - совершенствовать навыки ориентирования на плоскости - развивать творческое мышление, сообразительность, самостоятельность Учебник 67-69 Тетрадь № 63-65 МЛ «Множества» Обучающая программа «Множества» Учебник 45,46 Тетрадь № 66 Обучающая программа «Игры с буквами, словами и цифрами» Обучающая программа ««Истинность и ложность суждений. Сопоставление» «Множества» Учебник 70-71 Тетрадь № 67-70 МЛ «План и правила» ТР «Работа на клавиатуре» Учебник 71-73 Тетрадь № 71,73 ТР «Работа на клавиатуре» Учебник 73-75 Тетрадь № 76-77 МЛ «План и правила» Игра «Головоломка» Учебник 75 Тетрадь №7475,78 Обучающая программа «Конструктор» Учебник 76-77 Тетрадь № 79-82 МЛ «Пример исполнителя» Развивающая игра «Исполнитель. Транспортёр» IV «Исполнители и системы команд» (8 часов) 32. Исполнитель 6 33. Чему мы научились 7 34. Итоговый урок «В мире информатики» 8 - развивать логическое мышление, умение ориентироваться анна плоскости - развивать сообразительность, любознательность, алгоритмическое мышление, внимание память, речь Введение понятий: - совершенствовать знания о принципах работы исполнителя - познакомить с элементами алгоритмизации Введение понятий: - закрепить навыки - совершенствовать знания и компьютерного представления о правилах в конструирования жизни человека, об исполнителях, системе команд исполнителя - вспомнить основные темы занятий, закрепить полученные знания и представления - закрепить навыки управления ПК Учебник 78 Тетрадь № 83-86 МЛ «Исполнитель» Развивающая игра «Исполнитель. Транспортёр Тетрадь № 86 Игра «Головоломка» Развивающая игра «Исполнитель. Транспортёр Второй год обучения № ур Тема урока 1 3 Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности. Системный блок. 4 Принтер. 5 Информационные технологии. Информация и органы чувств. 2 6 Дата ж ф ГОСт - повторение правил поведения; - ТБ - уметь использовать правила Тб на практике - введение понятия « персональный компьютер», «винчестер», «дискета», «дисковод», - устройство и назначение системного блока, принтера - повторить понятие «информация»; - способы получения информации, виды информации и способы передачи и сохранения информации - уметь правильно находить и использовать все устройства ПК, - учить практически м способам получения, передачи информации, - практические упражнения по поиску, передачи и сохранению информации на электронных носителях; - формирование - развивать представления об информационной картине окружающего мира; - формировать представления о роли информационных технологий в общественных профессиях; - развитие логического и композиционного мышления; - развитие интеллектуального мышления; - развитее представлений об информационной картине окружающего мира; - формирование представлений о возможности применения информационных технологий при выборе будущей профессии (художник, Практическая часть Диагностика контроль - просмотр слайд – диагностика фильма уровня - работа с мышью остаточных знаний по ТБ (15 мин – Ур.2) - просмотр слайд – фильма - клавиатурный тренажёр - просмотр слайд – фильма - графика (головоломки) креативной деятельности на ПК; - компьютерные игры: Графический редактор. Рисование. - повторение понятия «ГР – Paint», «палитра», - научить использовать инструменты, команды, правильно применять простейшие приёмы рисования 9 Обобщение. - повторение изученного на уроках - применение на практике отработанных приёмов работы с ПК 10 Графический редактор. Рисование. Цвета. - повторение понятия «ГР – Paint», «палитра», - знакомство с основными приёмами рисования, инструменты рисования 12 13 14 15 Текстовый редактор. 16 Обобщение. - познакомить с понятием «текстовый редактор» WordPad, - виды информации: текстовая - познакомить с составными частями окна текстового редактора - повторение изученного на уроках - научить использовать инструменты, команды, правильно применять простейшие приёмы рисования - уметь использовать команду «правка» - научить создавать тексты, выполнять различные действия с документом – копирование, вырезание фрагмента, сохранение, изменение шрифта, форматирование и т. п. - применение на практике отработанных приёмов работы с ПК 17 Простейшие информационные модели. 7 8 11 18 - ввести понятия «графическая и числовая информация» - научить приводить примеры графической и числовой информации, - выполнять упражнении представленные в чертёжник-конструктор); -развитие внимания, памяти, воображения, мышления - развитие алгоритмического - расширять представления об информационной картине мира; - формирование представлений о роли и месте информационных технологий в трудовых процессах; - развитие способностей к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде - формировать и дополнять представления об информационной картине окружающего мира; - формировать представления о роли информационных технологий в общественных профессиях; - развитие логического и композиционного мышления; - раскрашивание компьютерных рисунков - создание поздравительной открытки, визитки - клавиатурный тренажёр -конструирование программный тест (20 мин – Ур. 9) - работа с графическим редактором (Paint) – конструирование афиши, поздравительной открытки и т. п. - введение текста, сохранение текста на дискетке, перенос с одного ПК ни другой. - клавиатурный тренажёр - гимнастика для рук - виды информации (слайд – фильм) - упражнения на вычленение нужных типов информации программный тест (20 мин – Ур. 16) - диагностика уровня развития логического мышления (спец. тренинг различных информационных моделях - научить решать задачи с помощью сопоставления; - отрабатывать умение проводить классификацию и обобщение предметов или явлений - научить простейшим приёмам построения таблиц и размещения информации в них – 10 мин) 19 20 21 Логика. (решение задач с использование сопоставлений) - повторение понятия «сопоставление - сравнение свойств предметов или явлений между собой»; - логика – решение задач 22 Представление информации в виде таблиц. - знакомство с понятием «таблица» 23 24 25 26 Множество. Его элементы. Сравнение множеств. Операции над множествами. - научить на практике выполнять операции с различными множествами, - 27 Обобщение. - повторение понятий по теме «множество», - элемент мн-ва, признак мнва, логические операции с множествами – объединение, пересечение - повторение изученного на уроках - применение на практике отработанных приёмов работы с ПК - практические упражнения 28 Модель - ввести понятие «модель упрощённое подобие настоящего предмета» - - просмотр слайд – фильма по теме 29 30 31 Алгоритм - знакомство с понятиями – «алгоритм – задание состоящее из команд, выполнение которых приводит к достижению цели», - способы представления - научить из множества изображений выбирать модели; - по модели определять предмет - научить описанию команд, составлению простых алгоритмов, -научить отличать различные типы алгоритмов - построение таблиц различного вида - заполнение таблиц конкретными данными - множество (практические действия с множествами) - просмотр слайд – фильма по теме - составление различных алгоритмов программный тест (20 мин – Ур. 27) 32 33 Исполнители и системы их команд 34 Обобщение. алгоритмов (словесный графический, блок – схема, линейный) - знакомство с понятием «исполнитель – устройство или живое существо, которое выполняет составленный по определённым правилам алгоритм» - повторение изученного на уроках - научить приводить примеры различных исполнителей - учить составлять алгоритмы (систему команд) для исполнителя - применение на практике отработанных приёмов работы с ПК - просмотр слайд – фильма - выполнение практических действий в роли исполнителя - выполнение зачетной формы программный тест (30 мин – Ур. 34) Третий год обучения № урока 1 2 3-5 6 Дата Ж Ф Тема урока Компьютер Персональный компьютер. Компьютер Устройства хранения информации. Компьютер Как работать с компьютерными программами. Практическое занятие с элементами проверки по теме «Компьютер Введение понятий: - системный блок - процессор - память, оперативная память Введение понятий: - жесткий диск - дисковод - дискета - файл и папка Введение понятий: - курсор - пиктограмма Повторение правил поведения в кабинете информатики. Отработка умения показывать все устройства компьютера. Изучение видов памяти ПК. Выявление их достоинств и недостатков. Отработка умений пользоваться дискетой и дисководом. Отработка умения задавать файлу имя, нахождение файла по заданному имени. Назначение курсора. Управление курсором. Умение определять указатели мыши. Использование пиктограмм в обычной жизни. Упражнения в загрузке, запуске и выполнении программ. Выход из программы. - выполнение различных упражнение с целью отработки практических навыков. - текущая проверка теоретических знаний по пройденной теме (тестовый контроль – 10 минут). 7 8 9 10-12 13 14-16 17-19 20 21 22-24 Информационные технологии Графический редактор Информационные технологии Графический редактор Информационные технологии Графический редактор Введение понятий: - растровый ГР - векторный ГР - пиксель Введение понятий: - инструменты - палитра - основной и фоновый цвет Введение понятий: - сетка Отработка умений пользоваться инструментами, командами и простейшими приёмами рисования Отработка умений пользоваться инструментами, командами и простейшими приёмами рисования Упражнения в создании рисунков по сетке. Введение понятий: Основные приёмы работы с ТР. - окно редактора Стандартные клавиши для ТР Введение понятий: Основные приёмы перевода с языка на язык. - верхний регистр Ввод и видоизменение текста, исправление ошибок. - пробел - курсор Введение понятий: Основные операции при работе с текстом. Информационные технологии блок текста Практические упражнения для отработки навыка. Графический редактор - фрагмент - буфер обмена - область выделения Введение понятий: Практическое освоение программы «Калькулятор». Информационные технологии - калькулятор ПК Компьютерный калькулятор - управляющие кнопки - свернуть окно - закрыть окно Формирование понятий: Вычисления с помощью программы «калькулятор» Информационные технологии - калькулятор ПК Дополнительные возможности Компьютерный калькулятор - управляющие кнопки - свернуть окно - закрыть окно Практическое занятие с элементами проверки по теме «Информационные технологии» - выполнение различных упражнение с целью отработки практических навыков. - текущая проверка теоретических знаний по пройденной теме (тестовый контроль – 10 минут). Установление взаимосвязи между каналами получения Информационные процессы и Введение понятий: - зрительная информации, видами и органами чувств. информация Органы чувств как каналы -слуховая получения информации -тактильная - осязательная -обонятельная Информационные технологии Текстовый редактор Информационные технологии Текстовый редактор 25-27 28-29 30 31 32 33 34 Информационные процессы и информация Логика. Суждение Информационные процессы и информация Множества Информационные процессы и информация Модель. Виды моделей Информационные процессы и информация Алгоритм. Введение понятий: - суждение - слова – кванторы - истинное, ложное, неопределенное Введение понятий: - множество - элемент множества - свойства множества Введение понятий: - материальная модель - информационная - графическая Введение понятий: - алгоритм - команда - способы представления алгоритма Введение понятий: - линейный алгоритм - блок - схема Введение понятий: - исполнитель Основные приёмы записи суждений. Использование слов – кванторов. Упражнения на определения элементов множеств. Отработка схематического изображения множеств и их свойств. Упражнение в определении моделей Конструирование моделей Упражнение в составлении простейших алгоритмов Информационные процессы и Упражнение в составлении линейных алгоритмов информация Линейный алгоритм Упражнение в определении исполнителя для конкретного Информационные процессы и алгоритма информация Алгоритм. Исполнитель. Практическое занятие с элементами проверки по теме «Информационные процессы и информация» - выполнение различных упражнение с целью отработки практических навыков. - текущая проверка теоретических знаний по пройденной теме (тестовый контроль – 10 минут