Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа " СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО естественноматематического цикла И.о. директора ________________________ Сосновских В.С. Приказ № 3008-3 ________________________ от «30» августа2023 г. Койнова О.Н. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Занимательная зоология» для обучающихся 7 класса с. Вновь-Юрмытское 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по занимательной зоологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания. Программа по занимательной золоогии направлена на формирование естественно-научной грамотности обучающихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе по занимательной зоологии учитываются возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования. В программе по занимательной зоологии определяются основные цели изучения биологии на уровне основного общего образования, планируемые результаты освоения программы по биологии: личностные, метапредметные, предметные. Биология развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях. Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни. Цели и результаты деятельности в 7 классе: систематизация знаний о животном мире, как неотъемлемой части природного равновесия на основе расширенного изучения курса "Животные"; расширение и углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлении к изменчивым условиям природной среды; развитие практических навыков работы с учебным оборудованием кабинета биологии (световым микроскопом, микропрепаратами), (создание презентаций); воспитание бережного отношения к ресурсам животного мира. Программа направлена раскрыть и развить творческие способности учащихся, целью которой является формирование поисковоисследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся. Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной Ведение занятий «Занимательная зоология» способна эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение экологических знаний учеников, повышение культуры поведения на природе. Особое значение имеют изучение охраняемых животных для формирования у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней. Занятия по программе включают теоретические и практические модули. Деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Для контроля и оценки результатов освоения данной программы происходит через выполнение практических работ, групповых проектов. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы будет способствовать формированию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. Программа по занимательной зоологии позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний предметов естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний учащихся о здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих. Программа курса позволит учащимся расширить знания по зоологии, экологии человека, развить творческие способности, сформировать практическую деятельность в изучаемых областях знаний. Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социальнотворческая и общественно-полезная практика. Важной формой занятий являются экскурсии на природу, где дети напрямую знакомятся с процессами в окружающей среде. Беседы о природе знакомят школьников в доступной им форме с особенностями природных явлений, его видами. Все это направлено на развитие познавательного интереса детей. Изучение основ ухода за домашними животными способствует формированию у школьников ответственности за тех, кого приручили. Формы учебной деятельности: беседа, интерактивная лекция, групповые и индивидуальные исследования, проектные работы, самостоятельная работа, доклад, выступление, дискуссия, полемика, дебаты, диспут. Учащиеся активно участвуют в разговоре, задают вопросы. Работа с литературой. Большое значение имеет работа над оформлением сообщений, докладов, альбомов, презентаций, эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности Общее число часов, отведенных для изучения занимательной зоологии составляет 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Программа разработана на основе УМК Пономарева И.Н. и др., содержащего программу и учебник Биология, 7 класс/ Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.; под редакцией Бабенко В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Тема 1. Общие сведения о животном мире Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистемы. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира. Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных. Краткая история развития зоологии. Тема 2. Строение тела животных Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма, особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма. Ученик научиться: -распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, -объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных Ученик получит возможность научиться: -сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) -делать выводы на основе сравнения. Выявить сходство и различие в строении животной и растительной клеток. Устанавливать взаимосвязь строения животной клетки с типом питания Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами. Называть типы тканей животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Характеризовать органы и системы органов животных. Приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме. Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных. Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование. Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы. Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных. Болезнетворные паразит. простейшие: Предупреждение дизентерийная заражения амеба, дизентирийной малярийный амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Значение простейших в природе и жизни человека. Ученик научиться: -определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация- находить отличия простейших от многоклеточных -распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими; Ученик получит возможность научиться -сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой; -изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты Лабораторная работа №1 «Строение и передвижение инфузории туфельки». Наблюдать простейших под микроскопом. Фиксировать результаты наблюдений. Обобщать их, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Тема 4. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе. Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Ученик научится: -распознавать представителей данного типа на рис. учебника и табл. -применять знания о строении и жизнедеятельности кишечнополостных для сохранения здоровья человека Ученик получит возможность научиться: -сравнивать кишечнополостных с одноклеточными, находит черты сходства и отличия -характеризовать черты многоклеточных животных; особенности строения и процессов жизнедеятельности Микроскоп, микропрепараты (внутреннее строение гидры) Тема 5. Тип Плоские черви, Круглые, Кольчатые черви Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих паразитических червей. Среда обитания червей. Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация. Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных. Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека. Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах. Значение червей и их место в истории развития животного мира Ученик научиться: -понимать основные признаки плоских, круглых и кольчатых червей; черты приспособленности, значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека, строение и жизнедеятельности организмов для борьбы паразитами; -соблюдать правила профилактики заражения гельминтозами. Ученик получит возможность научиться: -сравнивать особенности строения и процессов жизнедеятельности. -доказывать роль охраны природных сообществ в сохранении биоразнообразия. Лабораторная работа №2 « Изучение внешнего строения дождевого червя, его передвижение, раздражимость» Тема 6. Тип Моллюски Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины. Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение. Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение. Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение Ученик научиться: -определять отличительные признаки классов типа моллюски; особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. -распознавать представителей данного типа на рис. учебника и табл. -применять знания о строении и жизнедеятельности для создания спец. морского хозяйства. Ученик получит возможность научиться: -применять знания о строении и жизнедеятельности для создания спец. морского хозяйства. -сравнивать представителей данного типа. -доказывать происхождение моллюсков; обосновывает значение моллюсков в природе и жизнедеятельности человека Лабораторная работа №3«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» Тема 7. Тип Членистоногие Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук- крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах. Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека. Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека. Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомымивредителями. Охрана насекомых Ученик научиться: -определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация основные классы, отряды типа, основных представителей классов; -распознавать и описывать: представителей данного типа на рис. учебника и таблицах; -выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Ученик получит возможность научиться: -сравнивать и выявляет черты сходства и различия классов и видов членистоногих; -доказывать происхождения типа от кольчатых червей. Лабораторная работа №4 «Внешнее строение насекомого» Тема 8. Тип хордовых. Бесчерепные. Надкласс Рыбы. Краткая характеристика типа хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника. Подтип Черепные. Рыбы. Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению. Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания. Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами. Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. Вымершие земноводные. Происхождение земноводных. Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека. Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. пресмыкающихся. Охрана пресмыкающихся.Разнообразие Причины их вымирания. древних Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. Тема 11. Класс Птицы Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц. Происхождение Многообразие Килегрудые птиц птиц. птицы. от древних Страусовые пресмыкающихся. (бескилевые) Распространение. Археоптерикс. птицы. Особенности Пингвины. строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охран Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. Лабораторная работа №6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» Лабораторная работа № 7 «Строение скелета птицы». Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие. Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы. Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные. Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих Лабораторная работа №8 «Строение скелета млекопитающих» Тема 13. Развитие животного мира на земле. Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. Ученик научиться: -объяснять: роль необходимость защиты окружающей среды, рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; -показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические; - доказательства эволюции; причины эволюции по Дарвину; результаты эволюции. Ученик получит возможность научиться: -получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных, -доказательствах причинах эволюции животных из различных источников. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ЗООЛОГИИ Освоение учебного предмета «Занимательная зоология» на уровне основного общего образования должно обеспечить достижение следующих обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего образования руководствоваться должны системой отражать позитивных готовность ценностных обучающихся ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: знания основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; реализации установок здорового образа жизни; сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам; сформированности личностных представлений о ценности природы, осознание значимости иобщности глобальных проблем человечества; сформированности уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия; сформированности ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; развития сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; сформированности коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы по занимательной зоологии основного общего образования, должны отражать овладение следующими универсальными учебными действиями: Регулятивные УУД: -умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном; — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; -овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Познавательные УУД: - умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно- популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач - умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках Коммуникативные УУД: -умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметными результатами изучения предмета «Занимательная зоология» являются следующие умения: - усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; - формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях; - овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; - объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; Требования к уровню подготовки обучающихся: В результате изучения предмета «Занимательная зоология» обучающийся должен: Знать/понимать: - основные систематические категории, царств живой природы, типов, классов и отрядов животных; - строение, функции клеток животных; - строение и жизнедеятельность животных разных систематических групп; -особенности питания автотрофных организмов и гетеротрофных; -размножение, рост, развитие животных разных систематических групп; -среды обитания организмов, экологические факторы. Уметь: - распознавать на рисунках и таблицах различных представителей царства Животные, их органы, ткани, клетку; - работать со схемами и таблицами, иллюстрирующими особенности организмов и процессы, происходящие в них; - приводить примеры различных представителей царства Животных; - освоить приёмы работы со световым микроскопом, знать правила оформления лабораторных работ; - освоить приёмы работы с определителями животных. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Практические работы 1. Общие сведения о животном мире 1 2. Строение тела животных 2 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные 3 4. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные 1 5. Тип Плоские черви, Круглые, Кольчатые черви 3 1 6. Тип Моллюски 4 1 7. Тип Членистоногие 4 1 8. Тип Хордовые. Черепные, или позвоночные. Надкласс Рыбы 3 1 9. Класс Земноводные или Амфибии 2 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии 2 11. Класс Птицы 4 2 12. Класс Млекопитающие, или Звери 3 1 13. Развитие животного мира на Земле 1 14. Резервное время 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 8 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Количество часов Тема урока Всего 1 Зоология-наука о животных. Животные и окружающая среда. 1 2 Строение животной клетки. Ткани, органы и системы органов. Типы симметрии 1 3 Рассматривание тканей животных под микроскопом. 1 4 5 6 7 8 Подцарство Простейшие, или Одноклеточные. Общая характеристика простейших. Тип саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Рассматривание амебы обыкновенной в микроскоп Эвглена зеленая? Растение или животное? Вольвокс – колониальный жгутиконосец. Рассматривание эвглены зелёной и вольвокса с помощью цифрового микроскопа. Тип Инфузории. Образ жизни и строение. Значение простейших. Лабораторная работа №1 «Строение и передвижение инфузории туфельки». Тип Кишечнополостные. Общая характеристика подцарства многоклеточные животные. Строение кишечнополостных (внутреннее строение гидры) Тип Плоские черви. Общая характеристика плоских червей. Практические работы Электронные цифровые образовательные ресурсы https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 1 1 1 1 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass https://www.yaklass.ru/p/biologia/7- Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Циклы развития паразитических плоских червей. 9 10 Тип Круглые черви. Общая характеристика круглых червей. Циклы развития паразитических круглых червей Тип Кольчатые черви. Общая характеристика и внешнее строение кольчатых червей. Л.Р. Лабораторная работа №2 « Изучение внешнего строения дождевого червя, его передвижение, раздражимость» klass https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 1 1 11 Тип Моллюски. Общая характеристика моллюсков. Образ жизни и строение моллюсков. 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 12 Класс Брюхоногие моллюски. Строение, роль в природе и значение для человека. 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 13 Класс Двустворчатые моллюски. Образ жизни и строение. Лабораторная работа №3«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» 14 Класс Головоногие моллюски. Многообразие моллюсков и их значение в природе и жизни человека 15 Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Разнообразие и значение ракообразных. 1 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 16 Класс Паукообразные. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека. 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 17 Класс Насекомые: строение и размножение насекомых. 1 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7- 18 19 Лабораторная работа №4 «Внешнее строение насекомого» klass Внутреннее строение насекомых. Типы развития насекомых (гербарный материал — типы развития насекомых). Важнейшие отряды насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека. https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass Общая характеристика хордовых. Бесчерепные. Общая характеристика. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» 1 1 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 20 Черепные, или позвоночные. Надкласс Рыбы. Внешнее строение рыб. 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 21 Внутреннее строение рыб. Особенности поведения рыб. Их размножение и развитие. 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 22 Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика. Среда обитания и строение земноводных. 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass Внутреннее строение земноводных. 23 24 Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика пресмыкающихся. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. 25 26 Общая характеристика птиц. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа №6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» 1 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 27 Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа №7 «Строение скелета птицы» 1 1 Внутреннее строение птиц. 28 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass Размножение и развитие птиц. 29 30 Общая характеристика и внешнее строение млекопитающих. Лабораторная работа №8 «Строение скелета млекопитающих» 1 Внутреннее строение млекопитающих. 31 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 32 Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 33 Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Развитие животного мира на Земле. 1 https://www.yaklass.ru/p/biologia/7klass 34 Резервный урок 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Биология, 7 класс/ Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.; под редакцией Бабенко В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://zooful.ru/ https://www.yaklass.ru/p/biologia/7-klass