внеурочка программа введение в мир профессий

Муниципальное казённое общеобразовательное
«Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель по УВР

и.о. директора

Е.Г. Деревнина

В.С. Сосновских_____

Протокол №1 от 29»августа 2023
г.

Приказ№3008-3 от «30»
августа 2023 г.

Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности

«Введение в мир профессий»
(для 5 класса)

с.Вновь-Юрмытское
2023г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА











Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорога в страну профессий»» в 5 классе составлена на основе:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
требований ФГОС ООО к внеурочной деятельности;
Примерной программы внеурочной деятельности (начального и основного общего образования) «Общеинтеллектуальное
направление».
авторской программы предпрофильной подготовки учащихся «В поисках своего призвания» Кудряшовой С.В.
учебного плана МКОУ СОШ № 2 на 2022 – 2023 учебный год;

Цель: помочь обучающимся правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире
профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда, и в результате
сформировать информационную готовность к профессиональному выбору.
Задачи:
 познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
 формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
 оказать помощь обучающимся в адекватном восприятии своих возможностей и способностей;
 научить обучающихся навыкам ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования;
 развивать познавательные способности и творческую активность обучающихся;
 формировать умение ориентироваться в мире профессий, умения работать с различными источниками информации ;
создать условия для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности,
способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека
«Введение в мир профессий» направлен на решение задач воспитания и социализации школьников:
В области формирования личной культуры:
 формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной,
социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования,
самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»:
 формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать

собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных
норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
 развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
 развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в
решении общих проблем;
 укрепление доверия к другим людям;
 развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
В области формирования семейной культуры:
 формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям.

Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные)
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
 положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
 осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям,
уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь
людям, в том числе сверстникам;
 умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими
принципами;
У обучающегося могут быть сформированы:
 стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и
адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
 стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
 принимать(ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
 планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебнопознавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
 действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
 контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
 оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Обучающийся получит возможность научиться:
 оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
 ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
 проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
 адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях
и умениях.
Познавательные:
Обучающийся научится:
 осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
 осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры,
личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и
второстепенную информацию;
 применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации,
установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
 наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка,
схемы, таблицы;
 использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
 осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
 сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения
исследовательских задач, включая Интернет;
 обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в
изобразительную, схематическую, табличную);
 дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
 осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
 аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы,
адекватно использовать речевые средства для решения задач
общения;
 вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах,
осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других,
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Обучающийся получит возможность научиться:
 оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить
монологическую речь, вести диалог;
 планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять
способы их взаимодействия;
 проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
 уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради
общего дела; участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на
заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные:
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Введение в мир профессий» обучающийся должен
Знать:
Основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
предприятия и учреждения населенного пункта, района; основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:
Оперировать основными понятиями и категориями; рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
выполнять учебные проекты.
Формы проведения занятий













экскурсии;
чтение литературы;
просмотр фильмов;
поисковая деятельность;
исследовательская деятельность;
беседы с представителями различных профессий;
ролевые игры;
дидактические игры;
работа с семьей;
праздники;
изобразительная деятельность;
создание книг-самоделок.

На реализацию курса «Введение в мир профессий» в 5 классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМММЫ
№ п/п
1

Кол-во часов

Содержание

Введение

Тема

1

2

Профессии «Человек - человек»

7

3

Профессии «Человек художественный образ»

6

4

Профессии «Человек - техника»

7

5

5

6

Профессии «Человек – знаковая
система»
Профессии «Человек - природа»

7

Заключение

2

Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд»,
«профессия». Игра «Собери пословицу о труде». Презентация. Проблемная
ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о
некоторых профессиях.
Экскурсия в школьную библиотеку. Разминка. Кто такой учитель?
Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке».
Конкурс загадок на тему «Школа». Беседа о любимых воспитателях,
выявление главных их качеств. За что можно не любить воспитателя,
учителя, человека. От каких качеств надо избавляться с детства. Знакомство
с профессией врача. Беседа со школьным врачом. Пресс-конференция со
школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». Презентация
«Халат врача, аптечка». Беседы с представителями профессий. Экскурсия
на почту. Знакомство с профессией продавца
Знакомство с профессией архитектора, скульптора, строителя. Беседа о
предмете деятельности. Разминка «Восприятие информации на слух и её
запоминание». Знакомство с профессией пекаря. Экскурсия на пекарню.
Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара.
Познавательная игра «Русская хозяюшка». Урок-аукцион «Скатерть
самобранка». Беседы с представителями профессий.
Знакомство с профессией водителя. Устные рассказы детей об известных
им машинах. Маршрутная карта водителя. Игра «Запомни и воспроизведи!»
(на развитие моторной памяти). Знакомство с профессиями пожарного,
пилота, машиниста. Беседы с представителями профессий
Знакомство с профессиями бухгалтера, программиста, картографа. Беседы с
представителями профессий. Чтение карт, защита работ
Знакомство с профессиями цветовода, агронома, селекционера –овощевода,
лесничего, егеря. Беседы с представителями профессий. Уход за
комнатными растениями.
Защита мини-проектов «Профессии моих родителей».

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема занятия
Путешествие в мир профессий
Профессия «библиотекарь»
Профессия «врач»
Презентация «Халат врача, аптечка»
Профессия «почтальон»
Профессия «продавец»
Профессия «учитель»
Диетолог. Формирование здорового
образа жизни
Что такое архитектура?
Профессия «строитель»
Знакомство со зданиями района.
Нарисуй дом будущего.
Выставка рисунков
Профессия «скульптор»
Профессия «пекарь»
Профессия «водитель»
Мини проект «Типы машин»
Профессия «пожарный»
Игра «Вызов пожарной команды по
телефону»
Пилот – самый главный в самолете
Проект - игра «Лоции на карте»
Профессия «машинист»
Чем занимается бухгалтер?
Профессия «программист»
Создание компьютерного рисунка

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся
Введение (1 час)
1
беседа
Профессия «Человек – человек» (7 часов)
1
экскурсия в школьную библиотеку
1
беседа со школьным врачом
1
защита презентации
1
экскурсия на почту
1
презентация
1
Защита презентации
1
мини проект

Профессия «Человек – художественный образ» (6 часов)
1
просмотр фильма
1
презентация
1
экскурсия
1
защита рисунков
1
лепка из пластилина, защита работ
1
экскурсия
Профессия «Человек – техника» (7 часов)
1
встреча со школьным водителем
1
викторина
1
экскурсия в пожарную часть
1
игра
1
презентация
1
проект - игра
1
презентация
Профессия «Человек – знаковая система» (5 часов)
1
встреча с бухгалтером
1
умение работать на компьютере
1
защита работы

Картограф
Работа по изучению и составлению
топографических карт
Чем занимается человек по профессии
«агроном»
Цветовод
Посадка комнатных растений
Кто бережёт наш лес?
Профессии «лесничий, егерь»
Селекционер - овощевод
Профессии наших родителей
Подготовка и проведение праздника
«Все профессии важны, все профессии
нужны!»

1
1

просмотр фильма
чтение карт

Профессия «Человек – природа» (6 часов)
1
мини проект
1
1
1
1
1
1
1

мини книжка
практическая работа
оформление альбома «Берегите лес от пожара!»
презентация
беседа
Заключение (2 часа)
рассказы родителей
представление выбранной профессии на празднике


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».