МКОУ «Вновь –Юрмытская СОШ» Приложение к ООП ООО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ» Социальное направление Уровень основного общего образования Срок реализации: 1год (9 класс) 2. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Фундаментального ядра содержания общего образования. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса. Цель: создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки, через формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков работы с различными источниками географической информации. Цель: развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников; формирование географического образа мира, своей Родины во всем многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства. Задачи: формирование интереса к географии; создание образных представлений о крупных регионах мира и странах с выделением особенностей природы, природных богатств и населения; организация учебной деятельности обучающихся, направленной на развитие навыков работы с различными источниками информации (статистическими, картографическими, электронными ресурсами и т. Д.), т. Е. формирование универсальных учебных действий школьников в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. развитие географической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания, изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах; развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, статистических данных, интернетресурсов; формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности; развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов; развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека; 2 формирование представления об изменениях административной карты РФ; о населении России, развитии экономики. формирование социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм. Актуальность курса. На изучение курса отводится 33 часа (1 ч. в неделю). Срок реализации программы – 1 год. Курс направлен на расширение географического кругозора, развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, и др. источниками географической информации, что важно для подготовки к олимпиадам и государственной итоговой аттестации ОГЭ в 9 классе. Изучение курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – «знание карты». В будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. Введение данного курса является необходимым дополнением к учебному предмету. Практическая значимость курса. Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт, графиков, диаграмм, статистических данных. Основные принципы построения программы: преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования; последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий; личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся. Формы подведения итогов: программой предусмотрена диагностические работы в конце учебного года (метапредметная викторина). Основными формами проведения занятий являются: комбинированные занятия, практические занятия. Самостоятельная работа, викторина, занятия — презентации. Программа носит практико-ориентированный характер. Это способствует поддержанию познавательного интереса учащихся в ходе реализации программы. 3 3. Результаты обучения. Личностные результаты. - Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; -Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; - сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека. Метапредметные результаты. Личностные УУД:эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;патриотизм, любовь к своей местности, своему региону. Регулятивные УУД:способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;умение управлять своей познавательной деятельностью;умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД:формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий. Коммуникативные УУД:самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) Предметные результаты. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации. Учащиеся будут иметь представление: - о формировании облика планеты и жизни на Земле; - о силах, способствующих формированию облика нашей Земли; - природе материков, океанов, стран; Учащиеся должны знать: - историю формирования нашей планеты Земли; - знать закономерности формирования географической оболочки. 4 -знать особенности природы материков - примеры чудес природы материков и достопримечательностей изучаемых стран Учащийся должен уметь: - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; - различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил; - выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности; - выделять причины стихийных явлений в геосферах. - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; -составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации; - определять на карте местоположение географических - понимать смысла собственной действительности. формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды; - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. Учащиеся будут иметь опыт: сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельного выбора будущей профессии, общения в процессе учебной деятельности. При проведении занятий используются следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная. Таким образом, данная программа внеурочной деятельности позволяет реализовать практическую часть предмета география, через исследовательскую деятельность в рамках реализации ФГОС ООО. Содержание курса «Занимательная география» направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. 5 4.Содержание программы. Раздел 1. Уроки понимания карты. Путешествия по картам (22 часа). Тема 1. Топографическая карта (7 часов). Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра «Географический марафон». Стороны горизонта.Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий (Практическое занятие).Определение азимутов по топографической карте. (Практическое занятие).Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Анализ и построение профиля рельефа местности. (Практическое занятие).Комплексный анализ содержания топографической карты.Практическое занятие: Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте. Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России (3 часа). Мы определяем географические координаты (Практическое занятие). Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски. Пр. работа. Расположить города в порядке увеличения или уменьшения высоты над уровнем моря. Границы России. Пр. работа: Определение стран с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу. Тема 3. Политико-административная карта России (1 час.) Политико-административная карта России. Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов (2 часа). Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности. Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности. Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий (7 часов). Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой». Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры. Вулканы. Землетрясения. Геологическая карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород. Практическое занятие: Определение последовательности залегания горных пород. Острова и полуострова, моря, заливы и проливы, реки, озера, ледники на карте мира и России. Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России (4 часа). Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической картой. (выполнение заданий по карте погоды). Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей соответствует. Планетарные особенности Земли. Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и 6 наименьшей продолжительностью дня. Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. (2 часа). Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами. Определение доли земель занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи нефти и т.д.. Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы. Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по теме: Население России (3 часа). Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов. Определение плотности населения. Работа с таблицей Естественное движение населения России. Определение величины естественного прироста в промилле. Миграции. Работа с таблицей «Показатели международной миграции на территории России». Пр. работа. Определение миграционного прироста населения. Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения. Тема 9 Экономика России (1 час). Межотраслевые комплексы. География и Факторы размещения предприятий.(отработка задания повышенной сложности). Видеопутешествие по странам мира. Викторина. Определи регион России и страну по описанию. Тема 10. Мы познаем мир (3 часа). Регионы России. Путешествуем по России. Видеопутешествие по странам мира. Викторина. Определи регион России и страну по описанию. 7 5.Тематическое планирование. № Тема Количество часов 7 1 Тема 1. Топографическая карта 2 Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России. Тема 3. Политико-административная карта России. Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России. (по карте часовых поясов) Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий. 3 6 Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России. 4 7 Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. 2 8 Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по теме: «Население России». Тема 9 Экономика России. Тема 10. Мы познаем мир ИТОГО 3 3 4 5 9 10 1 2 7 1 3 33 6.Календарно-тематическое планирование № Тема Кол-во часов Оборудование Тема 1. Топографическая карта 7 1 Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра: «Географический марафон». 1 Топографическая карта. Атласы. 2 Стороны горизонта. Определение расстояний 2 по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий (Практическое занятие). Топографическая карта. Атласы. 3 Определение азимутов по топографической карте. (Практическое занятие) 3 Топографическая карта. Атласы. 4 Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали Построение профиля рельефа местности. (Практическое занятие). 4 Топографическая карта. Атласы. Раздаточный материал 8 5 Анализ и построение профиля рельефа местности по топографической карте. (Практическое занятие). 5 Топографическая карта. Атласы. Раздаточный материал 6 Комплексный анализ содержания топографической карты. 6 7 Практическое занятие. Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте. 7 Топографическая карта. Атласы. Раздаточный материал Топографическая карта. Атласы. Раздаточный материал Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России. 3 8 Мы определяем географические координаты (Практическое занятие) 1 Физическая карта мира и России. Атласы 6-7 кл. 9 Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски. Пр. работа. Расположить города в порядке увеличения и ли уменьшения высоты над уровнем моря. 2 Физическая карта мира и России. Атласы 6-7 кл. 10 Границы России. 3 Физическая карта мира и России. Атласы 6-7 кл. Пр. работа: Определение стран с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу. Тема 3. Политико-административная карта России. 1 Политико-административная карта России. 1 Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов. 2 12 Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности. 1 Карта часовых поясов России. 13 Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности. 2 Карта часовых поясов России. Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий. 7 Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой» 1 11 14 Политикоадминистративная карта России. Атласы Физическая карта мира и России. 9 15 Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры. 2 Физическая карта мира и России. Атласы 16 Вулканы. Землетрясения. 3 17 Геологическая карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород. Практическое занятие: Определение последовательности залегания горных пород. 4 Физическая карта мира и России. Атласы Видеофильм «Вулканы». Геохронологическая таблица. 18 Острова и полуострова на физической карте мира и России. 5 Физическая карта мира и России. Атласы. 19 Моря, заливы и проливы на карте мира и России. 6 Физическая карта мира и России. 20 Реки, озера, ледники на карте мира и России 7 Физическая карта мира и России. Атласы. Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России. 4 21 Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической картой по карте погоды 1 Физическая карта мира и России. Атласы. 22 Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей соответствует. 2 Климатическая карта. Атласы. Раздаточный материал. 23 Планетарные особенности Земли. Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня. 3 Физическая карта мира и России. Атласы. Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. 4 Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы.Заповедники России. 2 24 Атласы. Раздаточный материал Физическая карта мира и России. Атласы. Раздаточный материал 25 Отработка умений работы со статистическим 1 материалом: таблицами. Определение доли земель занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи нефти и т.д. Раздаточный материал 26 Влияние человека на природу. Рациональное и 2 нерациональное природопользование. Экологические проблемы. Карта мира и России. Атласы. Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности 3 10 населения. Расчет демографических показателей по теме: Население России. 27 Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов. Определение плотности населения. Работа с таблицей «Естественное движение населения России.» Определение величины естественного прироста в промилле. 1 Атласы. Раздаточный материал. 28 Миграции. Работа с таблицей «Показатели международной миграции на территории России». Пр. работа. Определение миграционного прироста населения. 2 Атласы. Раздаточный материал. 29 Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения. 3 Атласы. 30 Тема 9 Экономика России. 1 30 Межотраслевые комплексы. География и Факторы размещения предприятий 1 Тема 10. Мы познаем мир 3 31 Регионы России. России. 1 Презентация. «Моя страна» 32 Видеопутешествие по странам мира. 2 Видеофильм «По странам мира». 33 Викторина. Определи регион России и страну по описанию. 3 ИТОГО 33ч. Путешествуем по 11