МКОУ «Вновь –Юрмытская СОШ»
Приложение к ООП ООО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»
Социальное направление
Уровень основного общего образования
Срок реализации: 1год (9 класс)
2. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Фундаментального ядра содержания общего образования.
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования.
Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной
(обязательной) части учебного курса.
Цель: создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования
географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного
отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки,
через формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков
работы с различными источниками географической информации.
Цель: развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и
эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической
грамотности школьников; формирование географического образа мира, своей Родины
во всем многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа
взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и
хозяйства.
Задачи:
формирование интереса к географии;
создание образных представлений о крупных регионах мира и странах с выделением
особенностей природы, природных богатств и населения;
организация учебной деятельности обучающихся, направленной на развитие навыков
работы с различными источниками информации (статистическими,
картографическими, электронными ресурсами и т. Д.), т. Е. формирование
универсальных учебных действий школьников в соответствии с требованиями ФГОС
основного общего образования.
развитие географической грамотности посредством работы с картами разнообразного
содержания, изучения способов изображения географических объектов и явлений,
применяемых на этих картах;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни
информацию из различных источников – карт, статистических данных, интернетресурсов;
формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических
географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические
знания для организации своей жизнедеятельности;
развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий
взаимодействия природы и человека;
2
формирование представления об изменениях административной карты РФ; о населении
России, развитии экономики.
формирование социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм.
Актуальность курса. На изучение курса отводится 33 часа (1 ч. в неделю). Срок
реализации программы – 1 год.
Курс направлен на расширение географического кругозора, развитие у обучающихся
практических навыков работы с картой, и др. источниками географической
информации, что важно для подготовки к олимпиадам и государственной итоговой
аттестации ОГЭ в 9 классе.
Изучение курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной
из целей картографической подготовки, а именно – «знание карты». В будущем будет
способствовать более успешной социализации выпускников. Введение данного курса
является необходимым дополнением к учебному предмету.
Практическая значимость курса. Формирование картографической грамотности
является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных
учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей
земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации,
создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети
научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить
полную характеристику территории (материка, страны, города), географического
объекта и т.д. Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной
итоговой аттестации по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах
предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных
тематических карт, графиков, диаграмм, статистических данных.
Основные принципы построения программы:
преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность в использовании
основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для
основного общего образования;
последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется
последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации
внутрипредметных и метапредметных связей;сочетание научности и доступности:
программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается
путем применения современных образовательных технологий;
личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных
особенностей обучающихся.
Формы подведения итогов: программой предусмотрена диагностические работы в
конце учебного года (метапредметная викторина).
Основными формами проведения занятий являются: комбинированные занятия,
практические занятия. Самостоятельная работа, викторина, занятия — презентации.
Программа носит практико-ориентированный характер. Это способствует
поддержанию познавательного интереса учащихся в ходе реализации программы.
3
3. Результаты обучения.
Личностные результаты.
- Овладение на уровне общего образования законченной системы географических
знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной
картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в
географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты.
Личностные УУД:эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,
необходимости её сохранения и рационального использования;патриотизм, любовь к
своей местности, своему региону.
Регулятивные УУД:способность к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений;умение управлять своей познавательной деятельностью;умение
организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:формирование и развитие посредством географического знания
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её
преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и
информационных технологий.
Коммуникативные УУД:самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в
группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.)
Предметные результаты.
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты
человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны;формирование первичных навыков использования территориального подхода
как основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в
нем;формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации.
Учащиеся будут иметь представление:
- о формировании облика планеты и жизни на Земле;
- о силах, способствующих формированию облика нашей Земли;
- природе материков, океанов, стран;
Учащиеся должны знать:
- историю формирования нашей планеты Земли;
- знать закономерности формирования географической оболочки.
4
-знать особенности природы материков
- примеры чудес природы материков и достопримечательностей изучаемых стран
Учащийся должен уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений.
определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними,
их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия
внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
- определять на карте местоположение географических
- понимать смысла собственной действительности.
формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения
окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы
и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды.
Учащиеся будут иметь опыт: сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельного
выбора будущей профессии, общения в процессе учебной деятельности.
При проведении занятий используются следующие формы работы: фронтальная,
индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.
Таким образом, данная программа внеурочной деятельности позволяет реализовать
практическую часть предмета география, через исследовательскую деятельность в
рамках реализации ФГОС ООО.
Содержание курса «Занимательная география» направлено на формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и
коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и
исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия,
как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают
такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою
точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать
информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
5
4.Содержание программы.
Раздел 1. Уроки понимания карты. Путешествия по картам (22 часа).
Тема 1. Топографическая карта (7 часов).
Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра «Географический марафон». Стороны горизонта.Определение расстояний по
топографической карте и плану местности. Определение направлений на
топографической карте и карте полушарий (Практическое занятие).Определение
азимутов по топографической карте. (Практическое занятие).Изображение неровностей
земной поверхности. Горизонтали. Анализ и построение профиля рельефа местности.
(Практическое занятие).Комплексный анализ содержания топографической
карты.Практическое занятие: Решение заданий повышенного уровня сложности по
топографической карте.
Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического
положения России (3 часа).
Мы определяем географические координаты (Практическое занятие).
Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты
географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски.
Пр. работа. Расположить города в порядке увеличения или уменьшения высоты над
уровнем моря. Границы России.
Пр. работа: Определение стран с которыми Россия имеет сухопутные и морские
границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу.
Тема 3. Политико-административная карта России (1 час.)
Политико-административная карта России.
Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте
часовых поясов (2 часа).
Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности.
Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности.
Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между
строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных
территорий (7 часов).
Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и
России. Игра «Географический бой». Тектоническая карта. Изучаем строение земной
коры. Вулканы. Землетрясения. Геологическая карта. Геохронологическая таблица.
Изучаем залегание горных пород. Практическое занятие: Определение
последовательности залегания горных пород. Острова и полуострова, моря, заливы и
проливы, реки, озера, ледники на карте мира и России.
Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов
климата России (4 часа).
Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с
синоптической картой. (выполнение заданий по карте погоды). Анализ климатограмм и
определение по карте пункта, климат которого ей соответствует. Планетарные
особенности Земли. Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и
6
наименьшей продолжительностью дня. Работа со статистическим материалом (табл.)
по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим
положением пункта.
Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России.
(2 часа).
Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами. Определение
доли земель занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи нефти и т.д.. Влияние
человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование.
Экологические проблемы.
Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики
изменения численности населения. Расчет демографических показателей по
теме: Население России (3 часа).
Численность и естественное движение населения России. России и отдельных
регионов. Определение плотности населения. Работа с таблицей Естественное
движение населения России. Определение величины естественного прироста в
промилле. Миграции. Работа с таблицей «Показатели международной миграции на
территории России». Пр. работа. Определение миграционного прироста населения.
Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения.
Тема 9 Экономика России (1 час).
Межотраслевые комплексы. География и Факторы размещения предприятий.(отработка
задания повышенной сложности). Видеопутешествие по странам мира. Викторина.
Определи регион России и страну по описанию.
Тема 10. Мы познаем мир (3 часа).
Регионы России. Путешествуем по России. Видеопутешествие по странам мира.
Викторина. Определи регион России и страну по описанию.
7
5.Тематическое планирование.
№
Тема
Количество
часов
7
1
Тема 1. Топографическая карта
2
Тема 2. Работа с физической картой для характеристики
географического положения России.
Тема 3. Политико-административная карта России.
Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов
России. (по карте часовых поясов)
Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление
зависимости между строением, формами рельефа и размещением
полезных ископаемых крупных территорий.
3
6
Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для
различных типов климата России.
4
7
Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы.
Заповедники России.
2
8
Тема 8. Работа со статистическими источниками информации.
Графики динамики изменения численности населения. Расчет
демографических показателей по теме: «Население России».
Тема 9 Экономика России.
Тема 10. Мы познаем мир
ИТОГО
3
3
4
5
9
10
1
2
7
1
3
33
6.Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во
часов
Оборудование
Тема 1. Топографическая карта
7
1
Введение. Топографическая карта. Условные
знаки и масштаб. (Игра: «Географический
марафон».
1
Топографическая карта.
Атласы.
2
Стороны горизонта. Определение расстояний
2
по топографической карте и плану местности.
Определение направлений на топографической
карте и карте полушарий (Практическое
занятие).
Топографическая карта.
Атласы.
3
Определение азимутов по топографической
карте. (Практическое занятие)
3
Топографическая карта.
Атласы.
4
Изображение неровностей земной
поверхности. Горизонтали
Построение профиля рельефа местности.
(Практическое занятие).
4
Топографическая карта.
Атласы.
Раздаточный материал
8
5
Анализ и построение профиля рельефа
местности по топографической карте.
(Практическое занятие).
5
Топографическая карта.
Атласы.
Раздаточный материал
6
Комплексный анализ содержания
топографической карты.
6
7
Практическое занятие. Решение заданий
повышенного уровня сложности по
топографической карте.
7
Топографическая карта.
Атласы.
Раздаточный материал
Топографическая карта.
Атласы.
Раздаточный материал
Тема 2. Работа с физической картой для
характеристики географического
положения России.
3
8
Мы определяем географические координаты
(Практическое занятие)
1
Физическая карта мира и
России. Атласы 6-7 кл.
9
Определение протяженности страны с севера
на юг и с запада на восток, высоты
географических объектов над уровнем моря с
помощью послойной окраски.
Пр. работа. Расположить города в порядке
увеличения и ли уменьшения высоты над
уровнем моря.
2
Физическая карта мира и
России. Атласы 6-7 кл.
10
Границы России.
3
Физическая карта мира и
России. Атласы 6-7 кл.
Пр. работа: Определение стран с которыми
Россия имеет сухопутные и морские границы.
Определить самую протяженную и самую
короткую границу.
Тема 3. Политико-административная карта
России.
1
Политико-административная карта России.
1
Тема 4. Определение поясного времени для
разных пунктов России по карте часовых
поясов.
2
12
Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2
уровня сложности.
1
Карта часовых поясов
России.
13
Решение задач на определение поясного
времени 3 уровня сложности.
2
Карта часовых поясов
России.
Тема 5. Работа с картами различного
содержания. Выявление зависимости между
строением, формами рельефа и
размещением полезных ископаемых
крупных территорий.
7
Путешествие по карте мира и России. Формы
рельефа на физической карте мира и России.
Игра «Географический бой»
1
11
14
Политикоадминистративная карта
России. Атласы
Физическая карта мира и
России.
9
15
Тектоническая карта. Изучаем строение
земной коры.
2
Физическая карта мира и
России. Атласы
16
Вулканы. Землетрясения.
3
17
Геологическая карта. Геохронологическая
таблица. Изучаем залегание горных пород.
Практическое занятие: Определение
последовательности залегания горных пород.
4
Физическая карта мира и
России. Атласы
Видеофильм «Вулканы».
Геохронологическая
таблица.
18
Острова и полуострова на физической карте
мира и России.
5
Физическая карта мира и
России. Атласы.
19
Моря, заливы и проливы на карте мира и
России.
6
Физическая карта мира и
России.
20
Реки, озера, ледники на карте мира и России
7
Физическая карта мира и
России. Атласы.
Тема 6. Климат. Анализ климатограмм,
характерных для различных типов
климата России.
4
21
Климатическая карта. Атмосферные фронты,
циклоны и антициклоны. Работа с
синоптической картой по карте погоды
1
Физическая карта мира и
России. Атласы.
22
Анализ климатограмм и определение по карте
пункта, климат которого ей соответствует.
2
Климатическая карта.
Атласы. Раздаточный
материал.
23
Планетарные особенности Земли.
Практическая работа. Определение пунктов с
наибольшей и наименьшей
продолжительностью дня.
3
Физическая карта мира и
России. Атласы.
Работа со статистическим материалом (табл.)
по выявлению зависимости между
особенностями климата и географическим
положением пункта.
4
Тема 7. Природные ресурсы России.
Природные комплексы.Заповедники
России.
2
24
Атласы.
Раздаточный материал
Физическая карта мира и
России. Атласы.
Раздаточный материал
25
Отработка умений работы со статистическим
1
материалом: таблицами. Определение доли
земель занятых лесами, долю с\х угодий, долю
добычи нефти и т.д.
Раздаточный материал
26
Влияние человека на природу. Рациональное и 2
нерациональное природопользование.
Экологические проблемы.
Карта мира и России.
Атласы.
Тема 8. Работа со статистическими
источниками информации. Графики
динамики изменения численности
3
10
населения. Расчет демографических
показателей по теме: Население России.
27
Численность и естественное движение
населения России. России и отдельных
регионов. Определение плотности населения.
Работа с таблицей «Естественное движение
населения России.» Определение величины
естественного прироста в промилле.
1
Атласы. Раздаточный
материал.
28
Миграции. Работа с таблицей «Показатели
международной миграции на территории
России». Пр. работа. Определение
миграционного прироста населения.
2
Атласы. Раздаточный
материал.
29
Народы России. Городское и сельское
население. Возрастной состав населения.
3
Атласы.
30
Тема 9 Экономика России.
1
30
Межотраслевые комплексы. География и
Факторы размещения предприятий
1
Тема 10. Мы познаем мир
3
31
Регионы России.
России.
1
Презентация. «Моя
страна»
32
Видеопутешествие по странам мира.
2
Видеофильм «По странам
мира».
33
Викторина. Определи регион России и страну
по описанию.
3
ИТОГО
33ч.
Путешествуем по
11