Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение"Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа " СОГЛАСОВАНО Заместитель по УВР Деревнина Е.Г. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. . . УТВЕРЖДЕНО И.о. директора Сосновских В.С. Приказ № 3008-3 от «30» августа 2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Практическое обществознание» для обучающихся 9 класса с. Вновь-Юрмытское, 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Практическое обществознание» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания. Цели изучения учебного курса внеурочной деятельности: Программа построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс основной школы по предмету «Обществознание». Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологи. Обществознание, особенно в курсе основной школы, направлено непосредственно на изучение наиболее типичных и существенных черт современного общества, форм и направлений его развития. В ходе занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности исследовательской, формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом. Цель: Расширить кругозор у обучающихся по обществознанию. Задачи: повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего образования; сформировать у обучающихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников; научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом. Место учебного курса внеурочной деятельности «Практическое обществознание» : Программа учебного курса внеурочной деятельности «Практическое обществознание» рассчитана на один час в неделю (34 учебных недели) в 9классе. Задачи курса: способствовать улучшению усвоения и углублению знаний обучающимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями стандарта; отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера; содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях. Основные методы: работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов); изучение материалов СМИ, интернет-материалов; дискуссии, проектная деятельность; практические занятия по решению учебных задач. Формы контроля: Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Банк заданий ФИПИ». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Личностные результаты - осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); - готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; - ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым под- вигам и трудовым достижениям народа; - готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению - осознание ценности самостоятельности и инициативы; - наличие мотивации к целенаправленной социально значи- мой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; - проявление интереса к способам познания; -стремление к самоизменению; - сформированность внутренней позиции личности как осо бого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; - осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; - активное участие в жизни семьи; - приобретение опыта успешного межличностного общения; - готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; - проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Метапредметные результаты Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: — овладение универсальными учебными познавательными действиями; — овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; — овладение универсальными регулятивными действиями. Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных мо- дулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); - способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; - способность к совместной деятельности; - овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: -владеть базовыми логическими операциями: сопоставления и сравнения, — группировки, систематизации и классификации, — анализа, синтеза, обобщения,выделения главного; -владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств; - выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); - устанавливать существенный признак классификации, основания -для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; - с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; - предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; - выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; - делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; - самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее — подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; - формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; - проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; -оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 1) работа с информацией: - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной - учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; - эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); - самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 1) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; - сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: - выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; - составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; - делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; - учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; - объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; - оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: - различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; - выявлять и анализировать причины эмоций; - ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; - регулировать способ выражения эмоций; 4)принятие себя и других: - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать свое право на ошибку и такое же право другого; - принимать себя и других, не осуждая; - открытость себе и другим; - осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навы- ков личности (управления собой, самодисциплины, устойчиво- го поведения). Предметные результаты: анализировать документы; анализировать публикации в периодических изданиях; работать с диаграммами и таблицами; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам; представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений; делать выводы, работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без возможности обратиться за консультацией к учителю) понимать формулировку задания и вникать в её смысл; четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание; самостоятельно распределять время на выполнение заданий; работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк экзаменационной работы и т.д.); сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Введение (1 час) ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию. Познакомить учащихся со структурой экзамена, условиями прохождения экзамена. Тема 1. Человек и общество (5часов) Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Деятельность человека, ее основные формы.Общество как форма жизнедеятельности людей.Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Системное строение общества. Важнейшие социальные институты. Общественное развитие. Типы обществ:традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Глобальные проблемы современности. Тема 2 Духовная сфера (5 часов) Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры Тема 3. Социальная сфера (5 часов) Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные группы. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальный конфликт и пути его решения. Тема 4. Экономическая сфера (5часов) Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут. Инфляция. Уровень занятости. Роль государства в экономике. Государственный бюджет.Налоги. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Собственность. Потребитель и его права.Защита прав потребителей.Мировая экономика: мировое хозяйство и международная торговля. Тема 5. Политическая сфера (5часов) Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Формы государства: формы правления и формы территориальногосударственного устройства. Политические режимы. Местное самоуправление. Участие граждан в политике и управлении. Гражданское общество и правовое государство. Политические партии и движения. СМИ в политической системе. Тема 6. Право (5 часа) Право и его роль в жизни общества и государства. Основы Конституционного строя РФ. Трудовое и семейное законодательство. Административное и уголовное законодательство. Международное гуманитарное право. Итоговое тестирование(3 часа) Тестирование АЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» № п/п 1 Деятельность школьников Наименование тем курса Введение. ОГЭ как форма итоговой аттестации. Тема 1. Человек и общество. 2 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. 3 Общество как форма жизнедеятельности людей. Образовательные ресурсы, Колвключая электронные во (цифровые) часов http://oge.fipi.ru 1 Участие в беседе, работа с бланками экзаменационной работы 5 Участие в беседе, практическая работа Участие в беседе, практическая работа Портал Российской электронной шко- лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) Портал Российской электронной шко 1 1 лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) 4 Многовариантность общественного развития (типы обществ). Участие в беседе, практическая работа Портал Российской электронной школы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) 1 5 Системное строение общества. Основные институты общества. Участие в беседе, практическая работа Портал Российской электронной шко 1 лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) 6 Глобальные проблемы современности. Участие в беседе, практическая работа Портал Российской электронной шко 1 лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) Тема 2. Духовная сфера. 7 Личность и мораль. 5 Участие в беседе, практическая работа Портал Российской электронной шко 1 лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) 8 9 Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Участие в беседе, практическая работа Наука в жизни современного общества. Участие в беседе, практическая работа Портал Российской электронной шко 1 лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) Портал Российской электронной шко лы (РЭШ),банк 1 заданий(http://oge.fipi.ru) 10 Образование и самообразование. Участие в беседе, практическая работа Образование – сочетание интересов личности и общества. Портал Российской электронной шко 11 Право на доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Молодежные субкультуры Портал Российской электронной шко Участие в беседе, практическая работа 1 лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) 1 лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) Портал Российской электронной шко 5 12 Социальная структура общества. Социальная Участие в беседе, практическая работа мобильность. лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) 1 13 Социальные группы. Социальные статусы и Участие в беседе, практическая работа роли. Портал Российской электронной шко 1 14 Нации и межнациональные отношения. Участие в беседе, практическая работа лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) 1 15 Отклоняющееся поведение и его типы. Участие в беседе, практическая работа Портал Российской электронной шко 1 Тема 3. Социальная сфера 16 Социальный конфликт и пути его решения. Участие в беседе, практическая работа Портал Российской электронной шко 1 лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) Тема 4. Экономическая сфера. 17 Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем. 5 Участие в беседе, практическая работа Портал Российской электронной шко 1 лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) 18 Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут. Участие в беседе, практическая работа 19 Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Участие в беседе, практическая работа Портал Российской электронной шко 1 лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) Портал Российской электронной шко 1 лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) 20 Инфляция. Безработица. Уровень занятости. Участие в беседе, практическая работа Портал Российской электронной шко лы (РЭШ),банк 1 заданий(http://oge.fipi.ru) 21 Собственность. Защита прав потребителей. Участие в беседе, практическая работа Портал Российской электронной шко 1 лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) Тема 5. Политическая сфера общества. 22 Власть. Роль политики в жизни общества. 5 Участие в беседе, практическая работа Портал Российской электронной шко 1 лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) 23 Государство, его функции. Политическая системаПризнаки государства. Участие в беседе, практическая работа Портал Российской электронной шко 1 лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) 24 Формы государства: форма правления, форма Участие в беседе, практическая работа государственно-территориального устройства. Типология политических режимов: демократия, авторитаризм, тоталитаризм Портал Российской электронной шко 26 Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Портал Российской Участие в беседе, практическая работа 1 лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) 1 Политические партии и движения. СМИ в политической системе. электронной шко лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) Тема 6. Право 27 Право и его роль в жизни общества и государства. 5 Участие в беседе, практическая работа Портал Российской электронной шко 1 лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) 28 Конституция Российской Федерации. Основы Участие в беседе, практическая работа Конституционного строя РФ. Портал Российской электронной шко 1 лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) 29 Трудовое и семейное законодательство. Участие в беседе, практическая работа Портал Российской электронной шко 1 лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) 30 Административное и уголовное законодательство. Участие в беседе, практическая работа Портал Российской электронной шко лы (РЭШ),банк 1 заданий(http://oge.fipi.ru) 31 Социальные права. Международное гуманитарное право. Участие в беседе, практическая работа Портал Российской электронной шко 1 лы (РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru) 32- Итоговое тестирование. 34 Тестирование Итого: банк заданий(http://oge.fipi.ru) 3 34