ПВД_Практическое обществознание.9 кл

Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение"Вновь-Юрмытская средняя
общеобразовательная школа "

СОГЛАСОВАНО
Заместитель по УВР
Деревнина Е.Г.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.
.
.

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора
Сосновских В.С.
Приказ № 3008-3
от «30» августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности
«Практическое
обществознание»

для обучающихся 9 класса

с. Вновь-Юрмытское, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Практическое обществознание» на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы
воспитания.
Цели изучения учебного курса внеурочной деятельности:
Программа построена на принципах обобщения и систематизации
учебного
материала
за
курс основной
школы
по
предмету
«Обществознание».
Обществознание является интегративным курсом, в котором
содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных
дисциплин, а именно экономики, социологии, психологии, права,
политологии и культурологи. Обществознание, особенно в курсе
основной школы, направлено непосредственно на изучение наиболее
типичных и существенных черт современного общества, форм и
направлений его развития. В ходе занятий следует уделять большое
внимание
формированию
предметной
компетентности
исследовательской, формированию у учащихся умений работать с
текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию
из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по
существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении
заданий со свободным развёрнутым ответом.
Цель: Расширить кругозор у обучающихся по обществознанию.
Задачи:
 повторить и закрепить наиболее значимые темы
из
основной школы изучаемые на заключительном этапе общего
образования;
 сформировать у обучающихся умения работать с текстом,
рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из
различных источников;
 научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать
свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым
ответом.
Место учебного курса внеурочной деятельности «Практическое
обществознание» :
Программа учебного курса внеурочной деятельности
«Практическое обществознание» рассчитана на один
час в неделю (34 учебных недели) в 9классе.
Задачи курса:

 способствовать
улучшению
усвоения
и
углублению
знаний
обучающимися курса
«Обществознание» в соответствии с современными требованиями
стандарта;
 отработка умения получать социальную информацию из разнообразных
источников и
ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и
практического характера;
 содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика,
её
социализации в современных условиях.
Основные методы:
 работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала,
организация понимания через обсуждение, изучение статистических
материалов);
 изучение материалов СМИ, интернет-материалов;
 дискуссии, проектная деятельность;
 практические занятия по решению учебных задач.
Формы контроля:
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием
материалов «Банк заданий ФИПИ». По итогам курса предполагается
выполнение учениками зачётной работы .
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРАКТИЧЕСКОЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Личностные результаты
- осознание российской гражданской идентичности (осознание
себя, своих задач и своего места в мире);
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
под- вигам и трудовым достижениям народа;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению
- осознание ценности самостоятельности и инициативы;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значи- мой
деятельности; стремление быть полезным, интерес к
социальному сотрудничеству;
- проявление интереса к способам познания;

-стремление к самоизменению;
- сформированность внутренней позиции личности как осо бого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом;
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
- установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей;
- активное участие в жизни семьи;
- приобретение опыта успешного межличностного общения;
- готовность к разнообразной совместной деятельности,
активное участие в коллективных учебно-исследовательских,
проектных и других творческих работах;
- проявление уважения к людям любого труда и результатам
трудовой деятельности; бережного отношения к личному и
общественному имуществу;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем
направлениям
и
отражают
способность
обучающихся
использовать на практике универсальные учебные действия,
составляющие умение учиться:
— овладение универсальными учебными познавательными
действиями;
— овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями;
— овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение
обучающимися
межпредметных
понятий
(используются в нескольких предметных областях и
позволяют связывать знания из различных учебных
предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных мо- дулей в целостную научную
картину мира) и универсальных
учебных
действий
(познавательные, коммуникативные, регулятивные);
- способность их использовать в учебной, познавательной и

социальной практике;
готовность
к
самостоятельному
планированию
и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с
педагогическими
работниками
и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
- способность организовать и реализовать собственную
познавательную деятельность;
- способность к совместной деятельности;
- овладение навыками работы с информацией: восприятие и
создание информационных текстов в различных форматах, в
том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее
целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
-владеть базовыми логическими операциями:
сопоставления и сравнения,
— группировки, систематизации и классификации,
— анализа, синтеза, обобщения,выделения главного;
-владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с
помощью схем и знако-символических средств;
- выявлять и характеризовать существенные признаки
объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации,
основания
-для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений
и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
—

подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент,
небольшое
исследование
по
установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
-оценивать на применимость и достоверность информации,
полученной в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования,
владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;
1) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с
учетом предложенной
- учебной задачи и заданных критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям,
предложенным
педагогическим
работником
или
сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных

действий обеспечивает сформированность когнитивных
навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать
значение
социальных
знаков,
знать
и
распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное
отношение
к
собеседнику
и
в
корректной
форме
формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные
на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты решения задачи,
выполненного
опыта
(эксперимента,
исследования,
проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
1) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять
свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех

участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать свои
действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого
члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчета перед группой.
Овладение
системой
универсальных
учебных
коммуникативных действий обеспечивает сформированность
социальных
навыков
и
эмоционального
интеллекта
обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом
имеющихся
ресурсов
и
собственных
возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного
алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм
с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и
рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее
изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь

находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств,
изменившихся
ситуаций,
установленных
ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и
эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
4)принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных
действий обеспечивает формирование смысловых установок
личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навы- ков
личности (управления собой, самодисциплины, устойчиво- го
поведения).










Предметные результаты:
анализировать документы;
анализировать публикации в периодических изданиях;
работать с диаграммами и таблицами;
формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по
спорным проблемам;
представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений;
делать выводы, работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без
возможности обратиться за консультацией к учителю) понимать
формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные
буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо
ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка, правильно
отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк
экзаменационной работы и т.д.);



сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Введение (1 час)
ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию. Познакомить
учащихся со структурой экзамена, условиями прохождения экзамена.
Тема 1. Человек и общество (5часов)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Деятельность человека, ее основные формы.Общество как форма
жизнедеятельности
людей.Взаимосвязь
экономической,
социальной,
политической и духовной сфер общества. Системное строение общества.
Важнейшие социальные институты. Общественное развитие. Типы
обществ:традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Глобальные
проблемы современности.
Тема 2 Духовная сфера (5 часов)
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы.
Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного
общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание
интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная
культуры. Молодежные субкультуры
Тема 3. Социальная сфера (5 часов)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные
группы. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения.
Отклоняющееся поведение и его типы. Социальный конфликт и пути его
решения.
Тема 4. Экономическая сфера (5часов)
Экономическая
система
и
ее
функции.
Типы
экономических
систем.Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний
продукт, валовый национальный продут. Инфляция. Уровень занятости. Роль
государства в экономике. Государственный бюджет.Налоги. Неравенство
доходов и экономические меры социальной поддержки. Собственность.
Потребитель и его права.Защита прав потребителей.Мировая экономика:
мировое хозяйство и международная торговля.
Тема 5. Политическая сфера (5часов)
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства.
Формы государства: формы правления и формы территориальногосударственного
устройства.
Политические
режимы.
Местное
самоуправление. Участие граждан в политике и управлении.
Гражданское общество и правовое государство. Политические партии и
движения. СМИ в политической системе.
Тема 6. Право (5 часа)
Право и его роль в жизни общества и государства. Основы
Конституционного строя РФ.

Трудовое и семейное законодательство. Административное и уголовное
законодательство.
Международное гуманитарное право.
Итоговое тестирование(3 часа)
Тестирование

АЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
№
п/п

1

Деятельность школьников
Наименование тем курса
Введение.
ОГЭ как форма итоговой аттестации.
Тема 1. Человек и общество.

2

Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции.

3

Общество как форма жизнедеятельности
людей.

Образовательные ресурсы, Колвключая электронные
во
(цифровые)
часов
http://oge.fipi.ru

1

Участие в беседе, работа с бланками
экзаменационной работы
5
Участие в беседе,
практическая работа
Участие в беседе, практическая работа

Портал Российской
электронной шко- лы
(РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
Портал Российской
электронной шко

1

1

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
4

Многовариантность общественного развития
(типы обществ).

Участие в беседе, практическая работа

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)

1

5

Системное строение общества. Основные
институты общества.

Участие в беседе, практическая работа

Портал Российской
электронной шко

1

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
6

Глобальные проблемы современности.

Участие в беседе, практическая работа

Портал Российской
электронной шко

1

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
Тема 2. Духовная сфера.
7

Личность и мораль.

5
Участие в беседе, практическая работа

Портал Российской
электронной шко

1

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
8

9

Нравственность, этика, моральные ценности
и идеалы. Гуманизм. Патриотизм,
гражданственность.

Участие в беседе, практическая работа

Наука в жизни современного общества.

Участие в беседе, практическая работа

Портал Российской
электронной шко

1

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
Портал Российской
электронной шко
лы (РЭШ),банк

1

заданий(http://oge.fipi.ru)
10 Образование
и
самообразование. Участие в беседе, практическая работа
Образование – сочетание интересов личности
и общества.

Портал Российской
электронной шко

11 Право на доступ к культурным ценностям.
Формы и разновидности культуры.
Молодежные субкультуры

Портал Российской
электронной шко

Участие в беседе, практическая работа

1

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
1

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
Портал Российской
электронной шко

5

12 Социальная структура общества. Социальная Участие в беседе, практическая работа
мобильность.

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)

1

13 Социальные группы. Социальные статусы и Участие в беседе, практическая работа
роли.

Портал Российской
электронной шко

1

14 Нации и межнациональные отношения.

Участие в беседе, практическая работа

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)

1

15 Отклоняющееся поведение и его типы.

Участие в беседе, практическая работа

Портал Российской
электронной шко

1

Тема 3. Социальная сфера

16 Социальный конфликт и пути его решения.

Участие в беседе, практическая работа

Портал Российской
электронной шко

1

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
Тема 4. Экономическая сфера.
17 Экономическая система и ее функции. Типы
экономических систем.

5
Участие в беседе, практическая работа

Портал Российской
электронной шко

1

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
18 Измерители экономической деятельности.
Валовый внутренний продукт, валовый
национальный продут.

Участие в беседе, практическая работа

19 Роль государства в экономике. Налоги.
Государственный бюджет.

Участие в беседе, практическая работа

Портал Российской
электронной шко

1

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
Портал Российской
электронной шко

1

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
20 Инфляция. Безработица. Уровень занятости.

Участие в беседе, практическая работа

Портал Российской
электронной шко
лы (РЭШ),банк

1

заданий(http://oge.fipi.ru)
21 Собственность. Защита прав потребителей.

Участие в беседе, практическая работа

Портал Российской
электронной шко

1

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
Тема 5. Политическая сфера общества.
22 Власть. Роль политики в жизни общества.

5
Участие в беседе, практическая работа

Портал Российской
электронной шко

1

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
23 Государство, его функции. Политическая
системаПризнаки государства.

Участие в беседе, практическая работа

Портал Российской
электронной шко

1

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
24 Формы государства: форма правления, форма Участие в беседе, практическая работа
государственно-территориального
устройства. Типология политических
режимов: демократия, авторитаризм,
тоталитаризм

Портал Российской
электронной шко

26 Гражданское общество и правовое
государство. Местное самоуправление.

Портал Российской

Участие в беседе, практическая работа

1

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
1

Политические партии и движения. СМИ в
политической системе.

электронной шко
лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)

Тема 6. Право
27 Право и его роль в жизни общества и
государства.

5
Участие в беседе, практическая работа

Портал Российской
электронной шко

1

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
28 Конституция Российской Федерации. Основы Участие в беседе, практическая работа
Конституционного строя РФ.

Портал Российской
электронной шко

1

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
29 Трудовое и семейное законодательство.

Участие в беседе, практическая работа

Портал Российской
электронной шко

1

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
30 Административное и уголовное
законодательство.

Участие в беседе, практическая работа

Портал Российской
электронной шко
лы (РЭШ),банк

1

заданий(http://oge.fipi.ru)
31 Социальные права. Международное
гуманитарное право.

Участие в беседе, практическая работа

Портал Российской
электронной шко

1

лы (РЭШ),банк
заданий(http://oge.fipi.ru)
32- Итоговое тестирование.
34
Тестирование
Итого:

банк
заданий(http://oge.fipi.ru)

3

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».