практический курс речеведения 9 кл

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа "

СОГЛАСОВАНО
Заместитель по УВР
Деревнина Е.Г.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.
.
.

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора
Сосновских В.С.
Приказ № 3008-3
от «30» августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Практический курс речеведения»
для обучающихся 9 класса

с. Вновь-Юрмытское, 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Практический курс речеведения» на
уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также
федеральной рабочей программы воспитания.
Практическая значимость курса «Практический курс речеведения».
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения
языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий,
ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся
должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами
культуры устной и письменной речи. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение
правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть
(выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и
коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил,
приобрести устойчивые навыки).
Цели изучения учебного курса внеурочной деятельности:
Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах языка,
видах речевой деятельности,
функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных
качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.
Задачи курса:
- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;
- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации
текста,
- совершенствовать речевую практику учащихся;
- совершенствовать навык работы с тестами.
Место учебного курса внеурочной деятельности «Практический курс речеведения»в учебном плане:
Программа
учебного курса внеурочной деятельности «Практический курс
речеведения» рассчитана на один час в неделю (34 учебных недели) в 9классе
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ «Практический курс речеведения»
Тема №1.
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. Комплексный
анализ текста.
Текст. Стили речи. Типы речи. Лингвистический анализ текста
Тема №2
Средства выразительности речи. Комплексный анализ текста.
Стили речи. Типы речи. Лингвистический анализ текста. Понятие о средствах выразительности речи и их
роли.
Тема №3.
Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
Текст. Лингвистический анализ текста. Средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь.
Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте.
Тема №4.
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы. Тема текста.
Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема №5.
Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
Критерии и нормативы оценки творческой работы.
Тема №6.
Рецензирование и редактирование творческой работы на основе примеров.
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема №7.
Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного

мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема №8.
Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема №9.
Обучающее сочинение-рассуждение о нравственных проблемах.
Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного
мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема №10.
Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема №11.
Обучающее очинение-рассуждение по словам мудрых людей.
Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного
мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема №12.
Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по словам мудрых людей.
Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение
собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Планируемые результаты изучения курса «Практический курс речеведения»
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств
ее осуществления.
2. Использование знаково-символических средств представления информации.
3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа,
организации и передачи информации.
4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.
5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами.
6. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский язык».
Предметные результаты :
1. знание базовых понятий курса: культура речи, речь, письменная и устная формы речи, языковая
норма, виды языковых норм;
2. умение давать характеристику основным стилям русского языка;
3. знание художественно-изобразительных средствах речевой выразительности (тропах).
4. знание основных видов лингвистических словарей и умение ими пользоваться.
5. приобретение навыков речевого контроля, умение слышать себя, грамотно оценить качество речи и
при необходимости её корректировать в пределах изученного материала;
В результате изучения материалов программы обучающиеся 9 класса научатся:
 адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и
дополнительной информации);
 владеть разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов
разных стилей и жанров;
 владеть умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами
работы с книгой, периодическими изданиями;







свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
адекватно воспринимать на слух текстов разных стилей и жанров; владеть различными видами
аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
уметь сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к
определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
Календарно-тематический план
№
п/п

Перечень разделов

Всего
часов

Требования к знаниям

Требования к умениям

1-2.

Текст как продукт речевой
деятельности. Смысловая и
композиционная
целостность
текста.
Комплексный анализ текста.

2

Уметь производить
комплексный анализ
текста

3.

Средства выразительности
речи. Комплексный анализ
текста.

1

4.

Виды и средства связи
предложений в тексте.
Лингвистический анализ
текста
Композиция сочинениярассуждения. Критерии и
нормативы оценки
творческой работы.

1

Знать основные
требования к
комплексному анализу
текста, знать
понятия «стили речи»,
«типы речи»,
«средства
выразительности»
Знать основные
требования к
комплексному анализу
текста, знать понятия
«стили речи», «типы
речи», «средства
выразительности»
Знать виды и средства
связи предложений в
тексте

6.

Обучающее сочинениерассуждение по тексту
художественного стиля.

1

7.

Рецензирование и
редактирование творческой
работы на основе примеров.

1

5.

1

Знать понятия «тема
текста», «проблема»,
«авторская позиция»,
знать композицию
сочинениярассуждения,
критерии и нормативы
его оценки
Знать композицию
сочинениярассуждения,
критерии и нормативы
его оценки, знать и
соблюдать основные
нормы литературного
языка
Уметь
совершенствовать и
редактировать текст,
знать и соблюдать
основные нормы
литературного языка

Уметь производить
комплексный анализ
текста

Уметь производить
комплексный анализ
текста

Уметь определять тему
текста, его проблему,
авторскую позицию,
уметь корректно,
логично и образно
излагать собственное
мнение по проблеме,
подбирать аргументы,
составлять связное
высказывание.
Уметь находить
необходимую
информацию в тексте.

8-9.

Сочинение-рассуждение по
тексту художественного
стиля.

2

Знать композицию
сочинениярассуждения,
критерии и нормативы
его оценки, знать и
соблюдать основные
нормы литературного
языка

10.

Рецензирование и
редактирование собственной
творческой работы

1

11-12.

Обучающее сочинениерассуждение о нравственных
проблемах..

2

Уметь
совершенствовать и
редактировать текст,
знать и соблюдать
основные нормы
литературного языка
Знать композицию
сочинениярассуждения,
критерии и нормативы
его оценки, знать и
соблюдать основные
нормы литературного
языка

13.

Рецензирование и
редактирование собственной
творческой работы

1

14-15.

Обучающее сочинениерассуждение по словам
мудрых людей о
нравственности

2

16-17.

Творческая мастерская.
Сочинение-рассуждение по
словам мудрых людей.

2

Уметь редактировать
текст, знать и
соблюдать основные
нормы литературного
языка
Знать композицию
сочинениярассуждения,
критерии и нормативы
его оценки, знать и
соблюдать основные
нормы литературного
языка
Знать композицию
сочинениярассуждения,
критерии и нормативы
его оценки, знать и
соблюдать основные
нормы литературного
языка

Уметь определять тему
текста, его проблему,
авторскую позицию,
уметь корректно,
логично и образно
излагать собственное
мнение по проблеме,
подбирать аргументы,
составлять связное
высказывание.
Уметь находить
необходимую
информацию в тексте.

Уметь определять тему
текста, его проблему,
авторскую позицию,
уметь корректно,
логично и образно
излагать собственное
мнение по проблеме,
подбирать аргументы,
составлять связное
высказывание.
Уметь находить
необходимую
информацию в тексте.
Уметь определять тему
текста, его проблему,
авторскую позицию,
уметь корректно,
логично и образно
излагать собственное
мнение по проблеме,
подбирать аргументы,
составлять связное
высказывание.
Уметь определять тему
текста, его проблему,
авторскую позицию,
уметь корректно,
логично и образно
излагать собственное
мнение по проблеме,
подбирать аргументы,
составлять связное
высказывание.

Список источников
1. Выразительные средства языка В.Приходько 2008 М, Изд.центр «Академия»
2. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. Д.Э.Розенталь 2003 М,»Оникс 21 век»
3. Ладыженская, Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986.
Интернет – ресурсы
1.http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/2013-02-03-10-53-18/sochineniya-2015-goda/1821-metodicheskierekomendatsii-po-napisaniyu-sochineniya-15-3-oge
2.. https://saharina.ru/metod/gia/

3.http:// www .fipi.ru «ФИПИ» / Открытый банк заданий
4.http://neznaika.pro/ «Незнайка» /Тесты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».