программа внеурочной деятельности баскетбол 9-12

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вновь-Юрмытская Средняя Общеобразовательная Школа»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель по УВР

И.о. Директора

Е.Г. Деревнина

В.С. Сосновских________________

Протокол № 1 от 29.08.2023 г.

Приказ № 3008-2 от 30.08.2023 г.

Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
«Баскетбол»
3-5 классы

с. Вновь-Юрмытское 2023 год
1

Пояснительная записка
Сегодня внеурочная деятельность детей по праву рассматривается как
важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в
современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует
постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как
образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие
личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине
образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития
образования.
Физкулътурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе
основного общего образования детей ориентирована на физическое
совершенствование

ребенка,

формирование

здорового

образа

жизни,

воспитание спортивного резерва нации и осуществляется не только за счет
увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм
внеклассной и внеурочной работы с детьми.
Программа разработана в соответствии с:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273).
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»

(далее

-

Порядок

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам).
-Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (далее - СанПиН).
2

-Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
- Приказа Минспорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об
утверждении особенностей организации и осуществления образовательной,
тренировочной и методической деятельности в области физической культуры
и спорта».
Программа имеет спортивно-массовую направленность и призвана
осуществлять 3 исключительно важных функции:
создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и
переживания им «ситуации успеха»;
способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых
интересов личности;
выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя
ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях
общеобразовательной школы реализацией

личностного потенциала в

условиях дополнительного образования.
Ведущими

ценностными

приоритетами

программы являются:

демократизация учебно-воспитательного процесса; формирование здорового
образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического
творчества; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности
посредством выбранного ими вида спорта.
Актуальность данной программы внеурочной деятельности в том, что
она

усиливает

вариативную

составляющую

общего

образования,

способствует реализации сил, знаний, полученных детьми и подростками в
базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению
опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает
ребятам в профессиональном самоопределении.
3

Новизна и оригинальность программы в том, что она учитывает
специфику внеурочной деятельности и охватывает значительно больше
желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования
в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля»
тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе,
а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни,
всестороннего

подхода

к

воспитанию

гармоничного

человека.

С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности
активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок
имел

возможность

напряжение

снять

посредством

разнообразными

физическое
занятий

в

подвижными

утомление
спортивном

и

и

эмоциональное

зале

спортивными

веселыми

и

играми.

Наиболее интересной и физически разносторонней является игра баскетбол,
в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни
качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость,
точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка
(общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается
высокая двигательная активность большой группы детей, также есть
возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и
подготовленности.
Развитие интелекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных
качеств.
Педагогическая

целесообразность данной

программы

обусловлена целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у
основного:
личностная ориентация образования;
профильность;
практическая направленность;
мобильность;
4

разноуровневость;
реализация воспитательной функции обучения через активизацию
деятельности обучающихся.
Цель программы: приобщить детей к систематическим занятиям
физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
1. Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей и
подростков.
2. Овладение воспитанниками спортивной техникой и тактикой
баскетбола.
3. Воспитание высоких моральных и волевых качеств; развитие
специальных физических качеств личности.
4. Приобретение практических навыков и теоретических знаний в
области баскетбола, а также соблюдение общей и частной гигиены и
осуществление самоконтроля.
5. Формирование потребности ведения здорового образа жизни.
6. Проведение профориентации.
Основными формами учебного процесса в группах являются:
- теоретические и групповые практические занятия,
- соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские игры,
- педагогическое тестирование.
Особенности

реализации

программы

внеурочной

деятельности:

количество часов и место проведения занятий. Программа внеурочной
деятельности «Баскетбол» предназначена для обучающихся 6–9 классов.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения
занятий, а именно: занятия проводятся после всех уроков основного
расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е.
40 минут. 1 раза в неделю. Занятия проводятся в спортивном зале.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает
5

использование

форм

и

методов

обучения,

адекватных

возрастным

возможностям занимающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты обучения. Изучать историю баскетбола и
запоминать имена выдающихся отечественных баскетболистов. Овладевать
основными приёмами игры в баскетбол. Соблюдать правила безопасности,
чтобы избежать травм при занятиях баскетболом. Выполнять контрольные
упражнения и тесты. Описывать технику изучаемых игровых приёмов и
действий, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять типичные
ошибки.
Описывать технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивать
их

самостоятельно,

выявлять

и

устранять

типичные

ошибки.

Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения
техники игровых приёмов и действий. Соблюдать правила безопасности.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения
техники игровых приёмов и действий. Соблюдать правила безопасности.
Моделировать технику освоенных игровых действий и приёмов.
Личностные результаты обучения. Определять возможные роли в
совместной

деятельности;

играть

определенную

роль

в

совместной

деятельности; принимать мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали
или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные
отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и
аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать

контраргументы,

перефразировать

свою

мысль

(владение

механизмом эквивалентных замен); критически относиться к своему мнению,
с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной
6

ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о
правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
Метапредметные результаты обучения. Умение самостоятельно
определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии изменяющейся ситуацией;
умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности; овладение сведениями о роли и
значении физической культуры в формировании целостной личности
человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и
нравственных качеств; понимание здоровья как одного из важнейших
условий развития и самореализации человека.

7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«БАСКЕТБОЛ»
Материал программы дается в трех разделах:
- основы знаний;
- общая и специальная физическая подготовка;
- техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории
развития баскетбола, правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны
упражнения, которые способствуют формированию общей культуры
движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают
определенные двигательные качества.
Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал,
дистанция. Перестроения. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды
размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты на
месте. Переход на ходьбу, на бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости
движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных
положений – сгибания и разгибания рук, вращения, махи, отведение и
приведение, рывки одновременно обеими руками разновременно, тоже во
время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в
тазобедренных суставах; приседания, отведения, приведения и махи ногой в
переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, подскоки из различных
исходных положений ног; сгибание и разгибание ног в смешанных висах и
упорах, прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты
головы, наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты
туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине,
из положения лежа на спине переход в положение сидя, смешанные упоры в
положении лицом и спиной вниз, угол из исходного положения лежа, сидя в
положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и
длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком,
резиновыми амортизаторами, палками.
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением
собственного веса. Преодоление веса и сопротивление партнера. Переноска и
перекладывание груза. Лазание по канату, шесту, лестнице. Перетягивание
каната. Упражнения на гимнастической стенке.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от
30 до 100 м со старта и с максимальной скоростью. Бег по наклонной
плоскости вниз. Бег за лидером. Бег с задачей догнать партнера. Выполнение
общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
8

Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с
высокой амплитудой движений. Упражнения с помощью партнера.
Упражнения с гимнастической палкой. Упражнения на гимнастической
стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения
рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка.
Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках, лопатках.
Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика.
Упражнения в равновесии. Жонглирование двумя-тремя теннисными
мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель.
Упражнения типа «полоса препятствий». С перелезанием,
пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями,
переноской нескольких предметов одновременно, ловлей и метанием мячей.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту
через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на
ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов. Прыжки в глубину. Бег и
прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку.
Эстафеты. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и
переменный на 500, 800, 1000 м. Дозированный бег по пересеченной
местности от 3 мин до 1 ч.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести.
Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений. Бег с
максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно
воспринимаемым сигналам. Бег за лидером. Бег на короткие отрезки с
прыжками в конце, середине, начале дистанции. Многократные прыжки с
ноги на ногу. Прыжки на одной ноге на месте и в движении. Прыжки в
сторону. Бег и прыжки с отягощениями.
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения
броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые
движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами.
Передвижение в упоре на раках по кругу. Передвижение на руках в упоре
лежа. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, теннисными
мячами. Метание мячей различного веса и объема на точность, дальность,
быстроту. Метание палок. Удары по летящему мячу. Бросок мяча в прыжке с
разбега.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля
мяча в ходьбе, беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после
кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во
внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену и последующей ловлей.
Ведение мяча с ударами о скамейку, о пол. Ведение мяча с одновременным
выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения.
9

Упражнения
для
развития
специальной
выносливости.
Многократные упражнения в беге, прыжках, технико-тактических
упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью
работы и отдыха. Игры. Круговая тренировка.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал,
способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
Техническая подготовка.
Прыжок толчком двух ног, прыжок толчком одной ноги, остановка
прыжком, остановка двумя шагами. Повороты вперед, повороты назад. Ловля
мяча двумя руками на месте и в движении, в прыжке, при встречном
движении, при поступательном движении, при движении сбоку, ловля рукой
на месте. Ловля мяча одной рукой в движении. Передача мяча двумя руками
сверху, от плеча, от груди. Передача двумя руками снизу, с места. Передача
мяча двумя руками в прыжке. Встречные передачи мяча. Передача мяча
одной рукой сверху, от плеча, от груди. Ведение мяча с высоким отскоком, с
низким отскоком. Ведение мяча без зрительного контроля. Ведение мяча со
зрительным контролем. Ведение мяча на месте, ведение мяча по прямой,
ведение мяча по дугам, ведение мяча по кругам. Ведение мяча зигзагом.
Броски в корзину двумя руками сверху. Броски в корзину двумя руками от
груди. Броски в корзину двумя руками снизу. Броски в корзину двумя руками
с отскоком от щита. Броски в корзину двумя руками с места. И в движении.
Броски в корзину двумя руками (ближние). Броски в корзину одной рукой от
плеча. Броски в корзину одной рукой с отскоком от щита. Броски в корзину
одной рукой в прыжке. Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом.
Броски в корзину одной рукой параллельно щиту.
Тактическая подготовка.
Тактика нападения. Выход для получения мяча. Выход для
отвлечения мяча. Розыгрыш мяча. Атака корзины. «Передай мяч и выходи».
Наведение, пересечение.
Тактика защиты.
Противодействие получению мяча. Противодействие выходу на
свободное место. Противодействие розыгрышу мяча. Противодействие атаки
корзины. Подстраховка. Система личной защиты.
В конце обучения учащиеся должны знать правила игры и принимать
участие в соревнованиях.

10

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«Баскетбол»
3-5 классы
Содержание

№

Кол-во
часов

1

Основы знаний

2

2

Специальная подготовка техническая

10

3

Специальная подготовка тактическая

10

4

ОФП

8

5

Соревнования

4

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-5 классы
№

Тема урока

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Техника передачи мяча на месте

1

3

Техника передачи мяча на месте

1

4

Совершенствование техники передачи мяча на месте

1

5

Совершенствование техники передачи мяча на месте

1

6

Совершенствование техники передачи мяча на месте

1

7

Техника ведения мяча на месте и в движении

1

8

Техники ведения мяча на месте и в движении

1

9

Техники ведения мяча на месте и в движении

10

Совершенствование техники владения мячом на месте и в
движении

1

11

Совершенствование техники владения мячом на месте и в

1

11

1

движении
12

Броски мяча в кольцо

13

Броски мяча в кольцо

14

Броски мяча в кольцо

1

15

Совершенствование бросков в кольцо

1

16

Ловля и передача мяча на месте и в движении

17

Ловля и передача мяча на месте и в движении

18

Ведение мяча на месте в движении

1

19

Ведение мяча на месте в движении

1

20

Подвижные игры

1

21

Ловля и передача мяча на месте и в движении. Ведение на месте
правой (левой) рукой

1

22

Ловля и передача мяча на месте и в движении. Ведение на месте
правой (левой) рукой

1

23

Ловля и передача мяча на месте и в движении. Ведение на месте
правой (левой) рукой

1

24

Броски мяча двумя руками с места

25

Броски мяча двумя руками с места

26

Броски мяча двумя руками с места

1

27

Подвижные игры

1

28

Ведение правой (левой) рукой в движении

1

29

Ведение правой (левой) рукой в движении

1

30

Подвижные игры

1

31

Ловля и передача мяча на месте и в движении

1

32

Ведение мяча на месте в движении

1

1
1

12

1
1

1
1

33

Броски в кольцо

1

34

Итоговое занятие

1

Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в
соревнованиях. Подведение итогов по технической и общефизической
подготовке проводится 2 раза в год (сентябрь, май), учащиеся
выполняют контрольные нормативы.
Контрольно-измерительные материалы
Нормативы технической подготовки. 3 класс
Оценка

Штрафные броски

Броски с дистанции

Передачи мяча в
стену на скорость

5

4

3

14

4

3

2

12

3

2

1

10

Нормативы технической подготовки. 4 класс
Оценка

Штрафные броски

Броски с дистанции

Передачи мяча в
стену на скорость

5

4

3

16

4

3

2

14

3

2

1

12

Нормативы технической подготовки. 5 класс
Оценка

Штрафные броски

Броски с
дистанции

Передачи мяча в
стену на скорость

5

5

4

18

4

4

3

16

3

3

2

14

13

Штрафные броски выполняются последовательно по 2 броска в каждое
кольцо. После первого броска мяч подает игроку его партнер, после второго
броска игрок сам подбирает мяч, ведет его к противоположному кольцу и там
выполняет 2 броска в той же последовательности. Упражнение выполняется
5 минут (20 бросков).
Броски с дистанции выполняются последовательно от десяти равно
удаленных точек, по 2 броска с каждой точки. Считается число попаданий.
Передача мяча в стену на скорость. Встать на расстоянии 2-3 метра от
стены лицом к ней и выполнять передачи мяча двумя руками от груди в
стену в течении 20 секунд, стараясь сделать как можно больше передач.

Нормативы физической подготовленности. 3 класс (мальчики)
Уровень

Контрольные упражнения
высокий
низкий
Подтягивание в висе, колво раз
Прыжок в длину с места
Бег на 1000 м, мин
Бег на 30 м с высокого
старта, с

средний

5

4

3

150-160

131-149

120-130

5,00

5,30

6,00

5,6-5,8

5,9-6,3

6,4-6,6

Нормативы физической подготовленности. 4 класс (мальчики)
Уровень

Контрольные упражнения
высокий
низкий
Подтягивание в висе, колво раз
Бег на 60 м с высокого
старта, с

средний

6

4

3

10,0

10,8

11,0

Бег на 1000 м

4,30

14

5,00

5,30

Нормативы физической подготовленности. 5 класс (мальчики)
Уровень

Контрольные упражнения
высокий
низкий
Подтягивание в висе, колво раз
Бег на 60 м с высокого
старта, с

средний

7

5

3

9,8

10,0

10,5

Бег на 1000 м

4,0

4,5

5,0

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный
зал ОУ. Спортивный инвентарь: баскеттобльные мячи -15 штук; набивные
мячи - 5 штук;; гимнастические скакалки для прыжков 10 штук;
гимнастические маты - 10 штук; теннисные мячи -10 штук; Спортивные
снаряды: гимнастические скамейки –2 штуки; гимнастическая стенка – 4
пролета.
Список литературы:
1. Верхлин В.Н., Воронцов К. А. . Физическая культура. Входные и
итоговые проверочные работы: 1-4 классы – М.: ВАКО, 2011.
2. Вуден Д. Современный баскетбол: пер. с англ. - М.: ФиС, 1999г.-256 с.
Опубликовано 06.11.20 в 07:50
3. Колодницкий, В.С. Кузнецов, «Внеурочная деятельность учащихся
Баскетбол» М. «Просвещение» 2013г.
4. Лях В.И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического
воспитания учащихся 1-11классы. М. Просвещение, 2010г.

15

5. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для
ДЮСШ, СДЮШОР. - М.: Советский спорт. 2007. -100 с.
6. Книга тренеров NBA. Техники, тактики и тренерские стратегии от
гениев баскетбола. М. «Эксмо». 2017 -368 стр.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».