Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Вновь-Юрмытская Средняя Общеобразовательная Школа» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель по УВР И.о. Директора Е.Г. Деревнина В.С. Сосновских________________ Протокол № 1 от 29.08.2023 г. Приказ № 3008-2 от 30.08.2023 г. Рабочая программа Курса внеурочной деятельности «Баскетбол» 6-9 классы с. Вновь-Юрмытское 2023 год 1 Пояснительная записка Сегодня внеурочная деятельность детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. Физкулътурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе основного общего образования совершенствование ребенка, детей ориентирована формирование здорового на физическое образа жизни, воспитание спортивного резерва нации и осуществляется не только за счет увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внеурочной работы с детьми. Программа разработана в соответствии с: -Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273). -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам). -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее - СанПиН). 2 -Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». - Приказа Минспорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта». Программа имеет спортивно-массовую направленность и призвана осуществлять 3 исключительно важных функции: создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха»; способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности; выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного образования. Ведущими ценностными приоритетами программы являются: демократизация учебно-воспитательного процесса; формирование здорового образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического творчества; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта. Актуальность данной программы внеурочной деятельности в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми и подростками в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении. 3 Новизна и оригинальность программы в том, что она учитывает специфику внеурочной деятельности и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность напряжение снять посредством разнообразными физическое занятий в подвижными утомление спортивном и и эмоциональное зале спортивными веселыми и играми. Наиболее интересной и физически разносторонней является игра баскетбол, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде). В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности. Развитие интелекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного: личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность; мобильность; 4 разноуровневость; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности обучающихся. Цель программы: приобщить детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни. Задачи программы: 1. Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей и подростков. 2. Овладение воспитанниками спортивной техникой и тактикой баскетбола. 3. Воспитание высоких моральных и волевых качеств; развитие специальных физических качеств личности. 4. Приобретение практических навыков и теоретических знаний в области баскетбола, а также соблюдение общей и частной гигиены и осуществление самоконтроля. 5. Формирование потребности ведения здорового образа жизни. 6. Проведение профориентации. Основными формами учебного процесса в группах являются: - теоретические и групповые практические занятия, - соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские игры, - педагогическое тестирование. Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий. Программа внеурочной деятельности «Баскетбол» предназначена для обучающихся 6–9 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения занятий, а именно: занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40 минут. 1 раза в неделю. Занятия проводятся в спортивном зале. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает 5 использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Предметные результаты обучения. Изучать историю баскетбола и запоминать имена выдающихся отечественных баскетболистов. Овладевать основными приёмами игры в баскетбол. Соблюдать правила безопасности, чтобы избежать травм при занятиях баскетболом. Выполнять контрольные упражнения и тесты. Описывать технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять типичные ошибки. Описывать технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять типичные ошибки. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий. Соблюдать правила безопасности. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий. Соблюдать правила безопасности. Моделировать технику освоенных игровых действий и приёмов. Личностные результаты обучения. Определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной 6 ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. Метапредметные результаты обучения. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека. 7 Учебно-тематический план № 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема Техника безопасности при организации занятий. История баскетбола. Передачи мяча. Остановки и перемещения. Броски в корзину. Ведения мяча. Игры и соревнования. Всего Количество часов 1 1 7 5 7 5 8 34 Содержание учебного плана 1. Техника безопасности во время учебно-тренировочных занятий. Требования безопасности перед началом занятий. Требования безопасности во время занятий. Требования безопасности в аварийных ситуациях. Требования безопасности по окончании занятий. 2. Теоретическая подготовка. Состояние и развитие баскетбола в России. Профилактика травматизма. Общая характеристика спортивной подготовки. Основы техники игры и техническая подготовка. Основы тактики игры и тактическая подготовка. Физические качества и физическая подготовка. 3. Физическая подготовка. ОФП: Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы. Упражнения для всех групп мышц. Упражнения для развития силы, ловкости, быстроты, выносливости. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. 4. Техническая подготовка. Обводка соперника. Ведение, остановка в два шага и прыжком. Броски мячом в корзину с места, после остановки, жонглирование мячом. 8 5. Тактическая подготовка. Выход для получения мяча и отвлечения соперника. Атака корзины соперника. Игра один на один в нападении и защите. 6. Промежуточная и итоговая аттестация. Усвоение изученного материала. Результаты выступления на соревнованиях и индивидуальные игровые показатели. Выполнение контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке. 7. Соревнования. Участие в соревнованиях на основании «Календаря спортивно-массовых мероприятий». Контрольные игры на учебно- тренировочных занятиях. Товарищеские встречи. 8. Летняя оздоровительная работа. Участие в семинарах, мастер-классах, учебно-тренировочных сборах и соревнованиях. Учебно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема занятий Правила соревнований по баскетболу. Правила техники безопасности при проведении занятий по баскетболу. Ведение мяча по прямой с изменением скорости передвижения. Ведение одной рукой. В движении: ведение левой и правой рукой с переводами перед собой, за спиной, между ног, ведение с поворотами, ведение 2 мячей одновременно. Перемещения баскетболиста. Игра 1x0 с завершением после прохода под корзину. Шагом, бегом, приставными шагами, с изменением скорости и направления. Остановки баскетболиста прыжком. Передача мяча двумя руками от груди. Передача мяча одной рукой от плеча. В движении: передача в парах 1,2 мячей, в тройках 2,3 мячей, во встречных колоннах со сменой мест Ловля мяча после различных видов передач Ловля одной рукой в парах на месте и в движении 9 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Игра в защите. История развития баскетбола в мире и России. Индивидуальные перемещения защитника Борьба за отскок, отсекание Личная защита (прессинг) Зонная защита. Игра в нападении Открывание. Быстрый отрыв. Бег 500, 1000, метров. Бросок и ловля мяча из различных положений тела. Подтягивание. Сгибание и разгибание рук в упоре. Прыжки через скакалку, напрыгивание и соскоки. Участие в соревнованиях по баскетболу среди школы. Игра 1x1 в ограниченном пространстве. Игра в квадрате. Свободная игра 3x3 на половине площадки. Ведение одной рукой. В движении: ведение левой и правой рукой с переводами перед собой, за спиной, между ног, ведение с поворотами, ведение 2 мячей одновременно. Перемещения баскетболиста в защитной стойке. Шагом, бегом, приставными шагами, с изменением скорости и направления. Остановки баскетболиста прыжком. Контрольные нормативы по ОФП (Челночный бег, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места.) Передача мяча двумя руками от груди Передача мяча одной рукой от плеча. Контрольные нормативы по СФП (обводка конусов, штрафной бросок, жонглирование двумя мячами). В движении: передача в парах 1,2 мячей, в тройках 2,3 мячей, во встречных колоннах со сменой мест. Товарищеская встреча по баскетболу. 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ. Спортивный инвентарь: баскеттобльные мячи -15 штук; набивные мячи - 5 штук;; гимнастические скакалки для прыжков 10 штук; гимнастические маты - 10 штук; теннисные мячи -10 штук; Спортивные снаряды: гимнастические скамейки –2 штуки; гимнастическая стенка – 4 пролета. Контрольно-измерительные материалы Уровень физической подготовленности учащихся 11 – 15 лет № п/п 1 2 3 Физические способности Скоростные Силовые Скоростносиловые Контрольное упражнение (тест) Бег 30м, сек Подтягивание на высокой перекладине (м), на низкой (д), кол-во раз Прыжок в длину с места, см Возраст (лет) Мальчики уровень Низкий Средний Высокий 11 6,3 и выше 6,1-5,5 5,0 и ниже 12 6,0 5,8-5,4 4,9 13 5,9 5,6-5,2 4,8 14 5,8 5,5-5,1 4,7 15 5,5 5,3-4,9 4,5 11 1 4-5 6 и выше 12 1 4-6 7 13 1 5-6 8 14 2 6-7 9 15 3 7-8 10 11 140 и ниже 160-180 195 и выше 12 145 165-180 200 13 150 170-190 205 14 160 180-195 210 15 175 190-205 220 11 4 Выносливос ть 6-мин бег, м 11 900 и менее 1000-1100 1300 и бол 12 950 1100-1200 1350 13 1000 1150-1250 1400 14 1050 1200-1300 1450 15 1100 1250-1350 1500 Список литературы используемой педагогом: 1. «Внеурочная деятельность учащихся Баскетбол» Колодницкий, В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2013г. авторы: Г.А. 2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классы. В.И. Лях А. А. Зданевич М. Просвещение, 2010г. 3. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. - М.: Советский спорт. 2007. -100 с. 4. Книга тренеров NBA. Техники, тактики и тренерские стратегии от гениев баскетбола. М. «Эксмо». 2017 -368 стр. 5. Вуден Д. Современный баскетбол: пер. с англ. - М.: ФиС, 1999г. - 256 с. Опубликовано 06.11.20 в 07:50 12