Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вновь-Юрмытская Средняя Общеобразовательная Школа»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель по УВР
И.о. Директора
Е.Г. Деревнина
В.С. Сосновских________________
Протокол № 1 от 29.08.2023 г.
Приказ № 3008-2 от 30.08.2023 г.
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
«Баскетбол»
6-9 классы
с. Вновь-Юрмытское 2023 год
1
Пояснительная записка
Сегодня внеурочная деятельность детей по праву рассматривается как
важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в
современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует
постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как
образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие
личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине
образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития
образования.
Физкулътурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе
основного общего
образования
совершенствование
ребенка,
детей ориентирована
формирование
здорового
на
физическое
образа
жизни,
воспитание спортивного резерва нации и осуществляется не только за счет
увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм
внеклассной и внеурочной работы с детьми.
Программа разработана в соответствии с:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273).
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
(далее
-
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам).
-Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (далее - СанПиН).
2
-Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
- Приказа Минспорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об
утверждении особенностей организации и осуществления образовательной,
тренировочной и методической деятельности в области физической культуры
и спорта».
Программа имеет спортивно-массовую направленность и призвана
осуществлять 3 исключительно важных функции:
создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и
переживания им «ситуации успеха»;
способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых
интересов личности;
выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя
ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях
общеобразовательной
школы
реализацией
личностного
потенциала
в
условиях дополнительного образования.
Ведущими
ценностными
приоритетами
программы являются:
демократизация учебно-воспитательного процесса; формирование здорового
образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического
творчества; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности
посредством выбранного ими вида спорта.
Актуальность данной программы внеурочной деятельности в том, что
она
усиливает
вариативную
составляющую
общего
образования,
способствует реализации сил, знаний, полученных детьми и подростками в
базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению
опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает
ребятам в профессиональном самоопределении.
3
Новизна и оригинальность программы в том, что она учитывает
специфику внеурочной деятельности и охватывает значительно больше
желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования
в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля»
тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе,
а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни,
всестороннего
подхода
к
воспитанию
гармоничного
человека.
С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности
активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок
имел
возможность
напряжение
снять
посредством
разнообразными
физическое
занятий
в
подвижными
утомление
спортивном
и
и
эмоциональное
зале
спортивными
веселыми
и
играми.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра баскетбол,
в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни
качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость,
точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка
(общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается
высокая двигательная активность большой группы детей, также есть
возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и
подготовленности.
Развитие интелекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных
качеств.
Педагогическая
целесообразность данной
программы
обусловлена целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у
основного:
личностная ориентация образования;
профильность;
практическая направленность;
мобильность;
4
разноуровневость;
реализация воспитательной функции обучения через активизацию
деятельности обучающихся.
Цель программы: приобщить детей к систематическим занятиям
физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
1. Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей и
подростков.
2. Овладение воспитанниками спортивной техникой и тактикой
баскетбола.
3. Воспитание высоких моральных и волевых качеств; развитие
специальных физических качеств личности.
4. Приобретение практических навыков и теоретических знаний в
области баскетбола, а также соблюдение общей и частной гигиены и
осуществление самоконтроля.
5. Формирование потребности ведения здорового образа жизни.
6. Проведение профориентации.
Основными формами учебного процесса в группах являются:
- теоретические и групповые практические занятия,
- соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские игры,
- педагогическое тестирование.
Особенности
реализации
программы
внеурочной
деятельности:
количество часов и место проведения занятий. Программа внеурочной
деятельности «Баскетбол» предназначена для обучающихся 6–9 классов.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения
занятий, а именно: занятия проводятся после всех уроков основного
расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е.
40 минут. 1 раза в неделю. Занятия проводятся в спортивном зале.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает
5
использование
форм
и
методов
обучения,
адекватных
возрастным
возможностям занимающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты обучения. Изучать историю баскетбола и
запоминать имена выдающихся отечественных баскетболистов. Овладевать
основными приёмами игры в баскетбол. Соблюдать правила безопасности,
чтобы избежать травм при занятиях баскетболом. Выполнять контрольные
упражнения и тесты. Описывать технику изучаемых игровых приёмов и
действий, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять типичные
ошибки.
Описывать технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивать
их
самостоятельно,
выявлять
и
устранять
типичные
ошибки.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения
техники игровых приёмов и действий. Соблюдать правила безопасности.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения
техники игровых приёмов и действий. Соблюдать правила безопасности.
Моделировать технику освоенных игровых действий и приёмов.
Личностные результаты обучения. Определять возможные роли в
совместной
деятельности;
играть
определенную
роль
в
совместной
деятельности; принимать мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали
или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные
отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и
аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать
контраргументы,
перефразировать
свою
мысль
(владение
механизмом эквивалентных замен); критически относиться к своему мнению,
с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной
6
ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о
правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей; организовывать
учебное
взаимодействие
в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
Метапредметные результаты обучения. Умение самостоятельно
определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии изменяющейся ситуацией;
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности; овладение сведениями о роли и
значении физической культуры в формировании целостной личности
человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и
нравственных качеств; понимание здоровья как одного из важнейших
условий развития и самореализации человека.
7
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема
Техника безопасности при организации занятий.
История баскетбола.
Передачи мяча.
Остановки и перемещения.
Броски в корзину.
Ведения мяча.
Игры и соревнования.
Всего
Количество
часов
1
1
7
5
7
5
8
34
Содержание учебного плана
1. Техника безопасности во время учебно-тренировочных занятий.
Требования безопасности перед началом занятий. Требования безопасности
во время занятий. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
Требования безопасности по окончании занятий.
2. Теоретическая подготовка. Состояние и развитие баскетбола в России.
Профилактика травматизма. Общая характеристика спортивной подготовки.
Основы техники игры и техническая подготовка. Основы тактики игры и
тактическая подготовка. Физические качества и физическая подготовка.
3. Физическая подготовка. ОФП: Упражнения для шеи и туловища.
Наклоны, вращения, повороты головы. Упражнения для всех групп мышц.
Упражнения для развития силы, ловкости, быстроты, выносливости.
Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с
максимальной
скоростью.
Бег
по
наклонной
плоскости
вниз.
Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения.
4. Техническая подготовка. Обводка соперника. Ведение, остановка в
два шага и прыжком. Броски мячом в корзину с места, после остановки,
жонглирование мячом.
8
5. Тактическая подготовка. Выход для получения мяча и отвлечения
соперника. Атака корзины соперника. Игра один на один в нападении и
защите.
6. Промежуточная и итоговая аттестация. Усвоение изученного
материала. Результаты выступления на соревнованиях и индивидуальные
игровые показатели. Выполнение контрольных упражнений по общей и
специальной физической подготовке.
7. Соревнования. Участие в соревнованиях на основании «Календаря
спортивно-массовых
мероприятий».
Контрольные
игры
на
учебно-
тренировочных занятиях. Товарищеские встречи.
8. Летняя оздоровительная работа. Участие в семинарах, мастер-классах,
учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Тема занятий
Правила соревнований по баскетболу. Правила
техники безопасности при проведении занятий по
баскетболу.
Ведение мяча по прямой с изменением скорости
передвижения.
Ведение одной рукой. В движении: ведение левой
и правой рукой с переводами перед собой, за
спиной, между ног, ведение с поворотами, ведение
2 мячей одновременно.
Перемещения баскетболиста. Игра 1x0 с
завершением после прохода под корзину.
Шагом, бегом, приставными шагами, с
изменением скорости и направления.
Остановки баскетболиста прыжком.
Передача мяча двумя руками от груди.
Передача мяча одной рукой от плеча.
В движении: передача в парах 1,2 мячей, в тройках
2,3 мячей, во встречных колоннах со сменой мест
Ловля мяча после различных видов передач
Ловля одной рукой в парах на месте и в движении
9
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Игра в защите. История развития баскетбола в
мире и России.
Индивидуальные перемещения защитника
Борьба за отскок, отсекание
Личная защита (прессинг)
Зонная защита.
Игра в нападении
Открывание.
Быстрый отрыв.
Бег 500, 1000, метров. Бросок и ловля мяча из
различных положений тела.
Подтягивание. Сгибание и разгибание рук в упоре.
Прыжки через скакалку, напрыгивание и соскоки.
Участие в соревнованиях по баскетболу среди
школы.
Игра 1x1 в ограниченном пространстве.
Игра в квадрате.
Свободная игра 3x3 на половине площадки.
Ведение одной рукой. В движении: ведение левой
и правой рукой с переводами перед собой, за
спиной, между ног, ведение с поворотами, ведение
2 мячей одновременно.
Перемещения баскетболиста в защитной стойке.
Шагом, бегом, приставными шагами, с
изменением скорости и направления.
Остановки баскетболиста прыжком. Контрольные
нормативы по ОФП (Челночный бег, сгибание и
разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с
места.)
Передача мяча двумя руками от груди
Передача мяча одной рукой от плеча. Контрольные
нормативы по СФП (обводка конусов, штрафной
бросок, жонглирование двумя мячами).
В движении: передача в парах 1,2 мячей, в тройках
2,3 мячей, во встречных колоннах со сменой мест.
Товарищеская встреча по баскетболу.
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный
зал ОУ. Спортивный инвентарь: баскеттобльные мячи -15 штук; набивные
мячи - 5 штук;; гимнастические скакалки для прыжков 10 штук;
гимнастические маты - 10 штук; теннисные мячи -10 штук; Спортивные
снаряды: гимнастические скамейки –2 штуки; гимнастическая стенка – 4
пролета.
Контрольно-измерительные материалы
Уровень физической подготовленности учащихся 11 – 15 лет
№
п/п
1
2
3
Физические
способности
Скоростные
Силовые
Скоростносиловые
Контрольное
упражнение
(тест)
Бег 30м, сек
Подтягивание
на высокой
перекладине (м),
на низкой (д),
кол-во раз
Прыжок в длину
с места, см
Возраст
(лет)
Мальчики
уровень
Низкий
Средний
Высокий
11
6,3 и выше
6,1-5,5
5,0 и ниже
12
6,0
5,8-5,4
4,9
13
5,9
5,6-5,2
4,8
14
5,8
5,5-5,1
4,7
15
5,5
5,3-4,9
4,5
11
1
4-5
6 и выше
12
1
4-6
7
13
1
5-6
8
14
2
6-7
9
15
3
7-8
10
11
140 и ниже
160-180
195 и выше
12
145
165-180
200
13
150
170-190
205
14
160
180-195
210
15
175
190-205
220
11
4
Выносливос
ть
6-мин бег, м
11
900 и менее 1000-1100
1300 и бол
12
950
1100-1200
1350
13
1000
1150-1250
1400
14
1050
1200-1300
1450
15
1100
1250-1350
1500
Список литературы используемой педагогом:
1. «Внеурочная деятельность учащихся Баскетбол»
Колодницкий, В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2013г.
авторы:
Г.А.
2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классы.
В.И. Лях А. А. Зданевич М. Просвещение, 2010г.
3. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ,
СДЮШОР. - М.: Советский спорт. 2007. -100 с.
4. Книга тренеров NBA. Техники, тактики и тренерские стратегии от
гениев баскетбола. М. «Эксмо». 2017 -368 стр.
5. Вуден Д. Современный баскетбол: пер. с англ. - М.: ФиС, 1999г. - 256 с.
Опубликовано 06.11.20 в 07:50
12