программа внеурочной деятельности баскетбол 13-15

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вновь-Юрмытская Средняя Общеобразовательная Школа»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель по УВР

И.о. Директора

Е.Г. Деревнина

В.С. Сосновских________________

Протокол № 1 от 29.08.2023 г.

Приказ № 3008-2 от 30.08.2023 г.

Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
«Баскетбол»
6-9 классы

с. Вновь-Юрмытское 2023 год
1

Пояснительная записка
Сегодня внеурочная деятельность детей по праву рассматривается как
важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в
современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует
постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как
образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие
личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине
образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития
образования.
Физкулътурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе
основного общего

образования

совершенствование

ребенка,

детей ориентирована

формирование

здорового

на

физическое

образа

жизни,

воспитание спортивного резерва нации и осуществляется не только за счет
увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм
внеклассной и внеурочной работы с детьми.
Программа разработана в соответствии с:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273).
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»

(далее

-

Порядок

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам).
-Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (далее - СанПиН).
2

-Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
- Приказа Минспорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об
утверждении особенностей организации и осуществления образовательной,
тренировочной и методической деятельности в области физической культуры
и спорта».
Программа имеет спортивно-массовую направленность и призвана
осуществлять 3 исключительно важных функции:
создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и
переживания им «ситуации успеха»;
способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых
интересов личности;
выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя
ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях
общеобразовательной

школы

реализацией

личностного

потенциала

в

условиях дополнительного образования.
Ведущими

ценностными

приоритетами

программы являются:

демократизация учебно-воспитательного процесса; формирование здорового
образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического
творчества; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности
посредством выбранного ими вида спорта.
Актуальность данной программы внеурочной деятельности в том, что
она

усиливает

вариативную

составляющую

общего

образования,

способствует реализации сил, знаний, полученных детьми и подростками в
базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению
опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает
ребятам в профессиональном самоопределении.
3

Новизна и оригинальность программы в том, что она учитывает
специфику внеурочной деятельности и охватывает значительно больше
желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования
в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля»
тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе,
а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни,
всестороннего

подхода

к

воспитанию

гармоничного

человека.

С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности
активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок
имел

возможность

напряжение

снять

посредством

разнообразными

физическое
занятий

в

подвижными

утомление
спортивном

и

и

эмоциональное

зале

спортивными

веселыми

и

играми.

Наиболее интересной и физически разносторонней является игра баскетбол,
в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни
качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость,
точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка
(общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается
высокая двигательная активность большой группы детей, также есть
возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и
подготовленности.
Развитие интелекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных
качеств.
Педагогическая

целесообразность данной

программы

обусловлена целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у
основного:
личностная ориентация образования;
профильность;
практическая направленность;
мобильность;
4

разноуровневость;
реализация воспитательной функции обучения через активизацию
деятельности обучающихся.
Цель программы: приобщить детей к систематическим занятиям
физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
1. Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей и
подростков.
2. Овладение воспитанниками спортивной техникой и тактикой
баскетбола.
3. Воспитание высоких моральных и волевых качеств; развитие
специальных физических качеств личности.
4. Приобретение практических навыков и теоретических знаний в
области баскетбола, а также соблюдение общей и частной гигиены и
осуществление самоконтроля.
5. Формирование потребности ведения здорового образа жизни.
6. Проведение профориентации.
Основными формами учебного процесса в группах являются:
- теоретические и групповые практические занятия,
- соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские игры,
- педагогическое тестирование.
Особенности

реализации

программы

внеурочной

деятельности:

количество часов и место проведения занятий. Программа внеурочной
деятельности «Баскетбол» предназначена для обучающихся 6–9 классов.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения
занятий, а именно: занятия проводятся после всех уроков основного
расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е.
40 минут. 1 раза в неделю. Занятия проводятся в спортивном зале.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает
5

использование

форм

и

методов

обучения,

адекватных

возрастным

возможностям занимающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты обучения. Изучать историю баскетбола и
запоминать имена выдающихся отечественных баскетболистов. Овладевать
основными приёмами игры в баскетбол. Соблюдать правила безопасности,
чтобы избежать травм при занятиях баскетболом. Выполнять контрольные
упражнения и тесты. Описывать технику изучаемых игровых приёмов и
действий, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять типичные
ошибки.
Описывать технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивать
их

самостоятельно,

выявлять

и

устранять

типичные

ошибки.

Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения
техники игровых приёмов и действий. Соблюдать правила безопасности.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения
техники игровых приёмов и действий. Соблюдать правила безопасности.
Моделировать технику освоенных игровых действий и приёмов.
Личностные результаты обучения. Определять возможные роли в
совместной

деятельности;

играть

определенную

роль

в

совместной

деятельности; принимать мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали
или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные
отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и
аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать

контраргументы,

перефразировать

свою

мысль

(владение

механизмом эквивалентных замен); критически относиться к своему мнению,
с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной
6

ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о
правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей; организовывать

учебное

взаимодействие

в группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
Метапредметные результаты обучения. Умение самостоятельно
определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии изменяющейся ситуацией;
умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности; овладение сведениями о роли и
значении физической культуры в формировании целостной личности
человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и
нравственных качеств; понимание здоровья как одного из важнейших
условий развития и самореализации человека.

7

Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема
Техника безопасности при организации занятий.
История баскетбола.
Передачи мяча.
Остановки и перемещения.
Броски в корзину.
Ведения мяча.
Игры и соревнования.
Всего

Количество
часов
1
1
7
5
7
5
8
34

Содержание учебного плана
1. Техника безопасности во время учебно-тренировочных занятий.
Требования безопасности перед началом занятий. Требования безопасности
во время занятий. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
Требования безопасности по окончании занятий.
2. Теоретическая подготовка. Состояние и развитие баскетбола в России.
Профилактика травматизма. Общая характеристика спортивной подготовки.
Основы техники игры и техническая подготовка. Основы тактики игры и
тактическая подготовка. Физические качества и физическая подготовка.
3. Физическая подготовка. ОФП: Упражнения для шеи и туловища.
Наклоны, вращения, повороты головы. Упражнения для всех групп мышц.
Упражнения для развития силы, ловкости, быстроты, выносливости.
Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с
максимальной

скоростью.

Бег

по

наклонной

плоскости

вниз.

Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения.
4. Техническая подготовка. Обводка соперника. Ведение, остановка в
два шага и прыжком. Броски мячом в корзину с места, после остановки,
жонглирование мячом.

8

5. Тактическая подготовка. Выход для получения мяча и отвлечения
соперника. Атака корзины соперника. Игра один на один в нападении и
защите.
6. Промежуточная и итоговая аттестация. Усвоение изученного
материала. Результаты выступления на соревнованиях и индивидуальные
игровые показатели. Выполнение контрольных упражнений по общей и
специальной физической подготовке.
7. Соревнования. Участие в соревнованиях на основании «Календаря
спортивно-массовых

мероприятий».

Контрольные

игры

на

учебно-

тренировочных занятиях. Товарищеские встречи.
8. Летняя оздоровительная работа. Участие в семинарах, мастер-классах,
учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
1

2
3

4
5
6
7
8
9
10
11

Тема занятий
Правила соревнований по баскетболу. Правила
техники безопасности при проведении занятий по
баскетболу.
Ведение мяча по прямой с изменением скорости
передвижения.
Ведение одной рукой. В движении: ведение левой
и правой рукой с переводами перед собой, за
спиной, между ног, ведение с поворотами, ведение
2 мячей одновременно.
Перемещения баскетболиста. Игра 1x0 с
завершением после прохода под корзину.
Шагом, бегом, приставными шагами, с
изменением скорости и направления.
Остановки баскетболиста прыжком.
Передача мяча двумя руками от груди.
Передача мяча одной рукой от плеча.
В движении: передача в парах 1,2 мячей, в тройках
2,3 мячей, во встречных колоннах со сменой мест
Ловля мяча после различных видов передач
Ловля одной рукой в парах на месте и в движении
9

Кол-во часов
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29
30

31
32

33
34

Игра в защите. История развития баскетбола в
мире и России.
Индивидуальные перемещения защитника
Борьба за отскок, отсекание
Личная защита (прессинг)
Зонная защита.
Игра в нападении
Открывание.
Быстрый отрыв.
Бег 500, 1000, метров. Бросок и ловля мяча из
различных положений тела.
Подтягивание. Сгибание и разгибание рук в упоре.
Прыжки через скакалку, напрыгивание и соскоки.
Участие в соревнованиях по баскетболу среди
школы.
Игра 1x1 в ограниченном пространстве.
Игра в квадрате.
Свободная игра 3x3 на половине площадки.
Ведение одной рукой. В движении: ведение левой
и правой рукой с переводами перед собой, за
спиной, между ног, ведение с поворотами, ведение
2 мячей одновременно.
Перемещения баскетболиста в защитной стойке.
Шагом, бегом, приставными шагами, с
изменением скорости и направления.
Остановки баскетболиста прыжком. Контрольные
нормативы по ОФП (Челночный бег, сгибание и
разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с
места.)
Передача мяча двумя руками от груди
Передача мяча одной рукой от плеча. Контрольные
нормативы по СФП (обводка конусов, штрафной
бросок, жонглирование двумя мячами).
В движении: передача в парах 1,2 мячей, в тройках
2,3 мячей, во встречных колоннах со сменой мест.
Товарищеская встреча по баскетболу.

10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1

1
1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный
зал ОУ. Спортивный инвентарь: баскеттобльные мячи -15 штук; набивные
мячи - 5 штук;; гимнастические скакалки для прыжков 10 штук;
гимнастические маты - 10 штук; теннисные мячи -10 штук; Спортивные
снаряды: гимнастические скамейки –2 штуки; гимнастическая стенка – 4
пролета.
Контрольно-измерительные материалы
Уровень физической подготовленности учащихся 11 – 15 лет
№
п/п

1

2

3

Физические
способности

Скоростные

Силовые

Скоростносиловые

Контрольное
упражнение
(тест)

Бег 30м, сек

Подтягивание
на высокой
перекладине (м),
на низкой (д),
кол-во раз

Прыжок в длину
с места, см

Возраст
(лет)

Мальчики
уровень
Низкий

Средний

Высокий

11

6,3 и выше

6,1-5,5

5,0 и ниже

12

6,0

5,8-5,4

4,9

13

5,9

5,6-5,2

4,8

14

5,8

5,5-5,1

4,7

15

5,5

5,3-4,9

4,5

11

1

4-5

6 и выше

12

1

4-6

7

13

1

5-6

8

14

2

6-7

9

15

3

7-8

10

11

140 и ниже

160-180

195 и выше

12

145

165-180

200

13

150

170-190

205

14

160

180-195

210

15

175

190-205

220

11

4

Выносливос
ть

6-мин бег, м

11

900 и менее 1000-1100

1300 и бол

12

950

1100-1200

1350

13

1000

1150-1250

1400

14

1050

1200-1300

1450

15

1100

1250-1350

1500

Список литературы используемой педагогом:
1. «Внеурочная деятельность учащихся Баскетбол»
Колодницкий, В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2013г.

авторы:

Г.А.

2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классы.
В.И. Лях А. А. Зданевич М. Просвещение, 2010г.
3. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ,
СДЮШОР. - М.: Советский спорт. 2007. -100 с.
4. Книга тренеров NBA. Техники, тактики и тренерские стратегии от
гениев баскетбола. М. «Эксмо». 2017 -368 стр.
5. Вуден Д. Современный баскетбол: пер. с англ. - М.: ФиС, 1999г. - 256 с.
Опубликовано 06.11.20 в 07:50

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».