Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на педагогическом совете протокол № 1 от 29.08. 2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы _______Н.П. Мурашкина приказ № 3008-2 от 30.08.2024г. Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Агрокласс» (7 класс) Форма проведения: факультатив 2024г. 1 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АГРОКЛАСС» 1. Растениеводство 1.1. Основы агрономии 7 класс (земледелия) 1. Знакомство с полевыми культурами Теория: Понятие о полеводстве, полевых культурах, их группах. Технология возделывания полевых культур. Практика: Викторина «Полевые культуры». Подготовка и защита индивидуального проекта по выбранной полевой культуре, возделываемой в Талицком районе (требования, технология возделывания, применение). Экскурсионно-познавательная деятельность: Посещение сельскохозяйственного предприятия СПК «Заря» Талицкий ГО, специализирующегося на полеводстве и животноводстве. 2. Знакомство с техническими и кормовыми культурами Лекция: Понятие о кормопроизводстве, о технических культурах, их группах. Технологии возделывания кормовых и технических культур. Практика: Викторина «Кормовые и технические культуры». Подготовка и защита индивидуального проекта по выбранной кормовой или технической культуре, возделываемой в Талицком районе (требования, технология возделывания, применение). Экскурсионно-познавательная деятельность: Посещение сельскохозяйственного предприятия СПК «Заря» Талицкий ГО, возделывающего кормовые или технические культуры. 1.2. Основы лесного и лесопаркового хозяйства Теория: Охрана и защита леса. Объекты природы, подлежащие охране (насекомые, болезни). Вредители леса. Энтомология – наука о насекомых. Насекомые леса, их роль в лесных экосистемах. Экологические группы насекомых (хищные; растительноядные; насекомые- падалееды, копрофаги и питающиеся древесиной; насекомые-паразиты; насекомые – опылители растений; водные насекомые; почвенные насекомые). Значение и основные способы борьбы с вредителями леса (физико-механический метод, биологический, химический метод). Вредители плодов и семян. Корневые вредители. Вредители сеянцев лесных культур и естественного возобновления. Стволовые вредители. Болезни леса и меры борьбы с ними. Болезни плодов и семян. Болезни сеянцев и молодняка. Болезни стволов и ветвей (негнилевые и гнилевые). Практика: Изучение и составления коллекции насекомых и болезней своей местности. Сбор насекомых. Определение вредителей леса по наносимым ими повреждений (при помощи определительной таблицы определить тип повреждения и вид вредителя). Экскурсия в лес и сбор образцов гнилей древесных растений. Определение по таблице и рисункам возбудителей заболеваний. Правила сбора высушивание, фиксирование болезней и насекомых. Изучение коллекций насекомых своей местности. 2 Сбор: природных Коллекций насекомых, Фотографий насекомых; фотографий мест обитания местных насекомых, общественных насекомых. Экскурсионно-познавательная деятельность: Экскурсия во ВновьЮрмытское лесничество Сбор: природных Коллекций насекомых, Фотографий насекомых; фотографий мест обитания местных насекомых, общественных насекомых. 1.3. Экологические основы земледелия (растениеводства) Теория: Минеральные удобрения, их классификация, химический состав и свойства. Важнейшие калийные, азотные и фосфорные удобрения. Микроудобрения. Простые и сложные удобрения. Практика: «Определение степени кислотности почвы» Практика: «Определение различных видов минеральных удобрений по внешнему виду и с помощью изучаемых в школе простейших химических реакций» Пестициды, классификация, значение, важнейшие представители. Особенности применения пестицидов и техника безопасности при их использовании в сельском хозяйстве. 2. Животноводство. 2.1. Основы ухода за животными. Теория: Фермы по содержанию животных, птиц, рыб. Практика: Составление плана фермы. Экскурсионно-познавательная деятельность: Экскурсия на ферму СПК «Заря» 2.2. Основы ветеринарии. Теория: Понятие о микроорганизмах. Введение в ветеринарную микробиологию и вирусологию. Практика: Работа с микроскопом. Демонстрация основных форм микроорганизмов. Экскурсионно-познавательная деятельность: Посещение ветеринарной лаборатории. 3. Механизация сельского хозяйства. Комплекс машин для уборки зерновых культур. Зерноуборочные комбайны. Устройство, рабочий процесс. 3.2. Машины для послеуборочной обработки зерна и семян трав. Комплексы зерносушильные. 3.3. Кормоуборочные комбайны. Устройство и рабочий процесс. Теория: Комплекс машин для уборки зерновых культур. Машины для послеуборочной обработки зерна и семян трав. Кормоуборочные комбайны. Экскурсионно-познавательная деятельность: Экскурсия на базовое предприятие для знакомства с устройством и рабочим процессом зерноуборочного комбайна, зерносушильными комплексами, устройством и рабочим процессом кормоуборочного комбайна. 3.1. 4. Переработка сельскохозяйственной продукции 4.1. Технологии переработки продукции растениеводства 3 Теория: Технология производства сахара. История появления. Основные культуры, из которых производят сахар. Польза и вред. Краткая технология производства, показ презентации и фильма. Закрепление полученных знаний викториной. Практика: Практическая работа «Органолептическая оценка качества сахара», «Определение продолжительности растворения сахара-рафинада в воде». Интерактив- игра «В каких продуктах питания используется сахар?». 4.2. Технологии переработки продукции животного происхождения Теория: Молоко и молочные продукты. Польза молока и сброженных кисломолочных продуктов. Пробиотики, пребиотики и иммунитет. История происхождения кефира, йогурта. Краткие технологии производства молочнокислых продуктов. Показ презентаций, фильмов. Практика: Практическая работа «Исследование органолептических показателей качества кефира, йогурта». Теория: Производственная и непроизводственная инфраструктуры. Состав рыночной инфраструктуры Экскурсионно-познавательная деятельность: Экскурсия на молочный завод п. Троицкий. 5. Основы аграрного бизнеса 5.1. Понятие и сущность агробизнеса Теория: Понятие и сущность среды аграрного бизнеса. Проблемы его развития и регулирования. Практика: Современные формы ведения аграрного бизнеса. 5.2.Процесс планирования агробизнеса Теория: Планирование ведения аграрного бизнеса. Объективные условия функционирования агробизнеса. Факторы и принципы успешного развития агробизнеса. Практика: Особенности функционирования агропредприятий. 5.3.Инфраструктура агробизнеса . Практика: Значение управленческой инфраструктуры. Основные признаки предпринимательства. 6. Опытно-исследовательская (проектная) деятельность Теория: Способы получения данных, работа с приборами, конкретные методические действия. Знакомство с методикой изучения болезней садовых культур. Правила осмотра садовых культур, определение степени и характера поражения растений. Практика: Исследование свойств семян. Мониторинг вредителей. Проектирование приусадебного участка школы. Изучение заболеваний огородных и садовых культур на пришкольном участке, приусадебных участках. Изучение симптомов заболевания, возбудителей болезней, факторов, способствующих распространению заболеваний. Изучение методов борьбы с 4 заболеваниями садовых культур. Разработка, апробация и применение методов, направленных на лечение и профилактику садовых культур от заболеваний. Изучение распространённых заболеваний садовых культур. Агроклиматические условия, влияющие на распространение заболеваний. Изучение влияния длительности получения материнского молока на рост и развитие детенышей (на примере кроликов, кошек, собак). Выработка условных рефлексов на звуковые сигналы у животных. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АГРОКЛАСС» Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём 5 взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; - формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной 6 деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); - формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты Обучающиеся будут знать: - рынок труда по сельскохозяйственному направлению; - особенности аграрного производства; - основы растениеводства; - виды кормов; - основы животноводства; - производство сельскохозяйственной продукции: - современные технологии сельскохозяйственного производства; - виды оборудования и сельхозмашин, применяемые в агропроизводстве, их назначение и современные тенденции модернизации; - основы организации агробизнеса - Обучающиеся будут уметь: - самостоятельно работать с дополнительной литературой, Интернет – ресурсами по заданной теме; - ориентироваться в понятийном аппарате животноводства, растениеводства; - организовывать исследовательскую и проектную деятельности в сельском хозяйстве; - уметь анализировать влияние различных видов хозяйственной 7 деятельности людей на состояние природной среды. Основным ожидаемым результатом интерес детей к сельскому хозяйству. № п.п. изучения курса ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Название темы Кол- во часов 1 Растениеводство 21 2 Животноводство 4 3 4 5 6 7 8 Механизация сельского хозяйства 5 Переработка сельскохозяйственной продукции Основы аграрного бизнеса 7 Опытно-исследовательская (проектная) деятельность Знакомство с историей СПК «Заря» 9 Резерв времени 8 5 9 8 должен стать Формы проведения Лекция, экскурсия Лекция, экскурсия Лекция, экскурсия Лекция, экскурсия Лекция, экскурсия практикум Встречи с руководством ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 часа в неделю) № урока 1 2 3 4 5-6 7-8 8-9 10-11 12 13 14 15 16 17-18 19-20 21-22 Тема урока Знакомство с техническими и кормовыми культурами. Викторина «Кормовые и технические культуры». *Экскурсия: Посещение сельскохозяйственного предприятия СПК «Заря» Талицкий ГО, возделывающего кормовые или технические культуры. Кормоуборочные комбайны. Устройство и рабочий процесс. *Экскурсия: Посещение сельскохозяйственного предприятия СПК «Заря» Талицкий ГО, специализирующегося на полеводстве. Комплекс машин для уборки зерновых культур. Зерноуборочные комбайны. Устройство, рабочий процесс. Машины для послеуборочной обработки зерна и семян трав. Комплексы зерносушильные. *Экскурсия: Переработка продукции растительного происхождения. Подготовка и защита индивидуального проекта по выбранной кормовой или технической культуре, возделываемой в Талицком районе (требования, технология возделывания, применение). Викторина «Полевые культуры». Основы полевого опытного дела. *Закладка и обработка результатов микро деляночного опыта. Минеральные удобрения, их классификация, химический состав и свойства. Важнейшие калийные, азотные и фосфорные удобрения Практическая работа «Определение степени кислотности почвы» Практическая работа «Определение различных видов минеральных удобрений по внешнему виду и с помощью изучаемых в школе простейших химических реакций». Подготовка и защита индивидуального проекта по выбранной полевой культуре, возделываемой в Талицком районе (требования, технология возделывания, применение). Переработка продукции растительного происхождения. Основы ухода за животными. 9 Дата урока 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33-34 35-36 37 38 39 40-41 42-43 44 45 46 47 48-4950 50-51 52-53 54-55 56 57 58 59 Основы ухода за животными. Введение в общепрофессиональные ветеринарные науки. Основы микробиологии и вирусологии. Работа с микроскопом. Демонстрация основных форм микроорганизмов. Переработка продукции животного происхождения. *Экскурсия на молочный завод. Охрана и защита леса. Объекты природы, подлежащие охране (насекомые, болезни). Охрана и защита леса. Объекты природы, подлежащие охране (насекомые, болезни). *Экскурсия (ВновьЮрмытское лесничество) Охрана и защита леса. Объекты природы, подлежащие охране (насекомые, болезни). Изучение и составления коллекции насекомых и болезней своей местности. *Сбор насекомых. Изучение и составления коллекции насекомых и болезней своей местности. *Сбор насекомых. Определение вредителей леса по наносимым ими повреждений. *Экскурсия в лес и сбор образцов гнилей древесных растений. Определение по таблице и рисункам возбудителей заболеваний. Понятие и структура агробизнеса, проблемы его развития и регулирования. Современные формы ведения агробизнеса. *Экскурсия в СПК «Заря» Процесс планирования агробизнеса. Особенности функционирования агропредприятий. Инфраструктура агробизнеса. Производственная и непроизводственная инфраструктуры. Состав рыночной инфраструктуры. Значение управленческой инфраструктуры. Опытно-исследовательская (проектная) деятельность. («Пришкольный участок») Опытно-исследовательская (проектная) деятельность. («Сад и огород») Опытно-исследовательская (проектная) деятельность. Защита проектов. Весенне –полевые работы в СПК «Заря» Карта полей СПК. Особенности земель, их агрономия. * Экскурсия: «Подготовка сельскохозяйственной техники к весенне-полевым работам» Встречи с механизаторами, 10 60 61* 62* 63* 64* 65* 66* 67* 68* животноводами. РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ *Профориентация на профессии, необходимые в сельском хозяйстве. *Резерв времени на экскурсии, встречи, поездки, походы в лес, проектную деятельность. 11