13.05.2022
Аналитическая справка
о работе по вопросам профориентации
обучающихся МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ»
в 2021-2022 учебном
году
Педагог-психолог Корякина Г.В.
Организация профориентационной
работы в школе является важным направлением в структуре учебно-воспитательной
работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах
профессионального самоопределения учащихся.
При организации профориентационной работы в школе соблюдаются следующие
принципы:
1) Систематичность и преемственность.
2) Дифференцированный и индивидуальный
подход к обучающимся в зависимости от уровня сформированности их интересов, от
различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых,
групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и
родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи,
профессиональных учебных заведений, службы занятости.
В школе отрабатывается система профориентационной работы, задачами которой
являются: выработать у школьников сознательное отношение к труду,
профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в
соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка
труда; научить анализировать свои возможности и способности.
Профориентационная работа основана на постоянном взаимодействии администрации,
классных руководителей, педагога-психолога с учащимися и их родителями.
Работа предусматривает профориентационную работу среди учащихся, направленную
на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем и профессии.
Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда,
знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности:
например, сотрудник внутренних дел, спасатель, пожарный, работник МЧС,
здравоохранения, образования.
С самого начала учебного года в
школе была проведена организационная работа по профориентационной работе:
обновлялась информация на сайте школы, где размещены рекомендации по выбору
профессии, классификация профессий, правила успешной постановки цели и памятка
«На пути к успеху», секреты успешного человека и формула выбора профессии.
Размещена информация с рекомендациями психолога по выбору профессионального
пути в классных уголках 8-9х классов.
Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями.
Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и
профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и
определения путей образования представляет трудную задачу как для самих обучающихся,
так и их родителей (законных представителей). На родительских собраниях и
классных часах в 9м классе, во время индивидуальных консультаций, классный
руководитель поднимал вопросы о важности правильного выбора дальнейшего
образования детей с учетом требований современного рынка труда.
С учащимися 9-х
классов было проведено входное анкетирование, которое показало, что с выбором
дальнейшей профессии определились 33% учащихся.
В течение 2021-2022
учебного года была проведена профориентационная работа по следующим
направлениям:
Диагностическая работа - по изучению
личностных особенностей и профессиональных склонностей учащихся 8- 9х классов.
Определены сферы профессиональных предпочтений учащихся, а также
индивидуально-личностные особенности. По результатам диагностической работы
были проведены консультации с учащимися, классными руководителями;
проведен цикл занятий (беседы, тренинги).
Определен уровень
индивидуальных склонностей к различным видам деятельности и тип
направленности личности. Выявлены проявленные интересы и профессиональные
склонности учащихся к предметам и сферам деятельности (ДДО Климов, карта интересов; «Якоря карьеры; Тест Голланда;
диагностика структуры сигнальных систем по Зееру).
Консультативная работа
– проведено индивидуальное консультирование девятиклассников по
профессиональному выбору. Определены профессиональные интересы,
оказана помощь в профессиональном самоопределении.
Практическая работа – классными руководителями и педагогом-психологом проведены групповые
профориентационные занятия с учащимися 5-9 классов. На занятиях проводилось анкетирование,
обсуждалась специфика профессий, выявлялся интерес и профессиональный выбор
каждого учащегося.
Темы занятий: «Я выбираю профессию», «Твои
способности и возможности», «Познание самого себя», «Путешествие в мир
профессий», «Хочу, могу, умею».
Просветительская
работа – организованы беседы с учащимися по ознакомлению с различными
профессиями. Родителям и обучающимся розданы памятки и буклеты по вопросам
профессионального самоопределения. В родительские и детские чаты были
отправлены видео- ролики по профориентации. В кабинете педагога-психолога
оформлен тематический стенд.
Цель
профориентационной работы на 2022-2023 учебный год –
подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему
как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.
Задачи профориентационной работы в школе:
-оказание
профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей
профессиональной деятельности.
- выработка у школьников
сознательного отношения к труду.
- профессиональное
самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со
своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.