Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Безопасное поведение»

1МКОУ «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО»
на заседании
МО учителей
технологии
Протокол от №1
от
30.08.2020

Утверждено Приказом по ОУ от
19.08.2020 №145

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Безопасное поведение»

Возраст обучающихся: 10-17 лет
Срок реализации: 1 год
.

С.Вновь-Юрмытское,2020

Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы……………………3
1.1 Пояснительная записка………………………………………….......3
1.2 Цели и задачи программы…………………………………………...6
1

1.3 Содержание программы ………………………………………….....7
Учебный (тематический) план………………………………………….7
Календарный учебный график………………………………………….8
1.4 Планируемые результаты…………………………………………..10
2. Комплекс организационно-педагогических условий……………..11
2.1. Условия реализации программы…………………………………..11
2.2 Формы аттестации…………………………………………………..11
2.3 Оценочные материалы………………………………………………12
2.4 Оценочные результаты………………………………………………14
2.5 Методические материалы…………………………………………...17
Список литературы………………………………………………………19
Аннотация к программе «Безопасное поведение»…………………….21
Приложение………………………………………………………………23

1.Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Пояснительная записка
Программа «Безопасное поведение» разработана
требованиями нормативных документов:
2

в

соответствии

с

- ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» - Указ Президента РФ от 7.05.2012 г. № 599 «О мерах по
реализации государственной политики в области образования и науки»
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р - Приказ
Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
- Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных
программ дополнительного образования детей (письмо Минобрануки РФ от
11.12.2006 № 06-1844)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
4.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
- Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015
- Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности».
Направленность программы: социально-педагогическая.
Актуальность и новизна программы обусловлена необходимостью
формировать базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности,
выработке умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать
конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера,
грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Программа направлена на
формирование поведенческих навыков, обеспечивающих защиту жизни и
здоровья обучающегося, формированию необходимых для этого волевых и
морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для
эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации к
современной техно-социальной и информационной среде, способствует
проведению превентивных мероприятий в сфере безопасности.
Обучение по программе - способствуют формированию у обучающихся
сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к
личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению навыков
сохранения жизни и здоровья в повседневной жизни и в опасных условиях.
Программа направлена на воспитание у обучающихся таких качеств, как
дисциплинированность, внимательность, собранность, ответственность,
осторожность, уверенность, поскольку отсутствие именно этих качеств,
становится причиной трагических происшествий.
Отличительные особенности программы
Программа является многоуровневой, модульной. Уровни отличаются
сложностью разрабатываемых проектов.
3

Подростковый возраст характеризуется значительными изменениями,
происходящими в сфере самосознания, которые имеют базовое
основополагающее значение для всего последующего развития и
становления подростка как личности. Именно в этот период формируются
нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание
самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление
ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками.
Оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на
свое будущее, иными словами – формируются предпосылки для
идентификации ценностного и деятельностного освоения действительности.
Уровень программы: стартовый
Адресат программы
Программа ориентирована на обучающихся возрастной категории 10-17 лет,
имеющих базовый уровень владения ИКТ.
Объем программы, срок освоения программы: программа
рассчитана на 1 год обучения,35 учебных недель, 105 часов.
Форма обучения очная.
Особенности организации образовательного процесса. Разновозрастная
группа, являющаяся основным составом объединения, состав группы
постоянный, количество детей в группе – от 10 до 15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее
количество часов в год –105, количество занятий в неделю – 2, количество
часов в неделю –3. Продолжительность учебного часа– 40 мин., перемена
10 мин.
Основные формы деятельности:
По количеству обучающихся, участвующих в занятиях:
 Коллективные (фронтальная работа);
 Групповые;
 Индивидуальные.
По особенностям коммуникативного взаимодействия:
 беседа;
 ролевые игры;
 работа в малых группах;
 тренинги;
 экскурсии
По дидактической цели:
 вводные занятия;
4






теоретические занятия;
практические занятия;
занятия по углублению знаний, умений, навыков;
комбинированные занятия.
Планируемые результаты:

•Изучить варианты и причины возникновения экстремальных ситуаций;
• Познакомиться с физиологическими резервами человеческого организма;
• Освоить способы преодоления экстремальных ситуаций;
• Знать правила оказания доврачебной помощи;
• Изучить способы выживания в чрезвычайных ситуациях и автономном
существовании;
•Определять стороны света;
• Ориентироваться на местности;
• Преодолевать препятствия;
• Добывать огонь;
• Действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и
социального характера;
• Производить правильную укладку рюкзака;
• Выполнять специальные комплексы физических упражнений;
• Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для сохранения жизни, и здоровья своей и
окружающих.

Формы контроля:
Тематический контроль (проверка знаний и умений в конце определенной
темы в виде устного опроса, практической работы, тестов)
5

Итоговый контроль
1.2 Цели и задачи программы
Цель. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Задачи
Воспитательные:
- воспитать у подрастающего поколения высокое чувство патриотизма,
гражданской ответственности, общественного долга
- воспитать самодисциплину, силу воли, мужество, стойкость, стремление к
преодолению трудностей;
-воспитать чувство товарищества, взаимопомощи и поддержки.
Образовательные:
- дать обучающимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных
ситуациях;
- дать обучающимся понимание причин, механизмов возникновения и
последствий распространенных видов опасных ситуаций различного
характера;
- помочь овладеть знаниями и умениями применять меры и средства
индивидуальной защиты, приемы рационального и безопасного поведения в
опасных ситуациях;
- повысить знания в области освоение основ медицинских знаний и владение
умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в
верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах,
обморожениях, отравлениях;
Развивающие:
- развить детское техническое творчество,
- развить инициативу и эрудицию детей в процессе проведения тематических
викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес обучающихся в процессе организации
встреч с работниками МЧС
- развить soft-компетенций.

1.3 Содержание программы
Учебный (тематический) план
№

Название раздела.

Количество часов
6

Форма контроля

п/п
1
Основы медицинских
знаний и оказание
первой помощи

Всего Теория Практика
36
10
26
Наблюдение, оценка
промежуточных
результатов,
контрольные
вопрос
(тестирование),
промежуточные
задания
проект

2

Индивидуальная
модель здорового
образа жизни

21

8

13

3

Безопасность в
повседневной
жизнедеятельности

30

7

23

4

Информационная
безопасность

12

5

7

5

Итоговые занятия.
Подведение
итогов
работы. «Безопасное
поведение»

6

Всего

105

6

30

Наблюдение, оценка
промежуточных
результатов,
контрольные
вопросы
(тестирование),
презентация,
портфолио
Наблюдение, оценка
промежуточных
результатов,
промежуточные
задания
Проект, составление
алгоритмов,
портфолио
Наблюдение,
контрольные вопрос
(тестирование),
промежуточные
задания
проект
Защита проектов.
Итоговая
аттестация.

75

Содержание учебно-тематического плана
Раздел1Основы медицинских знаний и оказание первой помощи(36)
Тема 1.Выбор группами кейсов для работы.
7

Тема 2. Анализ кейса, планирование и определение результата.
Тема 3. В группах изучение признаков, по которым можно определить
состояние человека, причин.
Тема 4.Практическое повторение действий при данной ситуации.
Тема 5.Составление алгоритма действий при возникновении опасной
ситуации по выбранному кейсу.
Тема 6. Составление сценария диалогов - звонок в МЧС, родителям, скорую
помощь со стационарного и мобильного телефона.
Тема 7.Взаимообучение на основе созданных алгоритмов.
Тема 8. Оказание первой помощи при отсутствии сознания.
Тема 9. Оказание первой помощи остановке дыхания и кровообращения
Тема 10. Оказание первой помощи попадания инородного тела в верхние
дыхательные пути
Тема 11. Оказание первой помощи травмах различных областей тела
Тема 12. Оказание первой помощи ожогах, обморожении, отравлениях
Практика: В завершении темы проводится игра по станциям. На станции
предложен один из изученных кейсов. Обучающиеся должны прочитать кейс
(описание состояния человека и внешних признаков), выполнить очередность
действий, включая необходимые диалоги - звонок в МЧС, Скорую помощь,
родителям и т.д.
Кейсы описывают следующие ситуации: оказание первой помощи при
отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения, наружных
кровотечениях, попадания инородного тела в верхние дыхательные пути,
травмах различных областей тела, ожогах, обморожении, отравлениях.
Для разных возрастов сложность описываемых ситуаций может отличаться.
Раздел 2. Индивидуальная модель здорового образа жизни(21)
Тема 1.Здоровый образ жизни – активные действия, обеспечивающие
сохранение и укрепление здоровья, которые выражены медицинским,
физическим, экологическим или каким-либо другим видом активности
человека.
Тема 2. Питание - суточная потребность человека в питательных веществах,
витаминах и воде относительно конкретного возраста.
Суточная норма калорий, примерное распределение калорий при
пятиразовом питании.
Тема 3.Ежедневный и недельный рацион.
Составление индивидуального плана питания.
Тема 4.Норма физической активности человека, относительно возраста.
Виды активности, способствующие гармоничному развитию и поддержанию
здоровья.
Тема 5. Составление индивидуальной программы физической активности в
соответствии с интересами и особенностями здоровья. Упражнения для глаз,
снятия напряжения со спины.
Тема 6. Микросреда человека: дом, школа и т.д. Оценка микросреды с точки
зрения воздействия на здоровье человека.
8

Тема 7. Рабочее и спальное место, режим проветривания.
Практика: По мере изучения темы обучающиеся заполняют
“Индивидуальную модель здорового образа жизни”.
Раздел3. Безопасность в повседневной жизнедеятельности (30)
Тема 1. Представление кейсов для работы проектных групп. Выбор кейсов.
Тема 2. Командообразование. Анализ кейса, планирование и определение
результата.
Тема 3. Формы представления результатов работы проектных команд: легопрототипирование объекта, пространственный прототип объекта.
Тема 4. Алгоритм действий при использовании бытовых устройств,
приборов, инструментов
Тема 5. Проведение сценария по опасным ситуациям использования средств
бытовой химии;
Тема 6. Алгоритм действий при неисправности системы электроснабжения
Тема 7. Алгоритм действий при пожаре в доме/квартире
Тема 8. Алгоритм действий при утечке газа
Тема 9. Соблюдение правил безопасного поведения в туристических
походах.
Тема 10. Обязанности пешеходов. Понятие «пешеход». Пешеходный
переход. Правила поведения пешеходов. Правила поведения на улице
Практика: Разработка прототипа объектов. Подготовка сценария действий с
применением прототипа объекта. Подготовка речевых сценариев, в том числе
звонков по стационарному и мобильному телефону, сообщений в
мессенджерах.
Проведение сценария по опасным ситуациям:
- использование бытовых устройств, приборов, инструментов. Проведение
сценария по опасным ситуациям использования средств бытовой химии;
- неисправность системы электроснабжения;
- пожар в доме/квартире;
- утечка газа;
- на воде, само- и взаимопомощь на воде.
Раздел 4. Информационная безопасность (12)
Тема 1. Личная безопасность - основные элементы.
Проверка и корректировка личных профилей в интернет.
Тема 2. Цифровой след - совокупность данных, которые пользователь
генерирует во время пребывания в цифровом пространстве.
Пассивный и активный цифровой след.
Тема 3. Основы безопасного общения в Интернет.
Тема 4. Практика: Защита компьютера и мобильного устройства от
вредоносного воздействия.
Раздел 5. Итоговое занятие. «Безопасное поведение» (6)
Тема 1. Защита проектов. Итоговая аттестация. Подведение итогов.
1.4 Планируемые результаты
9

Результативность и способы оценки программы построены на основе
компетентностного подхода. В результате освоения программы достигаются
следующие результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
 разовьются коммуникативные навыки: научится излагать мысли в
четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения,
анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы
путем логических рассуждений;
 освоятся навыки презентации;
 сформируются такие качества личности как: ответственность,
исполнительность, ценностное отношение к творческой деятельности,
аккуратность и трудолюбие.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
 умеет формулировать задачу на проектирование исходя из
выявленной проблемы, разбивать ее на этапы выполнения;
 умеет вести поиск, анализ, отбор информации, ее сохранение,
передачу и презентацию с помощью технических средств информационных
технологий;
 умеет проверять свои решения и улучшать результат проекта исходя
из результатов тестирования;
 умеет работать в команде;
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- знает алгоритмы действий при возникновении опасных ситуаций:
оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и
кровообращения, наружных кровотечениях, попадания инородного тела в
верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах,
обморожении, отравлениях;
-знает, что такое здоровый образ жизни и его компоненты;
-знает алгоритмы действий при возникновении опасных ситуаций: при
использовании бытовых устройств, приборов, инструментов, средств
бытовой химии; при неисправности системы электроснабжения; при пожаре
в доме/квартире; при утечке газа; на воде, в туристических походах.
- обладает знаниями, что такое личная безопасность в сети Интернет;
цифровой след; пассивный и активный цифровой след;
- знает основы безопасного общения в Интернет;
- знает жизненный цикл проекта.
- умеет действовать адекватно сложившейся ситуации;
- сможет чётко и полно сообщать через различные каналы связи о
возникновении опасной ситуации взрослым, специализированным службам;
- составляет индивидуальную модель здорового образа жизни;
-сможет оказывать само- и взаимопомощь на воде;
- создает личные профили в интернет с точки зрения обеспечения
безопасности;
10

-обеспечивает защиту компьютера и мобильного устройства
вредоносного воздействия;
- анализирует кейсы и выстраивать траекторию решения проблемы.

от

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Продолжительность
учебного
года
составляет
36
недель.
Продолжительность учебных занятий 35 недель.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме
2 недели.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК на 2020-2021 учебный год

Осенние
Зимние
Весенние
Летние

Продолжительность каникул
Дата начала каникул
31.10.2020
29.12.2020
20.03.2021
29.05.2021

Дата окончания каникул
08.11.2020
10.01.2021
28.03.2021
31.08.2021

Продолжительност
днях
9
13
9
95

2.2 Формы аттестации
Формы оценки уровня достижений обучающегося
Для контроля и самоконтроля за эффективностью обучения применяются
методы:
- текущие (наблюдение, оценка промежуточных результатов);
- тематические (контрольные вопросы, промежуточные задания);
- итоговые (проект).
Формы фиксации образовательных результатов
Для фиксации образовательных результатов в рамках курса используются:
- портфолио работ учащихся;
- отзывы обучающихся по итогам занятий и итогам обучения.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- защита проектов - решение кейсов.
Формы подведения итогов реализации программы
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ выполнения обучающимися учебных заданий;
- защита проектов;
11

- активность обучающихся на занятиях и т.п.
2.3 Оценочные материалы
Карта оценивания обучающегося
ФИ обучающегося
__________________________________________________________________
№
Содержан
ие работы

1

2

3

4

5

Актуал
ьность

Критерии анализа творческих работ
Умение
Самост Структ Креат Презе
находить и оятель уриров ивнос нтабе
использова ность
анност ть
льнос
ть
ь
ть
информаци
ю

Комм
уника
тивно
сть

Рефлекси
вность

Результ
ат

Основы
медицинс
ких
знаний и
оказание
первой
помощи
Индивиду
альная
модель
здорового
образа
жизни
Безопасно
сть в
повседнев
ной
жизнедея
тельности
Информа
ционная
безопасно
сть
Заключит
ельное
занятие.
«Безопасн
ое
поведени
е»

Оценка производится по системе (- / +)
В результате оценочные критерии по системе высокий (В), средний (С),
низкий (Н).
Если оценка (+) присутствует по всем критериям, то творческий
уровень выполненной работы считать высоким
Если оценка (+) (-) в равных количествах, или оценка (+) более трех
12

критериев – творческий уровень считается средним.
Если оценка (-) присутствует во всех или более трех критериев –
творческий уровень работы считается низким.
Методические указания и рекомендации по оценке детских
творческих работ
1.Актуальность. Обоснованность проекта для современных условий.
2.Осведомленность. Комплексное использование имеющихся источников по
данной тематике и свободное владение материалом.
3.Самостоятельность. Самостоятельное выполнение всех этапов проектной
деятельности.
4.Значимость.
Признание
выполненного
авторами
проекта
для
теоретического и (или) практического применения.
5.Структурированность. Степень теоретического осмысления авторами
проекта и наличие в нем логических связей, характерных для данной
тематики, а также упорядоченность и целесообразность действий, при
выполнении и оформлении проекта.
6.Креативность (творчество). Новые оригинальные идеи и пути решения, с
помощью которых автор внес нечто новое в контекст современной
действительности.
7.Презентабельность. (Публичное представление, презентация) Формы
представления результата проектной работы, которые имеют общую цель,
согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого
результата. Наглядное представление хода выполнения проекта и его
результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта.
8.Коммуникативность. Способность авторов проекта четко, стилистически
грамотно и тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности.
9.Рефлексивность. Индивидуальное отношение автора проектной работы к
процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется
ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось
и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?
Вывод: Если в работе присутствуют все предложенные признаки – это
нестандартная творческая работа.
Фонд оценочных средств для проведения аттестации обучающихся по
дисциплине
Оценивание развития учащихся можно на основе следующего перечня
компетенций:
- сформированность навыков безопасного поведения в различных ситуациях;
- способность чётко донести информацию о ситуации по телефону и в
мессенджерах до специальных служб, родителей;
- целеполагание и планирование результата;
- проектирование и реализация жизненного цикла проекта;
- эффективная работа командах.
2.4 Оценочные результаты
13

"Определение результатов обучения по дополнительной
общеобразовательной программе
Показатели
Критерии
Степень
Баллы
(оцениваемые
выраженности
параметры)
оцениваемого
качества
1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1. Теоретические Соответствие
Минимальный уровень
3
знания
(по теоретических
(ребенок
овладел
основным разделам знаний
ребенка менее чем 1/2 объема
программы)
программным
знаний,
требованиям
предусмотренных
7
программой);
Средний
уровень
(объем
усвоенных
10
знаний
составляет
более 1/2)
Максимальный уровень
(ребенок
освоил
практически
весь
объем
знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный период)
1.2.
Владение Осмысленность и Минимальный уровень
3
специальной
правильность
(ребенок, как правило,
терминологией
использования
избегает употреблять
специальной
специальные
терминологией
термины);
Средний
уровень
7
(ребенок
сочетает
специальную
терминологию
с
бытовой)
10
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно
в полном соответствии
с их содержанием)
Вывод:
Уровень
Низкий
До 9
теоретической
Средний
10-14
подготовки
Высокий
15-20
2. Практическая подготовка ребенка.
2.1. Практические Соответствие
Минимальный уровень
2
14

умения и навыки,
предусмотренные
программой
(по
основным разделам
учебнотематического
плана программы)

2.2.
Владение
специальным
оборудованием
и
оснащением

2.3.Творческие
навыки

практических
умений и навыков
программным
требованиям

(ребенок
овладел
менее
чем
1/2,
предусмотренных
умений и навыков);
Средний
уровень
(объем
усвоенных
умений и навыков
составляет более 1/2)
Максимальный
уровень(ребенок
овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой
за
конкретный период)
Минимальный уровень
в (ребенок испытывает
серьезные затруднения
пр
работе
с
и оборудованием);
Средний
уровень
(работает
с
оборудованием
с
помощью педагога)
Максимальный уровень
(работает
с
оборудованием
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей)
в Начальный
(элементарный
уровень
развития
креативности
(ребенок в состоянии
выполнить
лишь
простейшие
задания
педагога);
Репродуктивный
уровень (выполняет в
основном задания на
основе образца)
Творческий
уровень

Отсутствие
затруднений
использовании
специального
оборудования
оснащения

Креативность
выполнении
практических
заданий

15

3

7

2

3

7

2

3

7

Вывод:

Уровень
практической
подготовки
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1.
Учебнокоммуникативные Адекватность
восприятия
умения:
3.1.1.
Умение информации,
слушать и слышать идущей от педагога
педагога
3.1.2.
Умение Свобода владения и
выступать
перед подачи
ребенком
аудиторией
подготовленной
информации
3.1.3. Умение вести Самостоятельность
полемику,
в
построении
участвовать
в дискуссионного
дискуссии
выступления,
логика
в
построении
доказательств
3.2.
Учебно- Способность
самостоятельно
организационные
готовить
свое
умения и навыки:
3.2.1.
Умение рабочее место к
организовать свое деятельности
и
рабочее место
убирать за собой
3.2.2.
Навыки Соответствие
соблюдения
в реальных навыков
процессе
соблюдения правил
деятельности
безопасности
правил
программным
безопасности
требованиям

16

(выполняет
практические задания
с
элементами
творчества)
Низкий
Средний
Высокий
Уровни - По аналогии
с п. 3.1.1.

До 6
7-14
15-21
3
7
10

Уровни - По аналогии
с п. 3.1.1.

3
7
10

Уровни - По аналогии
с п. 3.1.1.

3
7
10

Уровни - По аналогии
с п. 3.1.1.

3
7
10

Минимальный уровень
(ребенок
овладел
менее чем 1/2 объема
навыков соблюдения
ПБ, предусмотренных
программой);
Средний
уровень
(объем
усвоенных
навыков
составляет
более 1/2)
Максимальный уровень
(ребенок
овладел
практически
весь

3

7

10

объем
навыков,
предусмотренных
программой
за
конкретный период)
3.2.3.
Умение Аккуратность
и Удовлетворительно
аккуратно
ответственность в Хорошо
выполнять работу
работе
Отлично
Вывод:
Уровень
Низкий
общеучебных
Средний
умений и навыков
Высокий
Заключение
Результат
Низкий
обучения ребенка Средний
по
Высокий
дополнительной
образовательной
программе

3
6
9
До 18
19-41
42-59
До 46
47-89
90-100

2.5 Методические материалы
В качестве методов обучения по программе используются нагляднопрактический, исследовательские методы,кейс-метод, проектноконструкторские методы, метод проблемного обучения
Методы воспитания: стимулирование, мотивация
На занятиях используются различные формы организации образовательного
процесса.
Формы организации образовательного процесса
Индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия:
- защита проектов;
- практическое занятие.
Педагогические технологии:
- технология проблемного обучения;
- технология проектной деятельности;
- ролевая игра;
- технология портфолио.
Материально-техническое обеспечение программы:
- персональные компьютеры с программным обеспечением, оснащенные
выходом в Интернет количество 15 шт. на группу.
- мультимедийная установка (компьютер, проектор, колонки);
- подручный материал для создания прототипов пространств;
- тренажёр-манекен для отработки сердечно-лёгочной реанимации;
17

- тренажёр-манекен для отработки приемов удаления инородного тела из
верхних дыхательных путей;
- набор имитаторов травм и поражений;
- шина лестничная;
- воротник шейный;
- табельные средства для оказания первой медицинской помощи;
- коврик для проведения сердечно-лёгочной реанимации.
Кадровые условия.
Программу
может
реализовывать
педагог
дополнительного
образования, имеющий высшее и среднее профессиональное педагогическое
образование.

2.6. СВЕДЕНИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ
Дмитриева Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования,
первой квалификационной категории, высшее образование.

Список литературы
Нормативно-правовые основания разработки общеразвивающих
18

программ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г.№ 273-ФЗ
2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242)
Список литературы для педагога:
1. Война за данные: почему нельзя просто взять и «стереть» свой цифровой
след. URL: https://knife.media/data-laws-war/ (дата обращения: 01.11.2019).
2. Игнатова В. В. Педагогические факторы духовно-творческого
становления личности в образовательном процессе: Монография. —
Красноярск: СибГТУ, 2014. — 272 с.
3. Игнатова В. В., Шушерина О. А. Педагогические стратегии в контексте
профессионально-культурного становления личности студента вуза //
Сибирский педагогический журнал. 2004, № 1, с. 105– 113.
4. Касимов Р.А. Идеальная модель здорового образа жизни как
педагогическое
средство
формирования
здоровой
личности
в
здоровьесберегающем образовательном пространстве // Современные
проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=25612 (дата обращения: 01.11.2019).
5. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию:
Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр
«Академия», 2013. — 192 с.
6.Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов
общеобразовательных учреждений. / Авт.- Козловская Е.А., Козловский Е.А.
- М.: Изд. Дом Третий Рим, 2010. - 48
Список литературы для обучающихся:
1.Тарасова Т. А., Власова Л. С. Я и мое здоровье. /Пособие./ Валеологические
знания и умения детям школьного возраста. Челябинск, 2009. 96с.
2.Дурнев
Р.А.
Формирование
основ
культуры
безопасности
жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.:
Дрофа, 2013. - 156 с.
3.Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и
старшего дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А.
Кондрыкинская и др. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 48 с.
Литература для родителей
1.Астахов, П.А. Будь осторожен // Астахов П.А. Я и улица: Для ср. шк.
возраста / Павел Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.: ил. – (Детям о праве).
2.Радзиевская, Л.И. Ты один дома: Для дошк. и мл. шк. возраста /
19

Л.И.Радзиевская. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2008. – 16с. – (Азбука
безопасности.

Аннотация к программе «Безопасное поведение»
20

Направленность программы: социально-педагогическая.
Актуальность и новизна программы обусловлена необходимостью
формировать базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности,.
Программа направлена на формирование поведенческих навыков, Обучение
по программе - способствуют формированию у обучающихся сознательного
и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих, приобретению навыков
сохранения жизни и здоровья в повседневной жизни и в опасных условиях.
Программа направлена на воспитание у обучающихся таких качеств, как
дисциплинированность, внимательность, собранность, ответственность,
осторожность, уверенность, поскольку отсутствие именно этих качеств,
становится причиной трагических происшествий.
Отличительные особенности программы
Программа является многоуровневой, модульной. Уровни отличаются
сложностью разрабатываемых проектов.
Цель программы: Формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни.
Задачи:
-воспитать самодисциплину, силу воли, мужество, стойкость, стремление к
преодолению трудностей;
-дать

обучающимся понимание причин, механизмов возникновения и
последствий распространенных видов опасных ситуаций различного
характера;
-развить инициативу и эрудицию детей в процессе проведения тематических
викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
Уровень программы: стартовый
Адресат программы
Программа ориентирована на обучающихся возрастной категории 10-17 лет,
имеющих базовый уровень владения ИКТ.
Объем программы, срок освоения программы: программа рассчитана
на 1 год обучения,35 учебных недель, 105 часов.
Форма обучения очная.
Особенности организации образовательного процесса. Разновозрастная
группа, являющаяся основным составом объединения, состав группы
постоянный, количество детей в группе – от 10 до 15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее
количество часов в год –105, количество занятий в неделю – 2, количество
21

часов в неделю –3. Продолжительность учебного часа– 40 мин., перемена
10 мин.

ПРИЛОЖЕНИЕ
22

Календарный учебный график
№

Название раздела
(блока),
Темы

Количество часов
Формы
Всего Теория
Практик Аттестации/
Контроля.
а
Дата
проведения.
36
10
26

1.

Основы медицинских
знаний и оказание
первой помощи

1.1

Выбор группами
кейсов для работы

3

2

1

1.2

Анализ кейса,
планирование и
определение
результата.

3

1

2

1.3

В группах изучение 3
признаков, по которым
можно
определить
состояние
человека,
причин.

1

2

1.4

Практическое
3
повторение действий
при данной ситуации.

3

1.5

Составление алгоритма 3
действий
при
возникновении опасной
ситуации
по
выбранному кейсу.
Составление сценария 3
диалогов - звонок в
МЧС,
родителям,
скорую помощь со
стационарного
и
мобильного телефона.

3

1.6

1

23

3

Опрос.
01.09.2020
03.09.2020
Опрос.
Педагогическ
ое
наблюдение
08.09.2020
10.09.2020
Педагогическ
ое
наблюдение
15.09.2020
17.09.2020
Педагогическ
ое
наблюдение
22.09.2020
24.09.2020
Педагогическ
ое
наблюдение
29.09.2020
01.10.2020
Педагогическ
ое
наблюдение
06.10.2020
08.10.2020

1.7

Взаимообучение на
основе созданных
алгоритмов.

3

1.8

Оказание первой
помощи при
отсутствии сознания

3

1.9

Оказание первой
помощи остановке
дыхания и
кровообращения
Оказание первой
помощи попадания
инородного тела в
верхние дыхательные
пути
Оказание первой
помощи травмах
различных областей
тела
Оказание первой
помощи ожогах,
обморожении,
отравлениях
Индивидуальная
модель здорового
образа жизни
Здоровый образ жизни
– активные действия,
обеспечивающие
сохранение и
укрепление здоровья,
которые выражены
медицинским,
физическим,
экологическим или
каким-либо другим
видом активности
человека.

1.10

1.11

1.12

2

2.1

3

Опрос
1310.2020
15.10.2020

1

2

3

1

2

контрольные
вопросы
20.10.2020
22.10.2020
Алгоритм
27.10.2020
29.10.2020

3

1

2

Алгоритм
10.11.2020
12.11.2020

3

1

2

3

1

2

промежуточн
ые задания
17.11.2020
19.11.2020
контрольные
вопросы
24.11.2020
26.11.2020

21

8

13

3

1

2

24

Наблюдение
01.12.2020
03.12.2020

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

Питание - суточная
потребность человека в
питательных
веществах, витаминах
и воде относительно
конкретного возраста.
Суточная норма
калорий, примерное
распределение калорий
при пятиразовом
питании.
Ежедневный
и
недельный рацион.
Составление
индивидуального плана
питания.
Норма физической
активности человека,
относительно возраста.
Виды активности,
способствующие
гармоничному
развитию и
поддержанию здоровья.
Составление
индивидуальной
программы физической
активности в
соответствии с
интересами и
особенностями
здоровья. Упражнения
для глаз, снятия
напряжения со спины.
Микросреда человека:
дом, школа и т.д.
Оценка микросреды с
точки зрения
воздействия на
здоровье человека.
Рабочее и спальное
место, режим
проветривания.

3

2

1

промежуточн
ые задания
08.12.2020
10.12.2020

3

1

2

Презентация
15.12.2020
17.12.2020

3

1

2

Наблюдение
22.12.2020
24.12.2020

3

1

2

Портфолио
12.01.2021
14.01.2021

3

1

2

Презентация
19.01.2021
21.01.2021

3

1

2

контрольные
вопросы
26.01.2021
28.01.2021

25

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

Безопасность
в
повседневной
жизнедеятельности
Представление кейсов
для работы проектных
групп. Выбор кейсов.
Командообразование.
Анализ кейса,
планирование и
определение
результата.
Формы представления
результатов работы
проектных команд:
лего-прототипирование
объекта,
пространственный
прототип объекта
Алгоритм действий при
использовании
бытовых устройств,
приборов,
инструментов
Проведение сценария
по опасным ситуациям
использования средств
бытовой химии
Алгоритм действий при
неисправности системы
электроснабжения

30

7

23

3

1

2

Наблюдение
02.02.2021
04.02.2021
промежуточн
ые задания
09.02.2021
11.02.2021

3

3

3

3

Наблюдение
16.02.2021
18.02.2021

2

Алгоритм
действий
25.02.2021

3

Игра
02.03.2021
04.03.2021
Составление
алгоритма
09.03.2021
11.03.2021
Составление
алгоритма
16.03.2021
18.03.2021
Составление
алгоритма
23.03.2021
25.03.2021
промежуточн
ые задания
06.04.2021
08.04.2021

3

1

3

3

1

2

3.7

Алгоритм действий при 3
пожаре в
доме/квартире

1

2

3.8

Алгоритм действий при 3
утечке газа

1

2

3.9

Соблюдение правил
безопасного поведения
в туристических
походах.

1

2

3

26

3.10

4
4.1

4.2

4.3

4.4

5

Обязанности
пешеходов. Понятие
«пешеход».
Пешеходный переход.
Правила поведения
пешеходов. Правила
поведения на улице
Информационная
безопасность

Составление
алгоритма,
тестирование
13.04.2021
15.04.2021

3

1

2

12

5

7

Личная безопасность - 3
основные элементы.
Проверка и
корректировка личных
профилей в интернет.
Цифровой
след
- 3
совокупность данных,
которые пользователь
генерирует во время
пребывания
в
цифровом
пространстве.
Пассивный и активный
цифровой след.
Основы безопасного
3
общения в Интернете

1

2

Портфолио
20.04.2021
22.04.2021

2

1

Наблюдение
27.04.2021
29.04.2021

1

2

Тема 4. Практика:
3
Защита компьютера и
мобильного устройства
от вредоносного
воздействия.
Итоговые занятия.
6
«Безопасное
поведение»
Итоговые
занятия. 6
«Безопасное
поведение»

1

2

Презентация
04.05.2021
06.05.2021
Тестирование
11.05.2021
13.05.2021

6

6

Итоговое
тестирование.
Защита
проекта
18.05
20.05
25.05
27.05

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».