Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования по изо

ПРИЛОЖЕНИЕ

Адаптированная рабочая программа
по предмету
Изобразительное искусство
5 – 7 классы
1. Пояснительная записка
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное
коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при
правильной их постановке оказывают существенное воздействие на
интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют
формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек.
Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение
искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен
заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана
сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему
знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной
деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной
культуры.
Данный курс создан с учетом личностного, деятельностного,
дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в
обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально
грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и
резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой
математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения
практических жизненных задач.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств
социальной адаптации в условиях современного общества.
В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный
тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы,
почасовую разбивку прохождения учебного материала.
Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства,
сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:
– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений
при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических
задач;
– формирование умения использовать художественные представления для
описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и
пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;

– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической
деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения
рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования
вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного
изобразительного материала;
- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения
в пространстве, моторики рук, образного мышления
Задачи курса в 5-7 классах, состоят в том, чтобы:
– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического
рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного
рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;
– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для
изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической
деятельности и в будущей профессии;
– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения
общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности,
эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических
особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.
- развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать
красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства,
декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.
2. Общая характеристика учебного предмета
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения
содержания является включение следующих разделов: «Обучение композиционной
деятельности», «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции, конструкцию», «Развитие у учащихся восприятия цвета
предметов и формирование умений передавать его в живописи», «Обучение
восприятию произведений искусства». Выделение этих направлений работы позволяет
распределять по годам программное содержание обучения при соблюдении
последовательности усложнения учебных задач. Для решения задач программой
предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование,
рисование на темы беседы об изобразительном искусстве.
Рисование с натуры: содержанием уроков является изображение разнообразных
предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Во время
работы должны быть 2-3 однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость
для всех учащихся. Для активизации мыслительной деятельности учащихся
целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный
анализ (детский строительный конструктор). Рисованию с натуры обязательно
предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его
формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения
У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и

отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет
развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться
вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование: содержанием уроков является составление различных
узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление
праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т.п. Параллельно с
практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с
отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Во время занятий
школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде,
игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом,
керамикой и другими предметами быта. Задания по декоративному рисованию имеют
определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по
заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе
уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять
или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение
для умственно-отсталых школьников.
Рисование на темы: содержанием уроков является изображение предметов и явлений
окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического
рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической
работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная
работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно
описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их
нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно
использовать реальные объекты (когда это возможно), а для более точного
расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать
комбинаторную деятельность учащегося с моделями и макетами.
Беседы об изобразительном искусстве: для бесед выделяются специальные уроки.
На одном уроке рекомендуется показывать не более 3-4 произведений живописи,
скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративноприкладного искусства. Большое внимание необходимо уделять выработке умения
определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также
некоторые доступные средства художественной выразительности.
Программа составлена с учетом уровня обученности школьников, индивидуальнодифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не
только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально
возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. Материал
программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Последовательное изучение обеспечивает возможность систематизировано
формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки. При составлении
программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и

постепенного ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых на
уроках:
-письмо и развитие речи (развитие мелкой моторики);
-чтение и развитие речи (восприятия произведений изобразительного искусства,
обучение высказываться о содержании рассматриваемых произведений
изобразительного искусства);
-математика (правильное расположение рисунков относительно друг друга (ближе –
дальше))
- истории (история искусства);
-биологии (строение растений, животных, особенности деревьев и т.д.);
-технологии (элементы художественного труда);
-информатики (использование ПК и программных средств при изучении некоторых
разделов);
-развития речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);
-физики (физические основы цвета);
-химии (состав изобразительных материалов).
1. Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета
5 класс
По итогам 5 класса ученик должен уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемого предмета, его строение и пропорции
(отношение длины к ширине и частей к целому)
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю
(осевую) линию как вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и
круге, применяя осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом
их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не
выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в
речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических
элементов;
- рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках
произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние
изображенных на картине лиц.
6 класс
По итогам 6 класса ученик должен уметь:
- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности
рисунка;
- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
- уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;

- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в
рисунках на темы;
- сравнивать свой рисунок с изображенным предметом и исправлять замеченные в
рисунке ошибки;
- делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в
изобразительном искусстве;
- найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия
рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности
изделий народных мастеров
7 класс
По итогам 7 класса ученик должен уметь:
- передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве
изображаемых предметов, пользоваться вспомогательными линиями при построении
рисунка, выполняя его в определенной последовательности;
- изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и
комбинированной формы, передавая из объем и окраску;
- проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать
природные формы, выполнять построение узоров (орнаментов) в основных
геометрических формах, применяя осевые линии;
- использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на
заданную тему, изображать удаленные предметы с учетом их зрительного
уменьшения;
- проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о
них оценочные суждения.
Личностными результатами изучения курса являются:
 Развитие образного восприятия и освоение способов художественного,
творческого самовыражения личности:
 Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
 Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах
искусства
 Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство,
накопление опыта эстетического переживания;
 Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы
 Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства
проявляются:

В развитии художественно образного, эстетического типа
мышления, формировании целостного восприятия мира;

В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения,
художественной интуиции,;

В формировании умения выделять главное, устанавливать
взаимосвязь между общим и частным; планировать свою работу, осуществлять
самоконтроль


В совершенствовании зрительно-двигательной координации,
эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.
В области предметных результатов обучающемуся предоставляется
возможность научиться:
 В познавательной сфере:
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и
роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств
выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного
искусства;
-различать изученные виды и жанры искусств;
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл
художественного образа, произведения искусства
- формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные
мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к
обобщению и конкретизации
- создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических
функций.
 В ценностно-ориентационной сфере:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни,
представлять систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и
воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал,
накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное
отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и
ценностей, представленных в произведениях искусства.
 В коммуникативной сфере:
- формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую
компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи (:
школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя),
давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических
действий или задания по декоративно-прикладному изображению, формулировать
(при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства
верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения
работы).
 В эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;
- воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к
искусству, художественным традициям своего народа; формировать
эстетический кругозор
 В трудовой сфере:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и
техники в своей творческой деятельности

- овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими
между ними связями, отношениями, зависимостями.

2. Содержание программы
5 класс
1.Рисование с натуры (12 часов)
Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения
(определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой
рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление
последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения,
пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы
использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям
средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
2.Декоративное рисование (9 часов)
Составление узоров из геометрических т растительных элементов в полосе, квадрате,
круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать
последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся
цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов
орнамента с соблюдением контура изображения).
3.Рисование на темы (8 часов)
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать
сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их
относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные
представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном
наиболее существенное, то что можно показать в рисунке; работать акварельными и
гуашевыми красками.
4.Беседы по изобразительному искусству (5 часов)
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений
изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных
средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о
содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание
умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц,
чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
6 класс
Рисование с натуры.
Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 классе; развитие у
школьников эстетического восприятия окружающей жизни, путем показа красоты
форм предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение
детей последовательному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая,
прямоугольная и т.д), пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в
определенной последовательности (от общего к частному) строить изображение,
предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными
линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объемную форму
предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с
натурой.

Декоративное рисование.
Закрепление умений и навыков полученных ранее; раскрытие практического и
общественного полезного значения работ декоративного характера; формирование
понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у
детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование
элементарных представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам;
совершенствование умения и навыка пользоваться материалами в процессе рисования,
подбора гармонических сочетаний цветов.
Рисование на темы.
Развитие и совершенствование у учащихся способности отражать свои наблюдения
в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную
композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и
уравновешивали друг друга, передавая связное содержание; развитие умения отражать
в рисунке свое представление об образах литературного произведения; развитие
творческого воображения; совершенствование умения работать акварельными и
гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений
изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию
рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая
изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о
своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление
учащихся с широко известными скульптурными произведениями; продолжение
знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством; развитие
восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний.
Примерная тематика заданий:
1. Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство. Народные игрушки», в т.ч.
региональный компонент.
2. Составление сетчатого узора для детской ткани ( стилизация форм)
3. Рисование несложного натюрморта из фруктов
4. Рисование несложного натюрморта из овощей,
5. Декоративное рисование – составление симметричного узора.
6. Декоративное рисование – составление эскиза для значка
7. Беседа об изобразительном искусстве «Живопись»
8. Рисование с натуры игрушек.
9. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала, в т.ч.
региональный компонент.
10.Рисование на тему «Что мы видели на стройке».
11.Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства», в т.ч.
региональный компонент.
12.Рисование новогодней открытки.
13.Изготовление новогодних карнавальных масок.
14.Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже
уровня зрения.
15.Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» , в т.ч
региональный компонент
16.Рисование с натуры объемного предмета конической формы.

17.Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и
его декоративное оформление, в т.ч. региональный компонент
18.Рисование «ленточного» шрифта по клеткам
19.Иллюстрирование отрывка литературного произведения.
20.Рисование по памяти и представлению.
21.Рисование с натуры птиц, в т. ч. региональный компонент.
22.Тематический рисунок «Птицы – наши друзья».
23.Рисование с натуры предмета шаровидной формы.
24.Беседа об изобразительном искусстве «О Великой Отечественной войне
25.Декоративное оформление почтового конверта
Содержание программы
7 класс
1.Рисование с натуры. (10 ч)
Развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения,
определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в
пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную
последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной
грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совершенствование
навыка правильной передачи в рисунке объемных предметов прямоугольной,
цилиндрической, конической, округлой и комбинированной форм.
Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых
объектов.
2.Декоративное рисование. (7 ч)
Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных
геометрических формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и
использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными
и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения
цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного
рисования в повседневной жизни.
3.Рисование на темы. (11 ч)
Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в
рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов
другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование
умения размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные
предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия о зрительной
глубине в рисунке: первый план, второй план.
4.Беседы об изобразительном искусстве.(6 ч)
Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений
изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним.
Формирование понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование
представления об основных средствах выразительной живописи. Ознакомление с
некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление

знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного
искусства. умений каждым учеником, развитие его умений действовать
-высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного
искусства, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства,
которыми он пользовался;
-передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве
изображаемых предметов, пользоваться вспомогательными линиями при построении
рисунка, выполняя его в определенной последовательности (от общего к частному);
-стилизовать природные формы и использовать их в оформительской работе;
-проявлять интерес к произведениям изобразительно искусства и высказывать о них
оценочные суждения.
Реализация коррекционной работы по разделам предмета изобразительного
искусства в 5-7 классах
№
1

2

3

4

Вид занятия
Рисование с
натуры

Коррекционная работа
Развитие самостоятельности, аналитикосинтетической деятельности при определении формы,
цвета, сравнении величины составных частей
предмета. Развитие пространственной ориентировки
на плоскости.
Декоративное Развитие глазомера, чувства эстетичности при
рисование
оформлении работы. Развитие пространственной
ориентировки на листе бумаги, в используемой
геометрической форме. Развитие воображения и
творческого мышления.
Рисование на Развитие творческого воображения,
темы
наблюдательности, пространственной ориентировки.
Развитие художественного вкуса,
аналитико-рефлексивной деятельности, умение
оценивать и сравнивать свои работы.
Беседы об
Развитие целенаправленного восприятия
изобразительн произведений изобразительного искусства, развитие
ом искусстве чувства формы и цвета, развитие эмоционального
воображения, чувства красоты.

3.Тематическое планирование
5 класс
№ Тема раздела

Количество часов

Рисование с натуры
1
Декоративное рисование
2
Рисование на темы
3
Беседы об изобразительном искусстве
4
Итого

13
11
4
6
34

6 класс
№ Тема раздела
Рисование с натуры
1
Декоративное рисование
2
Рисование на темы
3
Беседы об изобразительном искусстве
4
Итого

№

Тематическое планирование
7 класс
Тема раздела

Рисование с натуры
1
Декоративное рисование
2
Рисование на темы
3
Беседы об изобразительном искусстве
4
Итого

Количество часов
13
11
6
4
34

Количество часов
10
7
11
6
34

Календарно-тематическое планирование 5 класс (34 часа)
№
урока

1.
2.

3.

4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14-15.
16.

17-18
19.
20.
21.

22.

23.
24.
25.

Тема урока

Кол-во
часов

Рисование на свободную тему.
Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов
(стилизованные ягоды, ветки, листья).
Беседа на тему: «Произведения мастеров народных
художественных промыслов и искусство родного
края».
Рисование с натуры: листья дуба, клена.
Рисование на тему: Осенний лес.
Рисование геометрического орнамента в круге
(построение 4-х овалов-лепестков на осевых линиях
круга).
Рисование по представлению. Сказочные персонажи
(жар-птица, петушок - золотой гребешок).
Рисование простого натюрморта (яблоко и
керамическая кружка).
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной
формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»).
Рисование с натуры объемного предмета конической
формы (детская раскладная пирамидка разных видов).
Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное
искусство» (богородская деревянная игрушка:
«Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и
корешки», «Маша и медведь» и др.).
Декоративное рисование — оформление новогоднего
пригласительного билета (формат 7 х 30 см).
Рисование новогодних карнавальных очков (на
полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см).
Рисование на тему «Лес зимой».
Беседа об изобразительном искусстве «Картины
художников о школе, товарищах и семье» (Д.
Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова.
«В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной
подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл
на каникулы»).
Рисование с натуры фигуры человека (позирующий
ученик).
Рисование на тему «Зимние развлечения».
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
Рисование в квадрате узора из растительных форм с
применением осевых линий (например, елочки по
углам квадрата, веточки - посередине сторон).
Рисование с натуры объемного прямоугольного
предмета (телевизор, радиоприемник, часы с
прямоугольным циферблатом).
Декоративное рисование плаката «8 Марта».
Рисование с натуры объемного прямоугольного
предмета (чемодан, ящик, коробка).
Рисование с натуры объемного предмета,
расположенного выше уровня зрения (скворечник).

1
1

1

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
2
1

2
1
1
1

1

1
1
1

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.
33-34.

Рисование с натуры объемного прямоугольного
предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с
тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками).
Иллюстрирование отрывка из литературного
произведения (по выбору учителя с учетом
возможностей учащихся).
Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор,
бензовоз). Иллюстрирование отрывка из
литературного произведения (по выбору учителя с
учетом возможностей учащихся).
Декоративное рисование. Самостоятельное
составление узора из растительных декоративно
переработанных элементов в геометрической форме
(но выбору учащихся).
Беседа об изобразительном искусстве с показом
репродукции картин на тему о Великой
Отечественной войне против немецко-фашистских
захватчиков (А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона
Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» —
карикатура).
Рисование симметричных форм: насекомые - бабочка,
стрекоза, жук - по выбору (натура - раздаточный
материал).
Итоговая творческая работа.
Составление узора в круге с применением осевых
линий и использование декоративно переработанных
природных форм (например, стрекозы и цветка
тюльпана)

1

1

1

1

1

1

1
2

Календарно-тематическое планирование в 6 классе (34 часа)
№
урока

Тема урока

1.

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Рисование эскиза «Как я провёл лето»
Народные игрушки
Составление сетчатого узора для детской ткани
Рисование сетчатого узора для детской ткани
Рисование несложного натюрморта из фруктов
Рисование несложного натюрморта из овощей,
Декоративное рисование – составление
симметричного узора
Декоративное рисование – составление эскиза для
значка
Эскиза значка
Беседа об изобразительном искусстве «Живопись»
Рисование с натуры игрушек.
Рисование с натуры постройки из элементов
строительного материала,
Рисование на тему «Что мы видим за окном».
Беседа на тему «Скульптура как вид
изобразительного искусства»,

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Рисование новогодней открытки.
Эскиз новогодних карнавальных масок.
Изготовление новогодних карнавальных масок.
Рисование с натуры предметов цилиндрической
формы, расположенных ниже уровня зрения.
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы

1
1
1
1

Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в
произведениях живописи»
Рисование с натуры объемного предмета
конической формы.
Рисование с натуры объемного предмета сложной
(комбинированной) формы и его декоративное
оформление
Рисование «ленточного» шрифта по клеткам

1

Иллюстрирование отрывка литературного
произведения.
Иллюстрирование отрывка литературного
произведения.
Рисование по памяти и представлению.

1

28.

Рисование с натуры птиц

1

29.

Рисование с натуры птиц

1

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.

1

1
1

1

1
1

30.

Тематический рисунок «Птицы – наши друзья».

1

31.

Рисование с натуры предмета шаровидной формы.

1

32.

Беседа об изобразительном искусстве «О Великой
Отечественной войне

1

33.

Декоративное оформление почтового конверта

1

34.

Итоговая творческая работа

1

Календарно-тематическое планирование в 7 классе (34 часа)
№
урока

1.

2.

3.
4.
5.

6.
7.

Тема урока

Кол-во часов

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы,
повернутого углом к рисующему.
Рисование с натуры объемного предмета
прямоугольной формы в наиболее простом для
восприятия положении.
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства.
Живопись», в т.ч. региональный компонент.
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства.
Живопись», в т.ч. региональный компонент.
Рисование
с
натуры
двух
цилиндрической формы, расположенных ниже
уровня зрения.
Рисование по представлению объемного предмета
цилиндрической формы с вырезом ¼ части.
Рисование с натуры предмета, имеющего форму

1

1

1
1
предметов

1

1
1

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

24.

25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.
32.
33.
34.

усеченного конуса.
Рисование с натуры предмета комбинированной
формы.
Беседа
об
изобразительном
искусстве
«Выразительные средства живописи
Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и
украшение ее узором
Тематическое рисование осеннего леса, в т. ч.
региональный компонент
Рисование с натуры объемных предметов – посуда
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства.
Скульптура», в т.ч. региональный компонент.
Народная скульптура (игрушки), ее образность и
выразительность.
Рисование с натуры предмета комбинированной
формы.
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства.
Архитектура», в т.ч. региональный компонент
Разработка декоративной композиции посвященной
школьному празднику (эскиз оформления сцены).
Декоративное рисование. Изготовление макета
пригласительного билета.
Тематическое рисование, Выполнение зарисовок
зимнего леса.
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства,
Графика».
Выполнение эскизов оформления книги.
Рисование с натуры объемных предметов округлой
формы (фрукты, овощи)
Рисование с натуры постройки из элементов
строительного материала, в т. ч. региональный
компонент.
Рисование с натуры постройки из элементов
строительного материала, в т. ч. региональный
компонент.
Рисование с натуры предметов комбинированной
формы.
Декоративное рисование – составление узора для
вазы.
Рисование с натуры столярных или слесарных
инструментов.
Беседа
«Народное
декоративно-прикладное
искусство России»
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства,
Декоративно-прикладное творчество»,в т.ч.
региональный компонент.
Рисование с натуры предметов комбинированной
формы.
Разработка плаката «День Победы».
Беседа
об
изобразительном
искусстве.
Произведения о Великой Отечественной войне.
Выполнение эскиза эмблемы, посвященной
спортивным соревнованиям
Итоговая творческая работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».