Приложение к адаптированной программе по биологии для коррекционных классов 7-9

Приложение
к адаптированной образовательной
программе основного общего
образования
МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ»
Рабочая программа предмета «Биология» 7-9 класс
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Минимальный уровень:
 представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;
 знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных
объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
 знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники
безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
 выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
 описание особенностей состояния своего организма;
 знание названий специализации врачей;
 применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями,
животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
 представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;
 осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и
системами органов у человека;
 установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
 знание признаков сходства и различия между группами растений и животных; выполнение классификаций
на основе выделения общих признаков;
 узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды,
рисунки, схемы);

 знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;
 знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных
показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
 знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых
ситуаций;
 выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи
педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
 владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых
ситуациях.
Раздел II. Содержание учебного предмета «Биология»
Программа по биологии продолжает вводный курс «Природоведение», при изучении которого учащиеся в V и
VI классах, получат элементарную естественнонаучную подготовку. Преемственные связи между данными
предметами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному
поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать задачи экологического, эстетического,
патриотического, физического, трудового и полового воспитания детей и подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у обучающихся чувство
любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы
тесно связано с деятельностью человека и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны
сохранять природу для себя и последующих поколений.
Курс «Биология » состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».
Распределение времени на изучение тем учитель планирует самостоятельно, исходя из местных (региональных)
условий.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ,
демонстрацию опытов и проведение экскурсий ― всё это даст возможность более целенаправленно способствовать
развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию
учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
С разделом «Неживая природа» учащиеся знакомятся на уроках природоведения в V и VI классах и узнают, чем
живая природа отличается от неживой, из чего состоит живые и неживые тела, получают новые знания об

элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы,
некоторых явлениях неживой природы.
Курс биологии, посвящённый изучению живой природы, начинается с раздела «Растения» (VII класс), в котором
все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в
жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в
городской местности («Аквариумные рыбки», «Кошки» и «Собаки»: породы, уход, санитарно-гигиенические
требования к их содержанию и др.).
В разделе «Человек» (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы
органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп
растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение,
размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы,
связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают
о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление,
наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
Основные задачи изучения биологии:
 формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни
растений, животных, организма человека и его здоровье;
 показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за
некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим
организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
 формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому,
физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового
образа жизни;

 развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные
объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять
лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.
7 класс
Растения (2 ч в неделю)
Введение
Многообразие растений. Значение растений и их охрана.
Общее знакомство с цветковыми растениями.
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист,
корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка).
Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия,
необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение
корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные.
Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в
листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных
веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам.
Разнообразие стеблей.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой
обитания).
Лабораторные работы.
1. Органы цветкового растения.
2. Строение цветка.
3. Строение семени фасоли.

4. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Практическая работа. Определение всхожести семян. Демонстрация опытов:
1. Условия, необходимые для прорастания семян.
2. Испарение воды листьями.
3. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
4. Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале
сентября).
Многообразие растений, бактерий и грибов
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели.
Особенности их размножения.
Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.
Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия
(строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель,
лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура
для данной местности.
Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок,
лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Лабораторная работа. Строение луковицы.
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, дикий паслен,
душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных
районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники.
Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка —
двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение.
Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.
Лабораторная работа.
Строение клубня картофеля.
Практическая работа по перевалке и пересадке комнатных растений.
Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном участке. Вскапывание приствольных кругов.
Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия — «Весенние работы в саду». Обобщение по теме «Растение — живой организм».
8 класс Животные (2 ч в неделю)
Введение
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни.
Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных
в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль
дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение,
образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми
(повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение,
образ жизни, питание.
Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение
одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от
шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям.
Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы
(треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.
Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание и на суше, и в воде).
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее
строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся.
Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения.
Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и
разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и
вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения,
нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого
из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности
человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и
различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их
охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные
особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни,
добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние
хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных
зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные
особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и
передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие
растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных,
распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь.
Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в
них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее
— на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание
ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности
питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни.
Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за
свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных,
признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и
домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Практические работы на животноводческих фермах. Экскурсии
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для
наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за
помещением и животными, участие в раздаче кормов.
9 класс Человек (2 ч в неделю)
Введение
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные
черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о
млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и
системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и
органы чувств).
Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей
(подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного
формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки
на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и
работа. Движение
крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях.
Отрицательное
влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).
Демонстрация влажного препарата или муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы
1. Микроскопическое строение крови.
2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки,
бег).
Дыхание
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях.
Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы
дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения.
Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и
предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
3. Действие слюны на крахмал.
4. Действие желудочного сока на белки.
Почки
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме.
Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции.
Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при
тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда.
Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение
нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране
труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере
трудоспособности.
Раздел III. Тематическое планирование учебного предмета «Биология»
7 класс
№ п/п

Тема урока
Растения вокруг нас (1 час)
1.
Многообразие растений. Роль растений в природе и жизни человека
Общие сведения о цветковых растения (23 час)
2.
Строение растения. Лабораторная работа «Строение цветкового растения»
3.
Цветок. Лабораторная работа «Строение цветка»
4.
Виды соцветий
5.
Опыление цветков
6.
Плоды. Разнообразие плодов
7.
Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян
8.
Семя. Внешний вид и строение семени фасоли. Лабораторная работа «Строение семени фасоли»
9.
Строение семени пшеницы. Лабораторная работа «Строение семени пшеницы»
10. Условия прорастания семян. Практическая работа «Определение всхожести семян»

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.

Правила заделки семян в почву
Корень. Виды корней. Практическая работа «Образование придаточных корней»
Корневые системы. Значение корня
Видоизменение корней
Лист. Внешнее строение листа
Из каких веществ состоит растение
Испарение воды листьями
Дыхание растений
Листопад и его значение
Стебель. Строение стебля
Значение стебля в жизни растений
Разнообразие стеблей
Растение – целостный организм
Повторительно-обобщающий урок по теме «Общие сведения о цветковых растениях»
Многообразие растительного мира (37 час)
Деление растений на группы
Мхи
Папоротники
Голосеменные. Хвойные растения
Покрытосеменные или цветковые. Деление цветковых на классы
Однодольные покрытосеменные растения. Злаковые, общие признаки злаковых
Выращивание зерновых
Использование злаков в народном хозяйстве
Лилейные. Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные
Овощные лилейные. Лабораторная работа «Строение луковицы»
Дикорастущие лилейные
Двудольные покрытосеменные растения. Пасленовые. Общие признаки пасленовых
Овощные и технические пасленовые. Картофель. Лабораторная работа «Строение клубня картофеля»
Овощные пасленовые. Томат, баклажан и перец.
Цветочно-декоративные пасленовые
Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения
Фасоль и соя – южные бобовые растения
Кормовые бобовые растения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник – растение группы розоцветных
Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. Груша
Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. Малина
Плодово-ягодные розоцветные. Земляника
Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры
Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник
Календула и бархатцы – однолетние цветочно-декоративные сложноцветные
Маргаритка и георгин – многолетние цветочно-декоративные сложноцветные
Уход за комнатными растениями. Практическая работа «Перевалка комнатных растений»
Практическая работа «Пересадка комнатных растений»
Осенние работы в саду и на учебно-опытном участке
Практическая работа «Обработка почвы в приствольных кругах плодового дерева»
Подготовка сада к зиме
Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Практическая работа «Весенний уход за садом»
Практическая работа «Посадка рассады овощных культур»
Практическая работа «Весенняя обработка почвы»
Практическая работа «Уход за посевами и посадками»
Экскурсия в цветущий сад
Повторительно-обобщающий урок по теме «Многообразие растительного мира»
Бактерии (1 час)
Бактерии
Грибы (4 час)
Строение грибов
Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы
Повторительно-обобщающий урок по теме «Бактерии. Грибы»
Повторительно-обобщающий урок по курсу «Растения. Бактерии. Грибы»
Резерв
Резерв

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8 класс
№ п/п
1.

Тема урока
Введение. Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана

Кол-во часов
1

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Беспозвоночные животные
Черви (2час)
Общие признаки беспозвоночных животных. Общие признаки червей. Дождевой червь.
Круглые черви – паразиты человека
Насекомые (8 час)
Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых
Бабочка – капустница
Яблонная плодожорка
Майский жук
Комнатная муха
Медоносная пчела
Тутовый шелкопряд
Самостоятельная работа по теме «Беспозвоночные животные»
Позвоночные животные (57 час)
Рыбы (8 час)
Общие признаки позвоночных животных. Рыбы. Общие признаки рыб
Внешнее строение и скелет рыб
Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращения рыб. Нервная система рыб
Размножение рыб
Речные рыбы
Морские рыбы
Рыболовство и рыбоводство
Рациональное использование и охрана рыб
Земноводные (3 час)
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки.
Внутреннее строение земноводных
Размножение и развитие лягушки. Обобщение по теме «Земноводные»
Пресмыкающиеся (3 час)
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся
Внутреннее строение пресмыкающихся
Размножение и развитие пресмыкающихся
Птицы (11 час)
Птицы. Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

Особенности скелета птиц
Особенности внутреннего строения птиц
Размножение и развитие птиц
Птицы, кормящиеся в воздухе
Птицы леса
Хищные птицы
Птицы пресных водоемов и болот
Птицы, обитающие вблизи жилья человека
Домашние куры, утки и гуси
Птицеводство
Млекопитающие (17 час)
Млекопитающие. Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение
Особенности скелета и нервной системы млекопитающих
Внутреннее строение млекопитающих
Грызуны
Значение грызунов в природе и жизни человека
Зайцеобразные
Разведение домашних кроликов
Хищные звери
Дикие пушные хищные звери
Разведение норки на зверофермах
Домашние хищные звери
Ластоногие
Китообразные
Парнокопытные
Непарнокопытные
Приматы
Повторительно - обобщающий урок по теме «Млекопитающие»
Сельскохозяйственные млекопитающие (14 час)
Сельскохозяйственные млекопитающие. Корова
Содержание коров на фермах
Выращивание телят
Овцы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Содержание овец и выращивание ягнят
Верблюды
Северные олени
Домашние свиньи
Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят
Домашние лошади
Содержание лошадей и выращивание жеребят
Что вы узнали о животных?
Повторительно - обобщающий урок по теме «Сельскохозяйственные млекопитающие»
Резерв
Резерв

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Тема урока
Введение
Место человека среди млекопитающих
Общий обзор организма человека (2 час)
Строение клеток и тканей организма
Органы и системы органов человека
Опорно-двигательная система (14 час)
Скелет человека. Его значение. Основные части скелета
Состав и строение костей
Соединение костей
Череп
Скелет туловища
Скелет верхних конечностей
Скелет нижних конечностей
Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов
Значение и строение мышц
Основные группы мыщц человека
Работа мышц. Физическое утомление
Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.

Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в ее формировании
Повторительно - обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»
Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система (7 час)
Значение крови и кровообращения
Состав крови
Органы кровообращения. Сосуды
Органы кровообращения. Сердце и его работа
Большой и малый круги кровообращения
Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение
Первая помощь при кровотечениях
Дыхательная система (5 час)
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции
Газообмен в легких и тканях
Гигиена дыхания
Болезни органов дыхания и их предупреждение
Самостоятельная работа по теме «Сердечно-сосудистая и дыхательная системы»
Пищеварительная система (13 час)
Значение питания. Пищевые продукты
Питательные вещества
Витамины
Органы пищеварения
Ротовая полость. Зубы
Изменение пищи в желудке
Изменение пищи в кишечнике. Печень.
Гигиена питания
Уход за зубами и ротовой полостью
Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний
Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений
Пищевые отравления
Повторительно - обобщающий урок по теме «Пищеварительная система»
Мочевыделительная система (2 час)
Почки – органы выделения
Предупреждение почечных заболеваний

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Кожа (7 час)
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Кожа и ее роль в жизни человека
Уход за кожей
Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями
Закаливание организма
Первая помощь при тепловых и солнечных ударах
Первая помощь при ожогах и обморожении
Повторительно - обобщающий урок теме «Кожа»
Нервная система (7 час)
Головной и спинной мозг
Нервы
Значение нервной системы
Режим дня, гигиена труда
Сон и его значение
Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему
Самостоятельная работа по теме «Нервная система»
Органы чувств (5 час)
Орган зрения. Гигиена зрения
Орган слуха. Гигиена слуха
Орган обоняния
Орган вкуса
Повторительно - обобщающий урок по теме «Нервная система и органы чувств»
Охрана здоровья человека в Российской Федерации (2 час)
Охрана здоровья человека
Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».