Аннотации к раб.программам_Технология 5-8 кл (1)

Приложение №17
к ООП ООО
МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ»
Рабочая учебная программа предмета «Технология» 5-8 класс
Раздел I. Планируемые результаты предмета
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского
языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с
российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоо граничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание
значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учиты вающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного
субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога,
готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами
учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных
преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и
организации, ценности "другого" как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
- идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
- выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях - прогнозировать конечный результат;
- ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
- обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- различать результаты и способы действий при достижении результатов;
- определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и
требований;
- оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик/показателей результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
- соотносить свои действия с целью обучения.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
- принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
- определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
- выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
- выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения
решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный - учебный, научно-популярный, информационный);
- критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
- распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
- формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
- критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся
сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
- использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
- оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;
- использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
- оперировать данными при решении задачи;
- выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления,
написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

- создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам
предметной области "Технология" планируемые результаты освоения предмета "Технология" отражают:
– формирование технологической культуры и культуры труда;
– формирование проектного, инженерного, технологического мышления обучающегося, соответствующего актуальному технологическому укладу;
– адаптивность к изменению технологического уклада;
– осознание обучающимся роли техники и технологий и их влияния на развитие системы "природа - общество - человек";
– овладение методами исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
– овладение средствами графического отображения и формами визуального представления объектов или процессов, правилами выполнения
графической документации (рисунок, эскиз, чертеж);
– применение предметных знаний и формирование запроса у обучающегося к их получению для решения прикладных задач в своей текущей
деятельности/реализации замыслов;
– формирование культуры по работе с информацией, необходимой для решения учебных задач, и приобретение необходимых компетенций (например, поиск различными способами, верификация, анализ, синтез);
– формирование представлений о развитии мира профессий, связанных с изучаемыми технологиями, для осознанного выбора собственной траектории развития.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета "Технология" учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, в
связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).
Результаты, заявленные образовательной программой Технология, по блокам содержания
Современные технологии и перспективы их развития
Выпускник научится:
– называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии материальной и нематериальной сферы;
– производить мониторинг и оценку состояния и выявлять возможные перспективы развития технологий в произвольно выбранной отрасли на
основе работы с информационными источниками различных видов.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять анализ и давать аргументированный прогноз развития технологий в сферах, рассматриваемых в рамках предметной области;

– осуществлять анализ и производить оценку вероятных рисков применения перспективных технологий и последствий развития существующих технологий.
Формирование технологической культур и проектно-технологического мышления обучающихся
Выпускник научится:
– выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
– определять цели проектирования субъективно нового продукта или технологического решения;
– готовить предложения технических или технологических решений с использованием методов и инструментов развития креативного мышления, в том числе с использованием инструментов, таких как дизайн-мышление, ТРИЗ и др.;
– планировать этапы выполнения работ и ресурсы для достижения целей проектирования;
– применять базовые принципы управления проектами;
– следовать технологическому процессу, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
– оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищенности;
– прогнозировать по известной технологии итоговые характеристики продукта в зависимости от изменения параметров и/или ресурсов, проверять прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
– в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии, проводить анализ возможности использования альтернативных ресурсов, соединять в единый технологический процесс несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
– проводить оценку и испытание полученного продукта;
– проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
– описывать технологическое решение с помощью текста, схемы, рисунка, графического изображения и их сочетаний;
– анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
– применять базовые принципы бережливого производства, включая принципы организации рабочего места с учетом требований эргономики и
научной организации труда;
– проводить и анализировать разработку и/или реализацию продуктовых проектов, предполагающих:
– определение характеристик и разработку материального продукта, включая планирование, моделирование и разработку документации в информационной среде (конструкторе), в соответствии с задачей собственной деятельности или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов,
– изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования,
– модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта,
– встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку,
– изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;

– проводить и анализировать разработку и/или реализацию технологических проектов, предполагающих:
– модификацию (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) заданного способа (технологии) получения требующегося
материального продукта (после его применения в собственной практике),
– разработку инструкций и иной технологической документации для исполнителей,
– разработку способа или процесса получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;
– проводить анализ конструкции и конструирование механизмов, простейших роботов с помощью материального или виртуального конструктора;
– выполнять чертежи и эскизы, а также работать в системах автоматизированного проектирования;
– выполнять базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации).
Выпускник получит возможность научиться:
– модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их
характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
– технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции
или иной технологической документации;
– оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения
Выпускник научится:
– характеризовать группы профессий, относящихся к актуальному технологическому укладу;
– характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называть тенденции ее развития;
– разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда;
– анализировать и обосновывать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории;
– анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией
тех или иных видов деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
– предлагать альтернативные варианты образовательной траектории для профессионального развития;
– характеризовать группы предприятий региона проживания;
– получать опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств и тенденциях их развития в регионе проживания и в мире, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального и мирового рынка труда.
По годам обучения результаты могут быть структурированы и конкретизированы следующим образом, результаты разбиты на подблоки: культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки), предметные результаты (технологические компетенции), проектные компетенции
(включая компетенции проектного управления).

5 – 7 класс. По завершении учебного года обучающийся:
знает:
– ключевые особенности технологий виртуальной и дополненной реальности;
– принципы работы приложений с виртуальной и дополненной реальностью;
– перечень современных устройств, используемых для работы с технологиями, и их предназначение;
– основной функционал программ для трёхмерного моделирования;
– принципы и способы разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью;
– основной функционал программных сред для разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью;
– особенности разработки графических интерфейсов.
умеет:

– настраивать и запускать шлем виртуальной реальности;
– устанавливать и тестировать приложения виртуальной реальности;
– самостоятельно собирать очки виртуальной реальности;
– формулировать задачу на проектирование исходя из выявленной проблемы;
– уметь пользоваться различными методами генерации идей;
– выполнять примитивные операции в программах для трёхмерного моделирования;
– выполнять примитивные операции в программных средах для разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью;
– компилировать приложение для мобильных устройств или персональных компьютеров и размещать его для скачивания пользователями;
– разрабатывать графический интерфейс (UX/UI);
– разрабатывать все необходимые графические и видеоматериалы для презентации проекта;
– представлять свой проект.
владеет:
– основной терминологией в области технологий виртуальной и дополненной реальности;
– базовыми навыками трёхмерного моделирования;
– базовыми навыками разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью;
– знаниями по принципам работы и особенностям устройств виртуальной и дополненной реальности.
8 класс. По завершении учебного года обучающийся:
знает:
– правила безопасной работы с электронно-вычислительными машинами и средствами для сбора пространственных данных;
– основные виды пространственных данных;
– составные части современных геоинформационных сервисов;
– профессиональное программное обеспечение для обработки пространственных данных;
– основы и принципы аэросъёмки;
– основы и принципы работы глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС);
– представление и визуализация пространственных данных для непрофессиональных пользователей;
– принципы 3D-моделирования;
– устройство современных картографических сервисов;
– представление и визуализация пространственных данных для непрофессиональных пользователей;
– дешифрирование космических изображений;
– основы картографии.
умеет:
– самостоятельно решать поставленную задачу, анализируя и подбирая материалы и средства для её решения;
– создавать и рассчитывать полётный план для беспилотного летательного аппарата;

– обрабатывать аэросъёмку и получать точные ортофотопланы и автоматизированные трёхмерные модели местности;
– моделировать 3D-объекты;
– защищать собственные проекты;
– выполнять оцифровку;
– выполнять пространственный анализ;
– создавать карты;
– создавать простейшие географические карты различного содержания;
– моделировать географические объекты и явления;
владеет:
– примерами практического использования географических знаний в различных областях деятельности.
Раздел II. Содержание учебного предмета, курса
5 – 7 класс
Программа «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности: 3D-моделирование и программирование» предполагает постепенное расширение знаний и их углубление, а также приобретение умений в области проектирования, конструирования и изготовления творческого продукта.
Кейс 1. «Проектируем идеальное VR-устройство»
В рамках первого кейса, состоящего из набора мини-кейсов, учащиеся исследуют существующие модели устройств виртуальной реальности, выявляют ключевые параметры, а затем выполняют проектную задачу – конструируют собственное VR-устройство. Дети исследуют VR-контроллеры и
обобщают возможные принципы управления системами виртуальной реальности. Сравнивают различные типы управления и делают выводы о том, что
необходимо для «обмана» мозга и погружения в другой мир.
Дети смогут собрать собственную модель VR-гарнитуры: спроектировать, собрать нужные элементы, а затем протестировать самостоятельно
разработанное устройство. Далее обучающиеся эскизируют и моделируют VR-устройство, с устраненными недостатками, выявленными в ходе пользовательского тестирования.
Кейс 2. «Разрабатываем VR/AR-приложения»
После формирования основных понятий виртуальной реальности, получении навыков работы с VR-оборудованием во втором кейсе учащиеся
переходят к рассмотрению понятий дополненной и смешанной реальности, разбирают их основные отличия от виртуальной. Создают собственное ARприложение (по желанию команды – VR-приложение), отрабатывая навыки работы с необходимым в дальнейшем программным обеспечением, навыки
дизайн-проектирования и дизайн-аналитики.
Учащиеся научатся работать с крупнейшими репозиториями бесплатных трехмерных моделей, смогут минимально адаптировать модели, имеющиеся в свободном доступе, под свои нужды. Начинается знакомство со структурой интерфейса программы для 3D-моделирования (по усмотрению педагога 3Ds Max, Blender 3D, Maya), основными командами. Вводятся понятия «полигональность» и «текстура».
8 класс
Программа «Геоинформационные технологии» знакомит обучающихся с геоинформационными системами и с различными видами геоданных,

позволяет получить базовые компетенции по сбору данных и освоить первичные навыки работы с данными.
Программа затрагивает такие темы, как: «Основы работы с пространственными данными», «Ориентирование на местности», «Основы фотографии», «Самостоятельный сбор данных», «3D-моделирование местности и объектов местности», «Геоинформационные системы (ГИС)», «Визуализация
и представление результатов».
Введение в геоинформационные технологии. Кейс 1. «Современные карты, или как описать Землю?»
Кейс знакомит обучающихся с разновидностями данных. Решая задачу кейса, обучающиеся проходят следующие тематики: карты и основы их

формирования; изучение условных знаков и принципов их отображения на карте; системы координат и проекций карт, их основные характеристики и
возможности применения; масштаб и др. вспомогательные инструменты формирования карты.
Кейс 2. Глобальное позиционирование «Найди себя на земном шаре».
Несмотря на то, что навигаторы и спортивные трекеры стали неотъемлемой частью нашей жизни, мало кто знает принцип их работы. Пройдя
кейс, обучающиеся узнают про ГЛОНАСС/GPS — принципы работы, историю, современные системы, применение. Применение логгеров. Визуализация текстовых данных на карте. Создание карты интенсивности.
Фотографии и панорамы
Раздел, посвящённый истории и принципам создания фотографии. Обучающиеся познакомятся с техникой создания фотографии, познакомятся с
возможностями применения фотографии как средства создания чего-либо.
Аэрофотосъёмка. Кейс 3.1. «Для чего на самом деле нужен беспилотный летательный аппарат?»
Объёмный кейс, который позволит обучающимся освоить полную технологическую цепочку, используемую коммерческими компаниями. Устройство и принципы функционирования БПЛА, Основы фото- и видеосъёмки и принципов передачи информации с БПЛА, обработка данных с БПЛА.
Кейс 3.2. Изменение среды вокруг школы.
Продолжение кейса 3.1. Обучающиеся, имея в своём распоряжении электронную 3D-модель школы, продолжают вносить изменения в продукт с
целью благоустройства района. Обучающиеся продолжают совершенствовать свой навык 3D-моделирования, завершая проект.
Раздел III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 – 7 класс
№
Название раздела, темы
урока
Кейс «Проектируем идеальное VR-устройство» (34 часа)
Блок 1 «Сборка собственной VR-гарнитуры» (18 часов)
Знакомство с VR/AR-технологиями. Тестирование устройства, установка приложений, анализ принципов работы, выявление
1-2
ключевых характеристик
Изучение и выявление принципов работы VR-контроллеров и шлема виртуальной реальности. Информации о других VR3-4
устройствах. Поиск необходимых схем и способов для сборки устройств. Выбор материала и конструкции для собственной
№
Название раздела, темы
гарнитуры, подготовка к сборке устройства
5-6
Чертеж собственной гарнитуры
7-8
Сборка собственной гарнитуры, вырезание необходимых деталей
9-10
Дизайн устройства
11-12 Тестирование и доработка прототипа
Работа с картой пользовательского опыта: выявление проблем, с которыми можно столкнуться при использовании VR13-14 технологий. Фокусировка на одной из них. Анализ и оценка существующих решений проблемы. Генерация идей для решения
этих проблем. Описание нескольких идей, экспресс-эскизы. Мини-презентации идей и выбор лучших в проработку

Количество
часов

2
2
Количество
2
2
2
2
2

Изучение понятия «перспектива», окружности в перспективе, штриховки, светотени, падающей тени
2
Изучение светотени и падающей тени на примере фигур. Построение быстрого эскиза фигуры в перспективе, передача объё17-18
2
ма с помощью карандаша. Техника рисования маркерами
Блок 2. «Трехмерное моделирование «идеального» VR-устройства» (16 часов)
19-24 Освоение навыков работы в ПО для трёхмерного проектирования (на выбор – Rhinoceros 3D, Autodesk Fusion 360)
6
25-28 3D-моделирование разрабатываемого устройства
4
29-30 Фотореалистичная визуализация 3D-модели. Рендер (KeyShot, Autodesk Vred)
2
Подготовка графических материалов для презентации проекта (фото, видео, инфографика). Освоение навыков вёрстки пре31-32
2
зентации
33-34 Представление проектов перед другими обучающимися. Публичная презентация и защита проектов
2
Кейс «Разработка VR/AR-приложения» (34 часов)
Блок 3 «Получение навыков полигонального моделирования и знаний о программных средах для сборки VR/AR-приложений» (16 часов)
Технологии дополненной и смешанной реальности. Тестирование существующих AR-приложений, определение принципов
35-36
2
работы технологии
37-38 Инструменты для создания приложений. Интерфейс 3D-редактора для создания полигональной 3D-модели
2
39-42 Работа в 3D-редакторе: разбор функционала и отработка базовых навыков
4
43-44 Обзор и работа с бесплатными репозиториями полигональных 3D-моделей
2
45-46 Функционал платформ для разработки VR/AR-приложений
2
47-48 Платформы разработки: создание алгоритмов приложения
2
49-50 Выявление ключевых требований к разработке GUI – графических интерфейсов приложений
2
Блок 4 «Разработка собственного приложения с дополненной или виртуальной реальностью» (18 часов)
51-52 Выявление пользовательской проблемы, которую способно решить приложение
2
53-54 Деление на команды, предварительное распределение ролей. Предпроектное исследование
2
55-56 Распределение ролей в команде, определение цели и задач работы каждого Разработка сценария приложения: механика
2
№
Название раздела, темы
Количество
взаимодействия, функционал, примерный вид интерфейса
57-62 Разработка VR/AR-приложения в соответствии со сценарием
6
63-64 Сбор обратной связи от потенциальных пользователей приложения
2
Доработка приложения, учитывая обратную связь пользователя. В зависимости от роли в команде: подготовка графических
65-66
2
материалов для презентации проекта (фото, видео, инфографика).
67-68 Представление проектов перед другими обучающимися. Публичная презентация и защита проектов
2
69-70 Итоговое занятие
2
Всего часов
70
15-16

8 класс
№
Название раздела, темы
урока
1
Вводное занятие «Меняя мир». Техника безопасности
Введение в геоинформационные технологии. Кейс «Современные карты, или как описать Землю?» (4 часа)
2
Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт.
Векторные данные на картах. Знакомство с Веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайн3
сервисами
4
Свет и цвет. Роль цвета на карте. Как заставить цвет работать на себя?
5
Создание и публикация собственной карты.
Кейс «Глобальное позиционирование «Найди себя на земном шаре» (2 часа)
6
Системы глобального позиционирования.
7
Применение спутников для позиционирования.
Фотографии и панорамы (5 часов)
8
История фотографии. Фотография как способ изучения окружающего мира.
9
Характеристики фотоаппаратов. Получение качественного фотоснимка.
Создание сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам раз10
личной аппаратурой (камеры смартфонов без штативов, цифровые фотоаппараты со штативами и т. д.).
11-12 Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам.
Аэрофотосъёмка. Кейс «Для чего на самом деле нужен беспилотный летательный аппарат?» (15 часов)
13
Фотограмметрия и её влияние на современный мир.
14
Сценарии съёмки объектов для последующего построения их в трёхмерном виде.
15-16 Принцип построения трёхмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО – Agisoft PhotoScan или
№
Название раздела, темы
аналогичном. Обработка отснятого материала.
17
Беспилотник в геоинформатике. Устройство и применение дрона.
18
Технические особенности БПЛА.
19-21 Пилотирование БПЛА.
22-24 Использование беспилотника для съёмки местности.
25
Возникающие проблемы при создании 3D-моделей. Способы редактирования трёхмерных моделей.
26
Технологии прототипирования. Устройства для воссоздания трёхмерных моделей. Работа с 3D-принтером.
27
Физические и химические свойства пластика для 3D-принтера. Печать трёхмерной модели школы.
Кейс «Изменение среды вокруг школы» (5часов)
28
Работа в ПО для ручного трёхмерного моделирования – SketchUp
29-31 Экспортирование трёхмерных файлов. Проектирование собственной сцены.
32
Печать модели на 3D-принтере. Оформление трёхмерной вещественной модели.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
Количество
1
1
3
3
1
1
1
1
3
1

33
Подготовка защиты проекта.
34
Защита проектов.
35
Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Планы по доработке.
Всего часов

1
1
1
35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».