Приложение 11 к УПР по Обществознангию 5-9 кл

Приложение № 11
к основной общеобразовательной программе
основного общего образования
МКОУ «Вновь – Юрмытская СОШ»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
6-9 класс
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного материала
Предметные результаты:
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей,
объяснять роль мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения
межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных
конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения
мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций
общественного прогресса;

 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека
в разных сферах общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического
кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике
экологически рациональное поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления
общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения
собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и
жизни современного общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие
общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры

Выпускник научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных
источников различного типа;
 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
 раскрывать роль религии в современном обществе;
 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как
шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и
группы;
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;

 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки
безопасных условий жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения
семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения
семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать
собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников
различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти
страны, описывать их полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои
обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми
правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка,
преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без
попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на
практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и
развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика

Выпускник научится:
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и
наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать
и систематизировать полученные данные об экономических системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять
роль конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и
опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения
участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из
неадаптированных источников;
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической
сфере деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий
в конкретных ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы,
составлять семейный бюджет.

Раздел II. Содержание учебного предмета.
Человек. Деятельность человека

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид,
индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с
ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.
Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой
группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы
их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества.
Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей
стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис
и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное
российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи.
Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение
социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор.
Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть.
Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.

Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль.
Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический
прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного
общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая
аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.
Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные
роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения.
Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и
пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия –
многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции
государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального
устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение

властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и
движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства.
Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия –
федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской
Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы.
Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации.

Конституционные

обязанности

гражданина

Российской

Федерации.

Взаимоотношения

органов

государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения.
Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической
ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых
договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав.
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности

человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей,
оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные
правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и
виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса
несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в
сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное
гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность
ресурсов. Производство – основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства.
Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и
их

функции.

Инфляция,

ее

последствия.

Типы

экономических

систем.

Рынок

и

рыночный

механизм.

Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким
должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в
экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции,
налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги,
денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг,

онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в
реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых
махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники
доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Раздел III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
6 класс
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема, содержание урока
Человек в социальном измерении
Введение. Загадка человека. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и
животного.
Человек – личность. Индивид, индивидуальность, личность.
Отрочество - особая пора жизни. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между
поколениями. Особенности подросткового возраста.
Человек познаёт мир. Познание человеком мира и самого себя. Общение.
Человек и его деятельность. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности.
Основные формы деятельности человека. Игра, труд, учение. Роль деятельности в жизни человека и
общества.
Потребности человека. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными
возможностями.
Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи.
Досуг семьи.
Семейное хозяйство. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств.
На пути к жизненному успеху. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Каким должен
быть современный работник. Выбор профессии.
Повторительно – обобщающий урок по теме «Человек в социальном измерении»
Человек среди людей

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12
13
14
15
16
17
18-19
20
21
22
23
24-25
26-27
28-29
30-31
32
33-34
№ п/п

1
2-3
4-5
6-7
8-9

Межличностные отношения. Личные и деловые отношения.
Человек в группе. Какие бывают группы. Лидерство. О поощрениях и наказаниях.
Общение. Цели общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Образование в жизни человека. Школьное образование.
Образование и самообразование. Формы самообразования. Самообразование и самоорганизация.
Одноклассники, сверстники, друзья. Учимся дружно жить в классе.
Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

1
1
1
1
1
1
2

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек среди людей».
Нравственные основы жизни
Человек славен добрыми делами. Добро и зло.
Главное правило доброго человека. Золотое правило нравственности.
Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создаётся трудом. Как оценивается труд.
Труд и творчество. Трудовая деятельность человека. Мастер и ремесленник. Творчество.
Будь смелым. Страх. Смелость города берёт. Учимся побеждать страх.
Наша Родина – Россия. Российская Федерация. Что значит быть патриотом. . Конституция Российской
Федерации – основной закон государства.
Государственные символы России. Государственные символы России. Россия – федеративное государство.
Субъекты федерации.
Человек и человечность. Гуманизм.
Повторительно – обобщающий урок по всему курсу.
7 класс

1

Тема, содержание урока
Регулирование поведения людей в обществе.
Введение. Что значит жить по правилам. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
Права и обязанности граждан. Права и свободы человека и гражданина. Права ребенка и их защита.
Почему важно соблюдать законы. Система российского законодательства. Источники права. Нормативный
правовой акт.
Защита Отечества. Долг и обязанность.
Для чего нужна дисциплина. Виды дисциплины. Воля и самовоспитание.

1
1
2
2
2
2
2
1
2
Количество
часов
1
2
2
2
2

10-11
12-13
14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25
26-27
28
29
30-31
32-33
34
№ п/п

1-2
3
4
5
6
7

Виновен – отвечай. Закон. Законопослушный человек. Противозаконное поведение.
Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы. Суд. Полиция.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Регулирование поведения людей в обществе»
Человек в экономических отношениях.
Экономика и её основные участники. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и
услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство. Распределение. Обмен. Потребление.
Мастерство работника. Производительность труда. Разделение труда и специализация.
Производство : затраты, выручка, прибыль. Производство – основа экономики.
Виды и формы бизнеса.
Обмен, торговля, реклама. Торговля и ее формы. Реклама.
Деньги, и их функции. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
Повторительно – обобщающий урок по теме «Человек в экономических отношениях».
Человек и природа
Воздействие человека на природу. Экологический кризис и пути его разрешения.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Последствия безответственности. Экологическая мораль.
Закон на страже природы. Правила, защищающие природу.
Повторительно-обобщающий урок по всему курсу.
8 класс

2
2
1

Тема, содержание урока

Количество
часов

Личность и общество
Введение. Что делает человека человеком. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и
различий человека и животного. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.
Человек, общество, природа. Взаимосвязь общества и природы.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Типы обществ.
Развитие общества. Общественный прогресс. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы
современности. Опасность международного терроризма.
Как стать личностью. Индивид, индивидуальность, личность.
Сфера духовной культуры.
Сфера духовной жизни. Культура, ее многообразие и основные формы. Искусство как элемент духовной

2
2
2
2
2
1
2
1
1
2
2
2

2
1
1
1
1
1

8-9
10
11
12
13
14

15
16
17-18

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Мораль. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль
морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм.
Долг и совесть. Долг. Совесть.
Моральный выбор-это ответственность. Моральная ответственность.
Образование. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в
Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.
Наука в современном обществе. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в
современном обществе. Развитие науки в России.
Религия как одна из форм культуры. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни
общества. Свобода совести.
Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальные общности и группы.
Социальные статусы и роли. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в
подростковом возрасте. Социальная мобильность.
Нации и межнациональные отношения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между
нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Повторительно-обобщающий урок . «Сфера духовной культуры» и «Социальная сфера»
Экономика
Экономика и её роль в жизни общества. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и
услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Главные вопросы экономики. Типы экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита права собственности.
Рыночная экономика. Рынок и рыночный механизм. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда.
Производство-основа экономики. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.
Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет.
Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Распределение доходов. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Экономические

2
1
1
1
1
1

1
1
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29-30

31

32
33
34

меры социальной поддержки населения.
Потребление. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные
деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат,
мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества,
ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение.
Инфляция и семейная экономика. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план.
Сбережения. Инфляция.
Безработица, её причины и последствия.
Мировое хозяйство и международная торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.
Повторительно-обобщающий урок по всему курсу.

2

1

1
1
2

9 класс
№ п/п

1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15
16-17

Тема, содержание урока
Политика
Введение. Политика и власть. Роль политики в жизни общества.
Государство. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя
политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства.
Политические режимы. Политический режим.
Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные
конфликты и способы их разрешения.
Гражданское общество и государство. Демократия, ее основные признаки и ценности. Опасность
политического экстремизма. Разделение властей.
Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдумы. Участие граждан в политической жизни.
Политические партии и движения. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Повторительно-обобщающий урок по теме « Политика».
Право
Роль права в жизни человека, общества и государства. Система российского законодательства. Источники
права. Нормативный правовой акт.

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
1
2

18
19
20
21
22

23-24

25
26
27
28
29-30

31
32
33

Правоотношения и субъекты права. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность.
Правонарушения и юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и
функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации.
Конституция РФ. Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной
закон государства.
Основы Конституционного строя РФ. Государственные символы России. Россия – федеративное
государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина. Конституционные права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности.
Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой
деятельности человека. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Семейные правоотношения. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита
интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Административные правоотношения. Особенности административно-правовых отношений.
Административные правонарушения. Виды административного наказания.
Уголовно-правовые отношения. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды
преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности уголовной
ответственности и наказания несовершеннолетних.
Социальные права. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита.
Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Международное гуманитарное право.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Правовое регулирование в сфере образования.

1
1
1
1
1

2

1
1
1
1
2

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».