Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности«3D-АРТ» (1)

МКОУ «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа»

«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
учителей технологии
Протокол от №1 от
23.08.2021

Утверждено
Приказом по ОУ от 23.08.2021 №144

Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«3D-АРТ»
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации: 1 год

.

С.Вновь-Юрмытское,2021

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы. Программа «3D-АРТ» технической направленности,
является основой для дальнейшего знакомства обучающихся среднего школьного возраста с
элементами технического дизайна, декоративно-прикладного искусства, устройство своего дома
или квартиры.
Актуальность
программы.
Реализация
данной программы является
педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые дети получают в
общеобразовательной школе на уроках профессионально-трудового обучения, углубляются и
расширяются на дополнительных занятиях, что способствует осмыслению и восприятию
окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир ребёнка, позволяет с
пользой провести свободное время.
В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры
труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в
процессе создания изделий, эскизов. Программой предусмотрено изучение и исследование
свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя,
электролобзика, электрорубанка, станка по токарной обработке древесины, и других
инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о
материалах, принципах действия и устройствах машин.
Исходя из практической деятельности, образовательная программа курса «3D-АРТ»
составлена в соответствии с интересами и потребностями учащихся, учитываются реальные
возможности их удовлетворения, что помогает ребёнку сформировать собственную ценностную и
действенную позицию, стимулирует его самообразование, способствует профессиональному
самоопределению и влияет на личностную реализацию.
Отличительные особенности программы:
 образовательный процесс организуется как гибкая система, адаптированная к различным
ситуациям личностного развития ребёнка;
 программа является сквозной, т. е. большинство тем просматривается на протяжении
одного года обучения;
 программа ориентирована на применение широкого комплекса приёмов и методов
работы с древесиной;
 практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения
создавать авторские модели;
 разнообразие творческих заданий поддерживает у учащихся интерес к занятиям и
значительно расширяет диапазон теоретических познаний и практических навыков;
 освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности.
Адресат программы– от 10 до 15 лет.
Возрастные особенности. Средний школьный возраст – переходный от детства к юности. Стоит
обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность
внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки, а быстрая
переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка появляется свое
мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе.
Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте
учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и
следствие. Ребятам интересны занятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Особое
значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации.
Обучающимся интересны занятия, которые помогают активному самовыражению подростков и
учитывают их интересы.
Уровень программы стартовый.
Объем программы, срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения,
35 учебных недели, 70 часов.
Форма обучения очная.

Особенности организации образовательного процесса. Разновозрастная группа,
являющаяся основным составом объединения, состав группы постоянный, количество детей в
группе – от 10 до 15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее количество часов в год –
70, количество занятий в неделю – 1, количество часов в неделю – 2. Продолжительность
учебного часа– 40 мин., перерыв 10 мин.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: развитие "чувства материала", его художественных и технологических
возможностей, нацеленное на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного,
эстетического идеала, творческих начал в личности; формирование знаний, первоначальных
умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.
Задачи:
обучающая:
 раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративноприкладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
развивающая:
 развитие творческой, активной ответственной и предприимчивой личности, способной
самостоятельно приобретать и интегрировать знания из различных областей и применять их для
решения практических задач;
воспитательная:
 воспитать трудолюбие бережливость аккуратность ответственность за результатом своей
работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

№
п/п

Название раздела

Количество часов
Всего Теория Практика

1

Основы конструирования и
моделирование изделий из древесины

2

1

1

2

Ручная обработка древесины. Строгание
пиление (соединения брусков)

6

2

4

3

Разметка заготовок из древесины

4

2

2

4

Изготовление цилиндрических и
конических деталей ручным способом

4

2

2

5

Физико-механические свойства
древесины

4

3

1

6

Способы соединений древесины при
помощи шкантов

6

2

4

7

Защитная и декоративная отделка
изделия

6

2

4

Форма контроля
Опрос,
практическая
работа
Опрос,
практическая
работа
Опрос,
практическая
работа
Опрос,
практическая
работа
Опрос,
практическая
работа
Опрос,
практическая
работа
Опрос,
практическая
работа

8

Художественная обработка изделий из
древесины

8

2

6

9

Технология точения древесины на
токарном станке

8

4

4

10

Художественное точение изделий из
древесины

6

2

4

11

Точение конических и фасонных деталей
из древесины

8

2

6

12

Технология внутреннего точения изделий
из древесины

8

2

6

Всего

70

26

44

Опрос,
практическая
работа
Опрос,
практическая
работа
Опрос,
практическая
работа
Опрос,
практическая
работа
Опрос,
практическая
работа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
1. Основы конструирования и моделирования изделия из древесины (2 часа)
Теория: Общие сведения о конструировании. Этапы конструирования изделия. Требования
учитываемые при разработке конструкторской и технологической документации.
Практика: Выполнение чертежей.
2. Ручная обработка древесины. Строгание пиление (соединение брусков)(6часа)
Теория: Приёмы строгания и резания. Виды соединений брусков. Посл едовательность
выполнения соединений брусков различными способами. Инструменты для выполнения данных
видов соединений, заточка инструментов. Инструктаж по ТБ
Практика: Выполнение соединений брусков различными способами
3. Разметка заготовок из древесины(4 часа)
Теория: Виды разметок разных заготовок. Разметка заготовок с учётом направления
волокон и наличия пороков материала. Инструменты для заготовок.
Практика: Выполнение разметки с учётом размеров на чертеже.
4. Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным способом(4 часа)
Теория: Технология изготовления деталей цилиндрической и конической форм ручным
способом. Инструменты для данного вида работы. Правила безопасной работы.
Практика: Изготовление деталей цилиндрической и конической формы ручны м
инструментом.
5. Физико-механические свойства древесины(4 часа)
Теория: Основные свойства древесины. Способы определения плотности древесины.
Зависимость области применения древесины от её свойств, правила сушки древесины.
Практика: Определить плотность древесины.
6. Способы соединений древесины при помощи шкантов(6 часов)
Теория: Виды соединений деталей из древесины. Способы сборки деталей при помощи
шкантов.
Практика: Выполнение соединений шкантами.
7. Защитная и декоративная отделка изделия(6 часов)
Теория: Виды защитной и декоративной отделки изделия. Выжигание. Выпиливание
лобзиком. Лакирование. Правила безопасной работы.
Практика: Выполнение защитной и декоративной отделки с соблюдением техники
безопасности.
8. Художественная обработка изделий из древесины(8 часов)
Теория: Традиционные виды обработки изделий из древесины. Художественная резьба.
Виды резьбы. Инструменты для ручной художественной обработки изделий. Правила безопасной
работы.
Практика: Разметить рисунок и выполнить резьбу.

9. Технология точения древесины на токарном станке(8 часов)
Теория: Назначение и устройства токарного станка. Инструктаж по ТБ. Приёмы работы на
станке, виды резцов.
Практика: Подготовить заготовку к точению.
10. Художественное точение изделий из древесины(6 часов)
Теория: Технология изготовления изделия декоративно-прикладного назначения точением.
Резцы для художественного точения.
Практика: Изготовление изделия декоративно-прикладного назначения точением.
11. Точение фасонных и конических деталей из древесины(8 часов)
Теория: Технология точения конических и фасонных деталей на станке. Контроль размеров
и формы деталей.
Практика: Точение изделия из древесины.
12. Технология внутреннего точения изделий из древесины(8 часов)
Теория: Способы внутреннего точения древесины. Шпиндельные приспособления для
внутреннего точения. Инструктаж по ТБ.
Практика: Внутреннее точение по размерам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ:

 ответственное отношение к учению, готовность и способность, обучающихся к саморазвитию
и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
 сформировано целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
 сформированы коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

 умеет самостоятельно определять цели своего обучения, ставит и формулирует для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивает мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
 умеет самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирает наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществляет контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определяет способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
 умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
 владеет основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умеет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение.
ПРЕДМЕТНЫЕ:

Обучающийся знает: виды материалов, обозначенные в программе их свойства, название,
назначение и способы обработки; приемы правильной и безопасной работы с инструментами и
приспособлениями; последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка,
оформление; способы контроля по шаблону; словарь терминов; изученные способы обработки
древесины; технологию изготовления изделия от эскиза до конечного результата; принципы

объемного моделирования; технологию обработки древесины; свойства древесины
Обучающийся умеет: организовывать рабочее место в соответствии с используемым
материалом и поддерживать порядок во время работы; изготавливать изделия по образцу, рисунку,
технологическими картам; работать самостоятельно инструментами и материалами, указанными в
программе; обрабатывать древесину всеми изученными способами и под руководством педагога
проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять
контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку; работать
индивидуально и группами; выполнять изделия по схеме; анализировать форму изделия по чертежу,
наглядному изображению, схеме; осуществлять несложные преобразования формы и
пространственного положения деталей поделки; подбирать материал для изготовления изделий;
осуществлять контроль качества изготовляемых изделий.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Продолжительность учебных занятий 35 недель.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным каникулами. В течение
учебного года предусматриваются каникулы в объеме 4 недель.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно
устанавливаются годовым календарным учебным графиком, утверждаемым приказом директора
учреждения (см. Приложение 1).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение: станки по деревообработке, инструменты,
школьная мастерская, мультимедийное оборудование (ноутбук, экран, проектор).
Кадровое обеспечение: программу реализует педагог дополнительного образования с высшим или
средне-специальным педагогическим образованием, соответствующий требованиям профессионального
стандарта педагога дополнительного образования.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Программа предусматривает различные формы и методы контроля учебной и трудовой
деятельности: для текущего контроля используются проверочные задания.
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников
Прямые:
 теоретический уровень знаний;
 степень
овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и
приспособлениями;
 применение полученных знаний на практике;
 соблюдение технических и технологических требований;
 качество изготовления изделия – по внешнему виду готового изделия;
 изготовление изделия в установленные нормы времени;
 соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности,
производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
 экономия материалов;

7

желание трудиться;
познавательная активность и творческий подход;
самостоятельность;
партнёрские отношения при совместной работе.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Программа предусматривает для проверки результатов по изучению всего программного
обучения –готовое изделие, демонстрация моделей, участие в выставках.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ





Вопрос

1

Профессии рабочих
обрабатывающие древесину?

2

Пиломатериа
лы

3

Физические свойства древесины
Строение древесины

4

Стамески для токарных работ
5

6

7

8

Шпиндельные насадки для
токарного станка по дереву
Основные
разрезы
ствола
Окрашивание
изделий из
древесины
Токарный станок по дереву

9

10

Механические свойства
древесины
Наименование детали

11

12

Лиственная порода деревьев

Ответ № 1
1. Плотник
2. Сборщик мебели
3.Слесарь
4. Лакировщик
5. Бондарь
1. Брусок
2. Брус двухкантный
3.Брус четырёхкантный
4.Доски обрезные
5.Доски не обрезные
6.Пластина
7.Четвертина
8.Горбыль
1. Плотность
2. Влажность
3.Цвет
4.Запах
1. Сердцевина
2. Сердевинные лучи
3.Ядро
4.Годичные кольца
5.Лубяной слой
6.Камбий
7.Кора
1.Желобочная полукруглая выпуклая
2.Плоская косая
3.Желобочная полукруглая
вогнутая
1.Трезубец
2.Планшайба
3.Патрон

Ответ № 2
1. Столяр
2. Сборщик мебели
3.Плотик
4.Бондарь
5.Лакировщик
1.Четвертина
2.Брус двухкантный
3.Доски обрезные
4.Брус четырёхкантный
5.Доски не обрезные
6.Пластина
7.Брус
8.Горбыль
1. Влажность
2. Прочность
3.Цвет
4.Запах
1. Ядро
2. Сердцевинные лучи
3.Сердцевина
4.Годичные кольца
5.Камбий
6.Лубяной слой
7.Кора
1. Желобочная полукруглая
вогнутая
2. Плоская косая
3. Желобочная полукруглая
выпуклая
1.Планшайба
2.Трезубец
3.Патрон

Ответ № 3
1. Лакировщик
2. Сборщик мебели
3.Слесарь
4. Лакировщик
5. Бондарь
1.Брус четырёхкантный
2.Брус двухкантный
3.Бруски
4.Доски обрезные
5.Доски не обрезные
6.Пластина
7.Четвертина
8.Горбыль
1. Плотность
2. Твёрдость
3.Цвет
4.Запах
1. Сердцевина
2. Сердцевинные лучи
3.Ядро
4.Годичные кольца
5.Камбий
6.Лубяной слой
7.Кора
1. Желобочная полукруглая
выпуклая
2. Желобочная полукруглая
вогнутая
3. Плоская косая
1.Патрон
2.Планшайба
3.Трезубец

1. Тангециальный
2. Радиальный

1. Торцовый
2. Радиальный

1. Радиальный
2. Торцовый

3.Торцовый
1.Местная шпаклёвка
2.Грунт
3. Сплошная шпаклёвка
4. Краска
1. Основание
2. Электродвигатель
3.Ограждение ременной
передачи
4. Станина
5. Кнопочная станция
6.Светильник
7.Передняя бабка
8.Шпиндель
9.Подручник
10.Задняя бабка
11.Защитный экран
1.Твёрдость
2.Плотность
3.Упругость
1. Цилиндрическая
2.Фасонная
3.Коническая
4.Шаровидная
1.Берёза
2.Клён
3. Лиственница
4. Дуб
5.Осина

3.Тангециальный
1. Сплошная шпаклёвка
2. Краска
3. Местная шпаклёвка
4. Грунт
1. Основание
2. Электродвигатель
3.Станина
4. Ограждение ременной
передачи
5. Кнопочная станция
6.Светильник
7.Передняя бабка
8.Шпиндель
9.Подручник
10. Задняя бабка
11. Защитный экран
1.Влажность
2.Прочность
3.Упругость
1. Шаровидная
2. Фасонная
3. Коническая
4. Цилиндрическая
1.Берёза
2.Клён
3.Сосна
4.Дуб
5.Осина

8

3. Тангециальный
1. Краска
2. Сплошная шпаклёвка

3.Грунт
4.Местная шпаклёвка
1.Основание
2.Станина
3.Электродвигатель
4. Ограждение ременной
передачи
5. Кнопочная станция
6.Светильник
7.Передняя бабка
8.Шпиндель
9.Подручник
10. Задняя бабка
11. Защитный экран
1.Твёрдость
2.Прочность
3.Упругость
1.Фасонная
2.Коническая
3.Цилиндрическая
4.Шаровидная
1.Берёза
2.Клён
3.Ольха
4.Дуб
5.Осина

13

14

Вопрос
Шурупы с
различными
головками
Части растущего дерева

15

Столярный инструмент

16

Приспособления для пиления
древесины

17

Способы соединения деталей

18

Линии чертежа

19

Сушка пиломатериалов

20

Чертёж детали

21

Инструмент для разметки по
дереву

22

Художественная обработка
древесины

Ответ № 1
1. Потайная
2. Полукруглая
3. Полупотайная
1. Крона
2. Ствол
3. Ветки
4.Корень
1. Зубило
2. Топор
3.Ножовка
4.Коловорот
5.Пассатижи
6.Фуганок
1. Стусло
2. Колено
3.Тиски
1. Клей
2. Гвозди
3.Шурупы
4.Краска
Сплошная толстая
Штриховая
Сплошная тонкая
Сплошная кривая
Штрихпунктирная
1. Естественная
2. Искуственная
Главный вид
2.Вид снаружи
3.Вид сбоку
1. Линейка
2. Рейсмус
3. Столярный угольник
4.Отвес
5. Уровень
6. Водяной уровень
7.Карандаш
1. Орнаментное изображение
2. Инструктированный рисунок
3.Узорчатый рисунок из
металлических жилок
4.Блочная мозаика
5.Украшение домов резьбой
6.Художественная резьба посуды
7.Геометрическая резьба
8.Выжигание по дереву

Ответ № 2
1. Полупотайная
2. Потайная
3. полукруглая
1. Крона
2. Дубина
3. Ветки
4.Корень
1. Долото
2. Топор
3.Ножовка
4.Коловорот
5.Клещи
6.Рубанок
1. Упор
2. Тиски
3.Колено
1. Клей
2. Краска
3.Шкант
4.Шуруп
Сплошная кривая
Волнистая
Сплошная тонкая
Штриховая
Штрихпунктирная
1. Мокрая
2. Естественная
1. Главный вид
2. Вид сбоку
3.Вид сверху
1. Линейка
2. Кернер
3. Столярный угольник
4.Отвес
5. Уровень
6. Водяной уровень
7.Карандаш
1. Орнаментное изображение
2. Инструктированный рисунок
3.Художественные изделия из
проволоки
4. Чеканка на резиновой
прокладке
5. Украшение домов резьбой
6.Художественная резьба посуды
7.Геометрическая резьба
8.Выжигание по дереву

Ответ № 3
1. Полукруглая
2. Потайная

3. Полупотайная
1. Крона
2. Ствол
3. Палки

4.Корень
1. Долото
2. Топор

3.Ножницы
4.Коловорот
5.Клещи
6.Рубанок
1. Стусло
2. Упор
3.Тиски
1. Клей
2. Гвозди
3.Шкант
4.Шуруп
Штрихпунктирная
Сплошная тонкая
Сплошная толстая
Волнистая
Штриховая
1. Сухая
2. Искуственная
1. Главный вид
2. Вид изнутри
3.Вид сверху
1. Линейка
2. Кернер
3. Слесарный угольник
4.Отвес
5. Уровень
6. Водяной уровень
7.Карандаш
1. Орнаментное изображение
2. Инструктированный рисунок
3.Художественные изделия из
проволоки
4. Блочная мозаика
5. Украшение домов резьбой
6.Художественная резьба посуды
7.Геометрическая резьба
8.Выжигание по дереву

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы обучения. Реализация программы требует от учащихся накопления определённых
теоретических знаний, практических умений и навыков выполнения творческих
заданий.обучающиеся должны уметь выполнять задания по эскизам, с применением приёмов
техник указанных в программе и достичь такой степени совершенства, когда выполненное изделие
приобретает оригинальные, самобытные черты, и его по праву можно считать авторским.
По видам деятельности:
 объяснительно-иллюстративный метод – применяется устное или печатное слово, а
также наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия, направлен на получение новых
знаний;
 репродуктивный метод применяется на практической части занятия – учитель
показывает, ученик старается повторить, направлен на развитие практических навыков.
По источникам информации:
 словесный – объяснение, инструкция, беседа, лекция;
 демонстрационный – применяются картинки, рисунки, иллюстрации, фотографии с
описанием выполнения работы;
 практический – основан на практической деятельности уч-ся, формирует практические
умения и навыки.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, фронтальная и
9

групповая (в зависимости от задач и материала, из которого создается поделка);
Формы организации учебного занятия:
 по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – игра, тренинг,
способствующие развитию трудовых навыков и интеллекта, мастерская, практикум, выставка с
просмотром и обсуждением детских работ. Максимально используется наглядность, опорные
схемы, технологические карты, учебные элементы;
 по дидактической цели – вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое
занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков,
комбинированные формы занятий.
Педагогические технологии:
 технологии продуктивного обучения (продуктом деятельности являются знания и
навыки, а также детские творческие работы);
 технологии игрового обучения;
 технологии коллективного обучения;
 здоровьесберегающие технологии.
Алгоритм учебного занятия. По своей структуре – занятие комбинированное, на нем
предусматривается смена методов обучения и деятельности воспитанников.
В комбинированном занятии можно выделить основные этапы:
1. Организационный момент.
2. Активизация и актуализация ранее изученного материала.
3. Объяснение нового материала.
4. Практическая работа.
5. Подведение итогов.
Дидактический материал: комплект демонстрационных таблиц по предмету Технология
(технологические карты, чертежи, эскизы)

10

АННОТАЦИЯ
Направленность программы. Программа «3D-АРТ» технической направленности.
Программа является основой для дальнейшего знакомства детей среднего школьного возраста с
элементами технического дизайна, декоративно-прикладного искусства, устройство своего дома
или квартиры.
Исходя из практической деятельности, образовательная программа курса «3D -АРТ»
составлена в соответствии с интересами и потребностями учащихся, учитываются реальные
возможности их удовлетворения, что помогает ребёнку сформировать собственную ценностную и
действенную позицию, стимулирует его самообразование, способствует профессиональному
самоопределению и влияет на личностную реализацию.
Цель программы: развитие "чувства материала", его художественных и технологических
возможностей, нацеленное на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного,
эстетического идеала, творческих начал в личности; формирование знаний, первоначальных
умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.
Адресат программы– от 10 до 15 лет.
Уровень программы стартовый.
Объем программы, срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения,
35 учебных недель, 70 часов.
Форма обучения очная.
Особенности организации образовательного процесса. Разновозрастная группа,
являющаяся основным составом объединения, состав группы постоянный, количество детей в
группе – от 10 до 15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее количество часов
в год – 70, количество занятий в неделю – 2, количество часов в неделю – 2. Продолжительность
учебного часа – 40 мин., перерыв 10 мин
СВЕДЕНИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ
Мурашкина Наталья Петровна, учитель технологии первой квалификационной категории,
образование высшее педагогическое.

11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые основания разработки общеразвивающих программ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.№
273-ФЗ
2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г.
№ 09-3242)
Литература для педагогов
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву. - М.:
Высшая школа, 1998.
2. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя.
- М.: Просвещение, 1992.
3. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
4. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
5. Журнал «Школа и производство»
Литература для обучающихся
1. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
2. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
Литература для родителей
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву. - М.:
Высшая школа, 1998.
2. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
3. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

12

Приложение

Календарный (тематический) план
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным директором.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

8

9
10

Дата

Тема занятия
Общие сведения о конструировании.
Этапы конструирования изделия.
Требования учитываемые при разработке
конструкторской и технологической
документации. Выполнение чертежей.
Приёмы строгания и резания. Виды
соединений брусков
Инструменты для выполнения данных
видов соединений, заточка
инструментов.
Выполнение соединений брусков
различными способами.
Виды разметок разных заготовок.
Разметка заготовок с учётом направления
волокон и наличия пороков материала.
Выполнение разметки с учётом размеров
на чертеже.
Технология изготовления деталей
цилиндрической и конической форм
ручным способом. Инструменты для
данного вида.
Изготовление деталей цилиндрической и
конической формы ручным
инструментом.
Основные свойства древесины. Способы
определения плотности древесины.

11

Определить плотность древесины.

12

Способы сборки деталей при помощи
шкантов.

13

Выполнение соединений шкантами.

14

15

16
17

Виды защитной и декоративной отделки
изделия
Выжигание Выпиливание лобзиком
Выполнение защитной и декоративной
отделки с соблюдением техники
безопасности
Традиционные виды обработки изделий
из древесины Художественная резьба
Виды резьбы
Разметить рисунок и выполнить резьбу.

Форма занятия

Количество
часов

Форма
контроля
Фронтальный
опрос

Сообщение новых знаний

1

Объяснение, демонстрация,
практическое задание

1

Практическая
работа

Объяснение, демонстрация,
практическое задание

2

Практическая
работа

Сообщение новых знаний

2

Фронтальный
опрос

Объяснение, демонстрация,
практическое задание

2

Практическая
работа

Объяснение, демонстрация,
практическое задание

4

Практическая
работа

Объяснение, демонстрация,
практическое задание

2

Практическая
работа

Сообщение новых знаний

2

Фронтальный
опрос

Объяснение, демонстрация,
практическое задание

2

Практическая
работа

Сообщение новых знаний

1

Объяснение, демонстрация,
практическое задание
Объяснение, демонстрация,
практическое задание
Объяснение, демонстрация,
практическое задание

1
2
4

Фронтальный
опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Объяснение, демонстрация,
практическое задание

2

Практическая
работа

Объяснение, демонстрация,
практическое задание

4

Практическая
работа

Сообщение новых знаний

2

Фронтальный
опрос

Объяснение, демонстрация,

6

Практическая

13

№
п/п

Дата

Тема занятия

Форма занятия

Количество
часов

Форма
контроля
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Фронтальный
опрос
Практическая
работа
Практическая
работа

Назначение и устройства токарного
станка. Инструктаж по ТБ.
Подготовить заготовку к точению.
Приёмы работы на станке, виды резцов.
Технология изготовления декоративноприкладного назначения точением.

практическое задание
Объяснение, демонстрация,
практическое задание
Объяснение, демонстрация,
практическое задание
Объяснение, демонстрация,
практическоезадание

21

Резцы для художественного точения.

Сообщение новых знаний

22

Технология точения конических и
фасонных деталей на станке.

23

Точение изделия из древесины.

Объяснение, демонстрация,
практическое задание
Объяснение, демонстрация,
практическое задание

24

Способы внутреннего точения
древесины. Шпиндельные
приспособления для внутреннего
точения.

Объяснение, демонстрация,
практическое задание

6

Практическая
работа

25

Внутреннее точение по размерам.

Объяснение, демонстрация,
практическое задание

6

Практическая
работа

18
19
20

14

2
2
2
2
6
4

Утвержден приказом по
МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ» № 144
«23» августа 2021 г.

Учебный календарный план МКОУ «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа»
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС

1
2
3
4
5

ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС

1
2
3
4
5

ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС

1
2
3
4
5
6

Сентябрь
6
13
7
14
8
15
9
16
10
17
11
18
12
19
Декабрь
6
13
7
14
8
15
9
16
10
17
11
18
12
19
Март
7
14
8
15
9
16
10
17
11
18
12
19
13
20

- каникулы для учащихся 1-9 классов

20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30

20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31

21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31

на 2021-2022 учебный год
Октябрь
ПН
4
11
18
25
ВТ
5
12
19
26
СР
6
13
20
27
ЧТ
7
14
21
28
ПТ
1
8
15
22
29
СБ
2
9
16
23
30
ВС
3
10
17
24
31
Январь
ПН
3
10
17
24
ВТ
4
11
18
25
СР
5
12
19
26
ЧТ
6
13
20
27
ПТ
7
14
21
28
СБ
1
8
15
22
29
ВС
2
9
16
23
30
Апрель
ПН
4
11
18
25
ВТ
5
12
19
26
СР
6
13
20
27
ЧТ
7
14
21
28
ПТ
1
8
15
22
29
СБ
2
9
16
23
30
ВС
3
10
17
24

-

ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
31

ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС

1
2
3
4
5
6
7

1
2
3
4
5
6

1

Ноябрь
8
15
9
16
10
17
11
18
12
19
13
20
14
21
Февраль
7
14
8
15
9
16
10
17
11
18
12
19
13
20
Май
2
9
3
10
4
11
5
12
6
13
7
14
8
15

22
23
24
25
26
27
28

29
30

21
22
23
24
25
26
27

28

16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29

30
31

дополнительные каникулы для учащихся 1 класса

В 1 классе 33 учебные недели (c учетом дополнительных каникул в феврале, в 9 и 11 кл. - 34 учебные недели (с учетом выхода на ГИА и ЕГЭ)
В 2-4 классах 34 учебных недели. В 5-8 классах – 35 учебных недель.
Летние каникулы для 1-4 кл. с 23.05.2022 г. по 31.08.2022 г., 5-8 кл. с 01.06.22 г. по 31.08.2022 г. Сроки окончания учебного года для 9 класса определяются на
основании Приказа МО СО «О проведении ОГЭ и ЕГЭ на территории Свердловской области в 2022 г.»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».