РП_«География» 9 класс

МКОУ "Вновь-Юрмытская СОШ "

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
____________________
Гельфинштейн Е.В.
Протокол №1
от «27» 08 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
И.О. директора
_____________________
Сосновских В.С.
Приказ №2808-1
от «28» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

«География»
на _2025-2026_ гг.
для 9 класса
Вариант 1
кол-во часов в неделю - 2; кол-во часов в год - 68

СОСТАВИЛ
Прохорова Наталья Витальевна

с.Вновь-Юрмытское
2025

1

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с нарушением интеллекта (далее ФАООП УО,
вариант (1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и адресована обучающимся с
нарушением интеллекта с учетом реализации особых образовательных
потребностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«География» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68
часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения – сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения,
оценки
разнообразных
природных,
социально-экономических
и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 9 классе
определяет следующие задачи:
‒
познакомить с культурой и бытом разных народов;
‒
показать особенности взаимодействия человека и природы;
‒
помочь усвоить правила поведения в природе;
‒
содействовать
патриотическому,
эстетическому,
экологическому воспитанию;
‒
формирование и развитие личностного отношения к своему
населенному пункту как части России;
‒
учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и
явления, понимать причинно-следственные зависимости;
‒
содействовать развитию абстрактного мышления, развивать
воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
К концу 8 класса обучающиеся начинают более подробно изучать
физическую географию материка, на котором мы живем. Здесь даются
общие представления о географическом положении, очертаниях берегов,
рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и
населении Евразии.
Подбор материала в 9 классе предусматривает углубление,
систематизацию и обобщение знаний о материках и океанах. Изучение
вопросов физической, экономической и социальной географии разных
стран рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как
2

среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для
развития народного хозяйства. Компактное изучение этих стран дает
возможность рассказать о распаде монополизированного государства, на
данном материале проанализировать последствия, повлиявшие на
углубление экономического кризиса и на усугубление национальных
проблем.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр
видеофильмов о природе, достопримечательностях изучаемой страны,
культуре и быте ее народа.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе
изучения своего края обучающиеся систематизируют знания о природе
края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о
профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе. Уделяется
внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов.
Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и
региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у
обучающихся патриотических чувств.
№ п/п
Название раздела, темы
Количество Контрольные
часов
работы
1

Введение.
Евразии

2

Западная Европа

6

3

Южная Европа

3

4

Северная Европа

3

5

Восточная Европа

12

1

6

Центральная Азия

5

1

7

Юго-Западная Азия

7

1

8

Южная Азия

2

9

Восточная Азия

5

10

Юго-Восточная Азия

3

11

Россия (повторение)

6

1

12

Свой край

15

1

Итого

Политическая

карта 1

68
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1

1

7

Личностные результаты
‒ умение нести личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;
‒ умение слушать собеседника и вести диалог, готовности
признавать возможность существования различных точек зрения и права
3

каждого иметь свою; излагать свое мнение и пытаться аргументировать
свою точку зрения и давать оценку событий;
‒ сформированность ответственного отношения к выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
‒ владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
‒ осознание своей этнической принадлежности, обобщение знаний о
культуре народов родного края;
‒ владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными коммуникативными компетенциями, использование
доступных информационных технологий для коммуникации;
‒ сформированность установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
‒ способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
‒ сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
‒ проявление готовности к самостоятельной жизни.
Уровни достижения
предметных результатов по учебному предмету «География» на конец
9 класса
Предметные результаты
минимальный уровень
• представление об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России,
разных материков и отдельных стран;
• владение приемами элементарного чтения географической карты:
декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте;
определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение
описывать географический объект по карте;
• выделение, описание и объяснение существенных признаков
географических объектов и явлений;
• сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по
заданным критериям;
• использование географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф.
достаточный уровень
• применение элементарных практических умений и приемов работы
с географической картой для получения географической информации;
• ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями
географической среды, оценка их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;
4

• нахождение в различных источниках и анализ географической
информации;
• применение приборов и инструментов для определения
количественных и качественных характеристик компонентов природы;
• называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и
исторических памятников своего родного края.
Примерные планируемые результаты формирования базовых учебных
действий (БУД):
Самостоятельно оценивает условия и осуществляет выбор модели
социально одобряемого поведения в разных ситуациях, что позволяет:
• испытывать чувство гордости за свою страну;
• гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей
• адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.;
• уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
• активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
• бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и стран.
Коммуникативные учебные действия:
В разных ситуациях взаимодействия самостоятельно может:
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач;
• использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
В жизненной ситуации, близкой к личному опыту, может самостоятельно:
• принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
• адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
В проблемной ситуации, при затруднениях осуществляет выбор решения,
что позволяет самостоятельно:
• дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию;
5

• использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.

6

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема предмета

Кол- Программное содержание
во
часов

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Закрепление
и
систематизация
знаний
обучающихся о Евразии как
самом
большом
и
густонаселенном
материке
земного
шара,
его
географическом положении,
хозяйстве
и
населении.
Совершенствование навыков
работы с географическими
картами.
Формирование
представлений обучающихся
о
разнообразии
стран,
расположенных на материке.
Закрепление
знаний
обучающихся
о
географическом положении,
хозяйстве и населении России

На
политической
карте
Евразии
знакомятся
с
разнообразием
стран,
расположенных на материке.
Показывают границу между
Европой
и
Азией,
выделенной
заранее
учителем.
Показывают
крупнейшие
государства
Евразии, используя помощь
учителя

На
карте
показывают
Евразию. По политической
карте
перечисляют
крупнейшие
государства
Европы
и
Азии.
По
физической
карте
показывают
условную
границу между Европой и
Азией. Называют регионы
Европы и Азии, записывают
их в тетрадь

Формирование представлений
обучающихся
о
странах
Западной Европы. Знакомство
обучающихся
с

Показывают
на
карте
Великобританию, используя
помощь учителя. Называют
формы
поверхности
по

Описывают географическое
положение Великобритании.
Называют и показывают на
карте формы поверхности

Введение.Государства Евразии - 1 час
Политическая
Евразии

карта 1ч.

Западная Европа – 6 часов
Великобритания
(Соединенное
Королевство
Великобритании

2ч.
и

7

Северной Ирландии)

географическим положением,
природными
условиями,
хозяйством,
населением
Великобритании.
Закрепление
знаний
школьников о зависимости
климата от географического
положения объекта

опорным
словам.
Составляют
рассказ
о
Лондоне,
используя
предложенные
учителем
предложения. Отмечают на
контурной
карте
Великобританию
и
ее
столицу, с помощью

страны.
Рассказывают о
климате
Великобритании.
Перечисляют представителей
животного и растительного
мира. Составляют рассказ о
традициях, культуре и быте
народов
Великобритании.
Отмечают в контурной карте
страну и ее столицу

Франция
(Французская 2ч.
Республика)

Формирование
представлений обучающихся
о странах Западной Европы.
Знакомство обучающихся с
географическим положением,
природными
условиями,
хозяйством,
населением,
культурой
и
достопримечательностями
Франции.
Формирование
интереса
к
изучаемому
предмету

Показывают
на
карте
Францию,
ее
столицу,
используя помощь учителя.
Составляют
рассказ
о
Париже по предложенным
учителем
предложениям.
Отмечают в контурной карте
страну и ее столицу, заранее
выделенные учителем

Показывают
на
карте
Францию,
столицу
и
крупные города. Отмечают
их на карте. Называют
формы поверхности страны,
полезные
ископаемы.
Сравнивают климат Франции
и
Великобритании.
Составляют
рассказ
о
культуре, быте, традициях
французского
народа.
Рассказывают о Париже и его
достопримечательностях,
опираясь на текст в учебнике

Германия (Федеративная 1ч.
Республика Германии)

Формирование
представлений обучающихся
о странах Западной Европы.
Знакомство обучающихся с
географическим положением,
природными
условиями,
хозяйством,
населением.

Показывают
на
политической
карте
Германию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают,
чем

Показывают
на
политической
карте
Германию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические
объекты,
8

культурой
и занимаются
достопримечательностями
государства
Германии.
Формирование
интереса
к
изучаемому
предмету
Австрия
(Австрийская 1ч.
Республика). Швейцария
(Швейцарская
Конфедерация)

жители предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Знакомство с положением на
карте,
природноклиматическими
особенностями,
высокоразвитой экономикой и
с/х Австрии и Швейцарии.
Формирование представлений
об экономике стран Западной
Европы. Показ причинноследственной
зависимости
между
географическим
положением,
климатом,
природой
и
развитием
международного туризма в
государствах
Западной
Европы

Показывают
на
политической
карте
изучаемые
государства,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства

Показывают
на
карте
изучаемые государства, их
столицы,
отмечают
на
контурной
карте.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Рассказывают о главных
особенностях
природы,
экономики и хозяйственной
деятельности населения.
Составляют
рассказ
о
главных
достопримечательностях
одной из стран

Формирование представлений
обучающихся
о
странах
Южной Европы. Сравнение
природных условий стран
Южной Европы. Знакомство с
географическим положением,
рельефом,
водоемами,

Показывают
на
карте
изучаемые
страны,
используя помощь учителя.
Называют
формы
поверхности по опорным
словам. Составляют рассказ
о любом крупном городе

Показывают
на
карте
изучаемые государства, их
столицы,
отмечают
на
контурной
карте.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Рассказывают о главных

Южная Европа - 3 часа
Испания
(Королевство 1ч.
Испания)
Португалия
(Португальская
Республика)

9

природными
условиями, этих государств, используя особенностях
природы,
хозяйством, изучаемых стран. предложенные
учителем экономики и хозяйственной
Закрепление знаний о великих предложения
деятельности населения.
географических
открытиях
Составляют
рассказ
о
португальских
главных
мореплавателей Колумба и
достопримечательностях
Магеллана
одной из стран
Италия
(Итальянская 1ч.
Республика)

Формирование представлений
обучающихся
о
странах
Южной Европы. Сравнение
природных условий стран
Южной Европы. Знакомство с
географическим положением,
рельефом,
водоемами,
природными
условиями,
хозяйством Италии

Показывают
на
карте
Италию,
ее
столицу,
используя помощь учителя.
Составляют рассказ о Риме
по предложенным учителем
предложениям. Отмечают в
контурной карте страну и ее
столицу,
заранее
выделенные учителем

Показывают
на
политической карте Италию
и ее столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Греция
Республика)

Формирование представлений
обучающихся
о
странах
Южной Европы. Сравнение
природных условий стран
Южной Европы. Знакомство с
географическим положением,
рельефом,
водоемами,
природными
условиями,
хозяйством Греции

Показывают
на
карте
Грецию,
ее
столицу,
используя помощь учителя.
Составляют
рассказ
об
Афинах по предложенным
учителем
предложениям.
Отмечают в контурной карте
страну и ее столицу, заранее
выделенные учителем

Показывают
на
политической карте Грецию
и ее столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

(Греческая 1ч.

10

Северная Европа - 3 часа
Норвегия
Норвегия)

(Королевство 1ч.

Формирование представлений
обучающихся
о
странах
Северной
Европы.
Знакомство
с
географическим положением,
рельефом,
природными
условиями,
хозяйством
Норвегии.
Формирование
навыков
показа
географических объектов на
настенной карте

Показывают
на
политической
карте
Норвегию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства

Показывают
на
политической
карте
Норвегию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Швеция
Швеция)

(Королевство 1ч.

Формирование представлений
обучающихся
о
странах
Северной
Европы.
Знакомство
с
географическим положением,
рельефом,
природными
условиями,
хозяйством
Швеции.
Формирование
навыков
показа
географических объектов на
настенной
карте.
Формирование
бережного
отношения к окружающей
среде на примере решения
экологических проблем в
Швеции

Показывают
на
политической
карте
Швецию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства

Показывают
на
политической карте Швецию
и ее столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Финляндия (Финляндская 1ч.

Формирование представлений Показывают

на Показывают

на
11

Республика)

обучающихся
о
странах
Северной
Европы.
Знакомство
с
географическим положением,
рельефом,
природными
условиями,
хозяйством
Финляндии.
Традиции
населения Северной Европы.
Формирование
навыков
показа
географических
объектов на настенной карте

политической
карте
Финляндию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства

политической
карте
Финляндию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

(Республика 1ч.

Формирование представлений
обучающихся
о
странах
Восточной
Европы.
Знакомство с географическим
положением,
рельефом,
природными
условиями,
хозяйством
Польши.
Формирование
навыков
показа
географических
объектов на настенной карте

Показывают
на
политической карте Польшу
и ее столицу, используя
помощь учителя. Отмечают
их в контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства

Показывают
на
политической карте Польшу
и ее столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Чехия
(Чешская 1ч.
Республика).
Словакия
(Словацкая Республика)

Формирование представлений
обучающихся
о
странах
Восточной
Европы.
Знакомство с географическим
положением,
рельефом,
природными
условиями,

Показывают
на
карте
изучаемые
страны,
используя помощь учителя.
Называют
формы
поверхности по опорным
словам. Составляют рассказ

Рассказывают
о
географическом положении
изучаемых стран, что влияет
на климат этой страны, какие
отрасли
промышленности
особенно
развиты.

Восточная Европа – 12 часов
Польша
Польша)

12

хозяйством изучаемых стран.
Сравнение
характеристик
двух государств Восточной
Европы – Чехии и Словакии.
Формирование
навыков
показа
географических
объектов на настенной карте

о любом крупном городе Составляют
рассказ
этих государств, используя достопримечательностях
предложенные
учителем одного из государств
предложения

(Венгерская 1ч.

Продолжение формирования
представления обучающихся
о странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим
положением,
рельефом,
природными
условиями,
хозяйством Венгрии. Развитие
и совершенствование навыков
обучающихся при работе с
настенной картой и картами
приложения к учебнику

Показывают
на
политической
карте
Венгрию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства

Показывают
на
политической карте Венгрию
и ее столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Румыния
(Республика 1ч.
Румыния).
Болгария
(Республика Болгария)

Формирование представлений
обучающихся
о
странах
Восточной
Европы.
Знакомство с географическим
положением,
рельефом,
природными
условиями,
хозяйством изучаемых стран.
Сравнение
характеристик
двух государств Восточной
Европы
–
Румынии
и
Болгарии.
Формирование
навыков
показа

Показывают
на
карте
изучаемые
страны,
используя помощь учителя.
Называют
формы
поверхности по опорным
словам. Составляют рассказ
о любом крупном городе
этих государств, используя
предложенные
учителем
предложения

Показывают
на
карте
изучаемые государства, их
столицы,
отмечают
на
контурной
карте.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Рассказывают о главных
особенностях
природы,
экономики и хозяйственной
деятельности населения.
Составляют
рассказ
о
главных

Венгрия
Республика)

о

13

географических объектов на
настенной карте
Сербия и Черногория

достопримечательностях
одной из стран

1ч.

Формирование представлений
о государствах Восточной
Европы
–
Сербии
и
Черногории.
Развитие
и
совершенствование навыков
обучающихся при работе с
настенной картой и картами
приложения к учебнику

Называют
изучаемые
государства и их столицы.
Отмечают
в
контурной
карте, используя помощь
учителя.
Записывают в
тетрадь отрасли сельского
хозяйства
и
промышленности, опираясь
на
текст
учебника
и
используя помощь учителя

Показывают
на
карте
изучаемые государства, их
столицы,
отмечают
на
контурной
карте.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Рассказывают о главных
особенностяхт
природы,
экономики и хозяйственной
деятельности населения

(Эстонская 1ч.

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной
Европы.
Знакомство с государствами
Балтии. Сравнение занятий
населения
прибалтийских
государств,
отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

Показывают
на
политической
карте
Эстонию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства

Показывают
на
политической карте Эстонию
и ее столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Латвия
(Латвийская 1ч.
Республика)

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной
Европы.
Знакомство с географическим
положением,
рельефом,
природными
условиями,

Показывают
на
политической карте Латвию
и ее столицу, используя
помощь учителя. Отмечают
их в контурной карте. По
иллюстрациям

Показывают
на
политической карте Латвию
и ее столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте

Эстония
Республика)

14

хозяйством
Латвии. рассказывают,
Сравнение занятий населения занимаются
прибалтийских
государств, государства
отрасли промышленности и
сельского
хозяйства.
Совершенствование навыков
работы с географической
картой, навыков работы в
контурных картах
Литва
Республика)

(Литовская 1ч.

Республика Беларусь

1ч.

чем географические
объекты,
жители предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной
Европы.
Знакомство с географическим
положением,
рельефом,
природными
условиями,
хозяйством Литвы. Сравнение
занятий
населения
прибалтийских
государств,
отрасли промышленности и
сельского
хозяйства.
Совершенствование навыков
работы с географической,
контурной картами

Показывают
на
политической карте Литву и
ее
столицу,
используя
помощь учителя. Отмечают
их в контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства

Показывают
на
политической карте Литву и
ее столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной
Европы.
Знакомство с географическим
положением,
природой,
хозяйством,
населением
Белоруссии.
Работа
над

Показывают на карте страну,
столицу и крупные города,
используя помощь учителя.
Составляют
рассказ
о
Беловежской
пуще
по
предложенным
учителем
предложениям

Показывают
на
политической
карте
Республику Беларусь и ее
столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте
15

совершенствованием навыков
показа
географических
объектов на карте, навыков
работы с контурной картой

Украина

Молдавия
Молдова)

географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского
хозяйства.
Составляют
рассказ
о
главных
достопримечательностях
Белоруссии

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной
Европы.
Знакомство с географическим
положением,
природой,
хозяйством,
населением
Украины.
Работа
над
совершенствованием навыков
показа
географических
объектов на карте, навыков
работы с контурной картой

Показывают на карте страну,
столицу и крупные города,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства

Показывают
на
политической карте Украину
и ее столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

(Республика 1ч.

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной
Европы.
Знакомство с географическим
положением,
природой,
хозяйством,
населением
Молдавии.
Работа
над
совершенствованием навыков
показа
географических
объектов на карте, навыков

Показывают
на
политической
карте
Молдавию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства

Показывают
на
политической
карте
Молдавию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
16

работы с контурной картой
Обобщающий
«Европейские
государства»

урок 1ч.

сельского хозяйства

Повторение, обобщение и
систематизирование знаний
обучающихся об изученных
государствах
Европы.
Сравнение стран Европы по
размерам,
природным
условиям и национальным
особенностям. Продолжение
формирования
навыков
показа изученных государств
на географических картах,
навыков
составления
рассказов об одном из
изученных
государств
Европы по плану, опорным
словам и иллюстрациям

Показывают
на
карте
государства Европы, заранее
обозначенные
учителем.
Называют по приложению к
учебнику
характерные
особенности стран Европы с
опорой на предложения и
иллюстративный материал,
предложенный учителем

Показывают
на
карте
государства Европы. Дают
краткую
характеристику
стран Европы с опорой на
карты и с помощью учителя

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Центральной
Азии.
Формирование
системы
знаний
об
основных
особенностях ГП страны.
Раскрытие
главных
особенностей
природы,
экономики,
населения
и
хозяйственной деятельности
Казахстана.

Показывают
на
политической
карте
Казахстан и его столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства

Показывают
на
политической
карте
Казахстан и его столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Центральная Азия – 5 часов
Казахстан
Казахстан)

(Республика 1ч.

17

Узбекистан (Республика 1ч.
Узбекистан)

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Центральной
Азии.
Формирование
системы
знаний
об
основных
особенностях ГП страны.
Раскрытие
главных
особенностей
природы,
экономики,
населения
и
хозяйственной деятельности
Узбекистана.
Работа
над
совершенствованием навыков
показа
географических
объектов на карте, навыков
работы с контурной картой

Показывают
на
политической
карте
Узбекистан и его столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства

Показывают
на
политической
карте
Узбекистан и его столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Туркменистан

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Центральной
Азии.
Формирование
системы
знаний
об
основных
особенностях ГП страны.
Раскрытие
главных
особенностей
природы,
экономики,
населения
и
хозяйственной деятельности
Туркмении.
Работа
над
совершенствованием навыков
показа
географических
объектов на карте, навыков
работы с контурной картой

Показывают
на
политической
карте
Туркменистан и его столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства

Показывают
на
политической
карте
Туркменистан и его столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

1ч.

18

Киргизия
(Кыргызская 1ч.
Республика)

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Центральной
Азии.
Формирование
системы
знаний
об
основных
особенностях ГП страны.
Раскрытие
главных
особенностей
природы,
экономики,
населения
и
хозяйственной деятельности
Киргизии.
Работа
над
совершенствованием навыков
показа
географических
объектов на карте, навыков
работы с контурной картой

Показывают
на
политической
карте
Киргизию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства

Показывают
на
политической
карте
Киргизию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Таджикистан (Республика 1ч.
Таджикистан)

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Центральной
Азии.
Формирование
системы
знаний
об
основных
особенностях ГП страны.
Раскрытие
главных
особенностей
природы,
экономики,
населения
и
хозяйственной деятельности
Таджикистана.
Работа
над
совершенствованием навыков
показа
географических
объектов на карте, навыков с

Показывают
на
политической
карте
Таджикистан и его столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства

Показывают
на
политической
карте
Таджикистан и его столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

19

контурной картой
Юго-Западная Азия – 7 часов
Грузия

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Юго-западной
Азии.
Формирование представлений
о географическом положении,
природных
условиях,
хозяйстве Грузии, обычаях и
традициях грузин. Раскрытие
главных
особенностей
природы,
экономики,
населения и хозяйственной
деятельности

Показывают
на
политической карте Грузию
и ее столицу, используя
помощь учителя. Отмечают
их в контурной карте.
Записывают
в
тетрадь
отрасли сельского хозяйства
и
промышленности,
опираясь на текст учебника
и используя помощь

Показывают
на
политической карте Грузию
и ее столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Азербайджан
(Азербайджанская
Республика)

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся
о государствах Юго-западной
Азии. Знакомство школьников
с
географическим
положением,
рельефом,
климатом,
природными
условиями,
хозяйством,
населением
Азербайджана.
Работа
над
совершенствованием навыков
показа
географических
объектов на карте, навыков
работы с контурной картой

Показывают
на
политической
карте
Азербайджан и его столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства.
Описывают
рельеф страны, используя
предложенные
учителем
предложения

Показывают
на
политической
карте
Азербайджан и его столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Армения

(Республика 1ч.

Продолжение

формирования Показывают

на Показывают

на
20

Армения)

Турция
Республика)

(Турецкая 1ч.

Ирак (Республика Ирак)

1ч.

представлений обучающихся
о государствах Юго-западной
Азии.
Знакомство
с
положением
Армении на
политической и физической
картах Азии, ее природными
богатствами,
древней
архитектурой и традициями
армянского народа. Работа
над
совершенствованием
навыков
показа
географических объектов на
карте, навыков работы с
контурной картой

политической
карте
Армению и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства

политической
карте
Армению и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Юго-Западной
Азии.
Знакомство с положением на
карте,
климатом,
растительным и животным
миром, крупными городами
Турции

На
карте
показывают
Турцию и ее столицу,
используя помощь учителя.
В
тетрадь
записывают
товары,
которые
изготавливают
в
этой
стране. В контурной карте
отмечают города-курорты,
заранее
выделенные
учителем

Показывают
на
политической карте Турцию
и ее столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Юго-Западной
Азии.
Знакомство школьников с
географическим положением,

Показывают
на
политической карте Ирак и
его
столицу,
используя
помощь учителя. Отмечают
их в контурной карте. По

Показывают
на
политической карте Ирак и
его столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
21

климатом,
природными
условиями, населением и
хозяйством
Ирака.
Закрепление
знания
обучающихся о типичных
представителях растительного
и животного мира пустынь, о
населении и его традициях.

иллюстрациям
рассказывают,
занимаются
государства

контурной
карте
чем географические
объекты,
жители предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Иран
(Исламская 1ч.
Республика Иран)

Продолжение формирования
представлений обучающихся
о государствах Юго-западной
Азии. Закрепление знаний
школьников
о
влиянии
природных
условий
на
занятия населения. Работа над
совершенствованием навыков
показа
географических
объектов на карте, навыков
работы с контурной картой

Показывают
на
политической карте Иран и
его
столицу,
используя
помощь учителя. Отмечают
их в контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства

Показывают
на
политической карте Иран и
его столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Афганистан (Исламская 1ч.
Республика Афганистан)

Продолжение формирования
представлений обучающихся
о государствах Юго-западной
Азии. Знакомство школьников
с
географическим
положением,
климатом,
природными
условиями,
хозяйством,
населением
Афганистана

По
иллюстрациям
описывают
рельеф
Афганистана. Отмечают на
контурной карте страну и ее
столицу,
заранее
выделенные учителем

Показывают
на
политической
карте
Афганистан и его столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства
22

Южная Азия – 2 часа
Индия
Индия)

(Республика 1ч.

Формирование представлений
обучающихся об Индии как
самом крупном государстве
Южной Азии. Знакомство
школьников с географическим
положением,
климатом,
природными
условиями,
населением и хозяйством
Индии

Показывают
Индию
на
карте, с помощью учителя.
Составляют рассказ о ТаджМахале,
используя
предложенные
учителем
предложения

Показывают
на
политической карте Индию и
ее столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского
хозяйства.
Составляют
рассказ
о
главных
достопримечательностях
Индии

Индия
Индия)

(Республика 1ч.

Формирование представлений
обучающихся об Индии как
самом крупном государстве
Южной Азии. Знакомство
школьников с географическим
положением,
климатом,
природными
условиями,
населением и хозяйством
Индии

Показывают
Индию
на
карте, с помощью учителя.
Составляют рассказ о ТаджМахале,
используя
предложенные
учителем
предложения

Показывают
на
политической карте Индию и
ее столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского
хозяйства.
Составляют
рассказ
о
главных
достопримечательностях
23

Индии
Восточная Азия – 5 часов
Китай
(Китайская 1ч.
Народная Республика)

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной Азии. Знакомство
с
самым
крупным
государством Восточной Азии
– Китаем: географическое
положение, рельеф, реки,
климат.
Разнообразие
растительного и животного
мира Китая. Знакомство с
Китаем
как с крупным
индустриально-аграрным
государством
с
многочисленным населением

На карте показывают Китай,
называют соседей страны с
помощью учителя. В тетрадь
записывают
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства этой
страны, опираясь на текст
учебника

Показывают
на
политической карте Китай и
его столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского
хозяйства.
Составляют
рассказ
о
достопримечательностях
Китая

Китай
(Китайская 1ч.
Народная Республика)

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной Азии. Знакомство
с
самым
крупным
государством Восточной Азии
– Китаем: географическое
положение, рельеф, реки,
климат.
Разнообразие
растительного и животного
мира Китая. Знакомство с
Китаем, как с крупным
индустриально-аграрным
государством
с

На карте показывают Китай,
называют соседей страны с
помощью учителя. В тетрадь
записывают
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства этой
страны, опираясь на текст
учебника

Показывают
на
политической карте Китай и
его столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского
хозяйства.
Составляют
рассказ
о
достопримечательностях
24

многочисленным населением
Монголия

Китая

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной Азии. Знакомство
школьников с географическим
положением,
рельефом,
климатом,
природными
условиями, хозяйством и
населением Монголии

Показывают
на
политической
карте
Монголию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства

Показывают
на
политической
карте
Монголию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Корея
(Корейская 1ч.
НародноДемократическая
Республика и Республика
Корея)

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной Азии. Сравнение
характеристик
географического положения,
хозяйства
КНДР
и
Республики Корея

Показывают
на
карте
изучаемые
страны,
используя помощь учителя.
Называют
формы
поверхности по опорным
словам. Составляют рассказ
о любом крупном городе
этих государств, используя
предложенные
учителем
предложения

Показывают
на
карте
изучаемые государства, их
столицы,
отмечают
на
контурной
карте.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Рассказывают о главных
особенностях
природы,
экономики и хозяйственной
деятельности населения.
Составляют
рассказ
о
главных
достопримечательностях
одной из стран

Япония

Формирование представлений Показывают Японию на Показывают
на
обучающихся о государствах физической карте, используя политической карте Японию
Восточной Азии. Знакомство помощь
учителя. и ее столицу. Определяют по

1ч.

25

школьников с особенностями
географического положения,
рельефа, климата Японии.
Формирование представлений
о Японии, как высокоразвитой
индустриальной
стране.
Работа
над
совершенствованием навыков
показа
географических
объектов на карте, навыков
работы с контурной картой

Составляют предложения со
словами «землетрясение» и
«тайфун». Отмечают на
контурной карте столицу
Японии и крупные города,
выделенные учителем

физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского
хозяйства.
Составляют рассказ о Токио

Таиланд
(Королевство 1ч.
Таиланд).
Вьетнам
(Социалистическая
Республика Вьетнам).

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Юго-Восточной
Азии.
Формирование
системы
знаний
обучающихся
об
основных особенностях ГП
изучаемых стран. Раскрытие
главных
особенностей
природы,
экономики,
населения и хозяйственной
деятельности

На карте показывают Азию.
По
иллюстрациям
рассказывают, какие формы
рельефа
преобладают
в
Азии. Называют изучаемые
государства и их столицы.
Отмечают
в
контурной
карте, используя помощь
учителя.
Записывают в
тетрадь отрасли сельского
хозяйства
и
промышленности, опираясь
на
текст
учебника
и
используя помощь учителя

Показывают
на
карте
изучаемые государства, их
столицы,
отмечают
на
контурной
карте.
Определяют по физической
карте формы поверхности.
Рассказывают о главных
особенностях
природы,
экономики и хозяйственной
деятельности населения.
Составляют
рассказ
о
главных
достопримечательностях
одной из стран

Индонезия
(Республика 1ч.
Индонезия) (по выбору
учителя
или
другие

Формирование представлений Показывают на карте страну, Показывают
на
обучающихся о государствах столицу и крупные города, политической карте страну и
Юго-Восточной
Азии. используя помощь учителя. ее столицу. Определяют по

Юго-Восточная Азия – 3 часа

26

государства)

Формирование
системы
знаний
обучающихся
об
основных особенностях ГП
изучаемых стран. Раскрытие
главных
особенностей
природы,
экономики,
населения и хозяйственной
деятельности

Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимаются
жители
государства

физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства

Обобщающий
урок 1ч.
«Государства Азии»

Повторение, обобщение и
систематизирование знаний
обучающихся об изученных
государствах Азии. Сравнение
государств Азии по размерам,
природным
условиям
и
национальным особенностям.
Продолжение формирования
навыков показа изученных
государств
на
географических
картах,
навыков
составления
рассказов об одном из
изученных государств Азии
по плану, опорным словам и
иллюстрациям

Показывают
на
карте
государства Азии, заранее
обозначенные
учителем.
Называют по приложению к
учебнику
характерные
особенности стран Азии с
опорой на предложения и
иллюстративный материал,
предложенный учителем

Показывают
на
карте
государства Азии. Дают
краткую
характеристику
стран Азии с опорой на
карты и с помощью учителя

Повторение
и
систематизирование знаний
обучающихся
о
географическом положении

Показывают сухопутные и
морские границы нашей
страны, используя помощь
учителя. Называют, заранее

Показывают сухопутные и
морские границы России на
политической и физической
картах, обозначают ее на

Россия (повторение) – 6 часов
Границы России

1ч.

27

Россия
(Российская 1ч.
Федерация) –крупнейшее
государство Евразии

России,
морских
и выделенные
учителем,
сухопутных
границах пограничные государства
государства.
Совершенствование навыков
самостоятельной работы с
географическими картами при
составлении
описаний
географических объектов

контурной карте. Называют
моря, по которым проходит
государственная
граница.
Определяют
по
политической
карте
государства, граничащие с
Россией

Повторение и обобщение
знаний
обучающихся
о
рельефе,
водоемах,
особенностях
природы,
полезных
ископаемых,
экономике, населении страны.
Совершенствование навыков
показа
географических
объектов на карте, навыков
работы с контурной картой

Называют и показывают на
настенной карте равнины,
которые
находятся
на
территории
России.
Называют
горы
России,
показывают на физической
карте России. Перечисляют
полезные
ископаемые,
которые
добываю
на
территории
России.
Называют и показывают на
настенной карте крупнейшие
месторождения нефти и газа.
Наносят на контурную карту
географические
объекты,
выделенные в тексте жирным
шрифтом.
Называют
и
показывают на карте реки и
озера России, указанные в
учебнике. Рассказывают об
использовании
водных
ресурсов
по
плану.

Называют и показывают на
настенной карте равнины,
которые
находятся
на
территории
России
(с
помощью
учителя).
Называют
(заранее
выделенные учителем) и
показывают крупные реки
и отмечают их на контурной
карте. Называют некоторые
народы, проживающие на
территории России (до 4
названий).
Называют
и
показывают
(заранее
обозначенные учителем на
настенной
карте)
крупнейшие месторождения
полезных
ископаемых
России

28

Перечисляют
названия
народов России (с опорой на
таблицу). Показывают на
карте
места
расселения
отдельных народов (с опорой
на
политикоадминистративную карту)
Административное
деление России

1ч.

Повторение
знаний
об
административном
делении
РФ.
Умение
найти
и
прочитать
на
административной
карте
некоторые (из 85) субъекты
Российской Федерации: края,
республики,
автономные
округа
или
области.
Продолжение формирования
навыков работы обучающихся
с адаптированными картами в
учебнике географии и его
приложении

Показывают
крупнейшие
края, области, республики
страны,
заранее
выделенные
учителем.
Рассказывают о столице
нашей
Родины
по
предложенным
учителем
предложениям

Перечисляют
субъекты
федерации.
Называют
крупнейшие края, области,
республики
страны
и
показывают их на карте.
Дают
краткую
характеристику
географического положения
столицы
и крупнейших
городов.
Подписывают
названия городов, краев,
республик на контурной
карте

Столица и крупные города 1ч.
России

Формирование представлений
обучающихся о Российской
Федерации. Повторение и
обобщение
знаний
школьников о столице России
и крупных городах страны.
Совершенствование навыков
самостоятельной работы при
выполнении упражнений в

Показывают
столицу
и
крупные
города
на
настенной карте с помощью
учителя. Рассказывают о
столице и городах нашей
Родины по предложенным
учителем предложениям

Показывают
столицу
и
крупные города на настенной
карте.
Дают
краткую
характеристику крупнейших
городов по предложенным
учителем
предложениям.
Подписывают
названия
городов, краев, республик на
контурной карте
29

тетради на печатной основе
Обобщающий
теме «Россия»

урок

по 1ч.

Обобщение знаний о родной
стране. Совершенствование
навыков
самостоятельной
работы обучающихся в парах,
группах при выполнении
различных заданий

Показывают
на
карте Дают
краткую
Россию. На контурной карте характеристику России
отмечают границу России и
крупнейшие
города
с
помощью
учителя.
Называют, с опорой на карту
- приложение к учебнику,
характерные
особенности
природных зон России

Обобщающий урок по 1ч.
курсу:
«География
материков и океанов»

Систематизирование
и
обобщение сформированных
представлений и понятий по
всему разделу «География
материков
и
океанов».
Проверка
знаний
обучающихся
названий
материков и частей света,
океанов, знания наиболее
крупных
государств
на
каждом из материков и
географических особенностях
этих стран

Показывают материки и
океаны на настенной карте с
помощью
учителя.
Подписывают
названия
материков и океанов в
контурной карте

Показывают на настенной
карте материки и океаны. По
описанию и иллюстрациям
определяют,
о
каком
материке и океане идет речь.
Наносят названия материков
и океанов в контурной карте

Продолжение формирования
представлений обучающихся
о своем крае. Знакомство с
основными
историческими
событиями, происходящими в

Составляют
рассказ
об
истории
возникновения
своего
края,
значимых
исторических
событиях,
используя
краеведческие

Рассказывают
возникновения
значимых
событиях,
краеведческие

Свой край – 15 часов
История возникновения 1ч.
нашего края.

об истории
своего края,
исторических
используя
справочники.
30

изучаемой
местности.
Формирование
представлений о специфике,
уникальности,
неповторимости своего края,
необходимости правильного
взаимодействия человека и
окружающей
среды.
Формирование
представлений обучающихся
о географическом положении
своего края на политической и
физической карте России

справочники,
по
предложенным
учителем
предложениям. Записывают
формы поверхности своего
края в тетрадь

Показывают
на
политической и физической
карте России границы своего
края.
Называют
формы
рельефа своего края

Географическое
1ч.
положение.
Границы.
Рельеф.

Повторение и закрепление
знаний
обучающихся
о
географическом положении
своего края на политической и
физической карте России.
Совершенствование навыков
самостоятельной работы с
настенной
картой.
Закрепление
знаний
обучающихся о поверхности
своего края

Показывают на настенной
карте свой край с помощью
учителя. Составляют рассказ
о поверхности с помощью
опорных
слов
и
предложений

Дают
характеристику
географического положения
своего края с помощью
учителя.
Отмечают
на
контурной карте. Составляют
рассказ о рельефе своей
местности
по
предложенному
учителем
плану

Климат.
Предсказание 1ч.
погоды
по
местным
признакам.
Народные
приметы.

Закрепление
знаний
обучающихся
об
особенностях климатических
условий
своего
края.
Формирование
умений
пользоваться краеведческими

Записывают
в
тетрадь
народные
приметы.
Называют местные признаки
природы, по которым можно
предсказать
погоду,
используя помощь учителя.

Рассказывают
о
климатических
условиях
своего края. Записывают в
тетрадь народные приметы.
Называют местные признаки
природы, по которым можно
31

справочниками
для Зарисовывают в тетради
самостоятельного получения условные знаки полезных
необходимой информации
ископаемых и подписывают
их названия

предсказать
погоду.
Перечисляют
полезные
ископаемые своего края,
записывают в тетрадь и
зарисовывают
условные
знаки

Полезные ископаемые и 1ч.
почвы.
Реки,
пруды,
озера,
каналы. Водоснабжение
питьевой водой. Охрана
водоемов

Повторение и закрепление
знаний обучающихся о почвах
и
полезных
ископаемых
своего края. Систематизация
знаний об использовании
полезных
ископаемых.
Формирование
навыков
бережного
отношения
и
рационального использования
природных
богатств.
Повторение
и обобщение
сведений о водоемах своей
местности, использование и
охрана воды

По
условным
знакам,
предложенных
учителем,
называют
полезные
ископаемые своего края.
Составляют
рассказ
о
водных
ресурсах
по
опорным словосочетаниям и
предложениям

По геологической
карте
определяют
полезные
ископаемые своего края.
Рассказывают
об
их
использовании. По плану
составляют
рассказ
о
водоемах
своего
края.
Обсуждают
возможности
хозяйственного
использования
и охране
водоемов

Растительный
мир. 1ч.
Красная книга. Охрана
растительного мира

Формирование представлений
обучающихся о природных
богатствах
своего
края.
Знакомство с уникальными
особенностями растительного
мира.
Повторение
и
обобщение
знаний
о
типичных
представителях
растительного мира своего
края.
Знакомство

По
рисункам
называют
растения
своего
края.
Знакомятся с растениями,
занесенными в Красную
книгу.
Зарисовывают
в
тетрадь
одно
растение,
составляют о нем рассказ,
используя помощь учителя

Перечисляют
растения
своего края. Записывают в
тетрадь
лекарственные
растения
и
как
их
используют. Знакомятся с
растениями, занесенными в
Красную книгу. Составляют
рассказ о вреде природе,
наносимом
браконьерами.
Рассказывают
о
32

обучающихся
с
экологическими проблемами
своего края

заповедниках, заказниках и
национальных парках своего
края

Растительный
мир. 1ч.
Красная книга. Охрана
растительного мира

Формирование представлений
обучающихся о природных
богатствах
своего
края.
Знакомство с уникальными
особенностями растительного
мира.
Повторение
и
обобщение
знаний
о
типичных
представителях
растительного мира своего
края.
Знакомство
обучающихся
с
экологическими проблемами
своего края

По
рисункам
называют
растения
своего
края.
Знакомятся с растениями,
занесенными в Красную
книгу.
Зарисовывают
в
тетрадь
одно
растение,
составляют о нем рассказ,
используя помощь учителя

Перечисляют
растения
своего края. Записывают в
тетрадь
лекарственные
растения
и
как
их
используют. Знакомятся с
растениями, занесенными в
Красную книгу. Составляют
рассказ о вреде природе,
наносимом
браконьерами.
Рассказывают
о
заповедниках, заказниках и
национальных парках своего
края

Животный мир нашей 1ч.
местности. (Хищные и
травоядные,
дикие
и
сельскохозяйственные
животные, птицы, рыбы,
земноводные, насекомые).
Вред природе, наносимый
браконьерами.
Красная
книга. Охрана животных.
Помощь
зимующим
птицам.
Заповедники,
заказники

Знакомство с уникальными
особенностями
животного
мира своего края. Повторение
и обобщение знаний о
типичных
представителях
животного мира. Знакомство с
экологическими проблемами
своего края и путями их
решения.
Формирование
навыков
рационального
использования
природных
богатств своего края

По рисункам называют
животных
своего
края.
Знакомятся с животными,
занесенными в Красную
книгу.
Зарисовывают
в
тетрадь одно животное,
составляют о нем рассказ,
используя помощь учителя

Перечисляют
животных
своего края. Знакомятся с
животными, занесенными в
Красную книгу. Составляют
рассказ о вреде природе,
наносимом
браконьерами.
Рассказывают
о
заповедниках, заказниках и
национальных парках своего
края

Животный

Знакомство с уникальными По

мир

нашей 1ч.

рисункам

называют Перечисляют

животных
33

местности. (Хищные и
травоядные,
дикие
и
сельскохозяйственные
животные, птицы, рыбы,
земноводные, насекомые).
Вред природе, наносимый
браконьерами.
Красная
книга. Охрана животных.
Помощь
зимующим
птицам.
Заповедники,
заказники

особенностями
животного
мира своего края. Повторение
и обобщение знаний о
типичных
представителях
животного мира. Знакомство с
экологическими проблемами
своего края и путями их
решения.
Формирование
навыков
рационального
использования
природных
богатств своего края

животных
своего
края.
Знакомятся с животными,
занесенными в Красную
книгу.
Зарисовывают
в
тетрадь одно животное,
составляют о нем рассказ,
используя помощь учителя

своего края. Знакомятся с
животными, занесенными в
Красную книгу. Составляют
рассказ о вреде природе,
наносимом
браконьерами.
Рассказывают
о
заповедниках, заказниках и
национальных парках своего
края

Население нашего края 1ч.
(области). Национальный
состав. Обычаи, традиции,
костюмы,
фольклорные
песни
и
танцы,
национальная кухня.

Систематизация
знаний
обучающихся о населении
своего края, его основных
занятиях.
Знакомство
с
уникальными
этническими
особенностями
населения.
Содействие
социальной
адаптации обучающихся к
жизни в своем крае

Знакомятся с уникальными
этническими особенностями
населения. Записывают в
тетрадь народы, которые
проживают на территории
края. По иллюстрациям
рассказывают,
чем
занимается население своего
края. Составляют рассказ о
культуре, традициях своего
края
по предложенным
учителем предложениям

Знакомятся с уникальными
этническими особенностями
населения.
Перечисляют
народы, которые проживают
на территории своего края.
Составляют
рассказ
о
культуре,
традициях,
национальной
кухне.
Называют
отрасли
промышленности своего края
и продукцию, которую они
выпускают. Рассказывают об
отраслях сельского хозяйства

Промышленность.
1ч.
Ближайшие
промышленные
предприятия, где могут
работать
выпускники
школы

Обобщение
сведений
обучающихся
о
промышленности своего края
и ее основных отраслях.
Раскрытие
особенностей
взаимодействия человека и

Называют отрасли тяжелой
и легкой промышленности
своего края с опорой на
иллюстративный материал –
схемы, рисунки. Называют,
с
помощью
учителя,

Называют основные отрасли
промышленности своего края
(с
помощью
учителя).
Называют
предприятия
города, в которых могут
работать выпускники
34

природы
Формирование предприятия
города,
в
знаний об экономическом которых могут работать
росте своего края. Помощь в выпускники
выборе
дальнейшей
профессии
Сельское
хозяйство 1ч.
(специализация:
растениеводство,
животноводство,
бахчеводство.)

Обобщение
сведений
обучающихся о сельском
хозяйстве своего края и его
основных отраслях. Помощь в
выборе
дальнейшей
профессии

Называют
отраслевой Называют основные отрасли
состав
растениеводства сельского хозяйства своего
(полеводство, садоводство) края (с помощью учителя)
и
животноводства
(скотоводство,
птицеводство) своего края с
помощью учителя

Транспорт
(наземный, 1ч.
железнодорожный,
авиационный, речной)

Обобщение
сведений По
иллюстрациям Называют,
какие
виды
обучающихся о транспорте, перечисляют
виды транспорта развиты в своем
грузовых и пассажирских транспорта своего края
крае
перевозках.
Содействие
социальной
адаптации
обучающихся к жизни в
своем крае

Архитектурно1ч.
исторические
и
культурные
памятники
нашего края

Формирование осознанного
отношения к памятникам
истории
и
культуры,
окружающей
среде.
Закрепление
знаний
обучающихся
о
достопримечательностях
своего
края.
Знакомство
обучающихся
с
историческими

Составляют
рассказ
о
достопримечательностях
своего края с опорой на
предложения
и
иллюстративный материал,
предложенный учителем

Знакомятся с архитектурноисторическими
и
культурными памятниками,
создающими неповторимый
облик
края,
используя
краеведческие справочники.
Составляют
рассказ
о
достопримечательностях
своего края

35

архитектурными
памятниками и памятниками
культуры,
создающими
неповторимый облик края.
Формирование
умения
пользоваться краеведческими
справочниками
для
самостоятельного получения
необходимой информации
Наш
город
деревня)

(поселок, 1ч.

Обобщение
сведений
об
окружающем
школьников
мире.
Совершенствование
навыков
взаимодействия
обучающихся
с
окружающими
(одноклассниками, родными и
близкими, соседями и т. п.).
Формирование
общечеловеческих ценностей:
любовь к Отечеству, родной
земле, людям, труду

Составляют рассказ о своем
городе, по предложенным
учителем
предложениям.
Записывают предприятия, на
которых могут работать
выпускники
образовательного
учреждения.
Выполняют
контрольное тестирование,
используя помощь учителя

Составляют рассказ о своем
городе.
Перечисляют
предприятия своего города.
Называют
достопримечательности.
Выполняют
контрольное
тестирование по всему курсу
«География»

Обобщающий урок. Моя 1ч.
малая Родина

Обобщение
сведений
о
географическом положении,
истории, климате, природных
условиях,
хозяйстве,
населении
своего
края.
Совершенствование навыков
самостоятельной
работы
обучающихся
в
парах,
группах при выполнении

Составляют рассказ о своем
крае
по
плану,
предложенному учителем с
опорой на предложения и
иллюстративный материал

Составляют рассказ о городе,
в котором проживают, по
плану,
предложенному
учителем

36

различных заданий

37

V.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».