Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Вновь-Юрмытская
средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
________________________
________________________
Руководитель ШМО
И.о. директора
Койнова О.Н.
Протокол №1
от «27» 08 2025 г.
Сосновских В.С.
Приказ № 2808-1
от «28» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Биология»
для 8 класса
Вариант 1
кол-во часов в неделю - 2; кол-во часов в год - 68
СОСТАВИЛ
Койнова Ольга Николаевна
______
2025
1
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с нарушением интеллекта (далее ФАООП УО,
вариант (1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и адресована обучающимся с
нарушением интеллекта с учетом реализации особых образовательных
потребностей.
Учебный предмет «Биология» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Биология» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68
часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Биология».
Цель обучения – знакомство с разнообразием животного мира,
воспитание у обучающихся чувства любви к природе и ответственности за
ее сохранность.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 8 классе
определяет следующие задачи:
‒
формирование элементарных научных представлений о
поведении, образе жизни и особенностях внешнего вида изучаемых
животных;
‒
установление взаимосвязи между средой обитания и внешним
видом животных;
‒
формирование умений называть признаки сходства и различия
между группами животных, узнавать и различать по внешнему виду в
окружающем мире, фотографиях, рисунках;
‒
формирование умений описывать особенности внешнего вида
разных групп животных;
‒
формирование умений применения практических знаний: уход
за животными;
‒
формирование навыков правильного поведения в природе;
‒
использование правил здорового образа жизни, поведения в
природе в окружающей природе;
‒
формирование умений анализировать, сравнивать изучаемые
объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение биологии в 8 классе носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит
использованию биологических знаний в различных ситуациях.
Распределение учебного материала позволяет обеспечить постепенный
переход от теоретического изучения предмета к практико-теоретическому,
2
с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений
формирования жизненных компетенций.
Программа по «Биологии» в 8 классе включает 9 разделов.
Раздел «Ведение» направлен на знакомство с многообразием животного
мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям
жизни.
В разделе «Животные» большое внимание уделяется установлению
причинно-следственных зависимостей между средой обитания и
особенностями жизни животных, демонстрации единства формы и
функции, взаимосвязи между живой и неживой природой, формированию
практических умений (уход за животными, соблюдение санитарногигиенических правил).
При изучении раздела «Черви» обучающиеся знакомятся с внешним
видом дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ
передвижения.
В разделе «Насекомые» обучающиеся знакомятся с внешним строением,
образом жизни, питанием, дыханием способом передвижения,
размножением насекомых.
Раздел «Рыбы» направлен на знакомство с общими признаками рыб,
средой обитания, с представителями речных и морских рыб.
В разделе «Земноводные» обучающиеся знакомятся с общими признаками
земноводных, средой обитания.
Изучая раздел «Пресмыкающиеся», обучающиеся знакомятся с общими
признаками пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше).
Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система,
органы чувств, размножение.
Раздел «Птицы» направлен на знакомство с общей характеристикой птиц:
средой обитания, особенности внешнего и внутреннего строения,
размножение.
В разделе «Млекопитающие» обучающиеся знакомятся с общими
признаками, разнообразием, строением, образом жизни млекопитающих.
Раздел «Сельскохозяйственные млекопитающие» направлен на знакомство
с общими признаками, разнообразием, строение и образом жизни
сельскохозяйственных млекопитающих.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных
и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий – все
это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию
любознательности и повышению интереса к предмету, а также более
эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и
наблюдательность, корригировать мышление и речь.
№ п/п
Название
Количество
раздела, темы
часов
1
2
Введение
2
Беспозвоночные 11
животные
3
3
4
Позвоночные
животные
Обобщение
53
2
Итого
68
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
• воспитание бережного отношения к истории и культуре других
народов, природным и культурным достопримечательностям страны:
‒ способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем; осознание необходимости охраны природы, сохранения многообразия
мира животных;
‒ владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия при выполнении работ по уходу за
животными; использование доступных информационных технологий для
коммуникации;
‒ воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств,
умение видеть красоту, гармонию окружающей природы;
‒ овладение социально- бытовыми навыками, правилами личной и
общественной гигиены, используемыми в повседневной жизни;
• сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение
ухаживать за домашними питомцами;
‒ сформированность готовности к самостоятельной жизни, знание
правил ухода за животными на ферме и дома;
‒ сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях.
Уровни достижения
предметных результатов по учебному предмету «Биология» на конец 8
класса
Предметные результаты
минимальный уровень
• иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой
природы;
• знать особенности внешнего вида изученных животных, узнавание
и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях,
фотографиях, рисунках;
• знать общие признаки изученных групп животных, правила
поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в
объеме программы;
• выполнять совместно с учителем практические работы,
предусмотренные программой;
• применять полученные знания и сформированные умения в
бытовых ситуациях (уход за растениями).
достаточный уровень
4
• иметь представление об объектах неживой и живой природы;
• знать основные взаимосвязи между природными компонентами,
природой и человеком;
• устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним
видом объекта (единство формы и функции);
• знать признаки сходства и различия между группами животных;
• выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
• узнавать изученные природные объекты по внешнему виду
(натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
• знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения,
использовать их для объяснения новых ситуаций;
•
выполнять
практические
работы
самостоятельно
или
предварительной (ориентировочной) помощи учителя
• владеть сформированными знаниями и умениями в учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
Примерные планируемые результаты формирования базовых учебных
действий (БУД):
Личностные учебные действия:
На основе закрепленных умений и навыков социально одобряемого
поведения (во внеучебных ситуациях) при незначительном контроле
проявляет адекватное поведение, что позволяет:
• испытывать чувство гордости за свою страну;
• гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей
• адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.;
• уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
• активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
• бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и стран.
Коммуникативные учебные действия:
В ситуации самостоятельного взаимодействия со сверстниками может:
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач
• использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
В понятной и знакомой ситуации может самостоятельно:
• принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач;
5
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
• адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
При словесном контроле и устной подсказке взрослого в учебной и
внеучебной деятельности может:
• дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию;
• использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
Тема урока
Разнообразие животного
мира.
Кол-во
часов
1
Программное
содержание
Введение – 2 часа
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Формирование Называют по рисункам позвоночных и
Называют
представлений о
беспозвоночных животных, где в
отличительные
разнообразии
природе живут, чем одни животные
признаки разных
животного мира
отличаются от других (размеры,
групп животных
окраска, покровы, способы питания
(позвоночные,
и передвижения, места обитания).
беспозвоночные;
Называют диких и домашних
дикие, домашние).
животных, используя иллюстрации и
Называют места
помощь учителя
обитания животных и
черты приспособлен
ности их к условиям
жизни (форма тела,
покров, способ
передвижения,
дыхание, окраска).
Устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом. На
слайдах, рисунках
показывают
и приводят примеры
животных, которые
отличаются друг от
друга по ряду
7
2
3
Значение животных и их
охрана
Общие признаки
беспозвоночных животных.
Многообразие
беспозвоночных
1
1
Формирование
представлений о
значении
животных и их
охране
признаков
Рассказывают о значении животных в
Приводят примеры
жизни человека и их охране. По
значения животных в
рисункам называют животных,
природе и жизни
занесенных в Красную книгу
человека и их охране.
Узнают на
фотографиях и
называют животных,
занесенных в
Красную книгу;
называют, почему
некоторые животные
стали редкими, что
делают для
увеличения их
численности
Беспозвоночные животные- 11 часов
Формирование
Называют признаки беспозвоночных
Узнают и называют
представлений о
животных; узнают на рисунках и
беспозвоночных
беспозвоночных называют беспозвоночных животных
животных по
животных.
(черви, медузы, раки, пауки,
рисункам,
Знакомство с
насекомые), с опорой на предложения,
сравнивают.
общими
предоставленные учителем
называют общие
признаками
признаки животных.
беспозвоночных
Записывают в тетрадь
общие признаки
беспозвоночных
животных.
Описывают
8
4
Общие признаки червей.
Дождевой червь
Формирование
представлений о
внешнем виде и
образе жизни
дождевого червя
особенности
внешнего вида
животных,
перечисляют
отличительные
признаки; делают
вывод о
многообразии
беспозвоночных
Узнают на рисунках дождевого червя,
Называют общие
описывают его внешний вид, способ
признаки червей,
питания и передвижения.
узнают на рисунках и
Рассматривают рисунок в рабочей
в натуре дождевого
тетради и подписывают названия
червя.
О
частей тела червя.
писывают по плану
Рассказывают о роли дождевых червей
особенности
в почвообразовании, используя
внешнего строения,
помощь учителя
образа жизни,
питания, дыхания.
Ведут наблюдения за
способом
передвижения червя,
результаты
наблюдений
записывают в
тетрадь. В рабочей
тетради подписывают
названия частей тела
и органов дождевого
червя, используя
9
5
6
Общие признаки насекомых.
Многообразие насекомых.
Внешнее строение и образ
жизни насекомых
Бабочки. Отличительные
признаки. Размножение и
развитие
1
Формирование
представлений
об общих
признаках
насекомых, их
отличительных
признаках.
Изучение
внешнего
строения и образ
жизни
насекомых
Рассказывают о строении насекомого
по рисунку, называют части тела.
Узнают на рисунках стрекоз и
тараканов, описывают внешний вид,
отличительные особенности
насекомых.
Раскрашивают части тела насекомых
на рисунках в рабочих тетрадях.
Описывают одного представителя по
опорным предложениям
Формирование
представлений о
бабочках, их
отличительных
признаках,
размножении и
развитии
Узнают на рисунках и в коллекциях
бабочек, описывают внешний вид
бабочки павлиний глаз. По схеме
называют этапы развития бабочки.
Рассказываю о значении бабочек в
природе по плану, предложенному
учителем
слова для справок.
Дополняют текст об
образе жизни этого
животного. Составля
ют рассказ о роли
червей в природе
Узнают и называют
по рисункам
насекомых (стрекозы,
тараканы), называют
их общие признаки,
рассказываю о
многообразии
насекомых (отличие
по внешнему виду,
местам обитания,
питания).
Подписывают в
рабочей тетради на
рисунках названия
частей и органов тела
насекомых
Узнают на рисунках,
в коллекциях и в
натуре бабочек
(павлиний глаз,
траурница, адмирал).
Сравнивают, находят
черты сходства и
отличия, указывают
10
7
Яблонная плодожорка.
Бабочка- капустница
1
черты
принадлежности
насекомых к группе
бабочек. Дают
характеристику
бабочек на примере
бабочки павлиний
глаз.
Подписывают в
рабочей тетради на
рисунке названия
стадий развития
бабочек
Формирование
На рисунках подписывают название
Знают и называют
представления об
частей и органов тела насекомых.
основные черты
особенностях
Сравнивают по плану бабочкустроения насекомого:
внешнего вида
капустницу и яблонную плодожорку.
деление тела на
насекомых, их Называют по рисунку стадии развития
отделы и членики,
значении в
бабочки-капустницы. Рассматривают
наличие крыльев и
природе и жизни
насекомых- вредителей
трех пар
человека
сельскохозяйственных растений в
конечностей.
коллекциях насекомых под
Составляют рассказ о
руководством учителя
внешнем строении
бабочек по плану.
Сравнивают и
различают двух
насекомых, находят
черты сходства и
отличия; узнают
насекомых по
11
8
Тутовый шелкопряд
внешнему виду на
рисунках, в
коллекциях, видео.
Называют
отличительные
признаки, этапы
развития насекомых,
на какой стадии
развития приносят
вред или пользу. В
рабочей тетради
подписывают стадии
развития бабочкикапустницы
Формирование
Узнают тутового шелкопряда на
Узнают и называют
представлений о иллюстрациях и фотографиях, относят тутового шелкопряда
внешнем виде и
его к изученной группе животных,
в коллекции, в
образе жизни
описывают внешний вид и образ
натуральном виде, на
тутового
жизни; рассказываю о пользе тутового рисунках; выделяют
шелкопряда
шелкопряда по иллюстрациям и с
существенные
опорой на предложения
признаки внешнего
строения, сравнивают
с бабочкойкапустницей, находят
черты сходства и
отличия. Имеют
представления о
взаимосвязях между
изученным объектом
и его местом в
12
9
Жуки. Отличительные
признаки
1
Закрепление
представлений о
строении
насекомых, их
размножении и
развитии.
Ознакомление с
отличительными
особенностями
внешнего
строения жуков,
значением для
человека
Узнают жуков на иллюстрациях и
фотографиях (майский жук,
колорадский жук, божья коровка),
описывают внешний вид жуков,
называют отличительные признаки.
Выполняют задания в рабочих
тетрадях (заполняют таблицу,
подписывают на рисунках части тела
жука). Под руководством учителя
выполняют практическую работу:
зарисовку майского жука в тетради
окружающем мире; о
способах питания,
приносимой пользе и
разведении тутового
шелкопряда.
В рабочей тетради
подписывают
названия стадий
развития тутового
шелкопряда
Узнают в природе и
на иллюстрациях
жуков (майский жук,
колорадский жук,
божья коровка), дают
сравнительную
характеристику,
находят черты
сходства и выделяют
существенные
признаки
отличия. Устанавлив
ают взаимосвязь
между средой
обитания и внешним
видом объектов.
Подписывают на
рисунках стадии
развития майского
жука. Составляют
13
10
Комнатная муха
1
Формирование
представления о
комнатной мухе
Узнают на иллюстрациях и
фотографиях комнатную муху
называют отличительные признаки
внешнего вида, характерные
особенности поведения. Рассказываю о
вреде, приносимой комнатной мухой, о
мерах борьбы, правилах здорового
образа жизни
рассказ о значении
жуков в природе и
жизни человека.
Выполняют
практическую
работу: зарисовка
майского жука в
тетради; делают
вывод о
принадлежности
майского жука к
группе насекомых
Узнают на
иллюстрациях и в
натуре комнатную
муху; описывают
характерные
особенности
внешнего вида и
поведения.
Подписывают на
рисунках стадии
развития комнатной
мухи.
Составляют рассказ
о вреде, приносимом
комнатной мухой,
мерах борьбы и
правилах гигиены.
Указывают на
14
11
Медоносная пчела.
1
взаимосвязь
количества мух и
кишечных
заболеваний
Расширение
Узнают и называют на иллюстрациях и Узнают и называют
представлений
фотографиях медоносную пчелу;
на рисунках, в натуре
об особенностях
описывают внешнее строение. В
медоносную пчелу.
внешнего
рабочей тетради подписывают на
Находят на рисунках
строения
рисунки части тела. Рассказывают о
и называют
насекомых, их составе пчелиной семьи, пчеловодстве;
отличительные
развитии,
об использовании продуктов
особенности
значении для
пчеловодства. Под руководством
внешнего строения
человека
учителя выполняют практическую
медоносной пчелы.
работу: зарисовка медоносной пчелы в Составляют рассказ о
тетради
составе пчелиной
семьи, особенностях
строения и поведения
членов семьи, о
разведении пчел
(пчеловодстве),
использовании
человеком продуктов
пчеловодства.
Заполняют схему
«Значение насекомых
в природе».
Рисуют медоносную
пчелу в тетради.
Смотрят видеофильм
о жизни семьи
15
12
Муравьи
1
Закрепление
Узнают и называют на иллюстрациях и
представлений о фотографиях, в коллекциях насекомых
насекомых
муравьев. Описывают внешний вид,
состав семьи, особенности жизни.
Рассказывают о правилах поведения в
лесу, охране муравейников. Смотрят
видеофильм, отвечают на вопросы
медоносной пчелы с
последующим
обсуждением
Узнают и называют
муравьев на
иллюстрациях и
фотографиях, в
коллекциях
насекомых.
Рассказывают об
особенностях
внешнего вида,
составе семьи
насекомых. Рассказы
вают о пользе
муравьев.
Составляют памятку
«Правила поведения
в лесу»,
устанавливают
взаимосвязь между
природой и
человеком.
Составляют рассказ
по плану: почему и
как надо охранять
муравейники.
Смотрят видеофильм
о жизни муравейника
с последующим
16
13
Экскурсия в природу:
наблюдение за насекомыми
1
обсуждением
Закрепление и
Под руководством учителя проводят
Проводят
расширение
наблюдения в природе: рассматривают
наблюдения в
представлений о
внешний вид майского жука и
природе за майскими
внешнем виде и
бабочки- капустницы, ведут
жуками и бабочкойповедении
наблюдения за их поведением в
капустницей. Следят
насекомых
природе. Рассказывают, что узнали о
за полетом майских
насекомых
жуков и бабочеккапустниц;
рассматривают их
внешнее строение,
находят и называют
части тела,
определяют черты
принадлежности к
группе насекомые;
определяют
приспособленность к
полету; наблюдают за
поведением
насекомых;
сравнивают жука и
бабочку, находят
черты сходства и
отличия. Выполняют
зарисовки,
записывают
результаты своих
наблюдений в
тетрадь, делают
17
Позвоночные животные – 53 часа
Рыбы – 8 часов
14
Общие признаки
позвоночных животных.
Классификация животных
1
Формирование
представлений
об общих
признаках
позвоночных
животных, их
классификации
На рисунках и фотографиях узнают и
называют позвоночных животных;
перечисляют их общие признаки по
заранее выделенным опорным словам;
называют группы позвоночных
животных (рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие)
15
Рыбы. Общие признаки рыб.
Среда обитания.
1
Формирование
представлений о
рыбах, их
строении, образе
Называют общие признаки рыб.
Узнают рыб на рисунках, называют
среду их обитания; описывают по
плану и опорным предложениям
выводы о поведении
насекомых в природе
Используя текст
учебника,
выписывают в
тетрадь общие
признаки
позвоночных
животных. По
рисункам, слайдам,
фотографиям узнают
и называют
позвоночных
животных, выделяют
их существенные
признаки,
подписывают на
рисунках в тетради.
С учетом оснований
для классификации
называют группы
позвоночных
животных
Узнают и называют
рыб на рисунках и
фотографиях,
слайдах; сравнивают,
18
жизни;
16
Речные рыбы
1
особенности внешнего строения в
связи со средой обитания
выделяют общие и
отличительные
признаки. На
основании сравнения
называют общие
признаки рыб.
Устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом.
Дополняют текст в
рабочей тетради об
общих признаках рыб
Знакомство с
Называют по рисункам, слайдам
Называют речных
речными
речных рыб: окунь, щука, карп.
рыб (окунь, щука,
(пресноводными)
Отмечают, по каким признакам их
карп) по рисункам,
рыбами.
относят к рыбам. Описывают
слайдам,
Формирование особенности внешнего вида, отмечают фотографиям. Сравн
представлений о внешние черты отличия; объясняют,
ивают их между
поведении и
каких рыб называют речными,
собой, называют
образе жизни
используя помощь учителя
среду обитания.
речных рыб
Дают определение,
каких рыб называют
речными.
Отмечают
отличительные
особенности
внешнего вида,
окраски, поведения в
связи со средой
19
17
Морские рыбы
1
Знакомство с
морскими
рыбами.
Формирование
представлений о
поведении и
образе жизни
морских рыб
обитания и
способом питания.
Устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом.
Выполняют задание в
рабочей тетради.
Сравнивают речного
окуня и щуку; данные
заносят в таблицу
Называют по рисункам, фотографиям Называют морских
виды морских рыб (треска, сельдь и рыб (треска, сельдь и
другие). Рассказывают о среде и месте
другие), их среду
их обитания, какой образ жизни ведут
обитания, образ
и чем питаются, где размножаются,
жизни; признаки
используя помощь учителя
внешнего строения.
На основании
сравнения отмечают,
чем сходны между
собой и чем
отличаются.
Устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом.
Дают определение,
каких рыб называют
морскими.
Выполняют задания в
20
18
Внешнее и внутреннее
строение, образ жизни рыб
1
рабочей тетради.
Сравнивают треску и
сельдь, данные
записывают в
таблицу. Заполняют
схему: вписывают
названия речных и
морских рыб
Закрепление
Описывают особенности внешнего
Называют и
представлений о строения рыб. Подписывают в рабочих показывают части
внешнем
тетрадях стадии развития рыб,
тела рыбы, чем
строении и
используя слова для справок.
покрыто снаружи, как
образе жизни
Рассказывают, как дышат и питаются
и с помощью чего
рыб;
рыбы.
передвигаются рыбы.
формирование
Наблюдают за движением рыб в
Рассказывают, как и
представлений о аквариуме, за работой плавников при чем питаются рыбы,
питании,
различных направлениях движения
отмечают
дыхании,
особенности питания
способе
хищных рыб.
передвижения и
Наблюдают за
размножении
движением рыб в
рыб
аквариуме,
объясняют, чем
дышат рыбы.
Составляют схему
развития рыб из
икринок. Узнают рыб
на разных стадиях
развития по
внешнему виду.
21
19
Рыбоводство. Рыболовство.
Рациональное использование
1
Расширение
представлений о
значении рыб в
жизни человека,
способах ее
разведения,
охраны и
рационального
использования
Выполняют задания в
рабочей тетради.
Подписывают
название внутренних
органов, отделов
нервной системы,
стадии развития рыб
на рисунках,
используя слова для
справок
Работают под руководством учителя с
Дают определение
текстом учебника: знакомятся с
понятиям и
разведением рыб человеком в прудах и объясняют значение
естественных условиях. Рассказывают слов: рыбоводство и
о правилах поведения в природе,
рыболовство.
охране и рациональном использовании
Рассказывают с
рыбы.
опорой на текст
Составляют рассказ по плану о
учебника, каким
значении рыбы в жизни человека.
способом ведется
Выполняют задание в рабочей тетради:
промысел и
в текст «Рыбоводство» вставляют
разведение рыбы; как
недостающие слова, используя слова
ее охраняют и
для справок
рационально
используют. Осозна
ют основные
взаимосвязи между
природой и
человеком (значение
рыбного промысла в
жизни человека;
22
20
Домашний аквариум. Виды
аквариумных рыб
1
Ознакомление с
правилами
содержания и
ухода рыб в
домашнем
аквариуме.
Узнают аквариумных рыбок на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
знакомятся с правилами выполнения
несложных действий по уходу за
аквариумными рыбками под
руководством учителя. Рассказывают
об особенностях размножения,
питания, видах корма. Ведут
наблюдения за аквариумными рыбами
под руководством учителя
использование рыбы
человеком).
Вставляют в текст
рабочей тетради
недостающие слова о
разведении карпов,
используя слова для
справок
Узнают и называют
аквариумных рыбок
(гуппи, золотые
рыбки) в
натуральном виде в
естественных
условиях и на
картинах, выделяют
существенные
признаки
аквариумных рыбок.
Рассказываю об
особенностях
размножения разных
видов аквариумных
рыбок, называют
виды живородящих
рыб.
Совместно с
учителем составляют
памятку по уходу за
аквариумными
23
21
Экскурсия к водоему
1
Знакомство
обучающихся с
правилами
рыбной ловли.
Наблюдение за
рыбной ловлей
рыбками; дают
характеристику
среды обитания:
освещение,
температура воды.
Называют, какие
виды корма можно
использовать при
кормлении
аквариумных рыбок.
Записывают
результаты
наблюдений за
аквариумными
рыбами в тетрадь
В ходе просмотра видеофильма
Называют виды рыб,
знакомятся с правилами рыбной ловли. которые обитают в
Описывают среду обитания рыб.
водоеме, особенности
Называют виды речных рыб.
их поведения,
Рассказывают о правилах поведения в
питания.
природе.
Рассказывают о
Ведут наблюдения за рыбной ловлей правилах поведения в
под руководством учителя
природе, о
взаимосвязи между
природными
компонентами,
природой и
человеком. Под
руководством
учителя
24
22
Общие признаки
земноводных.
Среда обитания и внешнее
строение лягушки
1
Земноводные - 3 часа
Формирование
Называют по рисункам виды
представлений о земноводных, объясняют, где живут,
земноводных как
как передвигаются, какое значение
группе
имеют в природе. В рабочей тетради
животных прож подписывают рисунки изображенных
ивающих на
на них земноводных, используя
суше и в воде,
помощь учителя
взаимосвязи
среды обитания и
внешнего вида
земноводных
формулируют
правила ловли рыбы.
В ходе просмотра
видеофильма ведут
наблюдения за
рыбной ловлей.
Оформляют
результаты
наблюдений в
тетради
Называют
представителей
разных видов
земноводных,
отличительные
признаки лягушки и
жабы, черты
приспособления к
среде обитания
(части тела, окраска,
покровы,
передвижение).
Составляют рассказ
по плану: питание,
дыхание,
размножение (цикл
развития);
устанавливают
взаимосвязь между
25
23
Многообразие земноводных
1
Знакомство с
многообразием
земноводных,
особенностями
внешнего вида и
образа жизни
Узнают и различают земноводных в
окружающем мире, по рисункам и
фотографиям (жаба, тритон,
саламандра); подписывают названия
земноводных на рисунках в рабочей
тетради.
Рассказывают об особенностях
строения и отличительных признаках
разных представителей земноводных
по плану, предложенному учителем.
строение органов и
их функциями.
Выполняют задания в
рабочей тетради:
дополняют
недостающими
словами общие
признаки
земноводных,
используя слова для
справок;
подписывают на
рисунках названия
частей тела и органов
лягушки; стадии
развития лягушки;
дополняют с
помощью учебника
текст о размножении
и развитии лягушки
Имеют
представление о
жабе, тритоне,
саламандре как
представителях
земноводных. По
рисункам,
фотографиям
описывают
особенности их
26
24
Черты сходства и различия
земноводных и рыб. Польза
земноводных и их охрана
1
внешнего строение,
называют общие и
отличительные черты
внешнего вида,
делают вывод о
многообразии
земноводных.
Подписывают в
рабочей тетради
рисунки
изображенных на нем
земноводных
Формирование
В рабочей тетради подписывают
Сравнивают внешнее
представлений о
рисунки стадий развития лягушки,
строение, места
сходстве и
используя слова для справок.
обитания и этапы
различии
Сравнивают по рисункам внешнее
развития
земноводных и строение головастика и малька рыбы, земноводных и рыб.
рыб, пользе
называют черты сходства. Совместно с В рабочей тетради
земноводных и
учителем делают вывод о сходстве и
находят и
их охране
различии земноводных и рыб.
подписывают
Рассказывают о пользе земноводных и
рисунки черт
их охране
сходства головастика
и малька рыбы
(вытянутая форма
тела, хвост, жабры),
необходимость воды
для размножения.
Отмечают
отличительные
признаки
27
25
Общие признаки
пресмыкающихся.
1
Пресмыкающиеся – 5 часов
Формирование
представлений
об общих
признаках
пресмыкающихс
я, внешнем
строении,
питании,
дыхании,
размножении
Узнают и называют по рисункам
группы пресмыкающихся, описывают
их внешнее строение; рассказывают,
где живут животные, чем покрыто их
тело, какие органы находятся на
голове, как передвигаются,
размножаются.
Смотрят видеофильм о разнообразии
пресмыкающихся, отвечают на
вопросы
земноводных.
Выполняют
практическую
работу: заполняют
таблицу, сравнивают
головастика лягушки
и рыбу; данные
записывают в
таблицу рабочей
тетради.
На основании
сравнения
записывают в тетрадь
вывод о сходстве и
различии
земноводных и рыб.
Составляют рассказ о
пользе земноводных
и их охране
По рисункам и
фотографиям
называют группы
пресмыкающихся,
признаки сходства и
отличия разных
групп, особенности
внешнего строения.
Описывают внешнее
строение прыткой
28
ящерицы, гадюки,
ужа, черепахи,
крокодила по плану,
называют признаки
сходства и различия
разных групп
пресмыкающихся.
Подписывают в
рабочей тетради
названия
пресмыкающихся,
изображенных на
рисунке.
Выполняют
классификацию на
основе выделения
общих признаков
пресмыкающихся.
Делают вывод о
взаимосвязи
внешнего строения и
среды обитания.
Называют
особенности
размножения
пресмыкающихся. У
станавливают
взаимосвязь между
природными
условиями (наличие
тепла) и развитием
29
26
Ящерица прыткая
1
зародышей
пресмыкающихся.
Выполняют
практическую
работу: зарисовка в
тетради цикла
развития
пресмыкающихся.
Выполняют задания в
рабочей тетради:
дополняют текст об
общих признаках
пресмыкающихся
Расширение
Узнают на рисунках, фотографиях,
Узнают и называют
представления о
слайдах прыткую ящерицу.
на рисунках, слайдах
местах обитания,
Описывают особенности внешнего
прыткую ящерицу.
образе жизни,
вида, где живет, ее образ жизни,
Описывают внешний
особенностях особенности питания. Рассказывают об
вид, находят и
питания прыткой
особенностях размножения, где
называют черты
ящерицы
откладывает яйца, какие условия
принадлежности к
необходимы для развития зародыша.
группе
Смотрят видеофильм о местах
пресмыкающихся,
обитания и образе жизни прыткой
устанавливают
ящерицы, отвечают на вопросы,
взаимосвязь между
выполняют задания учителя
средой обитания и
внешним видом.
Составляют рассказ
по плану: где живет,
образ жизни и
особенности питания.
30
27
Змеи. Отличительные
особенности животных
1
Смотрят видеофильм
о местах обитания и
образе жизни
прыткой ящерицы
Формирование Узнают и называют на рисунках змей, Узнают и называют
представления об называют отличительные особенности на рисунках, слайдах
отличительных о
животных; чем по внешнему виду
змей: гадюку, ужа.
собенностях
отличается гадюка и уж. Сравнивают
Сравнивают их
змей
и называют места обитания, способ
внешний вид, места
питания, размножения и развития
обитания, питание,
гадюки и ужа. Рассказывают об
размножение и
использовании змеиного яда в
развитие. Называют
медицине, об оказании первой
отличительные
медицинской помощи при укусах змей. признаки змей, чем
Смотрят видеофильм о разнообразии
отличается уж и
змей, выполняют задания учителя,
гадюка. Составляют
отвечают на вопросы
рассказ об
использовании
змеиного яда в
медицине, оказании
первой медицинской
помощи при укусе
змей.
Выполняют
практическую
работу: «Сравнение
ужа и гадюки»,
данные
записывают в
таблицу тетради.
31
28
Черепахи, крокодилы.
Отличительные особенности
животных
1
Формирование
представления об
отличительных
особенностях
черепах и
крокодилов
29
Сравнительная
характеристика
пресмыкающихся и
земноводных. Практическая
работа
1
Закрепление
представлений о
пресмыкающихс
я и земноводных
Узнают и подписывают на рисунках
Узнают и называют
черепаху и крокодила. Называют
черепах и крокодилов
особенности внешнего вида,
на рисунках, слайдах.
отличительные признаки, среду
Описывают их
обитания, питание, размножение и
внешний вид,
развитие.
отмечают
Смотрят видеофильм: среда обитания
отличительные
и образ жизни черепах и крокодилов с
особенности
последующим обсуждением
животных; называют
черты
принадлежности
животных к группе
пресмыкающихся.
Устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом
животных
Сравнивают внешний вид и образ
жизни пресмыкающихся и
земноводных, называют
отличительные особенности
животных. В рабочей тетради
подписывают рисунки с изображением
частей тела животного. Заполняют
таблицу сравнения лягушки и
ящерицы, отвечают на вопросы
таблицы
Составляют
сравнительную
характеристику
пресмыкающихся и
земноводных.
Выполняют
практическую
работу: сравнивают
места обитания,
внешний вид (части
тела, покровы),
органы
32
30
Дикие птицы. Общая
характеристика птиц.
1
Птицы – 10 часов
Формирование
представлений об
особенностях строения и
образе жизни птиц, как
позвоночных животных.
Сравнение и распознавание
птиц на рисунках и в
природе
передвижения,
способ дыхания,
питания,
размножения и
развития
пресмыкающихся и
земноводных. Делают
вывод об общих и
отличительных
признаках строения и
образа жизни
пресмыкающихся.
Данные заносят в
таблицу рабочей
тетради.
Называют отличительные
особенности птиц (наличие
крыльев, пуха и перьев на
теле). Рассказывают об
особенностях размножения:
кладка яиц и выведение
птенцов.
Рассматривают скелет и
чучело птицы, под
руководством учителя,
показывают части тела птицы
Составляют по плану
общую
характеристику птиц:
наличие крыльев,
пуха и перьев на теле.
Отмечают
отличительные
особенности
размножения птиц:
кладка яиц и
выведение птенцов. В
рабочей тетраде
подписывают
названия к рисункам
33
с изображением
оболочек и
содержимого яйца
птицы, используя
слова для справок.
Рассказывают о
строении перьев
птиц, описывают
внешний вид по
плану какой-либо
птицы. Подписывают
названия частей тела
птицы на рисунке.
Заполняют пропуски
в тексте, дополняют
общую
характеристику птиц.
Подписывают на
рисунке названия
основных частей
контурного пера
птицы, используя
слова для справок.
Записывают вывод,
чем пух и пуховое
перо отличаются от
контурного пера;
дополняют
преложния
текста
34
31
Многообразие птиц.
1
Ознакомление с
многообразием птиц,
средой их обитания,
образом жизни
Узнают и называют птиц по
рисункам, фотографиям;
рассказывают о среде
обитания, образе жизни,
особенностях питания разных
групп птиц по опорным
предложениям. Узнают на
рисунках и называют
перелетных и зимующих
птиц
32
Птицы леса
1
Формирование
представлений о птицах
леса, особенностях образа
жизни и внешнего
Называют по рисункам птиц
леса (большой пестрый дятел,
синица,) описывают внешний
вид (по каким внешним
Описывают по плану
внешний вид разных
птиц, устанавливают
взаимосвязи между
средой обитания и
внешним видом
разных видов птиц.
Составляют рассказ о
среде обитания
разных видов птиц,
образе жизни,
питании; называют
черты
приспособленности к
среде обитания.
Называют
перелетных и
зимующих птиц.
Работают в группах,
составляют таблицу,
схемы, анализируют
и сравнивают
различные группы
птиц и делают
выводы, записывают
в тетрадь
Называют
и показывают на
рисунках, таблицах
птиц леса.
35
33
Хищные птицы
1
строения
признакам можно узнать в
природе: строение крыльев,
хвоста, ног, клюва).
Рассказывают об образе
жизни, гнездовании и заботе
о потомстве по плану и
опорным предложениям
Формирование
Называют по рисункам
Рассказывают об
особенностях
строения и образе
жизни в зависимости
от среды обитания,
отмечают черты
сходства и отличия,
по каким внешним
признакам можно
узнать в природе.
В рабочей тетради
подписывают
названия птиц под их
изображениями.
дополняют текст об
особенностях
строения и образе
жизни изображенных
на рисунке птиц леса,
используя слова для
справок.
Прослушивают
голоса птиц. Смотрят
видеофильм
«Гнездование и
забота о потомстве.
Охрана птиц» с
последующим
обсуждением.
Называют
36
представлений о хищных
хищных птиц (сова, орел),
птицах, особенностях
описывают внешний вид (по
внешнего строения и образа каким внешним признакам
жизни
можно узнать в природе
птицу-хищника: строение
крыльев, хвоста, ног, клюва).
Рассказывают об образе
жизни, гнездовании и заботе
о потомстве по плану и
опорным предложениям
и показывают на
рисунках, таблицах
хищных птиц (сова,
орел). Выполняют
задание в рабочей
тетради: определяют
по рисунку какие
признаки хищника
заметны на внешнем
строении совы и
орла. Обводят в
кружок номера
предложений, в
которых дана
характеристика
хищной птицы.
Дополняют текст о
сове, используя слова
для справок.
Рассказывают об
особенностях
строения и образе
жизни в зависимости
от среды обитания,
отмечают черты
сходства и отличия,
по каким внешним
признакам можно
узнать в природе.
Устанавливают
взаимосвязь между
37
34
Птицы, кормящиеся в
воздухе
1
Формирование
представлений о птицах,
кормящихся в воздухе,
особенностях внешнего
строения и образа жизни
природными
условиями, образом
жизни и внешним
видом птиц.
Прослушивают
голоса птиц. Смотрят
видеофильм
«Гнездование и
забота о потомстве.
Охрана птиц» с
последующим
обсуждением
Называют по рисункам птиц,
Называют
кормящихся в воздухе
и показывают на
(ласточки, стрижи),
рисунках, таблицах
описывают внешний вид (по птиц, кормящихся в
каким внешним признакам
воздухе (ласточки,
можно узнать в природе:
стрижи).
строение крыльев, хвоста,
Подписывают
ног, клюва). Рассказывают об изображения птиц в
образе жизни, гнездовании и
рабочей тетради.
заботе о потомстве по плану Сравнивают ласточек
и опорным предложениям
и стрижа, вносят
данные о них в
таблицу.
Рассказывают об
особенностях
строения и образе
жизни в зависимости
от среды обитания,
38
35
Водоплавающие птицы
1
Формирование
представлений о
водоплавающих птицах,
особенностях внешнего
строения и образа жизни
отмечают черты
сходства и отличия,
по каким внешним
признакам можно
узнать в природе.
Прослушивают
голоса птиц. Смотрят
видеофильм
«Гнездование и
забота о потомстве.
Охрана птиц» с
последующим
обсуждением
Называют по рисункам
Называют
водоплавающих птиц (уткаи показывают на
кряква, лебедь, пеликан),
рисунках, таблицах
описывают внешний вид (по водоплавающих птиц.
каким внешним признакам
Рассказывают об
можно узнать в природе:
особенностях
строение крыльев, хвоста,
строения и образе
ног, клюва). Рассказывают об жизни в зависимости
образе жизни, гнездовании и от среды обитания,
заботе о потомстве по плану
отмечают черты
и опорным предложениям.
сходства и отличия,
Прослушивают голоса птиц
по каким внешним
признакам можно
узнать в природе.
Сравнивают гоголя и
крякву на рисунках,
дополняют текст об
39
36
Птицы, обитающие близ
жилища человека
1
Расширение знаний о
птицах, обитающих близ
жилища человека
Называют птиц, обитающих
близ жилища человека
(голубь, ворона, воробей,
трясогузка).
Рассказывают об образе
жизни данной группы птиц,
гнездовании и заботе о
потомстве, необходимости
охране птиц по плану и
опорным предложениям
образе жизни на
водоемах.
Сравнивают утку и
серую цаплю,
дополняют текст об
особенностях
строения ее тела и
образа жизни.
Выполняют задание
на карточке:
определяют, кто
лишний в каждом
ряду птиц и почему.
Дополняют текст.
Прослушивают
голоса птиц
Называют птиц,
обитающих, близ
жилища человека
(голубь, ворона,
воробей, трясогузка).
В рабочей тетради
рассматривают
рисунки,
подписывают
названия птиц,
дополняют в тексте
общую
характеристику птиц,
используя опорные
40
37
Птицы в живом уголке
1
слова.
Сравнивают и
различают по
строению и образу
жизни,
устанавливают
взаимосвязь между
природными
условиями, образом
жизни и внешним
видом птиц.
Заполняют таблицу с
помощью текста
учебника
(сравнивают голубя и
воробья).
Смотрят видеофильм
«Гнездование и
забота о потомстве.
Охрана птиц» с
последующим
обсуждением
Расширение представлений
Узнают певчих и
Узнают и называют
о птицах живого уголка на
декоративных птиц на
певчих и
основе имеющихся знаний: иллюстрациях и фотографиях декоративных птиц
внешний вид, правила
(попугаи, канарейки, щеглы), (канарейки, попугаи,
содержания птиц в «живом
называют изученные
щеглы) в
уголке»
объекты, знакомятся с
натуральном виде в
правилами выполнения
естественных
несложных действий по
условиях и на
41
уходу за певчими и
декоративными птицами под
руководством учителя.
Под руководством учителя
выполняют практическую
работу:
наблюдение и уход за
птицами в «живом уголке»
38
Домашние птицы.
Птицеводство
1
рисунках, выделяют
существенные
признаки певчих и
декоративных птиц.
Называют правила
ухода и содержания
певчих и
декоративных птиц.
Выполняют
практическую
работу: «Наблюдение
и уход за птицами в
«живом уголке»,
делают вывод об
особенностях ухода
за домашними
птицами
Формирование
Называют по рисункам
Узнают по рисункам
представлений о домашних домашних птиц, описывают
и называют
птицах, их особенностях
их строение, образ жизни.
домашних птиц
строения, образе жизни,
В рабочей тетради, используя (курей, гусей, уток и
разведении и выращивании
слова для справок,
индюшек).
подписывают названия
Сравнивают на
оболочек и содержимого яйца рисунке домашних
птицы.
кур с их дикими
Сравнивают домашних и
предками. Результаты
диких курей, гусей и уток,
сравнения заносят в
рассказывают, с какой целью
таблицу.
человек их разводит.
Называют
Рассказывают, как разводят
особенности их
42
птиц на птицеводческих
хозяйствах
внешнего строения,
сравнивают виды
птиц (домашних
гусей и домашних
уток), дополняют
текст в рабочей
тетради. Выделяют
отличительные
признаки,
рассказывают об
образе жизни
(питание,
размножение,
развитие).
Зарисовывают
куриное яйцо в
тетрадь,
подписывают
названия оболочек и
содержимого яйца
птицы.
Называют правила
выращивания и ухода
за домашними
птицами.
Дополняют текст в
рабочей тетради о
содержании,
кормлении и
разведении птиц в
птицеводческих
43
39
40
Экскурсия
Общие признаки
млекопитающих.
Разнообразие
млекопитающих животных.
Классификация
1
1
Расширение представлений
об особенностях строения и
поведения птиц
хозяйствах.
Рассказывают о
значении
птицеводства по
плану
Под руководством учителя
Проводят
проводят наблюдения за
наблюдение за
поведением птиц в природе:
поведением птиц в
кормлением, передвижением, природе, отмечают
заботой о потомстве
особенности
Под руководством учителя
поведения разных
выполняют практическую
видов птиц,
работу: подкормка зимующих описывают внешнее
птиц
строение,
устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания,
внешним видом,
особенностями
питания. Результаты
наблюдений
записывают в тетрадь
Млекопитающие – 15 часов
Формирование
Называют общие признаки
представлений об общих
млекопитающих, описывают
признаках млекопитающих.
внешнее строение
Формирование
изображенного на рисунке
представлений
животного, особенности
обучающихся о
внешнего вида; по рисункам
Называют общие
признаки
млекопитающих
(рождение живых
детенышей,
вскармливание их
44
разнообразии
млекопитающих животных.
41
Дикие млекопитающие
животные. Грызуны. Общие
признаки грызунов
1
Формирование
представлений об общих
признаках грызунов
называют разных
молоком). Называют
представителей
признаки сходства и
млекопитающих, определяют
различия между
их сходство и отличие.
группами животных
Составляют рассказ об одном
делают вывод о
из животных, по опорным
разнообразии
словам, и словосочетаниям,
млекопитающих
принимая помощь учителя животных. На основе
выделенных общих
признаков
выполняют
классификацию.
В рабочей тетради
подписывают на
рисунке названия
частей тела
млекопитающего.
Дополняют текст об
особенностях
внешнего строения
млекопитающих,
используя слова для
справок
Узнают и называют по
Узнают и называют
рисункам грызунов,
на рисунках, слайдах,
описывают внешний вид,
фотографиях
среду обитания, образ жизни,
грызунов.
питание и размножение
Сравнивают
грызунов. Перечисляют
животных,
общие признаки грызунов.
описывают
45
42
Мышь, белка, суслик, бобр.
Отличительные особенности
каждого животного
1
Формирование
представлений об общих
признаках отдельных групп
животных. Ознакомление с
особенностями внешнего
строения, образа жизни,
значением в природе и
жизни человека
Называют характерные
особенности их
особенности грызунов, с
внешнего вида, среды
опорой на предложения и
обитания, образа
иллюстративный материал,
жизни, питания,
предложенный учителем.
размножения. На
В рабочей тетради
основе сравнения
подписывают рисунки
выделяют и
грызунов, используя помощь записывают в тетради
учителя
общие признаки
грызунов.
Подписывают на
рисунке название
зубов грызунов;
дополняют текст об
особенностях зубов
грызунов, используя
слова для справок
Узнают и называют
животных, относящихся к
группе грызунов (мышь,
белка, суслик, бобр).
Описывают особенности
внешнего вида каждого
животного.
Рассказывают о значении
грызунов в природе и
хозяйственной деятельности
человека, пользе и вреде,
приносимом грызунами.
Дополняют текст в рабочей
По рисункам,
слайдам называют
представителей
грызунов (мышь,
белка, суслик, бобр),
подписывают
представителей на
рисунках в тетради.
Называют
отличительные
особенности каждого
животного,
описывают внешний
46
43
Зайцеобразные
1
Формирование
представлений об общих
признаках зайцеобразных
тетради о значении грызунов
вид и строение в
в природе и хозяйственной зависимости от среды
деятельности человека,
обитания.
используя слова для справок
Дополняют текст в
и помощь учителя
рабочей тетради о
значении грызунов в
природе и
хозяйственной
деятельности
человека. Называют
пользу и вред,
приносимый
грызунами.
Составляют рассказ
по плану «Охрана
белок и бобров»
Называют зайцеобразных по Называют животных,
рисункам, описывают
которые относятся к
внешний вид, среду
зайцеобразным, их
обитания, образ жизни,
общие признаки:
питание, значение в природе. внешний вид, среда
Называют общие признаки
обитания, образ
изученных животных.
жизни, питание,
Подписывают названия
значение в природе
зайцеобразных животных,
(заяц-русак, заяциспользуя помощь учителя
беляк).
Сравнивают
животных, называют
черты сходства и
отличия,
47
44
Хищные звери. Общие
признаки хищных зверей
1
устанавливают
взаимосвязь
внешнего строения со
средой обитания.
Подписывают в
рабочих тетрадях
названия
зайцеобразных,
изображенных на
рисунке; дополняют
текст об
особенностях
внешнего строения,
используя слова для
справок
Продолжение
Узнают и называют по
Узнают и называют
формирования
рисункам хищных зверей.
на рисунках хищных
представлений о диких
Называю общие их признаки, зверей, подписывают
млекопитающих животных.
описывают внешний вид,
их название в
Формирование понятия
отличительные особенности.
рабочих тетрадях.
хищные звери
Отмечают особенности
Описывают
некоторых из них.
особенности
Рассказывают об образе
внешнего вида,
жизни, добыче пищи,
называют
называют черты сходства и
отличительные
различия.
особенности.
Подписывают на рисунке
Называют
названия зубов хищного
особенности
зверя, используя помощь
некоторых из них
учителя
(образ жизни, добыча
48
45
Хищные звери. Псовые
1
Продолжение
формирования
представлений о хищных
животных. Знакомство с
псовыми (собачьи): волк,
лисица
пищи, черты сходства
и различия).
На основе сравнения
формулируют и
записывают в тетрадь
общие признаки
хищных зверей.
Подписывают на
рисунке названия
зубов хищного зверя
Узнают и различают на
Называют и
фотографиях и рисунках
показывают на
волка и лисицу; описывают
рисунках, слайдах
особенности внешнего вида
псовых: волка,
изученных животных;
лисицу; сравнивают,
сравнивают, называют общие
называют
признаки изученных
особенности
животных
внешнего строения,
отмечают сходство и
отличие;
устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом
животных.
Составляют
сравнительную
характеристику
«Места обитания и
образ жизни псовых»
49
46
Хищные звери. Медвежьи
1
Продолжение
формирования
представлений о хищных
животных. Знакомство с
медвежьими: медведи
(бурый, белый)
47
Хищные звери.
Кошачьи
1
Продолжение
формирования
представлений о хищных
животных. Знакомство с
кошачьими: снежный барс,
рысь, лев, тигр
Узнают и различают на
Называют и
фотографиях и рисунках
показывают на
медведей (бурого, белого);
рисунках, слайдах
описывают особенности
медведей (бурого,
внешнего вида изученных
белого); называют
животных; сравнивают,
особенности
называют общие признаки
внешнего строения,
изученных животных (места образа жизни, добычи
обитания, образ жизни)
пищи; устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом
животных.
Составляют
сравнительную
характеристику мест
обитания и образа
жизни медвежьих
Узнают и различают на
Называют и
фотографиях и рисунках
показывают на
снежного барса, рысь, льва,
рисунках слайдах
тигра; описывают
кошачьих: снежного
особенности внешнего вида
барса, рысь, льва,
изученных животных;
тигра; называют
сравнивают, называют общие
особенности
признаки изученных
внешнего строения,
животных (места обитания, образа жизни, добычи
образ жизни).
пищи; устанавливают
Дорисовывают части
взаимосвязь между
тела хищных зверей по
средой обитания и
50
предложенным учителем
трафаретам
48
Пушные звери: соболь,
куница, норка, песец
1
Продолжение
формирования знаний о
хищных зверях.
Ознакомление с пушными
зверями: соболь, куница,
норка, песец
Называют диких пушных
зверей (соболь, куницу,
норку, песца) по таблицам,
рисункам, слайдам.
Подписывают названия
изображения пушных зверей
в рабочей тетради.
Описывают внешний вид
пушных зверей, называют
общие признаки животных.
Рассказывают, где
встречаются в природе, чем
питаются, какие звери имеют
особо ценный мех; как
содержат норок.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради об образе жизни
пушных зверей, используя
помощь учителя
внешним видом
животных.
Составляют
сравнительную
характеристику
хищных зверей, на
основании сравнения
заполняют таблицу с
помощью учебника в
рабочей тетради
Узнают по внешнему
виду на рисунках,
слайдах диких
пушных зверей
(соболя, куницу,
норку, песца).
Описывают внешний
вид, образ жизни,
поведение в природе.
Сравнивают
животных, называют
признаки сходства и
различия, заполняют
таблицу с помощью
учебника.
Составляют рассказ
по плану о
разведении пушных
зверей на
зверофермах
51
49
Копытные (парнокопытные,
непарнокопытные)
1
Формирование
представлений об
особенностях внешнего
строения и образа жизни
парнокопытных и
непарнокопытных
Узнают и различают на
Узнают на рисунках,
фотографиях и рисунках
слайдах и называют
копытных животных (кабан,
копытных диких
лось). Описывают
животных (кабан,
особенности внешнего вида, лось). Сравнивают на
образ жизни, питание, места
рисунке лося и
обитания.
кабана, называют
Называют общие признаки
черты сходства
изученных групп животных.
животных.
Рассказывают о правилах
Устанавливают
поведения в природе, охране взаимосвязь между
животных.
средой обитания и
Используя помощь учителя,
внешним видом.
зарисовывают в тетрадь
На основании
копыта парнокопытных и
сравнения называют
непарнокопытных
признаки сходства и
различия между
группами животных
(парнокопытных и
непарнокопытных).
Рассказывают об
образе жизни,
питании, местах
обитания,
необходимости
охраны животных.
Выполняют задание в
рабочей тетради:
используя слова для
справок, дополняют
предложения о
52
50
Морские животные.
Ластоногие: тюлень, морж
1
Формирование
представлений о морских
млекопитающих,
особенностях их строения в
связи с водным образом
жизни
копытных животных
Узнают на рисунках
Называют морских
животных млекопитающих,
животных, которые
обитающих в морях и
относятся к группе
океанах (тюлень, морж),
ластоногих (тюлень,
называют общие признаки
морж).
животных, особенности
В рабочей тетради
внешнего вида, среды
подписывают
обитания, питания,
названия
размножения и развития; что
изображения
им помогает жить в воде.
животных и их общее
Рассказывают, чем
название; дополняют
отличаются животные, их
предложения о
распространение и значение сходстве животных
между собой.
Описывают их
внешний вид, места
обитания, питание.
Называют
отличительные
особенности: способ
передвижения, образ
жизни в связи с
обитанием в воде;
особенности
вскармливания
детенышей, как
представителей
млекопитающих.
Устанавливают
53
51
Китообразные: кит, дельфин
1
Формирование
представлений об
особенностях внешнего
вида и образе жизни
китообразных
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом
животных; называют
черты
приспособленности к
водной среде
обитания; называют
признаки сходства и
различия.
Рассказывают о
распространении и
значении морских
животных
Узнают на рисунках
Называют морских
китообразных (кит, дельфин), животных, которые
называют общие признаки
относятся к группе
животных, особенности
китообразные (кит,
внешнего вида, места
дельфин).
обитания, питания.
Описывают их
Рассказывают о способе
внешний вид, места
передвижения в воде,
обитания, питание.
особенностях вскармливания
Называют
детенышей.
отличительные
Дополняют текст об
особенности: способ
особенностях строения
передвижения,
китообразных, используя
особенности водного
слова для справок в рабочей
образа жизни;
тетради и помощь учителя.
вскармливания
Рассказывают о значении
детенышей, как
54
китообразных по плану и
опорным предложениям
52
Охрана морских
млекопитающих
1
Формирование
представлений об охране
морских млекопитающих
Узнают и различают на
рисунках охраняемых
морских животных (нерпа,
пятнистый тюлень).
Описывают особенности их
внешнего вида, места
обитания.
Рассказывают о значении
животных в природе и жизни
человека.
представителей
млекопитающих.
Заполняют таблицу с
помощью учебника:
записывают признаки
млекопитающих и
приспособления к
жизни в воде
китообразных.
Дополняют текст об
особенностях
строения
китообразных,
используя слова для
справок в рабочей
тетради.
Составляют рассказ о
значении
китообразных по
плану
Называют морских
животных,
занесенных в
Красную книгу
(нерпа, пятнистый
тюлень). Описываю
их внешний вид,
среду и места
обитания, значение
для человека и в
55
Знакомятся с Красной
книгой, рассказывают о ее
значении, о причинах
необходимости охраны
морских млекопитающих
53
Приматы. Общая
характеристика
1
Формирование
представлений об общих
признаках приматов,
ознакомление с отельными
особенностями различных
групп
природе. Называют
правила поведения в
природе, называют
причины
необходимости
охраны морских
животных.
Устанавливают
взаимосвязь между
природными
компонентами,
природой и
человеком
Называют обезьян,
Узнают приматов по
изображенных на рисунках,
внешнему виду на
рассказывают об
рисунках, слайдах.
особенностях их внешнего
На основании
вида, чем они отличаются от
сравнения разных
других млекопитающих.
групп приматов
Отвечают на вопросы, с
выделяют общие
помощью текста учебника;
признаки; называют
используя слова для справок, чем они отличаются
дополняют предложения о
от других
человекообразных обезьянах.
млекопитающих.
Смотрят видеофильм «Жизнь Отвечают на вопросы
приматов», отвечают на
с помощью текста
вопросы.
учебника в рабочей
тетради.
Дополняют с
помощью текста
56
54
Экскурсия в краеведческий
музей
1
Расширение представлений
о млекопитающих
животных своей местности,
их разнообразии
учебника
предложения о
человекообразных
обезьянах.
Составляют
характеристику по
плану, записывают в
тетрадь
отличительные
признаки приматов
(расположение глаз,
величина черепа,
пальцы рук и ног,
млечные железы).
Рассказывают о
питании, уходе за
потомством, местах
обитания.
Делают вывод, что
приматы наиболее
высокоразвитые
млекопитающие
Под руководством учителя
Знакомятся с
рассматривают разных
отдельными видами
представителей животных
млекопитающих
своей местности, узнают по
животных,
внешнему виду
составляют рассказ о
млекопитающих, описываю
внешнем виде, чем
их отличительные
похожи и называют
особенности; рассказывают о
отличительные
57
значении животных для
человека, как необходимо их
охранять. Составляют рассказ
ободном из представителей
животных по предложенным
учителем вопросам
55
Кролик. Внешний вид и
характерные особенности
кроликов
Сельскохозяйственные животные - 12 часов
1
Формирование
представлений о
сельскохозяйственных
животных. Ознакомление с
кроликом, его внешним
видом и характерными
особенностями
признаки.
Рассказывают о
местах обитания
животных, их
численности,
значении для
природы и человека,
необходимости
охраны.
Результаты
наблюдений
записывают в тетрадь
Узнают и различают на
Узнают кроликов по
рисунках кроликов.
внешнему виду на
Описывают внешний вид и
рисунках и слайдах,
характерные особенности по описывают внешний
плану и опорным
вид и характерные
предложениям. Составляют
особенности.
рассказ о питании,
Составляют рассказ
содержании и разведении
об особенностях
кроликов по предложенным
питания, как
учителем предложениям.
травоядных
Отвечают на вопросы: с
животных.
какой целью разводят
Рассматривают
кроликов
рисунок в учебнике и
рассказывают, как
содержат домашних
кроликов, о
разведении кроликов
58
56
Корова. Отличительные
особенности внешнего
строения
1
Продолжение
формирования
представлений о
сельскохозяйственных
животных. Ознакомление с
особенностями внешнего
строения и содержания
коров
Рассматривают корову на
рисунках, описывают ее
внешний вид, сравнивают с
другими млекопитающими
животными, находят черты
сходства.
Называют породы коров с
опорой на предложения и
иллюстративный материал,
предложенный учителем
57
Содержание коров на
1
Продолжение
Рассказывают о содержании
на кролиководческих
фермах.
Составляют рассказ
по плану о значении
кроликов для
человека
Узнают корову на
рисунках, называют
отличительные
признаки внешнего
строения, ее образ
жизни, сравнивают и
называют породы
коров.
Устанавливают
взаимосвязь между
питанием коров и их
молочной
продуктивностью.
Рассказывают о
правилах заготовки
кормов.
Заполняют таблицу с
помощью текста
учебника в рабочей
тетради «Породы
коров.
Отличительные
признаки».
Рассказывают, какое
59
фермах. Вскармливание
телят
58
Овца. Характерные
особенности внешнего вида
формирования
представлений о
содержании коров и телят
1
коров и телят на
значение имеет
современных фермах по
корова в жизни
плану и опорным
человека, как
предложениям. Называют
содержат коров на
некоторые местные породы с животноводческих
опорой на иллюстративный
фермах, как
материал, предложенный
выращивают и
учителем.
содержат телят на
Записывают новые термины в современных фермах.
тетрадь, используя
Записывают новые
выделенный шрифт
термины в тетрадь.
учебника. Дают краткую
Дают краткую
характеристику стойлового и
характеристику
бесстойлового содержания
стойлового и
коров с опорой на текст
бесстойлового
учебника и с помощью
содержания коров.
учителя.
Дополняют текст в
рабочей тетради о
содержании коров на
фермах
Продолжение
По рисункам называют овец. Узнают и называют
формирования
Записывают в тетрадь
овец по рисункам,
представлений о
название некоторых пород
слайдам; описывают
сельскохозяйственных
овец. Описывают внешний
особенности
животных. Ознакомление с
вид с опорой на
внешнего вида.
особенностями внешнего
предложенные учителем
Составляют рассказ о
вида и содержанием овец
предложения; называют
распространении
общие признаки. Составляют
овец, их
по плану краткий рассказ об
особенностях
особенностях питания
питания (способность
60
(способность к поеданию
низкорослых растений, а
также растений, имеющих
горький и соленый вкус). По
картинкам, слайдам
составляют рассказ о
содержании овец в зимний и
летний периоды, значении
овец в жизни человека.
к поеданию
низкорослых
растений, а также
растений, а также
растений, имеющих
горький и соленый
вкус).
Называют породы
овец, используя
иллюстративный
материал,
предложенный
учителем.
Рассказывают о
содержании овец в
зимнее и летнее
время, о значении
разведения овец для
экономики страны и в
жизни человека.
Сравнивают
изображенных на
рисунке овцу и
корову, заполняют
таблицу в рабочей
тетради «Сходство и
различия».
Заполняют таблицу с
помощью текста
учебника «Породы
овец»
61
59
Свинья
1
Формирование
представлений об
особенностях внешнего
строения и содержанием
свиней.
60
Лошадь
1
Формирование
представлений о лошадях,
Рассматривают рисунок и
Узнают свинью на
описывают внешний вид
иллюстрациях по
домашней свиньи, отмечают
внешнему виду.
особенности кожного
Сравнивают
покрова (жировая
изображенных на
прослойка); составляют
рисунке домашних
рассказ, используя рисунки и
свинью и дикого
помощь учителя, об уходе и
кабана.
кормлении (откорме),
Заполняют таблицу в
содержании свиней на
рабочей тетради о
свиноводческих фермах
сходстве и различии
(внутреннем устройстве
домашней свиньи и
свинарника, об условиях
дикого кабана.
выращивания поросят).
Составляют по плану
Записывают в тетрадь новые
краткое описание
термины
внешнего вида.
Отмечают
особенности
внешнего строения,
кожного покрова
(жировая прослойка),
ухода и кормления
(откорма)
Называют породы
домашних свиней.
Дополняют текст о
причинах разведения
свиней человеком
Описывают внешний вид
лошади с опорой на
Описывают лошадей
по внешнему виду по
62
61
Северный олень
1
особенностях их внешнего предложения, предложенные
рисункам или
вида, значении в народном
учителем. Составляют
слайдам, по плану,
хозяйстве
рассказ об уходе и кормлении
отмечают
лошадей с опорой на
особенности
учебник. Рассказывают о
внешнего строения
значении лошади для
лошади.
человека по предложенным
Называют по
учителем иллюстрациям и
иллюстрациям
предложениям. Называют
породы лошадей. В
породы лошадей, с опорой на
рабочей тетради
иллюстративный материал. заполняют таблицу с
Заполняют таблицу с
помощью учебника о
помощью учебника в рабочей
признаках разных
тетради об использовании
пород лошадей и
разных пород лошадей в
использовании в
жизни человека
жизни человека.
Называют и
записывают в
таблицу признаки
сходства и различия
пород.
Рассказывают об
использовании
различных пород
лошадей в жизни
человека.
Составляют рассказ
по плану: «Уход и
кормление лошадей»
Формирование
Рассматривают рисунки,
Описывают внешний
63
представлений о северном
олене, его внешнем виде и
значении для человека
62
Верблюд
1
Расширение знаний о
верблюдах, закрепление
знаний о выращивании и
уходе за
сельскохозяйственными
животными
описывают внешний вид
вид и места обитания
северного оленя, используя
северного оленя.
иллюстрации и предложения
Устанавливают
учителя.
взаимосвязь между
Составляют краткий рассказ
средой обитания и
о северном олене, опираясь
внешним видом
на план и предложения,
животного.
предложенные учителем:
Называют
особенности питания,
особенности
приспособленность к
строения, питания в
условиям жизни, значении
связи с условиями
для человека.
жизни,
приспособления к
жизни в условиях
севера.
Рассказывают, с
какой целью разводят
северных оленей.
Составляют рассказ
об оленеводстве по
плану.
Рассматривают рисунки,
описывают внешний вид
верблюда, используя
иллюстрации и предложения
учителя. В рабочей тетради
подписывают на рисунке
части тела верблюда.
Составляют краткий рассказ,
опираясь на план и
Описывают по
рисункам внешний
вид верблюда,
подписывают на
рисунке в рабочей
тетради названия
верблюдов.
Дополняют текст,
используя слова для
64
63
Обобщение:
сельскохозяйственные
животные
1
предложения, предложенные справок, об отличии
учителем, об особенностях верблюдов от других
питания, приспособленности
животных.
к условиям жизни, значении
По иллюстрациям
для человека.
описывают места
Называют места
проживания,
проживания, для чего их
называют черты
разводит человек
приспособленности к
условию жизни
(особенности
строения, питания).
Устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом
животного.
Составляют рассказ
по плану о значении
верблюдов для
человека
Закрепление и расширение Записывают в тетрадь ответы Выполняют задания
представлений о
на вопросы карточки с
по карточкам,
сельскохозяйственных
опорой на текст учебника,
описывают внешний
животных, условиях их
иллюстративный материал,
вид, породы
содержания и разведения,
предложенный учителем по
животных, условия
значении для человека
изученным группам
содержания
сельскохозяйственных
(кормление, уход),
животных (3-4 по выбору
выращивание;
учителя). Составляют
значение для
краткую характеристику
человека
65
изученных
сельскохозяйственных
животных по опорным
предложениям и вопросам
64
Собаки
1
Формирование
представлений об
особенностях внешнего
вида, содержании и уходе
за собаками
сельскохозяйственны
х животных.
Составляют краткую
характеристику
изученных
сельскохозяйственны
х животных по плану
Узнают и называют собак на
Выделяют
иллюстрациях и
существенные
фотографиях, относят собак к
признаки собак,
группе домашних животных,
относят собак к
к млекопитающим.
определенным
Описывают внешний вид,
группам
породы по плану с опорой на
(млекопитающие,
предложения и
домашние животные,
иллюстративный материал,
служебные,
предложенный учителем.
охотничьи,
Рассказывают о правилах
декоративные).
выполнения действий по
Сравнивают собак по
уходу за собаками под
внешнему виду,
руководством учителя.
называют признаки
Называют санитарносходства и различия,
гигиенические требования к
выполняют
содержанию и уходу за
классификацию на
собаками; о заболеваниях и
основе выделения
оказании первой помощи
общих признаков;
животным, используя
называют породы
помощь учителя
собак.
Составляют памятку
«Санитарно-
66
65
Кошки
1
Формирование
представлений об
особенностях внешнего
вида, содержании и уходе
за кошками
гигиенические
требования к
содержанию собак».
Составляют рассказ о
заболеваниях и
оказании первой
помощи животным
Узнают и называют кошек на
Выделяют
иллюстрациях и
существенные
фотографиях, относят кошек
признаки кошек,
к группе домашних
относят кошек к
животных, к
определенным
млекопитающим.
группам
Описывают внешний вид,
(млекопитающие,
породы по плану с опорой на
домашние
предложения и
животные).
иллюстративный материал,
Сравнивают кошек
предложенный учителем.
по внешнему виду,
Рассказывают о правилах
называют признаки
выполнения действий по
сходства и различия,
уходу за кошками под
выполняют
руководством учителя.
классификацию на
Называют санитарнооснове выделения
гигиенические требования к
общих признаков
содержанию и уходу за
(называют породы
кошками; о заболеваниях и
кошек).
оказании первой помощи
Дополняют с
животным, используя
помощью учебника
помощь учителя
текст в рабочей
тетради о домашних
67
66
Животные в «живом уголке»
1
Расширение понятий о
домашних животных,
правилах содержания их в
«живом уголке»
Узнают животных «живого
уголка» на иллюстрациях и
фотографиях (хомяки,
черепахи, белые мыши,
белки). Называют изученные
объекты, описывают
особенности их внешнего
вида, образа жизни по плану
и опорным словам.
По предложенным учителем
предложениям рассказывают
о правилах выполнения
действий по уходу за «живым
уголком», уходом и
кормлении животных
хищных зверях.
Составляют памятку
«Санитарногигиенические
требования к
содержанию кошек».
Составляют рассказ о
заболеваниях и
оказании первой
помощи животным
Узнают и называют
животных «живого
уголка» в
натуральном виде в
естественных
условиях и на
картинах, относят
животных «живого
уголка» к
определенным
группам (грызуны,
млекопитающие,
пресмыкающиеся).
Рассказывают по
плану с опорой на
иллюстрации о
правилах по уходу за
«живым уголком».
Составляют рассказ
«Образ жизни. Уход.
68
Обобщение - 2 часа
Кормление. Уборка
жилища» по
предложенному
учителем плану
67
Обобщающий урок по теме
«Позвоночные животные»
Закрепление знаний о
группах позвоночных
животных, их
отличительных
особенностях строения и
образа жизни
Называют группы
позвоночных животных,
характерные особенности
каждой группы с опорой на
предложения и
иллюстративный материал,
предложенный учителем
68
Обобщающий урок «Что вы
узнали о животных?»
Систематизация знаний об
изученных животных
Называют беспозвоночных и
позвоночных животных, в
каких средах обитают, как
питаются, передвигаются,
какое значение имеют в
жизни человека используя
помощь учителя.
Подписывают названия
животных на рисунках
Дают краткую
характеристику
каждой группы
позвоночных
животных с опорой
на рисунки, слайды,
схемы, иллюстрации
используя помощь
учителя
Называют признаки
беспозвоночных и
позвоночных
животных,
выполняют
классификацию на
основе выделенных
общих признаков.
Составляют краткое
описание
беспозвоночных и
позвоночных
животных по плану и
опорным понятиям
69
V.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
70