МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования и молодежной политики Администрации
Талицкого муниципального округа
МКОУ "Вновь-Юрмытская СОШ "
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
И.о.директора
________________________
________________________
Койнова О.Н.
Приказ №1 от «27» августа
2025 г.
Сосновских В.С.
Приказ №2808-1 от «28»
августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 7470922)
Решение нестандартных задач по математике
для обучающихся 9 классов
с.Вновь-Юрмытское 2025г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение нестандартных
задач» для 9 класса определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения математики.
Предлагаемые занятия разработаны с учётом учебной программы для
общеобразовательных учреждений и ориентированы на многогранное
рассмотрение содержания курса математики по многим содержательным
линиям программы. При проведении внеурочных занятий предполагается
учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся и
использовать разно уровневые задания с учётом учебной программы по
математике. На занятиях желательно использовать соответствующий
наглядный материал, использовать возможности новых информационных
технологий, технических средств обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цели
привитие интереса учащимся к математике;
углубление и расширение знаний, обучающихся по математике с
целью качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации;
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских
умений учащихся;
формирование у учащихся умения рассуждать,
доказательство и осуществление поиска решений алгебраических
задач на материале алгебраического компонента;
формирование опыта творческой деятельности,
развитие мышления и математических способностей школьников.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Место курса: Курс рассчитан на 34 занятий в год, в неделю 1 час.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Факультативы
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ]
9 КЛАСС
Введение. (1ч)
История развития математики. Раздел 1 Модуль «Алгебра» (25 ч) Системы
счисления (2 ч)
Понятия числа. Рациональные числа и измерения. Десятичные дроби.
Действия с десятичными дробями. Обыкновенные дроби. Действия с
обыкновенными дробями.
Алгебраические выражения (2 ч)
Числовые выражения и выражения с переменными. Преобразование
алгебраических выражений с помощью формул сокращенного умножения.
Дробно-рациональные выражения. Тождественные преобразования дробнорациональных выражений.
Уравнения и системы уравнений (4 ч)
Равносильность уравнений, их систем. Следствие из уравнения и
системы уравнений. Основные методы решения рациональных уравнений:
разложение на множители, введение новой переменной. Квадратные
уравнения. Теорема Виета. Решение квадратных уравнений.
Квадратный трехчлен. Нахождение корней квадратного трехчлена.
Разложение квадратного трехчлена на множители.
Основные приемы решения систем уравнений.
Неравенства и системы неравенств (3 ч)
Равносильность неравенств, их систем. Свойства неравенств. Решение
неравенств. Метод интервалов – универсальный метод решения неравенств.
Метод оценки при решении неравенств. Системы неравенств, основные
методы их решения.
Функции и их графики (5 ч)
Свойства графиков, чтение графиков. Элементарные приемы построения и
преобразования графиков функций. Графическое решение уравнений и их
систем. Графическое решение неравенств и их систем. Построение графиков
«кусочных» функций.
Текстовые задачи (7 ч)
Основные типы текстовых задач. Алгоритм моделирования практических
ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата
алгебры. Задачи на равномерное движение.
Задачи на движение по реке. Задачи на работу. Задачи на проценты.
Арифметические текстовые задачи. Задачи с геометрическими фигурами.
Нестандартные методы решения задач (графические методы, перебор
вариантов).
Элементы комбинаторики и теории вероятности(2ч) Раздел 2 Модуль
«Геометрия» (7 ч)
Треугольники (3 ч)
Виды треугольников и их свойства. Теорема Пифагора. Синус, косинус и
тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Перпендикуляр и
наклонная. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Четырёхугольники (3 ч)
Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Прямоугольник,
ромб, квадрат и их свойства. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника.
Трапеция. Средняя линия трапеции.
Окружность (1 ч)
Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Длина
окружности и площадь круга.
Итоговое занятие (1 ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к
труду.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни.
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирования нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к нравственным поступкам.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве.
Формирование способности к эмоциональному восприятию математических
объектов, задач, решений, рассуждений
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
определять собственные проблемы и причины их возникновения при работе
с математическими объектами;
формулировать собственные версии или применять уже известные формы и
методы решения математической проблемы, формулировать предположения
и строить гипотезы относительно рассматриваемого объекта и
предвосхищать результаты своей учебно-познавательной деятельности;
определять пути достижения целей и взвешивать возможности разрешения
определенных учебно-познавательных задач в соответствии с
определенными критериями и задачами;
выстраивать собственное образовательное подпространство для разрешения
определенного круга задач, определять и находить условия для реализации
идей и планов (самообучение);
самостоятельно выбирать среди предложенных ресурсов наиболее
эффективные и значимые при работе с определенной математической
моделью;
уметь составлять план разрешения определенного круга задач, используя
различные схемы, ресурсы построения диаграмм, ментальных карт,
позволяющих произвести логико - структурный анализ задачи;
уметь планировать свой образовательный маршрут, корректировать и
вносить определенные изменения, качественно влияющие на конечный
продукт учебно-познавательной деятельности;
умение качественно соотносить свои действия с предвкушаемым итогом
учебно-познавательной деятельности посредством контроля и планирования
учебного процесса в соответствии с изменяющимися ситуациями и
применяемыми средствами и формами организации сотрудничества, а также
индивидуальной работы на уроке;
умение отбирать соответствующие средства реализации решения
математических задач, подбирать инструменты для оценивания своей
траектории в работе с математическими понятиями и моделями;
Познавательные УУД
умение определять основополагающее понятие и производить логикоструктурный анализ, определять основные признаки и свойства с помощью
соответствующих средств и инструментов;
умение проводить классификацию объектов на основе критериев, выделять
основное на фоне второстепенных данных;
умение проводить логическое рассуждение в направлении от общих
закономерностей изучаемой задачи до частных рассмотрений;
умение строить логические рассуждения на основе системных сравнений
основных компонентов изучаемого математического раздела или модели,
понятия или классов, выделяя определенные существенные признаки или
критерии;
умение выявлять, строить закономерность, связность, логичность
соответствующих цепочек рассуждений при работе с математическими
задачами, уметь подробно и сжато представлять детализацию основных
компонентов при доказательстве понятий и соотношений на
математическом языке;
умение организовывать поиск и выявлять причины возникающих процессов,
явлений, наиболее вероятные факторы, по которым математические модели
и объекты ведут себя по определенным логическим законам, уметь
приводить причинно-следственный анализ понятий, суждений и
математических законов;
умение строить математическую модель при заданном условии,
обладающей определенными характеристиками объекта при наличии
определенных компонентов формирующегося предполагаемого понятия или
явления;
умение переводить текстовую структурно-смысловую составляющую
математической задачи на язык графического отображения - составления
математической модели, сохраняющей основные свойства и
характеристики;
умение задавать план решения математической задачи, реализовывать
алгоритм действий как пошаговой инструкции для разрешения учебнопознавательной задачи;
умение строить доказательство методом от противного;
умение работать с проблемной ситуацией, осуществлять образовательный
процесс посредством поиска методов и способов разрешения задачи,
определять границы своего образовательного пространства;
уметь ориентироваться в тексте, выявлять главное условие задачи и
устанавливать соотношение рассматриваемых объектов;
умение переводить, интерпретировать текст в иные формы представления
информации: схемы, диаграммы, графическое представление данных;
Коммуникативные УУД
умение работать в команде, формирование навыков сотрудничества и
учебного взаимодействия в условиях командной игры или иной формы
взаимодействия;
умение распределять роли и задачи в рамках занятия, формируя также
навыки организаторского характера;
умение оценивать правильность собственных действий, а также
деятельности других участников команды;
корректно, в рамках задач коммуникации, формулировать и отстаивать
взгляды, аргументировать доводы, выводы, а также выдвигать
контаргументы, необходимые для выявления ситуации успеха в решении
той или иной математической задачи;
умение пользоваться математическими терминами для решения учебнопознавательных задач, а также строить соответствующие речевые
высказывания на математическом языке для выстраивания математической
модели;
уметь строить математические модели с помощью соответствующего
программного обеспечения, сервисов свободного отдаленного доступа;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование навыков поиска математического метода, алгоритма и
поиска решения задачи ;
умение работать с таблицами, со схемами, с текстовыми данными; уметь
преобразовывать знаки и символы в доказательствах и применяемых
методах для решения образовательных задач;
умение приводить в систему, сопоставлять, обобщать и анализировать
информационные компоненты математического характера и уметь
применять законы и правила для решения конкретных задач;
умение выделять главную и избыточную информацию, производить
смысловое сжатие математических фактов, совокупности методов и
способов решения; уметь представлять в словесной форме, используя схемы
и различные таблицы, графики и диаграммы, карты понятий и кластеры,
основные идеи и план решения той или иной математической задачи.
9 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество
часов
Основное содержание
2
Понятия числа.
Рациональные числа и
измерения. Десятичные
дроби. Действия с
десятичными дробями.
Обыкновенные дроби.
Действия с
обыкновенными
дробями.
2
Числовые выражения и
выражения с
переменными.
Преобразование
алгебраических
выражений с помощью
формул сокращенного
умножения. Дробнорациональные
выражения.
Тождественные
преобразования дробно-
Алгебра
Раздел 1. Алгебра
1.1
1.2
Системы счисления
Алгебраические выражения
Основные
виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
рациональных
выражений.
1.3
1.4
Уравнения и системы уравнений
Неравенства и системы неравенств
4
Равносильность
уравнений, их систем.
Следствие из уравнения
и системы уравнений.
Основные методы
решения рациональных
уравнений: разложение
на множители, введение
новой переменной.
Квадратные уравнения.
Теорема Виета.
Решение квадратных
уравнений. Квадратный
трехчлен. Нахождение
корней квадратного
трехчлена. Разложение
квадратного трехчлена
на множители.
Основные приемы
решения систем
уравнений
3
Равносильность
неравенств, их систем.
Свойства неравенств.
Решение неравенств.
Метод интервалов –
универсальный метод
решения неравенств.
Метод оценки при
решении неравенств.
Системы неравенств,
основные методы их
решения.
1.5
1.6
Функции и их графики.
Текстовые задачи
5
Свойства графиков,
чтение графиков.
Элементарные приемы
построения и
преобразования
графиков функций.
Графическое решение
уравнений и их систем.
Графическое решение
неравенств и их систем.
Построение графиков
«кусочных» функций.
7
Основные типы
текстовых задач.
Алгоритм
моделирования
практических ситуаций
и исследования
построенных моделей с
использованием
аппарата алгебры.
Задачи на равномерное
движение. Задачи на
движение по реке.
Задачи на работу.
Задачи на проценты.
Арифметические
текстовые задачи.
Задачи с
геометрическими
фигурами.
Нестандартные методы
решения задач
(графические методы,
перебор вариантов).
1.7
Статистика и ТВ
Итого
2
Элементы
комбинаторики и
теории вероятности
25
Геометрия
Раздел 1. Геометрия
1.1
Треугольники
3
Виды треугольников и
их свойства. Теорема
Пифагора. Синус,
косинус и тангенс
острого угла
прямоугольного
треугольника.
Перпендикуляр и
наклонная.
Соотношения между
сторонами и углами
треугольника.
1.2
1.3
Четырехугольники
Окружность
3
Параллелограмм и его
свойства. Признаки
параллелограмма.
Прямоугольник, ромб,
квадрат и их свойства.
Теорема Фалеса.
Средняя линия
треугольника.
Трапеция. Средняя
линия трапеции.
3
Касательная к
окружности.
Центральные и
вписанные углы. Длина
окружности и площадь
круга.
Итого
9
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
9 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
Вводный урок
1
2
Понятия числа. Рациональные числа и измерения.
1
3
Десятичные дроби и действия с ними. Обыкновенные
дроби и действия с ними.
1
4
Числовые выражения и выражения с переменными.
Преобразование алгебраических выражений с
помощью формул сокращенного умножения.
1
5
Дробно-рациональные выражения. Тождественные
преобразования дробно- рациональных выражений.
1
6
Равносильность уравнений, их систем.
1
7
Основные методы решения рациональных уравнений:
разложение на множители, введение новой
переменной
1
8
Квадратные уравнения. Теорема Виета. Решение
квадратных уравнений
1
9
Квадратный трехчлен. Нахождение корней
квадратного трехчлена. Разложение квадратного
трехчлена на множители.
1
10
Равносильность неравенств, их систем. Свойства
неравенств.
1
11
Решение неравенств. Метод интервалов–
1
12
Метод оценки при решении неравенств. Системы
неравенств, основные методы их решения
1
13
Свойства графиков, чтение графиков.
1
14
Элементарные приемы построения и преобразования
графиков функций.
1
15
Графическое решение уравнений и их систем.
1
16
Графическое решение неравенств и их систем.
1
17
Построение графиков «кусочных» функций.
1
18
Задачи на равномерное движение.
1
19
Задачи на движение по реке.
1
20
Задачи на работу
1
21
Задачи на проценты
1
22
Арифметические текстовые задачи.
1
23
Задачи с геометрическими фигурами
1
24
Нестандартные методы решения задач (графические
методы, перебор вариантов).
1
25
Элементы комбинаторики и теории вероятности.
1
26
Элементы комбинаторики и теории вероятности.
1
27
Виды треугольников и их свойства.
1
28
Теорема Пифагора. Синус, косинус и тангенс острого
угла прямоугольного треугольника. Перпендикуляр и
наклонная
1
29
Соотношения между сторонами и углами
треугольника.
1
30
Параллелограмм и его свойства. Признаки
параллелограмма
1
31
Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства.
1
32
Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника.
Трапеция. Средняя линия трапеции.
1
33
Касательная к окружности. Центральные и вписанные
углы. Длина окружности и площадь круга.
1
34
Касательная к окружности. Центральные и вписанные
углы. Длина окружности и площадь круга.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34