занимательная математика 5Б

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования и молодёжной политикиАдминистрации Талицкого
муниципального округа
МКОУ "Вновь-Юрмытская СОШ "

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

И.о. директора

________________________

________________________

Койнова О.Н.

Сосновских В.С.

Приказ № 2808-1

Приказ № 2808-1

от «28». 08. 2025 г.

от «28». 08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
« Занимательная математика»
для учащихся 5 класса
(с интеллектуальными нарушениями)

с. Вновь-Юрмытское, 2025г

1

Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………..
Содержание учебного курса……………………………………………………………
Планируемые результаты освоения учебного курса………………………………….
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности…
Календарно-тематическое планирование..............................................................................
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса.....................................................................................................................................

3
5
6
8
11
13

2

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Занимательная математика» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООПУО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г.№1026(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с интеллектуальными
нарушениями с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а так же
индивидуальных особенностей и возможностей.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2024 г. №499 (цифровые издания с
№807);
- АООП МКОУ Вновь-Юрмытской СОШ;
- Положения о рабочей программе в условиях реализации федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями МКОУ Вновь-Юрмытской СОШ.
Основная цель предмета – повышение уровня математической культуры обучающихся,
развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение
общего кругозора обучающихся в процессе рассмотрения различных практических задач
и вопросов.
Задачи:
 формирование знаний, умений, навыков быстро считать, приобретение навыков
нестандартного решения математических задач;
 развитие мотивации к изучению математики;
 коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с интеллектуальными нарушениями средствами математических
заданий;
 воспитание интереса обучающихся к дальнейшему получению знаний в сфере
математики;
 расширение кругозора обучающихся в различных областях элементарной
математики.
Процесс обучения курса «Занимательная математика» неразрывно связан с
решением специфической задачи – коррекцией и развитием познавательной деятельности,
личностных качеств обучающихся, а также воспитания трудолюбия, самостоятельности,
терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать
свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Курс «Занимательная математика» носит практическую направленность и связан с
другими учебными предметами, жизнью. Большое внимание уделяется связям между
математикой, историей, географией, естествознанием. Решение задач является одним из
важных разделов занимательной математики.
Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны иметь мотивацию
к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными
вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить
целостное представление о данной науки. Решение математических задач, связанных с
логическим мышлением закрепит интерес обучающихся к познавательной деятельности,
будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному
развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и
стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать
творческие задачи.

3

Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся
и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая
учебную мотивацию.
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство
обучающихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со
школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для
успешного решения учебных и жизненных ситуациях.
Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным
материалом, техническими средствами обучения.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся и включают:
- задачи с элементарными расчётами;
- тестовые задания;
- игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией.
В соответствии с учебным планом и программой курс «Занимательная математика»
изучается в 5 классе 1 час в неделю, поэтому программа составлена на 34 часа (34
учебные недели).

4

Содержание учебного курса
Математика – царица наук.
Как люди научились считать.
Интересные приёмы устного счёта.
Решение занимательных задач в стихах.
Упражнения со спичками.
Учимся отгадывать ребусы.
Числа – великаны. Коллективный счёт.
Упражнения с числами.
Решение ребусов и логических задач.
Задачи с неполными данными, лишними данными.
Загадки – смекалки.
Игра «Знай свой разряд».
Обратные задачи.
Практикум «Подумай и реши».
Задачи с изменением вопроса.
Проектная деятельность «Газета любознательных».
Решение нестандартных задач.
Решение задач международной игры «Кенгуру».
Математические горки.
Решение логических задач.
Игра «У кого какая цифра».
Знакомьтесь: Архимед!
Задачи с многовариантными решениями.
Знакомьтесь: Пифагор!
Математическая викторина.
Математические кроссворды.
Учимся отгадывать ребусы.
Математическая игра «Лабиринт».
Математическая игра «Вставь пропущенное число».
Геометрические задачи.
Математическая игра «Сколько стоит салат».
Математическая игра «Какая дробь на картинке?».
Геометрические задачи.
Решай, отгадывай, считай!

Формы организаций занятий, основных видов деятельности:
Для достижения поставленных задач, используются следующие методы обучения:
- наглядные;
-словесные;
-практические.
Формы организации учебной деятельности:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Используемые средства обучения:
- вербальные;
- визуальные;
- технические.
5

Основные типы учебных занятий:
- урок сообщения новых знаний;
- урок усовершенствования и применения полученных знаний;
- урок закрепления и систематизации знаний;
- урок практической работы;
- урок контроля знаний и умений;
Основным типом урока является комбинированный.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения учебного курса «Занимательная математика»
являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых
ситуациях.
Метапредметными результатами изучения учебного курса «Занимательная математика»
являются: познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
•
адекватное
восприятие
предложений
товарищей,
учителей,
родителей;
коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения учебного курса «Занимательная математика»
являются:
• понимание и правильное использование математических терминов;
 описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
 выделять существенные признаки предметов;
 сравнивать между собой предметы, явления;
 обобщать, делать несложные выводы;
 классифицировать явления, предметы;
 определять последовательность событий;
 судить о противоположных явлениях;
6





давать определения тем или иным понятиям;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.

7

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№
урока

Тема раздела, тема урока

К-во Прак.
часов раб.
34
1

1

Занимательная математика
Математика – царица наук.

2

Как люди научились считать.

1

3

Интересные приёмы устного счёта.

1

4

Решение занимательных задач в стихах.

1

5

Упражнения со спичками.

1

6

Учимся отгадывать ребусы.

1

7

Числа – великаны. Коллективный счёт.

1

8

Упражнения с числами.

1

9

Решение ребусов и логических задач.

1

10

Задачи с неполными данными, лишними данными.

1

11

Загадки – смекалки.

1

Конт.
раб.

Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Знакомятся с основными разделами
математики. Выполняют различные
развивающие математические задания.
Знакомятся с материалом из истории
развития математики. Выполняют
решение занимательных заданий.
Знакомятся с интересными приёмами
устного счёта. Учатся применять
рациональные способы решения
математических выражений.
Выполняют решение занимательных
задач в стихах.
Выполняют решение различных задач,
игр, головоломок.
Знакомятся с математическими
ребусами. Учатся разгадывать ребусы.
Выполняют арифметические действия с
числами из класса миллионов.
Выполняют решение занимательных
упражнений с числами.
Рассматривают решение ребусов и
логических задач. Учатся решать
логические задачи.
Учатся решать задачи с неполными
данными, лишними данными.
Выполняют решение математических

8

12

Игра «Знай свой разряд».

1

13

Обратные задачи.

1

14

Практикум «Подумай и реши».

1

15

Задачи с изменением вопроса.

1

16

Проектная деятельность «Газета любознательных».

1

17

Решение нестандартных задач.

1

18

Решение задач международной игры «Кенгуру».

1

19

Математические горки.

1

20

Решение логических задач.

1

21

Игра «У кого какая цифра».

1

22

Знакомьтесь: Архимед!

1

загадок, требующих логических
рассуждений.
Знакомятся с решением заданий на
знание разрядов и классов.
Рассматривают решение обратных
задач, используя круговую схему.
Выполняют решение логических задач,
требующих применения интуиции и
умения проводить в уме несложные
рассуждения.
Выполняют анализ и решение задач,
самостоятельное изменение вопроса и
решение составных задач.
Совместная деятельность по
изготовлению газеты.
Выполняют решение задач, требующих
применения интуиции и умения
проводить в уме несложные
рассуждения.
Учатся решать задачи международной
игры «Кенгуру».
Выполняют занимательные
математические задания.
Выполняют решение задач, требующих
применения интуиции и умения
проводить в уме несложные
рассуждения.
Выполняют занимательные
математические задания.
Рассматривают исторические сведения:
кто такой Архимед, открытия Архимеда,

9

23

Задачи с многовариантными решениями.

1

24

Знакомьтесь: Пифагор!

1

25

Математическая викторина.

1

26

Математические кроссворды.

1

27

Учимся отгадывать ребусы.

1

28

Математическая игра «Лабиринт».

1

29

Математическая игра «Вставь пропущенное число».

1

30

Геометрические задачи.

1

31

Математическая игра «Сколько стоит салат».

1

32

Математическая игра «Какая дробь на картинке?».

1

33

Геометрические задачи.

1

34

Решай, отгадывай, считай!

1

вклад в науку.
Выполняют решение задач, требующих
применения интуиции и умения
проводить в уме несложные
рассуждения.
Рассматривают исторические сведения:
кто такой Пифагор, открытия Пифагора,
вклад в науку.
Выполняют задания математической
викторины.
Рассматривают и составляют
математические кроссворды.
Знакомятся с математическими
ребусами. Учатся разгадывать ребусы.
Выполняют задания математической
игры «Лабиринт».
Выполняют задания математической
игры «Вставь пропущенное слово».
Рассматривают решение занимательных
геометрических задач.
Выполняют задания математической
игры «Сколько стоит салат».
Выполняют задания математической
игры «Какая дробь на картинке?».
Рассматривают решение занимательных
геометрических задач.
Выполняют задания итогового урока.

10

Календарно-тематическое планирование
№
урока

Дата

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10
23.10
06.11
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
26.02
05.03
12.03

Изм

Тема раздела, тема урока.
Занимательная математика
Математика – царица наук.
Как люди научились считать.
Интересные приёмы устного счёта.
Решение занимательных задач в стихах.
Упражнения со спичками.
Учимся отгадывать ребусы.
Числа – великаны. Коллективный счёт.
Упражнения с числами.
Решение ребусов и логических задач.
Задачи с неполными данными, лишними данными.
Загадки – смекалки.
Игра «Знай свой разряд».
Обратные задачи.
Практикум «Подумай и реши».
Задачи с изменением вопроса.
Проектная деятельность «Газета любознательных».
Решение нестандартных задач.
Решение задач международной игры «Кенгуру».
Математические горки.
Решение логических задач.
Игра «У кого какая цифра».
Знакомьтесь: Архимед!
Задачи с многовариантными решениями.
Знакомьтесь: Пифагор!
Математическая викторина.

Кол-во
час

34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11

26
27
28
29
30
31
32
33
34
Итого:

19.03
02.04
09.04
16.04
23.04
30.04
07.05
14.05
21.05

Математические кроссворды.
Учимся отгадывать ребусы.
Математическая игра «Лабиринт».
Математическая игра «Вставь пропущенное число».
Геометрические задачи.
Математическая игра «Сколько стоит салат».
Математическая игра «Какая дробь на картинке?».
Геометрические задачи.
Решай, отгадывай, считай!

1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

12

Учебно-методическое и
материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическая литература:

1. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение, 2002.
2. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение,
2014.
Материально-техническое обеспечение:
1. Портативный компьютер;
2. Мультимедиа.

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».