Речевая практика овз 5 класс

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования и молодёжной политикиАдминистрации Талицкого муниципального
округа
МКОУ "Вновь-Юрмытская СОШ "

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

И.о. директора

________________________

________________________

Гельфинштейн Е.В.

Сосновских В.С.

Приказ № 2808-1

Приказ № 2808-1

от «28». 08. 2025 г.

от «28». 08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
« Речевая практика»
для учащихся 5 класса
(с интеллектуальными нарушениями)

с. Вновь-Юрмытское,2025г

Пояснительная записка
Важность данного курса в системе обучения детей с умственной отсталостью состоит в
том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается
пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется
профилактика дисграфии и дислексии.
Речевая практика играет важную роль в реализации основных целевых установок
среднего образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с
умственной отсталостью. Своевременное овладение правильной речью является одним из
главных условий формирования полноценной личности ребенка, гармоничного
психофизического развития, успешного обучения его в школе.
Речевая практика позволяет максимально успешно усвоить как «академический»
компонент образовательных программ, так и «жизненные компетенции» позволяющие ребенку
овладеть знаниями, умениями и навыками необходимыми для успешной социализации.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью задаются
спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения
учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Особые образовательные потребности обучающихся
с легкой умственной
отсталостью:
Можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем
обучающимся с УО:
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как
через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в
Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе
специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию
"обходных путей" обучения;
индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально
развивающегося обучающегося;
наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебнопознавательных задач, решаемых в процессе образования;
специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной
коммуникации;

коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по
всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое
мнение, обсуждать мысли и чувства);
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды;
максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы
образовательного учреждения.
Учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через специальные
образовательные условия (специальные методы формирования графомоторных навыков,
пространственных и временных представлений, приемы сравнения, сопоставления,
противопоставления при освоении нового материала, специальное оборудование, сочетание
учебных
и
коррекционных
занятий).
Цель — развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся.
Основные задачи реализации содержания:
 Расширение представлений об окружающей действительности.
 Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи.
 Развитие навыков связной устной речи.
 Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных
ситуациях общения.
 Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами
речевого этикета.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по речевой практике определяет содержание предмета и последовательность
его прохождения по следующим разделам:
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций
учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение
инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций,
предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки,
соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти
отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в
изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту,
пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование
правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в
речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого
общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в
общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения. Базовые формулы речевого общения: обращение,
привлечение внимания. "Ты" и "Вы", обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к
знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии).
Ласковые
обращения.
Грубые
и
негрубые
обращения.Бытовые(неофициальные)обращенияксверстникам,всемье.Именные,

бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику
полиции). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, девушка, мужчина).
Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения ("Скажите,
пожалуйста..."). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы: "Давай познакомимся", "Меня
зовут...", "Меня зовут..., а тебя?". Формулы: "Это...", "Познакомься, пожалуйста, это...".
Ответные реплики на приглашение познакомиться: "Очень приятно!", "Рад познакомиться!".
Приветствие и прощание: употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы: "Здравствуй", "Здравствуйте",
"До свидания". Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты
приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться,
посмотреть в глаза человеку.
Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной ночи".
Неофициальные разговорные формулы: "Привет", "Салют", "Счастливо", "Пока". Грубые
(фамильярные) формулы: "Здорово", "Бывай", "Чао" (в зависимости от условий
образовательной организации). Недопустимость дублирования этикетных формул,
использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как дела?", "Как
живешь?", "До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при прощании: "Приходи(те) еще",
"Заходи(те)", "Звони(те)".
Приглашение,предложение.Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с...", "Поздравляю с праздником..." и
их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю тебе...","Желаю Вам...","Я хочу
пожелать...". Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я хочу подарить
тебе...". Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой...", "Как хорошо ты...",
"Как красиво!".
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой
связи). Выражение просьбы позвать к телефону: "Позовите, пожалуйста...", "Попросите,
пожалуйста...", "Можно попросить (позвать)...". Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю".
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику,
к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы: "Пожалуйста,...", "Можно...,
пожалуйста!", "Разрешите...", "Можно мне...", "Можно я...".
Мотивировка отказа. Формула:"Извините, но...".
Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста". Благодарность
за поздравления и подарки как ответная реакция на выполнение просьбы:

"Спасибо... имя". Мотивировка благодарности. Формулы: "Очень приятно", "Я очень
рада" как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание:
"Спасибо за поздравление", "Я тоже поздравляю тебя (Вас)", "Спасибо, и тебя (Вас)
поздравляю".
Замечание,извинение.Формулы:"Извините,пожалуйста"с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения: "Я нечаянно", "Я не хотел".
Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент: одобрение как реакция на поздравления, подарки: "Молодец!",
"Умница!", "Как красиво!".
Примерные темы речевых ситуаций:
"Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей);
"Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в образовательной
организации, в секции, в творческой студии);
"Я за порогом дома"(покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в том числе
в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе);
"Я в мире природы"(общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и
речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках
лексической темы "Я за порогом дома" для отработки этикетных форм знакомства на уроках
могут быть организованы речевые ситуации "Давайте познакомимся!", "Знакомство во дворе",
"Знакомство в гостях".
Алгоритм работы над темой речевой ситуации:
1) Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
2) Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
3) Составление предложений по теме ситуации, вт. ч. Ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
4) Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей,
сюжета игры, его вариативности.
6) Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме
ситуации.
Место учебного предмета в учебном плане
Предметная область: язык и речевая практика.
Учебный предмет: речевая практика.
Количество часов в неделю: 1 ч.
Количество часов в год: 34 ч.

Личностные, базовые учебные действия, предметные результаты.
К личностным результатам освоения программы относятся:
1) Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою

Родину;
2) Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
В результате освоения курса речевой практики класса у обучающихся планируется
формирование базовых учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и
коммуникативных.
Личностные базовые учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социальноориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение,
текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные базовые учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–
класс, учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения по
речевой практике, готовность их применения в быту. Предметные результаты обучающихся с
НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным
критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный
и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого
уровня отдельными обучающимися по речевой практике не является препятствием к
продолжению образования.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец
обучения в 5 классе:
Минимальный уровень:
Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
Восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с
опорой на иллюстративный материал;
Выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец
чтения учителя;
Участие в беседах на темы, близких личному опыту ребенка;
Ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радиои телепередач.
Достаточный уровень:
Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы
на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ
речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия,
прощания, извинения и т.п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

№урока в году

№ урока в четверти

Календарно–тематическое планирование

I
четверть
1

1

2

2

3
4
5
6

3
4
5
6

7

7

8

8

9
2
четверть
10
11

9

12

3

13

4

14

5

15

6

16

7

1
2

Тема урока

Количество часов

Развитие артикуляционной моторики.
Повторение и воспроизведение по подобию,
по
Памяти предложений.
Жесты приветствия и прощания.
«Ты» и«Вы», обращение по имени и отчеству.
Общение на расстоянии.
Формирование правильного речевого дыхания.
Практическое использование темпа речи в
Речевых ситуациях.
Телефонный разговор. Формулы обращения,
Привлечение внимания
Я в мире природы (общение с животными).

1
1

Развитие артикуляционной моторики.
Слушание рассказа и ответы на вопросы по
тексту.
Кино, телевидение, радио.
Бытовые (неофициальные) обращения к
сверстникам, в семье.
Практическое использование силы голоса в
Речевых ситуациях.
«Я дома» (Общение с близкими людьми)
Приглашение, предложение. Правила
поведения
в гостях.

1
1

Телефонный разговор. Значение сигналов
телефонной связи (гудки, обращения
Автоответчика сотовой связи
Просьба, совет. Обращение с просьбой к
Незнакомому человеку.
Мотивация благодарности. Ответные реплики
На поздравления, пожелания.
Слушание сказки, ответы на вопросы.
Я за порогом дома. Обращение за помощью.

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

3
четверть
17

1

18

2

19

3

20
21

4
5

1
1
1
1

22
23
24

6
7
8

25
4
четверть
26
27
28

9

29

4

30

5

31
32

6
7

33
34

8
9

1
2
3

Поведение в общественных местах.
Сочувствие, утешение.
Поздравительные открытки. Поздравления
мамы.
Выражение просьбы позвать к телефону.

1
1
1

Знакомство во дворе.
Именные, бытовые, ласковые обращения.
Формирование правильного речевого
дыхания.
Грубое обращение, нежелательное
обращение
(по фамилии).
Использование мимики и жестов в
обращении.
Развитие артикуляционной моторики.
Повторение и воспроизведение
стихотворения.
Общение в соцсетях.
Благодарность. Мотивация благодарности.

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

Условия реализации предмета, курса (средства, приборы, устройства, методические
материалы).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса, реализуемого на основе рабочей программы «Речевая практика» для 5 класса по
достижению планируемых результатов освоения ФГОС НОО обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья. ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Федеральная адаптированная основная
общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью
представлено следующими объектами и средствами:
1. Учебно-методическое обеспечение:
А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно
отсталых дошкольников. Книга для учителя. Москва «БУК-МАСТЕР», 1993.
2. Технические средства:
- Персональный компьютер (ноутбук).
3. Учебно-практическое оборудование:
- Раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);
- Наборы предметных и сюжетных картинок;
- Книги (сказки).
- Картины по развитию речи.
- Демонстрационный материал.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».