РП_Биология 7 класс_ОВЗ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Вновь-Юрмытская
средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

________________________

________________________

Руководитель ШМО

И.о. директора

Койнова О.Н.
Протокол №1
от «27» 08 2025 г.

Сосновских В.С.
Приказ № 2808-1
от «28» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

«Биология»
для 7 класса
Вариант 1
кол-во часов в неделю - 2; кол-во часов в год - 68

СОСТАВИЛ
Койнова Ольга Николаевна

______
2025

1

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с нарушением интеллекта (далее ФАООП УО,
вариант (1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и адресована обучающимся с
нарушением интеллекта с учетом реализации особых образовательных
потребностей.
Учебный предмет «Биология» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Биология» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68
часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Биология».
Цель обучения – формирование элементарных знаний об
окружающем мире, умения ориентироваться в мире растений,
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 7 классе
определяет следующие задачи:
‒
формирование у обучающихся представлений об особенностях
природы, условиях произрастания разных видов растений;
‒
формирование представлений об органах цветкового растения;
их значении в жизни растений;
‒
формирование представлений о группах растений по месту их
произрастания, особенностях их внешнего строения, биологических
особенностях, практическом применении растений;
‒
формирование умения называть и показывать на иллюстрациях
и узнавать в природе изученные культурные и дикие виды растений;
‒
формирование умения применять полученные знания и
сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями,
выращивание рассады);
‒
формирование знаний правил поведения в природе;
взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается в 7
классе с раздела «Растения», в котором все растения объединены в группы
не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование
материала более доступно для понимания обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены
практически значимые темы, такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей
на зиму», «Лекарственные растения».
Основными организационными формами работы на уроке биологии
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа,
работа в парах.

2

При проведении уроков биологии предполагается использование
следующих методов:
−
объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
−
репродуктивный
метод
(воспроизведение
и
применение
информации);
−
метод проблемного изложения материала (постановка проблемы и
показ пути ее решения);
−
частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы);
−
исследовательский метод (учитель направляет, обучающиеся
самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических
работ, опытов; в ходе проведения экскурсий).
№ п/п
Название раздела, темы
Количество
часов
1

Введение

1

3

Растения леса

14

Цветочно- декоративные растения

6

2

4
5
6
7
8

Общее знакомство с цветковыми 16
растениями
Комнатные растения
Растения поля

Овощные растения
Растения сада

7
6
9
9

Итого
68
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты
‒ владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ
в классе и на пришкольном участке;
‒ формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к живой
и неживой природе;
‒ формирование бережного отношения к истории и культуре других
народов, природным и культурным достопримечательностям страны;
‒ принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей, участия в пропаганде сохранения окружающей среды, бережного
отношения к природе;
‒ формирование эстетических потребностей, умение видеть красоту,
гармонию окружающей природы.
Уровни достижения
3

предметных результатов по учебному предмету «Биология» на конец 7
класса
Предметные результаты
минимальный уровень
• узнавать и называть объекты неживой и живой природы;
• называть общие признаки изученных групп растений, условия их
произрастания;
• описывать особенности внешнего вида изученных растений,
называть основные части цветкового растения;
• использовать биологические знания в повседневной жизни;
• выполнять совместно с учителем практические работы;
• владеть практическими навыками безопасного поведения в случаях
контакта с ядовитыми видами растений;
• соблюдать основные правила безопасного поведения в природе.
достаточный уровень
• иметь представление об объектах неживой и живой природы;
• знать основные взаимосвязи между природными компонентами,
природой и человеком;
• устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним
видом объекта (единство формы и функции);
• знать признаки сходства и различия между группами растений ;
• выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
• узнавать изученные природные объекты по внешнему виду
(натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
• знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения,
использовать их для объяснения новых ситуаций;
•
выполнять
практические
работы
самостоятельно
или
предварительной (ориентировочной) помощи учителя
• владеть сформированными знаниями и умениями в учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях
Примерные планируемые результаты формирования базовых учебных
действий (БУД):
Личностные учебные действия:
На основе усвоенных норм социально одобряемого поведения в знакомых
(учебных) ситуациях при незначительном контроле (со стороны взрослого)
самостоятельно проявляет адекватное поведение, что позволяет:
• испытывать чувство гордости за свою страну;
• гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей
• адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.;
• уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
• активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
• бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и стран.
Коммуникативные учебные действия:
4

В ситуации взаимодействия с одноклассниками, при незначительном
контроле взрослого способен:
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач
• использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
В организованной взрослым деятельности при незначительной помощи
может:
• принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
• адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
В учебной деятельности, при наличии шаблона (образца, алгоритма,
схемы) может:
• дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию;
• использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.

5

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема урока
Введение – 1час
1.

Кол- Программное содержание Дифференциация видов деятельности
во
Минимальный уровень
Достаточный уровень
часов

Введение. Многообразие 1
растений. Цветковые и
бесцветковые растения

Повторение
основных
сведений о неживой и
живой
природе.
Разнообразие
размеров,
форм,
места
произрастания растений

Рассказывают
о
значении
растений
для
человека.
Рассказывают по рисункам, как
человек использует растения.
Выполняют работу в тетради на
печатной основе

Показывают на рисунках и
называют растения разных
размеров,
формы,
мета
произрастания, о их значении
и охране. Рассказывают о
роли растений в жизни
животных и человека, о
значении растений и их
охране

Формирование знаний об Называют части растения по
органах
цветкового рисунку, выполняют задания в
растения
рабочей тетради (подписывают
части растения на рисунке)

Находят и называют части
цветкового
растения
на
примере живого образца.
Выполняют задания по плану
лабораторной
работы.
Работают
со
схемами,
рисунками,
выполняют
задания в рабочей тетради,
делают вывод о строении
цветкового
растения,
значении каждой части для
растения

Общее знакомство с цветковыми растениями- 16 ч
2.

Общие
сведения
о 1
цветковых
растениях.
Культурные
и
дикорастущие
растения. Лабораторная
работа:
«Органы
цветкового растения»

6

3.

Подземные
органы 1
растения. Корень

Формирование знаний о Называют и показывают по
строении корня
рисунку в рабочей тетради
подземные
части
растения,
раскрашивают части корня

4.

Образование
корней. 1
Виды
корней.
Практическая
работа:
образование
придаточных
корней
(черенкование стебля)

Формирование знаний о Называют
виды
корней,
видах корней, корневых раскрашивают главный, боковые
волосках
и
придаточные
корни.
Показывают на рисунках. Под
руководством
учителя
выполняют
практическую
работу:
образование
придаточных корней

Показывают на растении
подземную
его
часть.
Раскрашивают части корня
растения
на
рисунке.
Выполняют
задания
в
рабочей
тетради:
подписывают
названия
корневых систем на рисунке.
Работают
со
схемами,
заполняют
таблицу:
записывают
из
чего
развиваются разные виды
корней

Показывают на растении и
называют
виды
корней.
Называют значение корневых
волосков. Называют корень,
как
орган
цветкового
растения, его значения для
растения.
Выполняют
практическую
работу:
образование
придаточных
корней. Делают вывод, что
придаточные
корни
отрастают от стебля и
листьев; о значении их для
роста
растений,
использовании человеком. В
рабочей
тетради
подписывают виды корней;
7

5.

Значение корня в жизни 1
растений.
Видоизменения корней

Закрепление знаний о Показывают
на
рисунках
разнообразии
корней, корнеплод свеклы, моркови;
корнеплодах и клубнях
корнеклубень
георгины.
Рассказывают об использовании
видоизмененных
корней
человеком

6.

Стебель.
стебля

Формирование знаний о
строении и образовании
стебля, положении стебля
в пространстве

Строение 1

Рассматривают и показывают на
рисунках
стебель,
называют
части
стебля;
называют, из чего образуется
стебель,
что
называется
побегом. Рассказывают
о
положении
стебля
в
пространстве (плети, усы)

записывают
в
таблицу
примеры растений с разными
корневыми системами

Повторяют и называют виды
корнеплодов. Показывают в
натуре
и
называют
видоизмененные
корни
(корнеплод, клубень). На
примерах растений называют
видоизменения
корней,
использовании их человеком.
Выполняют
задание
в
рабочей тетради: заполняют
таблицу,
записывают
примеры растений с разными
видоизмененными корнями

Показывают побег и стебель
растения на натуральных
объектах, называют виды
стеблей, из чего образуется
стебель.
Называют,
что
стебель с листьями и почками
это
побег.
Перечисляют
функции стебля. Приводят
примеры о разнообразии
стеблей растений, называют
растения
с
разным
положением
стебля
в
пространстве.
Выполняют
задание в рабочей тетради:
8

7.

Строение
древесного 1
стебля. Значение стебля
в жизни растений

Формирование знаний о
строении
древесного
стебля, значении стебля в
жизни растения

8.

Разнообразие стеблей.

Формирование знаний о Называют
по
рисункам
разнообразии стеблей
разнообразные
стебли
(травянистый,
древесный),
укороченный. Показывают и
называют по рисункам растения
с
прямостоячим,
ползучим,
цепляющимся,
вьющимся,

1

Называют по рисунку слои
стебля древесного растения.
Раскрашивают слои древесного
растения
на
рисунках.
Рассказывают о значении стебля
в жизни растений. Выполняют
задание в рабочей тетради:
подписывают названия слоев
стебля

подписывают на рисунке
части побега; делают вывод,
что
он
вырастает
из
зародышевого стебелька

Называют по таблице слои
стебля древесного растения.
Выполняют
задания
в
рабочей тетради: записывают
последовательность
расположения слоев в стебле
растения. Называют значение
каждого
слоя
стебля.
Сравнивают
стебли
древесных и травянистых
растений, находят признаки
сходства и отличи; делают
вывод,
чем
различаются
стебли
древесных
и
травянистых
растений.
Составляют рассказ: какую
работу выполняют стебли
травянистых и древесных
растений
Приводят
примеры
о
разнообразии
стеблей
растений, показывают на
растениях.
Сравнивают
разные виды стеблей, находят
черты сходства и отличия.
Называют, какое значение в

9

стелющимся
стеблями.
Выполняют задание в рабочей
тетради: подписывают рисунки с
разнообразными стеблями
9.

Лист. Внешнее строение 1
листа.
Простые
и
сложные
листья.
Лабораторная
работа
«Внешнее
строение
листа»

Формирование знаний о Называют по рисунку части
внешнем строении листа листа
(листовая
пластинка,
черешок), как прикрепляется
лист к стеблю; называют
простые и сложные листья,
рассматривают
расположение
жилок
на
листовой
пластинке.
Рассказывают
о
разнообразии листьев, формах
листовых
пластинок.
Под
руководством
учителя
выполняют
лабораторную
работу, выполняют задания в
рабочей
тетради
(рисунки
листовых пластинок, подписи
простых и сложных листьев)

природе имеет разнообразие
стеблей
растений.
Выполняют работу в рабочих
тетрадях: подписывают на
рисунках виды стеблей и
названия растений

По гербариям, рисункам,
натуральным
объектам
находят и называют части
листа,
способы
их
прикрепления к стеблю, типы
жилкования,
простые
и
сложные листья. Приводят
примеры
растений.
Сравнивают
листовые
пластинки, находят черты
сходства
и
отличия,
называют
отличительные
признаки
листовых
пластинок, делают вывод об
их разнообразии. Выполняют
лабораторную
работу,
задания в рабочей тетради
(работают с гербариями,
натуральными
объектами,
рисунками); делают вывод о
разнообразии
листьев,
приводят
примеры,
показывая их разнообразие на
растениях
и
гербариях;
10

10. Значение
листьев
в 1
жизни
растенияобразование
питательных веществ в
листьях
на
свету,
испарение
воды
листьями. Демонстрация
опыта
образование
крахмала
в
листьях
растений на свету

Формирование знаний об
образовании питательных
веществ
в
листьях
растений, значении этого
явления для растений

Называют, из каких веществ
состоит растение; по рисунку
учебника называют условия,
которые
необходимы
для
образования
органических
веществ
в
листьях;
рассказывают, какое значение
листьев в жизни растения; какое
значение для растения имеет
испарение воды. Выполняют
задания в рабочей тетради

11. Дыхание
растений. 1
Обмен
веществ
у
растений. Листопад и его
значение

Формирование знаний о По рисункам называют газы,
дыхании растений
которые лист поглощает и
выделяет при дыхании; как
происходит дыхание и питание
растения. Рассказывают
о
значении листопада для растений

рисуют разные по форме
листья
растений,
подписывают простые и
сложные листья на рисунках
в рабочей тетради.

Проводят исследование: из
каких
веществ
состоит
растение. Используя рисунок,
составляют
рассказ,
как
образуются
органические
вещества в листьях. Делают
вывод о значении для
растения
образование
крахмала,
условиях,
необходимых
для
образования
органических
веществ и испарения воды;
заполняют
таблицу.
Выполняют
задания
в
рабочей тетради: сравнивают
питание и дыхание, делают
вывод и записывают его
Сравнивают
процессы
дыхания и питания листа по
таблице.
Делают
вывод,
одинаковые это процессы или
противоположные;
объясняют понятие «обмен
веществ»
у
растений.
Рассказывают о значении

11

12. Цветок.
цветка.
работа:
цветка»

Строение 1
Лабораторная
«Строение

13. Виды
соцветий. 1
Опыление
цветков.
Образование плодов и
семян

Формирование знаний о Называют части цветка по
строении цветка
рисунку,
подписывают
и
раскрашивают в разные цвета
части
цветка.
Выписывают
новые термины- название частей
цветка
в
тетрадь.
Под
руководством
учителя
выполняют лабораторную работу
«Строение цветка»

Формирование знаний о
видах соцветий, способах
опыления
цветков,
образовании плодов и
семян

Называют по рисункам и
описывают
внешний
вида
разных соцветий, рассказывают,
как выглядит соцветие корзинка,
как располагаются цветки в
колосе.
Рассматривают
на

листопада в жизни растений.
Выполняют
задания
в
рабочей тетради: обозначают
правильные ответы в тексте,
каково значение листопада
для растений
Узнают и показывают на
схематических рисунках и
натуральных объектах части
цветка, читают названия,
подписывают на схемах в
рабочих
тетрадях;
сравнивают строение цветков
двух растений, называют
черты сходства и различия,
признаки сходства и различия
записывают
в
таблицу
рабочей тетради. Выполняют
задания лабораторной работы
в рабочей тетради. Отвечают
на вопросы: что образуется из
каждой
части
цветка;
называют
признаки
разнообразия цветков.
Называют виды соцветий,
находят образцы в природе, в
гербариях.
Сравнивают
соцветия разных растений,
находят
отличительные
признаки.
Сравнивают

12

рисунках
схемы
опыления
растений, образования плодов и
семян. Рассказывают о значении
соцветий в жизни растений.
Выполняют задания в рабочей
тетради: подписывают соцветия
на рисунках

14. Плоды
сочные.

сухие

и 1

15 Распространение плодов 1
и семян

Повторение и закрепление
знаний об образовании
плодов
и
семян.
Формирование знаний о
разнообразии плодов

Называют по рисункам из какой
части цветка образуется плод.
Показывают на схеме разные
плоды, сравнивают сочные и
сухие плоды, называют растения
с данными видами плодов.
Выполняют задания в рабочей
тетради: работают с рисунками,
таблицей
(подписывают
названия растений, типы плодов)

Формирование знаний о Рассказывают
о
способах
способах распространения распространения плодов и семян;
плодов и семян
называют какие приспособления
к распространению есть у плодов
разных
видов
растений.

соцветия разных растений,
находят
отличительные
признаки, делают вывод о
значении соцветий в жизни
растений. Рисуют схемы
соцветий. Называют виды и
способы
опыления,
их
отличия, образование плодов
и семян. Выполняют задание
в
рабочей
тетради:
записывают
в
таблицу
примеры растений с разными
видами соцветий и способами
опыления

Используя схему, называют
группы и типы плодов,
сравнивают плоды разных
групп,
находят
черты
сходства
и
отличия.
Приводят примеры растений
с разными типами плодов;
делают
вывод
об
их
разнообразии.
Узнают
и
называют виды плодов на
рисунках, коллекциях.

Составляют
рассказ
о
способах
распространения
плодов и семян по схеме.
Называют
какие
приспособления
имеют
13

Приводят примеры растений

16 Строение
Лабораторная
«Строение
фасоли»

семени. 1
работа:
семени

Формирование знаний о По рисункам называют и
строении семян растений рассказывают о разнообразии
плодов.
Под
руководством
учителя
выполняют
лабораторную работу: изучают
строение
семени
фасоли
(рассматривают
набухшие
семена фасоли, рассказывают о
внешнем виде плода, находят
части семени). Подписывают
части семени на рисунках в
рабочих тетрадях

плоды для распространения.
Делают
вывод:
какое
значение для природы имеет
распространение
семян.
Выполняют
задание
в
рабочей тетради: называют
особенности плода, семени,
связанные
с
распространением;
устанавливают взаимосвязь
среды обитания и строения
плодов.

По рисункам и коллекциям
семян
рассматривают
и
называют плоды разных
растений; делают вывод о их
разнообразии.
Выполняют
задания
лабораторной
работы: проращивают семя
фасоли,
проводят
исследование, находят и
показывают части семени; на
основании
проведенного
исследования делают вывод,
что общего в строении
зерновки пшеницы и семени
фасоли.
Проводят
наблюдение за развитием
проростка и прорастанием
семени. На примере растений
14

17 Условия, необходимые 1
для прорастания семян.
Практическая
работа
«Определение всхожести
семян»

Растения леса - 14 часов
18 Растения
Некоторые
биологические
особенности леса

леса. 1

Формирование знаний об
условиях
прорастания
семян.
Формирование
практических
навыков
определения
всхожести
семян

Называют по рисункам, какие
условия
необходимы
для
прорастания
семян.
Под
руководством
учителя
определяют всхожесть семян

Формирование знаний о
растениях
леса,
о
некоторых биологических
особенностях леса

Рассматривают на рисунках
разнообразие
древесных
и
травянистых
растений,
произрастающих
в
лесу;
называют виды растений, их
биологические особенности и
особенности внешнего строения
произрастающих в лесу растений

составляют описание семени
по
форме,
размерам,
записывают
результаты
сравнения в тетрадь
Называют, какие условия
необходимы для прорастания
семян. Проводят опыты. На
основании результатов опыта
делают вывод, что для
прорастания семян нужна
влага,
тепло
и
воздух. Проводят опыт по
определению
всхожести
семян. В ходе выполнения
практической
работы
отрабатывают практические
навыки работы с семенами по
определению их всхожести

Называют
биологические
особенности леса. Называют
признаки
разных
форм
растительных объектов леса
(дерево, кустарник, трава);
находят черты сходства и
отличия;
описывают
особенности их внешнего
вида
и
условий
произрастания.
15

19 Лиственные
деревья. 1
Практическая
работа:
определение
возраста
лиственных деревьев по
годичным кольцам

Расширение
и
систематизация знаний об
особенностях
внешнего
строения
лиственных
деревьев, их разнообразии

Узнают и называют по рисункам,
слайдам, фотографиям виды
лиственных деревьев (береза,
дуб, липа, осина). Подписывают
на рисунках части лиственного
дерева.
Под
руководством
учителя
выполняют
практическую
работу:
определяют возраст лиственных
деревьев по годичным кольцам
на спилах древесных стволов

Устанавливают взаимосвязи
между
природными
компонентами леса

Узнают и называют виды
лиственных деревьев (береза,
дуб, липа осина); на основе
сравнительной
характеристики
находят
общие
и
отличительные
признаки
их
строения,
делают вывод об общих и
отличительных
признаках
строения
лиственных
деревьев; называют условия
их
произрастания,
устанавливают взаимосвязь
между средой обитания и
внешним
видом.
Рассказывают
об
использовании
древесины
различных видов лиственных
деревьев.
Выполняют
практическую
работу:
определяют
возраст
лиственных
деревьев
по
годичным кольцам на спилах
древесных стволов, делают
вывод,
что
возраст
лиственного
дерева
определяется
количеством
16

20 Хвойные
деревья. 1
Практическая
работа:
«Определение возраста
хвойных деревьев по
мутовкам»

Расширение
представлений
особенностях
строения
и
произрастания
деревьев

21 Лесные
кустарники. 1
Бузина,
лещина
(орешник), шиповник

Расширение
представлений о лесных
кустарниках,
отличии
деревьев от кустарников

об
внешнего
условиях
хвойных

Узнают по внешнему виду и
называют
хвойные
деревья,
произрастающие в лесу (ель,
сосна); описывают внешний вид,
рассказывают об отличительных
особенностях строения листьев и
шишек сосны и ели; под
руководством
учителя
выполняют практическую работу
по определению возраста сосны
по мутовкам

Узнают
кустарники,
произрастающие в лесу
на
иллюстрациях и фотографиях,
сравнивают
с
деревьями,

годичных
колец.
Устанавливают взаимосвязь
между средой обитания и
внешним видом объекта

Узнают и называют по
рисункам, слайдам, в натуре
хвойные деревья (сосна, ель).
Сравнивают
особенности
внешнего строения сосны и
ели, хвойных и лиственных
деревьев. Называют условия
произрастания,
признаки
взаимосвязи внешнего вида и
среды обитания растений;
под руководством учителя
выполняют
практическую
работу
по
определению
возраста сосны по мутовкам,
используя
ветки
сосны.
Делают
вывод
об
определении
возраста
хвойных
деревьев
по
количеству
мутовок.
Составляют рассказ по плану
о хозяйственном значении
сосны и ели
Узнают и называют лесные
кустарники,
выделяют
существенные
признаки
отличия
кустарников
от

17

называют особенности внешнего
строения
кустарников;
рассказывают,
плоды
каких
кустарников человек использует
в
пищу.
Знакомятся
со
съедобными
и
ядовитыми
плодами кустарников

22 Ягодные
кустарнички. 1
Черника, брусника

Формирование знаний об Узнают на рисунках растения
ягодных кустарничках
черники и брусники. Называют
особенности внешнего вида,
отмечают общие признаки их
строения;
называют
места
произрастания

23 Лекарственное значение 1
ягод: черники, брусники.
Правила их сбора и
заготовки

Формирование знаний о Узнают на рисунках и называют
лекарственном значении отличительные
особенности
ягод
внешнего вида ягод черники и
брусники, правила сбора ягод, их

деревьев;
называют
особенности
внешнего
строения (признаки сходства
и отличия) разных видов
кустарников, отличительные
признаки
съедобных
и
ядовитых плодов изучаемых
кустарников; рассказывают
об
использовании
их
человеком,
правилах
поведения в природе, технике
безопасности

Узнают по внешнему виду и
называют
ягодные
кустарнички,
отмечают
особенности
внешнего
строения, черты сходства и
отличия;
сравнивают
кустарнички с кустарниками,
делают
вывод
об
отличительных
признаках,
устанавливают взаимосвязь
между
особенностями
внешнего вида и средой
обитания,
описывают
биологию этих растений
Узнают на рисунках и
называют
отличительные
особенности внешнего вида
ягод (черники и брусники);

18

заготовке. Называют
поведения в природе

24 Травы.
Ландыш, 1
кислица. Практическое
значение растений

Формирование знаний о
лесных
травянистых
растениях,
их
практическом значении

25 Травы.
Подорожник, 1
мать-имачеха,
зверобой. Практическое
значение растений

Закрепление
расширение знаний
лекарственных травах

правила отмечают их лекарственное
значение. Рассказывают о
правилах сбора и заготовки
ягод. Отмечают взаимосвязь
между
природой
и
человеком. Рассказывают о
правилах
поведения
в
природе

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде ландыша и
кислицы,
рассказывают
об
особенностях
строения
трав.
Узнают и называют
ландыш
и
кислицу,
рассказывают о практическом их
применении

и Узнают на рисунках и называют
о лекарственные
травы;
рассказывают о местах их
произрастания,
практическом
значении этих растений. Находят
на иллюстрациях, оформляют
альбом «Растения леса»

Узнают по вешнему виду
ландыш
и
кислицу;
описывают
особенности
строения
травянистых
растений,
местах
произрастания, сравнивают с
кустарничками
и
кустарниками, называют их
общие
и
отличительные
признаки. Рассказывают о
практическом значении трав

Узнают по внешнему виду на
рисунках, слайдах, гербариях
травы,
описывают
их
внешний
вид,
называют
отличительные
признаки,
места произрастания, правила
сбора
и
практического
использования
человеком.
Отмечают взаимосвязь между
природой
и
человеком,
называют правила поведения
19

26 Грибы леса. Строение 1
шляпочного
гриба.
Практическая
работа:
«Лепка из пластилина
моделей
различных
видов лесных грибов»

Формирование знаний о Узнают и называют виды
шляпочных грибах
шляпочных грибов, места их
произрастания. Называют на
таблице, макетах части гриба
(шляпка, пенек, грибница). Под
руководством
учителя
выполняют практическую работу
«Лепка из пластилина модели
шляпочного гриба»

27 Грибы
съедобные
ядовитые

Формирование знаний о Распознают
по
рисункам,
съедобных и ядовитых фотографиям
и
таблицам
грибах
съедобные и ядовитые грибы,
называют их отличительные

и 1

в природе, бережного к ней
отношения.
В
рабочей
тетради
выполняют
практические
задания:
зарисовки,
подбор
иллюстраций
по
теме
«Растения леса»

Узнают по внешнему виду и
называют шляпочные грибы,
показывают на таблицах и
муляжах его части (шляпка,
пенек, грибница); называют
места
и
условия
произрастания
шляпочных
грибов,
устанавливают
взаимосвязь между средой
обитания и строением гриба
(взаимосвязь
корней
растений
и
грибов).
Выполняют
практическую
работу «Лепка из пластилина
моделей различных видов
лесных
грибов»,
делают
вывод об общих признаках
строения грибов и внешнем
их разнообразии
Используя таблицу, называют
виды съедобных и ядовитых
грибов; называют черты
сходства
грибов
и
их

20

28 Оказание
первой 1
помощи при отравлении
грибами.
Обработка
съедобных грибов перед
употреблением в пищу.
Грибные
заготовки
(засолка, маринование,
сушка)

Закрепление знаний о
съедобных и ядовитых
грибах.
Формирование
знаний
об
оказании
первой
помощи
при
отравлении
грибами.
Формирование знаний о
грибных заготовках

признаки. Перечисляют правила отличительные
признаки;
сбора грибов. Рассказывают о признаки
распознавания
правилах поведения в лесу
съедобных
и
ядовитых
грибов.
Называют
отличительные
признаки
грибов-двойников, находят и
показывают
на
иллюстрациях,
таблицах,
слайдах.
Рассказывают о
соблюдении правил сбора
грибов, правилах поведения в
природе
Узнают и называют ядовитые
грибы,
рассказывают
о
признаках каждого из них;
называют признаки отравления
ядовитыми
грибами.
Рассказывают
о
правилах
обработки съедобных грибов
перед
употреблением
в
пищу. По рисункам, слайдам
описывают рецепты засолки,
маринования и сушки грибов.
Рассказывают о пользе грибов
для человека и животных

Называют ядовитые грибы,
их отличительные признаки
по таблице. Рассказывают о
правилах
сбора
и
употребления
грибов,
обработке съедобных грибов
перед употреблением в пищу.
Рассказывают
о
пользе
грибов в питании человека,
способах и разных методах
их заготовки; соблюдении
правил гигиены при засолке,
мариновании, сушке грибов.
Работают в парах, составляют
рецепты грибных заготовок.
Составляют памятку: приемы
оказания первой помощи при
отравлении грибами
21

29 Охрана
леса. 1
Лекарственные травы и
растения.
Растения
Красной
книги.
Практическая
работа
«Подбор литературных
произведений
с
описанием леса (русский
лес в поэзии и прозе)»

Закрепление знаний о Рассказывают, зачем необходимо
значении леса в жизни беречь лес, что лес дает
человека и его охране
человеку.
По
рисункам,
таблицам, слайдам называют
охраняемые
растения
леса;
называют растения, занесенные в
Красную
книгу.
Приводят
примеры
литературных
произведений с описанием леса
(«Русский лес в поэзии и прозе»)

30 Экскурсия в природу 1
«Ознакомление
с
разнообразием растений,
с
распространением
плодов и семян, с
осенними явлениями в
жизни растений»

Формирование
умения
наблюдать
за
окружающей
действительностью,
фиксирование
и
обобщение
своих
наблюдений, повторение
и закрепление знаний о
разнообразии растений в
природе

Узнают
по
особенностям
внешнего
вида
изученные
растения, находят и показывают
части растений, плоды и семена,
рассказывают о способах их
распространения

Используя таблицу, рисунки,
слайды
рассказывают
о
значении леса в жизни
человека,
лекарственных
травах
и
растениях,
растениях Красной книги.
Выполняют
практическую
работу:
подбирают
литературные произведения с
описанием
леса
из
предложенного
учителем
перечня
литературных
произведений («Русский лес в
поэзии
и
прозе»).
Формулируют
правила
поведения в лесу, составляют
памятку
Узнают
и
называют
изученные
растения,
называют
отличительные
признаки внешнего вида
групп изученных растений;
определяют и называют типы
плодов,
способы
их
распространения.
Устанавливают взаимосвязь
между средой обитания и
внешним видом растений.
Рассказывают об осенних
явлениях в жизни растений,

22

Комнатные растения - 7 часов
31 Разнообразие комнатных 1
растений. Светолюбивые
растения

оформляют
результаты
наблюдений
в
тетрадь,
делают выводы
Формирование знаний о
разнообразии комнатных
растений, биологических
особенностях
светолюбивых растений

Узнают светолюбивые растения
(бегония, герань, хлорофитум) на
рисунках, в натуре. Называют
особенности их внешнего вида,
биологические
особенности
светолюбивых
растений.
Рассказывают об особенностях
ухода,
выращивания,
размножения

Узнают
и
называют
светолюбивые
растения
(бегония,
герань,
хлорофитум) в натуральном
виде, на рисунках и слайдах.
Сравнивают,
называют
особенности их внешнего
строения,
устанавливают
взаимосвязь между средой
обитания и внешним видом.
Отмечают
биологические
особенности светолюбивых
растений.
Называют
как
биологические особенности
влияют
на
особенности
ухода,
выращивания
размножения светолюбивых
растений.
Устанавливают
взаимосвязь между средой
обитания и внешним видом
растений, делают вывод об
особенностях
строения
светолюбивых
растений.
Подписывают на рисунках
светолюбивые растения
23

32 Разнообразие комнатных 1
растений.
Теневыносливые
растения

Формирование знаний о
разнообразии комнатных
растений, биологических
особенностях
теневыносливых растений

Узнают
теневыносливые
растения
(традесканция,
африканская
фиалка)
на
рисунках, в натуре. Называют
особенности их внешнего вида,
биологические
особенности
теневыносливых
растений.
Рассказывают об особенностях
ухода,
выращивания,
размножения

33 Разнообразие комнатных 1
растений. Влаголюбивые
растения

Формирование знаний о
разнообразии комнатных
растений, биологических
особенностях
влаголюбивых растений

Узнают влаголюбивые растения
(циперус,
аспарагус)
на
рисунках, в натуре. Называют
особенности их внешнего вида,
биологические
особенности
влаголюбивых
растений.
Рассказывают об особенностях

Узнают
и
называют
теневыносливые
растения
(традесканция, африканская
фиалка) в натуральном виде,
на рисунках и слайдах.
Сравнивают,
называют
особенности их внешнего
строения,
устанавливают
взаимосвязь между средой
обитания и внешним видом.
Отмечают
биологические
особенности теневыносливых
растений.
Называют
как
биологические особенности
влияют
на
особенности
ухода,
выращивания,
размножения
теневыносливых
растений.
Устанавливают взаимосвязь
между средой обитания и
внешним видом растений,
рисуют в тетрадь 1-2 вида
теневыносливых растений

Узнают
и
называют
влаголюбивые
растения
(циперус,
аспарагус)
в
натуральном
виде,
на
рисунках
и
слайдах.
Сравнивают,
называют
особенности их внешнего
24

ухода,
размножения

34 Разнообразие комнатных 1
растений.
Засухоустойчивые
растения

Формирование знаний о
разнообразии комнатных
растений, биологических
особенностях
засухоустойчивых
растений

выращивания, строения,
устанавливают
взаимосвязь между средой
обитания и внешним видом.
Отмечают
биологические
особенности влаголюбивых
растений.
Называют
как
биологические особенности
влияют
на
особенности
ухода,
выращивания
размножения влаголюбивых
растений.
Устанавливают
взаимосвязь между средой
обитания и внешним видом
растений. Делают зарисовку
одногодвух
видов
влаголюбивых
комнатных
растений в тетради

Узнают
засухоустойчивые
растения (суккуленты, кактусы)
на рисунках, в натуре. Называют
особенности их внешнего вида,
биологические
особенности
засухоустойчивых
растений.
Рассказывают об особенностях
ухода,
выращивания,
размножения

Узнают
и
называют
засухоустойчивые растения
(суккуленты,
кактусы)
в
натуральном
виде,
на
рисунках
и
слайдах.
Сравнивают,
называют
особенности их внешнего
строения,
устанавливают
взаимосвязь между средой
обитания и внешним видом.
Отмечают
биологические
особенности
засухоустойчивых растений.
25

35 Климат и красота в доме. 1
Фитодизайн:
создание
уголков
отдыха,
интерьеров
из
комнатных
растений.
Практическая
работа
«Составление
композиций
из
комнатных растений»

Формирование
понятия
«фитодизайн».
Расширение знаний о
пользе,
приносимой
комнатными растениями

Рассказывают о роли комнатных
растений в жизни человека, в
интерьере квартиры; пользе,
приносимой
комнатными
растениями. Называют основные
приемы размещения комнатных
растений в помещении. Под
руководством
учителя
выполняют
зарисовку
расположения
комнатных
растений
в
интерьере
помещения,
составляют
композиции

Называют как биологические
особенности
влияют
на
особенности
ухода,
выращивания, размножения
засухоустойчивых растений.
Устанавливают взаимосвязь
между средой обитания и
внешним
видом
растений. Подписывают на
рисунках засухоустойчивые
растения
Перечисляют
правила
фитодизайна.
Называют
основные
приемы
и
принципы
размещения
комнатных
растений
в
помещении:
одиночные
растения, композиции из
горшочных
растений,
комнатный садик, террариум,
«зеленая» комната, кухня,
спальня, холл. Называют
критерии подбора разных
видов
растений
в
помещениях
квартиры
в
соответствии
с
их
биологическими
особенностями.
Рассказывают
о
пользе,
приносимой разными видами

26

Работают с карточкой по
составлению
последовательности работы при
подготовке черенков комнатных
растений, под руководством
учителя
выполняют
практические
работы
по
черенкованию
и
посадке
укорененных черенков

комнатных
растений,
создании климата и красоты в
доме.
Выполняют
практическую работу по
составлению композиций из
комнатных
растений
на
рисунках и в натуре, делают
вывод
о
значении
фитодизайна в создании
климата и красоты в доме

36 Практические
работы: 1
«Черенкование
комнатных
растений.
Посадка
укорененных
черенков»

Закрепление знаний о
комнатных
растениях,
формирование
практических
умений
черенкования и посадки
комнатных
растений
укорененными черенками

Называют
условия,
необходимые для роста и
развития
комнатных
растений.
Составляют
памятку по этапам работы
черенкования
и
посадки
укорененных черенков. Под
руководством
учителя
выполняют
работы
по
черенкованию
комнатных
растений (фиалка, герань).
Отрабатывают
навыки
правильного черенкования и
посадки
окорененных
черенков. Делают вывод о
видах
размножения
комнатных растений

37 Практическая
работа: 1
«Пересадка и перевалка
комнатных
растений,

Формирование
понятий Рассматривают рисунки, слайды Рассказывают,
чем
«перевалка»
и по
правилам
ухода
за отличается пересадка от
«пересадка», закрепление комнатными
растениями. перевалки,
правилах
ее
27

уход за комнатными
растениями:
полив,
обрезка»

умений
пересадки
и
перевалки
комнатных
растений, правил ухода за
комнатными растениями

Цветочно- декоративные растения - 6 часов
38 Однолетние
растения: 1
астра,
календула,
бархатцы. Особенности
внешнего строения и
выращивания

Формирование знаний об
особенностях
внешнего
строения и выращивания
однолетних растений

Читают памятку по пересадке и
перевалке. Используя картинки
с
комнатными
растениями,
составляют рассказ о правилах
ухода за комнатным растением.
Под
руководством
учителя
выполняют практические работы
по пересадке, перевалке и уходу
за комнатными растениями.
Повторяют по рисункам правила
ухода
за
комнатными
растениями

проведения. Называют виды
пересадки, правила пересадки
и перевалки. Работают с
памятками
«Технология
перевалки
и
пересадки
комнатных
растений».
Выполняют
практическую
работу по пересадке и
перевалке растений, делают
вывод об отличии пересадки
и перевалки. Проводят уход
за комнатными растениями:
полив,
обрезка.
Разрабатывают
памятку «Правила ухода за
комнатными
растениями».
Записывают
в
рабочей
тетради
наблюдения
за
состоянием растений после
перевалки и пересадки

Узнают на рисунках, слайдах
цветочнодекоративные
растения (астра, календулы,
бархатцы),
называют
части
цветкового
растения
и
отличительные
особенности
внешнего строения однолетних
растений.
Рассказывают
по
карточкам
и
рисункам
о

Читают
определение
в
учебнике
«однолетние
растения», рассказывают о
цикле развития однолетних
растений. Узнают и называют
растения
по
рисункам,
слайдам, в натуральном виде.
Сравнивают
особенности
внешнего строения, называют
28

способах выращивания растений
(через рассаду и прямым
посевом в грунт). Работают с
таблицей: выбирают из перечня в
таблице
температуру
выращивания, сроки посева и
цветения изученных однолетних
растений

39 Однолетние
растения: 1
размещение в цветнике,
их дизайн

Закрепление знаний об
особенностях
внешнего
строения и выращивания
однолетних
растений.
Формирование знаний о
дизайне цветников

Называют
разные
виды
однолетних
цветочнодекоративных
растений
по
рисункам, таблицам, слайдам.
Рассказывают об особенностях
внешнего
вида,
способах
размещения в цветниках. Рисуют
схемы размещения цветов в
цветниках;
составляют
с
помощью
рисунков
виды
цветников, их дизайн

отличия однолетников по
внешнему виду и срокам
цветения.
Называют
биологические особенности
растений
и
условия,
необходимые
для
их
выращивания; устанавливают
взаимосвязь
растений
и
условий их произрастания.
Делают вывод о способах
выращивания растений (через
рассаду и прямым посевом в
грунт)
Разъясняют значение понятия
«ландшафтный
дизайн».
Называют
по
таблицам,
рисункам, слайдам виды
цветочнодекоративных
культур,
устанавливают
взаимосвязь
особенностей
внешнего строения и правил
размещения в цветниках;
перечисляют
параметры
подбора растений для клумб;
называют виды цветников.
Составляют
схемы
размещения
растений
в
цветниках, композиции из
цветников.Работают
с
памяткой «Правила создания

29

40 Двулетние
растения: 1
анютины
глазки,
маргаритки.
Особенности внешнего
строения и выращивания

Формирование знаний об
особенностях
внешнего
строения и выращивания
двулетних растений

Узнают и называют по таблице,
рисункам, слайдам двулетние
растения
(анютины
глазки,
маргаритки),
отмечают
особенности
внешнего
строения.
Рассказывают
об
особенностях
выращивания
растений, называют различия в
способах
выращивания
однолетних
и
двулетних
растений.
Рассматривают
рисунки
с
размещением
растений в цветнике.

41 Многолетние растения: 1
флоксы,
георгины.
Особенности внешнего
строения и выращивания

Формирование знаний об
особенностях
внешнего
строения и выращивания
многолетних растений

Узнают и называют по таблице,
рисункам, слайдам многолетние
растения (флоксы, георгины),
отмечают особенности внешнего
строения.
Рассказывают
об
особенностях
выращивания
растений,
размещении
в
цветнике

цветников»

Узнают
и
называют
изученные
двулетние
растения, рассказывают об
особенностях
внешнего
строения,
выделяют
существенные
признаки
двулетних
растений.
Рассказывают
об
особенностях выращивания
двулетних растений. Делают
вывод о различии в способах
выращивания однолетних и
двулетних
цветочных
растений. Составляют схемы
размещения
растений
в
цветнике
Узнают
и
называют
изученные
многолетние
растения (флоксы, георгины)
по рисункам и в натуре,
рассказывают
об
особенностях
внешнего
строения. Делают вывод об
их разнообразие по строению
и окраске цветов, выделяют
существенные
признаки
многолетних растений, их
отличие от двулетних и
однолетних. Рассказывают об

30

42 Многолетние цветочно- 1
декоративные растения:
тюльпаны,
нарциссы.
Цветы в жизни человека

Растения поля - 6 часов

43 Хлебные
(злаковые) 1
растения. Особенности
внешнего строения и
биологические

Закрепление знаний об
особенностях
внешнего
строения и выращивания
многолетних растений, их
разнообразии,
значении
цветов в жизни человека

Узнают и называют по рисункам,
слайдам многолетние растения
(тюльпаны, нарциссы), отмечают
особенности
внешнего
строения.
Рассказывают
об
особенностях
выращивания
растений, значении цветов в
жизни
человека,
бережном
отношении к природе

Формирование знаний об
особенностях
внешнего
строения и биологических
особенностях
злаковых

Узнают и называют по рисункам,
слайдам, гербариям хлебные
растения (пшеница, рожь, овес,
кукуруза),
рассказывают
об

особенностях
их
выращивания, размещении в
цветнике, правилах ухода за
растениями.
Выполняют
задание
в
тетради,
подписывают рисунки

Узнают и называют по
рисункам, слайдам, в натуре
изученные
многолетние
растения
(тюльпаны,
нарциссы), рассказывают об
особенностях
внешнего
строения
(отмечают
их
разнообразие),
сроках
цветения
растений,
их
эстетическом
значении. Рассказывают об
особенностях
их
выращивания,
правилах
ухода за растениями. Готовят
рисунки «Виды цветников, их
дизайн». Выполняют задание
в
тетради,
подписывают
рисунки
Узнают и называют по
рисункам,
слайдам,
гербариям растения, которые
относятся
к
злаковым
31

особенности растений

растений

особенностях
внешнего
строения, отмечают их сходство.
Рассказывают, зачем человек
выращивает злаковые, почему их
называют хлебные злаковые.

44 Выращивание хлебных 1
(злаковых) растений

Формирование знаний о По опорным рисункам, слайдам
выращивании
хлебных рассказывают из каких этапов
(злаковых) растений
состоит процесс выращивания
зерновых, особенностях посева,
посадки, ухода, уборки растений.
Рассказывают о профессиях
людей, которые выращивают
хлеб, уважении к людям этих
профессий, об отношении к
хлебу

45

Формирование знаний об Работают

Использование злаков в 1

с

(пшеница,
рожь,
овес,
кукуруза);
показывают
разные
виды
хлебных
растений
на
таблице,
гербариях,
в
натуре.
Рассказывают
об
особенностях
внешнего
строения
этих
растений,
отмечают черты сходства и
отличия,
называют
биологические особенности
растений. Делают вывод о
сходстве
внешнего
вида
хлебных растений

Называют этапы работы по
выращиванию
злаковых
культур. Рассказывают о
значимости труда хлебороба,
отношении
к
хлебу,
уважении к людям, его
выращивающим. В рабочей
тетради подписывают этапы
выращивания под рисунками,
записывают
в
графах
таблицы. Делают вывод о
взаимосвязи
природных
компонентов и человеком; о
необходимости
ухода
за
посевами

рисунками, Приводят

примеры

32

народном хозяйстве

46 Технические
сахарная
картофель

использовании злаков в слайдами,
таблицей.
народном хозяйстве
Рассказывают,
как
человек
использует злаковые, что можно
приготовить из разных злаковых
культур. Объясняют значение
пословиц о хлебе

культуры: 1
свекла,

Формирование знаний об
особенностях
внешнего
строения и биологических
особенностях технических
культур

Узнают и называют технические
культуры
(сахарная
свекла,
картофель) на рисунках, слайдах,
макетах.
Рассказывают
об
особенностях внешнего вида
растений;
называют
их
биологические
особенности,
особенности выращивания и
использования
в
народном
хозяйстве

47 Технические культуры: 1
подсолнечник

Формирование знаний об
особенностях
внешнего
строения и биологических
особенностях
подсолнечника

Узнают
и
называют
подсолнечник
на
рисунках,
слайдах, макетах. Рассказывают
об особенностях внешнего вида
растения;
называют
его
биологические
особенности,

использования
злаков
в
народном
хозяйстве.
Работают с текстом учебника,
таблицей
«Использование
зерновых злаков человеком»;
заполняют таблицу на основе
анализа
текста
учебника. Работают
в
группах,
смотрят
и
обсуждают видеоролики

Узнают
и
называют
технические
культуры
(сахарная свекла, картофель)
на рисунках, сладах, макетах,
в
натуре.
Отмечают
особенности
внешнего
строения
этих
растений.
Рассказывают
о
выращивании растений с
учетом их биологических
особенностей
(посев,
посадка, уход, уборка); об
использовании в народном
хозяйстве

Узнают
и
называют
подсолнечник на рисунках,
сладах, макетах, в натуре.
Отмечают
особенности
внешнего строения растения.
Рассказывают
о
33

особенности выращивания
использования человеком

и выращивании подсолнечника
с учетом его биологических
особенностей
(посев,
посадка, уход, уборка); об
использовании в народном
хозяйстве

48 Технические культуры: 1
лен, хлопчатник.

Расширение знаний об
особенностях
внешнего
строения и биологических
особенностях технических
культур

Узнают и называют технические
культуры (лен, хлопчатник) на
рисунках, слайдах, макетах.
Рассказывают об особенностях
внешнего
вида
растений;
называют их биологические
особенности,
особенности
внешнего
строения
и
выращивают; как используются в
народном
хозяйстве,
видах
одежды из льна и хлопка

49 Сорные растения полей 1
и огородов

Формирование знаний о Узнают и называют по рисункам,
сорных растениях полей и слайдам сорные растения полей
огородов
и огородов (осот, пырей, лебеда),
рассказываю о внешнем виде

Узнают
и
называют
технические культуры (лен,
хлопчатник) на рисунках,
сладах, макетах, в натуре.
Отмечают
особенности
внешнего
строения
этих
растений. Рассказывают о
выращивании растений с
учетом их биологических
особенностей;
об
использовании в народном
хозяйстве. Рассказывают о
растениях, как сырье для
текстильной
промышленности.
Рассказывают
о
видах
одежды из льна и хлопка,
дают характеристику свойств
волокон льна и хлопка,
свойств тканей и одежды
Узнают и называют по
рисункам,
слайдам,
гербариям, в натуре сорные
растения полей и огородов

34

растений, методах борьбы
сорными растениями

Овощные растения - 9 часов

с (осот,
пырей,
лебеда).
Отмечают особенности их
внешнего
строения,
биологические особенности и
условия
произрастания
(отношение с свету, теплу,
влаге);
называют
меры
борьбы
с
сорными
растениями.
Работают
с
рисунками,
подписывают
названия растений

50 Однолетние
растения:
огурец

овощные 1
помидор,

Формирование знаний об
особенностях
внешнего
строения, биологических
особенностях
выращивания помидор и
огурцов

Узнают и называют по рисункам,
слайдам растения помидор и
огурцов,
рассказывают
об
особенностях внешнего вида, как
выращивают растения (посев,
уход, уборка), пользе растений.
Показывают
на
опорных
картинках последовательность
развития однолетних овощных
растений от семени до семени

51 Однолетние
растения:
перец

овощные 1
баклажан,

Формирование знаний об
особенностях
внешнего
строения, биологических
особенностях
выращивания баклажана,

Узнают и называют по рисункам,
слайдам растения баклажана,
перца;
рассказывают
об
особенностях внешнего вида, как
выращивают растения (посев,

Узнают и называют по
рисункам, слайдам, в натуре
растения помидор и огурцов.
Рассказывают
об
особенностях
внешнего
строения,
биологических
особенностях выращивания
(посев,
уход,
уборка).
Работают
с
опорными
картинками:
развитие
растений от семени до
семени
Узнают и называют по
рисункам, слайдам, в натуре
растения баклажана, перца.
Рассказывают
об
особенностях
внешнего

35

перца

уход, уборка), пользе растений.
Показывают
на
опорных
картинках последовательность
развития однолетних овощных
растений от семени до семени

52 Однолетние
овощные 1
растения: горох, фасоль

Формирование знаний об
особенностях
внешнего
строения, биологических
особенностях
выращивания
гороха,
фасоли

Узнают и называют по рисункам,
слайдам растения горох, фасоль;
рассказывают об особенностях
внешнего вида, как выращивают
растения (посев, уход, уборка),
пользе растений. Показывают на
опорных
картинках
последовательность
развития
однолетних овощных растений
от семени до семени

53 Двулетние

Формирование знаний об Узнают и называют по рисункам, Узнают

овощные 1

строения,
сравнивают
баклажан и перец, называют
общие
и
отличительные
особенности строения перца
и
баклажана.
Называют
биологические особенности
выращивания
овощных
культур
(посев,
уход,
уборка).
Работают
с
опорными
картинками:
развитие растений от семени
до семени
Узнают и называют по
рисункам, слайдам, в натуре
растения гороха, фасоли.
Рассказывают
об
особенностях
внешнего
строения, сравнивают горох и
фасоль, находят общие и
отличительные особенности
строения.
Называют
биологические особенности
выращивания (посев, уход,
уборка). Рассказывают о
пользе бобовых для человека.
Работают
с
опорными
картинками:
развитие
растений от семени до
семени
и

называют

по

36

растения:
свекла

54 Двулетние
растения:
петрушка

морковь,

особенностях
внешнего
строения, биологических
особенностях
выращивания
моркови,
свеклы

слайдам
растения
моркови,
свеклы;
рассказывают
об
особенностях внешнего вида, как
выращивают растения (посев,
уход, уборка), пользе растений,
использовании
в
питании
корнеплодов. Показывают на
опорных
картинках
последовательность
развития
двулетних овощных растений от
семени до семени

овощные 1
капуста,

Закрепление знаний об
особенностях
внешнего
строения, биологических
особенностях
выращивания двулетних
овощных растений

Узнают и называют по рисункам,
слайдам
растения
капусты,
петрушки; рассказывают об
особенностях внешнего вида, как
выращивают растения (посев,
уход, уборка), пользе растений,
использовании
в
питании,
используя помощь учителя

рисункам, слайдам, в натуре
растения моркови, свеклы.
Рассказывают
об
особенностях
внешнего
строения,
сравнивают
морковь и свеклу, находят
общие
и
отличительные
особенности
строения
(корнеплоды).
Называют
биологические особенности
выращивания (посев, уход,
уборка),
отличие
в
выращивании однолетних и
двулетних
растений.
Рассказывают
о
пользе
корнеплодов для человека.
Работают
с
опорными
картинками:
особенности
развития
двудольных
растений от семени до
семени

Узнают и называют по
рисункам, слайдам, в натуре
растения
капусты,
петрушки. Рассказывают об
особенностях
внешнего
строения.
Называют
биологические особенности
выращивания (посев, уход,
уборка). Составляют рассказ
37

55 Многолетние
растения: лук

овощные 1

Формирование знаний об
особенностях
внешнего
строения, биологических
особенностях
выращивания лука

Узнают и называют по рисункам,
слайдам
растения
лука;
рассказывают об особенностях
внешнего вида, показывают
части растения на рисунках.
Составляют рассказ по плану и
опорным предложениям как
выращивают лук (посев, уход,
уборка),
пользе
растения,
использовании в питании. В
рабочей тетради подписывают
рисунки:
последовательность
развития многолетних овощных
растений от семени до семени

56 Польза
растений.
источник
(витамины)

овощных 1
Овощиздоровья

Формирование знаний о Рассказывают о пользе разных
пользе овощных растений видов овощей по картинкам,
слайдам;
рассказывают
о
правилах сохранения витаминов
в
овощах;
работают
с
витаминной таблицей

по плану о пользе растений
для человека

Узнают и называют по
рисункам, слайдам, в натуре
растения лука. Рассказывают
об особенностях внешнего
строения растения, строении
луковицы.
Называют
биологические особенности
выращивания (посев, уход,
уборка),
особенностях
развития
многолетних
растений от семени до
семени,
отличии
от
однолетних и двулетних.
Называют
пользу
лука.
Работают
с
опорными
картинками:
особенности
развития
многолетних
растений от семени до
семени
Называют
на
таблицах,
макетах, слайдах разные
виды
овощей
согласно
классификации
использования в питании;
называют пользу разных
видов овощных культур, их
целебные свойства. Работают
с
таблицей:
записывают

38

57 Использование
1
человеком
овощных
культур.
Блюда,
приготавливаемые
из
овощей

Формирование знаний об По рисункам и таблицам узнают
использовании человеком и называют изученные овощные
овощных культур
культуры. Рассказывают о пользе
овощей, использовании их в
питании.
По
слайдам
и
картинкам называют блюда,
приготавливаемые из овощей.
Работают
с
таблицей
«Рациональное
питание
человека»

58 Практическая
работа: 1
«Выращивание рассады
овощных культур»

Формирование
практических
выращивания

примеры овощных растений
по содержанию витаминов в
разных овощах. Составляют
рассказ по рисункам о
применении
овощей
в
лечебных целях

Называю группы овощных
культур,
используемых
человеком
в
пищу.
Рассказывают, в каком виде
используются
овощные
растения, называют правила
приготовления
и
употребления
овощей.
Проводят
классификацию
овощей по использованию
человеком разных частей
овощных
растений.
Называют
холодные
и
горячие блюда из овощей.
Работают в парах: составляют
рецепты овощных блюд,
используя иллюстративный
материал,
предложенный
учителем. Заполняют таблицу
«Рациональное
питание
человека»

Называют
условия
роста Рассказывают
о
навыков растений,
рассказывают
о последовательности
рассады последовательности работ по выращивания
рассады
39

овощных культур

59 Практическая
работа:
«Посадка,
прополка,
уход
за
овощными
растениями
на
пришкольном участке»

Растения сада – 9 часов

60 Растения сада. Яблоня, 1
груша

выращиванию рассады. Под
руководством
учителя
выполняют работы по посадке
семян и уходу за растениями

Отработка практических Под
руководством
учителя
умений
ухода
за выполняют работы по посадке,
овощными растениями
прополке и уходу за овощными
растениями. Называют правила
техники безопасности

Формирование знаний о Узнают на рисунках и называют
биологических
растения
яблони,
груши.
особенностях
и Рассказываю о биологических
особенностях
особенностях сада, созревании
размножения
растений плодов,
особенностях
сада
(яблони, размножения.
Называют
по
груши)
коллекциям вредителей сада,
какой вред они приносят

(подготовка семян к посеву,
проращивание,
пикировка
сеянцев, пересадка в теплицу,
высадка
саженцев
в
открытый грунт). Выполняют
практические
работы,
осуществляют
уход
за
растениями; делают вывод о
правилах ухода за рассадой
овощных культур
Под руководством учителя
выполняют
работы
по
посадке, прополке и уходу за
овощными
растениями;
делают вывод о влиянии
ухода
за
овощными
растениями
и
их
урожайностью.
Называют
правила
техники
безопасности
Узнают
на
рисунках,
таблицах, слайдах садовые
растения (яблоня, груша),
рассказывают о строении
древесных
растений,
называют
отличительные
признаки.
Сравнивают
строение яблони и груши,
40

растениям;
рассказывают
о
способах борьбы с ними. В
рабочей тетради раскрашивают
плоды яблони и груши

61 Растения сада. Вишня

62 Растения

1

сада. 1

Расширение знаний о
растениях
сада.
Формирование знаний о
биологических
особенностях
и
особенностях
размножения вишни

Узнают на рисунках и называют
плодовые
деревья
вишни.
Рассказывают о биологических
особенностях вишни, созревании
плодов,
особенностях
размножения.
Называют
вредителей растений вишни,
какой вред они приносят;
рассказывают о способах борьбы
с ними. В рабочей тетради
раскрашивают плоды вишни

находят общее и отличие.
Рассказывают
о
биологических особенностях
растений: сроки созревания
плодов,
особенности
размножения.
Называют
вредителей сада, способы
борьбы с ними. В рабочей
тетради
рисуют
плоды
яблони и груши.

Узнают
на
рисунках,
таблицах, слайдах деревья
вишни;
рассказывают
о
внешнем строении растения,
называют
отличительные
признаки.
Сравнивают
строение вишни с яблоней и
грушей, находят общие и
отличительные
признаки.
Рассказывают
о
биологических особенностях
вишни: сроки созревания
плодов,
особенности
размножения.
Называют
вредителей плодового дерева,
способы борьбы с ними. В
рабочей тетради рисуют,
подписывают
и
раскрашивают плоды вишни

Формирование знаний о Узнают по внешнему виду на Узнают

на

рисунках,

41

Смородина, крыжовник

63 Растения
Земляника

сада. 1

садовых кустарниках, их рисунках,
слайдах,
таблице
биологических
растения
смородины
и
особенностях
крыжовника,
называют
биологические
особенности
размножения
растений,
созревания плодов. Называют
вредителей
смородины
и
крыжовника,
рассказывают
о вреде, который они приносят,
и о способах борьбы с ними. В
рабочей тетради раскрашивают
плоды смородины и крыжовника

Расширение знаний о
растениях
сада,
формирование знаний о
биологических
особенностях
растения
земляника

Узнают и называют по рисункам,
таблице,
слайдам
растения
земляники;
отмечают
особенности внешнего вида.
Рассказывают о биологических
особенностях
земляники:
созревании
плодов,
особенностях
размножения.

таблицах, слайдах растения
смородины и крыжовника;
рассказывают о внешнем
строении,
сравнивают
кустарники с плодовыми
деревьями,
называют
отличительные
признаки
деревьев
и
кустарников,
делают
вывод
об
их
отличительных
признаках.
Рассказывают
о
биологических особенностях
смородины и крыжовника:
сроках созревания плодов,
особенностях размножения.
Называют
вредителей
растений, рассказывают о
способах борьбы с ними. В
рабочей тетради рисуют,
подписывают
и
раскрашивают
плоды
смородины и крыжовника
Узнают
на
рисунках,
таблицах, слайдах растения
земляники; рассказывают об
особенностях
внешнего
строения, называют признаки
сходства и отличия между
изученными
группами
растений сада. Рассказывают

42

Называют вредителей растения,
рассказывают, какой вред они
приносят; называют способы
борьбы с вредителями. В
рабочей тетради выполняют
задания по отработке способов
размножения
земляники;
раскрашивают растения и плоды
земляники

64 Способы
уборки
и 1
использования плодов и
ягод

Формирование знаний о По рисункам, фотографиям,
способах
уборки
и слайдам называют плодовые
использовании плодов и растения, фрукты и ягоды
ягод
растений сада. Рассказывают о
внешнем видео плодов и ягод,
Описывают
их
вкусовые
качества;
как
их
можно
употреблять
в
пищу;
рассказывают о способах уборки
плодов и ягод; о пользе свежих
фруктов и ягод; о видах и

о
биологических
особенностях
земляники:
созревание
плодов,
особенности
размножения.
Называют
вредителей
земляники, способы борьбы с
ними. Делают вывод о
создании
условий
произрастания
изученных
групп растений сада
в
зависимости
от
их
биологических особенностей.
В
рабочей
тетради
подписывают
растения,
выполняют
работу
по
отработке
способов
размножения
земляники;
рисуют
и
раскрашиваю
плоды
По рисункам, фотографиям,
слайдам называют плодовые
растения, фрукты и ягоды
растений сада, описывают их
вкусовые
качества;
рассказывают о способах
уборки и использовании
плодов и ягод; о пользе
свежих фруктов и ягод; о
видах и способах заготовки
плодов и ягод на зиму.

43

способах заготовки плодов и Работают в парах, подбирают
ягод на зиму
иллюстрации по способам
использования плодов и ягод

65 Практическая
работа: 1
«Вскапывание
приствольных
кругов
плодовых деревьев»

Формирование
практических
навыков
вскапывания
приствольных
кругов
плодовых деревьев

Рассказывают
о
правилах
перекопки и рыхления почвы,
рассказывают
о
правилах
вскапывания
приствольных
кругов.
Под
руководством
учителя проводят перекопку
приствольных кругов

66 Практическая
1
работа:
«Уборка
прошлогодней листвы»

Формирование
Рассказывают по рисункам какой
практических
навыков инструмент
необходимо
уборки
школьной использовать при уборке листвы
территории
на
территории
школы;
о
правилах работы с ним. Под
руководством
учителя
выполняют работу по уборке
прошлогодней листвы на участке
школы.
Рассказывают
о
соблюдении правил техники
безопасности

По
картинкам,
слайдам
называют
правила
определения приствольного
круга, приемов правильного
вскапывания, значении для
деревьев
рыхления
приствольных кругов. Под
руководством
учителя
выполняют
практическую
работу: проводят перекопку
приствольных
кругов
плодовых деревьев; делают
вывод
о
значении
вскапывания
для
роста
плодовых деревьев

Рассказывают,
какой
инструменты
необходимо
использовать для уборки
листьев; называют правила
работы с ним, правила
техники безопасности при
работе
с
уборочным
инвентарем.
Под
руководством
учителя
выполняют работу по уборке
прошлогодней листвы на
участке
школы,
делают
44

67 Практическая
«Беление
деревьев»

работа: 1
стволов

68 Экскурсия в цветущий 1
сад

Формирование
По
рисункам,
слайдам
практических умений по повторяют значение побелки для
побелке стволов деревьев плодовых деревьев; правила
выполнения
работы.
Под
руководством
учителя
выполняют практическую работу
по побелке стволов деревьев

Закрепление
и
расширение знаний о
внешнем
строении
и
биологических
особенностей
растений
сада

Узнают и называют растения
сада, называют особенности их
внешнего строения, почему их
выращивают
в
саду.
Рассказывают о значении разных
растений
сада,
проводят
наблюдения, показывают части
растений, называют виды плодов
садовых растений. Оформляют
результаты
наблюдений
в
таблице

вывод о необходимости и
значения проведения работ
по уборке прошлогодней
листвы

По
рисункам,
слайдам
повторяют значение побелки
для
плодовых
деревьев;
перечисляют
правила
выполнения работы. Под
руководством
учителя
выполняют
практическую
работу по побелке стволов
деревьев, делают вывод о
значении беления стволов
для растений

Узнают и называют растения
сада, описывают их внешнее
строение, находят черты
сходства
и
отличия.
Рассказывают
о
биологических особенностях
деревьев
сада,
проводят
наблюдения, показывают на
растениях и называют этапы
развития
растений;
оформляют
результаты
наблюдений
в
таблице,
записывают
выводы
по
проведенным наблюдениям
45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».