Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Вновь-Юрмытская
средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
________________________
________________________
Руководитель ШМО
И.о. директора
Койнова О.Н.
Сосновских В.С.
Приказ № 2808-1
от «28» 08 2025 г.
Протокол №1
от «27» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Природоведение»
для 5 класса
Вариант 1
кол-во часов в неделю - 2; кол-во часов в год - 68
СОСТАВИЛ
Койнова Ольга Николаевна
______
2025
1
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с нарушением интеллекта
(далее ФАООП УО, вариант (1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и
адресована обучающимся с нарушением интеллекта с учетом реализации
особых образовательных потребностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной
области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
определяет
цель
и
задачи
учебного
предмета
«Природоведение».
Цель обучения – расширить кругозор и подготовить обучающихся к
усвоению систематических биологических и географических знаний.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5
классе определяет следующие задачи:
‒
формирование умения узнавать и называть изученные объекты
в натуральном виде в естественных условиях;
‒
формирование представлений о взаимосвязях между
изученными объектами, их месте в окружающем мире;
‒
формирование умений относить изученные объекты к
определенным группам с учетом различных оснований для
классификации;
‒
формирование умения находить сходные по определенным
признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках;
‒
формирование умения выделять существенные признаки групп
объектов;
‒
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе
и обществе, правил здорового образа жизни;
‒
умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения;
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе состоит из
трёх разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на Земле страна
Россия».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной
системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и
современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца
для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками
Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера. Изучают основные свойства
воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые
2
человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также
знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой
природы в 5 классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии.
Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими
объектами, расположенными на территории нашей страны (например,
Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга,
Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не
требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и
их нахождения на географической карте.
Основными организационными формами работы на уроке природоведения
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.
№ п/п
Название раздела, темы
Количество
часов
1
Введение
2
3
Наш дом-Земля:Воздух
8
2
4
5
6
7
8
Вселенная
Наш
ископаемые
6
дом-Земля:Полезные 14
Наш дом-Земля:Вода
16
Есть на земле страна Россия
14
Наш дом-Земля:Поверхность суши. 6
Почва
Повторение
природа»
по
курсу
«Неживая 2
Итого
68
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
‒ интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к
своей стране, ее природным богатствам;
‒ овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни, умения соблюдать правила личной гигиены, режима
дня;
‒ владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке
‒ развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, необходимости охраны живой
и неживой природы;
‒ установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному
отношению к природе и другим материальным ценностям.
Уровни достижения
3
предметных результатов по учебному предмету «Природоведение» на
конец 5 класса
Предметные результаты
минимальный уровень
• узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности,
водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны)
на иллюстрациях, фотографиях;
• представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
• отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть –
горючее полезное ископаемое);
• называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же
изучаемой группе (полезные ископаемые);
• соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание
их значения в жизни человека;
• соблюдение элементарных правил безопасного поведения в
природе и обществе (под контролем взрослого);
• выполнение несложных заданий под контролем учителя;
• адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного
отношения, понимание оценки педагога.
достаточный уровень
• узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
• знание способов получения необходимой информации об
изучаемых объектах по заданию учителя;
• представления о взаимосвязях между изученными объектами, их
месте в окружающем мире;
• отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые,
металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
• называние сходных по определенным признакам объектов из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников;
объяснение своего решения;
• выделение существенных признаков групп объектов;
• знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
• участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
• выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы
и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения,
понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
• совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических
норм в отношении изученных объектов и явлений;
• выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
• осуществление деятельности по уходу за комнатными и
культурными растениями.
4
Примерные планируемые результаты формирования базовых учебных
действий (БУД):
Личностные учебные действия:
На основе общих представлений и элементарных знаний на доступном
уровне может:
• испытывать чувство гордости за свою страну;
• адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.;
• активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
• бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и стран.
Коммуникативные учебные действия:
В ситуации взаимодействия, организованной учителем может:
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач
• использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач;
Регулятивные учебные действия:
При совместной, организованной взрослым деятельности способен:
• принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
• адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
На уроке в учебной деятельности, организованной учителем и под
контролем может:
• дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию;
• использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
5
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема предмета
Введение - 2 часа
Кол- Программное содержание
во
часов
1
Вводный урок Что 1
такое
природоведение?
2
Предметы
и 1
явления неживой и
живой природы
Вселенная - 6 часов
3
Небесные
тела: 1
планеты, звезды
Знакомство
с
учебным
предметом
«Природоведение».
Формирование представлений
о предметах и явлениях,
которые изучаются на уроках
природоведения
Знакомство с предметами и
явлениями живой и неживой
природы.
Формирование
умения
дифференцировать
предметы и явления живой и
неживой природы
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Узнают природные явления на
иллюстрациях и фотографиях,
относят объекты к живой или
неживой природе; называют
природные предметы и явления
Выделяют
существенные
признаков объектов природы,
относят предметы к природе,
называют природные явления
Узнают
объекты
неживой
природы на иллюстрациях и
фотографиях, относят объекты к
живой или неживой природе;
называют изученные объекты
живой и неживой природы
Дописывают
слова,
обозначающие
явления
природы, в тетради
Выделяют
существенные
признаки объектов живой и
неживой природы, относят
объекты к живой или неживой
природе,
устанавливают
взаимосвязи между живой и
неживой природой. Выполняют
задание в рабочей тетради:
заполняют таблицу «Предметы
и явления живой и неживой
природы»
Знакомство
с
небесными Называют изученные небесные Называют изученные небесные
телами:
звёзды,
Солнце, тела. Относят небесные тела к тела (звезды, Солнце, планеты)
планеты.
разным группам на основании и
их
признаки.
Относят
6
признаков с помощью учителя
4
Солнечная система. 1
Солнце
Формирование представления
о
Солнце
как
центре
Солнечной
системы,
о
значении Солнца для жизни
на
Земле.
Формирование
умения
давать
краткую
характеристику
планетам
Солнечной системы
5
Исследование
1
космоса. Спутники.
Космические
корабли
Ознакомление обучающихся с Узнают
искусственные
исследованиями космоса и их спутники
и
космические
значением для человечества
корабли на иллюстрациях и
фотографиях,
называют
изученные объекты
6
Полеты в космос
Ознакомление обучающихся с
исследованиями
космоса,
формирование представления
о полетах человека в космос и
первых космонавтах
1
Называют изученные небесные
тела – Солнце, планеты, планета
Земля, Солнечная система – и их
основные
признаки.
Рассматривают
на
рисунке
строение Солнечной системы.
Выписывают названия планет
Называют первого космонавта
Ю.
А.
Гагарина,
первую
женщину-космонавта
В.В.
Терешкову,
подписывают
фамилии на рисунках в рабочих
тетрадях
небесные
группам
признаков
тела
на
к
разным
основании
Называют изученные небесные
тела
–
звезды,
Солнце,
Солнечная система, планета
Земля, 2–3 другие планеты
Солнечной системы – и их
признаки; называют объекты,
которые входят в состав
Солнечной
системы.
Сравнивают небесные тела,
делают вывод, чем звезды
отличаются
от
планет,
записывают в таблицу
Узнают
и
называют
искусственные спутники и
космические корабли, называют
их назначение. Показывают на
картинках и называют какие
приборы люди используют для
исследования космоса
Называют фамилии первых
космонавтов (Ю. А. Гагарин, В.
В.
Терешкова),
имеют
представления о современных
полетах в космос и их значении,
подписывают
фамилии
на
рисунках в рабочих тетрадях;
7
7
Смена дня и ночи
1
8
Смена времен года. 1
Сезонные
изменения
в
природе
Наш дом - Земля - 44 часа
9
Планета
Земля. 1
Оболочки Земли
Формирование представлений Называют
части
суток.
о суточном вращении Земли и Перечисляют причины смены
смене дня и ночи.
дня и ночи (с опорой на
учебник);
выбирают
и
подчеркивают правильный ответ
в рабочей тетради; подписывают
на рисунках время суток
подбирают проверочные слова
к новым терминам
Называют части суток, их
признаки и причины смены дня
и ночи. Подчеркивают название
частей
суток,
подбирают
обобщающее слово в рабочих
тетрадях
Формирование представлений
о годовом движении Земли
вокруг Солнца, смене времен
года
Определяют времена года на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные времена
года и их основные признаки.
Подписывают
на
рисунках
названия месяцев
Называют признаки времен
года,
осуществляют
классификацию времен года на
основании основных признаков.
Называют причины смены
времен
года.
В
рабочих
тетрадях показывают стрелками
в какие время года происходят
природные явления
Закрепление
знаний
о
Солнечной
системе.
Формирование представления
о Земле как планете, отличие
Земли от других планет
Солнечной системы
Называют планету Земля и ее
основные оболочки – вода,
суша, воздух. Вставляют в текст
в рабочей тетради пропущенные
слова, используя слова для
справок
Узнают, чем Земля отличается
от других планет Солнечной
системы. Называют спутники
Земли.
Описывают форму
Земли и называют основные
оболочки
Земли
(твердая,
воздушная, водная). Заполняют
таблицу в рабочей тетради
«Чем образованы оболочки
Земли?»
8
10. Воздух. Воздух и 1
его
охрана.
Значение воздуха
для жизни на Земле
11 Свойства воздуха
1
12. Давление
и 1
движение воздуха
Формирование представлений
о воздухе. Уточнение и
обобщение знаний о значении
воздуха
для
человека,
животных
и
растений
Формирование представления
о мероприятиях, проводимых
с целью охраны чистоты
воздуха
Формирование в процессе
демонстрации
опытов
представления о свойствах
воздуха
(прозрачность,
бесцветность,
упругость,
теплопроводность)
и
об
использовании этих свойств в
быту
Рассказывают
о
значении
воздуха для растений, животных
и человека, о мероприятиях,
проводимых с целью охраны
чистоты воздуха
Называют газы, которые входят
в
состав
воздуха
и
рассказывают о его значении, о
мероприятиях, проводимых с
целью охраны чистоты воздуха.
Проводят
опыты
«Как
почувствовать
и
увидеть
воздух?»
Называют
свойств
воздуха
совместно с учителем после
демонстрации
опытов.
Записывают свойства воздуха в
рабочую тетрадь, используя
слова для справок
Узнают и называют свойства
воздуха после демонстрации
опытов; описывают опыты,
демонстрирующие
свойства
воздуха;
знают
свойства
воздуха и использование их в
быту. Рассматривают рисунок в
рабочей тетради и составляют
рассказ, используя опорные
слова
Формирование представления Составляют
рассказ
по
о
свойствах
(упругость, картинкам об использовании
сжатие) и движении воздуха
свойств
воздуха
в
быту
(накачивание шин, матрасов,
игрушек). Выполняют задание в
рабочей тетради: «Составить и
записать
предложения
из
перепутанных слов»
Описывают свойства воздуха
(упругость, сжатие, теплый
воздух поднимается, холодный
опускается); называют свойства
воздуха
с
опорой
на
иллюстрации
или
демонстрируемый опыт; умеют
использовать свойства воздуха
в быту. Проводят опыт и
отвечают на вопрос: как
определить движение воздуха?
9
13 Температура
воздуха.
Термометр
1
Формирование представления
о
термометре
и
его
устройстве,
формирование
умения измерять температуру
воздуха, читать показания
термометра
14. Движение воздуха 1
в природе. Ветер
Формирование представлений
о движении воздуха – ветре,
силе ветра и использовании
ветра человеком
15 Состав
воздуха. 1
Кислород,
его
значение
и
применение
Формирование представлений
о составе воздуха, о значении
кислорода и его свойствах:
значение кислорода, свойства
кислорода
Узнают
термометр
на
иллюстрациях и фотографиях,
читают записанную температуру
воздуха;
понимают
положительные
(со
знаком
плюс) и отрицательные (со
знаком
минус)
показания
температуры.
Рассматривают
рисунки в рабочей тетради,
подписывают,
какую
температуру
показывают
термометры
Узнают
термометр
в
естественных условиях, имеют
представление о назначении
термометра;
умеют
читать
показание термометра; умеют
использовать
показание
термометра в повседневной
жизни (одежда – температура
воздуха). Записывают в тетрадь
с помощью цифр и знаков
показания термометра
Называют свойства кислорода,
относят кислород к газам,
входящим в состав воздуха;
знают значение кислорода для
человека, животных и растений.
Заполняют
схему
«Состав
воздуха», используя помощь
учителя
Называют газы, входящие в
состав воздуха; знают свойства
кислорода
и
наличие
представлений
об
использовании
свойств
кислорода в быту, хозяйстве и
промышленности. Заполняют
схему «Состав воздуха»
Узнают ветра разной силы на
иллюстрациях и фотографиях;
называют ветра (ураган); имеют
представления
об
использовании
силы
ветра
человеком. В рабочей тетради
отвечают на вопрос: что может
ветер? Вставляют недостающие
слова
Рассказывают
о
движении
воздуха разной силы (ветер,
ураган,
шторм),
называют
причины
появления
ветер.
Выписывают из словаря в
учебнике определения слов
«ветер», «ураган»
10
16 Состав
воздуха. 1
Углекислый газ и
азот
Формирование представлений
о составе воздуха, о значении
углекислого газа и азота и их
свойствах
Называют газы, входящие в
состав воздуха (углекислый газ,
азот), относят углекислый газа и
азот к газам, входящим в состав
воздуха.
Рассматривают
диаграмму «Состав воздуха» и
подписывают названия газов,
используя предложенный текст
17 Значение и охрана 1
воздуха
Формирование представлений
о значении воздуха, его роли в
жизни растений, животных и
человека.
Знакомство
с
мерами, принимаемыми для
охраны воздуха
Имеют
представления
о
значении чистого воздуха и
мерах, принимаемых для его
защиты. Составляют рассказ по
рисункам
«Как
человек
использует воздух»
18. Значение воздуха 1
для жизни на Земле
и его охрана
Обобщение и систематизация
понятия о воздухе, его
составе, свойствах и значении
для человека, растений и
животных
Имеют
представления
о
значении чистого воздуха для
жизни на Земле и мерах,
принимаемых для его защиты
Называют газы, входящие в
состав воздуха, знают свойства
углекислого
газа,
роль
углекислого газа в жизни
растений
и
имеют
представления
об
использовании
свойств
углекислого газа в быту,
хозяйстве и промышленности.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Свойства газов»
Рассказывают о роли воздуха
для
жизни
на
Земле;
устанавливают (с помощью
учителя) зависимость между
чистотой воздуха и жизнью
растений, животных и человека;
соблюдают в быту меры по
охране
воздуха,
правила
здорового
образа
жизни.
Выполняют задание в рабочей
тетради: дописывают слова в
прочитанном тексте «Что мы
узнали о воздухе?»
Рассказывают
о
составе
воздуха, свойствах воздуха,
роли воздуха для жизни на
Земле;
устанавливают
(с
помощью учителя) зависимость
между чистотой воздуха и
11
19 Полезные
1
ископаемые. Виды
, значение, способы
добычи
Формирование представления Имеют
представление
о
о полезных ископаемых, их назначении
полезных
видах и значении
ископаемых. Заполняют схему
«Полезные
ископаемые»
в
рабочей тетради
20 Гранит, известняк
Формирование представления
о
полезных
ископаемых,
используемых в строительстве
– граните, известняке
1
Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях
(мел,
мрамор,
гранит); называют изученные
полезные ископаемые; относят
полезные ископаемые к группе,
используемых в строительстве;
имеют
представление
о
назначении данной группы
полезных
ископаемы.
Выполняют задание в рабочей
тетради: соединяют стрелкой
название полезного ископаемого
с его характеристикой
жизнью растений, животных и
человека; знают и соблюдают в
быту меры по охране воздуха,
правила
здорового
образа
жизни
Называют
полезные
ископаемые;
выделяют
признаки
полезных
ископаемых; относят полезные
ископаемые к разным группам
(твердые,
жидкие,
газообразные;
горючие,
негорючие). Заполняют схему
«Полезные
ископаемые»
в
рабочей тетради. Приводят
примеры
Узнают
и
называют
представителей
полезных
ископаемых, используемых в
строительстве;
выделяют
признаки
полезных
ископаемых, используемых в
строительстве;
называют
полезные
ископаемые,
известные
из
других
источников, объясняют свое
решение.
Показывают
в
коллекции
полезные
ископаемые: гранит, известняк;
зачитывают их описание на
12
21 Песок, глина
1
Формирование представления
о
полезных
ископаемых,
используемых в строительстве
– песке, глине
22 Горючие полезные 1
ископаемые. Торф
Формирование представления
о
горючих
полезных
ископаемых. Формирование
представления о торфе
Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях
(песок,
глина);
называют изученные полезные
ископаемые;
относяполезные
ископаемых
к
группе,
используемых в строительстве;
имеют
представление
о
назначении данной группы
полезных
ископаемых.
Рассматривают
рисунки
и
рассказывают, что производят
из песка и глины; дописывают
предложения
Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях (торф); называют
изученные
полезные
ископаемые, относят торф к
группе полезных ископаемых;
имеют
представление
о
назначении торфа. Составляют
рассказ по плакату «Что
получают из торфа»
карточках
Узнают
и
называют
представителей
полезных
ископаемых, используемых в
строительстве;
выделяют
признаки
полезных
ископаемых, используемых в
строительстве;
называют
полезные
ископаемые,
известные
из
других
источников; объясняют свое
решение. Заполняют таблицу.
Сравнивают между собой песок
и глину
Узнают
и
называют
представителей
горючих
полезных
ископаемых;
выделяют признаки горючих
полезных ископаемых и торфа,
относят торф к различным
группам с учетом разных
классификаций
(полезные
ископаемые, горючие полезные
ископаемые,
полезные
ископаемые, используемые в
качестве удобрений). В рабочей
тетради
заполняют
схему
«Горючие
полезные
ископаемые»
13
23 Каменный уголь.
1
Формирование представления
о
горючих
полезных
ископаемых. Формирование
представления о каменном
угле
и 1
Формирование представление
о каменном угле, способах
добычи и значении каменного
угля
25 Нефть:
внешний 1
вид и свойства
Формирование представления
о
горючих
полезных
ископаемых. Формирование
представления о нефти
24 Добыча
использование
каменного угля
Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях (каменный уголь);
называют изученные полезные
ископаемые; относят каменный
угль
к
группе
полезных
ископаемых.
Узнают
и
называют горючие полезные
ископаемые – каменный угль;
выделяют признаки каменного
угля; относят каменный угль к
группе полезных ископаемых и
горючих полезных ископаемых.
Используя
текст
учебника,
записывают свойства каменного
угля в рабочую тетрадь
Узнают и называют горючие
полезные
ископаемые
–
каменный уголь; выделяют
признаки
каменного
угля;
относят каменный угль к
группе полезных ископаемых и
горючих полезных ископаемых.
Рассматривают
образец
каменного угля. Записывают в
рабочую
тетрадь
свойства
каменного угля. Заполняют
таблицу «Свойства каменного
угля»
Называют изученные полезные
ископаемые (нефть); относят
нефть к группе полезных
ископаемых.
Описывают
Узнают и называют горючие
полезные
ископаемые;
выделяют признаки нефти;
относят
нефть
к
группе
Относят каменный уголь к
группе полезных ископаемых;
имеют
представление
о
значении
каменного
угля.
Подписывают
на
рисунках
способы добычи каменного
угля
Относят каменный уголь к
различным группам; с учетом
разных
классификаций
(полезные
ископаемые,
горючие
полезные
ископаемые), знают способы
добычи
каменного
угля.
Вставляют в текст
пропущенные слова «Добыча
каменного угля»
14
26 Добыча
использование
нефти
и 1
27 Природный
газ. 1
Свойства, добыча,
использование.
Правила
обращения с газом
в быту
свойства нефти: заполняют полезных
ископаемых
и
пропуски в тексте, используя горючих полезных ископаемых.
слова для справок
Рассматривают пробирку с
нефтью и описывают ее
свойства, используя слова для
справок. Сравнивают каменный
уголь и нефть, называют черты
различия и сходства
Формирование представления Относят
нефть
к
группе
о нефти, способах добычи и полезных ископаемых; имеют
значении нефти
представление
о
значении
нефти.
Подчеркивают
правильный ответ: в каком
состоянии находится нефть
Формирование представления
о
горючих
полезных
ископаемых. Формирование
представление о природном
газе, способах добычи и
значении природного газа.
Формирование
умения
соблюдать
правила
безопасного
пользование
газом в быту
Называют изученные полезные
ископаемые (природный газ;
относят газ к группе полезных
ископаемых;
имеют
представление
о
значении
природного газа; называют (с
помощью учителя) правила
пользования газом в быту.
Подчеркивают
на
карточке
названия горючих полезных
ископаемых
Относят нефть к различным
группам с учетом разных
классификаций
(полезные
ископаемые, горючие полезные
ископаемые); рассказывают о
способах
добычи
нефти.
Выписывают из словаря в
учебнике определения новых
слов
Узнают и называют горючее
полезное
ископаемое
–
природный
газ;
выделяют
признаки природного газа;
относят природный газ к
различным группам с учетом
разных
классификаций
(полезные
ископаемые,
горючие
полезные
ископаемые); знают способы
добычи
газа.
Вставляют
пропущенные слова «Запомни
правила обращения с газом»
15
28 Черные металлы. 1
Сталь. Чугун
Знакомство
с
черными
металлами.
Формирование
представления
о
стали,
чугуне, способах получения и
использовании
в
промышленности и в быту
29 Цветные металлы
1
Знакомство
с
цветными
металлами.
Формирование
представления об алюминии и
меди, способах получения и
использовании
в
промышленности и в быту
30 Благородные
(драгоценные)
металлы
1
Формирование представления
о благородных (драгоценных)
металлах.
Формирование
представления
о
золоте,
серебре,
платине,
использовании
в
промышленности и в быту
Называют
черные
металлы
(сталь,
чугун),
имеют
представление
об
использовании
черных
металлов.
Рассматривают
рисунки,
подчеркивают
названия
предметов,
изготовленных из металлов,
используя помощь учителя
Узнают и называют черные
металлы – чугун и сталь; знают
способы получения черных
металлов; выделяют признаки
черных металлов, свойства
стали и чугуна. Используя
рисунки, записывают в рабочую
тетрадь названия предметов,
сделанных из металлов
Называют
благородные
(драгоценные) металлы; имеют
представление
об
использовании
благородных
(драгоценных)
металлов.
Вставляют пропущенные буквы
в
слова
с
названиями
благородных
металлов,
Узнают
и
называют
благородные
(драгоценные)
металлы – золото, серебро,
платину; выделяют признаки
цветных металлов; производят
классификацию драгоценных
металлов
(относят
золото,
серебро, платину к металлам и
Называют цветные металлы;
имеют
представление
об
использовании
цветных
металлов. Заполняют таблицу в
рабочей тетради, используя
слова для справок: приводят
примеры цветных металлов,
разделив их на группы
Узнают и называют цветные
металлы – алюминий, медь;
знают
способы
получения
цветных металлов; выделяют
признаки цветных металлов;
производят
классификацию
цветных металлов (относят
алюминий, медь к металлам и
цветным металлам). Заполняют
таблицу в рабочей тетради:
приводят примеры цветных
металлов, разделив их на
группы
16
составляют
предложения
этими словами
31 Охрана полезных 1
ископаемых
Формирование представления
о
значении
полезных
ископаемых, знакомство с
мерами, принимаемыми для
охраны полезных ископаемых
32 Полезные
ископаемые
Обобщение и систематизация
знаний
обучающихся
о
свойствах
полезных
ископаемых.
33 Вода
Роль
в
1
природе. 1
воды
в
с драгоценным
металлам).
Выполняют задание в рабочей
тетради: соединяют стрелками
правильные
ответы,
где
применяют
драгоценные
металлы
Называют
полезные
ископаемые;
знают
о
необходимости
охраны
полезных
ископаемых.
Составляют
рассказ по плану и с опорой на
предложения,
предложенные
учителем об охране полезных
ископаемых
Имеют
представления
о
полезных
ископаемых,
их
значении
для
людей.
Составляют устный рассказ
ободном
из
полезных
ископаемых
по
плану
и
опорным предложениям
Узнают и называют полезные
ископаемые; знают способы
охраны
полезных
ископаемых. Вставляют в текст
карточки пропущенные слова,
используя слова для справок
Узнают и называют полезные
ископаемые.
Проводят
классификацию
полезных
ископаемых. Относят полезные
ископаемые
к
различным
группам,
объясняют
свой
выбор;
знают
свойства
полезных ископаемых, знают
меры по их охране. Составляют
устный рассказ об одном из
полезных ископаемых по плану,
используя статью учебника
Формирование представлений Рассказывают о воде в природе; Узнают
на
рисунках
и
о воде в природе и о значении о значении воды для растений, фотографиях и называют воду в
17
питании
живых
организмов
34 Свойства воды
воды
для
животных
1
35 Растворимые
и 1
нерастворимые
вещества. Питьевая
вода
растений
и животных,
человека.
Выполняют
задание:
рассматривают
рисунки
и
подписывают, кому для жизни
нужна вода
Формирование представлений Называют
свойства
воды
о свойствах воды.
(совместно с учителем) после
демонстрации
опытов.
Заполняют схему
«Основные свойства воды»,
используя слова для справок;
подписывают
рисунки,
записывают выводы в тетрадь
по проведенным опытам
Формирование представлений
о
свойствах
воды,
растворимых
и
нерастворимых веществах
Рассказывают
о
свойствах
питьевой воды и растворах,
называют растворы. Описывают
опыты, подписывают рисунки с
растворимыми
и
нерастворимыми
в
воде
веществами
разных формах существования
в
природе.
Подписывают
рисунки, используя слова для
справок: где встречается вода в
природе;
вставляют
пропущенные слова в текст
карточки
Узнают и называют свойства
воды
после
демонстрации
опытов; описывают опыты,
демонстрирующие
свойства
воды; записывают выводы по
проведенным опытам. знают
свойства воды и использование
этих свойств в быту. Заполняют
схему «Основные свойства
воды»
Называют
растворимые
и
нерастворимые
вещества;
узнают
растворы
в
естественных условиях и на
иллюстрациях и называют их;
имеют
представления
о
назначении
растворов;
выделяют
существенные
признаки
питьевой
воды,
используют полученные знания
при выполнении практических
работ (создание растворов –
сладкий
водный
раствор,
18
36 Прозрачная
и 1
мутная
вода.
Очистка
мутной
воды
Формирование представлений Узнают чистую и мутную воду в
о свойствах воды, чистой воде натуральном
виде
и
на
и очистке воды
рисунках. Называют признаки
мутной
и
чистой
воды.
Выполняют задание: выбирают
правильный ответ на вопрос и
подчеркивают его
37 Три
состояния 1
воды. Температура
и ее измерение
Формирование представлений
о
различных
агрегатных
состояниях воды: твердое,
газообразное,
жидкое. Переход воды из
одного состояния в другое
Узнают воду в твердом, жидком
и газообразном состоянии в
натуральном
виде
и
на
рисунках. Заполняют схему,
используя
текст
учебника
«Состояние воды в природе».
Проводят
опыты
под
руководством
учителя
по
изучению
свойств
трех
состояний воды, измеряют ее
температуру
с
помощью
термометра
соленый
водный
раствор).
Заполняют таблицу в рабочей
тетради
«Растворимые
и
нерастворимые
в
воде
вещества»
Выделяют признаки чистой и
мутной воды; относят воду к
разным группам; используют
полученные
знания
при
выполнении
практических
работ
(очистка
воды
отстаиванием, фильтрованием).
Записывают предложения в
правильном
порядке
по
проведению опыта по очистке
мутной воды
Выделяют признаки воды в
разных агрегатных состояниях;
устанавливают
зависимости
между
температурой
и
состоянием
воды;
умеют
использовать
полученные
знания
при
выполнении
практических работ совместно с
учителем
(измерение
температуры воды). Проводят
опыты по изучению свойств
твердой, жидкой и газообразной
воды; измеряют температуру
воды термометром; записывают
19
38 Расширение
нагревании
сжатие
охлаждении,
расширение
замерзании
при 1
и
при
Формирование представлений
об изменении состояния воды
под
воздействием
температуры
Узнают и называют состояния
воды
при
нагревании
и
охлаждении.
Подписывают
рисунки,
подчеркивают
правильный ответ на вопрос:
что происходит с водой при
нагревании,
охлаждении,
замерзании
39 Свойства
воды. 1
Лабораторная
работа
Формирование
умения
применять знания о свойствах
воды на практике, выполнять
практические действия под
контролем учителя
Выполняют
лабораторные
работы совместно с учителем;
называют свойства воды после
проведения опыта
40 Работа воды
природе
Формирование представлений
о работе воды в природе и
изменениях,
которые
происходят под влиянием
воды
Узнают и называют последствия
работы воды – оврагов, пещер,
наводнений;
подписывают
слова на рисунках
при
в 1
41 Значение воды в 1
природе.
Использование
выводы в рабочую тетрадь
Узнают и называют состояния
воды в естественных условиях
и на картинах; выделяют
существенные признаки воды
при замерзании и нагревании;
умеют
использовать
полученные знания в быту.
Записывают выводы в рамку в
рабочую
тетрадь:
что
происходит с водой при
нагревании,
охлаждении
и
замерзании
Выполняют
лабораторные
работы под контролем учителя;
прогнозируют
результаты
опытов, описывают результаты
опытов; делают выводы о
свойствах воды
Устанавливают
взаимозависимости
между
явлениями природы (работа
воды и форма поверхности);
называют по рисункам и
подписывают овраги, пещеры,
ущелья
Формирование представлений Знают значения воды для жизни Рассказывают
о
мерах,
о значении воды для человека, человека; называют (совместно принимаемых для охраны воды;
знакомство
с
мерами, с учителем) правила охраны применяют знания об охране
20
воды
в
быту,
промышленности и
сельском хозяйстве
42 Вода в природе
43 Воды
ручьи,реки
44 Озера,
пруды
принимаемыми для охраны воды в быту (выключать воду,
воды
плотно
закрывать
кран).
Составляют
рассказ
по
картинкам «Как используют
воду в сельском хозяйстве»
1
Изучение значения воды в
природе.
Формирование
представлений о круговороте
воды в природе
Называют разные состояния
воды;
узнают
их
на
иллюстрациях:
дождь,
пар,
облака, тучи. Рассматривают
схему круговорота, вставляют в
текст пропущенные слова
суши: 1
Формирование представлений
о водах суши: ручьях и реках.
Правила
поведения
у
водоёмов
Составляют рассказ о реках и
ручьях.
Называю
отличия ручья от реки с
помощью учителя. Называют
правила поведения у водоемов.
Подчеркивают
правильный
ответ в тексте; почему нельзя
пить воду из водоемов
болота, 1
воды на практике. Вставляют
пропущенные слова в текст
карточки.
Приводят
свои
примеры, используя словапомощники.
Пересказывают
написанный текст
Составляют
рассказ
по
картинкам о состоянии воды на
разных этапах ее круговорота;
устанавливают
причинноследственные зависимости. По
схеме называют изменения в
природе во время круговорота;
вставляют в текст пропущенные
слова
Рассказывают об образовании
рек и ручьёв. Составляют
рассказ
о
реках
и
ручьях.
Называю
отличия
ручья
от
реки.
Называют
правила
поведения
у
водоемов.
Выполняют задание в рабочей
тетради:
подчеркивают
правильный ответ в тексте
«Воды суши»
Формирование представлений Узнают озера, болота, пруды на Рассказывают о внешнем виде
о водах суши: озера, болота, иллюстрациях и фотографиях; озер,
болот,
прудов,
пруды
называют изученные объекты; водохранилищ и образовании
21
рассказывают об использовании
изученных
водоемов.
Рассматривают
рисунок,
соединяют
стрелками
изображения
животных,
обитающих
на
болоте,
с
водоемом.
Записывают
в
тетрадь названия рыб, которые
водятся в водоемах
45 Моря и океаны
1
Формирование представлений Узнают моря и океаны на
о морях и океанах и их иллюстрациях и фотографиях;
использовании
называют изученные объекты;
рассказывают об использовании
изученных
водоемов.
Рассматривают
рисунки
в
рабочей тетради, подписывают
названия морей и океанов
46 Охрана воды
1
Формирование представлений
об охране воды и мерах,
принимаемых
по
охране
водоемов
Рассказывают об использовании
воды; составляют предложения,
используя
опорные
слова;
раскрашивают опорные сигналы
для плаката по охране воды
изученных
водоемов,
о
значении изученных водоемов;
умеют
устанавливать
простейшие
причинноследственные
зависимости.
Рассматривают
рисунок,
соединяют
стрелками
изображения
животных,
обитающих на болоте, с
водоемом; обосновывают свой
вывод. Сравнивают водоемы,
называют отличительные их
признаки.
На
основании
сравнения заполняют таблицу
Рассказывают о внешнем виде
морей и океанов, их основных
признаках,
о
значении
изученных
водоемов.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Использование воды
человеком»; составляют рассказ
по схеме «Значение моря для
человека»
Составляют рассказ о мерах,
принимаемых
для
охраны
водоемов; применяют знания об
охране воды на практике.
Составляют памятку «Правила
поведения у водоемов»; рисуют
в тетради опорные сигналы для
22
47 Равнины,
овраги
холмы, 1
Формирование представлений
о формах поверхности Земли,
внешнем виде равнин, холмов,
оврагов и их использовании
человеком
Узнают и называют формы
поверхности (равнины, холмы,
овраги) на иллюстрациях и
фотографиях. Заполняют схему
в рабочей тетради «Поверхности
суши»,
используя
помощь
учителя
1
Формирование представлений
о формах поверхности Земли.
Горы: внешний вид, природа,
жизнь и занятия людей в
горах
Узнают и называют горы на
иллюстрациях и фотографиях.
Называют
занятия
людей,
живущих в горах. Подписывают
и раскрашивают рисунки, как
люди используют горы
49 Почва – верхний 1
слой земли. Состав
почвы
Формирование представлений
о почве, ее образовании.
Знакомство с составом почвы:
перегной, песок, глина, вода,
воздух, минеральные соли.
Закрепление знания о роли
Рассказывают о назначении
почвы. Называют состав почвы,
опираясь
на
схемы
и иллюстрации. Рассказывают о
роли почвы в жизни растений.
Отгадывают
загадки
о
48 Горы
плаката по охране водоемов
Выделяют
существенные
признаки изученных форм
поверхности суши; называют
холмы и овраги, известные из
личного опыта. Заполняют
схему в рабочей тетради
«Поверхности
суши»,
соединяют стрелками слова и
предложения
с
описанием
оврага
Выделяют
существенные
признаки гор. Рассказывают о
занятиях людей в горах.
Устанавливают
простейшие
зависимости между формой
поверхности суши и занятиями
населения. Называют горы,
известные из личного опыта.
Сравнивают горы и холмы,
называю
отличительные
признаки; заполняют схему их
строения
Узнают и называют почвы в
натуральном
виде
в
естественных условиях и на
картинах. Называют вещества,
входящие в состав почвы и их
значение. Заполняют схему в
23
почвы в жизни растений
50 Разнообразие почв
животных, которые обитают в рабочей
почве; подписывают их на почвы»
рисунках
1
Формирование представлений
о видах почвы: черноземные,
глинистые,
песчаные.
Знакомство с особенностями
почв.
51 Основное свойство 1
почвы
–
плодородие.
Обработка почвы
Формирование представлений
о плодородии почвы, способах
обработки
почвы
и
ее
значении
Рассказывают об основном
свойстве почвы, о значении
обработки почвы для получения
урожая. Подчеркивают в тексте
рабочей
тетради
название
основных
частей
почвы,
которые необходимы для жизни
растений
52 Охрана почвы
Закрепление представлений о
значении
почвы.
Охрана
почв,
меры,
принимаемые для охраны
почв
Рассказывают о необходимости
охраны почв и некоторых мерах,
которые
принимаются
для
защиты почвы. Рассматривают
рисунки в рабочей тетради.
Обводят
те,
на
которых
1
Называют виды почв (не менее
2). Называют свойства одного
вида почв. Узнают по описанию
и подписывают на рисунках
виды почв
тетради
«Состав
Называют виды почв и их
основные признаки; выделяют
существенные признаки разных
видов почв; устанавливают
связи между разными видами
почв и растительностью; умеют
применять эти знания на
практике. Выполняют задание:
соединяют стрелкой название
почвы с ее характеристикой
Называют способы обработки
почвы в зависимости от сезона;
имеют
представления
о
взаимосвязи обработки почвы с
ее
плодородием;
умеют
применять знания о сезонной
обработке почвы на практике.
Делают
вывод:
почему
черноземная
почва
самая
плодородная
Называют вредные воздействия
на почву: костры, пожары,
вырубка лесов, бытовой мусор,
химикаты,
вода,
ветер;
называют меры, принимаемые
для охраны почв. Обводят
24
показано,
как
заботиться о почве
Есть на Земле страна Россия- 14 часов
человек рисунки, на которых показано,
как человек заботиться о почве,
обосновывают свой выбор
53 Место России на 1
земном
шаре.
Знакомство
с
картой
Формирование представлений Называют
название
своей
о России, размере территории, страны. Рассказывают, какие
климате, рельефе
формы поверхности есть в
России.
Рисуют
Государственный флаг России в
тетради.
Подчеркивают
в
стихотворении
название
государства, в котором живут,
записывают его в клеточки
54 Моря и океаны, 1
омывающие берега
России
Знакомство с морями
и Рассказывают, что территорию
океанами,
омывающими России омывают теплые и
берега России
холодные
моря;
называют
основные признаки этих морей
(лед, снег, холодно, тепло,
солнце, пляж). Вставляют в
текст пропущенные слова с
названием океанов
55 Горы и равнины на 1
территории нашей
страны
Формирование представления Узнают
на
иллюстрациях
о
формах различные формы поверхности
поверхности
России: – горы, равнины; рассказывают,
равнины, горы
что на территории
России
находятся горы и равнины.
Подчеркивают слова, которые
обозначают
формы
земной
Называют особенности климата
и рельефа России; узнают на
карте России реки и сушу (по
цвету);
устанавливают
причинно-следственные
зависимости
между
территорией,
солнечной
освещенностью и климатом.
Записывают в тетради свой
адрес
Называют моря, омывающие
берега России: Черное море,
Азовское море, Балтийское
море; называют их основные
признаки. Выполняют задание в
рабочей тетради: соединяют
стрелками название моря с его
характеристикой
Называют горы и равнины
России: Восточно-Европейская
равнина,
Западно-Сибирская
равнина, Кавказские горы,
Уральские горы. Рассказывают
об их основных признаках.
Вставляют в текст карточки
25
поверхности на карточке
56 Реки
и
России
озера 1
57 Москва – столица 1
России
Знакомство с реками и Узнают на иллюстрациях реки;
озёрами России. Знакомство с рассказывают,
что
на
крупнейшими реками России территории России находятся
реки и озера; называют 1–2 реки
России.
Подбирают
обобщающие
слова
к
перечисленным названиям рек и
озер
Формирование представления
о столице России – Москве:
достопримечательности,
стадионы, транспорт
Называют
достопримечательности Москвы
с опорой на иллюстрации.
Называют
столицу
России.
Подписывают на рисунках герб
России и герб Москвы
1
Формирование представления
о городе Санкт-Петербург:
достопримечательности, реки,
разводные мосты
59 Ярославль.
1
Владимир. Ростов.
Города «Золотого
кольца»
Знакомство
с
городами
«Золотого
кольца»:
Ярославль, Владимир, Ростов:
достопримечательности,
народные промыслы
Узнают
и
называют
достопримечательности СанктПетербурга: разводные мосты,
Дворцовая площадь – на
иллюстрациях и фотографиях
58 Санкт-Петербург
Называют
города
Золотого
кольца: Ярославль, Владимир,
Ростов.
Рассказывают
о
достопримечательностях
городов «Золотого кольца» с
помощью учителя. Выполняют
названия равнин и гор России,
используя слова для справок
Называют реки и озера России:
3–4 названия, называют их
основные признаки. Заполняют
таблицу в рабочей тетради
«Реки и озера России»
Называют
достопримечательности
Москвы. Называют основные
виды
транспорта
Москвы.
Находят на картинках и
подписывают
достопримечательности
Москвы
Узнают и называют СанктПетербург на картинках и
иллюстрациях,
рассказывают об его основных
достопримечательностях
Называют города «Золотого
кольца»: Ярославль, Владимир,
Ростов. Называют основные
достопримечательности:
набережная в Ярославле, театр;
собор и Золотые ворота во
26
задание: соединяют линиями, с Владимире; Ростовский кремль.
именем каких великих людей Вписывают в таблицу названия
связаны названия городов
некоторых
достопримечательностей
городов Золотого кольца
60 Нижний Новгород, 1
Казань, Волгоград
Формирование представления
о городах Нижний Новгород,
Казань,
Волгоград:
достопримечательности,
промышленность
61 Новосибирск,
Владивосток
1
Формирование представления
о
городах
Новосибирск,
Владивосток:
достопримечательности,
промышленность, порт
Называют города Новосибирск,
Владивосток. Рассказывают о
достопримечательностях
городов; показывают их на
карте
и 1
Формирование представления
о населении России и России
как
многонациональном
государстве
Называют
отдельных
представителей народов России.
Называют места, где проживает
население России. Узнают на
62 Население
народы России
Называют
города
Нижний
Новгород, Казань, Волгоград
Рассказывают
о
достопримечательностях
с
помощью учителя, опираясь на
иллюстрации. Находят на карте
названия городов и выписывают
их в тетрадь
Узнают и называют города
Нижний Новгород, Казань,
Волгоград; называют основные
достопримечательности
городов
(Нижегородский
кремль, Казанский кремль,
мечеть,
Мамаев
курган);
называют города, известные из
других источников. Заполняют
таблицу:
по
описанию
определяют название городов
Узнают и называют города
Новосибирск,
Владивосток;
называют
основные
достопримечательности
городов; называют города,
известные
из
других
источников.
Составляют
рассказ о городе Владивостоке,
используя слова для справок
Называют
представителей
народов России. Рассказывают
о
традициях,
обычаях
населения России; занятиях
27
63 Ваш
1
город. Важнейшие
географические
объекты региона
Формирование представления
о своей местности на основе
уточнения
и
обобщения
имеющихся
знаний:
поверхность,
водоёмы,
растительный и животный
мир
64 Ваш
1
город. Важнейшие
географические
объекты региона
Формирование представления
о своей местности на основе
уточнения
и
обобщения
имеющихся
знаний:
промышленность и сельское
хозяйство, достопримечатель
ности.
65 Экскурсия
1
Расширение и закрепление
знаний о родном городе; о
важнейших географических
объектах региона
66 Экскурсия
1
Расширение
и
иллюстрациях
и
называют
городское и сельское население.
Заполняют схему «Население
нашей
страны»,
используя
помощь учителя
городского
и
сельского
населения. Заполняют схему
«Население нашей страны»;
определяют, какие рисунки
подходят к стихотворениям
Показывают на иллюстрациях
достопримечательности своего
города с помощью учителя.
Называют
промышленные
предприятия своего региона
Рассказывают
о достопримечательностях сво
его
города.
Называют
промышленные предприятия и
направления
сельского
хозяйства
своего региона,
Рассказывают о населении
своей местности, их традициях
и обычаях
Называют
основные
географические
объекты
и
особенности
своей
местности:
поверхность,
водоёмы с опорой на учебник.
Называют
представителей
растительного и животного
мира своего региона
Называют
и
посещают
достопримечательные
места
города; Называют важнейшие
географические
объекты
региона
закрепление Называют
и
Показывают на карте основные
географические объекты
и
особенности
своей
местности:
поверхность,
водоёмы.
Рассказывают
о
представителях
растительного и животного
мира своего региона
Рассказывают в ходе экскурсии
о
достопримечательностях
города совместно с учителем;
Рассказывают
и
изучают
важнейшие
географические
объекты региона
посещают Рассказывают в ходе экскурсии
28
знаний о родном городе; о достопримечательные
места
важнейших географических города; Называют важнейшие
объектах региона
географические
объекты
региона
о
достопримечательностях
города совместно с учителем;
Рассказывают
и
изучают
важнейшие
географические
объекты региона
67 Обобщающий урок 1
по разделу «Есть
на Земле страна
Россия»
Закрепление знаний о России: Называют отдельные города
формах рельефа, водоемах, России,
отдельных
городах, населении
представителей
народов
России
68 Неживая природа. 1
Обобщающий урок
Обобщение и закрепление Узнают и называют изученные
представлений о предметах и предметы неживой природы на
явлениях неживой природы
иллюстрациях,
фотографиях;
относят
к
определенным
группам (вода, воздух, полезные
ископаемые, почва); называют
предметы, относящиеся к почве,
полезным
ископаемым,
свойствам воды или воздуха;
называют элементарные правила
безопасного
поведения
в
природе;
рассказывают
о
значении неживой природы в
Называют особенности климата
и рельефа России, называют
моря,
омывающие
берега
России: Черное море, Азовское
море,
Балтийское
море;
называют
отдельные
реки,
озера, горы, равнины России;
называют отдельные города
России
и
их
достопримечательности
Повторение – 2 часа
Узнают и называют изученные
предметы неживой природы на
картинах,
схемах
и
в
натуральном виде; относят
предметы неживой природы к
разным группам (вода, воздух,
полезные ископаемые, почва);
выделяют
существенные
признаки
каждой
группы;
рассказывают о взаимосвязях
между неживой и живой
природой; соблюдают правила
безопасного
поведения
в
29
жизни человека
природе
30
V.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
31