РП _ВД_ Практическое обществознание

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования и молодежной политики Администрации
Талицкого муниципального округа
МКОУ "Вновь-Юрмытская СОШ "

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

И.о директора
МКОУ"ВновьЮрмытская СОШ"

________________________
Е.В.Гельфинштейн
Протокол №1 от «27» 08
2025 г.

________________________
В.С. Сосновских
Приказ №2808-1 от «28» 08
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 7438604)
Практическое обществознание
для обучающихся 9 классов

с. Вновь -Юрмытское

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Практическое
обществознание» на уровне основного общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а
также федеральной рабочей программы воспитания.
Цели изучения учебного курса внеурочной деятельности:
Программа построена на принципах обобщения и систематизации
учебного материала
за
курс
основной школы по предмету
«Обществознание».
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся
основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а
именно экономики, социологии, психологии, права, политологии и
культурологи. Обществознание, особенно в курсе основной школы,
направлено непосредственно на изучение наиболее типичных и
существенных черт современного общества, форм и направлений его
развития. В ходе занятий следует уделять большое внимание формированию
предметной компетентности - исследовательской, формированию у учащихся
умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать
информацию из различных источников. Сформировать умение четко и
кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при
выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Цель: Расширить кругозор у обучающихся по обществознанию.
Задачи:
 повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы
изучаемые на заключительном этапе общего образования;
 сформировать у обучающихся умения работать с текстом, рисунками,
схемами, извлекать и анализировать информацию из различных
источников;
 научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать
свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым
ответом.
Место учебного курса внеурочной деятельности «Практическое
обществознание» : Программа учебного курса внеурочной деятельности
«Практическое обществознание» рассчитана на один час в неделю (34
учебных недели) в 9 классе.
Задачи курса:

способствовать улучшению усвоения и углублению знаний
обучающимися курса
«Обществознание» в соответствии с современными требованиями
стандарта;
 отработка умения получать социальную информацию из разнообразных
источников и
ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного
и
практического характера;
 содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика,
её
социализации в современных условиях.
Основные методы:
 работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала,
организация понимания через обсуждение, изучение статистических
материалов);
 изучение материалов СМИ, интернет-материалов;
 дискуссии, проектная деятельность;
 практические занятия по решению учебных задач.
Формы контроля:
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием
материалов «Банк заданий ФИПИ». По итогам курса предполагается
выполнение учениками зачётной работы .


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
9 КЛАСС
Введение (1 час)
ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию. Познакомить
учащихся со структурой экзамена, условиями прохождения экзамена.
Тема 1. Человек и общество (5часов)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Деятельность человека, ее основные формы. Общество как форма
жизнедеятельности людей. Взаимосвязь экономической, социальной,
политической и духовной сфер общества. Системное строение общества.
Важнейшие социальные институты. Общественное развитие. Типы обществ:
традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Глобальные проблемы
современности.
Тема 2 Духовная сфера (5 часов)
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы.
Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного
общества. Образование и самообразование. Образование – сочетание
интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная
культуры. Молодежные субкультуры
Тема 3. Социальная сфера (5 часов)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные
группы. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные
отношения. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальный конфликт и
пути его решения.
Тема 4. Экономическая сфера (5часов)
Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.
Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт,
валовый национальный продут. Инфляция. Уровень занятости. Роль
государства в экономике. Государственный бюджет. Налоги. Неравенство
доходов и экономические меры социальной поддержки. Собственность.
Потребитель и его права. Защита прав потребителей. Мировая экономика:
мировое хозяйство и международная торговля.
Тема 5. Политическая сфера (5часов)
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства.
Формы государства: формы правления и формы территориально-

государственного
устройства.
Политические
режимы.
Местное
самоуправление. Участие граждан в политике и управлении.
Гражданское общество и правовое государство. Политические партии и
движения. СМИ в политической системе.
Тема 6. Право (5 часа)
Право и его роль в жизни общества и государства. Основы
Конституционного строя РФ.
Трудовое и семейное законодательство. Административное и уголовное
законодательство.
Международное гуманитарное право.
Итоговое тестирование(3 часа)
Тестирование
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- осознание российской гражданской идентичности (осознание себя,
своих задач и своего места в мире);
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым под- вигам и трудовым
достижениям народа;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению
- осознание ценности самостоятельности и инициативы;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значи мой
деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному
сотрудничеству;
- проявление интереса к способам познания;
-стремление к самоизменению;
- сформированность внутренней позиции личности как осо бого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
- установка на активное участие в решении практических за- дач,
осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;

- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей;
- активное участие в жизни семьи;
- приобретение опыта успешного межличностного общения;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, активное
участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах;
- проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному
имуществу;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем
направлениям и отражают способность обучающихся использовать на
практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
- овладение универсальными регулятивными действиями.
- Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из
различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных мо- дулей в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные,
регулятивные);
- способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;
- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
- способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
- способность к совместной деятельности;
- овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с
учетом назначения информации и ее целевой аудитории
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:
-владеть базовыми логическими операциями:
- сравнения
- классификации
- анализа, синтеза, обобщения, выделения главного;
-владеть приемами описания и рассуждения, в том числе с помощью
схем и знако-символических средств;
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания
-для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, не- сложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
-оценивать на применимость и достоверность информации, полученной
в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
1) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
- учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение
системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных
навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты решения задачи, выполненного
опыта (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
1) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных
действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, само мотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (не достижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
4)принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 анализировать документы;
 анализировать публикации в периодических изданиях;
 работать с диаграммами и таблицами;
 формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию
по спорным проблемам;
 представлять результаты исследований в виде таблиц, схем,
выступлений;
 делать выводы, работать с тестовыми заданиями: самостоятельно
(без возможности обратиться за консультацией к учителю) понимать
формулировку задания и вникать в её смысл;
 четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;






самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы (четко писать
печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке,
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка,
правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в
бланк экзаменационной работы и т.д.);
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Основное
содержание

Основные виды
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Участие в
беседе, работа с
бланками
экзаменационной
работы

http://oge.fipi.ru

Участие в
беседе,
практическая
работа

http://oge.fipi.ru

Участие в
беседе,
практическая
работа

http://oge.fipi.ru

Раздел 1. **НазваниеВведение. **

1.1

ОГЭ как форма итоговой аттестации.

Итого

1

1

Раздел 2. Название Человек и общество

2.1

Человек и общество.

Итого

5

5

Раздел 3. Название Духовная сфера.

3.1

Итого

Духовная сфера.

5

5

Раздел 4. Название Социальная сфера

4.1

Социальная сфера

Итого

5

Участие в
беседе,
практическая
работа

http://oge.fipi.ru

Участие в
беседе,
практическая
работа

http://oge.fipi.ru

Участие в
беседе,
практическая
работа

http://oge.fipi.ru

Участие в
беседе,
практическая
работа

http://oge.fipi.ru

5

Раздел 5. Название Экономическая сфера.

5.1

Экономическая сфера.

Итого

5

5

Раздел 6. Название Политическая сфера общества.

6.1

Политическая сфера общества.

Итого

5

5

Раздел 7. Название Право

7.1

Право

Итого
Раздел 8. Название Итоговое тестирование.

5

5

8.1

Итоговое тестирование.

Тестирование

3

Итого

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

(http://oge.fipi.ru

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

ОГЭ как форма итоговой аттестации.

1

http://oge.fipi.ru

2

Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

3

Общество как форма жизнедеятельности
людей.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

4

Многовариантность общественного
развития (типы обществ).

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

5

Системное строение общества. Основные
институты общества.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

6

Глобальные проблемы современности.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

7

Личность и мораль.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

8

Нравственность, этика, моральные
ценности и идеалы. Гуманизм.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

Патриотизм, гражданственность.
9

Наука в жизни современного общества.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

10

Образование и самообразование.
Образование – сочетание интересов
личности и общества.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

11

Право на доступ к культурным ценностям.
Формы и разновидности культуры.
Молодежные субкультуры

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

12

Социальная структура общества.
Социальная мобильность.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

13

Социальные группы. Социальные статусы
и роли.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

14

Нации и межнациональные отношения.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

15

Отклоняющееся поведение и его типы.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

16

Социальный конфликт и пути его
решения.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

17

Экономическая система и ее функции.
Типы экономических систем.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

18

Измерители экономической деятельности.
Валовый внутренний продукт, валовый
национальный продут.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

19

Роль государства в экономике. Налоги.
Государственный бюджет.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

20

Инфляция. Безработица. Уровень
занятости.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

21

Собственность. Защита прав
потребителей.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

22

Власть. Роль политики в жизни общества.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

23

Государство, его функции. Политическая
система.Признаки государства.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

24

Формы государства: форма правления,
форма государственно-территориального
устройства. Типология политических
режимов: демократия, авторитаризм,
тоталитаризм

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

25

Гражданское общество и правовое
государство. Местное самоуправление.
Политические партии и движения. СМИ в
политической системе.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

26

Гражданское общество и правовое
государство. Местное самоуправление.
Политические партии и движения. СМИ в
политической системе.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

27

Право и его роль в жизни общества и
государства.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

28

Конституция Российской Федерации.
Основы Конституционного строя РФ.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

29

Трудовое и семейное законодательство.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

30

Административное и уголовное
законодательство.

1

Портал Российской электронной шко- лы
(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

31

Социальные права. Международное

1

Портал Российской электронной шко- лы

гуманитарное право.

(РЭШ),банк заданий(http://oge.fipi.ru)

32

Итоговое тестирование.

1

банк заданий(http://oge.fipi.ru)

33

Итоговое тестирование.

1

банк заданий(http://oge.fipi.ru)

34

Итоговое тестирование.

1

банк заданий(http://oge.fipi.ru)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».