функциональная грамотность 1-4

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР

И.о директора МКОУ

Деревнина Е.Г.

«Вновь-Юрмытская СОШ»

Протокол №1

Сосновских В.С.

от «28». 08.2025 г.

Приказ № 2808-1от 28.08.2025

ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
1 - 4 КЛАСС

2025-2026 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для
третьего

класса

разработана

в

Федерального
стандарта

«Функциональная
соответствии

с

государственного
начального

грамотность»
требованиями

образовательного

общего

образования,

требованиями к основной образовательной программе
начального общего образования.
Программа

«Функциональная

грамотность»

учитывает возрастные, общеучебные и психологические
особенности младшего школьника.
Программа

курса

«Функциональная

внеурочной

деятельности

грамотность» предназначена

для

реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на
34 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель

может

варьировать,

чередовать

последовательность проведения занятий по своему
усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с
учетом возрастных особенностей третьеклассников для
занятий используются сюжеты художественных и
научно-познавательных текстов.

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Центральным понятием в данном курсе
выступает «грамотность», которая в широком смысле
определяется как «функциональная грамотность». Лишь
функционально грамотная личность способна
использовать все постоянно приобретаемые в течение
жизни знания, умения и навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения
и социальных отношений.
Изучение данного курса начинается в начальной
школе, где идёт интенсивное обучение различным
видам речевой деятельности- письму и чтению,
говорению и слушанию, работе с текстом
Известны

недостатки

школьников

(по

результатов

участия

в

результатам

обучении
ВПР

российских

в

младших
4

классе,

школьников

в

международных исследованиях PIRLS, TIMS):
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию
информации;

3

– затрудняются в решении задач, требующих
анализа и обобщения;
– не умеют высказывать предположения, строить
доказательства.
Поэтому авторы программы предлагают начинать
формирование навыков функциональной грамотности
именно в начальных классах.

4

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Цель изучения курса: создание условий для
развития функциональной грамотности.
Целью

изучения

грамотность»
учащихся

к

блока

является

«Читательская

развитие

осмыслению

способности

письменных

текстов

и

рефлексии на них, использования их содержания для
достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание
текста,

а

понимание

использование

и

рефлексия

прочитанного

для

на

текст,

осуществления

жизненных целей.
Целью

изучения

блока

«Математическая

грамотность» является формирование у обучающихся
способности определять и понимать роль математики в
мире, в котором они живут, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и
будущем

потребности,

присущие

созидательному,

заинтересованному и мыслящему гражданину.

5

Целью
грамотность»
образа

изучения

блока

«Финансовая

является

развитие

экономического

мышления,

воспитание

ответственности

и

нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения
полученных

знаний

и

умений

для

решения

элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно- научная
грамотность» является формирование у обучающихся
способности использовать естественно- научные знания
для выделения в реальных ситуациях проблем, которые
могут быть исследованы и решены с помощью научных
методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях

и

экспериментах.

Эти

выводы

необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений,

которые вносит

в

него

деятельность

человека, а также для принятия соответствующих
решений.
Для

достижения

основной

цели

курса

предполагается решение следующих задач:
-

формировать

совершенствовать

умение

культуру

мотивацию к чтению книг;
6

читать

чтения,

тексты;

интерес

и

- находить и извлекать информацию из различных
текстов;
- привлекать извлечённую из текста информацию
для решения разного рода проблем;
- развивать у детей способность самостоятельного
мышления в процессе изучения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии:
«прогнозирование»,

«диалог

с

автором»,

«комментированное чтение» и т. д
- воспитывать в детях любовь к добру, к
благородным и бескорыстным поступкам.

7

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Программа курса «Функциональная грамотность»
разработана на три года занятий с детьми младшего
школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение
материала. Всего – 102 часа (34 часа в каждом классе).
Весь курс состоит из 4 блоков :  читательская
грамотность (по 8 часов в каждом классе) ; 
математическая грамотность (по 8 часов в каждом
классе);  компьютерная грамотность (по 8 часов в
каждом классе);  грамотность в естественных науках
(по 8 часов в каждом классе)..
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: понятия
«художественный» и «научно-познавательный»;
жанровое сходство и различия художественных и
научно-познавательных текстов; составление
характеристики героев прочитанных произведений;
деление текстов на части, составление плана; ответы по
содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
8

Математическая грамотность: нахождение
значений математических выражений в пределах 100,
составление числовых выражений и нахождение их
значений. Состав чисел первого и второго десятка,
задание на нахождение суммы; задачи на нахождение
части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение
таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические
задачи, ложные и истинные высказывания, построение
геометрических фигур, нахождение длины ломаной,
диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс
монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила
безопасного

использования

банковских

карт,

фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты
российских банкнот, валюта.
Естественно- научная грамотность: наблюдения и
простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом,
лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной.
Состав и свойства древесины. Названия овощей,
выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей
растений, виды корней, свойства корней. Представление
о позвоночных животных.
9

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение
второклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и
государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в
мире финансовых отношений: сопоставление доходов и
расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
– осознавать личную ответственность за свои
поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и
сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого
и поискового характера: работа над проектами и
исследования;

10

– использовать различные способы поиска, сбора,
обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в
том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников
информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный
опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию:
сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в
другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую
инициативу;

11

– принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное
задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий:
знакомство с критериями оценивания, самооценка и
взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать
свои мысли в соответствии с поставленными задачами и
отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять
свою мысль в устной и письменной речи (на уровне
одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в
группе;
– учиться выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика).
12

Предметные результаты изучения блока
«Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для
того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной
жизни;
– способность различать тексты различных жанров
и типов;
– умение находить необходимую информацию в
прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию
прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в
устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока
«Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические
рассуждения;
13

– способность использовать математические
понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире,
высказывать обоснованные суждения и принимать
решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока
«Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование
экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными
деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока
«Естественно- научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать
естественно- научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно- научных явлений и

14

формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для

оценки

эффективности

занятий

можно

использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель
учащимся при выполнении заданий;
 поведение
активность,

детей

на

занятиях:

заинтересованность

живость,

обеспечивают

положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и
заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых
выявляется,

справляются

ли

ученики

с

ними

самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий
может быть повышение качества успеваемости по
математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и другим предметам.

15

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 1 КЛАССА
№п
/п

Наименование разделов
и тем программы

Колвочасов

Дата

Виды деятельности

Формапроведени
я занятия

Электронные(цифровые)
образовательные ресурсы

1.Блок «Читательская грамотность»
1

2
3

4
5

Виталий Бианки. Лис и
мышонок

1

Русская народная сказка.
Мороз и заяц
Владимир Сутеев. Живые
грибы

1

Геннадий Цыферов. Петушок
и солнышко
Михаил Пляцковский. Урок
дружбы

1

1

1

08.09. Игровая
2025

Игра

15.09. Познавательная
2025
22.09 Научно-познавательная
.2025

Беседа

29.09. Игровая
2025
06.10. Познавательная
2025

Игра

Викторина

Дискуссия

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Сетевой комплекс информационного
взаимодействия субъектов Российской
Федерации в проекте «Мониторинг
формирования функциональной
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/);
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

6

Грузинская сказка. Лев и заяц

Русская народная сказка.
Как лиса училась летать
8
Евгений Пермяк. Четыре
брата
Итогопоразделу
7

1
1
1

13.10. Деятельность общения
2025
20.10. Познавательная
2025
03.11 Игровая
2025

Парная работа

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Беседа с обсуждением Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Игра
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

8
2.Блок «Математическая грамотность»

16

9

Про курочку Рябу, золотые и
простые яйца

1

10

Про козу, козлят и капусту

1

11

1

13

Про петушка и
жерновцы
Как петушок и курочки
делили бобовые зёрнышки
Про наливные яблочки

14

Про Машу и трёх медведей

1

12

Про старика, старуху, волка и
лисичку
16 Про медведя, лису и мишкин
мёд
Итого по разделу
15

1
1

1
1

10.11. Познавательная
2025
17.11.
2025
24.11.
2025
01.12.
2025
08.12.
2025
15.12.
2025

Игра

Учебная

Беседа

Познавательная

Парная работа

Познавательная

Работа в группах

Учебная

Беседа

Игровая

Игра

22.12. Познавательная
2025
29.12. Учебная
2025

Беседа с
обсуждением
Викторина

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

8
3.Блок «Финансовая грамотность»

17

За покупками

1

18

Находчивый Колобок

1

19

День рождения
Мухи-Цокотухи
Буратино и карманные
деньги

1

Кот Василий
продаёт молоко
Лесной банк

1

20

21
22

1

1

12.01.
2026
19.01.
2026
26.01.
2026
02.02.
2026

Игровая

Игра

Игровая

Квиз

Игровая

Работа в группах

Познавательная

Работа в парах

09.02. Деятельность общения
2026
23.02. Познавательная
2026

Игра
Беседа

17

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО

23
24

Как мужик и медведь
прибыль делили
Как мужик золото менял

1
1

02.03. Познавательная
2026
09.03. Учебная
2026

Беседа с
обсуждением
Работа в парах

http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Итого по разделу
25
26

27
28

29
30

31
32
33

Как Иванушка хотел попить
водицы
Пятачок, Винни-Пух и
воздушный шарик

8
1
1

Про репку и другие
корнеплоды
Плывёт, плывёт кораблик

1

Про Снегурочку и
превращения воды
Как делили апельсин

1

Крошка Енот и Тот, кто
сидит в пруду
Иванова соль

1

Владимир Сутеев. Яблоко.

1

1

1
1

3.Блок «Естественно- научная грамотность»
16.03. Научно-познавательная
Проведение опыта
2026
23.03. Познавательная
Работа в парах
2026
06.04. Игровая
2026
13.04. Научно-познавательная
2026

Викторина

20.04. Игровая
2026
27.04. Научно-познавательная
2026

Проведение опыта

Беседа с
обсуждением

Беседа

4.05. Игровая
2026
11.05. Познавательная
2026
18.05. Игровая
2026

Игра
Игра
Игра

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

9
33

18

Наименование
разделов и тем
программы
Михаил Пришвин.
Беличья память

Кол=во
часов

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 2 КЛАССА
Дата
Виды деятельности
Форма проведения занятия
Электронные ( цифровые)
образовательные ресурсы

1

08.09.2025

Сформировать установку
на активное участие в
решении практических
задач, осознанием
важности образования.

Беседа

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

2

Про беличьи запасы

1

15.09.2025

Развить мотивацию к
целенаправленной
социально значимой
деятельности; стремление
быть полезным.

Викторина

3

Беличьи
деньги

1

22.09.2025

Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного общения.
Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.

Дискуссия

Сетевой комплекс информационного
взаимодействия субъектов Российской
Федерации в проекте «Мониторинг
формирования функциональной
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/);
Портал ИСРО РАО

Самостоят. работа

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

№п/п

1

4

Про белочку и погоду

1

29.09.2025

5

И. Соколов-Микитов.
В берлоге

1

06.10.2025

6

Медвежье
потомство

1

13.10.2025

Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.

Беседа с обсуждением

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

7

Повреждённые и
фальшивые деньги

1

20.10.2025

Проведение простых
исследований и анализ их

Мозговой штурм

Портал Российской электронной

19

Парная работа

http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

результатов.

8

Лесные сладкоежки

1

03.11.2025

9

Лев Толстой. Зайцы

1

10.11.2025

10

Про зайчат и зайчиху

1

17.11.2025

11

Банковская карта

1

24.11.2025

12

Про Зайчишку и
овощи

1

01.12.2025

13

Николай Сладков.
Весёлая игра

1

08.12.2025

14

Лисьи забавы

1

15.12.2025

15

Безопасность
денег на
банковской карте

1

22.12.2025

школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.
Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.
Развивать активное
участие в коллективных
учебно-исследовательских,
проектных и других
творческих работах
Выявлять и анализировать
финансовую
информацию.Проведение
простых исследований и
анализ их результатов.
Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного общения.
Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного

20

Квиз

Портал ИСРО РАО

Беседа

http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Работа в группах

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Игра

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Самост.работа

Работа в паре

Беседа

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Парная работа

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

16

17

Лисьи норы

Обыкновенные
кроты

1

1

29.12.2025

12.01.2026

18

Про крота

1

19.01.2026

19

Про кредиты

1

26.01.2026

20

Корень – часть
растения

1

02.02.2026

21

Эдуард Шим.
Тяжкий труд

1

09.02.2026

22

Про ежа

1

16.02.2026

межличностного общения.
Оценивать результаты
своей деятельности.
Развивать активное
участие в коллективных
учебно-исследовательских,
проектных и других
творческих работах
Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.
Проведение простых
исследований и анализ их
результатов.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Выдвижение идей и
обсуждение различных
способов проявления
креативности. Оценивать
результаты своей
деятельности.
Выдвижение идей и
обсуждение различных
способов проявления
креативности:
Развивать активное
участие в коллективных
учебно-исследовательских,
проектных и других
творческих работах
Использовать информацию
из текста для решения
практической задачи

21

Работа в группах

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Беседа

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Игра

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Игра

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Самост. работа

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Работа в группах

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Беседа

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

23

24

Про вклады

Занимательные
особенности яблока

1

1

23.02.2026

02.03.2026

25

Полевой
хомяк

1

09.03.2026

26

Про полевого
хомяка

1

16.03.2026

27

Ловушки для денег

1

23.03.2026

28

Про хомяка и его
запасы

1

06.04.2026

Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической задачи.
Оценивать результаты
своей деятельности.
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного общения.
Использование
полученных (из самих
заданий) знаний для
объяснения явлений.
Оценивать результаты
своей деятельности.
Использование
полученных (из самих
заданий) знаний для
объяснения явлений.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию
.Использовать
информацию из текста для
решения практической
задачи. Оценивать
результаты своей
деятельности.
Использование
полученных (из самих
заданий) знаний для
объяснения явлений.

22

Игра

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Парная работа

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Беседа, игра

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Викторина

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Игра

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Самост. работа

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

29

Про бобров

1

13.04.2026

30

Бобры-строители

1

20.04.2026

31

Такие
разные деньги

1

27.04.2026

32

33

Материал для плотин

Позвоночные
животные

1

1

04.05.2026

11.05.2026
18.05.2026

Портал ИСРО РАО

Использование
полученных (из самих
заданий) знаний для
объяснения явлений.
Развить активное участие в
коллективных учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах.

Беседа

Работа в группе

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической задачи
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного общения.

Игра

Портал ИСРО РАО

Использовать информацию
из текста для решения
практической задачи.
Оценивать результаты
своей деятельности.

Беседа

23

http://skiv.instrao.ru

http://skiv.instrao.ru

Работа в паре

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Портал Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 3 КЛАССА
№ п/п

Наименование разделов
и тем программы

РАЗДЕЛ 1.
1
Про дождевого червяка

2

Дождевые черви

Кол-во
часов

Дата

Виды деятельности

Форма
проведения
занятия

1

8.09.
2025

Сформировать установку на активное участие в решении задач, Беседа
осознанием важности образования.

1

15.09.
2025

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

24

Викторина

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в
проекте «Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/);

3.

Кальций

1

22.09.
2025

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного
межличностного общения.

Дискуссия

4.

Полезный кальций

1

29.09.
2025

5.

Сколько весит облако

1

6.10.
2025

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Самостоят. работа

6.

Про облака

1

13.10.
2025

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа с
обсуждением

7.

Хлеб – всему голова

1

20.10.
2025

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

8.

Про хлеб и дрожжи

1

03.11.
2025

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

9

Про мел

1

10.11.
2025

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

10.

Интересное вещество – мел.

1

17.11. Развивать активное участие в коллективных учебно2025
исследовательских, проектных и других творческих работах

11.

Про мыло

1

24.11.
2025

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Парная работа

Беседа

Работа в группах

Игра

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
;
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
;
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

12.

Чем интересно мыло и как оно

1

01.12.

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

25

Групповая работа

13

«работает»
История свечи

1

14.

Про свечи

1

15.

Магнит

1

16.

Волшебный магнит

1

2025
08.12.
2025
15.12.
2025

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного
межличностного общения.
Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного
межличностного общения. Оценивать результаты своей
деятельности.
29.12. Развивать активное участие в коллективных учебно2025
исследовательских, проектных и других творческих работах
22.12.
2025

Работа в паре
Беседа

Парная работа

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ИСРО РАО

Работа в группах

http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

17.

Проверочная работа

1

12.01.
2026

Выполнение заданий по заданной инструкции.

Самостоятельная
работа

18.

Что такое «бюджет»

1

19.01.
2026

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

19.

Расходы и доходы бюджета

1

26.01.
2026

20.

Семейный бюджет

1

25.01

Выявлять
и
анализировать
финансовую
информацию. Игра
Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления
креативности. Оценивать результаты своей деятельности.
Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления Беседа
креативности.

21.

Планируем семейный бюджет

1

22.

Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.

1

02.02. Развивать активное участие в коллективных учебноРабота в группах
2026 исследовательских, проектных и других творческих работах.
Развитие интереса к сотрудничеству.
09.02. Использовать информацию из текста для решения практической Беседа
2026
задачи

23.

Подсчитываем семейный доход

1

23.02.
2026

Игра

Выявлять
и
анализировать
финансовую
информацию. Игра
Использовать информацию из текста для решения практической

26

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ИСРО РАО

задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

24.

Откуда в семье берутся деньги.
Пенсия и социальные доходы.

1

02.03. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного
2026 межличностного общения.

http://skiv.instrao.ru Портал
ИСРО РАО

Парная работа

http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

25.

Пенсия и пособия

1

26.

Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, клад, выигрыш.

1

Использование полученных (из самих заданий) знаний для Беседа, игра
объяснения значений данных понятий. Оценивать результаты
своей деятельности.
16.03. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного
Групповая работа
2026 межличностного общения.
09.03.
2026

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

27.

Подсчитываем случайные
нерегулярные доходы

1

23.03.
2026

28.

На что тратятся семейные
деньги?

1

06.04.
2026

Выявлять
и
анализировать
финансовую Игра
информацию.Использовать информацию из текста для решения
практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.
Использование полученных (из самих заданий) знаний для Беседа
объяснения явлений.

29.

Подсчитываем расходы

1

13.04.
2026

Использование полученных (из самих заданий) знаний для Работа в паре
объяснения явлений.

30.

На что тратятся семейные
деньги? Обязательные платежи.

1

20.04. Развить активное участие в коллективных учебно2026 исследовательских, проектных и других творческих работах.

31.

Расходы на обязательные
платежи.

1

27.04.
2026

32.

Как сэкономить семейные
деньги?

1

Работа в группе

Выявлять
и
анализировать
финансовую
информацию. Игра
Использовать информацию из текста для решения практической
задачи
04.05. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного
Работа в паре
2026 межличностного общения.

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

27

33.

Подсчитываем сэкономленные
деньги

1

11.05. Использовать информацию из текста для решения практической Беседа
2026 задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

34.

Проверочная работа

1

18.05
25.05.
2026

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34
34

Выполнение действий по заданной инструкции

Самостоятельная
работа

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

28

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4 КЛАССА

29

№ п/п

Наименование разделов
и тем программы

РАЗДЕЛ 1.
1.
Старинная женская одежда

Кол-во Дата
часов

1

2.

Старинные женские
головные уборы

1

3.

Старинная мужская одежда
и головные уборы

1

Виды деятельности

08.09. Сформировать установку на активное участие в решении
2025 практических задач, осознанием важности образования.
15.09 Развить мотивацию к целенаправленной социально
.
значимой деятельности; стремление быть полезным.
2025

Проведение простых исследований и анализ их
22.09 результатов.
.

4.

Жилище крестьянской
семьи на Руси

1

5.

Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы
Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы.
История посуды на Руси

1

Какие деньги были раньше в
России

1

6.

7.

8.

9

Томат

1

1

1

2025
29.09 Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт
.
успешного межличностного общения.
2025
06.10 Проведение простых исследований и анализ их
.
результатов.
2025
13.10 Проведение простых исследований и анализ их
.
результатов.
2025
20.10 Проведение простых исследований и анализ их
.
результатов.
2025
03.11. Проведение простых исследований и анализ их
2025 результатов.

30
10.11. Проведение простых исследований
и анализ их
2025 результатов.

Форма
проведения
занятия

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Беседа.Практическ
ая работа.
Викторина.
Практическая
работа.

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Сетевой комплекс информационного
взаимодействия субъектов Российской
Федерации в проекте «Мониторинг
формирования функциональной
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/);
Портал ИСРО РАО

Дискуссия.
Практическая
рабоата.

http://skiv.instrao.ru

Парная работа.
Портал Российской электронной школы
Практическая
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
работа.
Самостоят. работа Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Беседа с
обсуждением.

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Мозговой штурм

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Квиз

Портал ИСРО РАО

Беседа.
Работа в паре.

http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

10.

Болгарский перец

1

11.

Картофель

1

1

13

Баклажан. Семейство
Паслёновые
Лук

14.

Капуста

1

15.

Горох

1

16.

Грибы

1

12.

17.

Творческая работа

1

1

18.

Потребительская корзина

1

19.

Потребительская корзина

1

20.

Прожиточный
минимум
Инфляция

1

21.

1

17.11. Развивать активное участие в коллективных учебно2025 исследовательских, проектных и других творческих
работах
24.11. Выявлять и анализировать финансовую
2025 информацию.Проведение простых исследований и
анализ их результатов.
01.12. Проведение простых исследований и анализ их
2025 результатов.
08.12. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт
2025 успешного межличностного общения.
15.12. Проведение простых исследований и анализ их
2025 результатов.
22.12 Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт
.
успешного межличностного общения. Оценивать
2025 результаты своей деятельности.
29.12. Развивать активное участие в коллективных учебно2025 исследовательских, проектных и других творческих
работах
12.01. Проведение простых исследований и анализ их
2026 результатов.
19.01.
2026
26.01.
2026

02.02.
2026
09.02.
2026

Проведение простых исследований и анализ их
результатов.
Выявлять и анализировать финансовую
информацию.Выдвижение идей и обсуждение различных
способов проявления креативности. Оценивать
результаты своей деятельности.
Выдвижение идей и обсуждение различных способов
проявления креативности:
Развивать активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих
работах

31

Работа в группах

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Игра

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Самост.работа
Работа в паре
Беседа
Парная работа

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО

Работа в группах

http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО

Практическая
работа.
Игра
Игра

Самост. работа
Работа в группах

http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

22.

Распродажи, скидки, бонусы

1

23.

Распродажи, скидки, бонусы

1

24.

Благотворительность

1

16.02.
2026
23.02.
2026

Использовать информацию из текста для решения
практической задачи
Выявлять и анализировать финансовую
информацию.Использовать информацию из текста для
решения практической задачи. Оценивать результаты
своей деятельности.

02.03. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт
2026 успешного межличностного общения.

Беседа
Игра

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО

Парная работа

http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

25.

Страхование

1

26.

В бассейне

1

27.

Делаем ремонт

1

28.

Делаем ремонт

1

29.

Праздничный торт

1

30.

Обустраиваем участок

1

09.03. Использование полученных (из самих заданий) знаний
2026 для объяснения явлений. Оценивать результаты своей
деятельности.
16.03. Использование полученных (из самих заданий) знаний
2026 для объяснения явлений.
23.03. Выявлять и анализировать финансовую
2026 информацию.Использовать информацию из текста для
решения практической задачи. Оценивать результаты
своей деятельности.
06.04. Использование полученных (из самих заданий) знаний
2026 для объяснения явлений.
13.04. Использование полученных (из самих заданий) знаний
2026 для объяснения явлений.
20.04. Развить активное участие в коллективных учебно2026 исследовательских, проектных и других творческих
работах.

32

Беседа, игра

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Викторина

Портал ИСРО РАО

Игра

http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Самост. работа
Беседа.
Практическая
работа
Работа в группе

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

31.

32.

Поход в кино

Поход в кино

1

1

27.04. Выявлять и анализировать финансовую
2026 информацию.Использовать информацию из текста для
решения практической задачи
04.05. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт
2026 успешного межличностного общения.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru
Работа в паре.Игра Портал ИСРО РАО

33.

Отправляемся в
путешествие

1

13.05. Использовать информацию из текста для решения
2026 практической задачи. Оценивать результаты своей
деятельности.

Беседа.Игра

http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

34.

Составляем словарик по
финансовой грамотности

1

18.05 Выдвижение идей и обсуждение различных способов
25.05. проявления креативности.
2026

Игра

Портал ИСРО РАО

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

http://skiv.instrao.ru

34
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с
руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
33

Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ.
1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования»
2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).
3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества
образования».
4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».